РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
О. Н. ГОРБУНОВА, А. В. ГЛАДЫШЕВА
В статье рассматривается соответствие трудового ресурса потребностям регионального развития, спроса и предложения трудовых ресурсов, обоснована необходимость мониторинга трудовых ресурсов на региональном уровне.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, мониторинг, показатели мониторинга трудовых ресурсов, профессиональное образование, спрос на трудовые ресурсы, предложение трудовых ресурсов.
В разрезе общей подготовки специалистов традиционно лежала сила российского образования, которая была базой не только для успешного освоения специальных знаний, но и предпосылкой легкой переквалификации. Российский опыт подготовки инженеров в начале XX в. повлиял на реструктуризацию инженерного образования в США именно в плане увеличения объемов общей подготовки. Именно после заимствования российского опыта в ведущих технических вузах США, первые два курса, как и в России, были отведены на общетехнические дисциплины.
В ходе осуществления реструктуризации профессионального образования необходимо:
- усовершенствовать механизмы заказа и последующего трудоустройства;
- укрупнить профессионально-квалификационные требования к профилю и уровню подготовки кадров;
- расширить базовую подготовку специалистов;
- включить в обязательный уровень владение информационными технологиями, компьютерами;
- перейти от овладения узкой специализацией к «ключевым компетенциям»;
- с учетом выше перечисленного и сложившейся демографической ситуации создать оптимальную систему профессионального образования в регионе, использующую потенциал советской школы и соответствующую реальному состоянию и перспективе развития региона.
Федеральные требования к модели профессионального образования и инноваций на уровне региона вытекают из задачи формирования единого образовательного пространства, обеспечения неуклонного повышения квалификации рабочей
силы, ее мобильности на территории всей страны и области [2].
В ходе осуществляемой в России децентрализации управления все острее ощущается потребность выработки обоснованных подходов, позволяющих определить оптимальные методы планирования, размещения или перепрофилирования существующих профессиональных образовательных учреждений в регионе с учетом таких факторов, как наличие потенциальных потребителей образовательных услуг, уровень востребованности кадров, популярность профессий. Недостаток научных и методических разработок, нормативных материалов по этим и другим вопросам тормозит реформу системы профессионального образования в регионах и в большой степени обуславливает трудности, которые они испытывают.
Отсутствие на ранних этапах децентрализации управления научно обоснованной модели региональной системы профессионального образования и методов ее взаимодействия с рынком труда является причиной того, что структура профессий, по которым ведется подготовка в профессиональных образовательных учреждениях, зачастую имеет пропорции, сложившиеся в регионе без учета реальной потребности в кадрах в настоящее время.
Региональные требования к профессиональному образованию могут быть представлены в количественном и качественном выражении. Количественно они фиксируют потребность в кадрах всей экономической сферы региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к профилю и уровню подготовки кадров. Определение этой потребности и затем реальных путей ее удовлетворения путем органи-
зации соответствующей системы профессионального образования позволяет обоснованно:
- определить структуру кадров, необходимых для социально-экономического развития региона;
- содержание профессиональной подготовки;
- типы и виды профессиональных образовательных учреждений;
- сроки и форму подготовки.
Для решения этой задачи необходимо на научной основе выявить соответствие системы профессионального образования социально-экономическим изменениям, происходящим в регионе, сделать глубокий анализ потребности в кадрах со стороны промышленных предприятий и непроизводственной сферы, планируемого прироста или снижения численности рабочих и специалистов, а также возмещения естественной и другой планируемой убыли кадров, выражающейся в «текучести кадров».
С другой стороны, необходимо иметь развернутые сведения о существующей системе профессионального обучения и профессиональной подготовки кадров и их способности удовлетворить потребности региона в кадрах в перспективе. Это направление имеет высокую актуальность, особенно в связи с передачей в регионы основных полномочий по организации и управлению системой профессионального образования и образованием в целом.
Экономический, научный и социальный подход к формированию региональной модели профессионального образования предполагает также анализ содержания профессионального образования и его соответствия характеру труда в современном социально-экономическом пространстве экономики знаний, оценку технологий профессионального образования, а также педагогических кадров [8].
