Научная статья на тему 'Выпускник вуза и проблемы трудоустройства'

Выпускник вуза и проблемы трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / GRADUATE / FUTURE SPECIALIST / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайловская Г. Н., Занин А. Н.

Научная статья акцентирует внимание на проблеме трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific article focuses on the problem of employment of young professionals after graduation.

Текст научной работы на тему «Выпускник вуза и проблемы трудоустройства»

Михайловская Г.Н, Занин А.Н.

ВЫПУСКНИК ВУЗА И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Воронежский экономико-правовой институт, Российский государственный социальный университет

Ключевые слова: выпускник, будущий специалист, рынок труда, трудоустройство, безработица.

Аннотация: научная статья акцентирует внимание на проблеме трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа.

Keywords: graduate, future specialist, labor market, employment, unemployment.

Abstract: scientific article focuses on the problem of employment of young professionals after graduation.

Вопросы рациональной занятости населения, формирования и эффективного использования в настоящее время приобрели особую актуальность. Объясняется это рядом причин. Во-первых, необходимостью высоких темпов экономического развития, где ведущая роль отводится «человеческому капиталу». Во-вторых, с трансформационными изменениями в мировой хозяйственной системе, где российская экономика должна занять достойное место. В-третьих, в связи со структурными изменениями в народном хозяйстве, которые привели к разбалансированности между спросом и предложением на рынке труда. Например, несмотря на то, что в целом положение на рынке труда нашего региона улучшается, структура безработных продолжает усложняться.

Среди безработных преобладают наименее защищенные категории граждан: около 60% безработных, состоящих на учете, составляют женщины, 21,8% - молодежь в возрасте 16-29 лет, т.е. пятая часть безработных люди самого мобильного возраста. Поэтому, для Воронежской области, как и в целом по РФ, наиболее актуальной является проблема молодежной занятости. Отметим, что Воронежская область занимает одно из ведущих мест в России по количеству студентов (320 студентов приходится на 10 тысяч населения).

В области находятся почти 40% учреждений профессионального образования от общего числа в Центрально-Черноземном регионе, а численность студентов вузов составляет более половины всех студентов Черноземья. Из 18 областей, входящих в Центральный федеральный округ, Воронежская область по этим показателям

занимает второе место после Москвы и включает в себя 36 самостоятельных учреждений высшего профессионального образования и 53 средних специальных учебных заведений. Ежегодно около 35 тыс. молодых специалистов пополняют рынок труда (по данным управления занятости по Воронежской области). Такое ежегодное количество выпускаемых молодых специалистов приводит к тому, что незанятая молодежь в настоящее время представляет достаточно устойчивый сегмент рынка труда, который характеризуется стабильным ростом предложения рабочей силы. Так, например, анализ статистических данных центра занятости населения «Молодежный» свидетельствуют о том, что за последние три годы доля юношей и девушек, состоящих на учете по безработице, остается достаточно стабильной, не зависит от социально-экономических факторов и составляет 23-24 %.

Это связано с рядом специфических особенностей молодежного рынка руда.

Во-первых, этот рынок характеризуется низкой конкурентоспособностью по сравнению с другими возрастными группами. Это подтверждают и данные социологического обследования, проведенного в июне 2011г. кадровым холдингом АНКОР в 22 городах РФ, в том числе и в г. Воронеже. По данным этого обследования более трети выпускников считают, что ВУЗ не готовит специалистов должного уровня, следовательно, конкурентоспособного на рынке труда. В то же время большинство компаний, которые озабочены поиском квалифицированных кадров, также заявляют, что уровень подготовки в ВУЗах существенно ниже того, который нужен работодателям.

Во-вторых, для этого сектора рынка труда характерен достаточно продолжительный процесс поиска работодателя, соответствующего социально-профессиональным требованиям молодого специалиста. Вчерашние студенты довольно долго находятся в поиске работы, который занимает в среднем до полугода, так отметили 42 % опрошенных выпускников. Не имея опыта работы, за этот период времени обесцениваются и полученные знания, при этом 68 % опрошенных выпускников считают, что работодатели не готовы предлагать им те же условия труда (форму занятости, рабочее место, социальный пакет и пр.), что и опытным специалистам.

