Научная статья на тему 'К вопросу об организации мониторинга рынка труда муниципального образования по определению потребности в квалифицированных кадрах'

К вопросу об организации мониторинга рынка труда муниципального образования по определению потребности в квалифицированных кадрах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МОНИТОРИНГ / LABOR MARKET / MUNICIPAL UNIT / INFORMATION RESOURCES / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Т.В.

Обеспечение властных структур информационными ресурсами, характеризующими состояние муниципального рынка труда и потребности в рабочей силе предприятий и организаций города, может эффективно решаться с помощью муниципального мониторинга. Мониторинг как форма специального статистического наблюдения становится весьма востребованным, поскольку представляет собой организованную систему отслеживания явлений и процессов на основе поступления обновляющейся информации и анализа представлений о них. Являясь дополнительным источником информации, мониторинг позволяет провести более глубокий анализ и оценку ситуации на рынке труда, а также прогнозировать социально-экономические последствия принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing to government informational resources that describe the state of municipal unit’s labor market and demand for labor force in enterprises and organizations of a city or a town by means of municipal monitoring can be done. Monitoring as the type of special statistic observation becomes more relevant as it is an organized system of tracing of events and processes on the basis of getting updating information and analysis of their conceptions. As monitoring is the additional source of information it allows to carry out the deeper analysis and estimation of the situation on labor market and as well forecast social and economic consequences of made decisions.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации мониторинга рынка труда муниципального образования по определению потребности в квалифицированных кадрах»

Т. В. Чернова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ

В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ

Аннотация

Обеспечение властных структур информационными ресурсами, характеризующими состояние муниципального рынка труда и потребности в рабочей силе предприятий и организаций города, может эффективно решаться с помощью муниципального мониторинга. Мониторинг как форма специального статистического наблюдения становится весьма востребованным, поскольку представляет собой организованную систему отслеживания явлений и процессов на основе поступления обновляющейся информации и анализа представлений о них. Являясь дополнительным источником информации, мониторинг позволяет провести более глубокий анализ и оценку ситуации на рынке труда, а также прогнозировать социально-экономические последствия принимаемых решений.

Ключевые слова

Рынок труда, муниципальное образование, информационные ресурсы, мониторинг.

2017 № 1 (57) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

T. V. Chernova

TO ORGANIZATION OF LABOR MARKET MONITORING OF MUNICIPAL UNIT FOR DETERMINING THE DEMAND FOR SKILLED PERSONNEL

Annotation

Providing to government informational resources that describe the state of municipal unit's labor market and demand for labor force in enterprises and organizations of a city or a town by means of municipal monitoring can be done. Monitoring as the type of special statistic observation becomes more relevant as it is an organized system of tracing of events and processes on the basis of getting updating information and analysis of their conceptions. As monitoring is the additional source of information it allows to carry out the deeper analysis and estimation of the situation on labor market and as well forecast social and economic consequences of made decisions.

Keywords

Labor market, municipal unit, information resources, monitoring.

Территориальные социально-экономические системы независимо от уровня их агрегации формируются под непосредственным влиянием рынка труда, являющегося системообразующим элементом эффективного функционирования пространственной экономики. Текущие характеристики рынка труда являются определяющими индикаторами социально-экономического развития территории, от которых во многом зависят остальные параметры функционирования локального территориального образования. Ведущая роль рынка труда в развитии пространственной экономики диктует острую необходимость его систематического мониторинга, анализа, прогнозирования и эффективного регулирования. Функциональными компонентами рынка труда являются, во-первых, его субъекты: наемные работники, профсоюзы, работодатели / предприниматели и их объединения; во-вторых, институты рынка труда, включающие нормативные акты, трудовой кодекс и другие правила, регулирующие и координирующие поведение участников рынка, и, наконец, механизм рынка труда, ориентированный на согласование и увязку интересов работодателей и экономически активного населения посред-

ством формирования цены, спроса и предложения рабочей силы. При этом реализация функций каждой компоненты рынка труда зависит от сложившихся политических, демографических, социальных и экономических условий среды на макро- и мезоуровне.

Отношения на рынке труда предполагают согласование и увязку интересов и потребностей наемных работников и работодателей при участии профсоюзов, что актуализирует в рамках института социального партнерства и защиты создание дифференцированной системы высшего и профессионального образования различных уровней, целевой подготовки и переподготовки кадров. В этих условиях особую актуальность приобретает не просто оценка количественного потенциала трудовых ресурсов, а исследования соответствия потребности реального сектора экономики в специалистах с определенными профессионально-квалификационными характеристиками.