Для Тамбовской области сегодня характерна слабая сбалансированность основных факторов воспроизводства социально-профессиональной
структуры трудоспособного населения (спрос -потребность - предложение). Об этом свидетельствуют показатели занятости молодежи, высвобождения рабочей силы, ее профессиональной интеграции в рынок, особенности мотивации труда, которая выступает индикатором направленности воспроизводственных процессов.
Ухудшение здоровья и беспрецедентный рост смертности населения, особенно трудоспособного возраста, стремительное снижение рождаемости, уменьшение ожидаемой продолжительности жизни, высокая младенческая смертность, рост общей заболеваемости на фоне абсолютного сокращения численности населения - такова общая характеристика демографической ситуации в стране за последнее десятилетие [11]. При сохранении та-
кой тенденции создается реальная угроза депопуляции и «вымирания» населения. Формирование неблагоприятной возрастной структуры населения проявляется в том, что численность и доля детей и подростков сокращается, а лиц пенсионного возраста - растет. По расчетам социологов, до 2005 г. численность населения в трудоспособном возрасте оставалась стабильной, но затем идет на спад, этот процесс продолжается.
Экономическая структура населения в период реформ относительно стабильна: трудовые ресурсы не превышают 50 % от общей численности населения, а экономически активное население -менее / от общей численности. Последние десятилетия было нестабильно в сфере занятости населения: до 1998 г. наблюдался ее спад, рост безработицы, к 2000 г. ситуация стабилизировалась, а в настоящее время вновь отмечается ее ухудшение. Объяснялось это высвобождением занятых из государственного сектора и постепенном переходе их в негосударственный. Так, в начале реформ соотношение государственного и негосударственного секторов экономики составляло около 82 и 18 %, к концу ХХ в. - почти 30 : 70, а в перспективе возможно достижение американской структуры (15,9 : 84,1). Уход от государственной занятости породил рост безработицы (особенно велики масштабы скрытой безработицы) и нерегистрируемых форм занятости.
Несмотря на понимание важности для экономики страны развития малого предпринимательства, в России рабочие и специалисты трудятся преимущественно на крупных предприятиях, что противоречит мировым тенденциям занятости.
Регионализация страны еще больше усугубляет негативные социально-экономические тенденции. Многие субъекты Российской Федерации попали в «демографическую яму»: население там неизбежно стареет вследствие миграции и отрицательного естественного прироста. Рабочие высокой квалификации, молодые специалисты ищут достойный заработок, поэтому стремятся в города, столицы территориальных образований. Низовые районы испытывают, с одной стороны, высокую безработицу, с другой - дефицит профессиональных кадров.
«Образование сегодня превратилось в один из факторов развития региональной экономики, поэтому финансирование этой сферы не бюджетное бремя, а выгодная инвестиция», - мнение одного из губернаторов России [3]. Роль образования в воспроизводстве трудовых ресурсов зависит от точности социального заказа и гибкости системы образования.
В сложившихся реалиях школа или учреждения профессионального образования должны гиб-
ко реагировать на быстроменяющуюся ситуацию на рынке труда. Рынок труда, возникший в годы реформ как важнейший механизм распределения трудовых ресурсов, до сих пор функционирует неэффективно. Выплата пособий не помогает безработным, а повышение квалификации и переобучение не носят системного характера. В частности, это объясняется тем, что в большинстве случаях нет соответствующей информации о результатах мониторинга ситуации на рынке труда.
В общем виде мониторинг представляет собой процесс отслеживания состояния какого-либо объекта, процесса с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных на основе определенных ключевых показателей. Мониторинг - это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития. Мониторинг широко применяется для анализа и прогнозирования в различных областях человеческой деятельности (экология, политика, образование, социально-трудовая сфера и др.). Он позволяет лучше понять ход протекания процесса, своевременно обнаружить его отклонения, оперативно внести коррективы.
Цели мониторинга трудовых ресурсов на региональном уровне: получать регулярную информацию о состоянии трудовых ресурсов региона, выявлять тенденции в изменении состояния и качества трудового регионального потенциала, определять факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда региона и т. д.
Актуальность и сложность выработки направлений развития общего и профессионального образования в регионе объясняется тем, что в образовательной сфере невозможно ограничиться разовыми прогностическими выводами. Прогнозирование в сфере образования - это непрерывный процесс, поскольку изменения в экономической, производственно-технологической, научнотехнической и социальной сферах носят перманентный характер и требуют постоянной реконструкции образовательной системы, постройки системы образования не только исходя из потребностей существующего положения дел, но и на близкую и отдаленную перспективу.
