Научная статья на тему '«Физическая культура»: технология опережающего обучения'

«Физическая культура»: технология опережающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Физическая культура»: технология опережающего обучения»

СУБЪЕКТЫ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Субъекты единого образовательного

Таким образом, в Томском политехническом университете разработана, внедрена и апробирована концепция комплексной системы организации НРУ-НИРС-НТИТМ, которая способствует формированию у будущего специалиста

и инновационного пространства вуза

не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле для создания новой конкурентоспособной продукции.

И. СЫРВАЧЕВА, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии С. ЗУЕВ, профессор Российская таможенная академия

Разработка технологий физкультурного образования и формирования физической культуры личности, ориентированных на перспективу и повышение качества образования, требует поиска нестандартных подходов в организации образовательно-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы [1]. Задачей наших исследований является изыскание путей применения технологии опережающего обучения в отдельно взятой учебной дисциплине «Физическая культура» при подготовке тамо-

«Физическая культура»: технология опережающего обучения

женных специалистов и, главное, объективная оценка её эффективности в формировании профессиональной психофизической готовности (ППФГ) выпускника специального вуза. Так, необходимо чтобы мотивацией обучения для студентов, наряду с другими, являлось сопоставление требуемых для успешной деятельности специалиста значений показателей ППФГ выпускника со значениями, показанными студентом в ходе промежуточного контроля. Основная цель преподавателей при этом состоит в

том, чтобы на основе научных прогнозов и модели деятельности специалиста открыть для него перспективу совершенствования. Все эти положения учтены в созданной технологии и реализованы в усовершенствованном «Учебно-методическом комплексе » (УМК) дисциплины «Физическая культура» [2].

Внедрение технологии опережающей подготовки в преподавание физической культуры предполагает обучение студентов осмыслению и анализу своего состояния здоровья, физического развития, функциональных резервов организма, методам достижения необходимого уровня развития профессионально важных качеств, основам валеологической грамотности - для организации здоровой жизнедеятельности, самовоспитания и самоподготовки.

В организации учебного процесса нами предложено и реализовано на практике использование дифференцированной обратной связи по схеме: типовое задание (в со-

ответствии с УМК дисциплины) ^ результат выполнения ^ сравнение с требуемым значением показателя (в том или ином модуле) ^ корректура задания и методики его выполнения с учетом индивидуальности студента и приемов самоконтроля ^ новый результат.

Основополагающим требованием инновационных педагогических технологий является проведение постоянного и объективного контроля за процессом обучения и усвоения знаний, использование результатов контроля для достижения его большей эффективности.

Опираясь на модель специалиста, в данном случае - таможенной службы, составляется структура ППФГ, адекватная сложившемуся представлению о требуемом состоянии его здоровья, физического и функционального развития, уровне его профессиональных психофизических качеств. Но важно не столько определить состав ППФГ, сколько установить значи-

Компоненты (модули) профессиональной психофизической готовности

I. Состояние здоровья и физического развития

/ \

II. Професс важные к ионально ачества

м ш

ч °

¡5 °

щ о

ь. в

° Э

н о

о а

а с

3 *

й к

я 3

а о

С о

» £

К 18

3 3 13

н о

о И

о к

к

Е

о ч о к

м

к

■е

к

III. Валеологическая образованность

& Л к & к « р О о и о ских основ ФК. )вья и ЗОЖ

« ¡Г £ я 8 « а & £ ° £ ч о п

§ & § к я 1 В о и

а (= и £ к ° я я Й И 8 я и а о 5 1? О то о

и и ниК 3 е З

1>

о к & £

И ©

8 о

Л ГЛ

« >8 о ТО

о &

Рис. 1. Компоненты и составляющие профессиональной готовности

мость, весовой коэффициент каждого из модулей и их составляющих, что становится определяющим при оценке результатов подготовки. Кроме того нужно учитывать, что задачи, рассматриваемые и решаемые в интересах создания инструмента управле-

ния качеством образования в области физической культуры [3], ориентированы на текущее время, на потребности Государственного образовательного стандарта и требуют дальнейшей доработки в свете концепции опережающей подготовки.

Таблица 1

Округленные значения весовых коэффициентов составляющих компонентов ППФГ и их критериев

Компонент Составляющая компонента Весовой коэффициент составляющей (Ос) Номер и наименование критерия ППФГ Весовой коэффициент критерия Ы

I 1 0,52 1. Антропометрические характеристики 0,38

2. Функциональный статус сердечно-сосудистой системы 0,34

3. Состояние кардио-респираторной системы 0,16

4. Состояние опорно-двигательного и мышечного аппарата 0,12

2 0,48 5. Выносливость 0,44

6. Скоростные способности (быстрота) 0,24

7. Сила 0,20

8. Координационные способности (ловкость) 0,12

II 3 0,28 9. Интеллектуальные способности 0,34

10. Социально-психологические качества 0,36

11. Черты характера 0,30

4 0,48 12. Функциональная устойчивость организма к неблагоприятным факторам трудовой деятельности 0,38

13. Психофизические характеристики (типологические реакции организма) 0,32

14. Психофизиологический статус (тенденция изменений психофизических функций организма) 0,30

5 0,24 15. Зрение (острота, глазомер) 0,22

16. Зрительно-моторная реакция 0,18

17. Слухо-моторная реакция 0,16

18. Устойчивость систем организма 0,20

19. Познавательные функции мозга (память, внимание) 0,24

III 6 0,10 20. Теоретические знания по программе модуля 0,56

21. Практические умения, навыки, результаты реализации положений модуля 0,44

7 0,25 22. Теоретические знания по программе модуля 0,5

23. Практические умения, навыки, результаты реализации положений модуля 0,5

8 0,24 24. Теоретические знания по программе модуля 0,5

25. Практические умения, навыки, результаты реализации положений модуля 0,5

9 0,23 26. Теоретические знания по программе модуля 0,4

27.Практические умения, навыки, результаты реализации положений модуля 0,6

10 0,18 28. Теоретические знания по программе модуля 0,6

29. Практические умения, навыки, результаты реализации положений модуля 0,4

Такие специфичные для профессионала таможенного дела качества, как изобретательность, быстрота реакции и двигательного действия, оперативная память и внимание, гибкость мышления и высокая координация движений и другие, нуждаются в постоянном развитии, сохранении и восстановлении, в том числе и на перспективу. С учетом вышесказанного иерархическая структура ППФГ по модулям, их составляющим и элементам (критериям, показателям) в сокращенном, приведенном для пояснения сути, виде показана на рис. 1.

