Научная статья на тему 'Информационная среда образовательного комплекса'

Информационная среда образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная среда образовательного комплекса»

преподавательский состав института -доктора наук и кандидаты, соискатели ученых степеней, аспиранты, что позволяет студентам овладеть технологией проведения научного исследования и активно включаться в НИР вуза. Этому способствует доступность библиотечных фондов и современного

технического оборудования института, в том числе научных лабораторий и центров. Все это позволяет «вести» талантливого студента от первого курса колледжа до выпускного курса вуза. Сегодня мы уже имеем примеры, когда студенты, начав научную работу в колледже, успешно продолжили ее в вузе.

Т. БОГДАНОВА, проректор

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования, однако при всем многообразии концептуальных разработок информационной образовательной среды их практическая реализация еще не может в полной мере удовлетворить потребности учреждений ВПО. Трудности связаны с тем, что модернизация одного компонента образовательной системы, к примеру технологий, вызывает необходимость приведения в соответствие новым возможностям всех других его компонентов (цели и содержание обучения, организационные формы обучения, менеджмент учебного процесса, нормативная база). Предпосылкой всего этого является, как минимум, создание комплекса специальных организационнопедагогических условий.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) мы понимаем информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий программные и технические средства, а также организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности программ обу-

Информационная среда

образовательного

комплекса

чения, подготовки и повышения квалификации преподавательского состава.

Основными целями при формировании информационно-образовательной среды в ЮУПИ являются:

■ организация информационно-методического и технологического сопровождения информационно-коммуникационных технологий образовательного комплекса и актуализация ресурсов элек-

тронной библиотеки и виртуального учебного центра на основе создания отдела дистанционного обучения;

■ разработка и внедрение организационного механизма комплексного наполнения образовательными ресурсами электронной библиотеки и виртуального учебного центра;

■ разработка и внедрение новой модели организации учебного процесса, охватывающей все учебные дисциплины реализуемых образовательных программ;

■ повышение информационнокоммуникационной и технологической компетентности преподавателей.

В реализации проекта по формированию ИОС были определены два этапа:

1) разработка и реализация модели информационной среды образовательного комплекса;

2) реализация условий внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс.

Модель ИОС ЮУПИ включает четыре компонента: автоматизированную систему управления образовательным учреждением; электронные образовательные ресурсы и сервисы; материально-технические ресурсы; систему повышения квалификации научно-педагогического состава.

1. Автоматизированная система управления образовательным учреждением реализована в виде авторской разработки ЮУПИ - многофункциональной интерактивной системы «МИТЕРРА», состоящей из следующих модулей: абитуриент; студент; учебные планы; расписание; библиотека; тарификация; электронный документооборот; корпоративное планирование; бухгалтерия; материальные активы; сотрудники; медицинский работник.

2. Электронные образовательные ресурсы и сервисы реализованы на ос-

нове комплекса, в который входят ^^еЬ-портал образовательного комплекса; «Электронная библиотека»; «Виртуальный учебный центр»; информационная система «Консультант плюс»; образовательные ресурсы и бесплатные сервисы в сети Интернет.

3. Материально-технические ресурсы ИОС составляют развитый аппаратно-сетевой комплекс, включающий систему серверов; систему сетей, в том числе корпоративную сеть филиалов и представительств; компьютерное интерактивное и мультимедийное оборудование; средства обеспечения безопасности и доступа к ресурсам.

4. Повышение квалификации преподавателей по ИКТ-компетентности является системообразующим компонентом ИОС и реализуется через комплекс образовательных мероприятий (курсы по ИКТ-компетентности по авторской программе; методические семинары, консультации и практикумы).

Представим некоторые компоненты информационной среды института более подробно.

Электронные образовательные ресурсы. При проектировании информационных ресурсов, обеспечивающих развитие и саморазвитие информационной среды учреждения, учитывался ряд тенденций развития образования в условиях становления виртуального сообщества и виртуальных коммуникаций: растущая зависимость развития региональной педагогической науки и образовательной практики от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки педагогической информации на глобальном уровне; восприятие информационных ресурсов как новой формы представления педагогических знаний, педагогических теорий и их применение в научно-исследовательской деятельности и образовательной практике; «электронизация» информацион-

ных ресурсов отечественной педагогической науки и практики.

В информационную среду ЮУПИ входят следующие электронные информационные ресурсы и сервисы:

■ «Электронная библиотека»;

■ «Виртуальный учебный центр»;

■ Web-портал образовательного комплекса;

■ ресурсы международных и российских информационных систем;

■ справочно-правовая система «Консультант плюс»;

■ бесплатный Интернет-сервис «Антиплагиат».

