Научная статья на тему 'Методологические предпосылки системного исследования городских газет'

Методологические предпосылки системного исследования городских газет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
525
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СМИ / ОПТИМИЗАЦИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА / THE SYSTEM OF CITY'S NEWSPAPERS / THE INFORMATION OPPORTUNITY OF THE MEDIA / OPTIMIZATION OF MEDIA SPACE / FUNCTIONAL MODEL AND CLASSROOM EDITIONS / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И АУДИТОРНЫЕ МОДЕЛИ ИЗДАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Ширяева Алла Александровна, Шкондин Михаил Васильевич

В статье изложены методологические предпосылки исследования системы городских газет средних и малых городов Российской Федерации. Характеризуются требования системного подхода к анализу этого типологического образования в медиасистеме России. Характер целостности данного системного объекта видится авторами в обеспечении публичности городской жизни на основе общественного диалога между различными социальными субъектами представителями экономической, политической и духовной жизни городского социума. Функциональная целостность городской газетной медиасистемы в коммуникативном аспекте состоит в формировании единого медиапространства горожан, участвующих в производстве, распространении и потреблении массовой информации о жизни города, и создании на этой основе в сознании массовой городской аудитории медиакартины городской жизни, способствующей реализации функций, связанных с освоением условий жизни горожан и их преобразованием на основе накапливаемого познавательного, аксиологического и организационно-проективного информационного потенциала городской общности. Важное место в исследовании занимает анализ основных подсистем городской периодики, процессов актуализации функций городской периодики, модернизации ее структуры и организационно-технологической перестройки в условиях конвергенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Ширяева Алла Александровна, Шкондин Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological premises of learning the system of city's newspapers

The article presents the methodological backgrounds of research the system of citys newspapers of medium and small Russian cities. It is characterized by demands a systematic approach to the analysis of the typological growth in Russian media system. The nature of the integrity of the system object seen by the authors in the publicity of urban life on the basis of public dialogue between the different social actors representatives of the economic, political and spiritual life of the urban society. Functional integrity of the citys newspapers media systems in the communicative aspect is the formation of a single media space townspeople involved in the production, distribution and consumption of media on the life of the city, and on this basis, creating in the minds of the mass audience media picture of urban city life, contributing to the implementation of the functions associated with the development of conditions life of citizens and their transformations on the basis of emerging cognitive, axiological and institutional projective information potential of urban community. The analysis of major subsystems of urban-periodicals, actualization processes of urban functions periodicals, modernize its structures and organizational and technological restructuring in terms of convergence takes an important place in the study.

Текст научной работы на тему «Методологические предпосылки системного исследования городских газет»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 070.1(470) DOI 10.17150/ 2308-6203.2015.4(1).5-19

Свитич Луиза Григорьевна

доктор филологических наук,

старший научный сотрудник, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: svitichb@list.ru

Luiza G. Svitich

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: svitichb@list.ru

Смирнова Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: smirnovaorama@gmail.com

Olga V. Smirnova

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: smirnovaorama@gmail.com

Ширяева Алла Александровна

кандидат филологических наук, доцент, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: alla.a.shiryaeva@yandex.ru

Alla A. Shiryaeva

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: alla.a.shiryaeva@yandex.ru

Шкондин Михаил Васильевич

доктор филологических наук, профессор, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: skond@mail.ru

Mikhail V. Shkondin

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: skond@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ

Аннотация. В статье изложены методологические предпосылки исследования системы городских газет средних и малых городов Российской Федерации. Характеризуются требования системного подхода к анализу этого типологического образования в медиасистеме России. Характер целостности данного системного объекта видится авторами в обеспечении публичности городской жизни на основе общественного диалога между различными социальными субъектами — представителями экономической, политической и духовной жизни городского социума. Функциональная целостность городской газетной медиасистемы в коммуникативном аспекте состоит в формировании единого медиапро-странства горожан, участвующих в производстве, распространении и потреблении массовой информации о жизни города, и создании на этой основе в сознании массовой городской аудитории медиакартины городской жизни, способствующей реализации функций, связанных с освоением условий жизни горожан и их преобразованием на основе накапливаемого познавательного, аксиологического и организационно-проективного информационного потенциала городской общности.

Важное место в исследовании занимает анализ основных подсистем городской периодики, процессов актуализации функций городской периодики, модернизации ее структуры и организационно-технологической перестройки в условиях конвергенции.

Ключевые слова. Система городских газет, информационный потенциал СМИ, оптимизация медиапространства; функциональные и аудиторные модели изданий.

Информация о статье. Дата поступления 1 декабря 2014 г.; дата принятия к печати 23 декабря 2014 г.; дата онлайн-размещения 30 января 2015 г.

METHODOLOGICAL PREMISES OF LEARNING THE SYSTEM OF CITY'S NEWSPAPERS

Abstract. The article presents the methodological backgrounds of research the system of city's newspapers of medium and small Russian cities. It is characterized by demands a systematic approach to the analysis of the typological growth in Russian media system. The nature of the integrity of the system object seen by the authors in the publicity of urban life on the basis of public dialogue between the different social actors — representatives of the economic, political and spiritual life of the urban society. Functional integrity of the city's newspapers media systems in the communicative aspect is the formation of a single media space townspeople involved in the production, distribution and consumption of media on the life of the city, and on this basis, creating in the minds of the mass audience media picture of urban city life, contributing to the implementation of the functions associated with the development of conditions life of citizens and their transformations on the basis of emerging cognitive, axiological and institutional projective information potential of urban community.

