Научная статья на тему 'Информационно-методическое обеспечение изучения муниципального рынка труда'

Информационно-методическое обеспечение изучения муниципального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Татьяна Васильевна

Мониторинг рынка труда в совокупности с данными годовой и текущей отчетности по труду всех хозяйствующих субъектов муниципального образования, а также сведений о численности, заработной плате и движении работников является основой для выработки конкретных рекомендаций и мероприятий по регулированию муниципального рынка труда. По данным мониторинга осуществляется анализ рынка труда в динамическом аспекте, позволяющий выявить тенденции и направления его развития, установить изменения его структурных соотношений и пропорций по базовым признакам занятых: половозрастная структура, профессионально-квалификационные, образовательные характеристики и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическое обеспечение изучения муниципального рынка труда»

Т.В. ЧЕРНОВА

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Мониторинг рынка труда в совокупности с данными годовой и текущей отчетности по труду всех хозяйствующих субъектов муниципального образования, а также сведений о численности, заработной плате и движении работников является основой для выработки конкретных рекомендаций и мероприятий порегулированию муниципальногорынка труда.

По данным мониторинга осуществляется анализ рынка труда в динамическом аспекте, позволяющий выявить тенденции и направления его развития, установить изменения его структурных соотношений и пропорций по базовым признакам занятых: половозрастная структура, профессионально-квалификационные, образовательные характеристики и др.

Мониторинг, муниципальные образования, рынок труда, трудовые ресурсы.

Рынок труда представляет собой динамичную систему отношений, основанную на взаимодействии работодателей и наёмных работников с участием государственных и общественных организаций, формирующую объем и соотношение спроса и предложения на рабочую силу. На рынке благ покупатели благ (домашние хозяйства) формируют кривую спроса, а на рынке труда продавцы труда (домашние хозяйства) формируют кривую предложения. Если на рынке благ фирмы формируют кривую предложения (продавцы благ), то на рынке труда они являются покупателями труда - формируют кривую спроса. Структурное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и параметров её предложения объясняется снижением доли трудоспособного населения, вовлекаемого в экономическую деятельность, а также влиянием экономических факторов, а именно неравномерностью развития отдельных видов экономической деятельности, динамикой предпринимательской активности, доступностью кредитных ресурсов и др.

Отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, происходит также согласование интересов и потребностей наёмных работников и работодателей при участии профсоюзов. А в _Динамика распределения населения Р

рамках института социального партнёрства и защиты затрагивается система образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров на региональном и федеральном уровнях. В этих условиях особую актуальность приобретает не просто оценка количественного потенциала трудовых ресурсов, а исследования соответствия потребности реального сектора экономики в специалистах их профессионально-квалификационным характеристикам.

Для целей государственного и муниципального управления особенно важной является половозрастная характеристика состава населения, поскольку на социально-экономическое развитие территории существенное влияние оказывает доля людей в трудо -способном возрасте. Главные обобщенные возрастные группы населения - это люди в трудоспособном возрасте - от 16 до 60 лет для мужчин и от 16 до 55 лет для женщин, а также население в возрасте моложе и старше трудоспособного.

Согласно данным всеобщих переписей населения (источники Росстата), динамика распределения населения России по возрастам имеет выраженную тенденцию (см. таблицу). ийской Федерации по возрастам, %[1]

Возраст, группа Годы

1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Моложе трудоспособного 38,8 29,8 28,6 23,3 24,5 18,1 17,1

Трудоспособный 52,6 58,4 56,0 60,4 57,0 61,4 60,3

Старше трудоспособного 8,6 11,8 15,4 16,3 18,5 20,5 22,6

Все население 100 100 100 100 100 100 100

Из таблицы видно, что население России стареет, и если рождаемость не будет расти, а младенческая смертность не уменьшится, то в ближайшие годы экономика страны будет испытывать дефицит трудовых ресурсов.

