СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валовой внутренний продукт Российской Федерации в текущих ценах [Электронный ресурс] : офиц. сайт Федер. службы гос. статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ шат/ассоипШ
2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года [Электронный ресурс] : офиц. сайт
Мин-ва финансов РФ. - Режим доступа: http://www1. minfin.ru/ru/reforms/local_government/monitoring/
3. Пчелинцев, О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития [Текст] / О.С. Пчелинцев // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 4. - С. 4-20.
4. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики [Текст] / В. Ойкен. - М.: Прогресс-Универс, 1995.
УДК 331(331.5; 331.1)
В.В. Суворова, Ю.М. Мезенцев
ПРОБЛЕМА СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА ТРУДА СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране экономические перемены (смена форм собственности, переход к рыночной системе хозяйства, демократизация общественно-политической жизни) ставят во главу проблем рынка труда изучение безработицы как одной из наиболее важных его составляющих.
Определенный уровень и различные формы безработицы существуют практически во всех странах. При этом можно установить взаимосвязь между степенью внимания, уделяемого данной проблеме со стороны правящей элиты и ученого сообщества, и положением страны на мировой арене: чем более высок уровень экономического развития страны, тем больше тратится средств на анализ, прогнозирование безработицы, разработку путей ее стабилизации и, при возможности, ее снижения.
Минувший кризис оставил после себя спад производства и привел к сокращению спроса на рабочую силу, а следовательно, к сравнительно высокому уровню безработицы, в том числе и среди молодого населения. Главный экономический показатель - внутренний валовой продукт
в 2010 г. едва достиг 96 % от аналогичного показателя 2008 г. [1]. Число безработных в стране за 2008-2010 гг. устойчиво фиксируется свыше 1500 тыс. чел. (данные указаны без учета скрытой безработицы, которая особенно характерна для молодежного сегмента рынка труда) [2].
В новой (посткризисной) социально-экономической ситуации особо актуален вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, закончившие вузы молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легче обучаются, перспективнее мыслят, у них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любозна-
тельнее, целеустремленнее, часто образованнее, чем остальные слои населения, но, тем не менее, они не востребованы (в силу отсутствия у них практических навыков и опыта, завышенных амбиций, а также издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.
Таким образом, всестороннее изучение проблемы занятости молодежи, разработка эффективных, комплексных мер по ее нормализации и снижению являются, несомненно, актуальными.
Безработица среди молодого населения имеет очень тяжелые социально-экономические последствия, так как ведет:
- к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - к увеличению разводов, абортов, снижению рождаемости, увеличению числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
- к падению национального патриотизма, оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрыву интереса к образованию;
- к усугублению криминогенной обстановки в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания (увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации).
Конкретные целенаправленные шаги региональных и муниципальных властей по активизации роста производства смогут стабилизировать ситуацию на рынке труда. К тому же в связи с намеченным курсом правительства РФ на модернизацию и инновации обновленным предприятиям потребуются соответствующие высококвалифицированные кадры. Но факт наличия безработицы, вызванной структурным несоответствием квалификации соискателей потребностям организаций, несомненно, может затруднить и даже замедлить сам процесс перехода к инновационной экономике. Так, если анализировать данные, размещенные на сайте федеральной службы государственной статистики, то потребность организаций в работниках для за-
мещения вакантных рабочих мест уже сейчас составляет порядка 890 тыс. чел. [3]. Данная потребность может возрасти в связи с появлением новых требований к квалификации молодых работников в рамках обновленных предприятий, осуществляющих производственный процесс на инновационной основе. В связи с этим необходимо искать действенные пути преодоления сложившейся ситуации в молодежном сегменте рынка труда, причем последовательно и конструктивно.
Такие общепризнанные социальные последствия молодежной безработицы, как высокий уровень правонарушений, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, самоубийств, политическое отчуждение, а также ряд других негативных явлений усиливают необходимость быстрейшего решения этой проблемы.
Экономические последствия молодежной безработицы связаны с потерями ВВП, так как именно молодежь является важнейшей частью трудоспособного населения страны. По данным Федеральной службы государственной статистики доля молодежи среди трудоспособного населения страны в 2010 г. составляла 34 % [4].
Все это означает особую важность теоретического осмысления феномена безработицы среди молодежи. В этой связи вряд ли можно недооценить значение проблемы регулирования молодежного сегмента рынка труда, так как от того, как общество, в частности властные структуры, реагируют на проблемы молодежи, какую позицию занимают в вопросе регулирования молодежного сегмента рынка труда, во многом зависит экономическое и социально-политическое состояние общества.
