УДК 331.5
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Н.И. Чернышева
Анализируется состояние молодежной безработицы, приводятся статистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи. Раскрыты основные причины и последствия низкой конкурентоспособности молодых людей на рынке труда. Рассмотрены пути снижения уровня безработицы среди молодежи.
Ключевые слова: молодежная безработица, пути снижения напряженности на молодежном рынке труда.
Безработица среди молодежи является одной из серьезных социально-экономических проблем для современного общества. Отсутствие работы ведет молодых людей к полной деградации: появляются проблемы в развитии и становлении личности, распадаются браки, уменьшается рождаемость, увеличивается число преступлений, распространяются наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Молодежная безработица - социально-экономическое явление, при котором лица в возрасте 15-29 лет находятся в поиске работы и готовы приступить к ней, но не могут реализовать свое право на труд, тем самым теряют основные средства к существованию. Данный вид маргинальной безработицы является своеобразным индикатором социального положения молодежи, показывает степень адаптации молодежи на рынке труда, ее конкурентоспособность.
По данным Международного института трудовых отношений в апреле 2013 года уровень безработицы среди молодежи в странах Евросоюза составил 23,5 %. В частности в Португалии и Италии этот показатель приближается к 40 %, а в Испании и Греции достигает максимума (56,1 % и 58,7 % соответственно). И только Германии удалось снизить уровень молодежной безработицы до 7,5 %. Согласно данным Еврокомиссии, безработица среди молодых людей ежегодно обходиться Евросоюзу в 150 млрд. евро, т. е. в 1,2 % общего ВВП ЕС [1].
В современном российском обществе безработица среди молодежи также является одной из национальных проблем. И связано это с тем, что молодежь - это будущее общества, а ее трудовая деятельность является источником средств для социального обеспечения различных категорий населения.
Молодые люди составляют 35 % трудоспособного населения страны, однако, будучи более обучаемыми, энергичными, уверенными в собственных силах и оптимистичными по сравнению с другими группами населения, они особенно уязвимы перед лицом житейских проблем, в
частности они испытывают большие трудности при поиске работы и дальнейшем трудоустройстве.
По данным специалистов, молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных. Кроме того, порядка 50 % работающей молодежи составляет группу с низким профессиональным статусом, т. е. работает не по специальности. Анализ качественных характеристик молодежи позволяет сделать вывод, что проблемы молодежной безработицы отличаются от проблем безработицы других групп населения. Так, будучи более мобильными, перспективными и трудоспособными молодые люди являются слабо социализированной и низко производительной частью трудовых ресурсов страны.
Оценивая молодежный рынок труда, можно отметить, что его особенностью является низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению со старшими возрастными группами. Особенно остро эта проблема стоит перед подростками и молодежью в возрасте от 20 до 24 лет. По данным Росстата в июле 2013 года самый высокий уровень безработицы в России наблюдался среди недавних выпускников школ - городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,2 %) и молодежи сельской (25,6 %). Почти вдвое меньше - среди молодых людей в возрасте 20-24 года (12,5 % и 15 % соответственно). Тогда как, самый низкий уровень - среди сорокалетних: 2,5 % среди городского населения и 5,5 % - среди сельского [2].
На сегодняшний день на рынке труда для молодых людей практически не имеется вакансий. К тому же законодательство Российской Федерации требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил, касающихся работающих подростков, что зачастую препятствует их трудоустройству по причине «невыгодности» для работодателя. Так коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,7 раза, в том числе среди городского населения - 4,2 раза, сельского населения - 2,6 раза [2].
Вместе с тем существует некоторый дисбаланс между характеристиками желаемой и действительной работы. Так большинство выпускников учебных заведений, состоящих на учете в качестве безработных, имеют экономические, бухгалтерские и юридические специальности. В то время как наиболее востребованными являются квалифицированные рабочие по следующим профессиям: токари, фрезеровщики, станочники, наладчики оборудования, слесари различных видов производств, арматурщики, бетонщики, каменщики, отделочники, монтажники, плотники, электромонтеры, водители различных категорий, швеи. Из профессий служащих востребованы инженеры различных профилей (инженеры -конструкторы, инженеры-технологи, механики, метрологи), воспитатели детского сада, врачи, фельдшеры, медсестры, учителя.
