МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
MASS COMMUNICATION
УДК 070 л. г. свитич
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация
О. В. СМИРНОВА
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация А. А. ШИРЯЕВА
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация М. В. ШКОНДИН
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА В СОЦИУМЕ (ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ГАЗЕТАХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Аннотация. Публичность как важнейшее качество, как принцип демократического общества основывается на необходимости создания посредством медиасистемы целостной медиакартины мира в сознании массовой аудитории. В статье исследуется, как посредством общественного диалога, создаваемого газетами малых и средних городов Российской Федерации, реализуются функциональная и проблемно-тематическая модели этого типа изданий, какими технологическими, экономическими, коммуникативными, профессионально-творческими и иными возможностями они располагают. В процессе опроса редакторов и журналистов газет малых и средних городов выявляются их мнения об условиях и факторах оптимизации медиапространства этих изданий, о перспективах их развития в условиях становления современных информационных и коммуникационных технологий. Выявляются пути совершенствования диалоговых форм массового информационного взаимодействия и отказа от форм манипулятивного воздействия.
Ключевые слова. Городская газета; общественный диалог; медиапространство; медиаконвергенция; медиаэкономика.
Информация о статье. Дата поступления 19 сентября 2014 г.; дата принятия к печати 4 октября 2014 г.; дата онлайн-размещения 31 октября 2014 г.
L. G. SVITICH
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
O. V. SMIRNOVA Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
A. A. SHIRYAEVA
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
M. V. SHKONDIN
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
A CITY NEWSPAPER AS A FACTOR OF THE PUBLIC DIALOGUE IN THE SOCIETY (BASED ON THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE PAPERS OF SMALL AND MEDIUM CITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION)
Abstract. Publicity as a major quality and principle of a democratic society is based on the requirement of creation mass audience awareness of a complete media pattern of the world with the help of the media system.
This article is intended to find out how functional and problem-thematic models of newspapers of towns and cities of the Russian Federation are realized by means of the public dialogue created by this type of editions;
© Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева, 149
М. В. Шкондин, 2014
Известия Иркутской государственной экономической академии. Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy,
2014. № 5 (97). С. 149-156. ISSN 1993-3541 2014, no. 5 (97),pp. 149-156. ISSN 1993-3541
MASS COMMUNICATION
what technological, economic, communicative, professional, creative and other opportunities they possess.
The results of the poll of newspapers editors and journalists in towns and cities elaborated on the conditions and factors of optimization of media space of these editions, enabled to define their development prospects under formation of modern information and communication technologies. The ways aimed to improve the dialogue forms of mass information exchange and refuse from the forms of manipulative influ-ence are designated.
Keywords. City newspaper; public dialogue; media space; media convergence; media economy.
Article info. Received September 19, 2014; accepted October 4, 2014; available online October 31, 2014.
Роль диалога в российских средствах массовой информации (СМИ) стремительно возрастает, но это не сказывается в должной мере на оптимизации современного медиапространства. Пока не наблюдается активного обогащения интеллектуального, аксиологического, проективно-поведенческого потенциала в медиаконтенте СМИ. Сам диалог не носит в полной мере представительного характера по отношению к субъектам духовного производства, к сферам духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, к различным группам людей в системе общественного разделения труда [1-4; 10; 13]. Потребности в медиадиалоге удовлетворяются частично, что рождает бурное развитие диалоговых форм в социальных сетях. В последнее время, бесспорно, возросло воздействие медиадиалога на медиакартину мира, формируемую в сознании массовой аудитории. Но порой под формой диалоговой коммуникации практикуются псевдодиалоги, парадиалоги, особенно в манипулятивных коммуникациях [4].
Определенные успехи в развитии диалоговых коммуникаций в СМИ существуют, и они будут расширяться в условиях технической революции в массмедиа. Так, развитие интернет-технологий в периодической печати, конвергенция существенным образом повлияли на характер городских газет. Как показало исследование, проведенное факультетом журналистики Московского государственного университета име-
ни М. В. Ломоносова среди редакторов и журналистов 66 городских газет в 8 федеральных округах России, эти издания с освоением Интернета стали существенным фактором диалоговых коммуникаций в медиапространстве средних и малых городов России [9].
