УДК: 070 ББК: 76.0
Смирнова О.В.
МЕСТНЫЕ ГАЗЕТЫ В НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Smirnova O. V.
LOCAL NEWSPAPERS IN THE NEW TECHNOLOGICAL CONDITIONS
Ключевые слова: Россия, местная пресса, деятельность журналиста, конвергенция, информационные технологии.
Keywords: Russia, local press, activity of the journalist, convergence, information technologies.
Аннотация: в статье представлены некоторые результаты масштабного исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.», которое проводится сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова с начала 2013 г. Всего было опрошено 153 главных редакторов и журналистов местных газет. Проанализировано лишь одно направление исследования, касающееся работы журналистов в современных технологических условиях и основных процессов конвергенции в редакции. В целом ответы руководителей редакций и журналистов показали, что технологическое развитие местных газет России происходит достаточно активно. Этот факт в значительной степени влияет на характер и содержание работы журналистов.
Abstract: some results of the large-scale Research "Newspapers in small and medium sized Russian cities in 2010" which is carried out by the staff offaculty ofjournalism of Lomonosov Moscow State Un i-versity since the beginning of 2013 are presented. This article is written based on a survey of 153 respondents in 66 editors' offices from 55 Russian towns. In article only one of the directions of research concerning work of journalists in modern technological conditions and the main processes of convergence is analyzed. In general answers ofjournalists showed that technological development of local newspapers of Russia goes rather actively and it substantially influences on the character and the content of work of the journalists.
В последние десятилетия при анализе деятельности массмедиа наибольшее значение придается процессу проникновения цифровых технологий и активному формированию новой конвергентной среды, в которой существуют и развиваются средства массовой информации1. Несмотря на наступление цифровых медиа печатные издания, по убеждению исследователей, обязаны и в будущем сохранить за собой традиционную роль поставщиков качественной информации. Для решения этой задачи им необходимо провести корректировку стратегий, которые позволят успешно функционировать и в цифровую эпоху.
Представляется, что важнейшей составляющей стратегии современной прессы является как ее цифровое развитие, так и развитие и поддержание на высоком уровне профессионализма журналистов и качества содержания издания.
Цифровое развитие печатных СМИ предпо-
1 Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2012. - № 1. -С. 7-26; Вартанова Е.Л., Макеенко М.И., Вырков-ский А.В. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2011. - № 6. - С. 6-32.
лагает в первую очередь развитие конвергентно-сти и мультиплатформенности. При этом развитие интернет-версии, создание цифрового ТВ и РВ по примеру, скажем, ИД «Комсомольская правда», не предполагает обязательного отказа от печатного формата, а требует необходимости скорей дополнить его новыми инструментами, которые позволят идти в ногу со временам. Это, безусловно, требует не только высокого уровня технологического оснащения редакций, но также и новых, дополнительных компетенций от журналистов. Нельзя не согласиться с тем, что в современной эпохе новые информационные технологии, в том числе Интернет, уже стали неотъемлемой частью профессии журналиста.
Поэтому важнейшим направлением в контексте данной стратегии является развитие цифровых компетенций журналистов и сотрудников редакций СМИ. В то же время исследователи отмечают, что региональные, местные СМИ пока лишь вступают на путь конвергенции и муль-тимедийности. Это вызвано различным уровнем развития технологий. При этом региональные СМИ в значительной степени сохраняют функции информирования и целенаправленного воз-
действия на аудиторию1.
В данной статье представлены некоторые результаты исследования работы журналистов в современных технологических условиях и основных процессов конвергенции в редакциях местных газет. Это исследование является частью масштабного проекта «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.», проводившегося сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013-2015 гг. (руководители проекта - О.В. Смирнова и М.В. Шкондин, авторы - Л.Г. Свитич и А.А Ширяева)2.