The analysis of major subsystems of urban-periodicals, actualization processes of urban functions periodicals, modernize its structures and organiza-

tional and technological restructuring in terms of convergence takes an important place in the study.

Keywords. The system of city's newspapers, the information opportunity of the media, optimization of media space; functional model and classroom editions.

Article info. Received December 1, 2014; accepted December 23, 2014; available online January 30, 2014.

Кафедра периодической печати совместно с лабораторией по изучению актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова при участии факультетов и отделений журналистики российских вузов в 2013 г. провели исследование, посвященное газетам малых и средних городов России. По широкому кругу проблем опрошены редакторы и журналисты 66 редакций газет малых и средних городов России в 26 субъектах Российской Федерации. Руководители исследования: М.В. Шкондин и О.В. Смирнова. Авторы исследования Л.Г. Свитич и А.А. Ширяева. По итогам исследования подготовлено несколько публикаций (см.: [22—25]).

МЕСТНЫЕ ГАЗЕТЫ В МЕДИАСИСТЕМЕ РОССИИ

За последние десятилетия медиа-система современного общества кардинально изменилась под влиянием социально-экономических, социокультурных и технологических факторов, в том числе за счет развития различных форм интернет-коммуникаций и культурных инду-стрий. В ответ на расширяющиеся и модифицирующиеся общественные потребности она постоянно обогащается новыми системными качествами. Соответственно трансформируется строение медиасистемы, то есть медиаструктура, как способ организации и связи ее компонентов, ее типологическое разнообразие и технологическая оснащенность. Эти общемировые тенденции характер-

ны и для России. Базовой основой ме-диасистемы является, в соответствии с отечественной терминологической традицией ее публичность, функциональная и коммуникативная целостность, ее познавательная, аксиологическая и проективная адекватность условиям цивилизационного развития общества.

Структура СМИ России — это совокупность газет, журналов, других изданий, каналов и программ телевидения, радиовещания, интернет-СМИ, информационных агентств. Она сформировалась в процессе интеграции компонентов медиаси-стемы, имеющих при всем их разнообразии общую базовую основу — принадлежность к сфере информационно-коммуникационного обеспечения жизнедеятельности общества. Структура российской системы средств массовой информации имеет многоуровневый характер: общенациональные, региональные, местные СМИ.

Одним из важных структурных образований в ней являются городские газеты. Это типологическая группа изданий, схожих между собой по своим задачам, особенностям аудитории, содержанию, характеру публикуемой в них информации и масштабу распространения.

В 2010-х гг. в российском обществе происходят существенные преобразования во всех сферах жизни — политической, экономической, социальной, культурной и духовной. Эти процессы влияют, в свою очередь, на перестройку структуры

СМИ, с тем чтобы она оптимально способствовала информационному и социальному взаимодействию, общественному диалогу в российском обществе. Требуется существенное обновление механизмов массовой коммуникации, и как следствие, — обновление медиаструктуры на различных ее уровнях (федеральном, региональном, местном), модернизация отдельных ее элементов.

К сожалению, изменения в меди-аструктуре не поспевают за происходящими переменами в социуме, и это весьма отрицательно сказывается на функционировании системы средств массовой информации на всех ее уровнях. Изучение процессов оптимизации медиасистемы, ее структурных модификаций на различных уровнях в контексте изменяющейся среды и потребностей, обмена массовой информацией между субъектами общественных отношений является в настоящее время актуальной задачей медиаисследований. Трансформация медиаструктуры в целом, а также СМИ различных видов, типов и уровней изучается явно недостаточно. Особенно это касается исследования их роли и места в современной медиасистеме.

В результате функционирования медиасистемы на базе ее структуры формируется медиапростран-ство (страны в целом и на различных уровнях локальности), понимаемое как поле многовекторного информационно-коммуникационного взаимодействия различных социальных субъектов: производителей и потребителей информации, в том числе журналистов и аудитории, власти и народа, различных слоев и групп, органов управления и гражданского общества [6; 7; 32].

Медиапространтсво формируется в условиях реального функционирования социума и медиасреды, как

совокупности коммуникационных средств [11], рассматриваемой как часть социальной среды [14].

Для достижения целостности ме-диапространства необходимо:

— в полной мере и эффективно выполнять многообразные функции СМИ, актуализируемые в соответствии с общественными потребностями, информационными запросами личности, различных социальных слоев, общественных групп и социальных институтов [33];

— содействовать полному и объективному отражению жизни общества и информированию об этом всех субъектов информационно-коммуникационных отношений, осуществляющих те или иные виды деятельности и нуждающихся в соответствующих массовых коммуникациях [5];

— учитывать при создании контента динамику общественного развития [2];

— обеспечивать формирование широкого круга акторов, выступающих в качестве производителей медиаконтента, способных отразить полифонию, многообразие общественных отношений в разных социальных сферах и на разных уровнях функционирования общества, обеспечить полноту и плюралистичность медиаконтента [5];

— использовать современные коммуникативные стратегии, которые базируются на коммуникативных стратегиях и функциях не только журналистики, но на коммуникативных функциях и потребностях основных субъектов социальной деятельности, осуществляемой в масштабе города [3].

