Научная статья на тему 'Эффективная занятость молодежи как условие перехода к инновационной экономике: сущность, институциональные предпосылки формирования'

Эффективная занятость молодежи как условие перехода к инновационной экономике: сущность, институциональные предпосылки формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / EFFECTIVE YOUTH EMPLOYMENT / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова В. В., Мезенцев Ю. М.

Рассмотрены проблемы формирования эффективной занятости молодежи в муниципальных образованиях. Выявлена необходимость создания институциональной среды (правила, соглашения, гаранты), обеспечивающей условия продуктивного взаимодействия участников молодежного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE YOUTH EMPLOYMENT AS A CONDITION FOR THE TRANSITION TO INNOVATIVE ECONOMY: ESSENCE, INSTITUTIONAL PRECONDITIONS OF FORMATION

The article considers the problems of effective employment for youth forming in the municipal institutions. The necessity of institutional environment (rules, agreements, guarantors) creation, providing the conditions of productive interaction of youth labor market participants are revealed in the text.

Текст научной работы на тему «Эффективная занятость молодежи как условие перехода к инновационной экономике: сущность, институциональные предпосылки формирования»

УДК 333.5

В.В. Суворова, Ю.М. Мезенцев

ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ: СУЩНОСТЬ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Рассмотрены проблемы формирования эффективной занятости молодежи в муниципальных образованиях. Выявлена необходимость создания институциональной среды (правила, соглашения, гаранты), обеспечивающей условия продуктивного взаимодействия участников молодежного рынка труда.

Эффективная занятость молодежи, институциональная среда, инновационная экономика.

V.V. Suvorova, Y.M. Mezentsev EFFECTIVE YOUTH EMPLOYMENT AS A CONDITION FOR THE TRANSITION TO INNOVATIVE ECONOMY: ESSENCE, INSTITUTIONAL PRECONDITIONS OF FORMATION

The article considers the problems of effective employment for youth forming in the municipal institutions. The necessity of institutional environment (rules, agreements, guarantors) creation, providing the conditions of productive interaction of youth labor market participants are revealed in the text.

Effective youth employment, institutional environment, innovative economy.

На современном этапе человечество вступило в новую эпоху постиндустриального развития - в стадию построения инновационной экономики, т.е. такого типа общественного воспроизводства, который основан на знаниях, инновациях, на научном генерировании и восприятии новых идей, на наличии предпосылок и готовности создания системных технологий, на способности их практической реализации в корпоративных производственных системах и в различных сферах человеческой деятельности [1]. Именно таким образом определяют сущность инновационной экономики большинство исследователей данной проблемы.

Научно-инновационный путь развития, основывающийся на информационных и системных макротехнологиях, которые обеспечивают мультипликативное развитие наукоемких производственно-инновационных систем и формирование наукоемкой структуры экономики, уже достаточно давно для ряда развитых стран является главным фактором устойчивого экономического роста. На их долю приходится 92% мирового объема наукоемкой продукции (доля США - 39%, Японии - 30%, Германии - 16%, Китая - 6%) [2].

Необходимость перехода российской экономики от ресурсно-сырьевого к инновационному типу развития обозначена Президентом РФ Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г., в котором он выразил свое представление о стратегических задачах, стоящих в настоящее время перед страной. Речь шла о пяти приоритетах технологического развития: завоевание лидерства по

эффективности производства, транспортировки и использования энергии, выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива; сохранение и поднятие на новый качественный уровень ядерных технологий; совершенствование информационных технологий; развитие собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, создание спутниковой сети; завоевание передовых позиций в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов.

Реализация обозначенных приоритетов позволит России, по прогнозам Президента, стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности [3].

Однако переход экономики России на инновационный путь развития затруднен в связи с наличием целого ряда проблем, таких, как коррупция, недостаточная развитость рыночной инфраструктуры, деградация структуры промышленного производства в пользу преобладания топливно-сырьевого сектора, дефицита инвестиций в развитие инновационных технологий и процессов.

Все эти проблемы, еще более обострившиеся в период современного экономического кризиса, вызвали нестабильность на рынке труда, сократили возможности занятости населения, в т.ч. молодежи. Последнее представляет особую угрозу, т.к. именно молодое поколение квалифицированных специалистов, инженеров, ученых, по мнению Президента РФ, является основным ресурсом, способным обеспечить развитие инновационной модели российской экономики. Это обусловлено следующими объективными причинами.

