Научная статья на тему 'Балансовый метод как инструмент регулирования спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда'

Балансовый метод как инструмент регулирования спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ / ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ДВИЖЕНИЕ ПОТОКОВ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / YOUTH EMPLOYMENT / NEED FOR LABOR RESOURCES / THE FORECAST BALANCE OF LABOR RESOURCES / MOVEMENT OF FLOWS OF YOUNG PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенцев Юрий Михайлович

В статье определены основные проблемы занятости молодежи в современном муниципальном образовании (городе); рассмотрен опыт существовавшей системы прогноза потребности в трудовых ресурсах до начала перестройки 1990-х гг.; определено модельное отражение процесса движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования, а также представлена система уравнений для разработки прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов в городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balance Method as a Tool to Regulate Supply and Demand in the Youth Segment of the Labor Market

The main problems of youth employment in a modern municipality education (town) are defined. Considered the experience of the current system's forecast of the needs of the labor resources before restructuring of the 90s. Model reflection of the process of flow of young professionals in the economic system of the municipality education was defined. System of management for the development of the forecast balance of young labor resources in the municipalities is presented.

Текст научной работы на тему «Балансовый метод как инструмент регулирования спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 3

Ю.М. Мезенцев1,

аспирант кафедры экономики, организации и управления на предприятиях

Балаковского института техники, технологии и управления (филиала)

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет

им. Ю.А. Гагарина»

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ

РЕГУЛИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА ТРУДА

В статье определены основные проблемы занятости молодежи в современном муниципальном образовании (городе); рассмотрен опыт существовавшей системы прогноза потребности в трудовых ресурсах до начала перестройки 1990-х гг.; определено модельное отражение процесса движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования, а также представлена система уравнений для разработки прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов в городах.

Ключевые слова: занятость молодежи, потребность в трудовых ресурсах, прогнозный баланс трудовых ресурсов, движение потоков молодых специалистов.

The main problems of youth employment in a modern municipality education (town) are defined. Considered the experience of the current system's forecast of the needs of the labor resources before restructuring of the 90s. Model reflection of the process of flow of young professionals in the economic system of the municipality education was defined. System of management for the development of the forecast balance of young labor resources in the municipalities is presented.

Key words: youth employment, need for labor resources, the forecast balance of labor resources, movement of flows of young professionals.

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. С 90-х гг. прошлого века, когда начались экономические реформы, безработица стала привычным элементом жизни россиян, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Данная проблема остается в центре внимания и населения, и научной общественности. В настоящее время наметилась тенденция сохранения числа безработных в России. Согласно данным Росстата, в июле 2011 г. число граждан, принятых на работу, превысило количество уволенных на 32,2 тыс. человек. Официально в службах занятости зарегистрировано в 3,6 раза мень-

1 Мезенцев Юрий Михайлович, тел.: +7 (8453) 45-05-61.

ше человек — 1 млн 384 тыс.2 Приведенные цифры не являются неожиданными, поскольку страна уже выходит на докризисный уровень. Без работы остаются в основном те, кто был без нее и два-три года назад.

Несмотря на сокращение безработицы в целом, остается актуальной проблема ее роста среди молодежи. По данным Международной организации труда, в настоящее время уровень безработицы среди молодежи достиг очередного максимума. Ранее организация, основываясь на оптимистичных прогнозах роста мировой экономики, предполагала сокращение молодежной незанятости. Эксперты ожидали, что безработица среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет пойдет на спад в 2010 и 2011 гг., но она достигла очередного рекорда и составила 13%. Это означает, что сейчас в мире насчитывается 81 млн безработных молодых людей3. Уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, — 16%4. Как правило, среди молодых безработных основную массу составляют жители провинциальных городов, где существует наиболее напряженная обстановка с рабочими местами, а также представители профессий, которыми переполнен рынок труда, — бухгалтеры, юристы, экономисты, психологи, социологи. Нельзя сказать, что специалисты этих направлений не требуются вообще, но в настоящий момент на рынке труда предложение данных специальностей значительно превышает спрос на них со стороны работодателей. Среди вакансий в базах данных службы занятости превалируют традиционно инженерные и рабочие кадры. Всего на конец июля 2011 г., по данным Росстата, зафиксировано порядка 294 тыс. вакансий. Хотя летом безработица обычно снижается, в июле она увеличилась на 8,7% по сравнению с июнем. Это объясняется приходом на рынок труда выпускников учебных заведений (основной пик регистрации безработных придется на середину — конец осени). Летом молодые люди, которым не удалось сразу трудоустроиться, обычно пребывают в «пассивном» поиске рабочего места, а осенью активно начинают искать работу или становятся на учет в службу занятости. Сейчас доля безработных в возрасте от 15 до 19 лет составляет 8,5%, в возрасте 20—25 лет — почти 22%. Средний возраст безработных приближается к 35 годам5.