— располагать современными информационными технологиями для формирования широкого потока динамичной и качественной информации [28].

Оптимизация медиапростран-ства связана прежде всего с активизацией информационного потенциала медиасистемы, разнообразием и взаимодействием ее элементов, с вовлечением в массово-информационный процесс новых результатов познавательной, аксиологической и проективной деятельности. Оптимизация также связана с приобщением к знаниям, мнениям, практическому опыту, моделям поведения различных аудиторных групп. Критерием такой оптимизации является устранение рассогласования между информационными потребностями личности, различных социальных слоев, групп и общества в целом, степени удовлетворения этих потребностей и реальной практикой жизнедеятельности общества.

В современных условиях, на наш взгляд, нет достаточных оснований говорить о целостности медиапро-странства страны. В нем наблюдаются определенные диспропорции, «перекосы», нарушаются информационные связи между слоями и группами, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т.п. Если медапространство сформировано не целостно, искажается и ме-диакартина, которая складывается в сознании аудитории; она оказывается не полной, фрагментарной.

Все эти тенденции в той или иной степени проявляются на уровне городской прессы. Медиапростран-ство городских газет является полем и результатом реализации их функциональной модели для создания медиакартины городской жизни в сознании аудитории. Оно объективируется в возникающей системе отношений между различными социальными субъектами и общностями, которые функционируют в данном медиапространстве, преобразуют

реальную жизнь. Медиапростран-ство, формируемое городскими газетами, должно давать возможность информационно-коммуникационного взаимодействия различных структур, социальных слоев и групп в масштабе городской территориально-социальной локальности.

Однако практика функционирования СМИ на различных уровнях, в частности местном, показывает, что и здесь нередко медиапростран-ство оказывается по целому ряду причин не оптимально организованным. Перечислим важнейшие их них. Реальная аудитория издания значительно меньше или не совпадает по составу с целевой, на которую СМИ было рассчитано, тем более, потенциальной. Журналистские кадры не способны реализовать в полной мере функциональную и жанрово-тематическую модель издания из-за своей малочисленности или недостаточной профессиональной квалификации. Не поддерживается постоянная связь издания с аудиторией, она в необходимых объемах не привлекается к сотрудничеству. Авторский актив по своему составу не отражает интересы различных слоев населения. Следствием является то, что медиаконтент издания не содержит необходимой информации с точки зрения социальной представительности и задач публичности. В итоге происходят нарушения в медиапро-странстве, формируемом городскими газетами, Оно не предоставляет необходимых возможностей информационно-коммуникационного взаимодействия различных структур, социальных слоев и групп в масштабе городской территориально-социальной локальности.

В соответствии в методологическими посылками целостности и оптимизации деятельности СМИ, и медиакартина, представляемая

городской газетой, должна быть комплексной, отражающей основные сферы функционирования городского социума, его проблемы, жизнь города [32], касающиеся экономики, политики, культуры, быта и др. При полноте и объективности она может минимизировать противоречие между реальным знанием аудитории о городской жизни и тем, как она отражается в медиаконтен-те. Опыт, знания, которые рождаются в процессе жизнедеятельности городского социума, при эффективном функционировании обратной связи с аудиторией, помогают обогащать поведенческие модели населения в целях позитивного воздействия на практику, организацию жизни города.

Модель городской газеты базируется на учете описанных выше особенностей ее функционирования в городском медиапространстве и в системе СМИ, поэтому основывается на функциях и коммуникативных стратегиях не только журналистики, но и в соотносится с коммуникативными функциями и потребностями основных субъектов социальной деятельности, осуществляемой в масштабе города. Ответственность за полноту и гармонизацию этой функционально-целевой модели городской газеты лежит на редакции издания.

Теоретические разработки и введение в научный обиход таких понятий как медиасистема, медиаструктура, медиапространство, медиасреда и медиакартина оказались довольно продуктивными при формировании теоретико-методологической базы исследования, посвященного одному из весьма значимых компонентов системы средств массовой информации на локальном уровне, при разработке проекта «Газеты средних и малых городов в 2010-х гг.».

СРЕДНИЕ И МАЛЫЕ ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ

Актуальность данного исследования обоснована прежде всего тем, что средние и малые города традиционно имеют большое значение для России. На момент начала исследования в стране насчитывалось 1099 городов, из них 155 средних (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и 780 малых городов (с населением до 50 тыс. человек), т.е. всего 935, что составляет 85 % всех городов страны. Население таких городов в совокупности составляет 27,3 млн человек (28 % городского населения).

Это исторически сложившиеся поселенческие центры, важные не только для городской агломерации, но и ее окрестностей. Они являются центрами общественной, хозяйственной и культурной жизни региона. Здесь расположены органы муниципального управления, образовательные и медицинские учреждения, транспортные узлы, торговые предприятия, которыми пользуются не только горожане, но и сельские жители. Средние и малые города — хранители российской истории, народной культуры, промыслов, традиций и обычаев. И конечно, это наиболее массовый и важный сегмент информационно-коммуникационного пространства страны и регионов (медиапространства). Местные издания, порой, — единственный информатор о жизни города и района.