Электронная библиотека. Под «электронной библиотекой» понимается упорядоченная система электронных материалов и технологий по обеспечению их накопления, сохранности, поиска и передачи пользователям. Структура электронной библиотеки определяется базовыми принципами создания информационных систем: одноразовая обработка документа (источника) и многократное его использование. В рамках образовательного учреждения библиотека предназначена для предоставления студентам необходимых учебных и учебно-методических материалов в электронном виде. Фонды библиотеки сформированы в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин по специальностям, реализуемым в образовательном учреждении. В ней созданы электронные коллекции учебников и учебных пособий повышенного спроса (http://www.onecomplex.ru/ Library/ authorization.html).

Электронная библиотека размещена на файловом сервере сети образовательного комплекса, ее материалы представлены в форматах EXE, PDF, DJVU, DVD, vob, doc, pps, avi, asf. Необходимое для просмотра и чтения файлов программное обеспечение можно скачать с сайта электронной библиотеки. Доступ к этому ресурсу возмо-

жен при авторизации пользователя, имеющего учетную запись на Ргоху-сервере; его идентификация производится по имени и паролю. Студенты и преподаватели получают логин, пароль для доступа к электронному каталогу и полнотекстовым ресурсам локальной сети. Электронная библиотека предоставляет студентам и преподавателям широкий комплекс информационнообразовательных услуг, в том числе сетевой доступ к полным текстам документов и любым фрагментам. Для организации самостоятельной работы студентов используются автоматизированные рабочие места в читальных залах, специализированных кабинетах самоподготовки. Выбранную информацию можно сохранить на локальный носитель (диск, карманный компьютер или смартфон).

В библиотеке можно найти следующие материалы:

■ оцифрованные учебники по профилю специальности; издания, необходимые в учебном процессе;

■ комплекс учебно-методического обеспечения (учебно-методические пособия преподавателей, методические рекомендации, курсы лекций, слайд-лекции и др.);

■ мультимедийные курсы;

■ презентации, слайд-лекции;

■ медиатеку (коллекцию обучающих и информационных дисков);

■ видеолекции, виртуальные лабораторные работы;

■ учебно-демонстрационные видеоролики и видеофильмы;

■ справочники и энциклопедии.

Содержание электронной библиотеки постоянно расширяется и развивается, обеспечивая полноту информационной поддержки учебного процесса. Регулярно обновляется раздел периодической литературы, в котором можно найти оцифрованные журналы и газеты. Для оцифровки и размеще-

ния в фондах электронной библиотеки отобраны учебные издания (учебники с грифом Министерства образования и науки РФ, УМО), редкие, дорогостоящие справочные издания из фондов читального зала; малотиражные издания и др.

Ежегодно проводятся конкурсы электронных учебников,учебно-мето-дических комплексов, лучшие учебники размещаются в Интрасети образовательного комплекса и доступны для использования студентам и преподавателям.

В настоящее время фонд электронной библиотеки насчитывает более 6000 полнотекстовых электронных учебников и учебных пособий, 580 учебно-методических комплексов, 600 видеолекций и 450 виртуальных лабораторных работ.

Электронная библиотека имеет свободный для студентов и сотрудников онлайновый доступ к российским информационным системам, например таким, как портал ЮНЕСКО или Российская государственная библиотека. Актуализация правовых и информационных баз данных осуществляется еженедельно.

Достоверность, полноту, сохранность и защиту электронных образо-

вательных ресурсов, архивирование, резервное копирование материалов обеспечивает отдел информационных технологий.

Виртуальный учебный центр. Интерактивный учебный центр (www.elearning. uupi.ru) основан на электронных образовательных ресурсах и создан на платформе eLearning Server 3000 разработки ЗАО «ГиперМетод», крупнейшего российского разработчика программного обеспечения.

В учебном центре можно размещать разнообразные учебные материалы:

■ отдельные файлы произвольного формата, например тексты лекций в формате MS Word, MS Excel, файлы архивов (zip, rar) и прочее;

■ электронные учебные публикации со своей внутренней структурой в формате HTML;

■ файлы, подготовленные в Power Point, Front Page, ePublisher и др.;

■ ссылки на ресурсы в Интернете;

■ готовые электронные курсы сторонних производителей.

В учебном центре реализованы следующие функции организации учебного процесса: ввод и редактирование учебной группы; назначение учебных заданий для учебной группы; составление расписания занятий(доступа к электронным ресурсам); ведение ведомости.

