ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор,
Е.С. Юдина, аспирант,
О.А. Виноградова, аспирант Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов
В статье рассмотрены проблемы формирования рынка пассажирских транспортных услуг, возникающие проблемы по финансированию и воспроизводству транспорта
Городской пассажирский транспорт (ГПТ) в процессе общественного производства трудно переоценить.
Во-первых, включение пассажирских транспортных услуг в рыночные отношения означает массовое приобщение и адаптацию к рыночным условиям практически всего населения страны. Во-вторых, реформа городского пассажирского транспорта и оплата населением транспортных услуг по их реальной стоимости существенно меняют структуру денежных расходов населения, социальное благополучие и спрос на рынке потребительских благ и услуг.
Затянувшееся с 1991 г. реформирование ГПТ не привело к формированию эффективно функционирующего регулируемого рынка услуг городского пассажирского транспорта. Причиной этого явилось отсутствие механизмов, способных обеспечить управление системой городского пассажирского транспорта в условиях нарастающей конкуренции и неэффективной работы муниципальных предприятий ГПТ. В результате содержание ГПТ ложится непосильным бременем на бюджет муниципалитета, а рост стоимости проезда негативно сказывается на отношении населения к нему. Наличие значительной части пассажиров, обладающих правом льготного проезда, в совокупном объеме пассажиров, перевозимых муниципальными предприятиями, при неполном финансировании из соответствующих бюджетов, способствует ухудшению экономического состояния данных предприятий. Так износ основных производственных фондов муниципальных предприятий ГПТ из года в год увеличивается и в среднем по России составляет 63%, а количество и качество предоставляемых услуг муниципальными предприятиями снижаются [1]. Такая же тенденция складывается и для города Тамбова. Учитывая тот факт, что ГПТ является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры городской агломерации, а сохранение социального единства её пространственной среды первостепенно, практика функционирования городского пассажирского транспорта показала, что применение только рыночных механизмов регулирования системы ГПТ невозможно. Это связано с возникновением такого явления, как «провал» рынка. В связи с этим рынок услуг ГПТ является объектом регулирования со стороны государственных органов. Однако вопрос выбора модели управления городским пассажирским транспортом изучен недостаточно.
Изначально в отечественных городах (в том числе, в Тамбове) использовалось жесткое руководство
пассажирскими перевозками, при котором управление администрации сводилось к организации государственных (муниципальных) предприятий. Предприятия не конкурировали между собой и обеспечивали обслуживание определенных маршрутов. Жесткая схема руководства перевозками с течением времени ложилась тяжелым бременем на бюджет муниципалитета и не обеспечивала все возрастающие требования населения. С целью повышения уровня оказываемых услуг и сокращения затрат системы ГПТ стали создаваться условия для возникновения конкуренции на рынке ГПТ. Свободный рынок пассажирских перевозок требует большого уровня самоорганизации самой системы ГПТ, что достаточно тяжело достигается в реальных условиях.
Новая стратегия развития системы ГПТ в случае неэффективности действующей сейчас системы ГПТ предусматривает создание адекватного экономического и организационного механизмов управления городским пассажирским транспортом.
Проанализировав существующую организационную структуру ГПТ в городе Тамбове, нами была предложена схема управления ГПТ.
На уровне Тамбовской области функции руководства процессами, происходящими в системе ГПТ, возлагаются на Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области. Основными задачами Управления являются:
- управление дорожно-транспортным комплексом области;
- организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом в пригородном и межмуници-пальном сообщении.
Управление выполняет следующие функции:
- функции государственного заказчика (заключение государственных контрактов и иных договоров, производство приемки и оплаты выполненных работ и услуг);
- техническое обследование, испытания и паспортизация автомобильных дорог и сооружений на них;
- реализация планов и программ области, связанных с развитием дорожно-транспортного комплекса области;
- учет автомобильных дорог области;
- определение технических условий для проектирования: пересечений транспортных и инженерных коммуникаций с автомобильными дорогами;
- учет объектов сервиса и рекламы, размещаемых на землях, прилегающих к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям;
- выдача разрешений и согласований на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам области;
- изучение потребности населения в перевозках пассажиров;
- определение маршрутной сети пассажирских перевозок;
- согласование и утверждение расписаний движения и паспортов маршрутов перевозки пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении;
- выявление административных правонарушений на транспорте в соответствии с законодательством РФ и Тамбовской области;
- распределение и предоставление субсидий перевозчикам всех форм собственности на возмещение расходов, связанных с реализацией льготных проездных билетов студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных и профессиональнотехнических учебных заведений по пригородным перевозкам;
- подготовка проектов нормативных правовых актов Тамбовской области по основным направлениям развития дорожно-транспортного комплекса области;
- проведение мобилизационной подготовки автомобильных дорог и автотранспорта [2].