Для разработки и реализации регулятивных действий, направленных на снижение уровня молодежной безработицы, необходимо рассмотреть различные методологические подходы к анализу безработицы, а также к определению эффектов, в том числе и синергетических, от регулятивных действий по снижению безработицы.
Попытаемся рассмотреть феномен безработицы молодежи через «призму» теории синергетики.
В основе изучения синергетических эффектов в сфере экономики лежат представления
и методы, разработанные синергетикой - междисциплинарным направлением научных исследований, «в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы» [5].
В свою очередь, синергетика, как принято считать, берет свое начало в современной термодинамике и развивает представления термодинамики в случае неравномерности и нелинейности изучаемых процессов. Имея естественно-научные корни, синергетика закономерно базируется на достаточно развитом математическом аппарате.
Необходимо отметить, что в качестве основы появления синергетических эффектов в экономике (в частности, на рынке труда) выступает результат кооперированного действия элементов систем, в которой они взаимодействуют. Результатом данного взаимодействия должно стать новое качественное состояние рынка труда и необходимая (с учетом сложившихся реалий) траектория его развития.
Иными словами, в той части рынка труда, в которой осуществляются организация и контроль занятости молодежи, синергетический эффект должен проявлять себя как результат кооперативного действия институциональных элементов организации труда молодых специалистов, приводящий к изменению качественного состояния рынка труда как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Область исследований синергетики четко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как ее интересы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения принципиальных новаций. Математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей теоретической физики: нелинейной неравновесной термодинамики, теории катастроф, теории групп, тензорного анализа, дифференциальной топологии, неравновесной статистической физики. Существуют несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход, среди которых выделяются представители российской ученой элиты.
Основателем синергетического движения в России можно считать выдающегося советского и российского ученого, специалиста в области матфизики, матмоделирования, физики плазмы и синергетики члена-корреспондента АН СССР (с 1984 г.) С.П. Курдюмова. Особое внимание он уделял приложению идей синергетики в таких областях, как стратегическое планирование, анализ исторических процессов, моделирование образовательных систем, философские проблемы естествознания. Его идеи нашли отражение в работах «Законы эволюции и самоорганизации сложных систем» (М., 1994) (совместно с Е.Н. Князевой) и «Синергетика и прогнозы будущего» (М., 1997) (совместно с С.П. Капицей и Г.Г. Мали-нецким), а также в сборнике «Режимы с обострением. Эволюция идеи».
Проблеме синергетики в сфере экономики значительное внимание уделяется в трудах профессора Б.Л. Кузнецова. «Каждому этапу развития экономики соответствуют свои подходы», -утверждает ученый в работе «К новой институ-ционально-синергетической парадигме развития». В своем исследовании он рассматривает условия для формулирования гипотезы синерге-тического рынка, пределы самого рынка как ключевого экономического института. Он также отмечает, что «важнейшая задача политического руководства и бизнес-элиты страны - воссоздать национальную инновационную систему (НИС) России. НИС России должна ликвидировать институциональные и организационные разрывы между фундаментальной, прикладной, отраслевой, вузовской и заводской секторами российской науки; сконцентрировать на стратегических направлениях инновационного развития необходимые финансовые и кадровые ресурсы; развернуть исследования в приоритетных секторах экономики России. Но самое главное - устранить разрыв между наукой и производством» [6].
Как видим, изучением синергетических эффектов в экономике ученые занимаются достаточно, однако отсутствует детальная проработка отдельных ее проблемных секторов, таких как рынок труда молодежи. При этом в данном секторе экономики любого муниципального образования имеется достаточное количество
факторов и предпосылок для изучения возникновения синергетических эффектов и институциональных составляющих, которые могут вызвать данные эффекты.
Проблемные аспекты безработицы молодежи особо остро стоят в региональных муниципальных образованиях. В качестве примера рассмотрим типичную ситуацию в г. Балаково (Балаковское муниципальное образование), который является третьим по величине городом Саратовской обл. с численностью населения 198 тыс. чел., в том числе молодежи в возрасте 16-29 лет 52,754 тыс. На территории Балаков-ского муниципального образования располагаются крупные объекты энергетической, химической и строительной отраслей.