Во-первых, молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, выступает основным источником обновления трудового потенциала страны. Вместе с тем, сложившаяся в современной России демографическая ситуация (в течение трех десятилетий рождаемость находится на уровне, не обеспечивающем даже простого воспроизводства поколений), привела к сокращению доли молодежи в структуре населения страны. По данным статистики, на 1 января 2010 г. удельный вес молодежи в возрасте 15-29 лет составлял всего 24% общей численности постоянного населения России, а ее численность едва достигает 34 млн чел. При этом в городских поселениях проживает 73,7% молодых людей, а в сельской местности еще меньше - 21% [4]. Продолжает наблюдаться отток молодежи из села в город, что усиливает напряженность в молодежном сегменте рынка труда. Все это создает серьезную угрозу процессу воспроизводства населения страны и актуализирует необходимость государственной поддержки молодежи, в т. ч. решение проблемы занятости.

Во-вторых, молодежь является носителем интеллектуального потенциала информационного общества; она, в большинстве своем, образована, имеет квалификацию, обладает, в силу своих психофизиологических параметров, большими способностями к труду, к креативному мышлению и инновационной деятельности. Молодые люди способны быстрее других социальных групп общества овладеть инновационными профессиями и специальностями, что является важным в контексте решения стоящих перед страной задач. От молодежи зависит преемственность истории и культуры нашего народа, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. Следовательно, молодое поколение выполняет в обществе свои особые функции, не замещаемые и не реализуемые никакой другой социальной группой. Именно это позволяет рассматривать молодежь как важнейший социальный стратегический ресурс общества, от реализации

которого в значительной степени зависит устойчивое социально-экономическое развитие России.

Особая роль молодежи в сохранении и развитии нашего общества и решении задач построения инновационной экономики предполагает активную государственную поддержку роста их знаний и апробации их в производственной сфере. Последнее как раз и представляет особую проблему, поскольку именно молодые специалисты оказались, наряду с людьми предпенсионного возраста, наиболее дискриминированными категориями на рынке труда.

Подобная ситуация (она является типичной для большинства российских муниципальных образований, особенно провинциальных городов) может быть проиллюстрирована на примере рынка труда г. Балаково (Балаковское муниципальное образование является крупным индустриальным центром Поволжья). В разрезе возрастных групп зарегистрированных безработных в динамике за 9 месяцев 2009-2010 года (поквартально) картина выглядит следующим образом (см. рис. 1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре безработных граждан занимают наиболее уязвимые экономически активные слои населения, 1/3 которых составляет молодежь. При этом такая тенденция в городе сохраняется уже на протяжении последних 5 лет. Это вызвано рядом сложившихся обстоятельств:

1) Молодые специалисты наименее востребованы на большинстве предприятий в силу своей неопытности и чрезмерной амбициозности относительно условий работы и величины заработной платы. Работодатели, особенно в период экономического кризиса, не желают нести подобные затраты, в т. ч. на подготовку и адаптацию специалистов к производству, поэтому большинство из них отдает предпочтение опытным работникам. Издержки на подготовку и адаптацию молодых специалистов можно было бы значительно уменьшить при наличии эффективной связи предприятий с учебными заведениями. Однако за период становления и функционирования рыночной экономики руководители большинства предприятий проявляли слабый интерес к налаживанию таких связей в целях подготовки специалистов для своих производств на стадии основного (базового) обучения потенциального работника, а за последние два кризисных года данный интерес вообще исчез.

2) Существует несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда, проявляющаяся в несоответствии структуры выпускаемых специалистов структуре вакантных рабочих мест. Очевидно, здесь сказываются просчеты в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. Это подтверждает анализ спроса и предложения на рынке труда г. Балаково на 01.03.2010 г. Так, по рабочим специальностям на 484 вакантных места претендуют 1599 человек. Наблюдается дефицит вакансий по специалистам и служащим (330 вакансий на 1000 претендентов), бухгалтеров (соответственно 14 вакансий на 108 претендентов), экономистов (96 претендентов при полном отсутствии вакансий). В то же время в городе не хватает участковых врачей (30 вакансий и 4 претендента), учителей (14 вакансий и 2 претендента). Имеется 14 свободных вакансий главных строителей и 12 -главных инженеров проекта [5].

