Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система оценки качества образовательной деятельности по дисциплине "Физическая культура"'

Информационно-аналитическая система оценки качества образовательной деятельности по дисциплине "Физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY AND QUALITY OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOLS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES / КВАЛИМЕТРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / QUALIMETRY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / VALEOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырвачева Ирина Сергеевна, Сигов Николай Дмитриевич

В статье рассмотрено понятие индивидуализации подхода при использовании современных технологий в обучении. В ходе сравнительного анализа показана зависимость успеваемости студентов от уровня их психофизиологической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырвачева Ирина Сергеевна, Сигов Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM OF QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE DISCIPLINE “PHYSICAL TRAINING”

The article deals with the concept of individualization of the approach using modern technology in teaching. During the comparative analysis the progress of students on their level of psychophysiological preparedness is shown

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система оценки качества образовательной деятельности по дисциплине "Физическая культура"»

УДК 378.14

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Сырвачева Ирина Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, д.п.н., доцент, e-mail: ***@spbrca.ru

Сигов Николай Дмитриевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры физической подготовки, к.п.н., доцент, e-mail: ***@spbrca.ru

В статье рассмотрено понятие индивидуализации подхода при использовании современных технологий в обучении. В ходе сравнительного анализа показана зависимость успеваемости студентов от уровня их психофизиологической подготовленности

Ключевые слова: повышение эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях; инновационные технологии обучения; квалиметрия образовательной деятельности; валеологическая образованность

INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM

OF QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING"

Syrvacheva Irina S.

St. Petersburg named after Vladimir Bobkov branch of the Russian Customs Academy, assistant professor of physical training, PhD., Associate Professor, e-mail: ***@spbrca.ru

Sigov Nikolai D.

St. Petersburg named after Vladimir Bobkov branch of Russian Customs Academy, professor of physical training, PhD., Associate Professor, e-mail: ***@spbrca.ru

The article deals with the concept of individualization of the approach using modern technology in teaching. During the comparative analysis the progress of students on their level of psychophysiological preparedness is shown

Keywords: improvement of the efficiency and quality of physical education in higher schools; innovative teaching technologies; qualimetry of educational activities; valeo-logical education

Для цитирования: Сырвачева И.С., Сигов Н.Д. Информационно-аналитическая система оценки качества образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура» // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 106-110.

С реализацией приоритетного национального проекта «Образование» и введением новых квалификационных требований (компетенций) к специалистам все большую актуальность приобретают вопросы методологии и квалиметрии эффективности применения прогрессивных технологий обучения (проблемно-модульного, опережающего, оздоровительного и рейтингового метода оценки), а также вопросы прогнозирования и перспективного планирования, в целом - оптимального управления качеством образования [3, 5].

В связи с изменением госзаказа на специалистов созрела насущная необходимость качественного изменения преподавания дисциплины, «Физическая культура», направленной на сохранение здоровья студентов, повышение психофизической готовности выпускников,

адаптированных к условиям их будущей профессиональной деятельности и способных к решению производственных и социальных проблем [3]. В настоящее время «...нужны принципиально новые оценки качества образования, с тем чтобы оно отвечало современным требованиям, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда» (В.В. Путин, 2007).

Следовательно, важной задачей для преподавателей физического воспитания в каждом вузе является сохранение и обеспечение здоровья обучаемых, достижение ими физического и психического совершенства, психофизической готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Технология процесса повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях связана с совершенствованием образовательных

и оздоровительных программ, их адаптацией к реальным условиям обучения, фактическому уровню физического и психического здоровья, физической подготовленности, потребностям, мотивам и интересам студентов.

С учетом этого эффективными представляются такие формы контроля, как мониторинг и «паспорт здоровья студента», отражающие содержание различных видов физкультурной активности, в том числе оздоровительных программ, их влияние на состояние физического, психического и социального здоровья.

Современные информационные и педагогические технологии помогают обучать, но они

не могут заменить реализацию содержательной образовательной программы талантливым педагогом, ставящим в своей практике долгосрочные и краткосрочные цели в соответствии с развиваемой стратегией. Введение в учебную программу инновационных технологий, в том числе элективных курсов, модульно-рейтин-гового и опережающего обучения студентов, согласно будущей специальности, позволило разработать и применить методику оценки образовательной деятельности в области физической культуры (ОДФК) вуза с использованием разработанных нами алгоритмов компьютерных программ [5, 6, 7].

