Научная статья на тему 'Мониторинг регионального рынка труда (на примере Тюменской области)'

Мониторинг регионального рынка труда (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1705
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / TYUMEN REGION / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT POLICY / WORKFORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловейкина Ирина Борисовна

В связи с усилением роли регионов как самостоятельных субъектов хозяйственного взаимодействия и смещением акцентов экономической деятельности в плоскость человеческих ресурсов, обусловливающих необходимость детального изучения динамики рынка труда на уровне региона, обобщается и анализируется многолетний опыт функционирования системы мониторинга регионального рынка труда Тюменской области, которая одной из первых в России внедрила в управленческую практику данный инструмент социально-экономических исследований. Подробно характеризуется методика проведения мониторинга указанной сферы и его нормативно-правовая база, технология сбора первичной информации и формирования баз данных в автоматизированной системе. Подчеркивается, что полученные данные используются при формировании государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с запросами рынка труда, повышении квалификации специалистов, развитии механизмов социального партнерства при реализации кадровой политики, содействии самозанятости населения и некоторых других направлениях. Делается вывод о целесообразности использования тюменского опыта при организации мониторинга региональных рынков труда в других субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the regional labour market (based on the example of Tyumen region)

Strengthening of the role of regions as independent subjects of economic interaction together with the shift of economic activities to the plane of human resources lead to the need for a detailed study of the dynamics of the labor market at the regional level. The article compiles and analyses many years of experience of functioning the monitoring system of the regional labor market in the Tyumen region, which implemented this tool for socio-economic research one of the first in Russia. The article describes the methodology of monitoring of the specified sphere and its legal and regulatory framework, technology for primary data collection and creating databases in the automated system. It is emphasized that the data obtained are used in the formation of the state order for training in accordance with labor market demand, training of specialists, development of mechanisms of social partnership in the implementation of personnel policy, the promotion of self-employment and some other areas. There is made a conclusion about expediency of use of the Tyumen experience in the organization of monitoring of regional labor markets in other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг регионального рынка труда (на примере Тюменской области)»

УДК 311.313

МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

И.Б. Соловейкина

Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления

24 мая 2016 г.

Дата принятия в печать

25 июня 2016 г.

Ключевые слова

Тюменская область, рынок труда, занятость населения, политика занятости, трудовые ресурсы

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ -региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2016 - Омская область «Миграционные процессы как фактор социально-экономического развития региона: оценка и методы регулирования», проект № 16-12-55013

Аннотация. В связи с усилением роли регионов как самостоятельных субъектов хозяйственного взаимодействия и смещением акцентов экономической деятельности в плоскость человеческих ресурсов, обусловливающих необходимость детального изучения динамики рынка труда на уровне региона, обобщается и анализируется многолетний опыт функционирования системы мониторинга регионального рынка труда Тюменской области, которая одной из первых в России внедрила в управленческую практику данный инструмент социально-экономических исследований. Подробно характеризуется методика проведения мониторинга указанной сферы и его нормативно-правовая база, технология сбора первичной информации и формирования баз данных в автоматизированной системе. Подчеркивается, что полученные данные используются при формировании государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с запросами рынка труда, повышении квалификации специалистов, развитии механизмов социального партнерства при реализации кадровой политики, содействии самозанятости населения и некоторых других направлениях. Делается вывод о целесообразности использования тюменского опыта при организации мониторинга региональных рынков труда в других субъектах Российской Федерации.

MONITORING OF THE REGIONAL LABOUR MARKET (BASED ON THE EXAMPLE OF TYUMEN REGION)

I.B. Soloveikina

Center of humanitarian, socio-economic and political research - 2 (Omsk, Russia)

Article info

Received May 24, 2016

Accepted June 25, 2016

Keywords

Tyumen region, labor market, employment, employment policy, workforce

Acknowledgements

Article was prepared within the framework of a research project supported by the RFH № 16-1255013

Abstract. Strengthening of the role of regions as independent subjects of economic interaction together with the shift of economic activities to the plane of human resources lead to the need for a detailed study of the dynamics of the labor market at the regional level. The article compiles and analyses many years of experience of functioning the monitoring system of the regional labor market in the Tyumen region, which implemented this tool for socio-economic research one of the first in Russia. The article describes the methodology of monitoring of the specified sphere and its legal and regulatory framework, technology for primary data collection and creating databases in the automated system. It is emphasized that the data obtained are used in the formation of the state order for training in accordance with labor market demand, training of specialists, development of mechanisms of social partnership in the implementation of personnel policy, the promotion of self-employment and some other areas. There is made a conclusion about expediency of use of the Tyumen experience in the organization of monitoring of regional labor markets in other regions of the Russian Federation.

© И.Б. Соловейкина, 2016

Введение. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, необходимость которого отражена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», предполагает, в том числе, выравнивание условий социально-экономического развития российских регионов, укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, включая региональные рынки труда.

