УДК 323:070
ВЕТРОВА Е.Н. Современное состояние и
перспективы развития средств массовой информации в условиях реализации эффективной государственной информационной политики:региональный аспект
В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и реализации эффективной государственной информационной политики. Автор уделяет особое внимание гуманитарной составляющей государственной информационной политики, во многом определяющей социально-экономические, духовные и политические процессы в обществе. Ведущая роль в исполнении социальных функций государства отводится средствам массовой информации. Проанализирована взаимозависимость таких процессов, как разгосударствление региональных средств массовой информации и сохранение национальных интересов. Приведен опыт государственного регулирования деятельности зарубежных средств массовой информации. Также в статье предлагается комплекс экономических и организационных мер для более эффективного взаимодействия власти и средств массовой информации на пути к демократизации и открытому информационному обществу.
Ключевые слова: средства массовой информации, государственная информационная политика, информационное общество, социальные обязательства государства, гуманитарное направление.
Информационное общество по своему типу общество демократическое, что обеспечивается презумпцией открытости информации для граждан и защитой их информационных прав, обеспечением свободного обращения информации, конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации. Важнейшим фактором информационного общества является высокий профессионализм участников информационного обмена (прежде всего средств массовой информации и органов власти) и обеспечение равных прав для всех его субъектов. Объективный анализ ситуации раскрывает имеющееся здесь большое проблемное поле.
Переход России к информационному обществу, развитие и доминирование информационной сферы выдвигают на пе-
редний план необходимость формирования качественной государственной информационной политики, которая могла бы консолидировать общество и в перспективе обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития страны.
Концепция государственной информационной политики Российской Федерации была сформулирована в 1998 году. В этом документе были провозглашены следующие принципы государственной политики в сфере информации1:
принцип открытости - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение;
принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной де-
ятельности, вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и гражданства;
принцип системности - при реализации тех или иных решений должны учитываться их последствия при состоянии всех объектов и субъектов, затрагиваемых этими решениями;
принцип приоритетности производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;
принцип социальной ориентации - основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов общества;
принцип государственной поддержки -мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством;
принцип приоритетности права - развитие и применение правовых методов имеют приоритет перед экономическими и административными решениями проблем.
Анализируя содержательную часть государственной информационной политики, многие исследователи выделяют в ее структуре две составляющие: технико-технологическую и гуманитарную.
Первая из них связана с решением задач информатизации общества, созданием мощной информационно-технологической инфраструктуры. В общепринятом понимании информатизация - это многогранный организационный, научно-технический и нормативно-правовой процесс, направленный на оптимальное удовлетворение информационных потребностей общества. Гуманитарная составляющая государственной информационной политики связана с содержанием и качеством информации.
Анализ российского законодательства демонстрирует, что законодательные нормы регулируют в основном только техническую составляющую информационных процессов и информационных технологий, оставляя в стороне информационно-содержательную. Но именно эта сторона информационной политики является оп-
ределяющей, поскольку характер и содержание информации оказывают непосредственное воздействие на социально-экономические, духовные и политические процессы в обществе.
Переход к информационному обществу разработчики Концепции неразрывно связывают с дальнейшей демократизацией общественной и политической жизни, что обусловливает и постановку одной из задач государственной информационной политики - «обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации»2. Реализацию данного направления предполагается осуществлять путем недопущения подчинения средств массовой информации конъюнктурным интересам власти и бизнеса, регулирования уровня концентрации и монополизации средств массовой информации. В то же время, по мнению разработчиков документа, необходимо обеспечить защиту интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных средств массовой информации, совершенствовать национальное законодательство в части гарантий свободы слова и информации.
Отголоском принятой еще 12 лет назад Концепции государственной информационной политики стало заявление, сделанное Президентом России Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию в 2010 году. Говоря о непрофильных активах, имеющихся у государственных органов власти, он выделил и средства массовой информации: «...Органы власти не должны быть владельцами "заводов, газет, пароходов". Сразу после оглашения президентского Послания помощник Президента А.В. Дворкович конкретизировал слова главы государства: «У многих регионов не одна, а несколько газет - это бессмысленная трата средств местного бюджета. Необходимо, чтобы газеты были объективным источником информации».