На уровне муниципального образования городского округа - город Тамбов функции управления системой ГПТ возлагаются на администрацию города Тамбова, а именно на ее структурное подразделение -Комитет городского хозяйства (КГХ). Основной функцией КГХ в сфере транспортного обслуживания населения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].
Функции непосредственного взаимодействия с предприятиями, осуществляющими перевозки пассажиров в пределах города Тамбова, в настоящее время возложены на муниципальное автономное учреждение «Пассажирские перевозки» (МАУ «1111»). Учредителем МАУ «ПП» является муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова. Основными целями данного учреждения является реализация муниципальной политики в области пассажирского транспорта посредством организации и координации работы всех видов пассажирского транспорта независимо от форм собственности для наиболее полного удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках, а также осуществления контроля за предоставлением перевозчиками безопасных и качественных транспортных услуг, соблюдением правил организации перевозок на пассажирском транспорте
предприятиями и организациями независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Уставу учреждения, МАУ «ПП» для достижения вышеуказанных целей осуществляет следующие виды деятельности:
- организует в соответствии со своей компетенцией перевозки пассажиров транспортом общего пользования с применением регулируемых администрацией Тамбовской области тарифов;
- формирует и совершенствует маршрутную сеть города в целях улучшения обеспечения населения городскими пассажирскими перевозками;
- оказывает технологические, юридические, экономические и бухгалтерские услуги предприятиям и организациям, осуществляющим пассажирские перевозки в городе Тамбове;
- координирует работу пассажирского транспорта на маршрутах городского пассажирского транспорта;
- осуществляет ревизорский контроль работы пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в пределах городского округа - город Тамбов;
- осуществляет контроль качества оказания услуг и системы оплаты при осуществлении пассажирских перевозок, экипировки транспортных средств;
- разрабатывает и утверждает расписания и графики движения пассажирского транспорта;
- организует работу по обследованию пассажиропотоков на городских маршрутах пассажирского транспорта и определяет потребности населения в пассажирских перевозках;
- подготавливает необходимую документацию для открытия новых маршрутов движения пассажирского транспорта;
- производит обслуживание навигационного оборудования, установленного на подвижном составе, выполняющем перевозки пассажиров по маршрутам ГПТ;
- информирует население об изменениях на маршрутах ГПТ, а именно: корректировке расписания, изменениях в схемах движения, открытии новых маршрутов, прекращении движения по сезонным маршрутам и т.п.;
- вносит предложения по разработке проектов правовых актов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на маршрутах ГПТ;
- организует проведение социологических опросов населения по вопросам качества транспортного обслуживания;
- организует работу по рассмотрению и принятию соответствующих решений по письменных и устных обращений граждан.
В целом, в результате анализа состояния городского пассажирского транспорта городского округа -город Тамбов выявлены следующие негативные тенденции и проблемы, приводящие к убыточности городского пассажирского транспорта:
- задолженность регионального бюджета перед предприятиями и организациями по выплате денеж-
ных средств, компенсирующих перевозчикам провоз граждан, пользующихся правом льготного проезда в ГПТ;
- опережающий рост стоимости перевозки одного пассажира при незначительно изменяющейся цене проезда;
- непропорционально низкое изменение роста стоимости проезда, в сравнении с динамикой роста затрат на топливо, что приводит к возникновению непокрываемых затрат;
- дублирование автобусами маршрутов следования, что снижает их прибыльность, и провоцирует водителей в «погоне» за пассажирами к нарушению требований Правил дорожного движения РФ, что, в конечном итоге, влияет на безопасность дорожного движения и безопасность пассажиров при пользовании услугами ГПТ;
- отсутствие оперативного диспетчерского регулирования интервалами движения ГПТ на конечных остановочных пунктах маршрутов, что приводит к отсутствию контроля за исполнением расписания водителями автобусов;
- невозможность оперативного вмешательства в случае внепланового схода автобуса с маршрута;
- неритмичность движения городского транспорта и частые сходы с маршрута по причине поломок, что связано с высокой изношенностью подвижного состава;
- несовершенство областной нормативно -правовой базы не позволяет применять к предприятиям и организациям, осуществляющим перевозки пассажиров в городе Тамбове, в полном объеме санкции при несоблюдении ими условий договора на право осуществления пассажирских перевозок в городе Тамбове.