В центре нашего внимания — медиапространство городских газет как важный интегративный результат взаимодействия в региональной медиасистеме. Мы рассматриваем понятие медиапространства прежде всего как совокупность информационных отношений между теми, кто производит, распространяет и потребляет массовую медиаинформацию. С развитием современных технических средств, прежде всего в Интернете, медиапространство городских газет как фактора общественного диалога качественно изменилось [5-7].
Одной из крайне важных задач исследования было выяснить, каким образом внедряются в местных газетах новые цифровые технологии и как они влияют на диалоговые коммуникации. Как этому способствуют процессы конвергенции, умножая медиаплатформы газетных редакций и возможности диалогового общения.
Ответы руководителей редакций и журналистов показывают, что эти процессы в данном сегменте СМИ идут довольно активно. Развиваются различные направления медиаконвергенции. Ответы журналистов свидетельствуют не только о том, какие формы практикуются сейчас, но и о том, что планируется в будущем (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов журналистов на вопрос «Какие из перечисленных ниже форм ваша редакция практикует уже сейчас, а какие собирается использовать в ближайшее время или не планирует применять?», % к числу опрошенных
Форма конвергенции Практикуется сейчас Планируем на ближайшее время Пока не планируем Затрудняюсь ответить
Печатное издание полностью выкладывается на сайт 62 5 17 16
Размещение на сайте мультимедийного контента: фото-, аудио- и видеоматериалов 46 7 17 40
Существует самостоятельная интернет-версия издания 43 6 16 35
Подготовка контента для радио 11 3 38 48
Подготовка контента для телевидения 7 7 38 48
Подготовка контента для мобильных медианосителей 4 2 40 54
Другое - - - 3
Выпускаем только печатное издание 13 7 - -
L. G. SVITICH, O. V. SMIRNOVA, A. A. SHIRYAEVA, M. V. SHKONDIN
В целом около 70 % журналистов так или иначе готовят контент для Интернета или других платформ. И только третья часть опрошенных не включены в эту деятельность. А вообще виды работ, которыми занимаются журналисты, включая и новые обязанности по конвергентным процессам, достаточно разнообразны (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов журналистов на вопрос «Работа современного журналиста предполагает разные виды деятельности.
Чем из перечисленного ниже вам лично приходится заниматься?», % к числу опрошенных
Вариант ответа Средние города Малые города Среднее
Написание и редактирование своих текстов 82 95 89
Участие в планировании работы редакции 78 73 75
Фотосъемка 73 75 74
Запись беседы на цифровой магнитофон 67 64 65
Редактирование текстов сотрудников и авторов 40 62 52
Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях 47 47 47
Участие в производственном процессе выпуска издания 49 22 34
Участие в макетировании и верстке издания 27 35 31
Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 29 33 31
Редакционный пиар, продвижение публикаций 29 29 29
Ведение интернет-сайта редакции 29 15 21
Размещение на сайте издания фотоконтента 38 6 20
Размещение на сайте издания видеоконтента 20 2 10
Ведение собственного сайта 2 9 6
Видеосъемка 9 4
Видеоредактирование и видеомонтаж 4 2 3
Размещение на сайте издания аудиоконтента 4 2
Другие виды деятельности - 2 1
На первых местах по числу голосов основные обязанности, которые отметили от 74 до 89 % опрошенных: написание и редактирование своих текстов, участие в планировании работы редак-
ции, фотосъемка и запись беседы на цифровой магнитофон. 62 % журналистов газет малых городов редактируют свои и авторские тексты, среди их коллег из средних городов таких в полтора раза меньше (40 %).
В зоне от 26 до 44 % ответов — направления работы, связанные с интерактивным взаимодействием с аудиторией и источниками информации. Отмечается, что: усилилась интерактивность в общении с аудиторией по социальным сетям, при помощи электронной почты, форумов и т. п.; работа журналиста стала еще более публичной и обсуждаемой, получает позитивные или нелицеприятные оценки; увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях по сетям Интернета. Одновременно отмечается, что журналисты стали реже работать с традиционными письмами читателей.
Показательно, что 47 % журналистов общается со своей аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях.
