Научная статья на тему 'Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции'

Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1934
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / НОВЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ЛОКАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ В ХАРАКТЕРЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА / MEDIAKONVERGENCIA / NEW MEDIA / JOURNALISTIC PROFESSION / CHANGES IN JOURNALISTIC WORK / LOCAL PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна

Представлены результаты исследования газет средних и малых городов России, полученные при опросе редакторов и журналистов на тему влиянии конвергентных процессах в локальной прессе на журналистскую профессию и характер журналистского труда. В результате анализа полученной информации выявляются позитивные и негативные эффекты медиаконвергентных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE THE JOURNALISTIC PROFESSIONIN MEDIAKONVERGENCII

The article presents the results of a study of newspapers of medium and small cities in Russia, from a poll of editors and journalists on the impact of convergent processes in the local press on the journalistic profession and the nature of the journalistic work. The study recorded a distinct change in the journalist profession. Journalist’s work in the local press is changing: increases efficiency, increases the intensity of labor, interactivity with the audience, interaction with the public, public opinion via social networking and other methods, is changing the nature of the work of journalists with sources of information, the use of the Internet to find and verify the information. However, along with the positive effects, and negative: very high rhythm of work, increases the “cloned”, secondary information (from the Internet to newspapers and back), reduced possibilities for creative realization of journalists.

Текст научной работы на тему «Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции»

13.Purlov, P. (2013) "Kakzhenadekabrista" [=As the wife ofthe Decembrist], in: Cheljabinskieepar hial'nyevedomosti[=The Chelyabinskdiocesan sheets]. Issue 9 (20), pp. 15 (in Russ.).

14."SvjatejshijPatriarh Kirill: "Vlast' dolzhnasodejstvovat' probuzhdenijutvorcheskojaktivnostinar oda"" (2010) [=Patriarch Kirill: "The governmentshould promotethe awakening ofthe creative activity ofthe people"], in: Pravoslavnajagazeta [=The Orthodoxnewspaper]. Issue 23 (584), pp. 2 (in Russ.).

15."SvjatejshijPatriarh Kirill: "Nashanacijapodtochenastrashnojzhiznennojfilosofiej, bezbozhnoj i zlodejskoj, nacelennojna to, chtoogranichit' rozhdaemost' v nashejstrane"" (2010) [=Patriarch Kirill: "Our nation erodedterriblelife philosophy, godlessandvillainousaimed atthatrestrictthe birth ratein our country"], in: Pravoslavnajagazeta [=The Orthodoxnewspaper]. Issue 27 (588), pp. 3 (inRuss.).

16."Svjatyeotcy o vere" (2012) [=The Holy Fathersof theOrthodoxfaith], in:Jugrapravoslavnaja [=The OrthodoxYugra]. Issue4, pp. 6 (inRuss.).

17.Sigutin, A. (2012) "PochemudetiuhodjatizCerkvi?" [=Why dochildren leave theChurch?], in: Trezvoeslovo[=The sober word]. Issue 1 (17), pp. 26 (in Russ.).

18."Silazhenshhiny - v eeslabosti" (2012) [=The strength ofa woman-in her weakness], in: Trezvoeslovo[=The sober word]. Issue 2 (18), pp. 37 (in Russ.).

19.Smirnov, D. (2012) "ApofegmyotprotoierejaDimitrijaSmirnova" [=TheArchpriest DmitrySmirnov's apothegms], in:Jugrapravoslavnaja [=The OrthodoxYugra]. Issue 1, pp. 14 (in Russ.).

20.Smirnova, A. (2013) ""Zelenyjzmij"bol'she ne sleditzatoboj" [="Drunkenness" is no longer watching you], in: Trezvoeslovo[=The sober word]. Issue 1 (19), pp. 34 (in Russ.).

21.Solomatina, A. (2012) "Pomogat' - znachitradovat'sja" [=Assist is a rejoice], in: Pokrov[=The Pokrov]. Issue 2, pp. 6 (in Russ.).

22.Tkachev, A. (2011) "Zhizn' - ne shutka" [=Thelife is not a joke], in: Trezvoeslovo[=The sober word]. Issue 1 (15), pp. 25 (in Russ.).