За последние 20 лет экономика большинства российских городов характеризуется резким спадом производства. Вопреки прогнозам политиков конвергенции отстающих муниципалитетов и развитых не наблюдается ни по уровню жизни, ни по уровню безработицы. Бедные территории никак не могут сократить отставание от богатых» [7]. Основные причины отсутствия конвергенции отстающих российских муниципальных образований и развивающихся носят структурный характер, а значит, связаны с установившейся траекторией движения экономической системы. К таким причинам, в первую очередь, относятся:
- бюджетная политика, способствующая углублению межмуниципального неравенства (чем богаче муниципалитет, тем выше социальные пособия в том числе по безработице);
- неравномерное распределение кадров и капитала между регионами;
- значительная миграция молодого трудоспособного населения в мегаполисы;
- относительно малые размеры и роль федеральных трансфертов в формировании уровня эффективной занятости молодого населения.
На наш взгляд, мотив для зарождения подобного рода причин углубляющейся дивергенции российских муниципалитетов по отношению к городам-мегаполисам заключается в отсутствии такого известного явления, имеющего непосредственное отношение к синергетическо-му эффекту, как самоорганизация.
Именно это явление, т. е. самоорганизация, связано с возникновением и развитием неодно-родностей в том или ином экономическом пространстве. Согласно одному из существующих определений, самоорганизация в экономике - это «способ, с помощью которого индивидуальные субъекты координируют свое поведение, не обращаясь к помощи внешнего источника координации» [8]. Самоорганизация базируется на закономерностях стихийного взаимодействия эндогенных возмущений, при этом экзогенные воздействия не носят прямо управляющего характера.
Раскрытие понятия «самоорганизация» возможно через определение круга процессов, которые она описывает: «Концепция самоорганизации была создана для отражения широкого круга явлений, характеризующихся спонтанным появлением структур, которые не могут быть выведены из поведения составляющих систему частей, являющихся результатом управляющей информации, поступающей извне» [8].
Говоря о самоорганизации в экономике, необходимо отметить, что одним из наиболее ярких примеров экономической самоорганизации служит появление экономических институтов (необходимо иметь в виду, что речь не идет об институтах, созданных преднамеренно на основе решения органов власти, что следует из самого определения самоорганизации, приведенного выше). Речь идет о неформальных институтах, возникновение которых возможно при наличии условий самоорганизации, таких как порядок поведения в определенном обществе, традиции и др.
Необходимо отметить, что в процессе организации эффективной занятости молодых специалистов данное явление (самоорганизация) имеет совершенно не выраженный вид и проявиться на молодежном сегменте рынка труда провинциальных городов не может в силу причин, препятствующих самоорганизации эффективной занятости молодежи.
К таким причинам относятся:
- низкая инвестиционная активность бизнеса;
- отсутствие реально действующей системы профориентации школьников и распределения потоков молодых выпускников;
- низкая конкурентоспособность молодых специалистов (выпускников вузов и др. учебных заведений) среди другого трудоспособного населения (имеющего значительный опыт работы), занятого поиском работы;
- невостребованность выпускаемых специалистов на рынке труда в силу перенасыщения рынка труда некоторыми видами специальностей;
- чрезмерная амбициозность молодых специалистов, вызванная размытыми представлениями о реальной обстановке на рынке труда, в связи с отсутствием базовых знаний о «технологии карьеры», навыков поведения в трудовом коллективе.
Следствием этих и ряда других причин является нестабильная обстановка, сопровождающаяся значительной долей безработных среди молодежи (в среднем 27 %), на протяжении последних лет. Наиболее ярко данную стацию можно рассмотреть на примере г. Балаково, в котором численность безработной молодежи за период с I кв. 2000 г. по II кв. 2011 г. колебалась от 22 до 32,3 % (рис. 1).
В силу перечисленных причин проявление такого синергетического эффекта, как самоорганизация, весьма затруднительно. Для этого
необходимо действие факторов как экзогенного, так и эндогенного характера.
К экзогенным факторам следует отнести:
- наличие генеральной цели, определенной региональной властью и направленной, прежде всего, на повышение уровня и продолжительности жизни населения, максимальное удовлетворение социально-культурных и бытовых потребностей;
- достаточное количество материально-финансовых ресурсов для принятия и реализации планов и программ повышения эффективной занятости как по всему рынку труда, так и по отдельным его сегментам (в частности, по молодежному сектору).
К эндогенным факторам, которые способны вызвать эффект самоорганизации относятся:
- высокие инновационно-инвестиционная привлекательность и деловая активность;
- наличие комплексной программы развития, ориентированной на эффективное функционирование рынка труда, минимизацию безработицы, устранение структурного несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем активной профориентации абитуриентов;
%
34 32 30 28 26 24 22 20
Рис. 1. Доля безработной молодежи (%) в общей численности зарегистрированного незанятого населения
г. Балаково Саратовской обл. [9]
- наличие высокого уровня жизнеобеспечения, развитость социальной сферы, благоприятного инвестиционного климата, развитие экономики и инфраструктуры в целом.