Закономерности развития всех процессов, формирующихся на рынке труда, находятся под влиянием факторов макро-, мезо- и микроуровня, изучение которых позволяет выявить наиболее оптимальное сочетание характеристик

рынка труда для конкретной территории с учетом ее отраслевой специфики. Формируется спрос на рабочую силу под воздействием факторов, действие которых обусловлено экономическим положением работодателей, качественно изменяющимся в зависимости от циклических колебаний национальной и мировой экономики. Очевидно, что факторы находятся в неразрывном единстве, взаимодействуют и дополняют друг в друга, образуя, соответственно, макро-, мезо- и микрорынок труда [1].

На макроуровне, в первую очередь, действуют демографические факторы, включая показатели естественного (смертность, рождаемость и естественный прирост) и механического (число прибывших, число выбывших, миграционный прирост и оборот) движения населения, показатели половозрастной и поселенческой структуры населения и т. д.

Значительное влияние на состояние рынка труда в стране оказывают административно-правовые, экономические и социальные факторы, поскольку правовое регулирование социально-трудовых отношений в рамках структурных изменений экономики, характеристики инфляционных процессов и ценовой политики, уровень доходов населения и развитие социальной инфраструктуры во многом определяют границы экономической активности населения и уровень его занятости.

Мезоуровень рынка труда рассматривает структуризацию и видоизменения спроса, прежде всего, по отдельным секторам и отраслям экономики. Кроме того, в рамках пространственной экономики к нему относят региональные рынки труда, включающие в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы. Региональный рынок труда отличается тем, что на его формирование помимо факторов макрорынка оказывают влия-

ние природно-климатические и геолокационные факторы, во многом определяющие развитие основных отраслей экономики, специализации и диверсификации производства данной территории. Например, рынки труда Красноярского края, Республики Татарстан или Ростовской области будут характеризоваться соответствующими их отраслевой специализации информационными потоками по статистике труда и занятости, а формирование спроса на рабочую силу будет определяться структурной диверсификацией производства в отраслях специализации данных субъектов Федерации.

Состояние на рынке труда микроуровня зависит от технико-технологических и организационно-экономических факторов, влияющих на занятость трудовых ресурсов в пределах предприятий и организаций. Изучение проблем спроса и предложения труда всех институциональных единиц, функционирующих на административно управляемой территории локального уровня (муниципальное образование, сельский район, город, городской округ) предполагает создание информационных ресурсов о муниципальном рынке труда. Именно характеристики муниципального рынка труда вызывают наибольший интерес и у властных структур, и у населения, поскольку уровень жизни людей зависит от состояния рынка труда предприятий и организаций, расположенных в их населенном пункте, на который, в свою очередь, влияет уровень развития соответствующих видов экономической деятельности (добывающей промышленности и обрабатывающего производства, торговля, сфера услуг и образования и др.). Кроме того, влияют условия труда, финансовая устойчивость функционирующих предприятий, их платежеспособность, отсутствие/наличие у них задержек по оплате труда и др.

Рынок труда характеризуется системой социальных, экономических и де-

мографических показателей, взаимосвязь которых обусловлена необходимостью отражать социально-экономическое состояние административно-территориального образования любого уровня и давать оценку перспективам развития территории. В связи с этим администрации городов и муниципальных образований заинтересованы в формировании интегрированной информационной базы о состоянии муниципального рынка труда. Наличие информационно-аналитических материалов в аспекте муниципального рынка труда позволит своевременно оценить проблему снижения уровня занятости или роста уровня безработицы и принять адекватное и обоснованное управленческое решение при наступлении кризисных ситуаций, а также разработать систему предупредительных мероприятий.

Информационное обеспечение занятости населения и статистики трудовых ресурсов базируется на статистических данных форм сплошной отчетности хозяйствующих субъектов всех видов деятельности и форм собственности, специальных периодических и единовременных обследований состава работающих по полу и возрасту, уровню образования, профессиональной и должностной структурах, переписи населения.

Федеральная служба государственной статистики РФ в рамках системы обобщающих расчетов составляет балансы затрат труда и трудовых ресурсов. Обследование населения по проблемам занятости введено в российскую практику учета в 1992 г. и представляет собой инструмент сбора статистических данных для определения численности занятых, безработных и экономически неактивного населения в целом по стране и по регионам; получения информации о качественном составе рабочей силы; причинах незанятости; способах поиска вида деятельности; структуре экономически неактивного

населения и сведений о неформальной занятости. «В аналитических целях органы Росстата отслеживают информацию, позволяющую измерить степень интенсификации труда, для расчетов которой с учетом институциональных перемен и соответствующих им изменений в статистике труда требуется производить расчеты совокупных затрат труда на основе баланса затрат труда. Наряду с этим важнейшим направлением федерального государственного статистического наблюдения являются сведения о численности, величине заработной платы и движении работников, отражаемые в форме № П-4, которую предоставляют юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) всех форм собственности и видов экономической деятельности и их обособленные подразделения, за исключением малых предприятий. Предоставленные данные дают характеристику состояния трудового потенциала в рамках хозяйствующего субъекта» [2].