Политика государства на рынке труда на современном этапе осуществляется в двух направлениях: стимулирование спроса и формирование предложения труда. И то и другое реализуется в различных формах и способах воздействия на факторы, определяющие состояние спроса и предложения на рынке труда. Главными целями являются поддержание социальной стабильности и предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет снижения уровня безработицы, развитие эффективного рынкатруда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабо-

чей силой. Этому способствуют мероприятия государства, направленные на формирование предложения труда. К ним относятся государственное законодательство, дающее всем равные права на труд, независимо от расы, пола и национальности; обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу из-за отсутствия квалификации; субсидирование образования, целью которого является снижение платы за обучение при подготовке специалистов для развивающихся отраслей. Государство, взаимодействуя с институциональными субъектами рынка труда, способствует достижению баланса трудовых ресурсов.

Закономерности развития всех явлений и процессов, формирующиеся на рынке труда, находятся под влиянием факторов макро-, мезо- и микроуровня, изучение которых позволяет выявить наиболее оптимальное сочетание характеристик рынка труда для

конкретной территории с учетом её специфики. Формирование спроса на рабочую силу происходит под воздействием множества факторов, действие которых обусловливается экономическим положением работодателей, качественно изменяющимся под влиянием циклических колебаний национальной и мировой экономики. Очевидно, что факторы находятся в неразрывном единстве, взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя, соответственно, макро-, мезо- и микрорыноктруда (рис.1).

Макрорынок труда представляет собой интегриро-ванную систему различных частных рынков, сегментированных по группам профессий и специальностей в масштабах всей национальной экономики, т.е. экономики страны в целом. На макроуровне, в первую очередь, действуют демографические факторы, включая показатели естественного (смертность, рождае-

мость и естественный прирост) и механического (число прибывших, число выбывших, миграционный прирост и оборот) движения населения, половозрастной и поселенческой структуры населения и т.д.

Значительное влияние на состояние рынка труда в стране оказывают административно-правовые, экономические и социальные факторы, поскольку правовое регулирование социально-трудовых отношений в рамках структурных изменений экономики, характеристики инфляционных процессов и ценовой политики, уровень доходов населения и развитие социальной инфраструктуры во многом определяют границы экономической активности населения и уровень его занятости. Макроуровень предполагает изучение рынка труда с позиций различных макроэкономических школ: монетаризма, кейнсианства, нео классики иновой макроэкономики [2].

Факторы, влияющие на формирование рынка труда на макроуровне

Демографические (уровень рождаемости и смертности населения, естественный прирост, миграционные процессы, режим воспроизводства, процессы урбанизации населения), экономические (формирование потребительского рынка, уровень инвестиционной активности, внешнеэкономическая деятельность, уровень инфляции, темпы экономического роста), социальные (уровень доходов и расходов населения, уровень развития социального страхования, развитие уровня образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства), организационно-технические (уровень организации труда, производства и управления, организация работы государственной службы занятости, по подготовке и переподготовке населения), национально-этнические (развитие промысловых видов деятельности, соотношение национальных групп, государственная поддержка национальных культур малых народов), административно-правовые (Кодекс законов о труде, условия найма, режим труда и отдыха, степень защиты трудовых прав и свобод)

Факторы, влияющие на формирование рынка труда на мезоуровне

Географическое положение региона, природно-климатические характеристики, отраслевая специализация регионального хозяйства, инвестиционная политика региона, уровень концентрации и специализации производства, развитие региональных (территориальных) кластеров, региональные программы поддержки предпринимательства

Факторы, влияющие на формирование микроуровня -_муниципального рынка труда_

Промышленно-производственные (уровень техническойитехно-логической обеспеченности предприятий, уровень механизации, автоматизации производства), организационно-экономические (уровень оплаты труда, условия труда, травматизм и вредность труда), поведенческие и психографические факторы (мотивация занятости, отношение к труду, уровень образования и культуры, личностные качества)

Рис. 1. Иерархия факторов, формирующих муниципальный рынок труда

Мезоуровень рынка труда рассматривает структуризацию и видоизменения спроса по отдельным секторам и отраслям экономики, а также особенности взаимодействия спроса и предложения труда в различных рыночных структурах (чистая конкуренция, монополия, монопсония и т.п.). Кроме того в рамках пространственной экономики к мезоуровню относят региональные рынки труда, включающие в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы, а также механизм взаимодействия спроса и предложения в рамках региона, имеющего определенную отраслевую специализацию. Региональный рынок труда отличается тем, что на его формирование помимо факторов макрорынка оказывают влияние природно-климатические и геолокациионные факторы, во многом определяющие развитие основных

отраслей экономики, специализации и диверсификации производства данной территории. Например, рынки труда Тюменской области или Краснодарского края будут характеризоваться соответствующими их отраслевой специализации информационными потоками по статистике труда и занятости.