Но не будут ли усилия школы сведены на «нет», из-за того, что она будет ориентировать своих выпускников на профессии, в которых наш регион не испытывает потребности? Нам видится решение этой проблемы в создании прочной связи между центрами по трудоустройству населения, статистическими центрами, отделами исполни-
тельной власти, планирующими развитие промышленности, сферы услуг и т. п. в регионе, управлениями образования. Следовательно, мониторинг трудовых ресурсов региона необходимо должен дополняться исследованием рынка труда и присутствующего на нем товара. Он обязательно должен быть дополнен информацией о предлагаемых образовательных услугах в регионе. Маркетинг стал одним из позитивных изменений в сфере профессионального образования, потребовал переориентации ее целей с абстрактных «потребностей общества» на приоритетное удовлетворение потребностей конкретного рынка труда [7], а, следовательно, и интересов самого человека, который получает работу и средства к существованию.
Как замечают Е. В. Ткаченко и А. Т. Глазунов, «регион - это не только сложившаяся правовая, социально-экономическая, географическая, этнокультурная форма существования, но это еще и сложившийся объект управления, регулирования и распределения человеческих ресурсов, часто отличающийся от многих других своеобразной спецификой» [13]. Проводимые в России экономические реформы существенно изменили роль регионов: с одной стороны, резко возросли их самостоятельность и потенциальные возможности, а с другой - усилилась их экономическая уязвимость, в том числе и за счет несовершенства современного законодательства, структурной и налоговой политики. Отсутствие рыночных регуляторов занятости при формировании региональных рынков труда порождает проблемы дисбаланса региональной рабочей силы.
В соответствии с вышеприведенным понятием, маркетинг трудовых ресурсов региона предполагает исследование следующих взаимосвязанных направлений: особенностей регионального рынка труда; сложившейся структуры трудовых ресурсов; потребностей экономики в определенном количестве и качестве трудовых ресурсов; запросов населения в сфере образовательных услуг; поведения производителей образовательных услуг (учреждений системы образования).
Эти компоненты маркетинга трудовых ресурсов находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой, что предполагает их сопряженный анализ взаимовлияния. Подобные исследования основываются как на общенаучных методах, так и методах специальных наук: статистики, социологии, математики, педагогики и т. п.
Характерными чертами регионального рынка труда являются:
- рост безработицы при наличии вакансий (предлагаемые рабочие места зачастую не отве-
чают потребностям соискателей с точки зрения размеров оплаты труда, не соответствуют уровню их квалификации);
- неполная занятость работников, пребывающих в вынужденных отпусках по инициативе администрации или работающих в режиме сокращенного времени (человек сохраняет статус занятого, будучи, по сути, безработным);
- несоответствующий квалификации и производительности уровень оплаты труда.
Анализ кадровых потребностей предприятий приводит к следующим выводам:
- потребность в подготовке рабочей силы определенного качества отражает технический, технологический уровни хозяйствующих субъектов;
- разрыв в техническом и технологическом уровнях между крупными, малыми и средними предприятиями увеличивается, что препятствует решению задачи, связанной с повышением роли мелкого и среднего бизнеса в национальной экономике;
- до 80 % заявок работодателей адресованы рабочим, имеющим лишь начальное профессиональное образование;
- большинство вакансий, заявленных предприятиями, не требуют от соискателей повышения квалификации в ближайшие годы, так как оборудование и технологии не обновляются на протяжении десятилетий;
- потребности в высококвалифицированных кадрах снизились по большинству профессий;
- работодатели крупных предприятий удовлетворяют потребности в высококвалифицированных рабочих за счет внутрифирменного рынка труда (повышение квалификации, переподготовка). Однако есть примеры, когда работодатели в целях экономии собственных средств заключают договоры с рабочими «со стороны», гарантируя им трудоустройство на своем предприятии при условии прохождения ими переподготовки через службу занятости. То есть существует теневая часть регионального рынка труда в виде незарегистрированных вакансий, что затрудняет оценку реальной ситуации на рынке квалифицированного труда.