Рис. 1. Структурная схема оценки образовательной деятельности в области физической культуры (ОДФК)

с применением компьютерных технологий

Индивидуализация подхода при использовании современных технологий обучения реализуется путем разработки системы динамического наблюдения (мониторинга) за уровнем состояния здоровья, физическим и психофизическим состоянием студентов, а также их вале-ологической образованностью в процессе тестирования. Но чтобы знания, умения и навыки обучаемого были мобильными, он должен уметь обрабатывать (анализировать) накопленные сведения, уметь добывать новые, использовать те и другие в своей практической деятельности. Отражение их в сознании студента должно побуждать мотив к интеллектуальному развитию и двигательному действию, направленному на «построение» собственного здоровья и профессиональной психофизической готовности.

Существует опыт, когда эта информация накапливалась, обрабатывалась и анализировалась в табличном процессоре MS EXCEL 97. Для ее хранения и структурирования была разработана база данных в системе MS ACCESS 7.0, что позволило отдельно сгруппировать показатели по динамике учебного процесса для каждого студента, группы, курса и факультета, а также определить соответствующие рейтинги (рис. 1).

Анализ этой информации дает возможность представить результаты исследования не только узким специалистам, но и широкой аудитории смежных научных направлений (кафедр) в виде интегральных системных качеств испытуемого с обоснованным стандартным заключением о степени профессиональной пригодности выпускника.

В целях дополнения и уточнения существующих средств и методов коррекции ОДФК созданы модифицированные компьютерные системы:

1. «Диагностика» - АРМ преподавателя кафедры «Физическая культура», версия 1.1.0. Авторы: доцент Богданов В.И., к.п.н.; доцент Сырвачева И.С., д.п.н.; профессор Зуев С.Н.;

2. «Квалиметрия» - программа оценки качества образовательной деятельности вуза в области физической культуры;

3. «Тестирование» - программа компьютерного тестирования знаний по дисциплине «Физическая культура».

Интерфейс программы администрирования базы данных построен с применением стандартных элементов управления Windows с подписями на русском языке, что упрощает адаптацию

пользователя к системе. Под интерфейсом понимается визуальная часть программы, позволяющая пользователю вводить в программу необходимые данные и считывать с неё информацию в удобном формате [6]. Взаимодействие пользователя с системой организовано через отдельные диалоговые окна, причем каждое окно отражает законченную подсистему базы данных. В каждом диалоговом окне для просмотра данных, их правки, а также добавления и удаления из базы данных применяются так называемые полосы навигаторов - специальный набор кнопок с графическими пиктограммами на них. Пиктограммы упрощают процесс взаимодействия с системой. Информацию о назначении каждой кнопки, нажатие на которую приводит к определенным действиям, можно получить обычным для Windows способом, каждая кнопка имеет подсказку. Меню экранной формы позволяет добавлять, редактировать, отменять записи и возвращаться при необходимости в предыдущую форму выбора учебной группы и периода обучения.

Измеряются показатели физического развития (длины и массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), окружности грудной клетки, кистевой динамометрии), данные функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД), время восстановления ЧСС после стандартной физиологической пробы Мартине с 20-ю приседаниями или пробы Вальсальвы).

Рассчитываются индексы по отношению массы тела к длине - (ИНД-1); ЖЕЛ к массе тела - (ИНД-2); окружности грудной клетки к длине тела (ИНД-3) силовой индекс - (ИНД-4).

По итогам применения программы «Квали-метрия» обследуемые получают индивидуальную качественную оценку своего уровня физического здоровья по пятибалльной системе: выше 5 и до 4 - выше среднего, в диапазоне ниже 4 и 3 и до значений 2 - средний, от 2 до 1 и ниже - ниже среднего (рис. 2).

