Научная статья на тему 'Методологические аспекты формирования прогнозного баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства'

Методологические аспекты формирования прогнозного баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СТРУКТУРА И СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдановский В. А.

Оценен опыт разработки прогноза балансов трудовых ресурсов на 2013-2015г. Обоснованы направления его совершенствования, особенно в части более предметного отражения особенностей воспроизводства и функционирования труда в сельском хозяйстве, прогнозирования потребности и обеспеченности отрасли в профессионально-квалификационном составе кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты формирования прогнозного баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства»

Литература:

1. Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года, Moscow economic.forum, Росагропроммаш, SBS.

Родионова О.А. - e-mail: [email protected] Борхунов Н.А. - e-mail: [email protected]

2. Временные методические рекомендации по организации мониторинга текущей рентабельности, индикативных цен и затрат на производство основных видов сельскохозяйственной продукции /Борхунов Н., Родионова О. - Москва, ФГНУ «Ро-синформагротех» 2009.

Статья поступила в редакцию 18.09.2013 г.

УДК 631.158:658.310.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОГО БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION EXPECTED BALANCE OF THE MANPOWER OF AGRICULTURE

Богдановский В.А., кандидат экономических наук, доцент

Bogdanovsky V.A., Candidate of Economic Sciences, associate professor

ГНУ Всероссийский НИИ организации производства, труда и управления

в сельском хозяйстве

All-Russian scientific research institute of the organization of production, work and management in agriculture

Оценен опыт разработки прогноза балансов трудовых ресурсов на 2013-2015г. Обоснованы направления его совершенствования, особенно в части более предметного отражения особенностей воспроизводства и функционирования труда в сельском хозяйстве, прогнозирования потребности и обеспеченности отрасли в профессионально-квалификационном составе кадров.

Experience of development of the forecast of balances of a manpower on 2013-2015g is estimated. The directions of its improvement, especially regarding more subject reflection offeatures of reproduction and work functioning in agriculture, forecasting of requirement and security of branch in vocational structure of shots are proved.

Ключевые слова: баланс трудовых ресурсов, сельское хозяйство, методологические аспекты, структура и состав показателей.

Keywords: balance of a manpower, agriculture, methodological aspects, structure and structure of indicators.

Сформировавшаяся в пореформенной России весьма масштабная разбалансированность рынка труда в его территориальной, отраслевой и профессиональной составляющих, с одной стороны, необходимость модернизации и последующего инновационного развития экономики страны в условиях глобализации, а, следовательно, и формирования трудового потенциала соответствующего качества - с другой, актуализировали необходимость возвращения к практике разработки прогнозных балансов трудовых ресурсов. Вначале это было установлено на законодательном уровне, а затем получило организационно-правовую и методическую определенность в ряде правительственных решений, прежде всего, в Правилах разработки прогнозного баланса трудовых ресурсов [1] и в Методике его разработки [2]. Они нацеливают ведомства на определение общей потребности в

рабочей силе на период до 2015г., исчисляемой в среднегодовых работниках, причем по ОКВЭДовской классификации самого агрегированного уровня. Корректировка этих прогнозов и разработка ресурсной части баланса трудовых ресурсов возлагались на бывшее Минздравсоцразвитие, что в последующем перешло к воссозданному Министерству труда и социальной защиты. Ныне такая работа уже выполнена.

Как и предусматривалось Правилами разработки прогнозного баланса трудовых ресурсов все ведомства предоставили Минтруду прогнозы потребности в рабочей силе своих отраслей на период 20132015 гг. В соответствии с Методикой разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, их расчеты должны были основываться на индексах физического объема выпуска товаров и услуг, а также индексах производительности труда.

