Научная статья на тему 'Информационная составляющая регулирования рынка труда и отражение в ней развивающегося потенциала труда территории'

Информационная составляющая регулирования рынка труда и отражение в ней развивающегося потенциала труда территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганич Яна Викторовна

Обсуждается вопрос информационного обеспечения регулирования регионального рынка труда: обозначены принципиальные проблемы организационно-технического уровня, предложен вариант построения информационной системы посредством осуществления мониторинга потенциала труда территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганич Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of information supply for the management of the regional labor market. The author identifies the key organizational and technical problems and suggests the idea to establish the information system enabling monitoring of labor potential of the territory.

Текст научной работы на тему «Информационная составляющая регулирования рынка труда и отражение в ней развивающегося потенциала труда территории»

УДК 331.5Камч

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ОТРАЖЕНИЕ В НЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПОТЕНЦИАЛА ТРУДА ТЕРРИТОРИИ

Я.В. Ганич (КамчатГТУ)

Обсуждается вопрос информационного обеспечения регулирования регионального рынка труда: обозначены принципиальные проблемы организационно-технического уровня, предложен вариант построения информационной системы посредством осуществления мониторинга потенциала труда территории.

The article is devoted to the problem of information supply for the management of the regional labor market. The author identifies the key organizational and technical problems and suggests the idea to establish the information system enabling monitoring of labor potential of the territory.

В какой-то степени стало уже стереотипом, не требующим доказательств, утверждение о том, что наличие информации в условиях рыночной экономики является главным и самым дорогим управленческим ресурсом: в конкурентном рыночном «конкурсе» побеждает тот, кто владеет полной и достоверной информацией.

В настоящее время информация о состоянии рынка труда концентрируется главным образом в службах занятости различного иерархического уровня. Это стало закономерным и отражает опыт многих стран, в которых данные службы, осуществляя посредническую деятельность по трудоустройству, опираются на информацию о зарегистрированных безработных и наличии свободных рабочих мест. Если первый вид информации доступен, то получение второго в условиях рынка может быть затруднено. Поэтому эффективность функционирования службы занятости зависит от способа сбора этой информации и в значительной степени проблема о необходимых количественных информационных замерах вращается вокруг способов получения складывающегося спроса на труд.

Существует множество проблем, связанных с этой задачей, например не отслеживается информация по рынкам труда в отраслевом разрезе (что очень важно для территорий с монопроиз-водственной специализацией). Методика подсчета реального количества рабочих мест (действующих, создаваемых) не имеет критериев и нормативов. Кроме того, нет инструментов выполнения в полном объеме анализа по предприятиям различного вида собственности, так как работодатель не обязан представлять в службу занятости информацию о рабочих местах, вакансиях, режиме труда, соответствии условий труда санитарно-гигиеническим нормам и т. д. Даже относительно оценки совокупного спроса на труд складывающаяся ситуация на рынке труда не может быть адекватно отражена и проанализирована имеющимися методиками [1].

На наш взгляд, проблема информационного обеспечения регулирования рынков труда значительно глубже и шире. Получение информации - это выполненное по тем или иным правилам измерение предметных сторон объектов, протекающих процессов, различного рода складывающихся отношений и т. д. Поэтому главной проблемой, с которой приходится сталкиваться проектировщикам всех информационных моделей, в том числе тогда, когда речь идет о рынке труда, является проблема измерения. Процедуры замеров должны быть таковы, чтобы полученная модель отражала исследуемый реальный объект с максимальной полнотой и достоверностью.

В свою очередь, измерение имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую политику, когда пересматриваются все компоненты и ресурсы управления, когда измеряемый объект становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В данном случае если применить это к регулированию рынка труда, то процедура измерения выполняет функцию обратной связи, замыкающей контур управления (рис. 1).

Соответственно, такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу должен обеспечивать мониторинг рынка труда, который является разновидностью социального мониторинга.

Рис. 1. Потенциал труда территории в системе социального менеджмента

Для быстрого реагирования на соответствующие изменения и принятие обоснованных решений по регулированию рынка труда должны быть включены в обязательном порядке специальные замеры, которые позволяли бы анализировать динамические ряды, характеризующие три крупных блока территориальной системы: совокупный рынок труда, потенциал труда территории и сегментную составляющую территориального рынка труда, формируемую отраслью с мо-нопроизводственной специализацией. На наш взгляд, получение наиболее полной информации о рынке труда возможно в том случае, если произведенные замеры его непосредственных характеристик будут включены в более широкий информационный социально-экономический контекст. Одним из возможных вариантов такого построения информационной системы является мониторинг потенциала труда территории.