И в медийном, и в политическом сообществах заявление о необходимости приватизации региональных средств массовой информации было воспринято неоднозначно. По мнению главы комиссии Общественной палаты РФ по инфор-
мации и свободе слова, председателя Союза журналистов Москвы П.Н. Гусева, избавление средств массовой информации от контроля региональных властей -абсолютное благо. Вместе с тем он обратил внимание на то, что за счет этого подчинения властям они выживали. «Поэтому, если власть перестанет быть владельцем газет, их количество, вероятно, значительно уменьшится. Но, может, это тоже будет во благо», - предположил Гусев4. Главы регионов против приватизации средств массовой информации не выступили, но при этом акцентировали внимание на необходимости оказания государственной поддержки СМИ на конкурсной основе. Главным аргументом стало то, что именно местные газеты и телевидение выполняют особую патриотическую и культурологическую миссию. При этом, неся серьезную социальную нагрузку, они, как правило, являются неконкурентноспособными. «Я говорю о районных газетах. Далеко не во всех районах есть рекламный рынок, способный обеспечить существование изданий, а для людей это является одним из важнейших источников информации», - заявил Н.Ю. Белых в интервью «Коммерсанту»5. «Нельзя спокойно относиться к тому, что первыми в блоках новостей и на страницах газет выходят в основном криминальные материалы - то убийство, то воровство, то бандитизм. Ну разве можно на этом воспитывать молодежь? Нам нужен здоровый образ жизни, борьба с алкоголизмом и наркоманией, создание семей. И для этого мы готовы рассматривать любые варианты взаимодействия, которые будут предусмотрены законодательством», - такой позиции придерживается нижегородский губернатор В.П. Шанцев.
Опасения у экспертов вызывает и то, что в случае приватизации региональных средств массовой информации их владельцами станут бизнес-элиты, стремящиеся к власти. В данном случае конъюнктурные интересы власти, о которых говорится в Концепции государственной информационной политики, будут заменены на конъюнктурные интересы бизнеса, что также не будет способствовать достижению целей,
обозначенных в документе 1998 года. Ставится под сомнение защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных средств массовой информации.
Невозможно в полной мере обеспечить социально-политические и социально-экономические изменения в обществе вне коммуникативных связей. Средства массовой информации являются первичным институтом социализации граждан, который «приучает рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать принадлежность к государству и миру политики»6. На основании этого обтекаемость и неточность в отношении статуса средств массовой информации, имеющиеся в Концепции государственной информационной политики Российской Федерации, не могут в полной мере обеспечить принцип гуманизма и конструктивизма, являющийся одним из базовых принципов качественной информационной политики7.
Обратимся к термину «средства массовой информации». Он появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку. Информация. Вне зависимости от того, как определяется данное понятие - как мера организации (Н. Винер), как снятая неопределенность (К. Шеннон) или как отраженное разнообразие (Д. Урсул), - оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется8.
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная фор-
ма периодического распространения массовой информации9.
Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положила работа трех известных американских специалистов -Альберта Фреда С., Шрима Уилбурга и Пе-терсона Теодора «Четыре теории прессы» (1956 г.). По мнению авторов, в мире насчитывается четыре теории прессы: авторитарная, либералистская, теория социальной ответственности и советская, коммунистическая. Каждая из моделей дает свое понимание свободы слова, свою трактовку принципам соотношения средств массовой информации со структурами власти и гражданами (аудиторией), свое толкование социальной ответственности средств массовой информации и т.д.
Прежде всего коммунистическая теория прессы исходила из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии. Для России соответствующие модели прессы представляют в основном исторический интерес.
Либерталистская модель, основанная на признании свободы воли, служит обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребности в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации. Согласно этой модели СМИ являются одним из важнейших средств контроля за деятельностью правительства, других институтов власти.
Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствования формированию общих ценностей, представления различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария, публикации (от име-
ни автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положением стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем предоставления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам)10.
Именно данная модель средств массовой информации наиболее всего отвечает требованиям и ожиданиям современного российского общества.
В феврале 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев раскритиковал повестку дня в телевизионных новостях за несоответствие реальности. По его словам, набор топовых событий в новостных выпусках на ТВ отличается от Интернета не в лучшую сторону. «Чего, на мой взгляд, не должно быть, так это пропасти между перечнем важных событий, которые формируются в жизни, и перечнем тех событий, которые показывают новости», - подчеркнул глава государства11.
«Многое из того, что мы видим по телевидению, по своему качеству и содержанию противоречит тому, что хотели бы видеть наши граждане», - считает заместитель руководителя Аппарата, начальник управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Ю.Е. Шувалов12. Поднимая вопрос о модернизации средств массовой информации, представители партии «Единая Россия» предложили ввести общественную форму управления средствами массовой информации. «...Сейчас нужно более активно содействовать формированию гражданской позиции людей через подключение общественных структур к обсуждению всех ключевых вопросов развития страны. Главный сегодняшний критерий для ТВ - это рейтинг, думаю, надо начинать с подготовки регулярных рейтинговых оценок, подготовленных общественными структурами. Должны быть передачи, которые содействуют развитию творческой личности, а не только различ-
ные развлекательные программы. Общественный рейтинг мог бы стать ориентиром, побуждающим СМИ конкурировать за лучшую позицию. Его можно было бы публиковать в центральных газетах, например в «РГ». Но речь ни в коем случае не может идти о цензуре, любые ограничения деятельности СМИ я бы считал категорически неправильными», - подчеркнул Ю.Е. Шувалов13.
Проанализируем итоги реализации государственной информационной политики в части гуманитарного направления в 2010 году в ряде субъектов Центрального федерального округа. Основными темами, освещаемыми в средствах массовой информации регионов, стали: модернизация, реформирование МВД, поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, мероприятия по улучшению инвестиционного климата и инновационной деятельности, обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих жильем, повышение эффективности системы государственного управления, социальные обязательства государства. Посмотрим на тройку лидеров тем, разместившихся в каждом регионе. В Ярославской области приоритетными темами для региональных СМИ за отчетный период являлись темы социальной направленности (поддержка программ занятости населения, потребительское кредитование, развитие медицинского обслуживания и т.д.). Огромный интерес вызвали также темы по улучшению инвестиционного климата и инновационной деятельности, а также модернизации государства и общества. Но наибольшими по числу упоминаний в СМИ стали тема безопасности дорожного движения - 2552 материала, социальные обязательства государства - 822 материала, улучшение инвестиционного климата - 404 материала. В Орловской области лидировала тема предоставления жилья ветеранам ВОВ и военнослужащим - 203 материала, социальные обязательства государства - 136 материалов, меры по повышению эффективности государственного управления -121 материал. В Смоленской области наиболее всего освещалась тема соци-
альных обязательств государства - 774 материала, модернизация системы выборов - 557 материалов, модернизация - 239 материалов. В Курской области основными темами стали: социальные обязательства государства, повышение эффективности государственного управления, инвестиционные проекты; в Костромской области: социальные обязательства государства, модернизация, повышение мер по эффективности госуправления; в Воронежской области - жилье для ветеранов ВОВ и военнослужащих, социальные обязательства государства, инвестиционная привлекательность региона. Очевидно, что во всех регионах превалирует в той или иной степени тема социальных обязательств государства. При этом основными производителями публикаций, теле- и радиорепортажей на социальную тему стали местные средства массовой информации, тем или иным образом получающие государственную поддержку из региональных бюджетов. Это подтверждает неоднозначность восприятия идеи о приватизации региональных средств массовой информации.