Следует указать, что анализ показателей статистики труда, базирующийся на сочетании ряда информационных источников, которые комплексно, системно и адекватно отражают их состояние на макро- и мезоуровне, тем не менее, не позволяет оперативно получить информацию о состоянии, движении и использовании трудовых ресурсов в разрезе муниципального рынка труда. Для этого нужны специальные исследования, эффективно решаемые с помощью специально организованного статистического наблюдения.

Проблема обеспечения муниципальных властей информационными ресурсами, содержащими комплексную оценку состояния рынка труда и потребности в рабочей силе предприятий и организаций города, может эффективно решаться с помощью муниципального мониторинга. Мониторинг, являясь формой специального статистического наблюдения, представляет собой организованную

систему отслеживания явлений и процессов на основе поступления обновляющейся информации и анализа представлений о них. Все виды мониторинга являются дополнительным источником информации, позволяющим провести более глубокий анализ и оценку ситуации, в том числе на рынке труда, а также прогнозировать социально-экономические последствия принимаемых решений. К основным задачам муниципального мониторинга можно отнести следующие.

1. Всестороннее исследование и отражение происходящих на территории муниципального образования социально-экономических, политических, экологических явлений и процессов, влияющих на формирование муниципального рынка труда.

2. Обеспечение муниципальных органов управления оперативной и накопленной статистической информацией для эффективного управления муниципальным хозяйством и разработки муниципальных программ, снижающих социальную напряженность в городе в связи с наступлением кризисных ситуаций на рынке труда.

3. Осуществление наблюдения за ходом выполнения муниципальных программ и информирование населения обо всем комплексе социально-экономических явлений, происходящих на муниципальной территории, оценка уровня жизни и благосостояния населения муниципального образования.

«Муниципальный мониторинг рынка труда ведется по следующим направлениям:

- анализ и оценка социально-экономического положения предприятий и организаций города, формирующих муниципальный рынок труда, получение обобщающих выводов для разработки предложений и рекомендаций по проблемам занятости и снижения уровня безработицы в муниципальном образовании;

- определение траекторий развития муниципального рынка труда на перспек-

тиву в связи с инновационными инициативами и кадровой обеспеченностью предприятий, ростом требований к профессионально-квалификационным характеристикам работников, наличием соответствующих образовательным программ подготовки специалистов среднего специального и высшего образования образовательными учреждениями города и области.

Наиболее востребованными в практике администрирования инструментами программно-целевого метода решения проблемы дефицита и структурного дисбаланса трудовых ресурсов являются меры, направленные на:

- поддержку занятости населения (программы трудоустройства, переобучения, повышения квалификации, самозанятости и др.);

- осуществление мер инфраструктурного характера (информационное сопровождение, технологическая поддержка, коммуникации и связи с общественностью, транспортная логистика);

- модернизацию системы образования (образовательные стандарты, практика, стажировка, адаптация молодежи, летние школы, тренинги, программы трудоустройства и др.);

- программы поддержки и развития малого предпринимательства и самозанятости населения» [3].

Администрацией города Таганрога в 2005 г. были инициированы исследования состояния муниципального рынка труда, которые в последующем приняли форму мониторинга. В рамках трехстороннего соглашения Таганрогского института управления и экономики, Администрации города и Центра занятости населения проводится исследование рынка труда с учетом потребностей предприятий и организаций г. Таганрога в квалифицированных трудовых ресурсах. Мониторинг проводится периодически в целях осуществления корректировки мероприятий, включенных в Программу взаимодействия рынков труда и образовательных услуг на региональном

уровне для снижения напряженности на рынке труда. Результаты исследования по состоянию рынка труда в предыдущие периоды и в период 2010-2011 гг. и результаты наблюдений в период 20152016 гг. позволяют получить сопоставимые характеристики и считать выводы достаточно обоснованными.