Рынок труда на микроуровне формируется, прежде всего, за счет технико-технологических и организационно-экономических факторов, влияющих на занятость трудовых ресурсов в пределах предприя-тий и организаций. Изучаются такие проблемы, как природа спроса и предложения труда на уровне предприятия, фирмы или организации, функционирующих на административно управляемой территории локального уровня (муниципальное образование, сельский район, город, городской округ). Поэтому

изучая рынок труда на микроуровне, мы, прежде всего, говорим о муниципальном рынке труда.

Именно характеристики муниципального рынка труда вызывают наибольший интерес и у властных структур, и у населения, поскольку уровень жизни людей зависит от состояния рынка труда предприятий и организаций, расположенных в их населенном пункте, на который, в свою очередь, влияет уровень развития соответствующих видов экономической деятельности (добывающей промышленности и обрабатывающего производства, торговля, сфера услуг и образования и др.). Кроме того, влияют условия труда, финансовая устойчивость функционирующих предприятий, их платежеспособность, нет ли у них задержек по оплате труда и многое, многое другое.

Рынок труда характеризуется системой социальных, экономических и демографических показателей, взаимосвязь которых обусловлена необходимостью отражать социально-экономическое состояние административно-территориального образования любого уровня и давать оценку перспективам развития территории.

В этой связи администрации городов и муниципальных образований заинтересованы в формировании интегрированной информационной базы о состоянии муниципального рынка труда. Наличие информационно-аналитических материалов в аспекте муниципального рынка труда позволит своевременно оценить проблему снижения уровня занятости или роста уровня безработицы и принять адекватное и обоснованное управленческое решение при наступлении кризисных ситуаций, а также разработать систему предупредительных мероприятий.

Система статистических показателей, используемая для количественных и качественных характеристик рынка труда, как и для других сфер экономической деятельности, должна удовлетворять требованиям системности и строиться с учетом ряда признаков:

1) представительности, то есть содержать все основные характеристики исследуемого явления;

2) достоверности и точности, то есть используемые статистические данные должны адекватно отражать состояние исследуемого явления или процесса;

3) взаимосвязи и взаимообусловленности показателей. Структура системы показателей рынка труда выражается делением их на учетно-оценочные, отражающие численность занятых, безработных, экономически активного населения и т.п.; аналитические, позволяющие использовать различные виды относительных (коэффициенты нагрузки, темпы роста и т.п.) и средних величин (средняя заработная плата, номинальная, средняя списочная численность работников и т.п.). Кроме того, в научных исследованиях проблем рынка труда используются показатели динамического и факторного анализа, выражающие причинно-следственные связи между признаками, формирующими территориальные характеристики рынка труда, что расширяет объем информации о его текущем и прогнозном состоянии.

В настоящий момент статистика рынка труда в масштабах национальной экономики (макро- и мезо-уровень) включает в себя статистику трудовых ресурсов и занятости населения, статистику использо-

вания рабочего времени, статистику производительности труда, оплаты труда и затрат на рабочую силу.

Согласно логике исследования всех объектов социально-экономической статистики, существующую систему показателей статистики трудовых ресурсов и занятости населения также можно представить в виде трех основных групп: показатели состояния рынка труда, показатели движения рабочей силы и показатели функционирования рынка труда.

Показатели состояния рынка труда характеризуют текущую ситуацию на рынке труда с точки зрения экономической активности населения и использования имеющихся в муниципальном образовании трудовых ресурсов (число занятых и безработных).

Показатели второй группы характеризуют движение рабочей силы, обусловленное различными причинами, как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне муниципальных образований и региона в целом (оборот рабочей силы, принятые и уволенные, текучесть рабочей силы, трудовая миграция).

