Научная статья на тему 'Изучение кадрового состава редакций печатных СМИ Белгородской области'

Изучение кадрового состава редакций печатных СМИ Белгородской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
502
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ РЕДАКЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВАЯ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / REGIONAL MASS MEDIA / EDITORIAL STUFF / ORGANIZATIONAL AND PERSONNEL STRUCTURE / SOCIAL AND DEMOGRAPHICAL SPECIFI CATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крюкова С. В., Микулина И. В.

В статье рассматриваются предпосылки и результаты социологического исследования кадрового со- става редакций печатных средств массовой информации Белгородской области, соучредителями которых выступают органы региональной власти и органы местного самоуправления. Освещаются проблемы, вы- явленные в организационно-кадровой структуре редакций, а также проблемы, обусловленные социально- демографическими характеристиками редакционных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PERSONNEL OF BELGOROD REGION MASS MEDIA EDITORIAL DESKS

The article deals with the background and results of sociological survey of the editorial stuff of the Belgorod region mass media which are co-founded by regional and local government bodies. The paper discusses the issues of organizational personnel structures of editorials, and social and demographical specifi cations of editorial stuff.

Текст научной работы на тему «Изучение кадрового состава редакций печатных СМИ Белгородской области»

УДК 070.42(470.325) С.В. КРЮКОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью Белгородского государственного университета

E-mail: [email protected] И.В. МИКУЛИНА

кандидат филологических наук, доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью Белгородского государственного университета

E-mail: [email protected]

UDC 070.42(470.325) S.V. KRYUKOVA

candidate of philological sciences, associate professor of communication studies, advertising and public relations

Belgorod State University E-mail: [email protected] I.V. MIKULINA

candidate of philological sciences, associate professor of communication studies, advertising and public relations

Belgorod State University E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА РЕДАКЦИЙ ПЕЧАТНЫХ СМИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ THE STUDY OF PERSONNEL OF BELGOROD REGION MASS MEDIA EDITORIAL DESKS

В статье рассматриваются предпосылки и результаты социологического исследования кадрового состава редакций печатных средств массовой информации Белгородской области, соучредителями которых выступают органы региональной власти и органы местного самоуправления. Освещаются проблемы, выявленные в организационно-кадровой структуре редакций, а также проблемы, обусловленные социально-демографическими характеристиками редакционных коллективов.

Ключевые слова:региональные средства массовой информации, кадровый состав редакции, организационно-кадровая структура, социально-демографические характеристики.

The article deals with the background and results of sociological survey of the editorial stuff of the Belgorod region mass media which are co-founded by regional and local government bodies. The paper discusses the issues of organizational personnel structures of editorials, and social and demographical specifications of editorial stuff.

Keywords: regional mass media, editorial stuff, organizational and personnel structure, social and demographical specifications.

В настоящее время перед отечественной журналистикой стоят важные проблемы, обусловленные политическими и социально-экономическими процессами, которые переживало и переживает российское общество. Закон «О средствах массовой информации», принятый в 1991 году, положил начало рыночным отношениям в медиасфере. Средства массовой информации (СМИ) стали хозяйствующими субъектами; вместе с юридическим закреплением института учредительства появилось понятие «собственник». Превращение самих СМИ и создаваемого ими продукта в особого рода товар постепенно привело к переосмыслению их социальной роли в современном обществе и изменению их функций.

Сложное и многоаспектное образование - ме-диарынок - определяет степень информационного влияния и модели поведения участников рынка. Более 20 лет российские масс-медиа формируют рыночное пространство, ведут конкурентную борьбу, осваивают новые формы и способы ведения ме-диабизнеса. Некоторые редакционные коллективы успешно вписались в новые условия экономической среды. Большинство же современных российских

региональных печатных СМИ с трудом приспосабливаются к новым реалиям, перестают развиваться, постепенно сдают позиции, уступая рынок более гибким и энергично меняющимся конкурентам.