23.Tkachev, A. (2010) "Otnimite u chelovekaveru, Rodinu, sem'ju. Chtootnegoostanetsja? " [=Take fromhumanfaith, homelandand family.Whatremainsof it?], in: Trezvoeslovo[=The sober word]. Issue 2 (14), pp. 19 (in Russ.).

24.Shaulo, V. (2012) "Ljubov' ljubomurozhdennomudadena..." [=The loveallgiven], in: Jamal pravoslavnyj [=The Orthodox Yamal]. Issue 1, pp. 6 (in Russ.).

25.Shishkin, D. (2012) "Zakazhdujupjad' sem'i!" [=Forevery inch ofthe family!], in: Trezvoeslovo[=The sober word]. Issue 1 (17), pp. 21 (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 406-414.

УДК 808.54

Л. Г. Свитич

изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции

Представлены результаты исследования газет средних и малых городов России, полученные при опросе редакторов и журналистов на тему влиянии конвергентных процессах в локальной прессе на журналистскую профессию и характер журналистского труда. В результате анализа полученной информации выявляются позитивные и негативные эффекты медиаконвергентных процессов.

Ключевые слова: медиаконвергенция; новые медиатехнологии; локальная пресса; журналистская профессия; изменения в характере журналистского труда.

Журнализм эпохи глобального информационного поля становится все более универсальным и всепроникающим, полифункциональным, супероперативным, технологичным, ин-

терактивным, саморегулируемым, синтезным и дуальным, совмещающим разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и индивидуализм, масс-бульваризацию и элита-

ризм и т. п.), ценностно разностильным - одним словом, синтезным. Говоря о возрастающей роли СМИ в информационном обществе, Е. Л. Вартанова использует удачную метафору «кровеносная система современного общества» [2. С. 11].

В эпоху развития цифровых технологий нарастают процессы медиаконвергенции, то есть передачи информации любыми доступными средствами, на любых платформах, на любых носителях. В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, где дается прогноз развития печатных СМИ до 2020 года, говорится о том, что будет продолжаться превращение печатных кампаний в мультимедийные конгломераты, бурно развиваться мобильная журналистика, поведение потребителей в значительной степени станет формироваться под влиянием новых технологий, которых пока еще нет на рынке. Возможно, это будет легкая и гибкая электронная бумага различных размеров с беспроводным доступом, которая даст возможность читать в движении в любом месте. В прогнозе агентства мы читаем: «Платформ будет всё больше и больше, и читатели станут получать новости едва ли не из каждой: телефонов, плееров, терморегуляторов, экранов в лифтах, из всех устройств, на которые можно передать новости» [10].

Новые технологические возможности редакций и медиаконвергентные процессы существенно влияют на труд журналистов, темп и характер работы в редакции. Исследователи в области массмедиа в последние годы серьезно анализируют эти процессы, которые активно идут в нашей стране. Ученые исследуют общие проблемы медиамодернизации [см., например: 1; 2], информационные стратегии в эпоху цифровых технологий [см., например: 9], конвергентные процессы в контексте экономики и менеджмента [см., например: 3; 7]. Появились интересные исследования редакционных процессов в крупных ежедневных изданиях [см., например: 4] и в региональных СМИ [см., например: 5].

Важность и актуальность этого направления исследований очевидна. Поэтому одной из задач проекта «Газета средних и малых городов России в 2010-х годах», осуществленного в 2013-2014 годах на факультете журналистики МГУ1, было выяснение того, как идут процессы медиаконвергенции и каково их влияние на журналистскую профессию и характер труда журналистов.

Предполагалось, что процессы медиакон-вергенции слабо проявлены на уровне газет средних и особенно малых городов. Однако наша гипотеза не нашла подтверждения. Оказалось, что эти процессы в данном сегменте СМИ идут достаточно активно (см. табл. 1).

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Какие из перечисленных ниже форм ваша редакция практикует?»

(в % к числу опрошенных).