Средние и малые города испытывают сегодня большие трудности. Исследователи [1] выделяют следующие наиболее типичные проблемы городов данного типа:

— исчезновение, прекращение деятельности ранее существовавших производственных (промышленных

и др.) предприятий или их крайняя технологическая отсталость, изношенность основных фондов;

- неконкурентоспособность, ограниченность возможностей для привлечения инвестиций;

- недостаточность для населения мест приложения труда, безработица;

- ограниченность экономической базы существования таких городов и тем более их развития;

- неблагоприятная демографическая ситуация (естественная убыль населения, миграция молодежи в крупные города);

- плохое состояние важнейших социальных сфер (ЖКХ, социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, инфраструктуры и т.п.) [8; 15].

Естественно, что острота названных проблем отличается в средних и малых городах, а также в конкретных поселениях. В связи с этим исследователи отмечают различные возможности их развития, связанные с местоположением и ресурсами: расположение в центрах добычи нефти, газа, других полезных ископаемых, местах лесозаготовок и т.п.; в непосредственной близости к крупным городам или предприятиям (что дает возможность размещения в них филиалов и создания рабочих мест); в конкурентоспособных научных центрах и т.п. Такие города имеют более или менее определенные перспективы развития. Для других — необходимо изыскание внутренних возможностей, ресурсов (развитие туризма, народных ремесел, системы отдыха, рекреации и т.п.). И, конечно, модернизация, развитие производственного сектора, что, как показывает сегодняшняя практика, в ряде городов особенно средних, вполне успешно выполняется. В целом средние и малые города — наи-

более органичная среда для бизнеса, особенно малого.

В этой связи необходима последовательно реализуемая государственная программа поддержки городов данного типа. Первая такая программа была принята 1996 г. [31], вторая — в 2005 г.1 Однако на уровне федеральной власти до сих пор нет согласованной концепции, касающейся роли средних и особенно малых городов в жизнедеятельности России, их экономического и социокультурного значения.

Даже в выступлениях должностных лиц довольно высокого ранга звучали высказывания о неперспективности малых городов. Оппоненты этой точки зрения приводят обоснованные возражения: «Без проведения политики сохранения и развития этой категории поселений процессы стагнации, депопуляции и деградации в той или иной степени охватят подавляющее большинство городов и сельских населенных мест, расположенных за пределами крупнейших агломераций; из них десятки и сотни малых городских поселений, тысячи сельских поселений станут полностью необитаемы. Процессы демографического и экономического "опустынивания" охватят исторически заселенные, хозяйственно освоенные регионы центральной России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока... Ни одна страна мира не проводит политику, ориентированную на уничтожение небольших городов. Напротив: власти и местные жители заинтересованы в сохранении и улучшении условий проживания в таких городах, находя дополнительные стимулы для их процветания. <...> Представляется необходимым решать проблемы формирования рациональной системы расселе-

1 URL: http://www.referent.ru/1/82614.

ния страны в тесной взаимосвязи с перспективами социально-экономического развития страны и совершенствования ее пространственной организации, для чего необходимо скорейшее завершение разработки законодательной базы градостроительства Российской Федерации и формирование Программы градостроительства России» [17]. Действительно, за рубежом (в Германии, Франции, Австрии и др.) малые города не считаются «уходящей натурой» и существуют весьма успешно.

Интересы жителей таких городов у нас в стране защищают Ассоциация средних и малых городов России и Союз малых городов. Они борются против недооценки их значения и против исчезновения: «Именно небольшие города и поселки формируют опорный каркас каждого из российских регионов. Огромная категория малых городских населенных мест <...> играет в условиях России с ее необъятными просторами и значительной неравномерностью в развитии и размещении производительных сил особую геополитическую роль, обеспечивая своего рода контроль над территорией, территориальную и социально-экономическую целостность страны. <...> Государственная политика в отношении небольших моногородов и поселков должна исходить из принципа сохранения практически всех таких монопоселений и оказания им для этого всемерной помощи и поддержки» [16]. Разрабатывается программа поддержки и развития так называемых «моногородов», жизнь которых зависит от единственного градообразующего предприятия.

Очевидно, правительство в последнее время изменило свою точку зрения, потому что в настоящее время в Минрегионе России обсуждается проект концепции федеральной целевой программы экономическо-

го развития и повышения качества жизни малых городов РФ на период 2015—2020 гг., которая нацелена на создание условий для развития реального сектора экономики малых городов и повышения ее конкурентоспособности» [19].

Пути преодоления трудностей и перспективы развития средних и малых городов России исследователи видят в сочетании государственной поддержки и активизации ресурсов саморазвития. Первое направление должно осуществляться на основе четко разработанной и последовательно реализуемой общегосударственной программы, второе — на базе грамотного городского администрирования (сити-менеджмента) и эффективного муниципального самоуправления. Успехи в различных сторонах жизнедеятельности этих городов невозможны без гражданской активиности жителей, что лежит в основе реформы местного самоуправления и Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в 2003 г. [20].

В успешном развитии городов и оптимизации всех процессов их жизнедеятельности весьма существенную роль играют местные СМИ.