Географический срез медиарынка определяет наличие «зонтичной конкуренции» между масс-медиа различных групп. Так, общероссийские печатные издания конкурируют не только между собой, но и с мировыми газетами и журналами, а региональная пресса, в свою очередь, должна выдерживать «натиск» и тех и других. Понятно, что в данной ситуации особенно сложно приходится районным изданиям. Помимо конкуренции на рынке содержания, они должны быть конкурентоспособными на рынке рекламы и на рынке свободного времени, так как именно в этих аспектах потребитель делает свой выбор в пользу того или иного информационного продукта.

В настоящее время вектор развития редакций СМИ определяется ещё одной тенденцией. Сетевые технологии, основанные на мультимедийных технологиях, по образному выражению исследователей, «произвели революцию в системе традиционных

© С.В. Крюкова, И.В. Микулина © S.V. Kryukova, I.V. Mikulina

СМИ»1 [5]. Это привело к появлению нового вида СМИ - сетевых, в числе которых представительства традиционных медийных структур, собственно сетевые структуры, а также их разновидности (сетевые журналы, газеты, ИА, порталы, списки рассылки и т.п.).

Кроме того, получившие широкое распространение независимые ресурсы в социальных сетях и блог-платформах, поддерживаемые самими интернет-пользователями, постепенно стали альтернативой информационному продукту традиционных СМИ. Так, среди интернет-пользователей, зарегистрированных в наиболее популярных социальных сетях «Одноклассники»2 [11] и «ВКонтакте»3 [10], около 770 тысяч человек указали в своем аккаунте принадлежность к г. Белгороду.

В настоящее время совокупная аудитория белгородских пользователей социальной сети «ВКонтакте» превышает тиражи всех печатных СМИ, учреждённых региональными и муниципальными органами власти. По данным интернет-агентства «Сверхнова», еженедельное количество посещений жителями Белгородской области социальных сетей составляет: «Одноклассники» 200 тысяч человек, «ВКонтакте» - 150 тысяч человек. Среднестатистический белгородский владелец аккаунта проводит в социальных сетях от двух до четырёх часов в сутки. Таким образом, за последнее десятилетие произошли структурные изменения в системе и способах потребления населением информационных продуктов.

В условиях глобализации и конвергенции информационных процессов коллективам редакций региональных и муниципальных печатных СМИ необходимо менять привычную систему методов работы, иначе они рискуют окончательно утратить конкурентоспособность на информационном рынке.

Изменения в системе функционирования СМИ требуют пересмотра форм и методов подготовки журналистских кадров, корректировки списка их профессиональных компетенций в соответствии с запросами времени. В связи с этим представляется весьма актуальным выяснение того, что представляет собой кадровый состав современной редакции регионального печатного СМИ, каков его потенциал и перспективы развития. Решить, эту важную задачу было призвано социологическое исследование «Кадровый паспорт редакции регионального печатного СМИ», проведённое по инициативе ОАУ «Институт региональной кадровой политики» Белгородской области.

Изучение кадрового состава редакций СМИ имеет свою историю в России и за рубежом.

В литературе отмечена как первое отечествен-

1 Олейников С. В. СМИ в процессе системной трансформации информационного пространства Приднестровья : диссертация ... кандидата политических наук : 10.01.10. Санкт-Петербург, 2006. С. 62.

2 Социальная сеть «Одноклассники». URL: http://www. odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=searchResult&st.query=белгород&st. mode=All_(дата обращения: 26.04.2012)

3 Социальная сеть «ВКонтакте». URL: http://vk.com/search?c%5 Bcity%5D=26&c%5Bcountry%5D=1&c%5Bname%5D=0&c%5Bsectio n%5D=people (дата обращения: 26.04.2012)

ное социолого-журналистское исследование работа Н.А. Добролюбова, изучавшего журнал «Собеседник любителей российского слова». Автор «впервые в отечественной науке о журналистике составил статистическую «карту», вобравшую в себя сведения о социальном положении, принадлежности к полу, местах проживания людей, писавших в журнал. Эти сведения поддавались графическому изображению»4 [12].

В процессе социологического изучения профессиональной деятельности российских журналистов выделяется несколько этапов, что обусловлено процессами демократизации общества, разрушением тоталитарных систем. Первый этап наблюдался в послереволюционные 1920-е годы, второй пришелся на 1960-е (период хрущевской «оттепели»), третий - на 1990-е годы (послеперестроечное время, возникновение рыночных отношений).

