Научная статья на тему 'Информационная инфраструктура вуза'

Информационная инфраструктура вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МОДУЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН / INFORMATION INFRASTRUCTURE / INFORMATIZATION / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / INFORMATION RESOURCES / MODULAR COURSES OF DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич, Васильева Инна Леонидовна

Новые условия диктуют новые подходы к выстраиванию системы образования в целом и учебного процесса в каждом образовательном учреждении в отдельности. МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт» ведет целенаправленную работу по созданию современной информационной инфраструктуры, включающей автоматизированную систему управления, информационные ресурсы и сервисы, модульные комплексы дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information infrastructure of university

New conditions dictate new approaches to the formation of education system as a whole and of learning process at each educational institution separately. The municipal educational institution of higher professional education «South-Ural Professional Institute» carries out the purposeful work on creation of a modern information infrastructure, including the automated control system, information resources and services, modular complexes of disciplines.

Текст научной работы на тему «Информационная инфраструктура вуза»

ЮУПИ: стратегии развития

117

дл. кpюкoв, nрофeссор,ректор Информационная

И.Л. ВАСИЛЬЕВА, доцент,

проректор по учебной работе инфраструктура

Южно -Уральский

профессиональный институт вуза

Новые условия диктуют новые подходы к выстраиванию системы образования в целом и учебного процесса в каждом образовательном учреждении в отдельности. МОУВПО «Южно-Уральский профессиональный институт » ведет целенаправленную работу по созданию современной информационной инфраструктуры, включающей автоматизированную систему управления, информационные ресурсы и сервисы, модульные комплексы дисциплин.

Ключевые слова: информационная инфраструктура, информатизация, автоматизированная система управления, информационные ресурсы, модульные комплексы дисциплин.

В вузовскую жизнь прочно вошли такие понятия, как «информационно-коммуникационные технологии », «ИКТ-компе-тентность», «дистанционное обучение», «цифровые образовательные ресурсы», «интерактивное оборудование », «дистанционные технологии», «интерактивные технологии» и др. Современный этап реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования характеризуется переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, формированием новой образовательной среды на основе инновационныхтехнологий обучения и современных технических средств. Решение данных задач предполагает создание и развитие соответствующей информационной инфраструктуры. При этом на успех можно рассчитывать лишь при использовании определенной наукоемкой технологии и полной поддержке процессов информатизации руководством вуза.

Информатизация образовательного процесса в высшей школе сопряжена с решением целого ряда сложных научных, производственно-технических и социальных задач и предусматривает:

■ проведение прикладных научных исследований и проектных работ в области информатики и системных решений;

■ совершенствование материально-технической базы информатизации (включая парк компьютерной и оргтехники и средства телекоммуникаций);

■ подготовку кадрового состава и повышение информационной культуры руководителей всех уровней и конечных пользователей.

Разработка и внедрение информационной инфраструктуры вуза заключается, во-первых, в разработке автоматизированной системы управления (АСУ); во-вторых, в развитии локальных компьютерных сетей вуза и включении их в общую информационную среду, охватывающую и филиалы; в-третьих, в создании дидактических комплексов модульного обучения.

Целями создания АСУ являются:

■ стандартизация функций и документооборота подразделений вуза;

■ унификация нормативно-методической информации по учебному процессу;

■ организация единой базы вуза, объединяющей информационные ресурсы;

■ автоматизированная поддержка основных трудоёмких процессов, таких как составление тарификации, расписания учебныхзанятий, контроль за выполнением нагрузки;

■ составление разнообразных форм

118

Высшее образование в России • № 6, 2012

отчетов по учебному процессу для принятия решений.

АСУ обеспечивает выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства РФ, стандартов вуза, регламентирующих организацию образовательного процесса. Система следует принципу ввода первичных документов и содержит модуль «Электронный документооборот», который позволяет осуществлять взаимосвязи между структурными подразделениями вуза.

Автоматизированная система управления учебным процессом в Южно-Уральском профессиональном институте включает следующие элементы: сайт, портал, электронная библиотека, е^еагшгщ, многофункциональная интерактивная разработка «Митерра», которая позволяет автоматизировать организацию учебного процесса от момента подачи документов абитуриентом до окончания института и получения диплома.

Второе направление развития информационной инфраструктуры вуза - информационные ресурсы и сервисы образовательной среды вуза, которые используются при организации учебного процесса студентов, в том числе в филиалах.

В настоящее время ЮУПИ предоставляет студентам и преподавателям возможность:

■ пользования электронной почтой для обмена информацией как внутри сети, так и с внешними пользователями, что особенно важно для развития партнерских отношений и осуществления обмена информацией, а также внутривузовской электронной доской объявлений;

■ участия в телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;

■ доступа к открытым файловым серверам сети Интернет для получения свобод-

но распространяемых программных средств;

■ удаленного доступа к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных заданий и проведении научных исследований;

■ получения электронных периодических изданий по избранной тематике;

■ участия в on-line и off-line конференциях в сети Интернет;

■ проведения самостоятельного и контрольного тестирования;

■ работы в виртуальном предприятии;

■ проведения расчетов с использованием пакетов прикладных программ.

Особо важным преимуществом технологий off-line является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой. Современные почтовые программы позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т.е. с гиперссылками, шрифтовыми и цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений и др.). Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать документы. Эффективность технологий off-line проявляется при организации консультаций, текущего контроля для оценки контрольных и самостоятельных работ, проверяемых «вручную » преподавателем.