2 Российская газета: сайт. 2011. 22 августа. URL: www.rg.ru (дата обращения: 15.12.2011).

3 Рамблер: медийный портал. URL: http://news.rambler.ru/10506214 (дата обращения: 10.11.2011).

4 См.: Белогрудова Н.В. Молодежная безработица в России выше, чем в мире // Деловой Петербург: новостной сайт. 2010. 27 августа. URL: http://www.dp.ru/a/2010/ 08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/ (дата обращения: 22.11.2011).

5 Там же.

Данная ситуация может создать негативные условия для реализации намеченного руководителями страны курса на модернизацию и перевод экономики на инновационный тип развития. В решении этой задачи основная роль отводится муниципальным образованиям (городам, городским и сельским поселениям), в которых сосредоточен ресурсный потенциал российской экономики.

Модернизация и технологическое усовершенствование экономики муниципалитетов невозможны без прогнозирования рационального использования и развития трудовых ресурсов. Молодые специалисты, неспособные обеспечить инновационную составляющую развития предприятий, часто становятся помехой для инновационной экономики из-за несоответствия уровня своей квалификации требованиям хозяйствующих субъектов. Решать указанную проблему необходимо с помощью координации и управления качественной составляющей структуры трудовых ресурсов.

В развитых странах, таких как Великобритания, Австралия, США, Германия, Канада, прогнозирование состояния рынка труда и использование его результатов осуществляются достаточно активно на основе применения различных подходов6.

В России практика и методология составления прогнозного баланса трудовых ресурсов забыты, поэтому анализ опыта прошлых поколений, разработки баланса трудовых ресурсов в СССР представляют интерес как в теоретическом (изучение методологии планирования), так и в практическом аспекте.

В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа. Он играл ведущую роль в формировании народно-хозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям. При разработке баланса трудовых ресурсов и плана подготовки кадров предусматривалось обеспечение полной занятости населения.

Годовые плановые балансы служили основой для подготовки мероприятий, обеспечивавших поступление в народное хозяйство территорий необходимого количества рабочей силы при вводе в строй в том или ином году новых предприятий или, наоборот, при сокращении рабочих мест в результате технического прогресса на действующих предприятиях, истощения разработок добывающей промышленности, а также своевременное перераспределение работников внутри территории или за ее пределами7.

6 Richardson S., Tan Y. Forecasting Future Demands: What We Can and Cannot Know. Australia, Adelaide, 2005. P. 15.

7 См.: Минц Л.Е. Проблемы баланса труда и использования трудовых ресурсов в СССР. М., 1967.

Таким образом, планирование подготовки и распределения молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием напрямую зависело от потребностей народного хозяйства в таких специалистах. Соответственно их подготовка и распределение производились в строгом соответствии с рассчитываемой дополнительной потребностью, отражавшей количество и структуру востребованных кадров.

Следует отметить, что у процесса централизованного планирования потребности и структуры трудовых ресурсов были свои достоинства и недостатки.

К достоинствам относятся: хорошо разработанная научно-методическая основа; достаточный перечень показателей с глубокой детализацией; планирование «снизу вверх», что позволяло учесть потребности каждого предприятия/организации; увязка потребностей народного хозяйства страны с развитием системы образования.