Последний этап отмечен весьма интересными и значительными исследованиями в рамках комплексных проектов факультета журналистики МГУ «Перспективы развития телевидения и радиовещания» (1990) и «Перспективы развития местной прессы» (1991)5 [4, 7, 8]. Опросы проводились среди журналистов центрального и местного телевидения и радиовещания, местной прессы Ярославской области. Анкеты содержали вопросы, связанные с новыми, рыночными условиями существования СМИ: о феномене учредительства, экономическом положении редакций и формах собственности. Выяснялись политические ориентации журналистов, их суждения о степени профессиональной независимости и свободы; о программной политике, профилировании и типологии изданий, изменении ролей журналиста, возможностях работы с источниками информации.

В 1994 г. Фондом защиты гласности с помощью Фонда «Евразия» был осуществлён масштабный проект (руководители А.К. Симонов, В.Н. Вильчек, И.М. Дзялошинский). Для того чтобы сформировать портрет журналиста российской провинции, было опрошено 4500 читателей, зрителей, слушателей и более 1000 журналистов в восьми регионах6 [3]. В 1995 году участниками исследования проблем свободы доступа к информации стали более 1000 работников редакций. Это исследование повторялось в 1997, 2000 и 2002 гг. под руководством И.М. Дзялошинского7 [6, 9].

4 Таловов В. П. У истоков социолого-журналистских исследований. Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1993. №5. С. 32.

5 Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / под ред. Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой. М. : Изд-во МГУ, 1994. 167 с.; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист новой прессы: типологические характеристики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 3. с. 3-13.; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист местной прессы и перспективы ее развития. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 75-92.

6 Журналист и журналистика российской провинции: Опыт исследования. М. : Начала-Пресс, 1995. 170 с.

7 Российская журналистика: свобода доступа к информации: Сост. И.М. Дзялошинский. М. : Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», 1996. 267 с.; СМИ и органы местного самоуправления: взаимодействие во имя информационной откры-

В 1990-е годы приобрело актуальность такое важное направление исследования, как социопсихологическое изучение личности, социально-профессиональных ориентаций, проблем творчества журналиста.

И.М. Дзялошинский, в течение ряда лет проводивший социопсихологические исследования разных групп журналистов, в частности, пришел к выводу: наиболее продуктивен журналист, у которого ярко выражены средние значения психологических профессиональных качеств. А значительно заниженные или завышенные показатели равно мешают исполнению профессиональной роли8 [1].

В результате социопсихологического исследования «Проблемы информационной безопасности и СМИ», проведённого совместными усилиями факультетов журналистики и психологии МГУ в 2003-2004 гг. (рук. Я.Н. Засурский, А.И. Донцов, А.И. Подольский, Л.В. Матвеева), было опрошено 100 тележурналистов и 147 старших школьников. Оказалось, что во многом представления журналистов об информационных потребностях подростковой аудитории не совпадают с реальными интересами этой аудитории. Таким образом, возникает явление разорванной коммуникации: журналисты недооценивают интерес подростков к познавательной и важной для их социализации информации, см.: [2].

Одним из крупнейших исследований последних лет является изучение проблем развития региональных рынков печатных СМИ, организованное секретарем Союза журналистов России, главным редактором журнала «Журналистика и медиары-нок» В. Л. Касютиным при содействии Фонда развития информационной политики, Союза журналистов России, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Полевой этап проходил в октябре 2009 года; в опросе приняло участие 344 человека из всех федеральных округов РФ. В результате были выявлены наиболее популярные антикризисные решения и инновации местных СМИ; определены проблемы и тенденции развития региональных ме-диарынков; определены темы, наиболее популярных у аудитории местных СМИ.

В процессе исследования журналистских кадров и редакционной деятельности круг изучаемых проблем расширялся. От традиционных социально-демографических характеристик к сложным профессиональным вопросам, затем к социально-политическим и нравственным ориента-циям; от сугубо социологических, на первых порах даже статистических, исследований к социально-психологическим, связанным с глубинными характеристиками личности; от общего представления о профессиональной деятельности к многоаспектному изучению всех видов и этапов журналистского про-

тесты власти. Сост. И.М. Дзялошинский. М. : Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», 2002. 320 с.