Формы конвергенции Средний Город (СГ) Малый город (МГ) Среднее

Печатное издание 65 59 61

полностьюс выкла-

дывается на сайт

Помещение на сайте 69 29 47

мультимедийного

контента: фото, аудио

и видеоматериалов

Существует самосто- 54 29 41

ятельная интернет-

версия издания

Подготовка контента 20 4 11

для радио

Подготовка контента 11 6 8

для телевидения

Подготовка контента 7 1 4

для мобильных ме-

дианосителей

Другое 2 1

Выпускаем только 13 17 15

печатное издание

В целом, судя по ответам, издания этого типа в 85 % случаев выкладывают информацию в той или иной форме в Интернет. Естественно, что активнее идут конвергентные процессы в газетах средних городов: в 54 % ответов их представителей говорится, что существует самостоятельная интенет-версия издания (в малых городах только 29 %), почти 70 % опрошенных отметили позицию «вывешивается на сайте мультимедийный контент: фото, аудио и видеоматериалов» (в малых городах только 29 %). Кроме того, 20 % сотрудников газет средних городов сообщили о практике подготовки контента для ТВ, 11 % для РВ и 7 % для мобильных носителей.

Поскольку процессы конвергенции интенсивнее идут в газетах средних городов, в 54 % анкет говорится о том, что в таких редакциях есть сотрудники, которые ответственны за данный сектор работы. При этом 53 % журналистов газет средних городов постоянно включе-

ны в конвергентную работу, тогда как в малых только пятая часть.

В целом около 70 % журналистов так или иначе готовят контент для интернета или других платформ, и только третья часть опрошенных не занимается такой работой.

Виды работ, которыми овладели журналисты, включая и новые обязанности по конвергентным процессам, достаточно разнообразны (см. табл. 2).

Таблица 2

Ответы журналистов на вопрос: «Работа современного журналиста предполагает разные

виды деятельности. Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?»

(в % к числу опрошенных).

Варианты ответов СГ МГ Среднее

Написание и редактирование своих текстов 82 95 89

Участие в планировании работы редакции 78 73 75

Фотосъемка 73 75 74

Запись беседы на цифровой магнитофон 67 64 65

Редактирование текстов сотрудников и авторов 40 62 52

Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях 47 47 47

Участие в производственном процессе выпуска издания 49 22 34

Участие в макетировании и верстке издания 27 35 31

Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 29 33 31

Редакционный пиар, продвижение публикаций 29 29 29

Ведение интернет-сайта редакции 29 15 21

Размещение на сайте издания фото-контента 38 6 20

Размещение на сайте издания видео-контента 20 2 10

Ведение собственного сайта 2 9 6

Видеосъемка 9 4

Видеоредактирование и видеомонтаж 4 2 3

Размещение на сайте издания аудио-контента 4 2

Другие виды деятельности (какие?) 2 1

К таким видам работы относится ведение интернет-сайта редакции, размещение на нем фото- и видео- и аудио-контента, видеосъемка, видеоредактирование и видеомонтаж. Все это активнее практикуются журналистами средних городов, которые придают большее значение конвергенции и имеют более высокий уровень квалификации.

Но занятия, связанные с ведением сайта редакции и размещением на нем контента, - не самые распространенные виды журналистской работы. Естественно, что на первом месте основные обязанности журналиста, которые отметили от 74 до 89 % опрошенных: написание и редактирование своих текстов, участие в планировании работы редакции, фотосъемка и запись беседы на цифровой магнитофон. 62 % журналистов газет малых городов редактируют свои и авторские тексты, среди их коллег из средних городов таких в полтора раза меньше, поскольку обязанности в них более специализированы, чем в малых газетах, где меньше штаты. Активно общаются журналисты со своей аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях.

Естественно, что меньший процент журналистов занимается производственной и организаторской работой, потому что это в основном функции редакторов. Но примерно третья часть журналистов тоже принимает участие в производственном процессе выпуска издания, его макетировании и верстке, в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции, в пиаре, продвижении публикаций. Это типичная черта современной журналистики.

Крайне важно сегодня для журналиста знание особенностей работы в условиях мульме-дийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапро-дукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика, анимация и т. п.), знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа; ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ, знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий.