Ведомость успеваемости может быть сформирована отдельно по каждой учебной дисциплине на основании накопленной статистики результатов текущего и промежуточного тестирования.

Она содержит список студентов группы, информацию об их оценках по каждой изученной теме, взвешенную оценку за все выполненные задания и итоговую оценку по курсу. Взвешенная оценка является усредненным показателем и вычисляется автоматически. Итоговую оценку по результатам изучения дисциплины выставляет преподаватель.

Работа в виртуальном учебном центре возможна вне зависимости от удаленности студента от сервера, что позволяет обеспечить информационную поддержку учебной деятельности студентов всех форм обучения.

Интернет-портал является мощным ресурсом интрасети ЮУПИ (www.onecomplex.ru/). Разработка, дизайн-проектирование и обеспечение работы web-портала осуществляется кафедрой дизайна и кафедрой вычислительной техники и информационных технологий.

Web-портал выступает важным звеном в управлении и организации учебного процесса. Зарегистрированные пользователи имеют возможность, введя имя и пароль, получить доступ к ресурсам библиотеки, системе дистанционного обучения e-Learning Server 3000, личному кабинету.

Возможности ресурса «личный кабинет» позволяют пользователю удобно организовать свою работу в рамках портала, создавать закладки для организации быстрого доступа к избранным страницам, пользоваться электронным календарем для планирования различных мероприятий, личных встреч, формировать собственную информационную базу материалов (до 100 Мб), иметь доступ к расписанию занятий, электронной зачетке и т.д.

Материально-техническая база ИОС. Аппаратно-сетевой комплекс ИОС включает следующие компоненты:

■ систему серверов;

■ систему сетей, в том числе корпоративную сеть филиалов и представительств;

■ компьютерное интерактивное и мультимедийное оборудование;

■ средства обеспечения безопасности и доступа к ресурсам.

Серверная часть ИОС представляет собой сложную структуру кластерных серверов, в которую входят: главный сервер, серверы учебного центра, сервер сети сотрудников и аудиторий, сервер студенческой сети, почтовый сервер, сервер приложений, видеосервер, ТУ-сервер, хранилище информации (рейд массив 50 терабайт) и др.

Сетевая структура образована сетями главного учебного корпуса и других корпусов, а также сетями филиалов в других регионах РФ. Одним из важных результатов создания единой системы сетей института стала возможность централизованного администрирования и повышения надежности и безопасности сети.

ЮУПИ укомплектован компьютерной и мультимедийной техникой в достаточном количестве и на современном уровне. Все аудитории оснащены АРМ и оборудованы стационарными потолочными проекторами, переносными и выдвижными экранами прямой и обратной проекции, которые позволяют визуализировать любое занятие и повышают эффективность усвоения материала студентами за счет большей наглядности. В каждом лекционном кабинете есть выход на сервер и другие информационные ресурсы. Преподаватель может вывести на плазменную панель, проектор, интерактивную доску, монитор или другое ТСО, расположенное в аудитории, любую имеющуюся у него учебную информацию, которая заранее помещена на сервер.

Основной задачей по развитию информационно-телекоммуникационной

инфраструктуры ЮУПИ является интенсификация образовательного процесса на основе применения технологий видеоконференцсвязи, системы беспроводного доступа, мобильного обучения. Для этого предполагается внедрение комплекса аппаратных и программных средств.

Данный в статье обзор компонентов информационной среды образовательного комплекса дает представление об уровне сформированнос-ти ее инфраструктуры и функционировании основных подсистем информационно-образовательной среды.

Последовательная работа по формированию ИОС обеспечивает повы-

шение уровня ИКТ-компетентности преподавателей, увеличение производительности труда организационнометодического персонала и положительную динамику текущего и промежуточного контроля качества знаний студентов ЮУПИ по всем предметам.

Л. ГАЛКИНА, проректор по молодежной политике

Концепцией модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Современный вуз призван решать задачи не только профессионального

Самоуправление - путь к формированию социально значимых компетенций

становления специалиста, но и формирования его личностных качеств с учетом будущей производственной деятельности, а также оказания ему помощи в выстраивании образовательной траектории без ущерба психическому и физическому здоровью.

Концепция воспитательной работы вуза базируется на модели выпускника, предусматривающей следующие ориентиры: 1) грамотный профессионал-специалист, 2) широко эрудированная, нравственно полноценная интеллигентная личность, 3) патриот своей страны, носитель отечественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.