Среди многообразных экономических, социальных и демографических факторов, обусловивших новые явления на российском рынке труда, можно выделить несколько групп. Одна из них включает формирование ряда важнейших условий функционирования рынка труда. К ним в первую очередь относятся становление многоукладности, утверждение принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда, когда нормальная система социального партнерства еще не сложилась.
Перечисленные факторы, переплетаясь между собой и дополняя друг друга, оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.
Маркетинг в сфере образования имеет свою специфику, связанную с характером «продукта» системы образования - образовательными услугами. Они имеют опосредованную материальную ценность, отсроченный эффект получения «прибыли», неотделимы от носителя знаний - специалиста.
Свое определение образовательному маркетингу дают ученые Института развития профессионального образования. Обобщая предлагаемые зарубежными и российскими учеными подходы и определения, маркетинг образовательных услуг предлагают понимать как систему организационных мер по удовлетворению потребностей рынка труда с учетом образовательных потребностей населения и возможностей системы образования [12].
Исходя из сказанного, можно отметить, что разработка основ комплексной региональной модели развития трудовых ресурсов связана, в первую очередь, с разработкой трех научных направлений:
- изучением состояния трудовых ресурсов региона, включающего состояние здоровья, демографическую составляющую, возрастные особенности и т. д., а также и трудовой потенциал, «как предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые ... профессионально-образовательным уровнем» [1] субъектов рынка труда;
- обоснованием научных прогнозов изменения потребности регионального рынка труда в кадрах с учетом их количественных и качественных характеристик;
- научным проектированием основных параметров системы профессионального образования, способной к саморазвитию на основе согласования своих задач с постоянно изменяющимися экономическими и социальными потребностями региона.
Это служит основанием для определения цели мониторинга - на основе выборочного анализа получение данных о реальном состоянии рынка труда, трудовых ресурсов, рынка образовательных услуг. Этой цели должны быть подчинены выбор объектов мониторинга, показателей, характеризующих действительное данных объектов, выбор диагностического материала, установление периодичности и сроков сбора информации. После этапа сбора информации должны быть составлены соответствующие базы данных, уточнены критерии и показатели действительного состояния выбранных объектов. На следующем этапе происходит систематизация и анализ информации, даются выводы и рекомендации.
Для создания наиболее эффективной методики мониторинга рынка труда следует выделить методику прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях. В ней должны быть выделены показатели, характеризующие территориальные и отраслевые особенности рынка труда в регионе, даны рекомендации по формирования прогноза потребности регионального рынка труда в подготовке квалифицированной рабочей силы в учреждениях начального профессионального образования [5].
В данной ситуации важной задачей становится мониторинг рынка труда, в результате которого выявляются колебания спроса на те или иные виды образовательных услуг, формирующихся в сочетании с проблемами многоканального финансирования, поиска нетрадиционных источников инвестиций, не устоявшихся отношений собственности. Недооценка мониторинга рынка труда уже привела к существенным перекосам в структуре подготовки кадров системой профессионального образования России.
Мониторинг рынка труда предполагает оценку экономической ситуации региона: отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного территориального образования, изучение кадровой политики, оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы. В этой связи возникает потребность создания инструмента государственного регулирования процессов профессиональной подготовки: приема, трудоустройства и занятости выпускников, подготовки рабочих в разрезе отраслей и т. п.
Прогнозирование рынка труда проводится местными органами по труду и занятости населения при содействии органов статистики, миграционных служб и органов управления профессиональным образованием на основе комплексного решения следующих задач:
- определение численности различных категорий граждан, попадающих на рынок труда;
- оценка потребности экономики региона в работниках определенных профессий и квалификаций;
- оценка степени напряженности на рынке труда по различным профессиям и специальностям [10].
В качестве субъектов мониторинга рассматриваются:
- органы управления образованием (профобразованием) учреждения профессионального образования всех видов, организационно-правовых форм;
- организация службы занятости населения;
- органы Государственной статистики;
- заинтересованные субъекты хозяйствования, а также иные государственные, общественные, коммерческие организации федерального, регионального или местного (муниципального) уровня, между которыми в процессе реализации конечных задач формируется определенная система отношений с учетом их общих и индивидуальных интересов [9].