01.09.2009 14.01.2010

от 25 до 29 пет 13 3*

от25до29п»г 13 2%

до 24 лег »84

от 30 до 45 пет 38 34

до 24 п*г 131%

от 30 до 45 пег 33 9%

возрасты

.другие

возрасты

6,8%

от 45 до прдомоо*« о

28 7%

20.03.2010

от 25 до 29 пэг 13 3%

от Ж до 45 пег

37 9%

до 24 лег 13 94

другие :возрасты

® «о/

ОТ 45 ДО Гр0ЯГ»МОО4<ГО 28 в%

Рис. 1. Возрастные категории зарегистрированных безработных граждан (за указанный период времени среднее число незанятых граждан города составило 3410 человек -

3% от трудоспособного населения) [5]

Что касается молодежного сегмента рынка труда г. Балаково, то он в еще большей степени характеризуется количественной и качественной асимметричностью, заключающейся в избыточном предложении престижных высокооплачиваемых специальностей (бухгалтеры, юристы, экономисты и т.д.) и недостатке квалифицированных специалистов по ряду профессий, порождённых инновационными процессами в обществе (инженеры информационных служб, опытные специалисты по программным продуктам, оборудованию, технологиям, управлению сложными информационными системами).

Несоответствие структуры спроса на рабочую силу структуре предложения вызвано массовым сокращением объемов производств на большинстве крупных предприятий города в связи с экономическим кризисом, что повлекло за собой сокращение численности персонала. Кроме того, за последние 10 лет более чем вдвое возросла численность выпускников вузов. При этом число абитуриентов, желающих обучаться по специальностям, связанным с экономикой или бухгалтерским учетом, продолжает оставаться неизменно высоким.

Это в определенной степени связано с падением в глазах молодежи престижа производительного труда, следствием чего для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм. Большинство молодых людей перестали верить в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем также может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Как показывает практика, приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.

При исследовании проблемы занятости молодежи нельзя ограничиваться только анализом причин слабой востребованности молодых специалистов на рынке труда. Значительный интерес представляет характеристика содержания и условий труда, а также уровня его оплаты занятой (работающей) части молодежи.

Речь идет о том, можно ли считать любую занятость эффективной?

Ответ на этот вопрос связан с выяснением сущности категории «эффективная занятость» применительно к молодежному сегменту рынка труда. Данная категория в настоящее время в исследованиях используется, в основном, для характеристики занятости населения в масштабе территориальных экономических систем, т.е. экономики страны в целом, либо ее регионов. В этом случае эффективной занятостью считается занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве [6]. Речь идет о таком использовании трудовых ресурсов, при котором достигаются максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках [7].

Применение категории «эффективная занятость» к молодежному сегменту рынка труда, на наш взгляд, не только уместно, но и необходимо, т.к. только такой подход может дать полную характеристику экономической эффективности применения труда молодежи, особенно с качественной стороны.

На наш взгляд, эффективная занятость молодежи - это занятость, которая позволяет обеспечить молодым специалистам достойный доход, возможности не только реализации профессионального и интеллектуального потенциала, приобретенного в процессе обучения, но и его роста и совершенствования.

Формирование эффективной занятости молодежи позволит решить ряд значимых социальных и экономических проблем. Во-первых, стабильный и достойный доход обеспечит возможность содержать семью, решить проблемы жилья, отдыха, образования и воспитания детей, что позволит сократить число разводов в стране. Так, по данным Госкомстата РФ, в 2000 г. распалось 69% браков, в 2007 г. - 54% (показатель разводов в г. Балаково намного выше среднероссийского: в 2009 г. было зарегистрировано 1650 браков и 1160 разводов. По сравнению с 2008 г. число браков выросло на 15%, а число разводов -на 29%) [8, 9]. Во-вторых, интересная работа, позволяющая реализовать потенциал молодых специалистов, приведет к повышению эффективности производства, позволит «запустить» механизмы экономического роста; наконец, в-третьих, интересная, достойно оплачиваемая работа будет способствовать «закреплению» молодежи в местах традиционного проживания, снизит отток экономически активного, образованного населения из «провинции» в «центры», т.е. в крупные города. Это также обеспечит экономический эффект, поскольку издержки, связанные с получением образования и квалификации, будут возмещаться на той же территории, т.е. в муниципальных образованиях. Экономический результат будет получен в виде прироста валового муниципального продукта, в т.ч. за счет увеличения совокупного спроса и появления мультипликативного эффекта.