Данный мониторинг представляет собой специально организованную и постоянно действующую информационно-аналитическую и оценочную систему, включающую статистическую отчетность, предоставляемую хозяйствующими субъектами Ростовстату, дополнительные информационно-аналитические обследования (опросы представителей работодателей); оценки (диагностики) состояния складывающихся тенденций развития и выявления проблем функционирования рынка труда в городе Таганроге и, соответственно, характерные в целом для Ростовской области. Перед мониторингом поставлены важнейшие организационные задачи:

- организация сбора достоверной и объективной информации о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций различных видов деятельности и организационно-правовых форм;

- системный экономико-статистический анализ и обеспечение его результатами муниципальных органов власти и управления, широкой общественности;

- подготовка рекомендаций для преодоления негативных и поддержки позитивных тенденций развития.

При выборе метода сбора информации предпочтение отдается выборочному виду наблюдения хозяйствующих субъектов города всех видов экономической деятельности с применением метода сравнительного анализа статистических данных и обязательным приведением показателей в сопоставимый вид. Объектом мониторинга являются хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, а также предприятия и организации крупного бизнеса города,

научные структуры, образовательные учреждения всех уровней, торговые и транспортные организации. Для достижения сопоставимости в число опрашиваемых предприятий и организаций включаются единицы наблюдения, составляющие те виды экономической деятельности, которые были в предыдущем мониторинге.

Информационный ресурс муниципального мониторинга базируется на сочетании обобщающих индикаторов из форм федерального государственного наблюдения с показателями, отражающими особенности функционирования предприятий и организаций города в части половозрастных характеристик занятых, проблем формирования новых рабочих мест и сокращения имеющихся, требований работодателей к качеству профессиональной подготовленности специалистов в образовательных учреждениях города и т. д. Центр занятости совместно с Координационным советом по содействию занятости Администрации города определяет основной перечень вопросов, признаков и показателей, лежащих в основе анкеты для проведения мониторинга.

Реализация данного мониторинга позволяет получить помимо целевой информации также количественные и качественные характеристики для оценки эффективности деятельности работодателей по созданию условий для развития муниципального рынка труда, привлечения трудовых ресурсов, а, следовательно, повышения качества жизни горожан.

С точки зрения работника, муниципальный рынок труда — это, соответственно, множество предприятий в разных отраслях. Конечно, наиболее важным критерием для работника является заработная плата, но немаловажное значение для работника имеют и критерии, характеризующие условия труда. Так, например, не каждый работник согласится работать на вредном или опасном производстве даже за высокую заработ-

ную плату, если на предприятии не проводятся мероприятия по охране труда либо оно характеризуется большим числом заболевших или получивших травму. Поэтому при проведении мониторинга в опросный лист включены вопросы, оценивающие условия труда работников, возможности их карьерного роста и профессиональной переподготовки.

Важнейшим аспектом информационной базы муниципального мониторинга является вопрос востребованности тех или иных специалистов (бакалавров, магистров) и работников рабочих специальностей, подготовленных в различных образовательных учреждениях области или города. Анализ полученных данных может свидетельствовать об уровне качества подготовки обучающихся, что является своеобразным индикатором для рынка труда. Образование и квалификация работника являются наиболее существенными критериями как при трудоустройстве, так и при инициации расторжения с ним трудового договора, если критерии не устраивают работодателя. Заявленная потребность в работниках может характеризовать масштабы «дефицита» потенциальных работников на рынке труда, а в разбивке по видам деятельности свидетельствовать о необходимости или, наоборот, о ненадобности рынку труда города работников определенных отраслей.

При проведении мониторинга появляется возможность создания объемной картины спроса и предложения на рынке труда с позиций ее сбалансированности по профессиям и специальностям, уровня их востребованности и качественных характеристик трудовых ресурсов.

Библиографический список

1. Михалкина, Е. В., Сенькив, О. Я.

Механизм обеспечения баланса трудовых ресурсов в экономике Юга России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2013.

2. Полякова, И. А. Региональный рынок труда: методические и прикладные аспекты статистического исследования : моногр. — Ростов н/Д : РСЭИ, 2007.

3. Фомина, А. С. Анализ степени использования потенциала рынка труда в муниципальных образованиях Саратовской области // Актуальные проблемы экономики и совершенствования правового регулирования экономики : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. — Пятигорск : МАФТ, 2009. — С. 610-618.

Bibliographic list

1. Mikhalkina, E. V., Senkiv, O. Ya.

Mechanism of ensuring balance of a manpower in economy of South of Russia // Bulletin of Taganrog institute of management and economy. — 2013.

2. Polyakova, I. A. Regional labor market: methodical and applied aspects of statistical research : monograph. — Rostov-on-Don : RSEI, 2007.

3. Fomina, A. S. Analysis of extent of use of potential of labor market in municipalities of Saratov region // Urgent problems of economy and improvement of legal regulation of economy : materials of II International science-practical conf. — Pyatigorsk : MAFT, 2009. — P. 610-618.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.