Дублирование автобусами маршрутов следования на территории города Тамбова, в основном, происходит из-за особенностей городской уличнодорожной сети. Для решения проблемы исключения дублирования необходима реконструкция параллельных и поперечных улиц, а именно: проведение мероприятий по увеличению ширины проезжей части, организации освещения, дополнительных остановочных пунктов в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения на городском пассажирском транспорте, после чего мероприятия по оптимизации маршрутной сети города, которые проводятся в настоящее время администрацией города Тамбова, специалистами МАУ «ПП» при участии сотрудников кафедры «Организация перевозок и безопасности движения» ГОУ ВПО ТГТУ, станут более эффективными.
Также, проанализировав рынок пассажирских перевозок и учитывая его специфичность (пассажиры, обладающие правом льготного проезда в ГПТ), можно сделать вывод, что транспортная подвижность данного сегмента обеспечивается за счет средств различных уровней бюджетов. Рост автомобилизации населения дополнительно ставит вопрос о повышении привлекательности ГПТ перед населением, обладающим личным автомобилем. Таким образом, городская администрация и другие уровни власти заинтересованы в
повышении качества и уровня обслуживания в сочетании с доступностью и привлекательностью цены для населения. На практике регулирование цены формализуется в виде тарифной политики.
При анализе тенденций на рынке услуг ГПТ необходимо изучить такие аспекты, как изменение спроса населения на различные виды перевозок, изменение предложения со стороны компаний - операторов. Необходимо отметить, что сектор предложения поделен на две составляющие: перевозки, осуществляемые муниципальными унитарными предприятиями и частными предприятиями. Помимо главного отличия между этими секторами - формы собственности, есть другое, не менее важное отличие - это перевозки льготных категорий граждан. Данный сегмент обслуживается в основном единственным существующим в городе Тамбове одним муниципальным унитарным предприятием - «Тамбовгортранс». Как говорилось ранее, существует механизм компенсации проезда льготников в общественном транспорте, но в настоящее время он имеет ряд существенных недостатков, главным из которых является несвоевременность дотационных выплат предприятиям-перевозчикам. Этот факт определяет тяжелое финансовое и хозяйственное положение перевозчиков города Тамбова, которое выражается в отсутствии средств для обновления основных производственных фондов, в частности, подвижного состава. Но, в отличие от частных предприятий-перевозчиков, муниципальное унитарное предприятие «Тамбовгортранс» по Федеральной целевой программе «Обновление подвижного состава» имеет возможность обновлять свой автобусный и троллейбусный парк. В частности, за 2009 год оно получило 35 автобусов большой вместимости. В текущем году в рамках данной федеральной программы предприятие получило 14 низкопольных троллейбуса и 19 классических троллейбусов.
Таким образом для организации полноценного рынка пассажирских транспортных услуг необходимо, во-первых, наладить управление транспортных организаций, обеспечить конкурентные отношения на данном рынке, а городским властям необходимо помогать с воспроизводством транспорта и переподготовкой водителей. При этом должна быть оптимизация маршрутов и организация работы транспорта в вечернее и ночное (до 12 часов) время.
Литература
1. Хмельницкий В.В. Оптимизация работы автомобильного пассажирского транспорта в крупном городе (на примере г. Хабаровска) / Материалы четвертой открытой конференции - конкурса научных работ молодых ученых и аспирантов Хабаровского края. Сборник статей под ред. Н.Н. Михеевой. - Хабаровск: Хабаровск: 2002. - 0,35 п.л.
2. http://www.tambov.gov.ru/trans/index.html
3. http://city.tambov.gov.ru/index.php?id=345
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: городской пассажирский
транспорт, транспортные услуги, рыночные условия, тарифы, проблемы.