Научная статья на тему 'Организация рынка пассажирских транспортных услуг: проблемы и пути их решения'

Организация рынка пассажирских транспортных услуг: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / ТАРИФЫ / ПРОБЛЕМЫ / CITY PASSENGER TRANSPORT / TRANSPORT SERVICES / MARKET CONDITIONS / TARIFFS / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков В. В., Юдина Е. С., Виноградова О. А.

В статье рассмотрены проблемы формирования рынка пассажирских транспортных услуг, возникающие проблемы по финансированию и воспроизводству транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PASSENGER TRANSPORT SERVICES: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION

In article problems of formation of the market of the passenger transport services, arising problems on financing and transport reproduction are considered

Текст научной работы на тему «Организация рынка пассажирских транспортных услуг: проблемы и пути их решения»

ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор,

Е.С. Юдина, аспирант,

О.А. Виноградова, аспирант Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

В статье рассмотрены проблемы формирования рынка пассажирских транспортных услуг, возникающие проблемы по финансированию и воспроизводству транспорта

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) в процессе общественного производства трудно переоценить.

Во-первых, включение пассажирских транспортных услуг в рыночные отношения означает массовое приобщение и адаптацию к рыночным условиям практически всего населения страны. Во-вторых, реформа городского пассажирского транспорта и оплата населением транспортных услуг по их реальной стоимости существенно меняют структуру денежных расходов населения, социальное благополучие и спрос на рынке потребительских благ и услуг.

Затянувшееся с 1991 г. реформирование ГПТ не привело к формированию эффективно функционирующего регулируемого рынка услуг городского пассажирского транспорта. Причиной этого явилось отсутствие механизмов, способных обеспечить управление системой городского пассажирского транспорта в условиях нарастающей конкуренции и неэффективной работы муниципальных предприятий ГПТ. В результате содержание ГПТ ложится непосильным бременем на бюджет муниципалитета, а рост стоимости проезда негативно сказывается на отношении населения к нему. Наличие значительной части пассажиров, обладающих правом льготного проезда, в совокупном объеме пассажиров, перевозимых муниципальными предприятиями, при неполном финансировании из соответствующих бюджетов, способствует ухудшению экономического состояния данных предприятий. Так износ основных производственных фондов муниципальных предприятий ГПТ из года в год увеличивается и в среднем по России составляет 63%, а количество и качество предоставляемых услуг муниципальными предприятиями снижаются [1]. Такая же тенденция складывается и для города Тамбова. Учитывая тот факт, что ГПТ является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры городской агломерации, а сохранение социального единства её пространственной среды первостепенно, практика функционирования городского пассажирского транспорта показала, что применение только рыночных механизмов регулирования системы ГПТ невозможно. Это связано с возникновением такого явления, как «провал» рынка. В связи с этим рынок услуг ГПТ является объектом регулирования со стороны государственных органов. Однако вопрос выбора модели управления городским пассажирским транспортом изучен недостаточно.

Изначально в отечественных городах (в том числе, в Тамбове) использовалось жесткое руководство

пассажирскими перевозками, при котором управление администрации сводилось к организации государственных (муниципальных) предприятий. Предприятия не конкурировали между собой и обеспечивали обслуживание определенных маршрутов. Жесткая схема руководства перевозками с течением времени ложилась тяжелым бременем на бюджет муниципалитета и не обеспечивала все возрастающие требования населения. С целью повышения уровня оказываемых услуг и сокращения затрат системы ГПТ стали создаваться условия для возникновения конкуренции на рынке ГПТ. Свободный рынок пассажирских перевозок требует большого уровня самоорганизации самой системы ГПТ, что достаточно тяжело достигается в реальных условиях.

Новая стратегия развития системы ГПТ в случае неэффективности действующей сейчас системы ГПТ предусматривает создание адекватного экономического и организационного механизмов управления городским пассажирским транспортом.

Проанализировав существующую организационную структуру ГПТ в городе Тамбове, нами была предложена схема управления ГПТ.

На уровне Тамбовской области функции руководства процессами, происходящими в системе ГПТ, возлагаются на Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области. Основными задачами Управления являются:

- управление дорожно-транспортным комплексом области;

- организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом в пригородном и межмуници-пальном сообщении.