Как показывает анализ, и те, и другие факторы проявляют свое действие в провинциальных муниципальных образованиях весьма слабо.
Как известно, экономические субъекты (в нашем случае - молодые участники рынка труда) предлагают принадлежащие им активы (рабочую силу) на рынке труда (материальный компонент среды взаимодействия), участвуют в денежном обороте (энергетический компонент) и являются источником управляющего воздействия на процессы воспроизводства (информационный компонент). Определенную методологическую сложность может представлять решение вопроса об экзогенной или эндогенной (относительно муниципальной экономической системы) природе деятельности самих экономических субъектов. Для разрешения этой проблемы примем известный постулат об ограниченной рациональности экономических субъектов (молодых выпускников).
Из этого постулата, в частности, следует, что действия экономических субъектов с определенной (причем достаточно большой) степенью вероятности определяются объективным состоянием экономической среды, однако наблюдаются некоторые искажения рациональности, приводящие к вмешательству экзогенного фактора в процесс функционирования экономической системы (например, экономическая привлекательность других муниципалитетов).
Ограниченная рациональность дополняется существенными искажениями информации, всегда присутствующими в реальных экономических системах (не исключение и рынок труда), что приводит к принятию экономическими субъектами, в том числе молодыми специалистами, решений, которые могут быть далеки от оптимальных. Понимание обстановки на рынке труда молодыми специалистами не может рассматриваться как объективное знание. И поскольку их решения не опираются на объективное знание, то, естественно, результат будет расходится с их ожиданиями.
Степень ограниченно рационального поведения увеличивается на территории с ограниченной информацией, что снижает степень деловой активности субъектов на территории муниципального образования и, как следствие, ведет к снижению инновационно-инвестиционной привлекательности.
Так как высокая инновационно-инвестиционная привлекательность и деловая активность являются предпосылками возникновения синергетических эффектов, в первую очередь желаемого эффекта самоорганизации, сведение к минимуму искажения информации ведет к росту качества решений, принимаемых молодыми специалистами и хозяйствующими субъектами, и следовательно, к уменьшению амплитуды возможных флуктуаций в системе занятости. Иными словами, информационная транспарентность сферы занятости способствует самоорганизации (положительного эффекта) и одновременно снижает вероятность возникновения синергетических эффектов, имеющих негативные последствия для муниципальной экономической системы (например, отток выпускников в другие экономически и социально развивающиеся города).
Необходимо отметить, что в последние годы в России наблюдается положительная тенденция к росту информационной транспарентности, что выражается, прежде всего, в инициативах государственной власти по расширению присутствия министерств и ведомств в Интернет.
Несмотря на то, что влияние синергизма сложно определить количественно, в результате обеспечения указанных выше необходимых условий можно сформировать системные предпосылки нового механизма обеспечения эффективной занятости молодых специалистов с учетом синер-гетических эффектов (рис. 2). Обеспечение эффективной занятости молодых специалистов (выпускников вузов и др. уч. заведений) на муниципальном рынке труда должно производиться за счет определенных и разграниченных взаимосвязей между рядом ключевых и перспективных хозяйствующих субъектов (работодателей), субъектов, обеспечивающих подготовку молодых специалистов (учебные учреждения), и субъектов, представляющих властные и законодательные
^ШауЧН0»ТеХНИЧе£КИе«ВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.1.2212;.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ
Рис. 2. Новая система обеспечения эффективной занятостью молодых специалистов
структуры муниципалитета. Это должно коснуться, в первую очередь, обмена определенной информацией по поводу перманентной потребности в трудовых ресурсах с указанием их структуры, среднесрочной потребности в пополнении кадрового состава молодыми специалистами и долгосрочной потребности в трудовых ресурсах определенной структуры.
Задачи субъектов со стороны работодателей должны определяться исполнением ряда обязательств по поводу предоставления своевременной и достоверной информации как по факту необходимости, так и по возможному высвобождению специалистов в перспективе на различных временных интервалах.
К задачам субъектов, обеспечивающих подготовку специалистов согласно заявленной потребности, можно отнести следующие:
- своевременную работу по профориентации молодого поколения к получению востребованных на рынке труда специальностей;
- формирование соответствующего преподавательского состава (если есть такая необходимость) для подготовки специалистов согласно требованиям потенциальных работодателей;
- качественную подготовку востребованных специалистов с перспективой периодического повышения квалификации на протяжении всей трудовой деятельности.