8 Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М. : Изд-во МГУ, 1996. 174 с.

цесса, с углублением проблематики (например, свобода СМИ или доступ к источникам информации).

Изменялись и объекты исследований: вначале конкретные, локальные - затем всесоюзные и всероссийские исследования, вначале сотрудники печатных СМИ - затем радио-, тележурналисты и другие группы работников СМИ. Социологами изучались сначала районные, потом областные, республиканские, центральные редакции. Исследования, начинавшиеся как тематические, узконаправленные, стали частью комплексных проектов (изучение информационного поведения всех участников функционирования СМИ: издателя, учредителя, аудитории, журналистов, редакций, а также их продукции - текстов).

Разнообразными становились и методики: появились повторные, панельные исследования, дающие возможность проследить тенденции развития, изменения в профессиональной журналистской деятельности. Наконец, исследования стали не только российскими, но и международными, что позволило сравнивать процессы, происходящие в России, с глобальными.

Однако следует отметить, что на региональном уровне изучение редакционных коллективов, их проблем, а также паспортизация журналистских кадров Белгородской области никогда не проводились.

Опора на имеющиеся теоретические разработки, эмпирические данные аналогичных исследований позволяет восполнить этот пробел. Тем более, что имеет место актуальная проблема исследования, вызванная противоречием между необходимостью проведения инновационных изменений в системе организации работы редакций региональных печатных СМИ и отсутствием мотивационной и компе-тентностной готовности у руководящего и кадрового состава редакций к осуществлению этих изменений.

Программа исследования была разработана кандидатом социологических наук Т.В. Тришиной, в настоящее время - начальником отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества ОАУ «Институт региональной кадровой политики».

Целью исследования стал анализ кадровой ситуации (человеческих ресурсов и организации кадровой работы) в редакциях районных и областных печатных СМИ, соучредителями которых выступают органы региональной власти и органы местного самоуправления Белгородской области.

Реализация поставленной цели исследования предполагала решение следующих задач:

- изучение организационно-кадровой структуры редакций региональных печатных СМИ;

- определение социально-демографических характеристик сотрудников редакций;

- изучение процесса организации и условий труда в редакциях;

- определение степени профессиональной компетенции сотрудников редакции;

- изучение трудовой мотивации сотрудников;

- оценка творческой активности сотрудников;

- выявление инновационной готовности и научно-исследовательской активности сотрудников редакции;

- определение социокультурных оснований профессиональной идентичности сотрудников редакций;

- выявление основных проблем профессиональной деятельности редакционного коллектива.

В качестве комплексного объекта исследования выступили сотрудники редакций районных и областных печатных СМИ.

Предметом исследования стали социально-демографические, профессионально-компетентностные, творческие, мотивационные и идентификационные характеристики сотрудников редакций.

Для исследования был выдвинут ряд гипотез:

во-первых, состояние трудовых ресурсов редакций характеризуется низкой степенью обнов-ляемости и тенденцией к «старению» коллективов: в редакциях районных и городских печатных СМИ значительную долю составляют сотрудники предпенсионного и пенсионного возраста. Большинство руководителей редакций также входят в эту возрастную категорию;

во-вторых, низкая степень эффективности работы редакций является следствием сниженной трудовой мотивации сотрудников, отсутствием чёткого представления о должностных и профессиональных обязанностях, а также низкой степенью владения профессиональными компетенциями, в том числе новыми компьютерными технологиями и программами. Основная часть сотрудников редакций никогда не осуществляла повышение своей профессиональной квалификации;

в-третьих, для большинства редакций характерен низкий уровень профессиональной мобильности кадров: большинство опрошенных сотрудников редакций длительное время не меняли свое основное место работы; в коллективах редакций сложились своеобразные социокультурные основания определения профессиональной идентичности, связанные не с профессиональными компетенциями, а с включенностью в социальные сетевые отношения по месту работы (например, наличие дружеских связей и включенность в микрогруппы в трудовом коллективе, стаж работы в организации в данной должности и пр.).