В-третьих, на этом рынке существенна дискриминация по половому признаку. Как известно, среди выпускников вузов доля женщин значительно выше (по данным опроса почти 80% среди

выпускников составляют девушки), тогда как работодатели предпочтение при приеме на работу отдают мужчинам.

В-четвертых, как и для рынка труда в целом, так и для молодежного характерна тенденция нарушения профессионального равновесия в сфере труда в силу нестабильности экономической ситуации. В такой ситуации даже приобретая престижные специальности (программиста, экономиста, юриста и т.д.), велик риск того, что выпускник окажется невостребованным по окончании вуза в связи с быстро изменяющимся рейтингом престижных специальностей.

В-пятых, следует отметить много вариантность этого рынка труда по причине того, что подготовка молодых специалистов осуществляется по очень большому кругу профессий. Однако на региональном уровне не всегда спрос по ним совпадает с предложением и поэтому ежегодно каждый четвертый выпускник вуза нуждается в переобучении, в получении второй профессии. Кроме этого 20% молодых специалистов из-за неудовлетворенности профессией, условиями труда, культурой производства увольняется, не проработав и года. В силу значимости для экономического потенциала и развития региона, озвученные вопросы являются объектом внимания всех заинтересованных структур. Так, например, в Воронежской области была разработана и успешно реализовалась программа «Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы», утвержденная Постановлением Областной Думы 19 декабря 2007 года №1152-1У-ОД, а также разработана дополнительная программа «Содействие занятости населения Воронежской области на 2010-2014 годы». В данных программах на основе анализа социально-экономического положения Воронежской области и тенденций развития выявлены основные проблемы регионального рынка труда, смягчение которых потребовали определенных мер со стороны службы занятости и ее социальных партнеров, в том числе и образовательных структур различного уровня (государственных, коммерческих и т.д.). Благодаря этим мерам улучшилась ситуация на рынке труда, а уровень безработицы на 1.02.2012 по области составил 1,6%, который ниже средне российского.

Конкретные меры по снижению напряженности на рынке труда опубликованы автором в статье «подготовка конкурентоспособного выпускника вуза» в журнале «Территория науки», 2011, С.152-153. Здесь же отметим одно из направлений по снижению безработицы на молодежном рынке труда, например, это могут быть курсы по

переподготовке кадров или ускоренная форма получения второго образования, поскольку для реализации этого направления имеются предпосылки. Так, например, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что молодые специалисты на момент получения диплома, в своей большей части (60%) уже имели за плечами некий опыт работы, дающий определенный старт для их карьеры и позволяющий выпускникам быстрее реализовываться на рынке труда. Другие меры по смягчению ситуации на рынке труда авторами рассмотрены в источнике 1, С.131-132.

В данной статье отметим такие меры: создание в системе образования служб профессиональной ориентации, которые смогут помочь молодежи в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов; создание системы информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг, что поможет решать конкретные вопросы трудоустройства.

Литература

1. Гатило В.Л. Организация социального саногенеза студенческой молодежи // Территория науки. 2011. № 18 (19). С. 163-168.

2. Михайловская Г.Н., Занин А.Н. Рынок труда: современные региональные аспекты // Сборник статей международной конференции «Посткризисные тенденции и факторы развития рынка труда». - Воронеж.: «Научная книга», 2011 - 184 с.

3.Михайловская Г.Н. К вопросу о формировании компетентностных качеств выпускников вуза // Сборник статей по материалам региональной конференции «Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации». Ч.1 - Воронеж.: ВГАСУ, 2009 - 196 с.

4. Плужникова Л.А. Психолого-акмеологическая модель развития внутриличностной компетентности студента - будущего психолога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.