СПЕЦИФИКА И РОЛЬ ГАЗЕТ В ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА

Местная печать занимает в меди-аландшафте России принципиально важное место. Однако этот ресурс сегодня явно недооценен, о чем свидетельствует и Всероссийский Съезд муниципальных образований, который состоялся в ноябре 2013 г., где в процессе обсуждения важных проблем муниципалитетов сущностные вопросы развития местной прессы остались в тени. А ведь именно она должна и способна оперативно информировать население о местных

проблемах, привлекать гражданское общество к их обсуждению и поиску путей их решения. Газеты средних и малых городов выполняют очень важные коммуникативные функции по консолидации локальной общности, развитию инфраструктуры, экономического и социокультурного потенциала городов и районов, содействуют решению конкретных проблем горожан. Местная пресса выполняет важнейшую миссию сохранения журналистики, близкой народу, его потребностям и нуждам, ориентированной на базовые российские ценности.

В функционировании системы СМИ России, как и в других странах, происходит процесс медиаглока-лизации, для которого характерно одновременно существование локальных, региональных и общероссийских СМИ, а также мировых. Контент общероссийских масс-медиа имеет по преимуществу глобальный характер, публикуется в основном общероссийская и зарубежная информация и мало внимания уделяется жизни регионов, городских и иных поселений. Между тем, интерес к региональным, местным новостям — это общемировой тренд, и эта проблема уже обозначилась как актуальная и на российском уровне. Социологические исследования фиксируют возрастание интереса россиян к местным новостям. Этот вопрос был поднят на круглом столе «Федеральные СМИ в регионах: новая модель, новая аудитория», состоявшемся в Совете Федерации с участием крупных информационных агентств и изданий. Было высказано единодушное мнение, что в перспективе количество местных новостей в контенте федеральных изданий должно возрасти, и говорилось о перспективности сотрудничества с блоггерами, проживающими на этих территориях [21].

В сегодняшних условиях процесс локализации в значительной мере осуществляется через региональные медиа: областные, городские, районные. И в этом качестве в полной мере никто не может их заменить. Именно интерес к местным новостям определяет их особую востребованность и жизнеспособность.

Неоднократные попытки «изъять» городские и районные газеты из медиасистемы, предпринятые в 1990-е гг., не увенчались успехом, так как потребность в них местной аудитории весьма высока. Их задача — обеспечить целостное медиа-пространство и медиакартину городской жизни, городского социума, городской среды. Это необходимо для осуществления коммуникативных функций различных субъектов городского социума, действующих в сферах политики, экономики, культуры, гражданских отношений. Местная пресса призвана обеспечить публичность деятельности власти, различных городских групп и организаций, известных персон.

Городские газеты России, в отличие от ряда других печатных СМИ, в первые десятилетия постсоветский трансформации показали устойчивую динамику роста количества наименований, разовых и годовых тиражей (табл.).

Как видно из таблицы, выпуск городских газет в РФ в период постсоветской трансформации проходил более успешно, чем иных типов газетных изданий. Количество наименований этих газет выросло с 490 в 1989 г. до 3 615 в 2009 г. Разовый тираж увеличился с 14,9 до 104,5 млн экземпляров. При падении годовых тиражей у большинства региональных газет у городских он вырос с 3,0 до 3,9 млрд экземпляров. И в последующие годы этот процесс продолжался.

Выпуск региональных газет

Типы изданий Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2003 2009 1989 2003 2009 1989 2003 2009

Республиканских, автономных областей 84 429 442 3,9 10,1 6,2 0,9 0,6 0,2

Краев и областей 157 1 207 1 227 15,5 32,4 21,4 4,0 1,5 0,9

Городские 490 2 318 3 615 14,9 68,5 104,5 3,0 3,7 3,9

Районные 1 620 1 731 2 071 9,5 7,9 9,7 1,5 0,6 0,7

Низовые 2 371 1 188 1 119 3,7 10,4 13,9 0,2 0,2 0,2

Окружные 16 49 39 0,1 0,4 0,3 0,02 0,02 0,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межрегиональные 52 1,5 0,01

Прочие 666 20,3 0,4

Источник: [18].

По данным Фонда развития информационной политики, в 2012 г. из 3 741 газет — 2 884 (77 %) муниципальные издания, учрежденные муниципалитетом или (и) субъектом РФ, частные газеты, распространяющиеся на территории муниципального образования (города, района) с тиражом 24,6 млн экземпляров [13]. И сегодня этот сектор СМИ динамично растет.

Данная типологическая группа изданий, несмотря на кризисные времена в жизни российского общества, на конкуренцию с электронными СМИ, востребована у широкой городской аудитории, в том числе в средних и малых городах, и редакции таких газет ищут и в большинстве случаев находят возможности «остаться в строю» и не покинуть своих читателей. Как показывает практика, у редакций газет, выходящих в средних и малых городах, имеются значительные потенциальные ресурсы для улучшения качества создаваемого ими информационного продукта, повышения роли этих изданий в удовлетворении информационно-коммуникационных потребностей городской аудитории.

Городское население в условиях общественной трансформации испытывает постоянно растущую

потребность в информации и коммуникации, помогающей в работе, обустройстве собственной жизни, развитии и преобразовании городов как среды обитания горожан.

В функциональном и тематическом плане городские печатные издания имеют свою нишу. Прежде всего она связана с получением информации местного характера. Кроме того, по сравнению с электронными СМИ, они имеют возможность выйти за рамки чисто новостного контента и публиковать аналитические материалы. Потребность в аналитических публикациях городской газеты требует не только аналитиков в штате редакции (которых, к сожалению мало), но и постоянного сотрудничества со специалистами из различных сфер и с населением как источником информации. Картина городской жизни, представляемая газетой, связана не только с каждодневными событиями, но и с отражением важнейших тенденций, процессов в экономической, политической и культурной сферах жизни города. Это предполагает анализ актуальных локальных проблем, оценок, мнений, доказательную критику негативных явлений, предложения по решению актуальных проблем, выработку эффективных моделей поведения на

основе представления опыта в различных сферах жизни города.

