Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая компетенция в структуре деятельности тренера по игровым командным видам спорта'

Информационно-аналитическая компетенция в структуре деятельности тренера по игровым командным видам спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИГРОВЫЕ КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ТРЕНЕР / COMPETENCE / INFORMATION AND ANALYTICAL FUNCTION / INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE / TEAM SPORTS / COACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосов Антон Олегович

В статье обосновывается актуальность формирования информационно-аналитической компетенции в подготовке тренера по командным игровым видам спорта, конкретизированы понятия: «информационно-аналитическая функция», «информационно-аналитическая компетенция» тренера по игровым командным видам спорта, представлена модель информационно-аналитической компетенции тренера по игровым командным видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосов Антон Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая компетенция в структуре деятельности тренера по игровым командным видам спорта»

УДК 378:796.071.4

А.О. Федосов

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Г.М. Тюлю

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ИГРОВЫМ КОМАНДНЫМ

ВИДАМ СПОРТА

В статье обосновывается актуальность формирования информационно-аналитической компетенции в подготовке тренера по командным игровым видам спорта, конкретизированы понятия: «информационно-аналитическая функция», «информационно-аналитическая компетенция» тренера по игровым командным видам спорта, представлена модель информационно-аналитической компетенции тренера по игровым командным видам спорта.

Компетенция, информационно-аналитическая функция, информационно-аналитическая компетенция, игровые командные виды спорта, тренер.

The article explains the importance of information and analytical competence in training the team sports coach, defines concretely such concepts as "information and analytical function", "information and analytical competence" concerning the team sports coach. The paper presents the model of information and analytical competence of the coach.

Competence, information and analytical function, information and analytical competence, team sports, coach.

Современные тенденции развития игровых командных видов спорта характеризуются значительным ростом спортивных достижений, поиском и внедрением в процесс подготовки спортсменов новых эффективных методов тренировки, способствующих достижению высоких соревновательных результатов в условиях острой конкурентной борьбы на международной арене, созданием системы информационного обеспечения спортивной отрасли.

Данные тенденции обусловливают повышение требований к профессионализму тренерских кадров, способных к эффективному управлению процессом подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Управление - процесс информационный, поэтому эффективность тренерской деятельности во многом определяется готовностью и способностью специалиста находить, интерпретировать, критически оценивать, анализировать и включать в свою профессиональную деятельность непрерывно обновляющуюся информацию, обусловленную особенностями и спецификой командных игр. Анализ достоверной своевременной информации по основным показателям соревновательной и тренировочной деятельности (командных, групповых, индивидуальных тактических действиях спортсменов в нападении и обороне; приемах игры в нападении и защите; мастерстве выполнения игровой функции - амплуа -каждым игроком в команде; психологической совместимости спортсменов, сплоченности команды; тактико-техническом мастерстве команды и др.) позволяет тренеру принимать решения, исполнять с тем или иным качеством рефлексивные процедуры, действовать с разной степенью адекватности динамике ситуации игры.

В настоящее время подготовка тренеров к информационно-аналитической деятельности предусмотрена как в системе профессиональной подготовки в ВУЗе, так и в системе повышения квалифика-

ции. Однако, несмотря на тенденцию создания полномасштабной системы профессиональной подготовки и переподготовки тренерских кадров на основе компетентностного подхода, анализ реальной практики, как на федеральном, так и на уровне конкретных учреждений, свидетельствует о том, что значительная часть тренерских кадров не готова к реализации информационно-аналитической функции в решении сложных педагогических задач. Многие тренеры не обладают достаточными информационно-аналитическим знаниями, умениями, не всегда владеют информацией об игроках своей команды, команд соперников, испытывают затруднения в применении информационных технологий для организации процесса получения и обработки профессиональной информации на качественно новом уровне, что подтверждено рядом исследований (Н.В. Сте-ценко, Т.В. Хованская и др.) [5]. Решение данной проблемы видится в формировании информационно-аналитической компетенции в подготовке спортивных тренеров.

На сегодняшний день сложились теоретические и практические предпосылки для решения задач по подготовке тренерских кадров к информационно-аналитической деятельности на основе компетентно-стного подхода. Работами А.А. Деркача, А.А. Исаева [1] и других ученых заложены теоретические основы профессиональной подготовки тренеров по игровым командным видам спорта. Исследователями выделены проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический компоненты деятельности тренера, определены аспекты управленческой деятельности тренера (управление развитием деятельности команды, управлением межгрупповым взаимодействием, самоуправление, управление информацией).

Нами были изучены различные подходы к определению понятия «компетенция». В литературе, по-

священной проблемам управления человеческими ресурсами, существует много определения понятия «компетенция». Так, компетенция представлена «как совокупность качеств, свойств, а также способов выполнения профессиональной деятельности» (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.) [2]; «как круг полномочий» (В.Г. Горб, Т.В. Иванова, др.) [2]; «как система ЗУНов» (В.В. Лебедев, Т.И. Шамова) [6], «как базовые качества личности» (Л.М. и С.М. Спенсеры) [4].

