УДК 65.011.56
1111
Андрей Королев,
генеральный директор Б «Транстехника»,
кандидат экономических наук, доцент
Валерий Миленький,
заведующий отделом стратегических исследований транспортной деятельности БелНИИТ «Транстехника», кандидат технических наук, доцент
Исследования эффективности функционирования пассажирского транспорта общего пользования показывают, что затраты на него относительно высоки. При этом потребители не в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых услуг: не всегда можно оперативно получить информацию о рациональном маршруте, купить на него единый билет, если он обслуживается разными видами транспорта, оплатить проезд банковской карточкой. Кроме того, пассажиры испытывают дискомфорт из-за температуры воздуха в салоне (зимой холодно, летом жарко), переполненности в часы пик и других причин. В результате спрос на услуги транспорта общего пользования постепенно снижается, а содержание его маршрутной сети дорожает.
Большинство традиционных мероприятий, способствующих повышению эффективности и качества работы пассажирского транспорта, реализовано. Для улучшения его деятельности настало время применять инновации в различных сферах управления: совершенствовать законодательные акты, координировать работу различных видов транспорта, внедрять автоматизированные системы диспетчеризации и управления, модернизировать систему оплаты проезда и информирования, а также использовать другие меры, направленные на повышение мобильности граждан, то есть на удовлетворение потребности людей в физическом перемещении в пространстве на определенное расстояние, с минимальными затратами времени и денежных средств.
40
НАУКА И ИННОВАЦИИ | №4 (182) | Апрель 2018
http://innosfera.by
Процесс организации транспортного обслуживания населения в крупных городах (регионах), как правило, превращается в решение сложной многовариантной задачи, однако основные принципы остаются неизменными:
■ введение или сокращение отдельных маршрутов;
■ распределение транспортных средств разной вместимости в зависимости от пассажиропотока;
■ рациональное сочетание видов транспорта: автомобильного, городского электрического и железнодорожного.
В последние десятилетия во многих странах создаются специализированные организации, которые обеспечивают планирование и диспетчерское регулирование движения транспортных средств на маршрутной сети, учитывают выполненную ими работу, предоставляют актуальную и доступную для потребителя информацию о расписании общественного пассажирского транспорта, решают другие актуальные вопросы.
В Беларуси также есть подобные организации-операторы. Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (с изменениями и дополнениями от 17.07.2017) оператор автомобильных перевозок пассажиров трактуется как юридическое лицо, обеспечивающее организацию автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении на определенной территории; этот субъект хозяйствования не вправе выполнять перевозки пассажиров. Согласно Закону от 05.05.2014 «О городском электрическом транспорте и метрополитене» оператор перевозок пассажиров городским электрическим транспортом - это государственное юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, но не выполняющее такие перевозки.
В законодательстве, регламентирующем деятельность других видов транспорта, подобных определений нет, что усложняет проведение мероприятий по повышению мобильности граждан в отдельно взятом крупном населенном пункте или регионе республики. Целесообразно на оператора пассажирских перевозок возложить функции по управлению и координации всех видов транспорта, задействованных на обслуживании маршрутной сети. В реальных условиях у этого субъекта хозяйствования происходит значительное расширение обязанностей, для выполнения которых требуется многочисленный персонал. Чтобы облегчить и оптимизировать работу оператора, ее необходимо максимально автоматизировать.
Рисунок. Структура информационно-аналитической системы «Эффективный пассажирский транспорт»
В ряде государств на базе перевозчиков и операторов функционируют локальные автоматизированные системы. Например, в Беларуси действует такая система диспетчерского управления для крупных предприятий автомобильного и городского электрического транспорта и/или операторов перевозок пассажиров в различных вариантах и исполнениях. Она позволяет осуществлять оперативное регулирование движением на маршруте и вести учет выполненной транспортной работы, обеспечивать пассажиров информацией на остановочных пунктах и в транспортных средствах, составлять отчеты по итогам работы водителей или предприятия в целом. Подобная диспетчерская централизация организована на железной дороге (система «Неман»). Однако аналогичные службы разных видов транспорта не согласованы между собой. Кроме того, не синхронизированы системы бронирования и продажи билетов. В результате пассажир не может приобрести единый билет на мультимодальную поездку по заранее определенному, оптимальному для него по времени и стоимости маршруту.