Необходимо напомнить, что средние и малые города традиционно имеют большое значение для России. В стране 1 099 городов, из них 155 средних (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и 780 малых городов (с населением до 50 тыс. человек), т.е. всего 935, что составляет 85% всех городов страны. Население таких городов - 27 310 615 человек, что составляет 28% городского населения. Средние и малые города являются центрами общественной, хозяйственной и культурной жизни региона. Кроме того, это хранители российской истории, народной культуры, промыслов, традиций и обычаев. И конечно, это наиболее массовый и важный сегмент информационно-коммуникационного пространства страны и регионов. Местные издания порой единственный информатор о жизни города и района. Поэтому важной задачей, на наш взгляд, является изучение эффектив ности мест-
ных российских СМИ, соответствия их уровня современным тенденциям развития медиа, в том числе того, как внедряются в местных газетах новые цифровые технологии и какими темпами, в каких формах идут процессы конвергенции3. В выборку исследования попали:
- все 8 округов Российской Федерации;
- 26 субъектов Российской Федерации;
- 55 городов;
- 66 редакций газет.
Итак, что показало данное исследование?
Всего было опрошено 153 главных редакторов и журналистов местных газет. Анкета была обширной и охватывала круг вопросов от содержания и экономики газеты до степени профессиональной свободы и технологических условий труда журналистов. В целом ответы руководителей редакций и журналистов показывают, что технологическое развитие местных газет России происходит достаточно активно и это в значительной степени влияет на характер и содержание работы журналистов. Так, ответы на вопрос «Обеспечена ли ваша редакция выходом в Интернет?» показали, что практически все редакции имеют выход в Интернет (рисунок 1).
Обеспечена ли ваша редакция выходом в Интернет? (в % к числу ответивших на вопрос]
1 Астафуров И.В. Региональные СМИ в условиях мультимедийности и конвергенции // Международная научно-практическая конференция НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований-2016»; Материалы конференции. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2016, с.18.
2 См.: Свитич ЛГ., Смирнова О.В., Ширяева АА., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 5. - С. 3-25; № 6. - С. 52-73; Их же: Содержательно-тематическая структура городских газет (контент-аналитическое исследование) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2015. - № 6. -С. 64-91; Коммуникативные характеристики контента городских газет (по результатам контент-анализа) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2016. -№ 1. - С. 3-27; Жанры публикаций в городской газете // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (9); Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Вырковский А.В. Экономическое положение редакций (по результатам опроса редакторов и журналистов газет средних и малых городов России) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2015. - № 3. -С. 46-65; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Информационный потенциал общества и медиаресурсы городских газет // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Филология. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 183-
193.
2
Рисунок 1 - Обеспеченность редакции выходом в интернет
На вопрос «Достаточно ли обеспечена ваша редакция цифровой техникой?» лишь 8% ответили, что плохо ею обеспечены, 50% ответили, что обеспечены средне, 32% - что «вполне обеспечена» (рисунок 2).
3 Свитич Л.Г. Влияние процессов медиакон-вергенции на характер журналистского труда (по результатам социологического исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.») // Акценты: новое в журналистике и литературе. -2014. - Вып. 5-6 (124-125). - С. 19-25.
Достаточно ли обеспечена ваша редакция цифровой техникой? (в % к числу опрошенных)
3
□ вполне обеспечена □средне
□ плохо
□затрудняюсь ответить
□ нет ответа
Рисунок 2 - Обеспеченность редакции цифровой техникой
На вопрос об обеспеченности компью- сты дали не очень утешительные ответы (рису-терными программами редакторы и журнали- нок 3).
Достаточно ли обеспечена ваша редакция необходимыми компьютерными программами? (в % к числу опрошенных)
□ вполне обеспечена □средне
□ плохо
□затрудняюсь ответить
□ нет ответа
Рисунок 3 - Обеспеченность редакции компьютерными программами
Как видим, в совокупности 68% респондентов считают, что редакции вполне (34%) или средне (34%) обеспечены компьютерными программами. В то же время 15% респондентов считают, что плохо.
Следующий блок вопросов был нацелен на выяснение уровня вовлеченности журналистов в пользование цифровыми технологиями и
уровня их цифровой компетентности. Так, ответы на вопрос: «Если вы пользуетесь компьютером, то как часто?» продемонстрировали, что в местных газетах еще есть журналисты, которые не пользуются компьютером, однако их единицы. Почти 90% работает за компьютером ежедневно (рисунок 4).