Рассмотрим расположение сил, средств, интересов и влияние государственных и негосударственных средств массовой информации. Государственные СМИ являются, как правило, одной из принуждающих сил государственного управления, то есть заняты проведением, а в некоторых случаях и все еще пропагандой государственной политики. Заместитель главного редактора «Эхо Москвы» Н.З. Асадова посетовала на то, что в «России общество по-прежнему воспринимает СМИ как средство для контроля государства над населением»14. В то же время негосударственные СМИ озабочены исключительно получением прибыли и достижением устойчивости и жизнеспособности. В результате интересы общества, его мнения, проблемы социальной напряженности и формирования гражданского общества остаются вне поля зрения всех форм СМИ.
Жителей г. Ярославля попросили оценить степень информационной объективности региональных и местных средств массовой информации, а также ответить на принципиальный вопрос - насколько вообще можно доверять телевидению, радио, Интернету и
прессе. Результаты социологического исследования, проведенного во втором полугодии 2010 г. (выборка исследования составила 932 человека), показывают, что относительное большинство ярославцев все-таки испытывает доверие к медиа в принципе. Самая распространенная позиция - осторожное доверие. Самым объективным медиа ярославцы считают Интернет - 2/3 жителей города (66,7%) полагают, что в Интернете уж точно можно найти объективную и достоверную информацию. Вторая позиция в рейтинге доверия - у радио; в принципе испытывают доверие к информации, услышанной по радио, 62,7% горожан. Участникам исследования было предложено оценить региональные и местные средства массовой информации по степени достоверности и объективности размещаемой информации - респонденты выбирали самое объективное, на их взгляд, средство массовой информации. Наиболее надежными, заслуживающими доверия средствами массовой информации ярославцы считают «Городской телеканал» и телеканал НТМ, газеты «Родной город», «Аргументы и факты - Ярославль» и «Городские новости», а также радио ВГТРК «Ярославия».
По данным Фонда развития информационной политики, без участия органов региональной власти или с их участием в учредительстве минимального числа муниципальных газет работают редакции уже более чем в 12 регионах. В частности, в Ярославской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Томской, Кемеровской областях, Республиках Северная Осетия, Удмуртия, на Алтае, в Бурятии, Пермском, Приморском краях15.
Сегодня тиражи муниципальных, региональных СМИ, получающих дотации от органов госвласти, составляют не менее одной трети от всего тиража газет и журналов, выпускаемых в России. При этом областные и муниципальные СМИ зачастую являются единственными источниками информации, доступными малоимущим слоям населения. Таким образом, разорение этих изданий всерьезударит по информированности и социальной активности граждан.
По мнению Президента Фонда развития информационной политики С.Г. Колесник, сначала необходимо перевести всю госпрессу в разряд автономных учреждений, а после в «ручном режиме» решать судьбу каждого издания в отдельно-сти16. Стремительное разрушение системы региональных государственных СМИ сегодня может иметь исключительно негативные последствия для российского медиапространства.
Опыт европейских стран свидетельствует о том, что оптимальная форма телерадиовещания, в которой бы отсутствовало всякое внешнее давление на информационную политику, давно уже найдена. Эта форма - публичное или общественное телерадиовещание. Пути построения такого телерадиовещания предложены в Резолюции № 1 четвертой международной конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Будущее общественного телерадиовещания» (Прага, 7-8 декабря 1994 года). Россия, как и любой другой новый член Совета Европы, рано или поздно должна принять эту модель телерадиовещания.
Особый интерес представляют СМИ стран Восточной и Центральной Европы, а также стран постсоветского пространства, где в последнее десятилетие произошли немаловажные изменения как в характере средств массовой информации, так и в формах и методах регулирования информационных потоков. Здесь идут неоднозначные процессы синтеза различных подходов к журналистике, что часто выражается во внедрении западных стандартов в национальную журналистику. Это проявляется как в разгосударствлении СМИ, так и в содержании публикаций и передач.
Новейшие тенденции как в американских, так и в европейских СМИ характеризуются прежде всего переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевиде-
нии), изменением отношения к жанровым особенностям прессы17.