Показатели функционирования рынка труда характеризуют соотношение спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях места и времени, уровень затрат на рабочую силу, уровень оплаты труда, затраты рабочего времени и т.п.

Информационное обеспечение занятости населения и статистики трудовых ресурсов базируется на следующих информационных источниках: статистические данные форм сплошной отчетности хозяйствующих субъектов всех видов деятельности и форм собственности; специальные периодические и единовременные обследования состава работающих по по -лу и возрасту, уровню образования, профессиональной и должностной структурам; переписи населения.

Федеральная служба государственной статистики РФ в рамках системы обобщающих расчетов составляет балансы затрат труда и трудовых ресурсов. Первый расчетно-аналитический инструмент позволяет рассчитать наличие и использование затрат труда и перенести эти данные, согласно международным стандартам, в счет «Образование доходов» СНС. Второй документ позволяет рассчитать наличие трудовых ресурсов, их распределение по видам экономической деятельности, по видам поселений в среднем за год в целом по РФ и по ее субъектам. Согласно Методологическим положениям по статистике, данные баланса трудовых ресурсов позволяют оценить характеристики трудового потенциала и степень его использования в экономике. В частности, данный документ позволяет интегрировать информацию из ряда статистических источников, например, обследо -ваний населения по проблемам занятости, и информацию, получаемую от органов власти и управления.

Совокупность современных методов статистического исследования позволяет расширить информационную базу при составлении баланса трудовых ресурсов путем учета определенных категорий занятого населения на основе данных, полученных из материалов выборочных обследований населения по проблемам занятости, которые не попадают в отчетность субъектов хозяйствования. В частности, к ним относятся физические лица, занятые предпринимательской деятельностью; физические лица, работаю-

щие по найму у отдельных граждан; помогающие члены семей; фермеры и другие категории занятых.

Обследование населения по проблемам занятости введено в российскую практику учета в 1992 г. и представляет собой инструмент сбора статистических данных для определения численности занятых, безработных и экономически неактивного населения в целом по стране и по регионам; получения информации о качественном составе рабочей силы; о причинах незанятости; способах поиска вида деятельности; структуре экономически неактивного населения и сведений о неформальной занятости [3].

В аналитических целях органы Росстата отслеживают информацию, позволяющую измерить степень интенсификации труда, для расчетов которой с учетом институциональных перемен и соответствующих им изменений в статистике труда требуется производить расчеты совокупных затрат труда на основе баланса затрат труда. Наиболее полное представление об их величине дает показатель «число отра-ботанныхчеловеко-часов», который отражен в форме Федерального статистического наблюдения № П-4.

Наряду с этим важнейшим направлением федерального государственного статистического наблюдения являются сведения о численности, величине заработной платы и движении работников, отражаемые в форме № П-4, которую предоставляют юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) всех форм собственности и видов экономической деятельности и их обособленные подразделения, за исключением малых предприятий. Предоставленные данные дают характеристику состояния трудового потенциала в рамках хозяйствующего субъекта.

Кроме перечисленных информационных источников, при обследовании предприятий получают данные на основе использования платежных ведомостей и табелей учета выходов на работу, что позволяет сформировать достаточно полные сведения о численности работников, их заработной плате и об использовании рабочего времени.

Следует указать, что статистическое обследование по форме № П-4 проводится на основе сплошного метода сбора информации, следовательно, обеспечивает высокую точность получаемых статистических данных.

Вышеизложенное свидетельствует, что анализ показателей статистики труда, базирующийся на

сочетании ряда информационных источников, которые комплексно, системно и адекватно отражают их состояние на макро- и мезоуровне, тем не менее не позволяет оперативно получить информацию о состоянии, движении и использовании трудовых ресурсов в разрезе муниципального рынка труда. Для этого нужны специальные исследования, эффективно осуществляемые с помощью специально организо -ванного статистического наблюдения.

Проблема обеспечения муниципальных властей информационными ресурсами, содержащими комплексную оценку состояния рынка труда и потребности в рабочей силе предприятий и организаций города, может эффективно решаться с помощью муниципального мониторинга (рис. 2).