Решение этих задач невозможно без ясного понимания современного состояния трудовых ресурсов, которое лишь частично отражено в статистических справочниках. Отсутствуют или недостаточно полно фиксируются данные по трудоустройству молодежи, особенно окончившей учебные заведения. Считается, например, что если учащийся прибыл на учебу по направлению предприятия и затем направлен по окончании на то же предприятие, то, следовательно, он трудоустроен. И, напротив, если выпускник образовательного учреждения сразу после окончания учебы призван в ряды Вооруженных сил, он записывается в общую графу нетрудоустроенных. Полностью отсутствует статистика числа молодых людей, работающих после окончания учебного заведения, после службы в армии по полученной ранее профессии.
Для того чтобы эффективно прогнозировать и управлять системой профессионального образования как единым целым, необходимо совершенствование механизма взаимодействия звеньев производственной, управленческой, образовательной и общественной структур. Сфера компетенции регионов впервые включает в себя планирование и развитие образования, координацию и разработку образовательной политики региона с учетом его национальной специфики, задач и инфраструктуры в рамках общенациональной стратегии, заданной на федеральном уровне. Как и федеральный центр для регионов, так и региональный центр для муниципалитетов должен стать информационно-коор-динирующей инстанцией, трибуной для обсуждения муниципальных проблем, обмена опытом и выработки эффективных управленческих решений.
Важной задачей регионального центра становится обеспечение подготовки и переподготовки преподавательских и управленческих кадров для региона. Новой задачей регионального управления образованием являются развитие и поддержание горизонтальных связей с другими региональными центрами, обмен опытом и информацией о динамике регионального развития с целью взаимокор-реляции. Для этого жизненно необходимо существенное усовершенствование информационной системы в регионах, работающей как по горизонтали, так и по вертикали.
Мы предлагаем следующую систему показателей мониторинга (табл. 1-4).
Таблица 1
Предложение рабочей силы
Эту информацию должны предоставлять учреждения образования, служба занятости, отделы кадров предприятий, биржи труда. Обобщать будет Центр, делать выводы, давать рекомендации как учреждениям образования, так и индивидам. Созданная на основе информации база данных в обобщенном виде (какие профессии наиболее востребованы, более оплачиваемы, перспективны), более конкретизированная (потребность отдельных предприятий в специалистах, прогноз с определенной долей вероятности и т. д.) должна доводиться до широких масс. С ней должны знакомить учащихся и их родителей, и чем раньше будет происходить это знакомство, в основной школе, когда процесс выбора профессии только начинается, тем большая вероятность правильного профессионального выбора и уровня, тем эффективнее инвестиции в воспроизводство и развитие трудового ресурса. Необходимо уже в процессе профориентиции и отбора по возможности уменьшить процент тех индивидов, чей уровень развития (здоровья, интеллекта, других компонент трудового ресурса) не позволит заниматься тем или иным видом деятельности.
Данную информацию предоставляют с тем же периодом предприятия муниципального и регионального значения, малые предприятия, работода-
тели в Центр. Данную периодичность предлагаем целесообразной для более эффективного трудоустройства молодежи - выпускников, и для более точного прогноза состояния трудовых ресурсов, регионального рынка труда. Информация по работникам разного уровня подготовки и квалификации должна быть представлена отдельно (табл. 3-4).
Таблица 3
Рабочие малоквалифицированного труда, не требующие предварительного образования
Постоянная работа Временная (сезонная) работа На неполный рабочий день
Государственные предприятия, представители малого бизнеса, предприятия непроизводственной сферы
Таблица 4
Рабочие среднего уровня квалификации, имеющие неполное среднее образование, профессиональной подготовки на предприятии или рабочем месте
Постоянная работа Временная, сезонная работа На неполный рабочий день
Государственные предприятия, представители малого бизнеса, предстамители непроизводственной сферы
Данную информацию необходимо обобщать на уровне района, города, региона:
- анализ демографической ситуации для выявления тенденции прироста населения предоставляет комитет по статистике;
- анализ количества выпускников. Необходима информация о выпускниках школ (для прогноза), выпускников ПТУ, ССУЗов (для рынка труда);
- информация о трудоустройстве выпускников всех типов учебных заведений в разрезе профессий и уровней квалификации.
