Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информационная война / манипулирование / средства массовой информации / политическое управление / information / information warfare / manipulation / mass media / political management

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анисовец Яна Александровна

изучение манипулятивного воздействия на сознание стало совершенно новой проблемой современного общества и темой данной статьи. Информация является не только одной из наивысших потребностей людей, но и сильнейшим манипулятивным средством. В свою очередь, общество разработало целые системы для информационного манипулирования, что породило пре-дельно новый способ ведения войны информационный, целью которого является дезориентация человека для дальнейшего переконструирования сознания и установки новых ценностных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION WARFARE AS A FORM OF MANIPULATION

The study of manipulative influence on consciousness has become a completely new problem of modern society and the topic of this article. Information is not only one of the highest needs of people, but also the strongest manipulative means. In turn, society has developed whole systems for information manipulation, which has given rise to an extremely new way of warfare informational warfare, the purpose of which is to disorient people for further reconstruction of consciousness and installation of new value systems.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 УДК 316.776.32

Анисовец Яна Александровна, студентка института экономики и управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск e-mail: g.gmu@mail.ru

Гавриков Федор Алексеевич, к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск

e-mail : gavrikovf81 @mail .ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Аннотация: изучение манипулятивного воздействия на сознание стало совершенно новой проблемой современного общества и темой данной статьи. Информация является не только одной из наивысших потребностей людей, но и сильнейшим манипулятивным средством. В свою очередь, общество разработало целые системы для информационного манипулирования, что породило предельно новый способ ведения войны - информационный, целью которого является дезориентация человека для дальнейшего переконструирования сознания и установки новых ценностных систем.

Ключевые слова: информация, информационная война, манипулирование, средства массовой информации, политическое управление.

Anisovets Yana Aleksandrovna, student of Institute of Economics and Management, Kursk State University, Kursk e-mail: g.gmu@mail.ru

Gavrikov Fedor Alekseevich k.i.n., Associate Professor Department of State and Municipal Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kursk State University", Kursk

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

e-mail: gavrikovf81 @mail .ru

INFORMATION WARFARE AS A FORM OF MANIPULATION

The study of manipulative influence on consciousness has become a completely new problem of modern society and the topic of this article. Information is not only one of the highest needs of people, but also the strongest manipulative means. In turn, society has developed whole systems for information manipulation, which has given rise to an extremely new way of warfare - informational warfare, the purpose of which is to disorient people for further reconstruction of consciousness and installation of new value systems.

Keywords: information, information warfare, manipulation, mass media, political management

Сегодня термин «информационная война» широко используется и уже не вызывает изумления. При постоянных попытках манипулирования общественным мнением информационная война становится одним из наиболее эффективных инструментов контроля. Ее отличительной чертой является отсутствие прямого физического воздействия на людей, она нацелена на разрушение психологического состояния и деформацию мышления. В ходе информационных войн происходит разрушение систем коммуникации, а не городов и зданий.

Понятие «информационная война» включает два основных аспекта. Первый - информационно-технический, который включает в себя разрушение и саботаж информационных систем, электроники и логистики противника, а также защиту собственных коммуникаций. Это известно, как «кибервойна». Второй аспект информационной войны - информационно-психологический, который направлен на влияние на общественное и индивидуальное сознание и подсознание противоположной стороны, с одновременной защитой своего населения.

Цель классической войны - одержать победу, и для достижения этой цели необходимо поддерживать высокий морально-психологический дух своего

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 народа и разорять веру противника. Психологическая война играет важную роль в рамках классического конфликта. Однако в мирное время цели информационной войны практически такие же:

1) Укрепить убеждение своих сторонников в правильности собственных действий и поддерживать эту веру

2) Деморализовать противоположную сторону, вызвав у нее состояние растерянности и отчаяния

3) Вызвать симпатию к своей позиции и неодобрение противоположной стороны у нейтральной или неопределившейся части общества и международного сообщества.

Информационная война представляет собой воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства, осуществляемое путем распространения определенной информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован из словаря военных кругов США, на данный момент существует множество определений данного понятия. Например, И.В. Сергеев характеризует информационно-психологическую войну как конфликт, затрагивающий все сферы общественных отношений, характеризующийся высоким уровнем интенсивности и затрагивающий фундаментальные основы общественного бытия [5, с.38].