Исследование показывает, что журналисты местной прессы освоили многие функции работы на компьютере (см. табл. 3).

Таблица 3

Ответы журналистов на вопрос: «Какие виды работы на компьютере Вам приходится выполнять?» (в % к числу опрошенных).

Характерно, что не оказалось среди опрошенных ни одного человека, который совсем не пользуется для профессиональной деятельности компьютером и Интернетом. Естественно, что основным занятием журналистов, как

уже говорилось, является набор и редактирование текстов. Сотрудники редакций освоили простые операциями работы в программе Windows, общаются по электронной почте и ищут информацию в Интернете.

Гораздо реже они работают с визуальной информацией, таблицами, занимаются версткой, обработкой видео- и звуковых файлов. Обычно такой работой занимаются специальные сотрудники редакции. Но все-таки, как следует из опроса, в газетах этого типа, особенно в средних городах, журналисты неплохо освоили цифровые технологии и значительную часть местных журналистов можно назвать универсалами в этой сфере.

Для такой работы в редакциях, как показало исследование, используются довольно широкий круг компьютерных программ. Но на вопрос об обеспеченности компьютерными программами редакторы и журналисты дали не очень утешительные ответы: по 34 % ответили, что редакции вполне или средне обеспечены ими и 15 % - плохо. Главная проблема связана с наличием лицензионных программ, которые стоят дорого и «не по карману» малым редакциям.

Но самая самых острая проблема - повышение квалификации журналистов в овладении новыми технологиями. 76 % - две трети журналистов нуждаются в повышении своей цифровой квалификации и готовы получать ее в любой форме, хотя предпочтение отдают все-таки учебным заведениям.

Естественно, что новые технологические возможности редакций и конвергентные процессы существенно влияют на журналистскую профессию, темп и характер работы в редакции (см. табл. 4).

Таблица 4

Ответы на вопрос: «Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?» (в % к

числу опрошенных).

Варианты ответов СГ МГ Среднее

Труд журналиста изменился 29 35 32

кардинально

Отчасти влияют 61 52 56

Не влияют вовсе, в основном 3 5 4

процесс создания публикаций

остался прежним

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить 6 4 8

Нет ответа 1 5 4

Только 4 % опрошенных полагает, что ничего не изменилось. Третья часть (чаще журналисты газет малых городов) говорят о кар-

Варианты ответов СГ МГ Среднее

Общение по электронной по- 87 91 89

чте

Набор и редактирование тек- 87 91 89

стов

Простейшие операции в Win- 82 86 84

dows и управление интерфей-

сом файловых операций

Веб-поиск 56 62 59

Фотосъемка и обработка изо- 56 35 44

бражений для интернет-пу-

бликаций

Работа с таблицами 40 44 42

Общение с помощью систем 40 33 36

мгновенного обмена сообще-

ниями (Skype, MSN и пр.)

Работа в социальных сетях 40 29 34

(Facebook, Google+ и др.)

Верстка и распечатка с помо- 16 33 25

щью настольной редакцион-

ной системы

Обработка видеофайлов для 24 13

интернет-публикаций

Работа с блогом 16 7 11

Загрузка и скачивание видео- 20 10

файлов на сайты типа YouTube

Публикация в Twitter 11 2 6

Простейшие операции в Linux 7 4 5

или MacOS и управление ин-

терфейсом файловых опера-

ций

Обработка звуковых файлов 4 4 4

для интернет-публикаций

Создание и управление кон- 7 3

тентом сайтов (Wordpress,

Drupal, Joomla и др.)

Визуализация контента, уме- 4 2 3

ние работать с картами

Использование RSS- 4 2

технологии

Продвижения контента в сетях 2 1

(SMM)

Работа с потоковым радио и 2 1

ТВ

Ничем пока не пользуюсь

динальных переменах в работе журналиста, и еще 56 % отметили частичные изменения. Прежде всего, это сказалось на интенсивности труда (см. табл. 5).

Таблица 5

Ответы на вопрос: «Известно, что сейчас, в условиях сокращения штатов, журналисты испытывают большие перегрузки. Коснулось ли это вашей редакции?» (в % к числу опрошенных).