Для решения данной задачи необходимо структурное выделение основных информационных блоков, проведение покомпонентного анализа потенциала труда территории, выделение возможных типов сегментации совокупного рынка труда, выявление и систематизирование возможных диспропорций в потенциале труда, влияющих на различные асимметрии в формировании спроса-предложения труда.

Далее будут рассмотрены только исходные принципиальные проблемы организационнотехнического уровня, решение которых необходимо для того, чтобы поступающая на «вход» управленческой системы информация и в содержательном, и в формально-организационном смысле соответствовала требованиям, необходимым для того, чтобы максимально эффективно реализовывалась управленческая стратегия «развития территории».

Первая проблема: функциональное предназначение мониторинга. Существуют два основных подхода к пониманию термина «мониторинг». В узком значении этим понятием обозначают специально организованное, с определенной периодичностью повторяющееся наблюдение за характером и направлениями изменения в тех или иных сферах некоторой социальной системы. В широком смысле предполагается, что помимо решения отмеченной задачи мониторинговые замеры предназначены для прогнозирования и выполнения различных аналитических оценок с целью принятия некоторых управленческих решений.

Под мониторингом потенциала труда территории как инструмента социального менеджмента будем понимать научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях функционирования и развития потенциала труда территории, всех его основных подсистем, складывающихся в них диспропорциях системного характера, измеряемых в разрезе объективных (статистических) и субъективных (социально-психологических) информационных сторон, о воздействиях внешнего природного, социально-экономического, геополитического и правового окружения на территориальную систему, а также обязательное пре-

доставление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, территориальном и отраслевом уровнях.

Вторая проблема: понимание целей и задач, реализуемых в процессе реализации мониторинга. С учетом того, что мониторинг является одной из функций менеджмента, первоочередной основополагающей задачей становится определение целей деятельности субъектов управления территорией. Применительно к развитию потенциала труда территории мониторинг должен давать продуктивную информацию о том, насколько обоснованными были положения, исходно декларируемые управлением территориальной системы, а именно:

- выбор стратегии развития;

- доминирующая цель развития;

- основные принципы развития;

- базисные условия, относительно изменения которых возможен анализ развития;

- отбор критериев для оценки эффективности развития.

Третья проблема: интегрирование разнородных показателей. Для того чтобы комплексно исследовать потенциал труда территории, нужно представить его в виде немногочисленных интегративных показателей, которые позволили бы оценить эффективность функционирования его основных блоков на максимально обобщенном уровне. Это, в свою очередь, предполагает построение процедуры агрегирования, «сворачивания» многих сотен первичных признаков для того, чтобы потенциал труда предстал в форме некоторой обобщенной модели, которая описывала бы сферу труда территории как некоторое целостное явление. Иными словами, информация от первичных измерений, зафиксированная через первичные, элементарные показатели, должна совершить вполне определенное восхождение, проделать путь «наверх» и предстать в виде системы интегративных параметров, позволяющих производить содержательные оценки о состоянии потенциала труда территории в системном виде. Понятно, что процесс укрупнения информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей, но вместе с тем (и именно в этом состоит смысл измерения) интегративные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность «видеть» обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые во множестве единичных разрозненных наблюдений.

Поскольку первичные замеры различных аспектов потенциала труда производятся в разнотипных, разноуровневых шкалах, процесс агрегации информации предполагает реализацию процедуры согласования шкал. Так как субъективные показатели в отличие от объективных оценены в шкалах более низкого уровня, то их интеграция сразу же понижает размерность и уровень обобщенных показателей, содержательный контекст в которых можно интерпретировать фактически только в ранговых шкалах.

Это один из самых больших недостатков измерения социальных показателей. Обобщенное, интегрированное признаковое пространство становится предельно бедным относительно возможностей использования разнообразных математических операций, а все полученные результаты практически невозможно в строгом смысле этого слова считать обоснованными, достоверными и надежными, что предполагает каждый раз необходимость использования различных неформальных (чаще всего экспертных) содержательных методов для обоснования валидности произведенного измерения.

Таким образом, процедуру измерения потенциала труда территории можно представить в виде некоторой пирамиды. У основания этой информационной пирамиды находятся первичные неоднородные признаки, сконструированные по разнотипным шкалам разного уровня: на вершине - обобщенные показатели, полученные в результате согласования шкал на каждом промежуточном этапе их агрегации и укрупнения, и тем больше, чем дальше от основания указанной пирамиды происходит перемещение информации (рис. 2).