Немалый перечень видов занятий современного журналиста местной прессы связан с конвергентными процессами: ведение интернет-сайта редакции, размещение на нем фото-, видео- и аудиоконтента, видеосъемка, видеоредактирование и видеомонтаж. Все эти виды работ активнее практикуются журналистами средних городов, которые придают большее значение конвергенции и имеют более высокий уровень квалификации. Но занятия, связанные с ведением сайта редакции и размещением на нем контента, — не самые распространенные виды журналистской работы.
В целом 73 % журналистов газет средних городов и 51 % малых пользуются для связи с горожанами социальными сетями. На конкретный вопрос, как часто пользуются журналисты социальными сетями, получены ответы, показывающие, что только 14 % не обращаются к ним, а около 60 % делают это или каждый день или хотя бы раз или два в неделю. И как всегда, большую активность проявляют журналисты газет средних городов.
Важным результатом общественного диалога является потенциальная медиакартина городской жизни в контенте городского издания, которая должна быть адекватна условиям и возможностям функционирования и развития городского социума [8; 9; 12].
Не требует доказательств утверждение, что местные газеты ближе всего к свой аудитории, а их читатель — массовый. Они работают на все группы аудитории, что подтверждают ответы и редакторов и журналистов.
Известия Иркутской государственной экономической академии. Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy,
2014. № 5 (97). С. 149-156. ISSN 1993-3541 2014, no. 5 (97),pp. 149-156. ISSN 1993-3541
MASS COMMUNICATION Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Какие способы регулярной связи с аудиторией вы используете?»,
% к числу опрошенных
Вариант ответа Средний город Малый город Общее
Редакторы Журналисты Всего Редакторы Журналисты Всего
Прием посетителей редакции 80 82 81 71 71 71 76
Связь по электронной почте 80 93 89 54 55 54 70
Чтение писем в редакцию 84 76 79 50 56 54 65
При личных встречах с читателями 80 69 73 43 22 29 49
При помощи социальных сетей 28 42 37 21 22 22 34
Через форумы сайта газеты 48 49 49 7 20 16 31
Организованные встречи с читателями (читательские конференции, фестивали, круглые столы, выездные редакции и т. п.) 24 22 23 39 20 27 25
Другое 8 2 4 7 - 2 3
В ответах на открытый вопрос 72 % редакторов и 59 % журналистов написали, что нужно поднять популярность газет у молодежи. Многие журналисты сетуют на то, что не удается привлечь молодежь к чтению газет и к сотрудничеству с редакциями. Причины связаны и с традициями городских газет, привыкших ориентироваться на более взрослую часть населения (поскольку прежде в каждой области были молодежные газеты), и с тем, что молодежь вообще все реже читает печатную прессу.
Высказываются предложения: более широко привлекать к сотрудничеству с газетой руководителей, работников градообразующих предприятий, экономически активного, работающего населения, представителей бизнес-сообществ. Но главное — молодежь. Большинство опрошенных считает, что лучший способ привлечь молодежь и подростков к чтению газеты — наладить выпуск молодежной страницы, приложения, вести тематические полосы или хотя бы постоянные рубрики. Интересны предложения о проведении специальных молодежных проектов, акций конкурсов с вручением подарков (например, фотоконкурсов) и т. п.
Редакторы и журналисты осознают, что важно улучшить оформление, давать больше иллюстраций, комиксов, фото, изменить стиль подачи материалов. Но главное — это изменить контент: больше писать о молодежи и для молодежи, вовлекать их в дискуссии по городским и молодежным проблемам. Да и в целом повысить качество публикаций в газете, чтобы они отвечали интересам и восприятию взыскательного молодого читателя. И конечно, ключевое в привлечении этой аудитории — делать для них в Интернете молодежную веб-версию, активнее общаться с ними через форумы и сайты.
Журналисты местных газет, прежде всего, конечно, в малых городах, достаточно хорошо
знают своих читателей и потому не ощущают острого дефицита знаний об их интересах, предпочтениях и оценках. Однако половина опрошенных (среди редакторов до 60 %) все-таки нуждаются в том, чтобы это знание было более полным.