Варианты ответов СГ МГ Среднее

Режим работы очень интен- 44 47 46

сивный

Режим достаточно комфорт- 34 25 29

ный

У разных сотрудников по- 20 22 21

разному

Нет ответа 1 6 4

Более интенсивный режим у сотрудников малых городов. Но особенно показательна разница между мнениями редакторов и журналистов: 53 % журналистов малых городов говорят о том, что режим работы в редакциях стал чересчур интенсивным, среди редакторов согласны с этим только 36 % опрошенных. И относительно мнений о комфортности режима работы выявилась такая же диспропорция мнений руководителей редакций средних городов (52 %) и журналистами (24 %).

Этот дисбаланс объясняется, прежде всего, разными функционально-должностными обязанностями редакторов и журналистов. Но свидетельствует и о том, что редакторы недостаточно осознают психологическую настроенность своих сотрудников, их стрессы и усталость, порожденные новыми условиями деятельности. В последние годы объем работы увеличился, а штаты сократились.

Причиной стрессогонности профессии сегодня можно назвать также многообразие обязанностей, необходимость освоения новых технологий, недостаток знаний в этих областях при увеличивающейся оперативности и интенсивности труда. Приведем классификацию ответов отпрошенных на позитивные и негативные эффекты медиаконвергенции (см. табл. 6).

Таблица 6

Ответы на вопрос: «Если Вы считаете, что новые технологии влияют на журналистскую профессию, то отметьте, пожалуйста, в каком направлении?» (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов СГ МГ Среднее

Позитивные эффекты

Стало легче найти необходимую информацию в Интернете и проверить ее 73 66 69

Оперативнее стал процесс работы и передачи информации 56 66 61

Оптимизировался ритм работы 44 52 48

Новые технологии заставляют постоянно учиться 53 39 45

Усилилась интерактивность в общении с аудиторией по социальным сетям, при помощи электронной почты, форумов и т. п. 50 40 44

Улучшились в целом технологические возможности процесса выпуска газеты 43 46 44

Информацию можно передавать по каналам связи, журналист менее «привязан» к редакции, так как процесс производства может быть «надомным» 43 37 40

Работа журналиста стала еще более публичной и обсуждаемой, получает позитивные или нелицеприятные оценки 36 28 31

Увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях по сетям Интернета 33 20 26

Процесс создания текстов стал более творческим 14 19 17

Негативные эффекты

Очень высок ритм работы, необходимо укладываться в более сжатые сроки, чем прежде, увеличилась «потогонность» профессии 29 25 27

Реже стали работать с традиционными письмами читателей 21 33 27

Информация становится все более вторичной 17 18 18

Процесс создания текстов стал менее творческим 9 19 14

Журналист все реже сам является наблюдателем событий или общается непосредственно с их участниками при сборе информации для публикации 11 12 12

Новые технологии смещают фокус внимания с содержания журналистских публикаций на форму ее производства 4 11 8

Очевидно, что новые технологии влияют на профессию журналиста, на его работу амбивалентно - и позитивно, и негативно. Но положительных эффектов больше. В ответах сотрудников редакций доминируют две позиции: стало легче найти необходимую информацию в интернете и проверить ее, оперативное стал процесс работы и передачи информации (от 61 до 69 % ответов).

В средней зоне (от 26 до 44 % ответов) направления работы, связанные с возможностями интерактивного взаимодействия с аудиторией и источниками информации: усилилась интерактивность в общении с аудиторией через социальные сети, при помощи электронной почты, в ходе форумов и т. п.; работа журналиста стала еще более публичной и обсуждаемой, получает позитивные или нелицеприятные оценки; увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях через интернет.

Безусловно, изменился сам технологический характер труда журналиста. Около 40 % опрошенных полагают, что улучшились технологические возможности процесса выпуска газеты, материалы можно передавать по каналам связи, то есть журналист менее «привязан» к редакции и процесс производства информации может быть «внередакционным» или даже «надомным». Современные средства связи позволили журналисту работать в любых условиях и географических точках и при этом всегда быть на связи с редакцией, оперативно передавать свои тексты в любой знаковой системе.