Программа также предусматривает:

- сохранение полученных результатов в специальной базе данных, их систематизацию в зависимости от различных признаков (учебного заведения, возраста, пола, даты обследования, уровня здоровья, количественного значения каждого из вводимых показателей и др.);

- выполнения отчетов по предварительно выбранным группам;

л СНС1+Ы ^.тиы 1. .1 1 У,Ь 1 Нч^*««««* пкшпи |ал | I 0.2 11 Й.2 I статра СЛ. А и N сил*»* [рд| [ а ] | р | Ьтпмпи и ■ «РМДИП—ЯДИа С ГаГуС | 0,2 | [~ 0 | 0 ] [«■ашна аппш рсгцшш |0.||В] | 0 ] | □ ! ^«яш. рлэгр-оп ьпрлщцтт СЫС-1СМ* [Щ] [~~0~| [~6~| ?.06вСфНЯГ4СО11!Н ПОД^ЮПГН-ШНК II. 1 ■ 1 ■ 1. СДО*#М. рЛЫнШЯ ф^ЬМС.ШМ ^гчг-МШ 1 1 1 1 I I П^я^-юь [о!?! [та] ы«1р<и* [СТ] ^ ПГГ| Г5ГП1 ГоГГт! [« нйьсяшк] 10.РВ | |0.1Н| I О. и I &Лон*ыми «щыпдей роли г^ут] гр-р; Тсорагнчвсинг мшт |Р.5Е] | 0.55 | Р.55; Пр—Т чнлнни ллямщинсчАЫ лги |П.44] | П.4Я |П,4Я_ И.^ЧПО ОНОПМ.ОС »КО ФК. | и | | 1.1 | |Цх">[ 1 ичжгмчес«.* | р.5 11 с.^ 11 р.^ [ Прш-1 тг-пгнч.'кчс^.н.цчг-тт-тамл | ОД | | ОД | | ОД | а.ЗйьМШ* £.И£1*ЫЫ £ЛМ*ВЛЫЫС 1 „II п И 1 п и-1 1 ичиттниг 1К.ШИ11 [рЩ [йЩ ГИрлст ^ннд^ишн.ртчк-глгм | ОД | | ^ | [ И | ■ ' • :"пиь-' пг ПГ ГГГ ■: иармннт.нмм упрААиешш. САН < 1 < ' ■ 1 Твддагнчод.рл*? | 0.4 11 р.4| 11 | Прмг ^мнммжи^цякТлги | О Б _ | 0.£ | 0£ _

-7-Й КйМЛЛМПМ! - 11 1Г4С140Н**» Г«-Ж—лоры** т ИС*Нй4НМГ*С£КН1 [АСкХН-ЯСЁННл! | ц 'щ | | || -ц! | 114 1 1 ИПОЯСИФМ^ч* Р4-НМИ чн[ Р.З ] [ 0.3 ] [о.З | Хч>»Гор рс<ДОю«1 А/ФяэнйяйГ. |ЦЗЯ| 10.2Е | | 0,341 Кпипчс.шн н^+нэнчвски +ч..г л™ |0.3Д| |&.3£] Мкн-тстчи- н;м>№ж>юон [ 11 11 р""] | П.:Тй| Интншцми сп«ч4ноггн [а,Я| [0.3911 ЬшММетВШМГНЧКЯМ» [ЩИ] |0.Л ] | 012В | ЧйртЫ ыдогдо | 0,3 | | 0,3 | |ЩН| Мки1офи.рмп.инч(чр№ р?г*р№ [ 0 ] [ 0 ] [Р.ЛЗ] .^рыншшннагчмя ралцш 1Л.Щ |0.И] |рг|1] Г[Щ| [Ш| [Щ| счрго^метеф*«« |0.1б] [01-1П11 ал а] Усгойтнпм: ¡1- *рг[" р. 2 ] [р^в] ["р.д] Пймн^вммс 4щшн 10,241 |0.2В| | 0,331 у $ | ... |л ■ 4 ЖйНЛЛМЛЫ I - 10.1 ЬС-Л.когичм:и* »ищы [0.4р| 10.4в| [М0| Кнлшфллчып М | а.Э5| | О.Э5| |0.3й[ КДОПР« п««(олв] | П.1Ь| |ольД Г№Сййч№1м АрвГНМлн1еМ | 0^2 \ \ 0^ ( | | Ргникня кпрл лпгпшвсш | 0.3 | 0.3 | 0,3 1 ЮСуючисн 1 м | ГП Го^Й] ГГЙГГ^С | Р'Л й] | О.Ц | | 0.1 \ Пиииямг СнЫС М | Р^ДД | Р,2!5| | Р | Слицщиакт« ибгишвжт | О^ИД | 0,3 | | 0,3 | -^-лт-- ЕЮ СО [МЭ |п.гз] | п.гз^ |п.аз| мгч ЧНГ1 | 8.Э | 11.^ Иии^чч тчквпшн В Д+К | 1 Ь || 1 !■ |], 1 Ь ■ |г; к™.. 3«&ти

Рис. 2. Квалиметрия образовательной деятельности по четырем компонентам

- статистическую обработку данных по общепринятым методам математической статистики;

- представления индивидуальных (в зависимости от уровня здоровья, возраста, пола) рекомендаций по двигательной активности, включающие средства физического воспитания; дозировку и оптимальный пульсовой режим;

- вывод на печать проведенного исследования.