Каковы же реальные способы связи с аудиторией? На этот вопрос дает ответ табл. 3.
Здесь на первом месте прием посетителей, чтение писем в редакцию. Удивило, что крайне мал процент ответов «при личных встречах с читателями» в анкетах сотрудников газет малых городов. Практически не организуются читательские конференции, круглые столы и другие подобные формы связи с аудиторией [11]. Между тем такие встречи со своей аудиторией, которые широко использовались прежде, в век Интернета не потеряли свою ценность, так как речь идет об общении со своими читателями «глаза в глаза».
Зато связь с читателями по электронной почте в активе у 89 % журналистов средних городов и половины малых. Меньше электронная интерактивность редакций малых городов по сравнению со средними и через социальные сети, форумы сайта (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Какие способы регулярной связи с аудиторией вы используете?», % к числу опрошенных
Вариант ответа Средние города Малые города Раз- ница
Связь по электронной почте 89 54 -33
Прием посетителей редакции 81 71 -10
Чтение писем в редакцию 79 54 -25
При личных встречах с читателями 73 29 -44
Через форумы сайта газеты 49 16 -33
При помощи социальных сетей 37 22 -15
Организованные встречи с читателями (читательские конференции, фестивали, круглые столы, выездные редакции и т. п.) 23 27 +4
Другое 4 2 3
Примечание. Ранжировано по столбцу «Средние города»
L. G. SVITICH, O. V. SMIRNOVA, A. A. SHIRYAEVA, M. V. SHKONDIN
Важным фактором общественного диалога в газете является участие общественности города в работе редакции и в обсуждении важных проблем (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «Как вам кажется, имеют ли обычные горожане возможность оказывать влияние на содержание
вашего издания?», % к числу опрошенных
Вариант ответа Средний город Малый город Общее
Ре- дак- торы Жур- нали- сты Все- го Ре- дак- торы Жур- нали- сты Все- го
Да, вполне достаточную б8 б0 бЗ 54 49 51 5б
Да, но недостаточную 24 22 23 Зб 38 37 31
Нет 4 13 10 - 11 7 8
Затрудняюсь ответить, нет ответа 4 4 4 11 4 б 5
Ответы на вопрос о влиянии горожан на содержание издания в основном позитивные, хотя третья часть опрошенных считает, что такое влияние недостаточно, и больше таких ответов в группе представителей малых городов (табл. 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Практикует ли ваша редакция какие-либо совместные обсуждения с горожанами, представителями городских сообществ важных для города проблем?», % к числу опрошенных
Вариант ответа Средний город Малый го род Общее
Ре- дак- торы Жур- нали- сты Все- го Ре- дак- торы Жур- нали- сты Все- го
Да 88 84 8б 79 б7 71 79
Нет 12 13 13 14 33 27 19
Нет ответа - 2 1 7 - 2 2
Почти 80 % журналистов говорят о практике совместных обсуждений с жителями важных для города проблем.
Главные вопросы, которые чаще всего обсуждают журналисты с населением, — жилищно-коммунальное хозяйство, социальные проблемы и благоустройство города, его инфраструктура. Не ускользают от их внимания, хотя все же реже обсуждаются, и проблемы здравоохранения, образования, экологии. Все это самые больные проблемы городов.
Но, в принципе, спектр обсуждаемых проблем достаточно широк: и социальные, и политические, и экономические, и межнациональные, и религиозные.
При этом в ответе на открытый вопрос называется обширный круг дискуссионных форм. Прежде всего применяются опросы и обсуждение проблем на сайтах, интернет-опросы, голосование, круглые столы, комментирование писем. Реже используются прямые дискуссионные площадки, специально организованные акции. Хотя в некоторых газетах есть очень интересный опыт, которым делятся редакторы газет.
Между тем в целом информация об отражении разных точек зрения в газетах, полученная в исследовании, говорит о том, что проблемы в сфере выражения общественного мнения существуют (табл. 7).