К сожалению, как показывает практика, только 50% выпускников вузов трудоустраиваются по специальности [10]. Это подтверждается и проведенным опросом выпускников 2008 и 2009 годов Балаковского института техники, технологии и управления. Не видя в городе перспективы трудоустройства по специальности, более 30% опрошенных высказали намерение уехать в крупные города. Анализ трудоустройства выпускников специальности «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» последних 5 лет показал, что в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове и других крупных городах работают более 65% выпускников, абсолютное большинство из которых работают по своей специальности и получают достойную заработную плату.

Наше исследование затрагивает, в первую очередь, проблемы трудоустройства и эффективной занятости выпускников вузов и средних специальных учебных заведений. В возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Именно

на этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. Поэтому необходимы специальные адаптационные молодёжные программы, которые призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующую в социально-трудовой сфере ситуацию.

Неэффективная и неполная занятость молодежи негативным образом сказывается на экономических и социальных процессах в границах муниципального образования: приводит к дальнейшему демографическому спаду, оттоку рабочей силы из провинции в «центры», чаще всего в города-мегаполисы, а также в теневой сектор экономики, ухудшению криминогенной ситуации (растет число социальных патологий: алкоголизм, наркомания, токсикомания, преступность), ослаблению пенсионных гарантий, отсутствию преемственности поколений в производственной сфере, а самое главное, снижению мотивации к инновационной деятельности.

Для поднятия уровня эффективной занятости молодежи, в т.ч. в границах муниципалитетов, необходима не только инвестиционная поддержка государства, но, в первую очередь, создание новой институциональной среды занятости молодежи, на основе которой возможно изменение экономического поведения агентов в молодежном сегменте рынка труда.

Вопрос о значении институтов, их воздействии на экономический рост и эффективность экономики достаточно широко освещен в классических работах исследователей, заложивших основы новой институциональной экономической теории.

Теория институциональной экономики представляет собой область знаний о правилах экономического поведения: о том, как они «работают», как формируются и меняются, с какими издержками и выгодами связаны их создание, изменение, соблюдение и нарушение [11]. Отсюда категория «институт» характеризуется как совокупность, состоящая из правил и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила [12]. В экономических исследованиях часто используют и более развернутое понятие института, данное лауреатом Нобелевской премии по экономике Д. Нортом: «институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений» [12]. Существуют и другие определения института, однако все их авторы неизменно подчеркивают тот факт, что принуждение к исполнению «главных» правил в рамках института связано с наличием в институциональной среде особого механизма - внутреннего (следование традициям, нравственным нормам и т. д.), либо внешнего, специально созданного с целью осуществления регулирования на всех уровнях управления.

Принимаемые государственной властью законы, определяющие те или иные правила поведения работодателей и работников на рынке труда (закон о минимальном размере оплаты труда, закон о труде, налоговое законодательство, законопроекты в образовательной сфере и др.), прямым либо косвенным образом сказываются на структуре и уровнях издержек, которые несут как работодатели (затраты на подготовку персонала, заработную плату и т.д.), так и работники (моральная нагрузка, связанная с поиском рабочего места, низкая заработная плата, невостребованность на рынке труда и т. д.). Приходится констатировать тот факт, что современные институты, регулирующие поведение агентов на рынке труда, в т.ч. в молодежном его секторе, действуют в настоящее время весьма неэффективно. Именно поэтому молодежь, как было подчеркнуто выше, является одной из наиболее дискриминируемых групп населения на рынке труда. Это актуализирует задачу формирования новой институциональной среды, которая позволит осуществить комплексное воздействие на поведение субъектов рынка труда (работодателей и работников, в том числе потенциальных) с целью обеспечения эффективной занятости молодежи.

Институциональная среда - это совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений [13]. Указанные правила могут представляться как в формальном (законы, постановления, программы), так и в неформальном (обычаи, менталитет) виде.