Эту работу Минсельхоз осуществил как свод прогнозов, выполненных сельхозорганами регионов, большинство из которых, очевидно, не владели надежной информацией по динамике указанных индексов. Иначе, чем еще можно объяснить, что, вопреки продолжающейся устойчивой тенденции существенного снижения занятости в отрасли, которая хотя и слабеет, однако же и в предшествующее прогнозному периоду четырехлетие (2007-2011 гг.) характеризовалась более чем 10-процентным сокращением численности работников, в осуществленных расчетах предусматривался пусть и небольшой, но все же рост спроса на труд (на 0,5% к 2015г. по сравнению с 2012г.). Дифференциация изменения потребности сельского хозяйства в рабочей силе на перспективу по федеральным округам несущественная. Самое большое увеличение ее значения (на3,2%) предусматривалось в Северо-Кавказском федеральном округе, а наиболее значительное снижение (на 1,5%) - в Сибирском. Между тем совсем иная картина обнаруживается, если ситуацию рассматривать в разрезе отдельных регионов - областей и краев. В таком случае различия

При этом данная тенденция будет складываться из достаточно существенных отраслевых различий в темпах и направленности изменений в занятости. Предполагается, что среди видов экономической деятельности с растущим спросом на труд будут лидировать гостинично-ресторанный комплекс, строительство и финансовая деятельность, а со снижающимся - обрабатывающие производства, но в особенности - сельское хозяйство. В последнем ожидается настолько значительное снижение занятости, что без него спрос на труд в остальной экономике до

весьма впечатляют. Они простираются от снижения потребности сельского хозяйства в рабочей силе в Новосибирской области на четверть, до ее уже повышения более чем на четверть в Тамбовской.

В целом же регионы с прогнозом роста спроса отрасли на труд составляли большинство - 49 регионов или свыше 61%. Еще в 5 регионах прогнозировалось сохранение прежней потребности в работниках и только в 26 (32,5%) - ее снижение.

Судя по всему, такие расчеты Минтрудом были проигнорированы. В его версии прогнозного баланса отражена ситуация, когда в условиях посткризисного восстановления экономики спрос на труд продолжал расти только до 2012г.. Начиная же с 2013г., по целому ряду причин (замедление темпов роста экономики, и в то же время рост производительности труда, снижение демографического потенциала воспроизводства трудовых ресурсов и др.), прогнозируется развитие тенденции сокращения (в начале слабого, но с последующим ускорением) потребности экономики в рабочей силе: с -0,3% в 2013г. до -1,9% - в 2015г. (табл. 1).

2015г. может оставаться достаточно стабильным.

Осуществленную разработку прогнозной потребности в рабочей силе лишь в целом по отраслям, да еще и агрегированным в крупные группы видам экономической деятельности и только на трехлетний период следует, очевидно, расценивать как начальный этап восстановления практики прогнозирования трудовых ресурсов, но теперь уже для новых условий хозяйствования. Если же иметь в виду создание системы прогнозирования труда, отражающей все многообразие потребностей реального управления, то на

Таблица 1 - Прогноз баланса трудовых ресурсов России на 2013-2015гг.

Показатели расходной части Прогноз 2015г. в % к

баланса 2013г. 2014г. 2015г. 2012г.

Численность занятых в экономике (без

военнослужащих), тыс. чел. 68300 68100 67800 67400 98,7

цепной индекс, % 0,8 -0,3 -0,4 -1,9 X

в т.ч. занятые по отдельным разделам

ОКВЭД - с растущим спросом на труд:

- гостиницы и рестораны 1250 1310 1340 1390 111,2

цепной индекс, % 2,7 4,8 1,0 1,0 X

- строительство 5630 5700 5850 5930 105,3

цепной индекс, % 2,9 1,0 1,0 1,0 X

- финансовая деятельность 1210 1240 1260 1270 105,0

цепной индекс, % 2,3 1,0 1,6 1,0 X

со снижающимся спросом на труд:

- обрабатывающие производства 10230 9950 9800 9630 94,1

цепной индекс, % -0,4 -2,7 -1,5 -1,7 X

- сельское хозяйство, охота и лесное хо-

зяйство 6413 6288 6080 5800 90,4

цепной индекс, % -1,4 -2,0 -3,3 -4,6 X

Справочно:

Занятые в экономике без сельского хозяй-

ства 61887 61812 61720 61600 99,5

цепной индекс, % 1,2 -0,1 -0,15 -0,2 X

это, по мнению ряда экспертов, может уйти 10-15 лет [3, с.18].

Однако, принимая во внимание стоящие перед национальной экономикой задачи, такого времени у страны нет. Нам представляется, что уже следующий, безусловно, более длительный период прогнозирования, должен перерасти в разработку полномасштабных о т р а с л е в ы х балансов трудовых ресурсов, которые бы учитывали сохраняющийся в стране отраслевой принцип управления, а не ОКВЭ-Довский, предполагающий более глубокое разделение труда, достигнуть которое нам еще только предстоит. Поэтому необходимо существенное «продвижение» всех составляющих формирования баланса трудовых ресурсов, начиная с теоретико-методологических вопросов и заканчивая процедурами его превращения в действующий эффективный инструмент.