Основными задачами регулирующих и контролирующих органов предполагаемой системы должны быть: аккумулирование, распределение и аудит предоставляемой информации от работодателей и учебных заведений, а также координация взаимосвязи между ними.
Достижение основной цели повышения эффективной занятости молодежи может быть обеспечено при условии создания институциональной среды, управлять которой должны действующие субъекты властных структур, такие как Государственная служба занятости населения, Федеральная служба государственной статисти-
ки, Управление образованием, Управление спортом, туризмом и молодежной политики, а также другие государственные и местные органы, которые могут быть задействованы в организационном процессе. Не исключена необходимость создания обособленной структуры, деятельность которой должна быть сконцентрирована на обеспечении эффективной занятости молодежи.
Внедрение новой модели позволит получить ряд синергетических эффектов (рис. 3), к которым можно будет отнести:
- эффект снижения транзакционных издержек;
- эффект наращивания (аккумулирования) информации за счет сложения информационных потоков хозяйствующих субъектов и гарантов институциональной устойчивости, входящих в систему организации занятости молодых специалистов;
- эффект совместного использования инфраструктурных объектов;
- эффект обмена и перетока знаний (информации) в системе.
Эффект снижения транзакционных издержек является одним из наиболее устойчивым и явно выраженным синергетическим эффектом в предложенной системе. Основоположником теории транзакционных издержек является Р. Коуз, который в своей работе «Природа фирмы» выявил существование издержек использования рыночного механизма ценообразования, или так называемых транзакционных издержек, уменьшению которых способствует наличие организации, а также вертикальная интеграция. Независимо от того, что данная теория в основном применима к реальному сектору экономики, в центре которого, как правило, оказывается производственная фирма, часть транзакцион-ных издержек может быть свойственна и процессу организации занятости, в том числе занятости молодых специалистов: это издержки поиска информации, получения консультационных услуг, оценки реальной обстановки на рынке труда, оппортунистического поведения.
За счет обмена знаниями (информацией) -синергетический эффект обмена и перетока знаний (информации) - снижается специфичность (дезорганизационное поведение на рынке труда) основного ресурса - молодых специалистов;
предприятиям, взаимодействующим в системе, доступны новые работники (молодые специалисты). Тем самым в силу определенных обстоятельств (банкротство, реорганизация, создание новых мощностей или оптимизация численности) трудовые ресурсы одного предприятия (или подготовленные в вузах и др. учебных заведениях) «перетекают» к другим фирмам гораздо быстрее за счет наличия общей информационной базы системы, что снижает уязвимость трудовых ресурсов (молодых специалистов), а следовательно, и транзакционные издержки. Кроме того, снижаются издержки поиска информации, ведения переговоров и консультаций, оценки реальной обстановки на рынке труда, прежде всего, в силу информационной доступности контрагентов. Общее взаимодействие внутри данной системы также снижает уровень неопределенности, так как многие участники не знакомы между собой, а информация о том или ином предприятии не всегда доступна. Следует также отметить, что в рамках взаимодействия составляющих системы издержки оппортунистического поведения имеют тенденцию к снижению.
Эффект наращивания (аккумулирования) информации образуется за счет сложения информационных потоков организаций, нуждающихся в трудовом потенциале, и субъектов, подготавливающих молодых специалистов, впервые входящих на рынок труда.
Инфраструктура в целом является той базой, на основе которой во многом строится конкурентное преимущество новой системы. Эффект возникает от совместного использования инфраструктурных объектов, таких как:
- открытая единая база данных трудовых ресурсов, включающая в себя детализированную аналитику по текущему и перспективному кадровому потенциалу муниципального образования;
- центры подготовки и переподготовки инновационной направленности (наподобие технопарка, но ориентированные на обучение инновационным технологиям);
- программно-сырьевые ресурсы (объединенной 1Т сети) для всех участников рынка труда, независимо от статуса.
При эффекте совместного использования инфраструктурных объектов возникают прямые
^шаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГП|У.1.2212;.Экономиче£кие.науки
предпосылки для эффекта обмена и перетока знаний внутри системы. Можно полагать, что только при создании условий для обмена и перетока знаний (информации) внутри системы возможен переход на инновационную стадию развития. К примеру, П. Друкер определял знания как ключевой ресурс мировой экономики. «Традиционные составляющие производства -земля, труд и капитал, - пишет он, - становятся ограничивающими факторами, нежели движущей силой... Знания становятся основной составляющей производственного процесса» [10]. Накопление знаний (информации) в современной системе организации труда в рамках муниципалитета, а также региона, уже не должно относится к издержкам, а является неотъемлемой частью этой системы.