Основной задачей государственной информационной политики по отношению к средствам массовой информации является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности средств массовой информации баланс интересов личности, общества и государства. Государство несет ответственность за предоставление полной и достоверной информации населению о происходящих социальных процессах. Взаимные усилия органов государственной власти и средств массовой информации должны быть направлены на устранение информационных перекосов и создание сбалансированного социально ориентированного информационного пространства.
Концептуально подчеркнем приоритеты. Во-первых, создание единого информационного пространства - задача государственная, так как ни одно коммерческое СМИ не будет решать ее как социальную задачу. Что касается медиа-бизнеса, то его эффективность территориально ограничивается областным центром и наиболее крупными городами регионов. Сельская местность невыгодна с коммерческой точки зрения, так как в районах с низкой плотностью населения затраты не могут окупиться за счет рекламодателей.
Взаимодействие негосударственных средств массовой информации и власти в процессе информирования населения строится в основном на финансовой основе, но материальная поддержка средств массовой информации не должна и не может быть единственной основой для участия последних в процессе развития общества. Власть и средства массовой информации обязаны работать на принципах социального партнерства, взяв на себя социальную ответственность за информацию, которую они создают и распространяют, и за те последствия, которые может повлечь за собой эта информация. Власть должна также помогать средствам массовой информации организационно, выстраивая процесс информационного обмена так, чтобы СМИ могли получать информацию о деятельности
власти оперативно и в достаточном объеме. В свою очередь средства массовой информации ответственны за тематическое социально значимое наполнение информационных выпусков.
При осуществлении государственной поддержки средств массовой информации должны решаться следующие задачи:
• увеличение количества познавательных, образовательных, интерактивных детских и молодежных программ;
• размещение в СМИ информации разъяснительного характера для социально не защищенных слоев населения;
• использование альтернативных форм информирования населения и обсуждения актуальных тем: «круглые столы», дискуссионные площадки, телемосты, открытые совещания и другие.
Информационная поддержка социальных инициатив различных социальных слоев населения, связанных с воспитанием патриотизма, развитием краеведения, сохранением культурного наследия, всесторонним освещением социально-политической, экономической и культурной жизни общества, позволит достичь оптимального баланса гражданского общества.
Применение существующих механизмов решения данных вопросов часто неэффективно, поэтому власти приходится искать новые подходы, улучшающие положение дел в социальной сфере. В качестве одного из таких подходов более широко должен использоваться социальный заказ.
Социальный заказ на информацию - это заказ на предоставление со стороны средств массовой информации и государства определенного рода информации, необходимой для решения важнейших социальных проблем и задач развития региона. В качестве социального заказа на информацию может выступать информация о реализации какой-либо реформы. Такая информация должна носить не столько оценочный, сколько прежде всего разъяснительный характер. Социальный заказ должен определяться органами государственной власти, исходя из мониторинга и анализа общественного мнения и общей социально-экономической ситуации. Социальный информационный заказ
может быть как долгосрочным, так и краткосрочным, это зависит от той задачи, которая с его помощью решается. Так, социальный заказ на информационную кампанию по пропаганде здорового образа жизни должен размещаться с определенной периодичностью. Важной инициативой по реализации социального заказа может стать создание органами исполнительной власти единого телефонного центра социальной информации (справочного центра).
Для того чтобы решать задачи консолидации общества, развития региона, создания положительного социально-экономического климата, необходима координация деятельности региональных властей и средств массовой информации по определению и освещению стратегических тем.
Под стратегической темой понимается тема, освещение которой необходимо для решения стратегических задач развития региона. Примером такой темы может служить реализация федеральных и региональных инвестиционных проектов. Глубокое аналитическое освещение данной темы не только принципиально важно для понимания происходящих процессов, оно позволяет улучшить инвестиционную привлекательность региона, оно также влияет на социально-психологический климат региона. Эта тема пересекается с множеством тем разных сфер общественной жизни: экономики, политики, образования, межнациональных отношений, международных связей, поэтому ее освещение отражается на широком спектре общественной жизни.