Среди негативных эффектов чаще всего отмечался чрезмерно высокий ритм работы, необходимость укладываться в более сжатые, чем прежде, сроки, в связи с чем увеличилась «потогонность» профессии.

Хотя журналисты местной прессы довольно активно общаются с аудиторией в сетевом пространстве, 27 % опрошенных заметили, что они стали реже работать с традиционными письмами в редакцию. Между тем, люди в небольших городах, особенно пожилые, по-прежнему пишут в редакцию письма и ждут от нее помощи в решении проблем.

Общей тенденцией в современной журналистской профессии в связи с развитием дистанционных способов получения и передачи информации, сокращением штатов редакций и недостаточностью средств для командировок сотрудников является вторичность информации, о чем сказали 18 % опрошенных. Даже

в газетах небольших городов, где журналист близок к реальным событиям и часто наблюдает их непосредственно, а не скачивает информацию из Интернета, 12 % сказали, что журналист все реже сам является наблюдателем событий или непосредственно общается с их участниками. В этой связи можно говорить об опасности поверхностности в освещении событий в ущерб глубине и достоверности [см., например: 6].

Противоречива информация о том, стал ли процесс создания журналистского текста более или менее творческим: голоса поделились примерно поровну. Но журналисты газет малых городов в два раза чаще говорили об уменьшении творческого начала, чем их коллеги из средних городов, где и штаты больше и ритм работы комфортнее.

Сравнение ответов журналистов и редакторов показывает довольно значительное несовпадение мнений. Журналисты более часто, чем руководители редакций, отмечают такие позитивные изменения в своей работе, как облегчение поиска информации в Интернете и ее проверки, оперативность и интерактивность. Однако журналисты острее, чем редакторы, ощущают негативы новых условий работы: потогонность, вторичность информации и нетворческий характер работы. Здесь важен совместный поиск журналистами и редакторами путей оптимизации работы и минимизации негативных последствий перехода на новые технологии.

Многие отрицательные оценки связаны с недостатком кадров и невысоким уровнем квалификации редакционных сотрудников. Всего 25 % опрошенных имеют журналистское образование, где обучают новым технологиям. Недаром редакторы на 23 % чаще, чем журналисты, говорили о том, что в новых условиях нужно постоянно учиться и справедливо рассматривают это требование как реальный способ увеличить эффективность газет.

Подведем итоги. С уверенностью можно утверждать, что исследование зафиксировало явные изменения в труде журналиста и журналистской профессии и в этом секторе СМИ. В связи с технологизацией, конвергентными ме-диапроцессами работа журналиста локальной прессы меняется кардинально: повышается оперативность, увеличивается интенсивность труда, интерактивность связей с аудиторией, возможности взаимодействия с населением, общественным мнением при помощи социальных

сетей и другими способами, меняется характер работы журналистов с источниками информации при использовании возможностей Интернета. Однако наряду с позитивными эффектами проявляется и отрицательные: чрезмерно высок ритм работы, множится «клонированная», вторичная информация, сокращаются возможности творческой реализации журналистов. В условиях технологизации, интенсификации и универсализации труда журналиста при сокращении штатов и хроническом недостатке времени возникают негативные психологические явления: повышенная напряженность, стрессогонность, что требует внимания со стороны менеджмента редакций и учредителей, а также изучения этой проблемы медиапсихологами.

Поэтому уже в вузе и, конечно, в редакции следует воспитывать и тренировать остро востребованные сегодня динамические адаптационные качества журналиста и журналисткой профессии [см.: 5; 8].

- Способность работать в условиях конвергентной редакции для разных медиаплатформ одновременно, в условиях жесткой организации труда и дефицита времени.

- Способность работать в команде, взаимодействовать с коллегами и техническими службами, иметь корпоративное чувство сопричастности к результатам коллективной работы.

- Способность эффективно работать в условиях конкурентной медиасреды.

- Способность работать в условиях гиперпроизводительности, в скоростном режиме тайминга, беспрерывного временного цикла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Способность к четкой личной самоорганизации в условиях точного хронометража редакционной работы, дефицита времени и сложности работы в новых условиях цифровой медиасреды.