На рис. 3 проиллюстрированы эффекты, возникающие вокруг синергии системы обеспечения эффективной занятостью молодых специалистов.
Подведем итоги. Для того чтобы обеспечить возможность возникновения синергетических эффектов в сфере занятости молодого населения на муниципальном уровне, необходимо выполнение четких предпосылок, таких как: системность, открытость, динамичность, формирова-
ние обратных связей между элементами системы организации труда, свобода экономических действий хозяйствующих субъектов и других субъектов экономических отношений.
В этой связи целесообразно было бы опробовать ряд «пилотных проектов» новой системы обеспечения эффективной занятостью молодых специалистов (см. рис. 2), в рамках которой должны быть строго разграничены центры компетенций и ответственности среди «игроков» (участников системы). Также необходимо осознать всем участникам системы, что от степени ответственности каждого зависят будущая конкурентоспособность работодателей, образовательных учреждений, молодых специалистов, уровень доверия и компетентность субъектов властных структур.
Ряд ученых предполагает, что наметившиеся процессы переустройства мирового порядка свидетельствуют о зарождении нового аттрактора глобальной экономики. В рамках нового этапа мирового экономического развития в выигрыше окажутся страны, институциональная структура которых будет наилучшим образом отвечать особенностям нового глобального аттрактора экономического развития.
Рис. 3. Синергетические эффекты в системе обеспечения эффективной занятостью
молодых специалистов
С учетом высокой роли институциональных факторов в формировании фазовых портретов экономических систем можно полагать: для того чтобы инновационное развитие было в принципе возможным по окончании кризиса (для того чтобы существовал инновационный аттрактор развития российской экономики), абсолютно необходимо проводить политику глубокой модернизации институциональной сферы муниципалитетов, в том числе сферы занятости молодежи, путем организации и создания системы обеспечения эффективной занятостью. Фаза выхода из кризиса предоставляет удобную возможность для решения этой задачи, во-первых,
за счет снижения устойчивости экономических институтов (и соответственно повышения гибкости всей институциональной структуры) и, во-вторых, за счет создания ситуации, в которой для успешного сохранения каждого отдельного экономического субъекта и экономического института необходимы их оптимизация, снижение издержек, устранение неэффективности и т. д. В сложившейся ситуации абсолютно необходимы согласованные действия муниципальных властей, направленные на модернизацию экономических институтов, в противном случае инновационные возможности, предоставляемые кризисом, будут упущены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/m ain/account (дата обращения: 02.10.2011).
2. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения: 03.10.2011).
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/m ain/population/wages/ (дата обращения: 05.10.2011).
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/mai n/population/demography/ (дата обращения: 11.10.2011).
5. Князева, Е.Н. Основания синергетики: синерге-тическое мировидение [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Кур-дюмов. - М.: КомКнига/URSS, 2005. - С. 201.
6. Кузнецов, Б.Л. К новой институционально-синергетической парадигме развития [Электронный
ресурс] / Б.Л. Кузнецов. - Режим доступа: http://spkur-dyumov.narod.ru/kuzhetsov33.htm (дата обращения: 26.10.2011).
7. Гуриев, С. Неравномерное пространство [Текст] / С. Гуриев // Forbes. - 2008. - № 6. - С. 30.
8. Weise, J. Evolution and Self-Organization [Text] / J. Weise // Journal of Institutional Theoretical Economics (JITE). - 1996. - Vol. 152. - P. 717. - [Цит. по]: Mistri M., Solari S. Local Self-Organizing Economic Processes: Industrial Districts and Liquidity Preference // Santa Fe Institute Working Papers. - 2003. - P. 3.
9. Сайт Государственной службы занятости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. trudinfo.ru (даты обращения: 31.03.2007; 30.06.2007; 30.09.2007; 31.12.2007; 31.03.2008; 30.06.2008; 30.09.2008; 31.12.2008; 31.03.2009; 30.06.2009; 01.09.2009; 01.01.2010; 31.03.2010; 30.06.2010; 01.09.2010; 01.01.2011; 31.03.2011; 30.06.2011).
10. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы [Текст] / П. Друкер. - М.: Экономика, 1992. - С. 145.