При этом следует отметить, что молодым гражданам сложнее пси-
хологически, чем людям среднего возраста, обращаться в обычные государственные учреждения службы занятости населения. Также сложнее вовлекать молодежь во временную занятость и общественные работы в силу очевидной непрестижности тех видов деятельности, которые входят в состав общественных работ и мероприятий временной занятости.
По итогам исследований причинами высокой безработицы среди молодежи являются [3]:
- отсутствие системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью;
- несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы;
- низкая конкурентоспособность молодых людей, обусловленная высокими затратами на их адаптацию и рисками работодателей при их найме;
- нежелание работодателей принимать на работу молодых, как правило, неопытных работников;
- недостаточная мотивация молодых людей к трудовой деятельности;
- высокие требования представителей молодежи к оплате труда;
- отсутствие достаточной программной и финансовой основы в деятельности службы занятости по трудоустройству молодых людей.
Следует также отметить, что наиболее востребованные вакансии рабочих специальностей, которые в массовом порядке предлагают в центре занятости, выпускников привлекают мало. В результате эти факторы делают данную группу молодежи социально уязвимой на рынке труда.
В связи с этим считается целесообразной разработка мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для самоопределения каждого молодого человека при выборе работы, отвечающей его профессиональному уровню.
Для снижения напряженности на молодежном рынке труда необходимо проводить работу в области профессиональной ориентации молодежи, разрабатывать различные программы социальной адаптации. Особое внимание необходимо уделять информированности молодежи о положении на рынке труда. Одной из форм предоставления информации могут стать небольшие видеофильмы о профессиях, которые могут использоваться в профориентационной работе с молодежью при проведении консультаций, а также семинаров по профессиональной ориентации для школьников и неблагополучных семей при посещении школ, детских домов, интернатов, воспитательной колонии. Также необходимо использовать социальные сети, чтобы информировать молодых людей о востребованных профессиональных навыках.
Не целесообразно готовить специалиста, который, выпустившись из
высшего учебного заведения, не сможет найти применение своим знаниям и навыкам, полученным в ходе обучения. Как показывает практика в настоящее время даже высоко квалифицированные молодые люди не имеют возможности изучить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности и в итоге теряют квалификацию. Как правило, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций часто разбросана по различным источникам: средства массовой информации, ярмарки вакансий, проводимые службами занятости и предприятиями. В связи с необходимостью систематизации информации о вакансиях в учебных заведениях нужно создавать не номинальные, а функциональные Центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. Вузовские центры занятости должны выполнять следующие функции: прогнозировать потребности,
проводить активную работу со студентами, предоставлять информацию о реальной ситуации на рынке труда, взаимодействовать с центрами занятости, работодателями, молодежными организациями. В настоящее время учебные заведения предоставляют информацию о трудоустройстве своих выпускников, но часто эта информация является фрагментарной и недостоверной. Поэтому следует наладить системный механизм обратной связи, когда образовательное учреждение получает информацию о реальном трудоустройстве своих выпускников. Оценку эффективности трудоустройства необходимо проводить в несколько этапов: составление прогноза трудоустройства выпускников; оценка собственных ожиданий и трудоустройства студентов на момент сдачи госэкзамена и на момент вручения диплома; анализ реального трудоустройства выпускников (через 2-3 месяца после окончания вуза и далее с периодичностью 3-5 месяцев). При этом важно не просто провести анкетирование (опрос), а принять активное участие в содействии занятости молодых людей. Так, если на момент опроса молодой специалист не ищет работу или жалуется на отсутствие необходимой вакансии, то можно предложить ему следующие варианты:
1. Обратиться в Центр содействия трудоустройству выпускников вуза (посмотреть вакансии, заполнить резюме, прийти на индивидуальную консультацию);
2. Обратиться в Центр занятости муниципального образования.