Среди недостатков отмечаются: сознательное завышение предприятиями потребностей в кадрах для обеспечения выполнения плановых показателей; наличие «длинных» каналов прохождения информации, что приводило к ее искажению на последних этапах планирования; ориентация методов перспективных балансовых расчетов трудовых ресурсов в основном на сложившийся уровень затрат труда с определенной их корректировкой в зависимости от намечаемого роста производительности труда; наличие определенного противоречия между потребностями общественного производства в трудовых ресурсах и потребностями трудовых ресурсов в рабочих местах. Последнее проявлялось в том, что после «отработки» срока по трудовому распределению многие специалисты покидали свои предприятия и трудоустраивались в соответствии с собственными интересами.

Соответственно, несмотря на перечисленные достоинства планирования трудовых ресурсов в СССР, полное копирование в рыночной экономике советского опыта невозможно в силу указанных недостатков и отсутствия в настоящее время необходимых условий его использования. Так, в частности, в современной экономике отсутствует система централизованного планирования, неотъемлемым элементом которой выступал баланс трудовых ресурсов. Эта система в начале 1990-х гг. была полностью разрушена.

После распада Советского Союза официально плановый баланс трудовых ресурсов не составлялся. Текущие балансы трудовых ресурсов публиковались в отдельные годы.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"», разработанный в соответствии с поручением Правительства РФ от 26.11.2009 г., предлагает закрепить положение,

согласно которому к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения будет относиться в том числе и разработка прогноза баланса трудовых ресурсов. Это позволит:

— определять степень соответствия между потребностью экономики в трудовых ресурсах и ожидаемым их наличием на данной территории;

— планировать эффективность использования трудовых ресурсов;

— способствовать повышению эффективности государственной политики содействия занятости населения.

Прогноз трудовых ресурсов должен включать в себя расчет как количественных (определяющих численность занятых в экономике), так и качественных (определяющих специальность занятых) показателей.

На сегодняшний день существует несколько методик, описывающих возможные варианты прогнозирования численности трудовых ресурсов с использованием агрегированных показателей8. Однако нет результатов прогнозных расчетов в детализации по субъектам РФ, видам экономической деятельности, укрупненным группам образовательных специальностей, профессиям рабочих/должностям служащих.

В целом необходимо отметить, что большинство методик прогнозирования не позволяет составить достоверный прогноз, поскольку не везде учитываются закономерности развития процесса воспроизводства населения и трудовых ресурсов; не обеспечивается качественное соответствие между наличием трудовых ресурсов и потребностями в них экономики регионов и субъектов; не учитывается явным образом влияние внешних и внутренних факторов (развитие производства, формирование инновационной экономики, межотраслевой оборот трудовых ресурсов).

На рис. 1 представлена модель движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования. Предлагаемая модель прогнозирования базируется на расчете необходимого количества молодых трудовых ресурсов в рамках функционирующей экономической системы муниципального образования с учетом взаимодействия как ее непосредственных элементов, отражающих экономическую деятельность, так и рынка труда, системы образования, процессов миграции. В основе модели лежит идея о том, что развитие экономики и обеспечение ее молодыми трудовыми ресурсами осуществляется, согласно основ-

8 См.: Коровкин А.Г., Королев И.Б. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования. 2005. № 4. С. 28—49; Лапин А.Е. Региональный рынок труда: мониторинг, модели "labor economics" и государственная политика. Ульяновск, 2002.