В последнее десятилетие мониторинг как форма специального статистического наблюдения становится весьма популярным, поскольку представляет собой организованную систему отслеживания явлений и процессов на основе поступления обновляющейся информации и анализа представлений о них. Все виды мониторинга являются дополнительным источником информации, позволяющим провести более глубокий анализ и оценку ситуации, в том числе на рынке труда, а также прогнозировать социально-экономические последствия принимаемых решений.

К основным задачам муниципального мониторинга можно отнести:

1) всестороннее исследование и отражение происходящих на территории муниципального образования социально-экономических, политических, экологических явлений и процессов, влияющих на формирование муниципального рынка труда;

2) обеспечение муниципальных органов управления оперативной и накопленной статистической информацией для эффективного управления муниципальным хозяйством и разработки муниципальных программ, снижающих социальную напряженность в городе в связи с наступлением кризисных ситуаций на рынке труда;

3) осуществление наблюдения за ходом выполнения муниципальных программ и информирование населения обо всем комплексе социально-эконо-мических явлений, происходящих на муниципальной территории, оценка уровня жизни и благосостояния населения муниципального образования.

Задачи

- определить круг проблем и интересов;

- составить перечень вопросов, признаков и показателей;

- разработать макет анкеты и инструкцию для заполнения;

- составить сопоставимую выборку предприятий и организаций города;

- рассылка / доставка анкет, сбор материалов;

- обработка данных, обобщение, подготовка аналитической записки

Потребители

- администрация города;

- координационный совет по содействию занятости;

- центр (служба) занятости;

- кадровые агентства;

- образовательные учреждения города;

- работодатели;

- общественные организации

Рис. 2. Целевые направления использования результатов мониторинга

Муниципальный мониторинг ведется по следующим направлениям:

- анализ и оценка социально-экономического положения предприятий и организаций города, формирующих муниципальный рынок труда, получение обобщающих выводов для разработки предложений и рекомендаций по проблемам занятости и снижения уровня безработицы в муниципальном образовании;

- определение траекторий развития муниципального рынка труда на перспективу в связи с инновационными инициативами и кадровой обеспеченностью предприятий, ростом требований к профессионально -квалификацио нным характеристикам работников, наличием соответствующих образовательным программ подготовки специалистов среднего специального и высшего образования образовательными учреждениями города и области. Наиболее востребованными в практике администрирования инструментами программно-целевого метода решения проблемы дефицита и структурного дисбаланса трудовых ресурсов являются меры, направленные:

- на поддержку занятости населения (программы трудоустройства, переобучения, повышения квалификации, самозанятости и др.);

- осуществление мер инфраструктурного характера (информационное сопровождение, технологическая поддержка, коммуникации и связи с общественностью, транспортная логистика);

- модернизацию системы образования (образовательные стандарты, практика, стажировка, адаптация молодежи, летние школы, тренинги, программы трудоустройства и др.);

- программы поддержки и развития малого предпринимательства и самозанятости населения [4, с. 610-618].

Администрацией города Таганрога в 2005 г. были инициированы исследования состояния муниципального рынка труда, которые в последующем приняли форму мониторинга. В рамках трехстороннего соглашения Таганрогского института управления и экономики, Администрации города и Центра занятости населения проводится исследование рынка труда с учетом потребностей предприятий и организаций города Таганрога в квалифицированных трудовых ресурсах. Мониторинг проводится периодически в целях осуществления корректировки мероприятий, включенных в Программу взаимодействия рынков труда и образовательных услуг на региональном уровне для снижения напряженности на рынке труда. Результаты исследования по состоянию рынка труда в предыдущие периоды и за 2010-2011 гг. и результаты наблюдений за 2015-2016 гг. позволяют получить сопоставимые характеристики и считать выводы достаточно обоснованными.

Данный мониторинг представляет собой специально организованную и постоянно действующую информационно-аналитическую и оценочную систему, включающую статистическую отчетность, предоставляемую хозяйствующими субъектами Ростов-

стату, дополнительные информационно-аналитические обследования (опросы представителей работодателей); оценки (диагностики) состояния складывающихся тенденций развития и выявления проблем функционирования рынка труда в городе Таганроге и, соответственно, характерные в целом для Ростовской области.