Информационная война не является открытым столкновением сторон или войной в привычном понимании. Она имеет множество проявлений. Например, во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты сбрасывали с самолетов листовки с призывом к сдаче окруженных городов. Эта агитационная деятельность проводилась во время штурма Брестской крепости. Военное командование осажденной крепости поощряло население и военные части покинуть свои позиции и сдаться, чтобы сохранить жизни. Это лишь один из ярких примеров психологического воздействия на разум людей, попытки манипулирования гражданскими и военными силами, которых было много на протяжении всей войны [3, с.37].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

Таким образом, в данном случае информационная война заключалась в использовании агитации и психологического давления со стороны немецкой военной машины для деморализации советского народа и ускорения предполагаемой победы. Эти методы оказались чрезвычайно эффективными в разрушении нравственных сил противоборствующей стороны и укреплении позиций государства-манипулятора в первые дни войны.

В данном примере мы видим, что информационная война не ограничивается только определенным случаем, она происходит даже в мирное время, где существует два возможных подхода к ее проведению.

Первый вариант - дезинформация, которая заключается в предоставлении ложной информации противнику или деловому партнеру с целью эффективного ведения военных действий или сотрудничества. Дезинформация является процессом манипулирования информацией для введения людей в заблуждение и достижения собственных целей. Ее целью является контроль над поведением и принимаемыми решениями манипулируемых лиц, особенно во время военных действий.

Второй вариант - искажение действительности. Этот подход заключается в намеренном искажении фактов и процессов, с целью манипулирования общественным мнением и создания выгодного имиджа. Интересно, что помимо информационной войны, иностранные государства также манипулируют лицами, занимающими высокие посты в стране, с целью влияния на их сознание и направления внешней политики для достижения собственных интересов.

Комбинация дезинформации и искажения действительности эффективно влияет на сознание граждан, особенно тех, у кого нет доступа к альтернативным источникам информации. Информационная война, как отмечает С.П. Расторгуев, может быть также разрушительна, как и ядерная война, с тем лишь отличием, что она не имеет конечной точки, поскольку агрессору нет причины прекратить свое воздействие на жертву [4, с. 126].

Для защиты от такого манипулятивного воздействия необходимо быть информированными и критически мыслящими. Отсутствие альтернативных ис-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 точников информации делает людей более уязвимыми, поэтому важно развивать аналитические навыки и находить надежные источники.

Рассмотрим практический пример влияния на проблему безработицы в современной России. Эта проблема серьезна и не ограничивается только экономическими аспектами. Манипулятор искажает ее, представляя, как временное явление, связанное с финансовым кризисом и санкциями, и пытается отделить экономический аспект проблемы от социального. Это отвлекает внимание людей от настоящих проблем, не приближая их решение.

Естественно, нам нужно защищаться от манипуляций, а для этого необходимо оценивать проблему с учетом ее причин и истоков. Безработица является следствием не только экономического кризиса в стране, но и социальным фактором. Ситуации разные, и многие люди просто не могут найти работу в своем регионе. Причины могут быть различными - от низких зарплат до отсутствия вакансий. Часто в обсуждении этой проблемы умалчивается о бюрократических нюансах. Все эти моменты могут быть незаметными, но средства массовой информации постоянно сообщают о сокращении безработицы, стараясь убедить людей, что проблема уже не так актуальна [2, с. 134].

Другой способ защиты от манипуляции - фильтрация информационного шума. Важно помнить, что на современного человека нападает огромное количество информации, которая отличается по значимости и правдивости. Это касается: рекламы до политических выступлений. Рекламу можно назвать наиболее ярким примером манипуляции, поскольку ее целью является стимулирование потребления товаров, которые часто не являются необходимыми.

Важно стремиться обходить общепринятые стереотипы и не поддаваться эмоциям при анализе различных событий. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, «люди, думающие стереотипами, потеряли возможность опереться на свои установки - для них стереотипы неразличимы» [1, с.146]. Все эти факторы нарушают объективность мышления и становятся инструментом воздействия заинтересованных лиц. Одно провокационное высказывание может спровоцировать открытый конфликт между людьми.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

Важно осознавать, что у любой проблемы существует альтернативное решение. Цель манипулятора состоит в том, чтобы убедить свою жертву, что альтернативы не существует. Если человеку внушить, что проблема может быть решена только одним способом, выгодным для определенных лиц, то он будет следовать этому пути, не замечая других возможностей для решения проблемы. Поэтому поиск альтернатив является еще одним способом защиты от манипуляций.

Манипулирование имеет множество определений, но все они можно свести к нескольким ключевым моментам. Во-первых, манипулирование обычно включает в себя активную и пассивную стороны, субъекта и объекта, того, кто манипулирует и на кого оказывается воздействие. В контексте межличностного взаимодействия эти роли могут меняться. Однако, в случае медиа-манипулирования, обществу часто лишается возможность сопротивляться контролирующим СМИ. Единственное, что они могут сделать - это прекратить просмотр телевизора - самого мощного и эффективного инструмента манипуляции.

Во-вторых, манипулирование - это скрытое воздействие. Когда мы осознаем, что нами манипулируют, сила манипуляции ослабевает и начинается новая игра.