Предоставлять данную информацию по персоналиям будут предприятия в учебные заведения. Они, в свою очередь, обобщив ее, предоставят обобщенные показатели по профессиям и квалификациям в Центр. Цель данной информации -выявление напряженности на рынке труда конкретно по специальностям, по каким специальностям требуются рабочие, какого уровня квалифи-
Перепод- готовка Повышение квалификации Трудо- устройство
Впервые вступили в трудовые ресурсы
Потерявшие работу
Возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва
Желающие сменить место работы
На неполный рабочий день
Сезонная работа
Таблица 2
Спрос на трудовые ресурсы
Профессия Квалификация Количество
по предприятиям
кации. Для предприятий можно расширить информацию по востребуемым трудовым ресурсам следующими показателями: требования, каким должны удовлетворять рабочие, наличие дополнительной специализации, компетенции в каких областях, пользование компьютером и т. д.
Прогноз на рынке труда.
В задачи прогноза состояния на региональном рынке труда входит:
- определение различных категорий выпускников, попадающих на рынок труда;
- оценка потребностей экономики региона в работниках определенных профессий и квалификаций;
- оценка степени напряженности на рынке труда по определенным профессиям и, по возможности, по уровням квалификации.
Спрос на трудовые ресурсы:
- малоквалифицированные рабочие, не требующие подготовки;
- рабочие среднего уровня квалификации, требующие неполного среднего образования профессиональной подготовки непосредственно на рабочем месте;
- рабочие высокой квалификации, требующей полного общего среднего образования и среднего (повышенного) образования;
- вакансии на начало учебного года (для выпускников учебных заведений);
- вакансии на начало года (для составления реальной картины и выработки прогноза);
- потребность на вновь создаваемых местах;
- потребность на трудовые ресурсы на замену высвобождающимся рабочим местам (по собственному желанию, с сокращением персонала, по разным причинам).
Разработка прогноза подготовки кадров помогает осознать, что профессиональное образование является инвестицией, которая дает результаты, а не просто расходом, потребляющим ресурсы. Беспокойство по поводу отношения к профессиональному образованию, как к затратам, видно из Белой книги Европейского сообщества по образованию и обучению. «Проходящие в настоящее время дебаты в государствах-партнерах о фондах по образованию и обучению, - говорится в ней, - сопровождаются повышенным желанием усилить «прозрачность» системы и, в первую очередь, оценить рентабельности общественных затрат в этой области. Проблема в том, чтобы достигнуть достоверных стандартных критериев» [4].
«Модные» либо «пользующиеся спросом» у населения специальности переводятся на коммерческую основу. Какой-либо координации или
информации по перспективной потребности кадров этих специальностей также нет. В условиях такой «видимой плановости» результатом становится перекос в структуре подготовки кадров, пополнение армии безработных.
Следует отметить, что ряд образовательных учреждений в последние годы взяли ориентир на новые и перспективные специальности, востре-буемые на рынке труда. Расширение прав позволило им самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию поведения. Учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда, вводят дополнительные к основному курсу программы, расширяющие базовую подготовку кадров, активно привлекая средства работодателей.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов требует проведения кадровой политики с учетом перспектив структурной перестройки экономики, занятости населения в тех или иных отраслях производства, возможностей учреждений сферы профессионального образования в подготовке и переподготовке кадров на различной образовательной базе. Идя навстречу свободному выбору молодым человеком своей профессии, следует теснее увязывать возможности ее получения с потребностями рынка труда, включать экономические факторы. Эти принципы должны быть заложены при структурной перестройке образовательного пространства области.
Научный анализ предпосылок реформы системы требует внимательного изучения вопросов, связанных с изменением структуры профессий и специальностей, определяющих как формы безработицы в регионе, так и структуру занятости трудоспособного населения.
В современных условиях постоянного обновления и развития рыночных отношений рынок труда взамен прежних плановых методов взял на себя функции механизма распределения и перераспределения рабочих и специалистов по сферам экономики, отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критериев эффективности их использования в соответствии со структурой общественных потребностей. Основной элемент этой системы - спрос и предложение кадров.
Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей. Предложение характеризует численность и состав экономически активного населения, способного к труду. В условиях экономики, стремящейся к удешевлению себестоимости конечного продукта и его высокому, конкурентоспособному качеству, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос [6].