Система «Эффективный пассажирский транспорт»
Для комплексной оптимизации маршрутной сети предлагаем все перечисленные системы синхронизировать в рамках общей информационно-аналитической системы (ИАС) «Эффективный пассажирский транспорт». Структурно она включает четыре модуля управления (рисунок).
Ее можно построить в виде горизонтального интернет-портала, ориентированного на максимально широкую аудиторию с большим набором разнообразных сервисов, позволяющего скоординировать взаимодействие производителей и потребителей транспортных услуг, повысить эффективность перевозок и в целом качество обслуживания пассажиров, упростить взаиморасчеты и т.п.
Модуль управления процессом оплаты проезда пассажиров в транспорте общего пользования должен обеспечить эффективное взаимодействие следующих субъектов: заказчика перевозки пассажиров, оператора, перевозчиков, эмитента, процессингового и расчетного центров, центра обеспечения безопасности, агентов по распространению проездных документов, владельцев проездных документов.
Заказчик перевозки пассажиров устанавливает определенную процедуру оплаты проезда. Наиболее перспективным считается принцип единого проездного документа.
Оператор, используя возможности портала и других СМИ, доводит информацию об установленной заказчиком процедуре оплаты проезда до производителей и потребителей транспортных услуг, определяет эмитента, процессинговый и расчетный центры, постоянно контролирует функционирование системы.
Эмитент организовывает изготовление, закупку проездных документов и их распространение, ведет их учет, аккумулирует денежные средства от их продажи и проводит расчеты с субъектами ИАС; определяет состав подлежащей хранению информации и обеспечивает ее сохранность в течение установленного периода времени.
Процессинговый центр персонализирует электронные проездные документы, ведет их автоматический учет, осуществляет сбор, обработку, передачу и хранение информации о выпуске проездных документов в обращение.
Расчетный центр принимает из процессингового центра информацию, обрабатывает ее и передает эмитенту для проведения расчетов между субъектами системы.
Центр обеспечения безопасности устанавливает политику безопасности функционирования системы, обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа и т.п.
Агенты по продаже билетов распространяют проездные документы и оперативно перечисляют выручку от их реализации эмитенту.
Перевозчик пассажиров, предоставляя услугу непосредственно в транспортном средстве, регистрирует факт оплаты проезда и передает информацию в про-цессинговый центр.
Для субъектов - участников системы должна быть создана иерархическая мобильная система отчетности.
Планируемый эффект от внедрения в практику этого модуля - увеличить доходы от продажи проездных документов, повысить качество обслуживания в транспорте общего пользования, организовать оперативный мониторинг за пассажиропотоком на каждом из маршрутов и достоверный учет пассажиров, имеющих льготы на проезд, обеспечить прозрачность взаиморасчетов между заказчиками перевозок и перевозчиками за выполненную транспортную работу, ввести систему гибких тарифов на проезд в зависимости от различных факторов, например от времени суток, дня недели и др.
Модуль управления процессом движения транспортных средств по маршрутной сети. Его задача -обеспечить контроль и оперативность управления, учета выполненной транспортной работы, хранения данных о движении транспортных средств, формирования графика движения на маршрутах, доставки текстовой информации на дисплей оператора и ведения соответствующего журнала, получения сообщений о нештатных ситуациях, сбора статистических данных о работоспособности оборудования транспорта, влияющего на качество обслуживания пассажиров.
Модуль управления финансово-хозяйственной деятельностью оператора и расчетами с производителями транспортных услуг призван минимизировать расходы оператора на всех уровнях его хозяйственной деятельности; повысить оперативность обработки и анализа информации и, следовательно, экономическую, финансовую и управленческую эффективность организации в целом. У перевозчика появится возможность максимально оперативно получать денежные средства за выполненную работу. Следовательно, ему будет легче приобрести топливо, закупить запасные части и выплатить зарплату персоналу. Финансовое благополучие производителя транспортных услуг положительно скажется на качестве обслуживания пассажиров и имидже транспорта общего пользования.