В частности, в теории отраслевого прогнозирования трудовых ресурсов все еще остается неопределенность в отношении правомерности использования понятия «трудовые ресурсы». В советской практике в таком случае обычно использовалась категория «рабочая сила». Основываясь на представлении о понимании рабочей силы, заложенном еще К.Марксом [4, с.175], можно осуществить достаточно

четкое разграничение между понятиями рабочей силы и трудовых ресурсов. Суть различий состоит в том, что рабочая сила как способность к труду - это уже вовлеченная в трудовой процесс способность. Между тем, способность к труду, будучи доминантной и в определении трудовых ресурсов, может быть как уже реализованной, но оцениваемой как потенциальная, так и пока находящейся в стадии повышения уровня подготовки к труду, прежде всего профессиональной. Приобретаемая таким путем однозначность толкования каждой категории позволяет достигнуть для них необходимой количественно-учетной определенности, что является обязательным условием при разработке балансов трудовых ресурсов села, включая, разумеется, таковые для и отрасли сельского хозяйства как отражения территориально-отраслевого разделения труда.

В представленной ниже схеме баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства показатели его расходной части целиком подпадают под определение рабочей силы, также как и ресурсной, характеризуемой показателями «собственная рабочая сила». Все остальные показатели ресурсной части - это трудовые ресурсы отрасли, которые еще должны стать ее рабочей силой.

Расходная часть Ресурсная часть

А. По формам хозяйствования Среднегодовая численность занятых на основной работе - всего в том числе по секторам сельского хозяйства: сельскохозяйственные организации крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели хозяйства населения, производящие продукцию для реализации Численность занятых в потребительских хозяйствах населения Б. По профессиональному составу работников На начальном этапе можно использовать профессиональную структуру статистической формы №5-АПК, содержащуюся в годовом отчете сельхозорганизаций А. Собственная рабочая сила Б. Источники обеспечения дополнительной потребности Выпускники учебных заведений из их числа прошедшие подготовку в рамках целевой контрактной системы Возвращающиеся после службы в вооруженных силах Местные безработные Маятниковые трудовые мигранты из ближайших городских поселений Иностранные трудовые мигранты

Схема прогнозного баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства

Как уже было сказано, осуществленный прогноз занятости на период до 2015г. по разделам ОК-ВЭД не учитывает сохраняющийся в стране принцип отраслевого управления экономикой. В результате происходит виртуальное смещение в предметной основе ведомственного управления.

По отношению к сельскому хозяйству это проявляется в том что, с одной стороны, в его функции как бы попадают лесное хозяйство и сельскохозяйственная деятельность других ведомств, а с другой - изымается неосновное производство, включающее подсобные промышленные предприятия и промыслы, торговлю и общественное питание, строительство хозспособом и другие несельскохозяйственные производства. Они являются структурными подразделе-

ниями хозяйств, образуют единое целое с их основным производством. Поэтому планирование для них численности работников не может не оставаться функцией сельхозпредприятий. Как следствие, расходная часть отраслевого прогнозного баланса трудовых ресурсов должна содержать занятых несельскохозяйственной деятельностью, что позволит учитывать по ним особенности профессиональной подготовки по так называемым сквозным специальностям. Данная ситуация имеет место не только в сельхозор-ганизациях, но и в крупных фермерских хозяйствах. Поэтому сельское хозяйство как целостная отрасль в отраслевом прогнозном балансе трудовых ресурсов должна отражаться отдельно. Именно так, а не только по видам экономической деятельности прогнозирует-

ся в США потребность сельского хозяйства в квалифицированных работниках по профессиональному составу [5, с.28].

Принимая во внимание возникновение подобных неадекватностей существующей практике управления экономикой, связанных с переводом статистического учета занятости с отраслевого на виды экономической деятельности, ряд стран СНГ отслеживают занятость в двух этих классификациях, что позволяет им сохранять необходимый уровень адресности информации для управления отраслями национальных экономик и в то же время не оставаться в стороне от мировых интеграционных процессов.