□ — интегральные

показатели

□ — промежуточные

показатели

□ — первичные

индикаторы

Рис. 2. Схема агрегирования показателей потенциала труда территории

Четвертая проблема: согласование иерархических уровней, стандартизация и уникальность информации. Первичные показатели, положенные в основу мониторинга потенциала труда территории, должны быть сориентированы на выполнение нескольких одновременных миссий. Во-первых, они должны давать исчерпывающий материал для оценки сферы труда территории, в чем и состоит основное предназначение мониторинга определенного иерархического уровня.

Во-вторых, стороны должны составлять информационный каркас для последующих интегративных оценок потенциала труда более высоких иерархических уровней - различных территориальных ассоциаций и страны в целом.

В-третьих, мониторинг должен позволять вычленение специальных блоков более низкого уровня, например отраслей, различных сфер труда (занятость, различные сегменты рынка труда, исследование субъективных настроений работников), а также выявлять мотивационные паттерны территории и т. д. Это особенно важно для территорий с градообразующим производством. В этом смысле показатели могут быть классифицированы по трем большим группам, а именно:

- унифицированные показатели, позволяющие определять потенциал труда независимо от территориальных особенностей (блок «универсальных показателей»);

- системные показатели, которые отражали бы местные региональные особенности, про-блемность территории (блок «региональных показателей»);

- специальные показатели, которые ориентированы на максимально полное представление объекта, вычлененного по специально заданной проблемной конфигурации (блок показателей «проблемной конфигурации»).

Пятая проблема: информационные региональные проблемные блоки. К числу специфических особенностей практически всех территорий, расположенных на Дальнем Востоке и влияющих на потенциал труда, относятся следующие проблемные аспекты, которые можно структурировать в отдельные информационные блоки мониторинга:

- многие территории Дальневосточного региона носят монопроизводственный характер, причем градообразующие производственные объекты, определяющие жизнеобеспеченность локальных территориальных образований, чаще всего являются отраслями ресурсного типа («градообразующий блок»);

- развитая социальная инфраструктура отсутствует («блок социальной инфраструктуры»);

- экономика имеет сырьевую направленность, которая определяет «тяжеловесность», негибкость, высокую инерционность отраслевых производственных структур («технологический блок ресурсов труда»);

- большинство дальневосточных территорий относятся к регионам с наиболее низким уровнем жизни, перешедшим или приближающимся к критической черте, когда отсутствуют внутренние источники развития и воспроизводства жизненно важных социальных и экономических структур («маргинальный блок социальной сферы труда»);

- территории Дальнего Востока оторваны от европейской части страны, вследствие чего в общественном сознании населения формируется «периферийная» психология, неудовлетворенность протекционистской политикой, проводимой «центром» по отношению к дальневосточным регионам («блок мотивационных паттернов труда территории»);

- характерны неустойчивость труда и жизни, настроения временности, более высокий удельный вес факторов нестабильности («факторный блок нестабильности труда»).

Понятно, что отмеченные условия должны быть максимально полно отражены в показателях мониторинга потенциала труда территории.

Шестая проблема: приоритеты конструирования очередей мониторинга. Проектирование и тем более внедрение такого крупномасштабного проекта, каким является разработка, внедрение, обеспечение функционирования и сопровождения мониторинга потенциала труда территории, требует значительных финансовых ресурсов, которых в настоящее время у территорий попросту нет. Поэтому речь должна идти прежде всего о приоритетах внедрения информационных блоков по степени их значимости. С учетом проведенного анализа считаем, что приоритетными блоками мониторинга, комплексно оценивающими потенциал труда территории, являются потенциалы образования населения, рынка труда, производства, занятости, безработицы, а также социально-демографический потенциал. При этом, учитывая особенности поведения населения в условиях высокой неравновесности и динамизма, необходимо уделять особое внимание субъективной составляющей потенциала труда - исследованию территориальных мотиваци-

онных паттернов труда, а также тех процессов, происходящих на территории, которые отражены в информационных региональных проблемных блоках.

Важным принципом конструирования мониторинга потенциала труда территории должен быть принцип преемственности, суть которого состоит в последовательном наращивании «этажности» информационной системы. При этом не отбрасываются уже апробированные информационные блоки, с тем чтобы глубже и полнее исследовать сферу труда территории, процесс измерения которой безграничен.

Литература

1. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). - М.: Финстатинформ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.