Управление выполняет следующие функции:

- функции государственного заказчика (заключение государственных контрактов и иных договоров, производство приемки и оплаты выполненных работ и услуг);

- техническое обследование, испытания и паспортизация автомобильных дорог и сооружений на них;

- реализация планов и программ области, связанных с развитием дорожно-транспортного комплекса области;

- учет автомобильных дорог области;

- определение технических условий для проектирования: пересечений транспортных и инженерных коммуникаций с автомобильными дорогами;

- учет объектов сервиса и рекламы, размещаемых на землях, прилегающих к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям;

- выдача разрешений и согласований на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам области;

- изучение потребности населения в перевозках пассажиров;

- определение маршрутной сети пассажирских перевозок;

- согласование и утверждение расписаний движения и паспортов маршрутов перевозки пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении;

- выявление административных правонарушений на транспорте в соответствии с законодательством РФ и Тамбовской области;

- распределение и предоставление субсидий перевозчикам всех форм собственности на возмещение расходов, связанных с реализацией льготных проездных билетов студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных и профессиональнотехнических учебных заведений по пригородным перевозкам;

- подготовка проектов нормативных правовых актов Тамбовской области по основным направлениям развития дорожно-транспортного комплекса области;

- проведение мобилизационной подготовки автомобильных дорог и автотранспорта [2].

На уровне муниципального образования городского округа - город Тамбов функции управления системой ГПТ возлагаются на администрацию города Тамбова, а именно на ее структурное подразделение -Комитет городского хозяйства (КГХ). Основной функцией КГХ в сфере транспортного обслуживания населения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].

Функции непосредственного взаимодействия с предприятиями, осуществляющими перевозки пассажиров в пределах города Тамбова, в настоящее время возложены на муниципальное автономное учреждение «Пассажирские перевозки» (МАУ «1111»). Учредителем МАУ «ПП» является муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова. Основными целями данного учреждения является реализация муниципальной политики в области пассажирского транспорта посредством организации и координации работы всех видов пассажирского транспорта независимо от форм собственности для наиболее полного удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках, а также осуществления контроля за предоставлением перевозчиками безопасных и качественных транспортных услуг, соблюдением правил организации перевозок на пассажирском транспорте

предприятиями и организациями независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

Согласно Уставу учреждения, МАУ «ПП» для достижения вышеуказанных целей осуществляет следующие виды деятельности:

- организует в соответствии со своей компетенцией перевозки пассажиров транспортом общего пользования с применением регулируемых администрацией Тамбовской области тарифов;

- формирует и совершенствует маршрутную сеть города в целях улучшения обеспечения населения городскими пассажирскими перевозками;

- оказывает технологические, юридические, экономические и бухгалтерские услуги предприятиям и организациям, осуществляющим пассажирские перевозки в городе Тамбове;

- координирует работу пассажирского транспорта на маршрутах городского пассажирского транспорта;

- осуществляет ревизорский контроль работы пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в пределах городского округа - город Тамбов;

- осуществляет контроль качества оказания услуг и системы оплаты при осуществлении пассажирских перевозок, экипировки транспортных средств;

- разрабатывает и утверждает расписания и графики движения пассажирского транспорта;

- организует работу по обследованию пассажиропотоков на городских маршрутах пассажирского транспорта и определяет потребности населения в пассажирских перевозках;

- подготавливает необходимую документацию для открытия новых маршрутов движения пассажирского транспорта;

- производит обслуживание навигационного оборудования, установленного на подвижном составе, выполняющем перевозки пассажиров по маршрутам ГПТ;

- информирует население об изменениях на маршрутах ГПТ, а именно: корректировке расписания, изменениях в схемах движения, открытии новых маршрутов, прекращении движения по сезонным маршрутам и т.п.;

- вносит предложения по разработке проектов правовых актов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на маршрутах ГПТ;

- организует проведение социологических опросов населения по вопросам качества транспортного обслуживания;

- организует работу по рассмотрению и принятию соответствующих решений по письменных и устных обращений граждан.

В целом, в результате анализа состояния городского пассажирского транспорта городского округа -город Тамбов выявлены следующие негативные тенденции и проблемы, приводящие к убыточности городского пассажирского транспорта:

- задолженность регионального бюджета перед предприятиями и организациями по выплате денеж-

ных средств, компенсирующих перевозчикам провоз граждан, пользующихся правом льготного проезда в ГПТ;

- опережающий рост стоимости перевозки одного пассажира при незначительно изменяющейся цене проезда;

- непропорционально низкое изменение роста стоимости проезда, в сравнении с динамикой роста затрат на топливо, что приводит к возникновению непокрываемых затрат;

- дублирование автобусами маршрутов следования, что снижает их прибыльность, и провоцирует водителей в «погоне» за пассажирами к нарушению требований Правил дорожного движения РФ, что, в конечном итоге, влияет на безопасность дорожного движения и безопасность пассажиров при пользовании услугами ГПТ;