Сложившаяся в сельском хозяйстве многоук-ладность и особенности воспроизводства в них рабочей силы обусловливают необходимость в системе показалей балансов трудовых ресурсов выделять сектора отрасли: сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, товарные хозяйства населения (см. схему).

В отношении занятых в данных секторах сельского хозяйства наблюдается достаточно высокий уровень единства при теоретико-методологическом рассмотрении их социально-экономической значимости, содержания труда, а также нормативно-правовых условий и статистического отражения хозяйствования. Между тем в этом ряду особняком стоят потребительские хозяйства сельского населения. Занятые в них как основным видом трудовой деятельности в статистической отчетности по труду не включаются в среднегодовую численность занятых в экономике. И в прогнозном балансе на 2013-2015гг. такой их статус сохранен. Правомерность исключения данной категории сельского населения из состава рабочей силы и сельскохозяйственной занятости весьма сомнительна, так как следуя экономической теории, такую деятельность необходимо признавать трудом, а занятых им - одним из видов рабочей силы, поскольку с экономических позиций и в данном случае выражаются отношения по поводу использования способностей к труду. К тому же потребительские хозяйства являются одним из объектов осуществления аграрной политики на всех уровнях управления, особенно - на региональном и муниципальном.

Недостаточность определения в прогнозном балансе трудовых ресурсов на 2013-2015гг. потребности в рабочей силе лишь в целом по агрегированным видам экономической деятельности проявляется еще и в том, что подобное, если и не снимает полностью, то, во всяком случае, существенно ослабляет решение одной из главных задач разработки баланса - осуществление прогноза потребности отраслей народного хозяйства в работниках определенного профессионального состава и квалификаций. В результате система образования не получила от отраслей заказа на подготовку требуемой им по профессиональному составу и уровню квалификации рабочей силы. А

без этого велика вероятность того, что система образования по-прежнему будет воспроизводить двойной структурный дисбаланс: по уровню образования и в профессионально-квалификационном разрезе.

Между тем, в СССР прогноз баланса трудовых ресурсов, зародившись в системе народнохозяйственного планирования вначале в качестве инструмента нахождения общей сбалансированности между факторами производства, быстро превратился в инструмент построения структурной составляющей профессионально-квалификационного обеспечения экономики страны рабочей силой, соответствующий требованиям научно технического прогресса, освоения новой техники и новых технологий. Устанавливаемая потребность в квалифицированной рабочей силе затем трансформировалась в заказ системе образования по набору и профессиональной подготовке городской и сельской молодежи, и даже определяла политику профессионального и территориального развития объектов самой системы образования. Причем одновременно предусматривалось и распределение выпускников, т.е. решался вопрос их трудоустройства.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой также показывает, что прогнозирование кадровых потребностей национальных экономик является основным звеном целостного механизма взаимодействия спроса на квалифицированный труд и профессионального образования, где сам прогноз выступает ориентиром заказа производства на подготовку кадров различных профессиональных квалификаций. Причем прогноз потребностей в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей имеет и другую направленность - направленность на сферу трудоустройства.

Например, в США матрица «вид экономической деятельности - профессия» отражает модели трудоустройства наемных рабочих и специалистов. Включает 336 видов экономической деятельности (в соответствии с Североамериканской квалификацией видов экономической деятельности) и 754 профессии (Стандарт квалификации профессии) [6, с. 7].

Прогнозирование потребности в квалифицированной рабочей силе в системе «профессии-образование» со стороны отраслей экономики должно осуществляться в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения. Заложенное в них содержание как раз и определяется требованиями инновационного характера развития экономики, что уже проявляется в технико-технологической составляющей профессиональных компетенций. Оно содержит принцип динамизма, определяемого ускорением технологического развития производства, усилением вариативности других сторон его функционирования. Поэтому профессиональная подготовка должна обеспечивать формирование у работников потребностей в постоянном развитии своих способностей к труду. В этой связи необходимость в непрерывном профессиональном об-

разовании, обеспечивающем рост квалификации или же переквалификацию в соответствии с изменяющимися условиями производства, должна восприниматься ими как норма трудового поведения.

Существенно усиливаются и социальные аспекты содержания профессиональных компетенций. От понимания работником сущности и социальной значимости профессии, проявления к ней устойчивого интереса они простираются до формирования у него мотивации высокопроизводительного труда и личностного развития.