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «Отражает ли, по вашему мнению, сегодня ваше издание разнообразие существующих точек зрения по важнейшим вопросам жизни города?»,
% к числу опрошенных
Вариант ответов Средний город Малый город Общее
Ре- дак- торы Жур- нали- сты Все- го Ре- дак- торы Жур- нали- сты Все- го
Бесспорно отражает 28 51 43 29 27 28 35
Отчасти отражает б8 42 53 б1 58 59 5б
Практически не отражает 7 4 4 9 7 б
Затрудняюсь ответить, нет ответа 4 1 7 б б 4
Только 35 % опрошенных считает, что редакция отражает разные точки зрения, а 56 % полагает, что это удается только отчасти, и 6 % честно признались, что разные позиции не отражаются. Судя по ответам, газетам средних городов эту задачу удается решать лучше.
Медиапространство — это не только совокупность информационных отношений, опосредованных техническими средствами, не только различные формы организационных, редакционных отношений. Медиапространство — это также совокупность экономических отношений между всеми участниками массовой информационной деятельности [1; 3].
Поскольку экономический фактор является определяющим в положении сегодняшней прессы, часть вопросов была посвящена этой теме. Общий вопрос о финансовом положении редакции показал, что по 22 % ответивших на вопрос определили его как хорошее, 57 % — как среднее и 21 % назвали плохим. При этом жур-
налисты средних городов критичнее оценивают состояние редакции, чем редакторы, а журналисты малых городов — наоборот.
Из ответов редакторов видно, что основным источником дохода редакции является реклама (70 % ответов) и подписка (57 %), причем о подписке в средних городах сказали 64 % редакторов. По 30 % назвали источником бюджета государственное и муниципальное финансирование. Таким образом, представление о тотальной государственной дотационной зависимости местной прессы несколько преувеличено.
В газетах средних городов существенную часть составляют доходы от публикаций, оплаченных на условиях рекламы. В ряде газет в их число входят на условиях оплаты публикации от органов управления. Это весомый источник дохода, особенно в том случае, если заключены долговременные договоры с теми или иными организациями и учреждениями. А редакции, у которых учредителями являются органы власти, такой возможности не имеют, поскольку печатают официальные материалы бесплатно. Власть, как мы полагаем, несколько расширительно воспринимает свои права в этом отношении.
Оказалось, что многие возможные источники дохода редакции практически не задействованы. Это касается средств благотворительных и общественных организаций, спонсорства частных лиц. Невелика и доля побочного информационного бизнеса (печать литературы, бланков, визиток, открыток и т. п.), хотя есть суждения, что это отвлекает силы редакции от основной работы. Мала поддержка градообразующих предприятий (там, где они есть), потому что часто они сами еле-еле сводят концы с концами.
Естественно, что дефицит средств отражается почти на всех сторонах и условиях работы редакции: на увеличении штата, оплате труда, учебе, командировках и, конечно, на возможностях приобретения современной техники и внедрении ее в производственный процесс.
В целом 60 % редакторов охарактеризовали свои издания как рентабельные. Ситуация лучше в средних городах, где 74 % руководителей назвали свои газеты рентабельными, в малых городах, по оценке их руководителей, больше половины — нерентабельных изданий.
Причины экономических трудностей редакции, если обобщить ответы на открытые вопросы, сводятся к следующему: экономическое положение в стране и регионе; низкая платежеспособность населения, ограниченность средств для подписки или покупки газет; дефицит бюджета
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 149-156. ISSN 1993-3541
MASS COMMUNICATION
города, недофинансирование изданий; слабая рекламная база вследствие того, что не развито производство и бизнес; недостаточная работа с рекламодателем, низкая стоимость рекламы: слабый менеджмент и маркетинг в редакции; невысокий уровень контента, снижение интереса у аудитории; плохая доставка; высокие страховые взносы; высокая арендная плата; неразвитость побочного информационного бизнеса. Естественно, что все это отражается на взаимодействии с аудиторией, привлечении новых читателей.
Предложения руководителей редакций, касающиеся экономического состояния местных газет, можно объединить в несколько блоков, главные из которых — необходимость в изменении законодательства, правового статуса редакций, усиление государственной поддержки в финансовом отношении, укреплении материально-технической и кадровой базы.