В-третьих, манипулирование - это психологическое воздействие, при котором не используется насилие, будь то физическое или административно-политическое. Однако угроза насилия может быть использована. Важно отметить, что насилие и манипулирование могут эффективно дополнять друг друга. Как сказал американский гангстер Аль Капоне: «С помощью доброго слова и пистолета можно достичь гораздо большего, чем просто с помощью пистолета». Действительно, все государства, даже самые демократические, управляются при помощи «пистолета» (административно-политического принуждения) и «доброго слова» (медиа-манипулирования).

Ответ на вопрос «кто манипулирует?» кажется очевидным. Это те, кто контролирует средства массовой информации или имеет способность на них

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 повлиять. Это как частные владельцы медиаимперий, так и государство, а также сами журналисты. Журналисты, работая в масс-медиа и обладая профессиональными навыками, могут влиять на отбор информации, ее представление и освещение, хотя их влияние обычно меньше, чем у владельцев и государства. Главным игроком, однако, всегда остается государство. В России его влияние на СМИ, особенно телевизионные, значительно и заметно. В демократических обществах с плюралистическими СМИ государство действует более изощренно и гибко. Оно может требовать от владельцев СМИ многого, особенно под предлогом «угрозы национальной безопасности». В других случаях власть мягко обращается к медиа-магнатам с просьбами и рекомендациями, которые невозможно проигнорировать.

Создание универсального алгоритма, который бы позволил выявить начало информационной войны, является безрезультатной задачей на основе алгоритмов. То же самое относится и к обнаружению окончания информационной войны.

Тем не менее, несмотря на неразрешимость задачи начала и окончания информационной войны, факт поражения в данной конфликте характеризуется рядом признаков, характерных для обычной войны. Среди них следующие:

1. Включение подразделений, научных центров и всей системы образования пораженной стороны в структуру победителя (например, эмиграция из пораженной страны с ценными людскими ресурсами, наукоемким производством и полезными ископаемыми).

2. Полное разрушение части структуры, отвечающей за безопасность системы от внешних угроз (например, разгром армии пораженной стороны).

3. Полное уничтожение компонентов, которые отвечают за восстановление элементов и структур подсистемы безопасности (например, разрушение производств, в том числе наукоемкого производства, а также научных центров и системы образования; прекращение разработок и запрет на производство наиболее перспективного вооружения).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

4. Разрушение и уничтожение тех компонентов структуры, которые не могут быть использованы победителем.

5. Сокращение функциональных возможностей пораженной системы путем снижения ее информационной емкости (например, отделение части территории страны, устранение части населения).

Обобщая перечисленные признаки, можно ввести понятие «степень поражения информационным оружием», которая оценивается через информационную емкость части пораженной системы, либо погибшей, либо используемой для достижения целей, противоречащих целям данной системы.

Информационное оружие обретает максимальную эффективность, когда оно направляется на самые уязвимые компоненты информационной системы. Системы принятия решений и управления являются наиболее подверженными информационному оружию. Исходя из сказанного, можно употребить термин «информационная мишень». Информационная мишень — это набор элементов информационной системы, находящихся в сфере управления и обладающих потенциальными ресурсами для изменения целей, противоречащих данной системе.

Исходя из определения информационной мишени, возникают основные направления работы по обеспечению ее безопасности и повышению ее уязвимости. Например, для повышения уязвимости противника следует максимально расширить его информационную мишень, привлекая в нее как можно больше равноправных элементов. Кроме того, желательно предоставить доступ в сферу управления этими элементами, которые легко поддаются перепрограммированию и внешнему воздействию.

Изменение поведения противника можно осуществить с помощью явных и скрытых, внешних и внутренних информационных угроз.

Внешние угрозы при информационном воздействии (в случае информационной войны) связаны с конкуренцией информационных систем за общие ресурсы, необходимые для определенного режима существования системы.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

Внутренние угрозы связаны с появлением множества элементов и структур внутри системы, для которых обычный режим функционирования стал недопустимым по определенным обстоятельствам.

Скрытая угроза представляет собой входные данные, которые система не осознает в реальном времени, и представляют угрозу ее безопасности.

Список источников

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. - 832 с.

2. Кузина С.И., Романова В.А. Информационная политика России в условиях гибридных войн современного мира// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 6 (121). С. 133-136.

3. Магомедов Р.Р. Экономическая информационная война как форма информационной войны запада против России // В книге: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ. Оренбург, 2022. С. 36-42.

4. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М.: МПСИ, 2003. - 301 а

5. Сергеев И.В. Информационно-психологическая война как форма эскалации межгосударственных конфликтов // Информационные войны. 2015. -№2(34). С. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.