На основе проведенного анализа позиций к определению семантического значения понятия «компетенция» нами был выделен целый ряд общих черт. С учетом выделенных особенностей было выведено следующие определение. Компетенция - это система знаний, способов деятельности в разрешении теоретических и практических задач, реализующаяся через поведенческие акты, социальные роли, имеющая рамки реализации (набор объектов, предметов, процессов деятельности), отличающаяся индивидуально-психологическими особенностями проявления применительно к разным индивидам.

На наш взгляд, наиболее полное определение компетенции представлено в работе Л.М. и С.М. Спенсеров, рассматривающих компетенцию как «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» [4]. Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач. В модель компетенций закладываются те базовые качества и мотивации, которые определяют успешность деятельности.

Анализ выполненных к настоящему времени исследований показывает, что проблема подготовки тренеров к информационно-аналитической деятельности ставилась, однако не нашли отражения содержание, технологии и организационно-педагогические условия формирования информационно-аналитической компетенции в подготовке тренера по командным игровым видам спорта.

Таким образом, существует противоречие между объективной необходимостью в тренерских кадрах, обладающих сформированной информационно-аналитической компетенцией для реализации информационно-аналитической деятельности, и недостаточной теоретической и технологической разработанностью в научных исследованиях содержания, технологии и организационно-педагогических условий формирования информационно-аналитической компетенции в подготовке тренера по командным игровым видам спорта.

На основе изученной литературы по проблеме исследования конкретизированы понятия «информационно-аналитическая функция», «информационно-аналитическая компетенция» тренера по игровым командным видам спорта. Выступая в роли руководителя учебно-тренировочным процессом, спортивный тренер выполняет все управленческие функции, необходимые для решения поставленных задач и

достижения цели деятельности: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.

Вслед за Т.И. Шамовой [3], информационно-аналитическая функция определяется нами как вид деятельности тренера, позволяющий проанализировать результаты учебно-тренировочного процесса по достижению желаемых спортивно-педагогических целей. Целью информационно-аналитической функции является сбор, обработка, хранение, оценка, анализ полной, объективной, оперативной информации, необходимой для изучения фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей педагогических процессов и управления ими, осуществляемая посредством применения методов, адекватных целям управления и соответствующих современным требованиям для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение эффективности деятельности тренера по управлению учебно-тренировочным и соревновательным процессами.

Тренировочный процесс в командных игровых видах спорта происходит в контексте взаимодействия спортсменов и тренера во время, до и после матчей, при подготовке к матчам и при их разборе, на тренировках, теоретических занятиях и в рамках других учебно-воспитательных моментов, поэтому для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности тренеру важно определить содержание, объем, источники необходимой достоверной оперативной, текущей, итоговой информации до игры, во время игры, после игры команды (см. таблицу).

На основе сбора и тщательного анализа данной информации тренер принимает управленческие решения, поэтому информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей управленческой деятельности тренера.

Информационно-аналитическая функция как подвид деятельности спортивного тренера определяется информационно-аналитической компетенцией. Опираясь на определение компетенции, данное Л.М. Спенсером [4], мы рассматриваем информационно-аналитическую компетенцию тренера по игровым командным видам спорта как совокупность знаний, умений, способностей, мотивов к осуществлению информационно-аналитических действий (поиск, отбор, усвоение, переработка, анализ информации) в разрешении теоретических и практических задач по управлению учебно-тренировочным, соревновательным процессами, реализующуюся через поведенческие акты и роли.

На основе изученной литературы и в соответствии с положениями научных изысканий Л.М. и С.М. Спенсеров [4] предлагается модель информационно-аналитической компетенции тренера по игровым командным видам спорта, включающая информационно-аналитические знания (когнитивный компонент), информационно-аналитические умения (дея-

тельностный компонент) и способности и мотивы к тельности (психологический компонент) (см. рису-осуществлению информационно-аналитической дея- нок).

Таблица

Информация, необходимая тренеру до игры, во время игры, после игры команды

Содержание информации Методы сбора информации

До игры

Сведения об условиях, в которых будет протекать соревновательная деятельность спортсменов (климатогеографические условия региона, состав соперников, характеристика зрителей, особенности судейства и др.) Метод спортивной разведки, беседы с коллегами, Интернет

Данные о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. План «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника»

Во время игры

Оперативная информация о действиях игроков (на основании знания технико-тактической модели конкретного спортсмена с учетом возможностей конкретного противника, в соответствии с избранным на данную игру тактическим планом)

Оперативные данные по компонентам командной игры (острые передачи мяча, с которых проведены результативные атаки (количество забитых; количество ошибок, допущенных игроками во всех матчах (технический брак, пробежки и т.п.) Наблюдение, педагогические записи, графическое изображение технических приемов игроков

Информация об уровне игровой дисциплины в различных игровых компонентах, контроль выполнения установки тренера на игру