Подытожим сказанное. Наше исследование наглядно показало, что в развитии газет средних и малых городов в 2010-е гг. достигнуты немалые успехи. Они стали более технически оснащенными, появились возможности использования цифровой техники, разнообразных компьютерных программ, расширяющих профессиональные возможности редакций в формировании и презентации газетного контента, связей с аудиторией. Начали применяться современные технологии моделирования, улучшается дизайн, газеты чаще выходят в цвете.
В изданиях этого типа активно идут конвергентные процессы: создаются интернет-версии печатных изданий; газета полностью выкладывается на сайты редакции или администрации города; готовятся и размещаются отдельные фрагменты контента в Интернете, на других медийных платформах. Однако эти процессы неравномерно развиваются в газетах разных городов, что зависит от финансового положения редакций, кадрового потенциала, в том числе владения цифровыми технологиями. О широком применении мультимедийных возможностей, подготовке контента не только для Интернета, но и для ТВ- и радиопрограмм, для мобильных носителей пока говорить не приходится, хотя в отдельных редакциях есть опыт работы и с этими платформами.
Редакции достаточно широко используют возможности для привлечения населения к публичному обсуждению важных проблем города как в традиционных формах, так и в Интернете. В исследовании зафиксирован интереснейший опыт создания площадок для диалога, публич-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 149-156. ISSN 1993-3541
L. G. SVITICH, O. V. SMIRNOVA, A. A. SHIRYAEVA, M. V. SHKONDIN
ного обсуждения проблем между населением и представителями власти с участием газет. Тем самым горожанам представляется довольно широкая возможность влиять на содержание газеты. Однако опрошенные редакторы и журналисты полагают, что газеты недостаточно отражают интересы и позиции различных групп, слоев населения. Меньше критических оценок среди журналистов малых городов, так как там более однородная социальная среда и, соответственно, меньше разброс мнений. Напрашивается вывод о том, что журналисты недостаточно активно представляют в контенте газеты информацию, идущую от аудитории.
Большая часть опрошенных считает, что они неплохо знают свою аудиторию. Для получения информации о ней используется широкий круг источников информации. Свою целевую аудиторию редакторы и журналисты характеризуют как массовую (по полу, возрасту и образованию), что соответствует специфике локальных газет общего интереса. Однако по их оценкам, в реальной аудитории наблюдается преобладание групп более старших возрастов, поэтому остра задача привлечения молодых читателей. Сегодня, как показывают данные, молодежь в малых городах, тем более в средних, почти не читает печатные версии газет. Однако и существование электронных версий не спасает положения.
Журналисты осознают, что возможности привлечения молодых читателей связаны с большим учетом их интересов при формировании контента и введением специальных страниц, вкладышей, приложений, рубрик и т. п. Есть понимание того, что в целом необходимо сделать контент газеты более качественным, отвечающим взыскательным, критическим требованиям молодых читателей, тем более что в городе есть реальная конкуренция между газетами.
Отказавшись от существовавшей в советское время и по инерции в первые постсоветские годы ориентации на людей, читающих газеты по долгу службы (прежде всего руководителей и чиновников) как ядра аудитории, сегодня журналисты приходят к выводу, что деловой читатель (бизнесмены, руководители и работники производственных и иных предприятий и т. п.) должен быть в большей степени вовлечен в аудиторию и обсуждение поднимаемых в газете проблем, поскольку он имеет по статусу возможность влиять на принятие и реализацию необходимых решений.
Как показывают результаты исследования, у редакций газет средних и малых городов имеются значительные ресурсы для оптимизации создаваемого ими информационного пространства и повышения роли этих изданий в удовлетворении информационных потребностей городской аудитории.
Список использованной литературы
1. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : Ме-диаМир, 2013. — 280 с.
2. Вартанова Е. Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности / Е. Л. Вартанова // Медиаальманах. — 2008. — № 6. — С. 6-15.
3. Демина И. Н. Экономика и журналистика: Точки соприкосновения / И. Н. Демина // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2009. — № 5. — С. 68-79.
4. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013. — 479 с.
5. Касютин В. Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса / В. Л. Касютин //
Медиаскоп. — 2011. — № 1. — URL : http://www.mediascope.ru/node/739.
6. Колесник С. Г. Газеты в регионах России. 2012 год / С. Г. Колесник. — URL : http://www.old.frip.ru/.