Как видно из рис. 1, три компонента ППФГ включают в себя 10 составляющих, которые, в свою очередь, содержат 29 критериев качества, в соответствии с которы-

ми оцениваются результаты измерительной информации, полученной инструментальным и экспертным методами. Следуя методике определения весовых коэффициентов [3], будем полагать, что все три компонента ППФГ (I, II, III) имеют одинаковые весовые коэффициенты и, следовательно, не подлежат ранжированию. Усредненные значения весовых коэффициентов показателей компонентов ППФГ (их 10), отражающих мнение исполнителей работы и других специалистов, представлены в таблице 1.

По описанной в работе [4] методике, где используется измерительная шкала порядка с одной реперной точкой, а представление мнений экспертов по каждому из критериев при сопоставлении с требуемыми

Таблица 2

Оценочные уровни показателей профессиональной психофизической готовности

Номер критерия Номер и наименование показателя (нормы, теста) Уровни подготовленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В С Н

Состояние физического развития и здоровья (не показывается)

Профессионально важные качества

12 1) Переносимая тяжесть нагрузки (по изменению массы тела, динамометрии и/или жизненной емкости легких) Экспертная и инструментальная оценка

2) Задержка дыхания на вдохе (с) > 80 65-75 менее 50

3) Задержка дыхания на выдохе (с) > 45 35-40 менее 20

4) Ортостатическая проба, разница ЧСС (уд/мин) 0-12 12-18 19-25

5) Динамика утомления и работоспособности (по К. Куперу и/или по Н. Танбиану) Экспертная оценка

13 6) Пространственная ориентация, тест "компасы" (количество правильных ответов) > 40 39-26 25-22 и ниже

7) Оценка объема, распределения и переключения внимания, тест "черно-красная таблица" (с) < 269 270-346 > 346

8) Состояние центральной нервной системы по пульсу и/или кожно-сосудистой реакции Экспертная оценка

14 9) Критическая частота слияния мельканий, тест "КЧСМ" (Гц) > 38 37-33 32-30 и ниже

10) Время реакции на свет, тест "простая зрительно-моторная реакция" (мельканий/сек) < 220 221-260 261-269 и выше

11) Тремор (колебаний/мин) < 80 81-110 111-119 и выше

12) Субъективная оценка самочувствия, активности, настроения, тест "САН" Экспертная оценка

показателями (нормами, тестами) осуществляется посредством буквенных обозначений уровней готовности (В - выше нормы, С - соответствует норме, Н - ниже нормы), можно значение каждого критерия качества подготовки представить в сопоставимом оценочном виде. В качестве примера в табл. 2 приведено такое сопоставление только для одного из компонентов ППФГ (профессионально важные качества) и его 4-й составляющей, более информативной для нас.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента исследованы пути применения «Опережающей подготовки» и её ква-лиметрии вплоть до отдельной учебной дисциплины, Определены возможности использования экспертного и комбинированного методов измерений в указанном классе измерительных задач.

Литература

1. См.: Шишкин И.Ф. Опережающая подго-

товка специалистов без отрыва от производства. // Вестник высшей школы. -1986. - № 8; Зуев С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы): Дис... докт. пед. наук. - М., 1999; Тюленьков С.Ю, Зуев С.Н, Крылова A.M. Технологии преподавания физической культуры в вузах // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №5.

2. СырвачеваИ.С. Физическая культура: Учеб-

ник для вузов. - Владивосток, 2005.

3. См.: Сырвачева И.С, Зуев С.Н. Компонен-

ты и критерии образовательной деятельности высшего учебного заведения в области физической культуры // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 1.

4. Шишкин И.Ф. Квалиметрия образования

и образовательных услуг // Педагогические измерения. - 2005. - № 1.

Т. ЕРОХИНА, ст. преподаватель Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

A. КОРЖУЕВ, профессор Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

B. ДМИТРИЕВА, профессор Московский государственный университет технологий и управления

Одним из ведущих подходов к конструированию содержания образования в высшей школе является демонстрация прогностических, проспективных возможностей теоретического и практического знания, обозначение векторов дальнейшего развития науки (какие направления в ближайшем будущем выйдут на первый план, какие вопросы требуют анализа, какие методологические противоречия ждут своего разрешения и т.п.), а также ее практических приложений (какие теоретические конструкты «готовы» для технологического воплощения, какие практические проблемы требуют теоретического обоснования). Од-

Ретроспекция в содержании вузовского обучения

нако, на наш взгляд, актуальна и проблема ретроспекции научного знания в содержании вузовского обучения, которая тезисно может быть выражена следующим образом:

• широкая историческая панорама этапов развития знания, от которой зависит понимание студентом теоретических и прикладных предпосылок, принципов, ос-новополагающихидей и подходов, наличествующих в изучаемой дисциплине на современном этапе;

• эволюция методов и приёмов «добывания »научного знания - от целесообразно обозримого до наших дней;

• иллюстрация студенту логики разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.