Теоретическое представление о контурах институциональной среды, определяющей рамки поведения экономических агентов (молодых работников и работодателей) на рынке труда, дает схема, представленная на рис. 2.

Рис. 2. Институциональная среда молодежного рынка труда

Данная схема характеризует взаимодействие потенциальных работников (в нашем случае молодых специалистов, выпускников учебных заведений) и работодателей, путем заключения институциональных соглашений (первый уровень) в рамках ограничений,

структурирующих их заключение (второй уровень) при наличии механизма принуждения к исполнению ограничений (третий уровень).

Следовательно, составляющими институциональной среды выступают нормы и правила социальной жизни общества, функционирования его политической сферы, базовые правовые нормы - законопроекты, правовые акты, указы и т.п.

Институциональная среда объединяет в себе все сферы как трудовой, так и социальной жизнедеятельности, принимающие активное участие в процессе стимулирования эффективной занятости молодежи, лоббирования интересов молодых специалистов и инноваторов в процессе трудоустройства, а также осуществляющие защиту интересов молодых работников во время трудовой деятельности - защиту от трудовой дискриминации. Она формирует правовые, экономические, социальные и иные основы, обеспечивающие эффективный уровень занятости на молодежном рынке труда, тем самым обеспечивая устойчивое прогрессивное развитие молодого поколения, как стратегического ресурса формирования инновационной экономики.

Таким образом, целью создания новой институциональной среды должно являться обеспечение эффективной занятости молодого поколения участников рынка труда, что позволит создать и развивать социально-трудовую базу для перехода российской экономики на инновационный путь.

Особую роль в обеспечении эффективной занятости молодежи должны играть муниципальные образования. Именно в них, т. е. городах, поселках и других населенных пунктах компактного проживания населения большинство молодых людей получают образование и квалификацию, определяют социальные и профессиональные ориентиры, часто приобретают первый опыт выхода на рынок труда.

В качестве ведущей институциональной формы, определяющей формирование эффективной занятости молодежи в муниципальных образованиях, должна стать молодежная политика, разработкой и осуществлением которой занимается Управление по делам молодежи администрации муниципалитетов. Однако зачастую данные ведомства испытывают правовые, организационные и финансовые ограничения, поэтому на данный момент не сформирована реально действующая молодежная политика, обеспечивающая экономически эффективную занятость молодежи.

Неэффективность существующей в рамках муниципалитета молодежной политики связана также с отсутствием ее глубокой научной обоснованности, логической скоординированности с другими социальными сферами деятельности муниципалитетов (социальной, кадровой политикой и др.). Недостаточно разработана нормативно-правовая база молодежной политики; не всегда осуществляются диагностика и комплексный социальный мониторинг состояния дел в молодежной сфере. Последнее не позволяет определить, насколько эффективно реализуются на практике те мероприятия, которые включены в муниципальные программы поддержки молодежи. Зачастую прекрасно разработанные программы помощи молодежи фактически ничего не изменяют в положении дел в молодежной среде.

По мнению некоторых исследователей, одним из направлений решения проблемы занятости молодежи является ее вовлечение в гибкие формы занятости (скользящий график работы, сезонная, неполная занятость). На наш взгляд, такие формы занятости не предусматривают стабильного заработка, а неполная занятость обеспечивает и вовсе низкий доход, поэтому они (эти формы занятости) не всегда приемлемы для большинства молодых специалистов и, конечно, не могут быть отнесены к эффективной занятости.

Решение проблемы эффективной занятости имеет особое значение для Саратовской области, в т.ч. и Балаковского муниципального образования, т.к. в регионе имеется высокая доля молодежи в составе экономически активного населения (307,5 тыс. человек - по области, в БМО - 60 тыс. человек, при общем населении 220 тыс. человек, следовательно, доля молодежи составляет 27,3%, что выше среднероссийского показателя). В противном случае выход на рынок труда молодежи с профессиональным

образованием, не соответствующим структуре спроса на рынке труда, или, что еще хуже без него (образования), может привести к снижению качества труда и к самым негативным экономическим и социальным последствиям в перспективе.

Осуществление государственного регулирования занятости населения происходит путем создания и применения в рамках определенной институциональной среды правовых и экономических методов воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Правовые методы включают в себя создание законодательной базы, необходимой для обеспечения равных возможностей в сфере занятости всех граждан и их социальной защиты.