В ходе исследования как основной метод сбора первичной социологической информации использовался метод анкетного опроса сотрудников редакций печатных СМИ.

В анкете содержалось 76 вопросов закрытого и полузакрытого типа, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

Структурно анкета включала:

- вступление (сообщается тема, цель и задачи опроса, называется организация, его проводящая, объясняется техника заполнения анкеты);

- простые, нейтральные по смыслу вопросы;

- более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти;

- вопросы-«ловушки», позволяющие оценить уровень профессиональной компетенции;

- «паспортичка» или социально-демографический блок (вопросы о поле, возрасте, образовании и т.п. респондента);

Заключение

Редакторы районных, городских и региональных печатных СМИ, помимо общей для всех респондентов анкеты, заполняли приложение к основной анкете, где сообщали основные сведения о своем издании.

Для получения более полной информации по проблеме исследования предполагалось изучение документов и статистических материалов, связанных с деятельностью редакций СМИ.

Полевой этап исследования - опрос сотрудников районных и областных печатных СМИ - был проведен в августе-сентябре 2012 года сотрудниками кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью факультета журналистики НИУ «БелГУ» доцентами С.В. Крюковой и И.В. Микулиной.

Необходимо отметить, что характерная особенность метода анкетирования - его направленность на изучение фактов сознания (мнений, оценок, точек зрения, убеждений и т. п.) и субъективных оценок. Для получения более полной информации по проблеме исследования изучались документы и статистические материалы, связанные с деятельностью редакций СМИ.

В сочетании с объективными данными, представленными в документах отчётности о состоянии кадровой работы (например, сведениями о штатном составе редакций областных и районных газет, справочной информации о кадровом составе редакций), метод анкетного опроса позволяет эффективно выявить соотношение субъективных представлений респондентов о своих профессиональных функциях, компетенциях, статусе в трудовом коллективе и формальных показателей организации кадровой работы, а также проводить перспективную оценку намерений опрашиваемых соответствовать социально привлекательному образу сотрудника СМИ.

Выборочная совокупность составила 259 респондентов (76,4% от генеральной совокупности). Для определения выборочной совокупности использовался метод основного массива, так как общее число сотрудников в редакционных коллективах 24 изучаемых редакций составляет не более 339 человек. Преимущество опроса по методу основного массива состоит в том, что выборка имеет высокий удельный вес в генеральной совокупности, за счёт этого удается устранить возможные смещения. Данная выборка является репрезентативной по отношению к генеральной совокупности.

Ввод и обработка данных, полученных в резуль-

тате опроса, производились с использованием программного продукта «IBM SPSS Statistics 19». Далее проводился анализ, для которого ответы респондентов на вопросы распределялись по тематическим блокам исследования: организационно-кадровая структура редакций; социально-демографическая характеристика сотрудников редакций; профессиональные компетенции сотрудников; творческая специализация и активность; организация и условия труда; мотивация сотрудников; инновационная и научно-исследовательская активность; морально-психологический климат в коллективах редакций; проблемное поле редакционных коллективов. Для выявления существенных отличий в результатах исследования ответы сотрудников районных и областных изданий анализировались отдельно.

Общее количество опрошенных сотрудников составило 259 человек (100%), в том числе: творческих сотрудников 142 человека (55%); технических сотрудников 103 человека (40%). Затруднились определить характер своего труда в редакции 14 человек (5%). Возможно, эти 14 совмещают выполнение творческих обязанностей с техническими, административными или хозяйственными.

Обращает на себя внимание количество затруднившихся ответить на вопрос, какую конкретно должность они занимают в редакции - семь человек (почти 3%). Некоторые из опрошенных сотрудников указали должности, отсутствующие в штатном расписании областных и районных газет, например «заполнение сайта», «кассир-корректор», «рекламный менеджер», «PR и реклама». Данный факт может свидетельствовать о недостаточном знании сотрудниками своих должностных обязанностей либо об отсутствии чёткого распределения функциональных обязанностей в трудовом коллективе.