Медиапространство газеты в большей степени, чем, например, в городском радио, телевидении, позволяет осуществлялось взаимодействие между властными структурами и различными субъектами гражданского общества. Газета способна выступать стабильным средством самоорганизации и самоуправления в городской среде. Потенциально, а часто и на практике, она — медиаор-ганизатор регулярной координации взаимодействия между социальными слоями и группам населения и власти, формирования отношений инициативы, дисциплины, ответственности.

Городская общность включает в себя различные группы людей умственного и физического, организаторского и исполнительского труда, индустриального производства и культуры, а также управленческий персонал. Они занимают свое место в системе жизнедеятельности города и требуют соответствующей информации для внутригрупповой и межгрупповой коммуникации и координации, для диалоговых отношений. Поэтому роль таких газет в системе публичности городской жизни весьма велика, так как это касается не только оптимизации общегородского информационного пространства, но и обеспечения информационных отношений внутри городских слоев, групп, и между ними.

Публичность общественных отношений в городском социуме не ограничивается тем, что городская газета дает возможность горожанам, наряду с другими городскими СМИ, не только пассивно наблюдать за текущей картиной городской жизни, но и (при обеспечении определенных условий) контролировать происходящие процессы. Она соединяет изменчивость в жизни города

с устойчивыми тенденциями, единичное в городских актуальных явлениях с типичным, особенным и всеобщим, дает возможность показать их в более широком социальном контексте (региональном, общероссийском).

Способствовать улучшению деятельности газет малых и средних городов, повышению их роли в жизни горожан поможет детальный анализ их практики, в том числе в форме научных исследований. Однако сегодня таких исследований проводится явно недостаточно, хотя имеются интересные и полезные проекты, например, выполненные Фондом развития информационной политики (ФРИП) в 2006, 2008 и 2012 гг. [9; 10; 29]. Этому вопросу посвящены и другие российские проекты [27]. Однако чаще всего исследования региональной прессы ведутся без выделения в ее составе газет малых и средних городов.

В зарубежных исследованиях функционированию масс медиа (в частности газет) на локальном уровне уделяется значительное внимание. Особый акцент делается на их роли в жизни различных сообществ, в том числе территориальных. При этом чаще всего для обозначения такого рода информационных ресурсов используется термин комьюни-ти-медиа [36].

В российских научных исследованиях, посвященных местной прессе, наряду с изучением роли данного сегмента СМИ, акцентируется внимание на актуальных проблемах функционирования, связанных с трансформацией системы СМИ на различных уровнях, в том числе региональной.

Это прежде всего:

- проблемы финансово-экономического состояния;

- недостаточная эффективность редакционного менеджмента;

- проблемы, связанные с взаимоотношениями с властью, учредителями и владельцами, с профессиональной независимостью редакций и журналистов;

- недостаток квалифицированных кадров;

- проблемы обеспеченности редакций современной техникой, ее освоения и недостаточное использование медиаконвергентных возможностей во взаимодействии с аудиторией.

Система городских СМИ отражает и доносит до массовой аудитории горожан важные ресурсы духовного, информационного потенциала общества и помогает ей осваивать их с учетом информационных потребностей личности, различных город-

ских групп и организаций, городского социума в целом [34]. Успешное освоение этого потенциала способствует развитию инфосферы, ее локальной составляющей, повышению информационной культуры городских сообществ, их интеллектуального потенциала, обеспечивает необходимый уровень информированности и информативности городского социума в системе общественного разделения труда, глобализации и локализации социальных процессов1.

С этим кругом проблем газет средних и малых городов связана необходимость проведения данного исследования.

1 URL: http://www.irkinfo.ru/informatsi-onnyi-potentsial-obshchestva.html.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы / под ред. А.М. Бритвина. — Екатеринбург, 2012.

2. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. — М., 2013.

3. Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности / Е.Л. Вартанова // Медиаальманах. — 2008. — № 6. — С. 6-15.

4. Воронова О.А. Выжить нельзя умереть / О.А. Воронова // Журналистика и медиа-рынок. — 2003. — № 3. — С. 40-43.

5. Демина И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 172-181.

6. Дзялошинский И.М. Медиапространство России, пробуждение Соляриса / И.М. Дзя-лошинский. — М., 2012.

7. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И.М. Дзялошинский. — М., 2013.

8. Дубовик М.В. Проблемы молодежи в малых и средних городах России / М.В. Дубовик. — URL: http://www.hdirussia.ru/445.

9. Касютин В.Л. Новая политика регулирования российской региональной печати / В.Л. Ка-сютин // Современная пресса: теория и опыт исследования. — М., 2012. — С. 271-279.

10. Касютин В.Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса / В.Л. Касютин // Медиаскоп — 2011. — № 1. — С. 23-24.

11. Кириллова М.Б. Медиасреда российской модернизации. / М.Б. Кириллова — М., 2005.

12. Колесник С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год / С.Г. Колесник. — URL: http:// www.old.frip.ru/

13. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика / В.П. Коломиец. — М., 2014.