Поступление молодого, экономически активного населения на рынок труда

Экономическая система муниципального образования с прозрачным мониторингом обстановки в молодежном секторе рынка труда

Рынок труда

Государствен н ы й центр занятости населения

Свободные соискатели

Частные бюро трудоустройства

Сектор малого частного бизнеса

Занятие экономически активной молодежи частным бизнесом

Поток абитуриентов

Программы содействия самозанятости молодежи

1

Высвобожденные трудовые ресурсы

Г

Участие работодателей в практической подготовке молодых специалистов

Требования к качеству подготовки молодых специалистов

Перспективная потребность в кадрах по востребованным профессиям

Г

Представители системы образования (учебные заведения)

Трудоустройство востребованных специалистов

Хозяйствующие

субъекты (работодатели)

Ликвидируемые предприятия (банкроты)

Модернизируемые предприятия

Действующие предприятия

Новые (стоящиеся) предприятия

Предоставление подготовленных специалистов согласно требованиям производства

Рис. 1. Модельное отражение процесса движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования.

Составлено автором

ным положениям институциональной теории, через установление соответствующих «правил игры», «норм», «побудительных мотивов», чтобы в итоге путем минимизации информационной неопределенности и расходов всех участников добиться повышения эффективной занятости молодежи.

Основная мысль, отраженная в схеме на рис. 1, состоит в обосновании необходимости участия работодателей в формировании требований к качеству и профессионально-квалификационной структуре молодых работников, которые должна реализовывать система образования. Хозяйствующим субъектам во избежание возникновения структурного дефицита кадров необходимо разработать среднесрочные и долгосрочные планы, отражающие потребности в трудовых ресурсах, и осуществлять взаимодействие с учебными заведениями относительно контроля качества подготовки кадров на протяжении всего цикла обучения молодых специалистов.

Функции работодателя при обеспечении структуры соответствия подготавливаемых кадров должностным требованиям, существующим на предприятии, должны также заключаться в формировании практической базы (осуществление подготовки на собственном производстве через предоставление возможности будущим специалистам проходить все виды практик), а также в передаче учебному заведению результатов входного контроля знаний молодого специалиста. Таким образом, представители системы образования (ссузы и вузы) будут иметь объективную информацию о качестве подготовки специалистов и на этом основании корректировать учебную программу.

Именно такое взаимодействие указанных субъектов муниципальной экономики нужно для того, чтобы имелась возможность воздействовать на ситуацию на рынке труда (в его молодежном сегменте) путем заблаговременной подготовки трудовых ресурсов соответствующей профессионально-квалификационной структуры. Таким образом осуществляется влияние не только на количественные характеристики трудовых ресурсов, но и на качественные (рынок труда посредством работодателей оказывает воздействие на систему образования в целях определения требований к уровню и структуре профессиональной подготовки выпускников). Подобная система позволяет сформировать спрос на рынке труда с учетом тенденций, свойственных процессу становления и развития инновационной экономики.

Предполагаемая гибкость системы образования непосредственно должна отвечать спросу гибкого рынка труда. Модернизация производства требует подготовки обученных и легко адаптирующихся к изменениям работников, готовых сменить профессию и степень ответственности несколько раз за трудовую жизнь и спо-

собных обучиться новой профессии на имеющейся основе. Отсюда и необходимость создания системы подготовки и обучения, которая обеспечивала бы широкое и высококачественное образование.

Таким образом, в предлагаемой модели (рис. 1) учитывается процесс формирования новых профессионально-квалификационных требований к молодым кадрам, соответствующих возрастающему технологическому уровню экономики в посткризисный период.

В рамках разработанной модели были описаны составляющие (факторы) потоков молодых специалистов муниципального рынка труда (входящих и выходящих), дающие возможность в дальнейшем учесть все необходимое взаимодействие для составления прогнозного баланса потребности в молодых трудовых ресурсах провинциального муниципалитета (рис. 2).