Если Вы пользуетесь компьютером, то как часто? (в % к числу опрошенных)
0
□ ежедневно
□ 1-2 раза в неделю
□ крайне редко
□ не пользуюсь совсем
□ нет ответа
Рисунок 4 - Частота использования компьютера
Анкетирование также позволило понять, как развиваются различные направления медиа-
конвергенции в местных газетах. Приведенная ниже таблица показывает, что большая часть
газет размещается в Интернете (62%), почти половина (43%) имеет самостоятельные интернет-версии, некоторые издания также занимаются подготовкой аудио - и видеоконтента для своих сайтов, готовят контент для мобильных медианосителей. Судя по ответам, издания, ко-
торые принимали участие в исследовании, в 87% случаев выкладываются в той или иной форме в Интернет. Лишь 13% ответили, что их редакция выпускает только печатное издание газеты (таблица 1).
Таблица 1 - Ответы журналистов на вопрос: «Какие из перечисленных ниже форм ваша редакция практикует уже сейчас, а какие собирается использовать в ближайшее время или не планирует применять?» (в % к числу опрошенных)
№ пп Формы конвергенции %
1 Печатное издание полностью выкладывается на сайт 62
2 Помещение на сайте мультимедийного контента: фото, аудио и видеоматериалов 46
3 Существует самостоятельная интернет -версия издания 43
4 Выпускаем только печатное издание 13
5 Подготовка контента для радио 11
6 Подготовка контента для телевидения 7
7 Подготовка контента для мобильных медианосителей 4
Здесь следует также отметить, что процессы конвергенции интенсивнее идут в газетах средних городов: 54% их сотрудников говорят о том, что в редакциях есть люди, ответственные за этот сектор работы, а в некоторых есть даже специальные веб-отделы или редакции. При этом больше половины журналистов газет средних городов постоянно включены в конвергентную работу, тогда как в малых только пятая часть, т.е. в два раза меньше.
На вопрос о личном участии журналистов в подготовке контента для Интернета или других платформ ответили положительно 70% от числа опрошенных. Опрос также показал, что виды работ, которыми занимаются журналисты, включая и новые обязанности по конвергентным процессам, достаточно разнообразны. Кроме написания и редактирования своих текстов 89%, журналисты занимаются фотосъемкой (74%), общением с аудиторией по электронной
почте, на форумах и в социальных сетях (47%), размещением на сайте издания фотоконтента (20%) и видеоконтента (10%) и другими видами деятельности. Таким образом, значительная часть работы современного журналиста местной прессы в России тесно связана с конвергентными процессами: ведением интернет-сайта редакции, размещением на нем фото-, видео- и аудиоконтента, видеосъемкой, видеоредактированием и видеомонтажом. Следует также констатировать, что пока лишь немногие журналисты в местных газетах имеют собственные сайты (6%).
Подавляющее большинство журналистов (правда, с разной степенью активности) пользуются для связи со своей аудиторией социальными сетями. Только 14% не обращаются к ним совсем, а около 60% делают это или каждый день или хотя бы раз или два в неделю (рисунок 5).
Если Вы пользуетесь социальными сетями в своей работе, то как часто? (в % к числу опрошенных)
□ почти каждый день
□ 1-2 раза в неделю
□ крайне редко
□ не пользуюсь совсем
□ нет ответа
1
Рисунок 5 - Использование журналистами социальных сетей Важной задачей исследования было выяс- нить, какова степень влияния новых технологий
на характер журналистского труда в местных газетах России. Любопытно, что на вопрос «Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?» только 32% журналистов считают, что труд журналиста изменился кар-
динально, 56% ответили, что лишь отчасти влияют, а 4% ответили, что совсем не влияют и что в основном процесс создания публикаций остался прежним (таблица 2).
Таблица 2 - Ответы на вопрос: «Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?» (в % к числу опрошенных)
№ пп Варианты ответов %
1 Труд журналиста изменился кардинально 32
2 Отчасти влияют 56
3 Не влияют вовсе, в основном процесс создания публикаций остался прежним 4
4 Затрудняюсь ответить 8
5 Нет ответа 4
Конечно, важно было не только убедиться, в том, что технологии влияют на профессию журналиста, но также понять особенности этого влияния. Вопрос «Если влияют, то в каком направлении?» был нацелен на то, чтобы дать
журналистам возможность сформулировать и обозначить конкретные изменения. И надо признать, что ответы на этот вопрос показали интересные результаты (таблица 3).