14. Кутищева Н.А. Социальная жизнь средних и малых городов: общегосударственный или региональный интерес? / Н.А. Кутищева. — URL: http://www.rae.ru/ forum2012/316/3068.

15. Марков Е.М. Моногорода — проблема общероссийской значимости: Предложения Союза малых городов РФ по решению проблем моногородов / Е.М. Марков. — URL: http://www.smgrf.ru/materials/art_detail.php?aid=132&binn_rubrik_pl_articles=559.

16. Обращение к президенту РФ Д.А. Медведеву и к председателю правительства РФ В.В. Путину президиума Российской академии архитектуры и строительных наук. URL: http://krupnov.livejournal.com/336110.html.

17. Печать Российской Федерации в 2009 году: стат. сб. / Рос. кн. палата. — М., 2010.

18. Разрабатывается программа развития малых городов РФ на период до 2020 года. — URL: http://www.garant.ru/news/520856/.

19. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 // Российская газета. — 2003. — 8 окт. — URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html.

20. Сайт газеты «Комсомольская правда». — URL: www/kp/daili/26/1 1.4/30006455/.

21. Свитич Л.Г. Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты (по итогам опроса редакторов и журналистов малых и средних городов РФ) / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 5. — URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19439.

22. Свитич Л.Г. Влияние процессов медиаконвергенции на характер журналистского труда / Л.Г. Свитич // Акценты. Новое в массовой коммуникации. — 2014. — Вып. 5-6 (124-125). — С. 19-25.

23. Свитич Л.Г. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин. — URL: http://istina.msu.ru/ reports/759381 1 /.

24. Свитич Л.Г. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014 — № 5 — С. 149-156.

25. Свитич Л.Г. Региональная и местная пресса сегодня: опрос журналистов / Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева // Современная пресса: теория и опыт исследования. — М., 2007.

26. Свитич Л.Г. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования) / Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева. — М., 2006.

27. Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий/ О.В. Смирнова / О.В. Смирнова // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 26-38.

28. Тулупов В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. Российские СМИ и журналистика в новой реальности / В.В. Тулупов // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. — URL: http://lib.znate.ru/pdfview/index-61638.html.

29. Тулупов В.В. Региональная журналистика: сегодня и завтра / В.В. Тулупов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 2. — С. 78-92.

30. Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы. — М., 1996. — URL: http://www. smgrf.ru/documents/doc.php?aid=167&binn rubrik pl articles=589.

31. Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73 ; № 5. — С. 45-55.

32. Шкондин М.В. Миссия журналистики: системные аспекты. / М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 37-48

33. Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2002. — № 1. — С. 34 -45.

34. Эйсмонт М. Есть ли жизнь на Марсе или независимость СМИ в российских регионах / М. Эйсмонт // Отечественные записки. — 2005. — № 6. — URL: http://www.strana-oz.ru/2005/6/est-li-zhizn-na-marse-ili-nezavisimye-smi-v-rossiyskih-regionah.

35. Jankowski N. Creating Community with Media: Histori, Teories and Scientific Investigation // The Pablic Volum. — 2003. — № 10.

REFERENSES

1. Britvin A.M. (ed.). Brending malykh i srednikh gorodov Rossii: opyt, problemy, per-spektivy [Branding of small and medium-sized cities in Russia: experience, problems and prospects]. Yekaterinburg, 2012.

2. Vartanova Ye.L. Postsovetskiye transformatsii rossiyskikh SMI i zhurnalistiki [The postSoviet transformation of the Russian media and journalism]. Moscow, 2013.

3. Vartanova Ye.L. Factors of modernization the Russian media and the problem of social responsibility. Mediaal'manakh, 2008, no. 6, pp. 6-15. (In Russian).

4. Voronova O.A. Cannot survive die. Journalism and Media Market = Zhurnalistika i medi-arynok, 2003, no. 3, pp. 40-43. (In Russian).

5. Demina I.N. Methodological approaches to the mission and goals of media systems. Vo-prosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 1, pp. 172-181. (In Russian).

6. Dzyaloshinskiy I.M. Mediaprostranstvo Rossii, probuzhdeniye Solyarisa [Russian media space, awakening of Solaris]. Moscow, 2012.

7. Dzyaloshinskiy I.M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnyye strategii sotsial'nykh institutov [Russian media space: communication strategies of social institutions]. Moscow, 2013.

8. Dubovik M.V. Problemy molodezhi v malykh i srednikh gorodakh Rossii [Youth problems in small and medium-sized cities in Russia]. Available at: http://www.hdirussia.ru/445.

9. Kasyutin V.L. The new policy regulation of the Russian regional press. Sovremennaya pressa: teoriya i opytissledovaniya [Modern media: theory and research experience]. Moscow, 2012, pp. 271-279. (In Russian).

10. Kasyutin V.L. Russian local press: the impact of the financial crisis. Mediaskop, 2011, no. 1, pp. 23-24. (In Russian).

11. Kirillova M.B. Mediasreda rossiyskoy modernizatsii [Media environment of Russia's modernization]. Moscow, 2005.

12. Kolesnik S.G. Gazety v regionakh Rossii. 2012 god [Newspapers in Russia's regions. 2012]. Available at: http://www.old.frip.ru/.