Для экономических методов характерно приведение в действие таких рычагов, как инвестиции, системы налогообложения и кредитования, заработная плата (для работников бюджетной сферы), пособия, другие материальные и социальные блага.

Для объединения указанных рычагов (правовых, экономических) в единую институциональную основу со стороны властей муниципальных образований необходимо провести ряд основополагающих, базисных действий:

1. Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду:

• оказание посильной помощи учебным заведениям в социализации учащихся и студентов, реализации их интересов, путем организации профильных клубов и центров дополнительного образования. В программы работы таких центров должны быть включены семинары, на которых освещается реальная обстановка на муниципальном рынке труда, проводится изучение поведенческих принципов в условиях поиска работы; оказывается помощь в планировании и развитии эффективной карьеры. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению молодых людей не только исходя из их потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда;

• поддержка и развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, организация конкурсов инновационных молодежных проектов; поддержка молодежных общественных объединений, в основе деятельности которых лежат принципы, направленные на обеспечение выпускников перспективной работой, например бюро по трудоустройству молодежи.

2. Осуществление структурных изменений в образовательной системе. Вопрос об эффективности образовательной системы в последнее время становится все более актуальным. Нерационально с точки зрения общественных интересов подготавливать невостребованных специалистов, которые впоследствии вынуждены будут менять профессию и специальность.

Решение этого вопроса связано с проведением мониторинга спроса на рынке труда на среднесрочный и долгосрочный период. Власти любого муниципального образования, во избежание критического уровня диспропорции в структуре спроса и предложения на молодежном рынке труда, должны осуществлять меры по обеспечению соответствия объемов и профилей подготовки специалистов в учебных заведениях потребностям муниципального производственно-хозяйственного комплекса. Это могут быть меры прямого воздействия на образовательные учреждения и косвенного - на абитуриентов, в т.ч. посредством проведения активной программы подъема престижа востребованных специальностей на рынке труда. Здесь, конечно, возможны проблемы с негосударственными вузами, которые по своему усмотрению решают, кого и в каком количестве выпускать. В связи с этим, как нам представляется, одним из направлений решения данного вопроса может стать введение в качестве обязательного критерия при аккредитации негосударственных вузов процент трудоустраиваемых (в дальнейшем эффективно занятых) выпускников в динамике за определенный период времени.

3. Создание льготных условий развития предпринимательской деятельности, особенно связанной с инновационными наработками. Речь идет о программе «начального капитала для молодых предпринимателей», а также о совершенствовании регулирующей функции института налогообложения, путем создания гибкой шкалы налоговых ставок и

сборов для молодых предпринимателей и работников. Данное действие необходимо для подготовки поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические ресурсы страны.

4. Изменение порядка приема на работу молодых специалистов. Многие работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам, многие компании не видят необходимости для применения труда молодежи, не находят для молодежи возможности карьерного роста в рамках своего предприятия. Поэтому мерой, стимулирующей эффективную занятость молодежи, может стать смягчение критериев приема на работу, в частности прием молодежи без опыта работы путем квотирования для них рабочих мест, а также использование гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения с целью получения ими практического опыта. В данном направлении уже есть определенные наработки для создания подобного законопроекта у «Молодой гвардии», политической партии «Единая Россия». Но на пути воплощения в жизнь данных идей молодых политиков, как они и сами признают, возникает барьер, связанный с отсутствием механизма (инструментов и санкций) воздействия на незаконопослушных работодателей.

5. Создание малых предприятий при вузах, как было предложено в мае прошлого года Президентом РФ Д. Медведевым. Подобные организации в большинстве своем должны состоять из студентов старших курсов и выпускников вузов. Это позволит создать связующее звено между учебным заведением и производством путем приобретения молодыми специалистами практического опыта. Будет решена проблема получения стабильного (пусть даже и небольшого) заработка. Закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях был подписан Президентом России 02.08.2009 г. Данный Закон предоставляет вузам, НИИ право образовывать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям. При этом закон устанавливает, что доля бюджетного научного или образовательного учреждения при образовании акционерного общества должна быть более 25%, или более одной трети при создании общества с ограниченной ответственностью.