Опрос сотрудников редакций выявил тенденцию к сокрытию информации о характере труда и занимаемой должности, что косвенно может свидетельствовать о нежелании менять сложившееся распределение функциональных обязанностей и подтверждать гипотезу о нарастающей закрытости исследуемых профессиональных групп.

Среди опрошенных занимают руководящие должности 63 сотрудника (24%). Количество затруднившихся ответить - 26 человек (10%) - подтверждает гипотезу о низкой информированности сотрудников о сложившейся структуре управления в организации: назвали свою должность руководящей водитель и обозреватель, не считают себя руководителями четыре ответственных секретаря, в то время как девять ответственным секретарей указали, что они руководители. Из двух заведующих корпунктами один считает себя руководителем, а другой -нет, при этом подчиненные отсутствуют у обоих. Из семи заведующих отделами редакций два считают себя руководителями, а пять - нет.

Некоторые респонденты (20 человек; 8%) отрицательно ответили на вопрос о наличии чётко про-

писанных должностных инструкций, определяющих права, обязанности и ответственность сотрудников, а 13 человек (5%) затруднились с ответом.

Об отсутствии чётких представлений об иерархии должностей в редакции свидетельствует тот факт, что на вопрос о наличии подчиненных затруднились ответить 22 опрошенных (8,5%). Это подтверждается и статистически значимой зависимостью между переменными «занятие руководящей должности» и «наличие подчиненных». Выяснилось, что считают себя руководителями в отсутствии подчиненных семь человек (3%), а один человек, не считающий себя руководителем, имеет сотрудника в подчинении.

В результате опроса отчётливо выявилась тенденция старения трудовых коллективов редакций печатных СМИ: четвертая часть сотрудников (67 человек; 26%) относится к возрастной категории свыше 55 лет, а 30% сотрудников приближаются к пенсионному возрасту. Количество молодых сотрудников (29 человек; 11%) не будет способно компенсировать кадровую потребность в случае ухода на пенсию тех, кто продолжает работать по достижении пенсионного возраста.

Большинство сотрудников редакций (72%) имеет неоконченное высшее и высшее образование; 23 человека (9%) не являются дипломированными специалистами, два из них занимают творческие должности.

Профильное журналистское образование имеют 70 человек (27%), 63 из них занимают творческие должности. Только 44% творческих сотрудников имеют журналистское образование.

Базовое журналистское образование является основой квалифицированного, качественного выполнения должностных обязанностей творческим сотрудником. Наличие дополнительного образования другого профиля, безусловно, должно приветствоваться у творческих сотрудников, создающих политематический контент издания. Однако ни один респондент, указавший в качестве основного не журналистское образование, не отметил наличие журналистского образования как дополнительного.

Из технических сотрудников 17 опрошенных не являются квалифицированными специалистами, не имеют диплома о профессиональном образовании.

Таким образом, исследование выявило проблемы в системе управления персоналом: сотрудники испытывали затруднения при ответах на вопросы, связанные с описанием должностных обязанностей, системы соподчинения и распределением функциональных обязанностей. То, что у опрошенных не сформированы отчётливые представления о своих должностных и профессиональных обязанностях, об иерархии должностей в редакции, может быть связано:

- либо с недостаточно чёткими должностными инструкциями;

- либо с формальным знакомством с должностными инструкциями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- либо с отсутствием должностных инструкций.

Все вышесказанное подтвердило гипотезу о недостаточном уровне организационно-кадровой работы с персоналом редакций.

Отмечается явная тенденция к старению коллективов редакций СМИ, что подтверждает гипотезу исследования. В редакциях районных СМИ эта тенденция проявляется в несколько большей степени по сравнению с областными. Тенденция к старению выявлена также для руководящего звена редакций

исследуемых СМИ, и эта тенденция преобладает в областных редакциях.

Опрошенных респондентов характеризует низкий уровень профессиональной мобильности. В редакциях районных СМИ половина сотрудников имеет длительный стаж работы в одной должности (от 11 лет и свыше 25 лет). В редакциях областных СМИ кадровая и должностная ротация проводится более активно.