Данные об особенностях игры соперников (варианты «выигрышных», «проигрышных» расстановок, за счет каких элементов игры, места расположения игроков, исходные позиции, комбинации, эффективность действий нападающих игроков, предпочитительные направления атак)

После игры

Данные об индивидуальных достижениях игроков команды (количество бросков в игре, процент попаданий, число удачных штрафных бросков)

Итоговые данные по компонентам командной игры (острые передачи мяча, с которых проведены результативные атаки (количество забитых голов); количество ошибок, допущенных игроками во всех матчах (технический брак, пробежки и т.п.) Статистика игры, педагогические записи, видеозапись

Итоговые данные об особенностях игры соперников (варианты «выигрышных», «проигрышных» расстановок, за счет каких элементов игры, места расположения игроков, исходные позиции, комбинации, эффективность действий нападающих игроков, предпочитительные направления атак)

Когнитивный компонент (информационно-аналитические знания)

_у_

- знание цели, содержания, видов, методов сбора информации и ее обработки для развития спортивной команды и управления тренировочной, соревновательной деятельностью команды;

- знание сущности системного подхода к анализу явлений и процессов, происходящих в спортивном клубе, спортивной команде;

- знание теории и методики планирования тренировочного и соревновательного процессов, целевых программ по этапам подготовки команды;

- знание методов анализа, средств обработки информации о состоянии и результативности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности своей команды, игроков соперника;

- знание методики сбора, обработки, систематизации информации о результатах комплексных и текущих обследований физического, функционального, психологического состояния спортсменов;

- знание передового педагогического опыта и технологии его изучения и распространения;

- знание основ современные информационные технологий (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, электронная почта, мультимедийное оборудование, видеоанализ игр)

Деятельностный компонент (информационно-аналитические умения)

_и_

- умение осуществлять сбор информации, соответствующий целям развития спортивной команды и управления тренировочной, соревновательной деятельностью команд;

- умение оценивать объективность и обоснованность информации за счет использования комплекса методов сбора информации (наблюдение, изучение документации, изучение специализированной литературы, т.д.) и ее

- умение осуществлять системный подход к анализу процессов в клубе, команде с выходом на причинно-следственные связи;

- умение обрабатывать информацию с использованием методов обработки (таблицы, графики, диаграммы) о состоянии и результативности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

- умение корректировать планы подготовки спортсменов на основе анализа состояния и результативности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

- умение использовать методы, средства, базы данных для анализа и синтеза спортивной деятельности команд и игроков как своих, так и соперника; вариантов выступления команд в различных условиях (домашние игры,

- умение собирать, обрабатывать и систематизировать информацию о результатах комплексных и текущих обследований физического, функционального, психологического состояния спортсменов;

- умение изучать и анализировать передовой педагогический опыт тренеров по виду спорта;

- умение обмениваться информацией о собственном опыте работы;

- умение использовать современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности

Психологический компонент

Способности

- способность педагогически осмыслить и интерпретировать научно-методическую информацию;

- способность творчески использовать материалы (программы, рекомендации, учебные пособия) для достижения целей учебно-тренировочного процесса с конкретной группой занимающихся;

- способность к самостоятельной творческой деятельности (применение новых средств и методов или старые в новом сочетании);

- способность быстро принимать решения (нередко без достаточных оснований), руководствуясь интуицией, тренерским чутьем;

- способность действовать нешаблонно, учитывать индивидуальные качества каждого занимающегося, педагогический такт;

- способность к самообразованию (активное саморазвитие, несложившееся саморазвитие, остановившееся саморазвитие);

- способность осмысливать и объективно анализировать игру команды в соревнованиях, определять достоинства и

целом

Рисунок. Модель информационно-аналитической компетенции тренера по игровым командным видам спорта

Мотивы V

- мотивация достижения («делаем лучше»,

исполнения, уникальное достижение);

- стремление изучать передовой опыт и передавать собственный опыт своим коллегам и воспитанникам;

- потребность в постоянном профессиональном росте (восприимчивость к новому);

- стремление к преобразованию и постоянному совершенствованию профессиональной деятельности, поиск в работе самовыражения, самоутверждения, сопричастности к общим целям и

- стремление к саморазвитию, самосовершенствованию

Итак, информационно-аналитическая функция, обеспеченная информационно-аналитической компетенцией, хранит в себе огромные резервы повышения эффективности управленческой деятельности тренера по командным игровым спорта в целостном процессе управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью, направленной на достижение желаемых спортивно-педагогических целей.

Литература

1. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М., 1981.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб., 2005.

3. Менеджмент в управлении школой / науч. ред. Т.И. Шамова. - М., 1992.

4. Спенсер, Л.М. Компетенции на работе / Л. М. Спен-сер-мл., С.М. Спенсер. - М., 2005.

5. Хованская, Т.В. Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Т.В. Хованская, Н.В. Стеценко // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 2 - 6.

6. Шамова, Т.И. Оценка управленческой деятельности руководителем школы: методическое пособие / Т.И. Шамова, Г.М. Тюлю, Э.В. Литвиненко. - Вологда, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.