По мнению ряда политиков, данное направление может оказаться одним из самых перспективных в решении проблемы формирования эффективной занятости молодых специалистов и создания, тем самым, условий для перехода к инновационной экономике. При практической реализации данного законопроекта станет возможной активизация разработок в инновационной области, что в дальнейшем может послужить фундаментальной основой для создания муниципального инновационного кластера на базе внедрения в производство молодежных проектов предприятиями и иными хозяйствующими субъектами муниципального образования.

6. Широкое освещение результатов реализации различных направлений молодежной политики в средствах массовой информации. Данная деятельность создаст среду для адекватной оценки молодыми специалистами своих гарантий и возможностей, обеспеченных структурами власти муниципального образования, а также перспектив на рынке труда, оценке экономической действительности. Средства массовой информации позволят также выявить общий настрой молодого поколения, через осуществление обратной связи.

7. Наконец, при разработке муниципальной молодежной политики, опирающейся на адекватную нормативно-правовую базу и реальное финансовое обеспечение мероприятий, необходимо придать ее целям и задачам выраженную инновационную направленность.

Это далеко не полный список мероприятий, которые могут создать условия для формирования эффективной занятости молодежи. По отдельности данные действия представляют собой всего лишь единичные направления, апробация которых не сможет решить задач, возникших в результате массового выхода выпускников учебных заведений на рынок труда. Данные мероприятия являются дополняющими друг друга и только при объединении их в общей институциональной среде могут возникнуть предпосылки повышения инновационной и экономической активности молодежи. На этом должна основываться ориентированная на долгосрочный период, тщательно разработанная молодежная политика.

Формирование эффективной занятости молодежи является условием инновационного развития не только муниципалитетов, но и всего региона, и, как следствие - условием создания национальной инновационной системы.

К сожалению, несмотря на острую актуальность проблемы формирования эффективной занятости молодежи, в теоретико-экономических исследованиях отсутствует единое мнение относительно макроэкономической роли молодежного рынка труда и специфических характеристик рабочей силы молодежи. Это затрудняет выявление тенденций формирования молодежного рынка труда, особенностей его структуры и факторов, обусловливающих его развитие. По-видимому, этим объясняется недостаточно эффективная работа по формированию соответствующих федеральных и региональных механизмов обеспечения эффективной занятости молодежи.

Работа выполнена в рамках научного проекта по Аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.): «Исследование эндогенных факторов повышения качества человеческого потенциала российских муниципальных образований в условиях перехода в режим инновационного развития» (СГТУ-259).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке / Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов // Инновации. 2003. № 1. С. 16-20.

2. http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/13.shtml.

3. http://www.gazeta.ru/2009/09/10_a_3258568.shtml.

4. http://www.gks.rU/wps/portal/-http://www.gks.ru/wps/portal/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. http://www.trudinfo.ru.

6. http:slovari.yandex.ru/dict/glossary/article/1834/183_4696.HTM.

7. http://mirslovarei.com/content soc/JEFFEKTIVNAJA-ZANJATOST-7989.html.

8. http://razvodimsya.ru/all/statistika-razvodov-v-rossii.

9. http://balakovomedia.ru/pages.php?id=1078.

10. http://kcst.bmstu.ru/index.php?option=com_mcpt&view=event&eventid=2163.

11. Аузан А.А. Институциональная экономика / А.А. Азуан. М.: Инфра-М, 2005.

210 с.

12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Начала, 1997. 320 с.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Суворова Виктория Васильевна -

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика, организация и управление на предприятиях»

278

Suvorova Viktoriya Vasiliyevna -

Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of «Economics, Organization

Балаковского института техники, технологии и управления (филиала) Саратовского государственного технического университета

and Management of Enterprises» of Balakovo Institute of Engineering, Technology and Management (branch) of Saratov State Technical University

Мезенцев Юрий Михайлович -

аспирант кафедры «Экономика, организация и управление на предприятиях» Балаковского института техники, технологии и управления (филиала) Саратовского государственного технического университета

Mezentsev Yuriy Mikhailovich -

Post-graduate Student of the Department of «Economics, Organization and Management of Enterprises» of Balakovo Institute of Engineering, Technology and Management (branch) of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 25.05.10, принята к опубликованию 23.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.