42 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №4 (182) | Апрель 2018 |
http://innosfera.by
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
Модуль управления процессом информирования потребителей транспортных услуг предполагает обеспечение комплексного информирования пассажиров:
■ на остановочных пунктах (на табло) - о времени прибытия транспорта в режиме реального времени, о чрезвычайных и нештатных ситуациях;
■ в салоне транспортных средств - об остановках по маршруту следования, сопутствующей рекламной и познавательной информации;
■ обеспечение п>еЬ-доступа к схеме маршрутной сети, расписанию, сведениям об изменениях в работе транспорта, его фактическом движении, прогнозируемом времени прибытия; к услуге прокладывания и выбора оптимального маршрута; к порталу, учитывающему отзывы населения об общественном транспорте. Для слабовидящих должны быть предусмотрены наглядные маршрутные схемы с возможностью распечатать их.
Центр обработки данных (ЦОД) объединяет все модули ИАС «Эффективный пассажирский транспорт», которые должны действовать в едином информационном пространстве.
Основное предназначение ЦОД - учет субъектов и объектов системы, сбор, обработка, передача и хранение информации, обеспечение взаимодействия всех внутренних подсистем (в виде обмена электронными сообщениями) - перевозчиков, оператора и заказчика перевозок, анализ полноты и целостности поступающей информации; хранение баз данных о перевозчиках, маршрутной сети, остановочных пунктах, расписании транспортных средств; обеспечение файлового обмена между подсистемами, резервное копирование информации, мониторинг работоспособности подсистем и системы в целом в режиме реального времени, управление ключевой информацией (генерацией и распространением ключей шифрования и кодов доступа), обновление программного обеспечения подсистем и автоматизированных рабочих мест пользователей ИАС.
Программное обеспечение ЦОД позволит автоматизировать следующие функции:
■ формирование базы данных остановочных пунктов и расстояний между ними;
■ составление расписания движения транспортных средств на маршрутной сети;
■ разработку трассы и расчет протяженности маршрута на географической основе, переведенной в цифровой формат;
■ создание электронного паспорта маршрута;
■ мониторинг местоположения транспортного средства на маршруте;
■ хранение справочника нормативов по организации труда персонала;
■ ведение реестра договоров;
■ учет фактической транспортной работы;
■ информирование пассажиров через сеть Интернет (web-сайт), в том числе с использованием компьютерных технологий распознавания и синтеза человеческой речи;
■ взаимодействие с системами продажи билетов и оплаты проезда;
■ формирование периодических отчетов.
Таким образом, внедрение единой ИАС «Эффективный пассажирский транспорт» в виде интернет-портала с возможностью доступа к нему всех субъектов системы пассажирских перевозок создаст условия для повышения качества обслуживания за счет оптимизации маршрутной сети, организации оперативного мониторинга пассажиропотоков и системы реагирования, роста информированности потребителей услуг.
Заказчик сможет оперативно определять необходимость в обслуживании населенного пункта или региона страны, минимизировать расход бюджетных средств на субсидирование социально значимых перевозок пассажиров, обеспечить оперативный контроль объемов, качества и уровня безопасности предоставляемых транспортных услуг.
Перевозчики смогут планировать свою работу с учетом других участников процесса перевозки и складывающегося пассажиропотока, оперативно контролировать водителей и транспортные средства на линии, упростить финансовые потоки.
Пассажиры получат доступ к актуальной информации о расписании, наличии свободных мест и стоимости билетов на все виды транспорта. Единый проездной документ повысит мобильность граждан, позволит им выбирать оптимальный маршрут поездки, используя различные виды транспортных средств на территории всей страны, а в перспективе - и за ее пределами. СЗ
http://innosfera.by/2018/04/passenger_transport |