Математическое описание составляющих притока и оттока трудовых ресурсов на рынке труда представляет собой систему линейных уравнений, позволяющих рассчитывать прогнозную численность работников на рынке труда:

Ь +1) = Ь (Г,) + АЬ (Г,),

ж (^)=ь ;Е )+Ьв (^)+ьм (^),

Ь-((,) = Ь-8С ((,) + Ьм ((.), \ы (I,)=Ь N (^) • к,

АD(tI) = Ь (^+1) - (Ь (^) - Ь- (^)) + Ьы (^), АВ (^) = АD(ti)-М (^),

где — численность молодых работников в периоде; ЬЩ —

фактическая численность молодых работников на рынке труда;

— поток выбытия трудовых ресурсов с рынка труда за период; АЬ(^ — изменение численности молодых работников на рынке труда за период; АS У) — дополнительное предложение молодых специалистов на рынке труда; Ь+рЕ (?..) — выпускники системы профессионального и высшего образования; Ь+в (?..) — безработная молодежь, появившаяся в результате оптимизации численности (сокращения) персонала на хозяйствующих субъектах за период; ЬМм (?..) — приехавшие молодые трудовые мигранты из других муниципалитетов и регионов; Ь-с (?..) — естественно-возрастное выбытие; Ьм (?.) — миграция молодых трудовых ресурсов в другие муниципалитеты и регионы; Ь+ ^ ) — поток привлечения трудовых ресурсов на вновь создаваемые и модернизированные предприятия; Ьм(1) — расчетная численность молодых специалистов на вновь созданных хозяйствующих субъектах; К — удельная доля молодых специалистов на вновь вводимых предприятиях (рассчи-

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Уволенные (сокращенные) в результате оптимизации численности на предприятии

«Выход» из самозанятости

Мигрирующая молодежь (из сельской местности, других муниципальных образований и регионов)

Выпускники учебных заведений (средних, средне-специальных, вузов)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПРОС

Выбытие работников

- естественно-возрастное;

- миграция;

- переход в самозанятость

Новые рабочие места на вновь создаваемых и модернизированных предприятиях

Рис. 2. Факторы формирования спроса и предложения молодых специалистов на муниципальном рынке труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тывается на основе: а) экспертной оценки; б) методом экстраполяции); AD(t) — дополнительный спрос на молодых специалистов; AB(t) — показатель баланса спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда.

На основе представленной системы уравнений возможна разработка прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов в границах муниципальных образований.

При этом ключевыми моментами разработки такого баланса трудовых ресурсов являются:

— фактические данные о состоянии трудовых ресурсов;

— расчет общей и дополнительной потребности в молодых кадрах по видам экономической деятельности в профессионально-квалификационном разрезе;

— фактические данные о состоянии системы подготовки и переподготовки кадров с профессиональным образованием;

— определение прогнозной динамики подготовки/переподготовки кадров с профессиональным образованием в профессионально-квалификационном разрезе.

Баланс молодых трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала территории и источником информации о его использовании, а также служит полезным инструментом для объединения всех имеющихся данных о молодежном сегменте рынка труда.

Формирование прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов как на муниципальном, так и на региональном уровне имеет важное значение для становления инновационной экономики России. Помимо использования имеющихся в балансе сведений о будущем состоянии трудовых ресурсов для управления сферой занятости населения, он также необходим для планирования своевременной подготовки востребованных специалистов с учетом тенденций перехода на инновационный тип развития.

Таким образом, применение балансового метода оценки планирования спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда и развитие системы взаимодействия «образовательное учреждение — предприятие» открывают реальную возможность реализации намеченного пути на модернизацию и технологическое развитие экономики как муниципальных образований, регионов, так и всей России в целом.

Список литературы

Белогрудова Н.В. Молодежная безработица в России выше, чем в мире // Деловой Петербург: новостной сайт. 2010. 27 августа. URL: http://www. dp.ru/a/2010/08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/

Коровкин А.Г., Королев И.Б. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования. 2005. № 4. С. 28—49.

Лапин А.Е. Региональный рынок труда: мониторинг, модели "labor economics" и государственная политика. Ульяновск, 2002.

Минц Л.Е. Проблемы баланса труда и использования трудовых ресурсов в СССР. М., 1967.

Рамблер: медийный портал. URL: http://news.rambler.ru/10506214/ Российская газета: сайт. 2011. 22 августа. URL: www.rg.ru Richardson S., Tan Y. Forecasting Future Demands: What We Can and Cannot Know. Australia, Adelaide, 2005. P. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.