Методика имеет высокую содержательную и критериальную валидность. Коэффициент ва-лидности обобщенной оценки ПВК с успешностью овладения профессией составляет не ниже 0,6, а по методу контрастных групп предсказание успешности находится на уровне 0,7-0,9.

Анализ литературных источников и служебной документации, профессиографирование изучаемых специальностей, инструментальные методы и экспертные оценки позволили определить состояние здоровья, функциональную и психофизическую готовность; обосновать, применить и оценить применяемые инновационные технологии обучения, имеющие высокие метрологические характеристики (надежность, информативность и объективность);

разработать и апробировать методику квали-метрии, эффективность ее применения.

Сравнительный анализ зависимости успеваемости студентов от уровня их профессиональной психофизической готовности установил прямую взаимосвязь, которая заключается в следующем выводе: чем выше готовность, тем лучше успеваемость. Но всякое правило имеет исключения. В частности, в наших наблюдениях установлены показатели блестящей успеваемости у отдельных лиц, чей уровень профессиональной психофизической готовности оценивался как «средний» или даже как «ниже среднего». Среди них - в основном студенты с отклонениями в состоянии здоровья. Эти студенты чрезвычайно чувствительны к любым эмоционально-жизненным нагрузкам, которые проявляются в обострении имеющихся хронических заболеваний, снижении иммунитета к простудным заболеваниям в сезонный период и существенной выраженности вегетодистониче-ских симптомов сердечно-сосудистой системы.

Многие социальные, функциональные и психоэмоциональные негативные воздействия на студентов существенно снизить не представляется возможным. Единственным средством противостояния неблагоприятным внешним и

внутренним воздействиям остается повышение физической выносливости, сопротивляемости организма посредством применения оздоровительных программ, закаливания.

Этим целям в данном случае должно быть подчинено и использование технических средств, персональной электронно-вычислительной техники. Особенно важным фактором успешной реализации стратегии индивидуальной программы в организации физкультурного образования студентов является соответствие таким принципам, как соответствие государственному стандарту, последовательность реализации, содержательность учебного материала, направленность на развитие, создание позитивной атмосферы для обучения, условий для достижения студентами успеха, индивидуализация, наличие интегративных связей.

Таким образом, для повышения качества профессионального обучения и образованности в области физической культуры и спорта, организации системы менеджмента в подготовке высококвалифицированных специалистов необходимо постоянно заниматься оценкой, профилактикой, восстановлением и коррекцией профессиональной психофизической готовности. Данную работу должен осуществлять специалист, преподаватель физической культуры совместно с медицинской службой учреждения или восстановительным центром.

Библиографический список:

1. Верушкин Н.Г., Попов П.И. Выявление тенденций изменения тестовых показателей физической подготовленности студентов на основе компьютерной базы данных // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: тезисы докладов межуниверситетской научно-методической конференции. Краснодар, 1996. С. 122-123.

2. Волков В.Ю. К проблеме создания и использования компьютерных технологий в учебном процессе по физической культуре в вузе // Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: материалы научно-методической конференции. СПб., 1995. С. 10-11.

3. Зуев С.Н. Разработка автоматизированной компьютерной системы оценки профессионального здоровья и психологического отбора слушателей Российской таможенной академии: Отчет о НИР (промеж.). РТА. Инв. № 479. М., 1996. 109 с.

4. Зуев С.Н., Сырвачева И.С., Сырвачев В.А. Квалиме-трия педагогических технологий в области физической культуры: Монография. М., 2014. 127 с.

5. Михайлов А.В. 1С: Предприятие 7.7/8.0: системное программирование. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 336 с.

6. Сырвачева И.С., Шишкин И.Ф., Сырвачев В.А. Оценка эффективности инновационных образовательных технологий (на примере учебной дисциплины «Физическая культура») // Мир измерений. 2010. № 8. С. 48-56.

7. Шишкин И.Ф. Квалиметрия образования и образовательных услуг // Педагогические измерения. 2005. № 1. С. 105-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.