Библиографический список

1. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М. : Изд-во МГУ, 1996. 174 с.

2. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодёжной аудитории на основе медиаобразова-тельных стратегий и технологий : автореф. дис. ... канд. филол. н.: 10.01.10 / И.В. Жилавская. М., 2008. 23 с.

3. Журналист и журналистика российской провинции: Опыт исследования. М. : Начала-Пресс, 1995. 170 с.

4. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / под ред. Л.Г. Свитич, А. А. Ширяевой. М. : Изд-во МГУ, 1994. 167 с.

5. Олейников С.В. СМИ в процессе системной трансформации информационного пространства Приднестровья : дисс. ... канд. полит. н.: 10.01.10. Санкт-Петербург, 2006. 236 с.

6. Российская журналистика: свобода доступа к информации. Сост. И.М. Дзялошинский. М. : Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», 1996. 267 с.

7. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист новой прессы: типологические характеристики // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 3. С. 3-13.

8. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист местной прессы и перспективы ее развития. Журналист : Социологические и социопсихологические исследования. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 75-92.

9. СМИ и органы местного самоуправления: взаимодействие во имя информационной открытости власти.Авт.-сост. И.М. Дзялошинский. - М. : Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», 2002. 320 с.

10. Социальная сеть «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://vk.com/search7c%5Bcity %5D=26&c%5Bcountry%5D=1&c%5Bname%5D=0&c%5Bsection%5D=people (дата обращения: 26.04.2012)

11. Социальная сеть «Одноклассники» [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.odnoklassniki. ru/dk?st.cmd=searchResult&st.query=белгород&st.mode=All_(дата обращения: 26.04.2012).

12. Таловов В. П. У истоков социолого-журналистских исследований. Вестник МГУ Серия 10. Журналистика. 1993. №5. С. 31-40.

References

1. Dzyaloshinsky I.M. Russian journalist in post-totalitarian era. Some personality traits and professional activities. Moscow: Moscow State University Press, 1996. - 174 p.

2. Zhilavskaya I.V Optimization of the interaction of the media and the youth audience through media education strategies and technologies: summary dis. ... candidate of philology: 10.01.10 / I.V. Zhilavskaya. - M., 2008. - 23 p.

3. Journalist and journalism of Russian province: Experience of research. - Moscow: Beginning- Press, 1995. - 170 p.

4. Journalist: Sociological and socio-psychological research / ed. L.G. Svitich, A.A. Shiryaeva. - Moscow: Moscow State University Press, 1994. - 167 p.

5. OleynikovS.V. Media in the process of transformation of the information system in Transnistria: the dissertation ... candidate of political sciences: 10.01.10. - St. Petersburg, 2006. - 236 p.

6. Russian journalism: the freedom of access to information // Comp. I.M. Dzyaloshinsky. - M: Human Rights Fund "Commission on Freedom of Information Act", 1996. - 267 p.

7. Svitich L.G., Shiryaev A.A. New media journalist: typological characteristics // Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism. 1994. Number 3. Pp. 3-13.

8. Svitich L.G., Shiryaev A.A. A journalist of the local press and its future development. Journalist: Sociological and socio-psychological research. - Moscow: Moscow State University Press, 1994. - Pp. 75-92.

9. Media and local government: cooperation for the sake of transparency of power // Comp. I.M. Dzyaloshinsky. . - M: Human Rights Fund "Commission on Freedom of Information Act", 2002. - 320 p.

10. Social network "VKontakte" [electronic resource]: [site]. Access mode: http://vk.com/search?c% 5Bcity% 5D = 26 & c% 5Bcountry% 5D = 1 & c% 5Bname% 5D = 0 & c% 5Bsection% 5D = people (date accessed: 04/26/2012)

11. Social network "Odnoklassniki" [electronic resource]: [site]. Access mode: http://www..ru/dk?st. cmd=searchResult&st.query=белгород&st.mode=All (date accessed: 04/26/2012).

12. 12. Talovov VP. At the root of sociology and journalism studies // Bulletin of Moscow State University. Series 10. Journalism. - 1993. - № 5. - Pp. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.