Из on-line-технологий прежде всего нужно отметить Adobe Connect, позволяющую осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Интернет в реальном времени. Adobe Acrobat Connect - средство организации совещаний и семинаров по сети в реальном времени. Программное обеспечение дает возможность проводить презентации, обмениваться файлами, потоковым аудио, видео, а также служит средством для организации многопользовательских видеоконференций. Можно сохранять уже созданные виртуальные переговорные комнаты и их содержимое для последующего бы-

ЮУПИ: стратегии развития

119

строго доступа к ним, что значительно сокращает время подготовки к семинарам, переговорам и проведению презентаций. Поддержка учебного процесса в институте происходит с помощью такого программного обеспечения, как Skype, Эхо-360, Adobe Connect, Talk Fusion, Moodle.

На основе созданной информационной инфраструктуры в Южно-Уральском профессиональном институте удалось организовать систему непрерывного образования, основанную на принципах многоуровнево-сти, ступенчатости, многофункциональности и вариативности. Положительный результат от внедрения такой системы необходимо рассматривать в контексте качества подготовки специалистов, формирования у выпускников профессиональных компетенций.

Третье направление развития вуза - разработка и использование модульных комплексов дисциплин (МКД), способствующих эффективному применению информационных технологий.

Комплексные модули позволяют проследить взаимосвязь дисциплин и максимально эффективно скомпоновать их. Модуль имеет четкую структуру, включающую оглавление, название компетенции, перечень нормативно-правовых документов, теоретический материал, практические задания, вопросы для самоконтроля (ОК, ПК - дисциплины, реализующие их формирование, - теоретический материал - задание на определение уровня усвоения - контроль). Студент может работать с модулем как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. В основу разработки МКД были положены мультимедийные, гипертекстовые и другие современные технологии. Объединение подобных дидактических комплексов направлений подготовки в единый функциональный комплекс вуза на базе использования всех технических ресурсов позволило качественно решить проблему информационного и технического обеспечения.

Необходимо отметить и возможность разработки и использования интерактивных заданий при изучении каждого из учебных разделов. Причем интерактивность при изучении разных предметов может быть основана на различных технологиях:

■ технология Эхо-360 (видеоролики с возможностью многократного просмотра);

■ проведение электронных интерактивных опытов и исследований (ролики, демонстрирующие или моделирующие (визуализирующие) процессы, - для детального изучения каждого этапа). При этом появляется возможность изменять параметры процессов и отслеживать влияние каждого из них на общий ход исследования;

■ разработка многоуровневых заданий, предъявляемых в определенной логической последовательности, с постепенным их решением и оценкой каждого шага (Моос11е).

МКД следует рассматривать как элемент информационно-предметной среды, создающий условия для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и студентом в процессе обучения.

Использование модулей позволяет гибко изменять состав учебного курса (путем добавления или замены отдельных модулей), постепенно, по мере готовности, вводить в процесс обучения подготавливаемые преподавателями модули, что экономически привлекательно при создании и внедрении новых учебных курсов. При этом применение модулей сокращает количество лекционных часов и существенно увеличивает объем практических занятий.

Претерпела значительные изменения и система проверки знаний студентов. Действующие в настоящее время методики измерения уровня подготовки студентов, ориентированные на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие современным реалиям, реализуют принципиально иные принципы контроля.

120

Высшее образование в России • № 6, 2012

Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности не только преподавателю, но и студенту. Благодаря персонифицированному доступу к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам проводится мониторинг качества образования (на основе автоматизированной электронной системы оценки качества усвоения студентами знаний и овладения компетенциями), используются интерактивные технологии обучения и дистанционного взаимодействия студентов и преподавателей, формируется, по существу, принципиально новая модель организации учебного процесса в вузе. Студент из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в образовательном процессе и самостоятельно принимающий решения. Если при традиционном контроле информацией об уровне подготовки студентов владели полностью распоряжался ею только преподаватель, то при использовании новых методов сбора и анализа информации она оказывается доступной и обучающимся. Это делает студентов и преподавателей соратниками в общем деле, в результатах которого они в равной степени заинтересованы.

Информатизация высшей школы вы-

двигает перед профессорско-преподавательским составом вузов ряд новых профессиональных задач, среди которых одной из наиболее значимых является обеспечение эффективного использования в учебном процессе современных технологий обучения, в частности информационных.

Наличие необходимой инфраструктуры и учебно-методической базы является условием нормального функционирования любой педагогической системы независимо от того, какие дидактические задачи решаются в вузе и какая технология обучения при этом применяется. Однако при использовании информационных технологий обучения, которые совершенно немыслимы без наличия соответствующего парка ЭВТ, программного и методического обеспечения, они приобретают решающее значение. На современном этапе информатизации высшего образования назрела необходимость не только в развитии инфраструктуры и информационной среды вузов, но и в выработке технической политики по оснащению учебных заведений необходимыми техническими и программными средствами с целью дальнейшего развития компьютерного обучения и эффективного использования информационных технологий обучения.

KRUKOVD, VASILYEVAI. INFORMATION INFRASTRUCTURE OF UNIVERSITY New conditions dictate new approaches to the formation of education system as a whole and of learning process at each educational institution separately. The municipal educational institution of higher professional education «South-Ural Professional Institute» carries out the purposeful work on creation of a modern information infrastructure, including the automated control system, information resources and services, modular complexes of disciplines.

Key words: information infrastructure, informatization, automated control system, information resources, modular courses of disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.