- Способность адаптироваться к языку электронных СМИ, быстро осваивать новые цифровые технологии, мультимедийные способы получения информации для продуктивной и оперативной работы над медиаконтентом.

- Способность использовать инновационные технологии работы, в том числе в общении с окружающей медиасредой (краудсорсинга, облачных технологий, баз данных и т. п.).

- Способность коммуницировать с аудиторией в социальных сетях.

- Способность привлекать внимание аудитории качественным, креативным, выразительным, ориентированным на потребности и интересы аудитории контентом.

- Способность при необходимости оценивать и использовать форматные особенности СМИ для продвижения медиапродукта.

- Способность справляться с постоянными изменениями, быть готовым к неопределенности и нелинейности в условиях профессиональной деятельности, гибкость мышления.

- Способность соблюдать баланс между работой на результат и сохранением творческой индивидуальности.

- Стрессоустойчивость, умение работать в нестандартных условиях без ущерба для психики и здоровья, помехоустойчивость.

- Стремление к постоянному развитию, самосовершенствованию, саморефлексии, умение оперативно и точно оценивать изменения в профессиональных условиях, способность к транспрофессиональной коммуникации.

Таким образом, журналистская профессия характеризуется сегодня универсализмом, транспрофессионализмом и полифункциональностью: отраслевой, тематический, жанрово-стилевой, знаковый, инструментальный, технологический, деятельностной.

Но при всей важности этих динамичных суперактуальных сегодня характеристик журналистской профессии, вызванных современными условиями производства медиаконтен-та, базовой для нее остается выполнение социальной миссии, служение общественному благу, способность удовлетворять коммуникативно-информационные потребности общества и интересы своей аудитории, содействовать развитию константных ценностных ори-ентаций.

Примечание

1 В ходе исследования опрошены по широкому кругу вопросов редакторы и журналисты 66 редакций 8 федеральных округов РФ (руководители исследования О. В. Смирнова и М. В. Шкондин, авторы Л. Г. Свитич и А. А. Ширяева).

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. М.: МедиаМир, 2013.

2. Вартанова, Е. Л. Теория СМИ. Актуальные проблемы / Е. Л. Вартанова. М., 2009.

3. Вырковский, А. Менеджмент СМИ в условиях конвергенции / А. Вырковский // Вестн.

Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. N° 3. С. 112-120.

4. Каллиома, Л. А. Журналист печатных СМИ в условиях цифровой революции: испытание переменами / Л. А. Каллиома // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 5. С. 102-106.

5. Копылов, О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиа-конвергенции: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Копылов. Барнаул, 2013.

6. Лазутина, Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Г. В. Лазутина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 14-21.

7. Макеенко, М. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы / М. Макеенко,

А. Вырковский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 5. С. 35-49.

8. Свитич, Л. Г. Модель выпускника - бакалавра журналистики / Л. Г. Свитич // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2013. № 22. С. 138-144.

9. Смирнова, О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий / О. В. Смирнова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 26-38.

10.Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: доклад [Электронный ресурс] / под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. URL: http://www.fapmc.ru/files/ download/798_file.pdf.

Свитич Луиза Григорьевна - доктор филологических наук, старший научный сотрудник Проблемной лаборатории факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

svitichb@yandex.ru

Svitich L. Doctor of philological sciences, senior researcher Problem laboratory at the Faculty of journalism of the Lomonosov Moscow State Universit. svitichb@yandex.ru

change the journalistic profession in mediakonvergencii

The article presents the results of a study of newspapers of medium and small cities in Russia, from a poll of editors and journalists on the impact of convergent processes in the local press on the journalistic profession and the nature of the journalistic work. The study recorded a distinct change in the journalist profession. Journalist's work in the local press is changing: increases efficiency, increases the intensity of labor, interactivity with the audience, interaction with the public, public opinion via social networking and other methods, is changing the nature of the work of journalists with sources of information, the use of the Internet to find and verify the information. However, along with the positive effects, and negative: very high rhythm of work, increases the "cloned", secondary information (from the Internet to newspapers and back), reduced possibilities for creative realization of journalists.