Определение стратегических тем для средств массовой информации региона в качестве «общественной нагрузки» на условиях социального партнерства позволяет в известной мере морально регулировать движение средств массовой информации в сторону исполнения более сложных социальных функций, чем только «показ жизни» населения. Кроме того, выполнение СМИ такого общественного поручения в режиме мониторинга может анализироваться законодательной и исполнительной властью региона и учитываться в возможном механизме выдачи и продления лицензий средствам массовой информации Федеральной службой.
Региональные органы государственной власти должны иметь возможность оценивать выполнение средствами массовой информации социальной функции. Для этого необходимо вернуться к периодичности контроля и пролонгации государственной лицензии как для электронных, так и для печатных средств массовой информации и учитывать при этом в рекомендательном порядке оценки деятельности СМИ со стороны государственной власти.
Другим возможным механизмом взаимодействия власти и средств массовой информации в работе по освещению стратегических тем является общественный договор.
Общественный договор - это письменное соглашение, заключаемое между СМИ и властными структурами, в котором закрепляются взаимные права и обязанности сторон и перспективы сотрудничества. Главная цель общественного договора - создание эффективных рабочих связей органов региональной власти и средств массовой информации путем развития партнерских отношений. Заключение общественного договора позволяет решить вопросы, актуальные для обеих сторон. Со стороны СМИ в заключении такого общественного договора, как правило, участвует единое профессиональное объединение.
Власть и средства массовой информации на равных обозначают свою ответственность и те компромиссные предложения, на которые они готовы пойти для достижения социально эффективной деятельности по информированию населения в целях развития общества.
Для оптимизации работы с негосударственными средствами массовой информации предлагается использование системы грантов. Проекты, финансируемые за счет грантов, должны иметь исключительно общественные цели, не служить источником получения прибыли, а также информационно не поддерживать какую-либо политическую партию или коммерческое предприятие. Все проекты должны иметь социально значимый эффект для широкой общественности. Поощряются долгосрочные проекты, которые по окончании срока их финансирования из бюджета могут перейти на самоокупаемость.
Оказание экономической поддержки из областного бюджета средствам массовой информации, продукция которых распространяется на территории региона, должно осуществляться, на наш взгляд, на основе следующих принципов:
• справедливости и равенства при распределении средств;
• открытости;
• учета специализации средств массовой информации; необходимости обеспечения политического и идеологического многообразия;
• недопустимости вмешательства органов государственной власти, учрежденных ими организаций, должностных лиц в профессиональную деятельность редакций средств массовой информации.
Роль государства в формировании информационной политики - ведущая. Это роль арбитра социально-политических отношений в обществе: государство устанавливает баланс между конкуренцией и регулированием, свободой информации и ответственностью за ее достоверность, защиту нравственности, духовного здоровья общества. При этом важно четко разграничить интересы государства и представителей государственного аппарата: контроль за информационной открытостью последних со стороны общества - непременное условие развития демократии.
Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач государственной информационной политики, облегчат формирование и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.
Без формирования осмысленной и проговоренной, документально закрепленной государственной политики не будет развиваться ни один конструктивный процесс. Поэтому формирование и постоянная корректировка государственной информационной политики - главный залог конструктивного развития и оптимальной (с точки зрения развития общества и культуры) информационной среды.
В настоящее время готовятся изменения в Федеральный закон «О средствах массовой информации». В нем появится «сетевое издание», к которому отнесены Интернет-сайты и сети, зарегистрированные в качестве средства массовой информации. Признак периодичности их распространения дополнен признаком периодичности обновления. При этом принцип добровольности регистрации Интернет-сайтов в качестве СМИ в законопроекте сохранен.