Работа над профессиональными стандартами третьего поколения набирает темпы. В Указе президента «О мерах по реализации государственной политики» (№597 от 07.05.2012г.) вменяется в обязанность Минтруда с участием объединений работодателей и профсоюзов в срок до 2015г. разработать не менее 800 таких профессиональных стандартов.

Последующее совершенствование практики разработки прогнозных балансов трудовых ресурсов во многом будет зависеть от уровня ее организации, от участвующих в ней институтов. Вполне очевидно, что та организация и те процедуры, которые были задействованы при разработке прогноза на 20132015гг. будут недостаточны для осуществления полномасштабного прогнозирования трудовых ресурсов во всем многообразии его задач, особенно в части обеспечения отраслей экономики работниками с необходимыми профессионально-квалификационными качествами. Это можно видеть из опыта многих стран.

Так, в США, Франции, Японии этим занимаются департаменты труда при активнейшем участии статистических органов и с привлечением исследовательских и частных консалтинговых организаций. В большинстве же стран прогнозы выполняются независимыми исследовательскими институтами. Во всех этих странах источником финансирования работ являются национальные бюджеты.

Происходит постоянное совершенствование организации прогнозирования.

Например, в Германии прогнозированием рабочей силы и развития образования занимаются многочисленные комиссии, экономические научно -исследовательские институты, а также университеты. В целях координации их деятельности в 70-х годах прошлого столетия даже были образованы Министерство информации и Координационное министерство по прогнозированию рабочей силы. А в Ирландии недавно создана система прогнозирования рынка труда, основным агентом которой является Институт экономических и социальных исследований.

По схожему сценарию начало осуществляться прогнозирование трудовых ресурсов и в ряде регионов России, раньше других осознававших необходимость расширения инструментальной базы регулирования региональных рынков труда. Разработку прогнозных балансов трудовых ресурсов в них осу-

Богдановский В.А.- e-mail: [email protected]_

ществляют департаменты труда и социального развития. Повышение их компетентности и недостающие возможности решаются путем привлечения к нему научно-консультационных организаций. Последнее обязательно присутствует, когда прогнозирование включает детальную проработку требуемого отраслям профессионально-квалификационного состава работников. Необходимость этого была подтверждена в процессе осуществления нами экспертного опроса в Ульяновской области в 2012г. Из опрошенных специалистов областного министерства сельского хозяйства 71% однозначно высказались в пользу привлечения научных учреждений к разработке отраслевого баланса трудовых ресурсов на перспективу, еще 24% считают, что, как минимум, без их научно-методической помощи не обойтись. И только менее 5% респондентов ориентированы на то, что органы управления сельским хозяйством с разработкой отраслевых прогнозных балансов справятся сами.

Обсужденные положения должны быть положены в основу разработки методики составления прогнозного баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства как эффективного инструмента обеспечения на перспективу сбалансированности во всех количественно-качественных составляющих спроса на труд и его предложения.

Литература:

1. Постановление правительства Российской Федерации от 3 июня 2011г. №440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов. Правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов» / http://www.rg.ru/2011/06/10/prgnz-dok.html

2. Методика разработки прогнозного баланса трудовых ресурсов. Утв. Приказом Минздравсоцраз-вития России от 24 февраля 2012 г., № 178н, с.15./ www.garant.ru/

3. Андриенко Ю., Гуриев С., Денисова И. Прогнозирование рынка труда: международный опыт и возможные пути развития в России / http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDER ATЮN/Resources/IDenisova.ppt256#

4. Маркс К. «Капитал».- М.: изд. «Политической литературы, 1978, т. 1.

5. Ишкова А.Л., Гуртов В.А., Сигова С.В. Зарубежный опыт и оценка возможности его применения в прогнозировании потребностей рынка труда в России / Спрос и предложение на рынке труда образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (22-23 октября 2008г.). Кн. I. Петрозаводстк: Изд-во Петрозаводск: Изд-во ПетроГУ, 2008, с. 28.

6. Кекконел А.Л. Зарубежный опыт прогнозирования потребностей национальных экономик в трудовых ресурсах / http://www.labourmarket.ru/Pages/school2/prezentacii/ke kkonen.ppt#838,1.

_Статья поступила в редакцию 16.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.