Сравнивая прогноз трудоустройства выпускников, их собственные
ожидания от рынка труда и реальное трудоустройство в итоге можно сделать выводы об эффективности мероприятий по содействию занятости выпускников различных специальностей, факультетов и вуза в целом.
Таким образом, такие Центры позволят сократить цепочку между образовательным учреждением (производителем рабочей силы) и работодателем (потребителем рабочей силы).
Необходимо сохранять и создавать рабочие места для молодых людей; увеличивать число предприятий, сотрудничающих с Центром занято-
сти населения, что позволит значительно разнообразить набор вакансий. А центрам занятости предлагать выпускникам образовательных учреждений стажировку на предприятиях и организациях. Предоставлять субсидии работодателям, трудоустраивающим молодежь.
Актуально участие кадровых агентств в мероприятиях, проводимых Центрами занятости: ярмарках вакансий, ежеквартальных совещаниях в Центре занятости с работниками кадровых служб, взаимопосещениях с целью решения конкретных задач по трудоустройству граждан. Для наиболее эффективного содействия занятости молодежи необходимо усилить взаимодействие между учебными заведениями, центром занятости, кадровыми службами и предприятиями. Такая совместная работа будет взаимовыгодна как для учебных заведений (трудоустройство выпускников); кадровых агентств (знание общей обстановки в городе, подбор персонала, общение с коллегами по интересующей проблеме); так и для Центра занятости населения (информирование о заключенных договорах на стажировку выпускников с указанием предприятий и специальностей по созданным рабочим местам и, как следствие, трудоустройство жителей города).
Согласно статистике, около 20 % безработной молодежи обладает уникальными способностями для открытия собственного дела, но, в силу определенных обстоятельств, только 5 % решаются на это. Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать программы поддержки молодежного предпринимательства. Развитие молодежного предпринимательства является мощным инструментом борьбы с безработицей, предоставляющим широкие возможности для самозанятости населения и создания условий для увеличения рабочих мест [4]. Согласно Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года «предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи - база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ».
В России программа поддержки и развития молодых предпринимателей «Молодежный бизнес России» была разработана и реализуется при содействии Youth Business International в сотрудничестве российского филиала Международного форума лидеров бизнеса (IBLF), Британской неправительственной некоммерческой организации OXFAM и «Королевского банка Шотландии» ЗАО. Но, к сожалению, в настоящее время программа МБР реализуется только в Калужской, Воронежской и Новосибирской областях, а также в Приморском крае. Поэтому необходимо расширять географию распространения данной программы.
Анализируя проблему молодежной безработицы, можно сделать вывод, что основной путь преодоления социальной напряженности на
рынке труда молодежи - формирование нормативно-правовой и финансовой базы единой комплексной системы социально-профессиональной ориентации и адаптации молодежи, как составной части политики развития человеческих ресурсов, где были бы задействованы все заинтересованные стороны.
Список литературы
1. Безработица молодежи в Европе [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/bezrabotica-molodezhi-v-evrope/ (дата обращения 28.12.2013)
2. Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free /Ь04 03/ IssWWW.exe/stg/d02/176. htm (дата обращения 28.12.2013)
3. Чернышева Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения //Наука и экономика: научноинформационный журнал. - №1(5). - январь 2011. - Иваново: ООО «Научная мысль», 2011. - С. 62-63
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 29.12.2013)
Чернышева Наталья Ивановна, канд. хим. наук, доц., доц. кафедры «Менеджмент»., chnatashka75@yandex.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева
WAYS OF SOLVING THE PROBLEM OF YOUTH UNEMPLOYMENT
IN MODERN SOCIETY
N.I. Chernysheva
The article examines the state of youth unemployment, are statistics that characterize youth unemployment. Discloses the main causes and consequences of the low competitiveness of young people in the labor market. Considered ways to reduce youth unemployment.
Key words: youth unemployment, ways to reduce tensions on the youth labor market.
Chernysheva Natalia Ivanovna, candidate of chemical Sciences, associate Professor of the Department «Management», chnatashka75@yandex.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University