Мониторинг имеет следующие организационные задачи:

- организация сбора достоверной и объективной информации о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций различных видов деятельности и организационно-правовых форм;

- системный экономико-статистический анализ и оценивание получаемой информации;

- обеспечение его результатами муниципальных органов власти и управления, широкой общественности;

- разработка прогнозов развития муниципального рынка труда;

- подготовка рекомендаций для преодоления негативных и поддержки позитивных тенденций развития.

При определении метода сбора информации предпочтение отдается выборочному способу наблюдения хозяйствующих субъектов города всех видов экономической деятельности с применением метода сравнительного анализа статистических данных и обязательным приведением показателей в сопоставимый вид.

Объектом мониторинга являются хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, а также предприятия и организации крупного бизнеса города, научные структуры, образовательные учреждения всех уровней, торговые и транспортные организации. Для достижения сопоставимости в число опрашиваемых предприятий и организаций включаются единицы наблюдения, составляющие те виды экономической деятельности, которые были в предыдущем мониторинге.

Информационная база муниципального мониторинга базируется на сочетании обобщающих индикаторов из форм федерального государственного наблюдения с показателями, отражающими особенности функционирования предприятий и организаций города в части половозрастных характеристик занятых, проблем формирования новых рабочих мест и сокращения имеющихся, требований работодателей к качеству профессиональной подготовленности специалистов в образовательных учреждениях города и т.д. Центр занятости совместно с Координационным советом по содействию занятости Администрации города определяет основной перечень вопросов, признаков и показателей, лежащих в основе анкеты для проведения мониторинга.

Реализация данного мониторинга позволяет также получить помимо целевой информации количественные и качественные характеристики для оценки эф -фективности деятельности работодателей по созданию условий для развития муниципального рынка труда, привлечения трудовых ресурсов, а следовательно, повышения качества жизни горожан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения работника муниципальный рынок труда - это, соответственно, множество предприятий в разных отраслях. Конечно, наиболее важным критерием для работника является заработная плата, но немаловажное значение для него имеют и критерии, характеризующие условия труда. Так, например, не каждый работник согласится работать на вредном или опасном производстве даже за высокую заработную плату, если на предприятии не проводятся мероприятия по охране труда либо оно характеризуется большим числом заболевших или получивших травмы. Поэтому при проведении мониторинга в опросный лист включены вопросы, оценивающие условия труда работников, возможности их карьерного роста и профессиональной переподготовки.

Важнейшим аспектом информационной базы муниципального мониторинга является вопрос востребованности тех или иных специалистов (бакалавров, магистров), подготовленных в различных образовательных учреждениях области или города. Анализ полученных данных может свидетельствовать об уровне востребованности тех или иных профессий и специальностей в настоящее время, а также об уровне качества подготовки обучающихся, что является своеобразным индикатором для рынка труда. Образование и квалификация работника являются наиболее существенными критериями как при трудоустройстве, так и при расторжении с ним трудового договора, если критерии не устраивают работодателя. Заявленная потребность в кадрах может характеризовать масштабы «дефицита» потенциальных работников на рынке труда, а в разбивке по видам деятельности свидетельствовать о необходимости или, наоборот, о ненадобности рынку труда города работников определенных отраслей.

При проведении мониторинга появляется возможность создания объемной картины спроса и предложения на рынке труда с позиций её сбалансированности по профессиям и специальностям, уровня их востребованности и качественных характеристик трудовых ресурсов. Более того, органы государственного управления могут по сводной оценке полученных показателей рынка труда маневрировать при разработке своих программ и стратегий в привлечении крупных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Региональное управление и территориальное планирование: учебник / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погреб-няк, Е.С. Пожидаева и др. /под ред. Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. 503 с.

2. Рынок труда: учебное пособие / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 238 с.

3. Полякова И.А. Региональный рынок труда: методические и прикладные аспекты статистического исследования: монография. Ростов н/Д: РСЭИ, 2007. 408 с.

4. Фомина А.С. Анализ степени использования потенциала рынка труда в муниципальных образованиях Саратовской области // Актуальные проблемы экономики и совершенствования правового регулирования экономики: II Междунар. науч.-практ. конф. Пятигорск: МАФТ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.