Таблица 3 - Ответы на вопрос: «Если влияют, то отметьте, пожалуйста, в каком направлении?» (в % к числу опрошенных)
№ пп Варианты ответов Общее
1 Стало легче найти необходимую информацию в Интернете и проверить ее 69
2 Оперативнее стал процесс работы и передачи информации 61
3 Оптимизировался ритм работы 48
4 Новые технологии заставляют постоянно учиться 45
5 Усилилась интерактивность в общении с аудиторией по социальным сетям, при помощи электронной почты, форумов и т.п. 44
6 Улучшились в целом технологические возможности процесса выпуска газеты 44
7 Информацию можно передавать по каналам связи, журналист менее «привязан» к редакции, так как процесс производства может быть «надомным» 40
8 Работа журналиста стала еще более публичной и обсуждаемой, получает позитивные или нелицеприятные оценки 31
9 Очень высок ритм работы, необходимо укладываться в более сжатые сроки, чем прежде, увеличилась «потогонность» профессии 27
10 Реже стали работать с традиционными письмами читателей 27
11 Увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях по сетям Интернета 26
12 Информация становится все более вторичной 18
13 Процесс создания текстов стал более творческим 17
14 Процесс создания текстов стал менее творческим 14
15 Журналист все реже бывает наблюдателем событий или общается непосредственно с их участниками при сборе информации для публикации 12
16 Новые технологии смещают фокус внимания с содержания журналистских публикаций на форму ее производства 8
17 Затрудняюсь ответить -
Как явствует из таблицы, в ответах фигурируют как позитивные, так и негативные изменения и эффекты. Только две позиции доминируют: стало легче найти необходимую информацию в Интернете и проверить ее (69%), оперативное стал процесс работы и передачи информации (61%). 44% опрошенных полагают,
что улучшились в целом технологические возможности процесса выпуска газеты.
В зоне от 26 до 44% ответов оказались направления работы, связанные с интерактивным взаимодействием с аудиторией и источниками информации. Отмечается, что:
- усилилась интерактивность в общении с
аудиторией по социальным сетям, при помощи электронной почты, форумов и т.п.;
- работа журналиста стала еще более публичной и обсуждаемой, получает позитив ные или нелицеприятные оценки;
- увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях по сетям Интернета.
В то же время отмечается, что журналисты стали реже работать с традиционными письмами читателей.
И наконец, относительно характера труда журналиста. Кроме того, что стало легче найти необходимую информацию в Интернете и проверить ее, достаточно часто (от 26 до 48%) отмечены позиции, связанные с тем, что оптимизировался ритм работы, практикуются некоторые элементы фрилансинга: стало возможно передавать материалы по электронной почте и другим каналам связи. Таким образом, конвергентные процессы сделали журналиста местной газеты менее зависимым от присутствия на рабочем месте в редакции, позволили передавать информацию с места события или из дома.
Журналисты отмечали также, что ритм работы стал крайне интенсивным это, в свою очередь, повлекло за собой более жесткие условия работы и дедлайны.
Интересными, но противоречивыми оказались ответы на вопрос о том, стал ли процесс создания журналистского текста более или менее творческим. Здесь голоса разделились примерно поровну, но при этом от 12 до 17% опрошенных отмечают, что процесс создания текста стал более вторичным, журналисты все реже становятся очевидцами событий, меньше общаются непосредственно с людьми. «Копи-пейст» - явление, при котором журналисты злоупотребляют перепечатками из Интернета, продолжает оставаться проблемой местных печатных изданий.
Итак, можно утверждать, что исследование зафиксировало явные изменения в профессии, которые еще предстоит более глубоко исследовать. В связи с конвергентными процессами, технологизацией производственного процесса работа журналиста меняется кардинально: повышается оперативность, увеличивается интенсивность труда, интерактивность связей с аудиторией, возможности взаимодействия с населением, общественным мнением при помощи социальных сетей, меняется характер работы журналистов с источниками информации, в числе которых все больший вес набирают интернет-источники. Главные редакторы исследуемых изданий также нередко отмечали среди
желаемых качеств технологическую продвину-тость, мультимедийность своих сотрудников в ответах на открытый вопрос «Какими личностными и профессиональными качествами, на ваш взгляд, должен обладать сегодня журналист местной газеты?»:
«Прежде всего интересом к профессии, коммуникабельностью, обучаемостью, гражданской позицией, "мультимедийностью", хотелось бы аполитичностью...».