Keywords: mediakonvergencia; new media; journalistic profession; changes in journalistic work; local press.

References

1. Vartanova, E. L. (2013) Postsovoetskie transformacrn rossijskih SMI i journalistiki [=Postsoviet transformation of Russian media and journalism], Moscow (in Russ).

2. Vartanova, E. L. (2009) Teoria SMI. Actual'nye problemy [=Theory of media. Actual problems], Moscow (in Russ).

3. Vyrkovskij, A. (2013) "Menedjment SMI v uslovijah convergentii" [=Management of media in convergent age], in: VestnikMoskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 3, pp. 112-120 (in Russ.).

4. Kallioma, L. A. (2011) "Journalist pechatnyh SMI v uslovijah tsifrovoi revoludi: ispytanie peremenami" [=Journalist of print media in the digital revolution: temptation by the new era], in:

Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 5, pp. 102-106 (in Russ.).

5. Kopylov, O. V. (2013) Osobennocti tvorchskoy deâtel'nosti journalista v usloviiâh mediakonvergencii [=Specifics of creative activity of journalist in media-convergence era], autoreferat kand. dissertazii, Barnaul (in Russ.).

6. Lazutina, G. V. (2010) "Ganr i format v terminologii sovremennoy journalistiki" [=Genre and format in the modern media theory], in: Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 6, pp. 14-21 (in Russ.).

7. Makeenko, M. and Vyrkovskij, A. (2012) Convergencia v rossiyskoy ezednevnoy presse: economicheskie osobennosti i perspectivy [=Convergence in the Russian media: economic specifics and perspectives], in: Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 5, pp. 35-49 (in Russ.).

8. Svitich, L. G. (2013) Model bakalavra journalistiki [=Model of bachelaureat of journalism], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Philologii, Iskusstvovedenija [=Bulletin of Chelyabinsk State University, Philology and Arts], N 23, pp. 138-144.

9. Smirnova, O. V. (2013) Strategii pechatnyh media v epohu cyfrovyh tehnologij [=Strategies of print media in the digital age], in: Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 10. Journalistika [=Bulletin of Moscow State University, l. 10, Journalism], N 6, pp. 26-38 (in Russ.).

10. Rossiyskiy rynok periodicheskoy pechati. Sostoyanie, tendencii i perspektivy rasvitia: Doklad [=Russian mediamarket: modern state, tendencies and perspectives of development] (2009), red. V. Grigoriev, Moscow, available at: http://www.fapmc.ru/files/download/798_file.pdf, accessed 21.12.2014.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 414-420.

УДК 808

Н. А. Федотова

рекреативные функции сми: идеологический и политический контекст

Влиятельность рекреативных функций СМИ традиционно объясняют экономическими, социально-культурными и психологическими факторами, что привело к трансформации традиционных представлений о функциях СМИ, возникновению так называемого инфотейнмента, где рекреативные компоненты «проникают» и активно используются в информационно-аналитических жанрах. Однако, на наш взгляд, рекреативные функции СМИ интересны не столько из-за популярности и коммерческой целесообразности, сколько в идеологическом и политическом контекстах.

Ключевые слова: рекреативные функции СМИ; инфотейнмент; рекреативный медиакон-тент; развлечение; идеология; политика.

Влиятельность рекреативных функций СМИ традиционно объясняют экономическими, социально-культурными и психологическими факторами. Во-первых, реализация рекреативных функций понимается как движущая сила рекламного рынка, что обосновывает их коммерческую целесообразность. Во-вторых, СМИ как продукт и канал трансляции массовой культуры заинтересованы в производстве контента, который удовлетво-

ряет рекреационные потребности аудитории и играет терапевтическую роль. Обращение к рекреации через СМИ связывают также с их доступностью, вездесущностью медиапродук-ции в противовес довольно высокой стоимости других реальных способов рекреации (посещения культурных событий, занятий спортом, путешествий и т. п.). Действие этих факторов привело к трансформации традиционных представлений о функциях СМИ, к возникновению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.