- отсутствие оперативного диспетчерского регулирования интервалами движения ГПТ на конечных остановочных пунктах маршрутов, что приводит к отсутствию контроля за исполнением расписания водителями автобусов;

- невозможность оперативного вмешательства в случае внепланового схода автобуса с маршрута;

- неритмичность движения городского транспорта и частые сходы с маршрута по причине поломок, что связано с высокой изношенностью подвижного состава;

- несовершенство областной нормативно -правовой базы не позволяет применять к предприятиям и организациям, осуществляющим перевозки пассажиров в городе Тамбове, в полном объеме санкции при несоблюдении ими условий договора на право осуществления пассажирских перевозок в городе Тамбове.

Дублирование автобусами маршрутов следования на территории города Тамбова, в основном, происходит из-за особенностей городской уличнодорожной сети. Для решения проблемы исключения дублирования необходима реконструкция параллельных и поперечных улиц, а именно: проведение мероприятий по увеличению ширины проезжей части, организации освещения, дополнительных остановочных пунктов в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения на городском пассажирском транспорте, после чего мероприятия по оптимизации маршрутной сети города, которые проводятся в настоящее время администрацией города Тамбова, специалистами МАУ «ПП» при участии сотрудников кафедры «Организация перевозок и безопасности движения» ГОУ ВПО ТГТУ, станут более эффективными.

Также, проанализировав рынок пассажирских перевозок и учитывая его специфичность (пассажиры, обладающие правом льготного проезда в ГПТ), можно сделать вывод, что транспортная подвижность данного сегмента обеспечивается за счет средств различных уровней бюджетов. Рост автомобилизации населения дополнительно ставит вопрос о повышении привлекательности ГПТ перед населением, обладающим личным автомобилем. Таким образом, городская администрация и другие уровни власти заинтересованы в

повышении качества и уровня обслуживания в сочетании с доступностью и привлекательностью цены для населения. На практике регулирование цены формализуется в виде тарифной политики.

При анализе тенденций на рынке услуг ГПТ необходимо изучить такие аспекты, как изменение спроса населения на различные виды перевозок, изменение предложения со стороны компаний - операторов. Необходимо отметить, что сектор предложения поделен на две составляющие: перевозки, осуществляемые муниципальными унитарными предприятиями и частными предприятиями. Помимо главного отличия между этими секторами - формы собственности, есть другое, не менее важное отличие - это перевозки льготных категорий граждан. Данный сегмент обслуживается в основном единственным существующим в городе Тамбове одним муниципальным унитарным предприятием - «Тамбовгортранс». Как говорилось ранее, существует механизм компенсации проезда льготников в общественном транспорте, но в настоящее время он имеет ряд существенных недостатков, главным из которых является несвоевременность дотационных выплат предприятиям-перевозчикам. Этот факт определяет тяжелое финансовое и хозяйственное положение перевозчиков города Тамбова, которое выражается в отсутствии средств для обновления основных производственных фондов, в частности, подвижного состава. Но, в отличие от частных предприятий-перевозчиков, муниципальное унитарное предприятие «Тамбовгортранс» по Федеральной целевой программе «Обновление подвижного состава» имеет возможность обновлять свой автобусный и троллейбусный парк. В частности, за 2009 год оно получило 35 автобусов большой вместимости. В текущем году в рамках данной федеральной программы предприятие получило 14 низкопольных троллейбуса и 19 классических троллейбусов.

Таким образом для организации полноценного рынка пассажирских транспортных услуг необходимо, во-первых, наладить управление транспортных организаций, обеспечить конкурентные отношения на данном рынке, а городским властям необходимо помогать с воспроизводством транспорта и переподготовкой водителей. При этом должна быть оптимизация маршрутов и организация работы транспорта в вечернее и ночное (до 12 часов) время.

Литература

1. Хмельницкий В.В. Оптимизация работы автомобильного пассажирского транспорта в крупном городе (на примере г. Хабаровска) / Материалы четвертой открытой конференции - конкурса научных работ молодых ученых и аспирантов Хабаровского края. Сборник статей под ред. Н.Н. Михеевой. - Хабаровск: Хабаровск: 2002. - 0,35 п.л.

2. http://www.tambov.gov.ru/trans/index.html

3. http://city.tambov.gov.ru/index.php?id=345

E-mail: valera_zharikov@mail.ru

Ключевые слова: городской пассажирский

транспорт, транспортные услуги, рыночные условия, тарифы, проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.