Безусловно, новые информационные технологии, в том числе Интернет, стали неотъемлемой частью профессии журналиста. Интернет - самая «быстрая» среда коммуникации, когда-либо существовавшая, как с точки зрения ее роста, так и способности распространять информацию - сломал традиционные представления не только о способах передачи контента аудитории, но и об источниках и инструментах получения журналистами информации Сами журналисты признают трансформацию своей профессии, расширение ее границ, что вызвано объективными факторами: кардинальным увеличением скорости передачи информации, беспрецедентным в истории увеличением объемов информации, появлением новых носителей информации, доступностью информации для максимально широкой аудитории и т.д. Цифровые технологии расширили инструментарий журналиста, снабдив его не только принципиально новыми возможностями поиска информации и неограниченным спектром источников информации, но и принципиально новыми инструментами для профессиональной коммуникации и интерактивного общения с аудиторией, а также более эффективными средствами для профессионального развития и самореализации.
Однако нельзя также не признать, что наряду с позитивными эффектами технологизации журналистского труда проявляются и отрицательные: наблюдается переизбыток клониро-ваннной, вторичной информации, сокращаются возможности творческой реализации журналистов. В условиях технологизации, интенсификации и универсализации труда журналиста в условиях экономических трудностей современных газет, при сокращении штатов и хроническом недостатке времени возникают негативные психологические явления, которые отмечали сотрудники редакций.
В итоге можно говорить о том, что в развитии местных газет в России достигнуты немалые успехи. Они стали более технически оснащенными, появились возможности использования цифровой техники, разнообразных компьютерных программ, расширяющих профессио-
нальные возможности редакций в формировании и презентации газетного контента, связей с аудиторией. Начали применяться современные технологии моделирования, улучшается дизайн, газеты чаще выходят в цвете. В газетах активно идут конвергентные процессы: создаются интернет-версии, готовятся и размещаются отдельные фрагменты контента в Интернете, на
других медийных платформах. В целом данное исследование показало, местные газеты ощущают востребованность населением своих городов, их журналисты готовы работать для удовлетворения информационных потребностей аудитории и содействовать развитию своих городов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вартанова, Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 7-26.
2. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013.
3. Вартанова, Е.Л., Макеенко М.И., Вырковский А.В. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2011. - № 6. - С. 6-32.
4. Вартанова, Е.Л., Смирнова О.В. Цифровое неравенство и терроризм // Журналистика и СМИ против террора. - М: МедиаМир, 2009.
5. Касютин, В.Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса // Медиаскоп [электронный научный журнал]. - 2011. - Вып. 1. - URL: http ://www. mediascope.ru/? q= taxonomy/term/304&page=1
6. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты / отв. ред. С.Г. Колесник, В.Л. Касютин. - М: Хроникер, 2006.
7. Свитич, Л.Г. Влияние процессов медиаконвергенции на характер журналистского труда (по результатам социологического исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.») // Акценты: новое в журналистике и литературе. - 2014. - Вып. 5-6 (124-125). - С. 19-25.
8. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Вырковский, А.В. Экономическое положение редакций (по результатам опроса редакторов и журналистов газет средних и малых городов России) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2015. - № 3. - С. 46-65.
9. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. - М: Ф-т журн. МГУ, 2015.
10. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 5. - С. 3-25; № 6. - С. 52-73.
11. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. - № 5. - С. 149156.
12. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 4 (9).
13. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Информационный потенциал общества и медиаресурсы городских газет (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 183-193.
14. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Коммуникативные характеристики контента городских газет (по результатам контент -анализа) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2016. - № 1. - С. 3-27.
15. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Содержательно-тематическая структура городских газет (контент-аналитическое исследование) // Вестн Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2015. - № 6. - С. 64-91.
16. Смирнова, О.В. Стратегия печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 26-38.