Если условно представить отношение спроса к предложению в виде дроби, то ее результат в рыночных условиях будет всегда меньшее единицы. В числителе данной дроби будет находиться функция, которая зависит не только от количества востребованных работников, их возраста и пола, а в настоящее время во многом зависящая от уровня квалификации, мотивации, мобильности, умения совмещать профессии, умения обучаться и т. д. Если числитель дроби напрямую зависит от прогноза спроса на трудовые ресурсы, их состав и структуру, то знаменатель дроби отражает демографическую ситуацию в регионе, уровень и квалификацию выпускников профессиональных заведений всех уровней, состав высвобождающейся рабочей силы, т. е. все то, что можно назвать образовательной составляющей трудовых ресурсов. Развитая экономика, к которой постепенно приходит Россия, отторгает массовый неквалифицированный труд, создает дисбаланс на рынке труда и высокое психологическое напряжение в обществе за счет трудности нахождения соответствующей желанию человека работы. Баланс между спросом и предложением достигается при помощи профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения.
Финансирование общего и профессионального образования осуществляется на государственном и региональном уровнях, в настоящее время вводится подушевое финансирование. Данных средств не всегда хватает на поддержание деятельности учреждений образования, не говоря о расширении и развитии. Необходимо привлечение средств на развитие новых направлений деятельности и бюджетов предприятий и работодателей. Данные материальные вложения должны стать инвестициями для них, так как создание трудовых ресурсов необходимого уровня подготовки сэкономит средства на переобучение, адаптацию, переквалификацию новых работников, выпускников учебных заведений. Инвестирование учреждений образования необходимого профиля, сотрудничество во время прохождения практики, проведение совместных занятий непосредственно на производстве, участие представителей предприятий при аттестации выпускников - это лишь некоторые направления совместной деятельности учреждений образования и предприятий производственной и непроизводственной сферы.
Литература
1. Борисов А. Б. Большой Энциклопедический Словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2004.
2. Горбунова О. Н. Направления совершенствования формирования регионального трудового ресурса // Сборник научных трудов кафедры математического моделирования бизнес-процессов / отв. ред. Е. Ю. Меркулова. Тамбов, 2011.
3. Из интервью губернатора В.П. Сердюкова. URL: http://www.loiro.ru.
4. Конвенция ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию. 10 нояб. 1989 г. URL: http ://www.lexed.ru.
5. Кузнецов С. Г. Методические подходы к количественной оценке числа вакантных рабочих мест // Вопросы статистики. 2003. № 3.
6. Малышкина Е. А. Кадровый потенциал как фактор повышения конкурентоспособности, предприятий сферы питания // Управление предприятием на конкурентном рынке: мат-лы круглого стола. 19 марта 2010 г. / отв. ред. М. А. Пахомов, В. И. Меньщикова. Тамбов, 2010.
7. Маркетинг образовательных услуг. Справочник менеджера образования. М., 2004.
8. Меркулова Е. Ю. Система качественной подготовки специалистов как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны // Модернизация образования в современном мире: сб. мат-лов межвуз. науч.-практич. конф. Вып. 3. М.; Тамбов, 2006.
9. Методика прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях / Лейбович А. Н., Рыкова Е. А., Грквина И. В. [и др.] M., 2000.
10. Ниворожкина Л. И., Ниворожкин А. М. Профессиональное обучение и переподготовка безработных: статистическое оценивание эффекта активных программ на рынке труда // Вопросы статистики. 2003. № 6.
11. Пахомов М. А. Направления повышения качества бизнес-образования // Высшее экономическое образование в России: задачи повышения эффективности в условиях кризиса и посткризисного развития: мат-лы межд. науч-практ. конф.: в 2 ч. Ярославль, 2010. Ч. 1.
12. Роджер Л. Сущность маркетинга. Киев, 1995.
13. Ткаченко Е. В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование. Чебоксары, 2001. С. 101.
* * *
DEVELOPMENT OF INDICATORS FOR MONITORING AND PREDICTION OF
TRAINING AT THE REGIONAL LEVEL
O. N. Gorbunova, A. V. Gladysheva
In article conformity of a labor resource to requirements of regional development, supply and demand of manpower is considered, necessity of monitoring of manpower at regional level is proved.
Key words: manpower, monitoring, indicators of monitoring of manpower, vocational training, demand for manpower, offer of manpower.