Законопроект также предусматривает обязанности вещателя представлять в лицензирующий орган сведения об операторах связи, оказывающих ему услуги по трансляции телеканалов и радиоканалов, а операторов связи - соответственно о работающих с ними вещателях. Как считают законодатели, это «создает конкретный механизм для защиты зрителей в системе глобального вещания в соответствии с законами России, и, частности, позволит своевременно ограничивать выход в эфир телерадиопрограмм, распространяющих законодательно запрещенные в России материалы, например, ведущих пропаганду наркотиков, экстремизма, национализма»18.
Таким образом, модернизация всех отраслей экономики не могла не затронуть и сферу средств массовой информации. Необходимость изменения законодательства, касающегося средств массовой информации, назрела уже давно. И оно должно происходить сквозь призму совершенствования основных положений государственной информационной политики, усиления ее гуманитарной составляющей. Основными положениями государственной информационной политики могли бы стать: необходимость законодательного регулирования концентрации и монополизации средств массовой информации, обеспечения их транспарентности; приведение регионального законодательства в сфере средств массовой информации в соответствие с федеральным; разграничение отношений «владелец-учредитель-редакция»; уточнение статуса издателя, вещателя и собственника; государственное регулирование общих условий хозяйственной деятельности средств массовой информации; антимонопольное регулиро-
вание в сфере СМИ, участие иностранных инвесторов в деятельности средств массовой информации, а также принятие основополагающих законов о теле- и радиовещании, об общественном телевидении и о праве на информацию.
Средства массовой информации должны стать реальным механизмом взаимодействия общества и власти, нести национальную идею и духовное оздоровление общества, которое может произойти в том числе в результате формирования стратегии демократической информационной политики. При этом основной акцент должен делаться не на криминальных программах, а на потребности вхождения нашей страны в информационное общество, то есть на развитие научного знания, способности, в первую очередь молодежи, к инновациям. Следовательно, основу государственной информационной политики должно составлять формирование такой системы деятельности средств массовой информации, которая позволит обществу получать разнохарактерную и разностороннюю информацию социально-политического плана и адекватно воспринимать ее. Только это будет способствовать продуцированию возможности повышения зрелости общественного сознания, оказывающего решающее воздействие на процессы жизнедеятельности всей страны.
1 Концепция государственной информационной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.nbuv.gov.ua/ law/98ru-gip.html
2 Там же.
3 Латухина К. Шаг за шагом. Что нужно сделать для реализации Послания [Электронный ресурс]: http://www. rg.ru/2010/12/01/dvorcovich.html
4 Сайт «Актуальные комментарии». СМИ пустят в свободное плавание [Электронный ресурс]: http://actualcomment.ru/theme/1608
5 Там же.
6 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 559 с.
7 Попов В.Д. Информационная политика: Учебник / Под общ. редакцией В.Д. Попова. М., РАГС, 2003. 463 с.
8 Воскресенский Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества // Юрист. 2005. № 6.
9 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 2007. 27 июля.
10 Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ: Курс лекций. Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 29.
11 Сайт «Forbes». Медведев раскритиковал новости на федеральных каналах [Электронный ресурс]: http://www.forbes.ru/news/61543-medvedev-raskritikoval-novosti-na-federalnyh-telekanalah
12 Закатнова А. Манифест умеренных. «Еди-нороссы» решили помочь СМИ с идеями» [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2011/ 02/10/manifest.html
13 Там же.
14 Сайт Фонда развития информационной политики. Роль СМИ в современной России находилась в центре дискуссии, состоявшейся в нью-йоркском Совете Карнеги [Электронный ресурс]: http://www.old.frip.ru/newfrip/ cnt/analitic/sel?cid=7398
15 Сайт Фонда развития информационной политики [Электронный ресурс]: http://www.old. frip.ru/newfrip/cnt/analitic/sel?cid=7248
16 Сайт «Regons.ru». Продажа госактивов СМИ в течение шести месяцев может привести к негативным последствиям [Электронный ресурс]: http://www.regions.ru/news/fedsovet/ 2329104/
17 Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. [Электронный ресурс]: http://evartist.narod.ru/text3/91.htm
18 Смотрите и слушайте. Госдума готовит новые правила для электронного мира [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2011/02/22/ mir-site.html