13. Kolomiyets V.P. Mediasotsiologiya: teoriya i praktika [Mediasotsiologiya: Theory and Practice]. Moscow, 2014.

14. Kutishcheva N.A. Sotsial'naya zhizn' srednikh i malykh gorodov: obshchegosudarst-vennyy ili regional'nyy interes? [The social life of small and medium cities is it nationwide or regional interest?]. Available at: http://www.rae.ru/forum2012/316/3068.

15. Markov Ye.M. Monogoroda — problema obshcherossiyskoy znachimosti: Pred-lozheniya Soyuza malykh gorodov RF po resheniyu problem monogorodov [Monotown — the problem of nationwide significance: Proposals of the Union of Small Towns of the Russian Federation to address one-industry towns]. Available at: http://www.smgrf.ru/materials/art_detail. php?aid=132&binn_rubrik_pl_articles=559.

16. Appeal to the President of the Russian Federation D.A. Medvedev and the President Rule of the Russian Federation V.V. Putin Presidium of the Russian Academy of Architecture and Building Sciences. Available at: http://krupnov.livejournal.com/3361 10.html. (In Russian).

17. Printing of the Russian Federation in 2009. Statistical collection. Moscow, 2010. (In Russian).

18. It is working up a program for the developing of small cities of the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: http://www.garant.ru/news/520856/. (In Russian).

19. Rossiyskaya Gazeta. 2003, October 8. Available at: http://www.rg.ru/2003/10/08/ zakonsamouprav.html. (In Russian).

20. Site of the newspaper «Komsomolskaya Pravda». Available at: www/kp/dai-li/26/1 1.4/30006455/ (In Russian).

21. Svitich L.G, Smirnova O.V., Shiryayeva A.A., Shkondin M.V. Functional and problem-thematic models of the city newspaper: functional and problem thematic (following the results of surveying editors and journalists in small and medium-sized towns of the Russian Federation). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstven-nyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (BaikalState University of Economics and Law) (online journal), 2014, no. 5, Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19439. (In Russian).

22. Svitich L.G. Influence of media convergence on the nature of journalistic work. Aktsenty, 2014. no. 5-6 (124-125), pp. 19-25. (In Russian).

23. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shiryayeva A.A., Shkondin M.V. Gazety srednikh i malykh gorodov Rossii v 2010-kh gg. [Newspapers of medium and small cities in Russia in the 2010s]. Available at: http://istina.msu.ru/reports/759381 1 (In Russian).

24. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shiryayeva A.A., Shkondin M.V. A city newspaper as a factor of the public dialogue in the society (based on the results of the sociological research in the papers of small and medium cities of the Russian Federation). Izvestiya Irkutskoy gosudarstven-noy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5, pp. 149-156. (In Russian).

25. Svitich L.G., Shiryayeva A.A. Regional and local press today: a survey of journalists. Sovremennaya pressa: teoriya i opyt issledovaniya [Modern media: theory and research experience]. Moscow, 2007. (In Russian).

26. Svitich L.G., Shiryayeva A.A. Rossiyskiy zhurnalist i zhurnalistskoye ob-razovaniye (sotsiologicheskiye issledovaniya) [Russian journalist and journalism on-formation (case studies)]. Moscow, 2006.

27. Smirnova O.V. Print media in the digital age. VestnikMoskogo universiteta = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2013, no. 6, pp. 26-38. (In Russian).

28. Tulupov V.V. On the future of the local press: four options for development. Russian media and journalism in the new reality] Yekaterinburg, Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the International scientific and practical conference]. 2011. Available at: http://lib.znate.ru/pdfview/index-61638.html. (In Russian).

29. Tulupov V.V. Regional journalism today and tomorrow. Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 2, pp. 78-92. (In Russian).

30. Federal'naya kompleksnaya programma razvitiya malykh i srednikh gorodov Ros-siyskoy Federatsii v usloviyakh ekonomicheskoy reformy. [Federal program of development of small and medium-sized cities of the Russian Federation in the context of economic reform]. Moscow, 1996, Available at: http://www.smgrf.ru/documents/doc.php?aid=167&binn_ru-brik_pl_articles=589.

31. Shkondin M.V. Journalism as a factor in the development of the society of the world. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya = Socially-humanitarian knowledge, 2013, no. 4, pp. 62-73, no. 5, pp. 45-55. (In Russian).

32. Shkondin M.V. The mission of journalism: systemic aspects. Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 1, pp. 37-48. (In Russian).

33. Shkondin M.V. Media as a communicative system. Vestnik Moskogo universiteta = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2002, no. 1, pp. 34-45. (In Russian).

34. Eysmont M. Is there life on Mars or the independence of the media in the Russian regions. Otechestvennyye zapiski = Notes of the Fatherland, 2005, no. 6. Available at: http://www.stra-na-oz.ru/2005/6/est-li-zhizn-na-marse-ili-nezavisimye-smi-v-rossiyskih-regionah. (In Russian).

35. Jankowski N. Creating Community with Media: Histori, Teories and Scientific Investigation. The Pablic Volum, 2003, no. 10.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Свитич Л.Г. Методологические предпосылки системного исследования городских газет / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 1. — С. 5-19. — DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).5-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCE TO ARTICLE

Svitich L.G., Smirnova O.V., Shiryaeva A.A., Shkondin M.V. Methodological premises of learning the system of city's newspapers. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 5-19. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).5-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.