7. Свитич Л. Г. Региональная и местная пресса сегодня: Опрос журналистов / Л. Г. Свитич // Современная пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник. — М. : ВК, 2007. — С. 180-207.
8. Свитич Л. Г. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования) / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева. — М. : ВК, 2006. — 324 с.
9. Свитич Л. Г. Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева, М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2014. — № 5. — URL : http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=19439.
10. Смирнова О. В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий / О. В. Смирнова // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 25-37.
11. Тертычный А. А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике / А. А. Тертычный //
Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 77-88.
12. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73; № 5. — С. 45-55.
13. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2. — С. 144-149.
MASS COMMUNICATION
References
1. Vartanova E. L. Postsovetskie transformatsii rossiiskikh SMI i zhurnalistiki [The post-soviet transformation of Russian media and journalism]. Moscow, MediaMir Publ., 2013. 280 p.
2. Vartanova E. L. Factors of the Russian media modernization and the matter of social responsibility. Mediaalmanakh, 2008, no. 6, pp. 6-15. (In Russian).
3. Demina I. N. Economy and journalism: points of contact. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2009, no. 5, pp. 68-79. (In Russian).
4. Dzyaloshinskii I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnye strategii sotsialnykh institutov [The Russian media space: communication strategies of social institutions]. Moscow, APK i PPRO Publ., 2013. 479 p.
5. Kasyutin V. L. The Russian local press: the impact of financial and economic crisis. Mediaskop, 2011, no. 1. (In Russian). Available at: http://www.mediascope.ru/node/739.
6. Kolesnik S. G. Gazety v regionakh Rossii. 2012 god [Newspapers in Russian regions. 2012]. Available at: http:// www.old.frip.ru/.
7. Svitich L. G. Regional and local press today: a journalists's poll. Sovremennaya pressa: teoriya i opyt issledovaniya. Ezhegodnik [Modern media: theory and research experience. An annual book]. Moscow, BK, 2007, pp. 180-207. (In Russian).
8. Svitich L. G., Shiryaeva A. A. Rossiiskii zhurnalist i zhurnalistskoe obrazovanie (sotsiologicheskie issledovaniya) [A Russian journalist and journalism education (a sociological research)]. Moscow, VK Publ., 2006. 324 p.
9. Svitich L. G., Smirnova O. V., Shiryayeva A. A., Shkondin M. V. Functional and problem-thematic models of the city newspaper: functional and problem thematic (following the results of surveying editors and journalists in small and mediumsized towns of the Russian Federation). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2014, no. 5. (In Russian). Available at: http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id=19439.
10. Smirnova O. V. Print Media Strategies in the Age of Digital Technologies. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya
10. Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2013, no. 6, pp. 25-37. (In Russian).
11. Tertychniy A. A. The correlation of technology and creativity in modern journalism. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2013, no. 6, pp. 77-88. (In Russian).
12. Shkondin M. V. Journalism as a factor of world exploration by society. Sotsialno-gumanitarnye znaniya = Sociohumanitarian knowledge, 2013, no. 4, pp. 62-73, no. 5, pp. 45-55. (In Russian).
13. Shkondin M. V. Functional integrity of the media system. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 2, pp. 144-149. (In Russian).
Информация об авторах
Свитич Луиза Григорьевна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected].
Смирнова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected].
Ширяева Алла Александровна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра социологии журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected].
Шкондин Михаил Васильевич — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Свитич Л. Г. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева, М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 5 (97). — С. 149-15б.
Authors
Luiza G. Svitich — Doctor habil. (Philology), Senior Research Assistant, Chair of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Olga V. Smirnova — PhD in Philology, Associate Professor, Head of the Chair of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Alla A. Shiryayeva — PhD in Philology, Associate Professor, Chair of Journalism Sociology, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Mikhail V. Shkondin — Doctor habil. (Philology), Professor, Chair of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article
Svitich L . G., Smirnova O. V., Shiryaeva A. A., Shkondin M. V. A city newspaper as a factor of the public dialogue in the society (based on the results of the sociological research in the papers of small and medium cities of the Russian Federation). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonom-icheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 149-156. (In Russian).