Региональный рынок труда - это пространство в рамках субъекта РФ, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

В современных условиях региональный рынок труда каждого субъекта РФ имеет свои особенности и проблемы. Усиление роли регионов как самостоятельных субъектов хозяйственного взаимодействия, с одной стороны, и смещение акцентов в плоскость человеческих ресурсов как ключевого конкурентного преимущества России - с другой, обусловливают необходимость детального анализа и исследования динамики рынка труда на уровне региона. Отличия в экономическом потенциале, демографической и ресурсной базе, природно-климатических условиях регионов России определяют особенности воспроизводства трудовых ресурсов и функционирования рынков труда различных территорий.

Одна из ключевых проблем, характерных не только для рынка труда субъектов федерации, но и для всех мировых экономик, заключается в диспропорции объема спроса и предложения рабочей силы в профессиональном, отраслевом и территориальном разрезах. Для успешного функционирования рынка труда региона необходимо разумно сочетать процессы саморегуляции с элементами активного государственного регулирования. В связи с этим целесообразным становится развитие методов исследования и регулирования рынка труда на региональном уровне. Одним из таких методов является мониторинг - методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Мониторинговое исследование является эффективным средством изучения рынка труда, так как представляет собой це-

лостную систему регулярного отслеживания происходящих процессов на рынке труда и в смежных областях общественной жизни, его данные являются основой при разработке региональной стратегии на рынке труда, политики и непосредственно мероприятий по регулированию ситуации.

Особенностью мониторинга является то, что он может выступать как составная часть системного или большого по объёму исследования и служить установлению не только отдельных фактов, но и прояснению реального фактического положения дел в целом, а также выявлению взаимосвязей и их взаимодействия между отельными элементами системы. В условиях постоянного увеличения темпов развития современного мира, возникающих в связи с этим нестандартных, нестабильных, сложных ситуаций особенно важно выявить, какие именно факты и факторы имеют первостепенное значение, оказываются движущей силой, какие программы можно просто подкорректировать, а какие выделить в качестве приоритетных. Выявленные по результатам мониторинга и правильно интерпретированные факты позволяют разрешить кризисные и опасные ситуации с наименьшими потерями.

Результаты исследования регионального рынка труда также могут быть использованы при разработке кадровой стратегии и политики региональными организациями-работодателями. Данные исследования могут быть полезны при планировании организациями расходов на персонал, в частности при решении следующих задач: определение уровня заработной платы, в том числе для новых должностей в штатном расписании; прогнозирование кадровых рисков в случае увольнения ключевых сотрудников.

В рамках анализа спроса и предложения на рабочую силу мониторинг дает информацию о половозрастных предпочтениях работодателей при отборе персонала, показывает готовность работодателей к приему выпускников профессиональных учебных заведений, объемах трудовой миграции и потребности в иногородней рабочей силе, характеризует динамику стоимости рабочей силы по основным профессиям (специальностям) регионального рынка труда.

Таким образом, мониторинг предоставляет информацию, которая дает возможность эффективно и своевременно реагировать на изменения в соотношении спроса и предложения в сфере занятости, осуществлять активную политику на рынке труда.

Примером субъекта федерации, организовавшего эффективную систему мониторинга регионального рынка труда, является Тюменская область, которая одной из первых в России внедрила в свою управленческую практику мониторинговые исследования указанной сферы.

В основу этой системы положены следующие предварительные соображения. Определенные выводы о состоянии рынка труда Тюменской области с учетом показателей социально-экономического положения региона можно сделать на основании данных из открытых источников [1]. Однако прогнозы, построенные исключительно на обобщенных статистических данных, не отражают фактическую потребность организаций в персонале и планируемое в перспективе высвобождение работников в разрезе муниципальных образований и/или профессий, а также не являются оперативными. Следовательно, для оценки эффективности распределения и использования трудовых ресурсов органам региональной государственной власти необходимо иметь иной информационный ресурс, позволяющий вести баланс спроса и предложения на рынке труда региона в контексте конкретной демографической, социально-экономической, образовательной и иной ситуации.

Методика мониторинга регионального рынка труда Тюменской области. В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 6 марта 2006 г. № 46-п «Об утверждении Положения об организации мониторинга регионального рынка труда в Тюменской области» [2], Департаментом труда и занятости населения Тюменской области ежегодно, начиная с 2006 г., проводится мониторинг регионального рынка труда. Сбор информации осуществляется во всех муниципальных районах и городских округах Тюменской области, в организациях, представляющих все основные виды экономической деятельности.

Согласно указанному Положению, данные мониторинга используются:

а) для оценки эффективности распределения и использования трудовых ресурсов в Тюменской области;

б) при разработке мероприятий, направленных на достижение в Тюменской области баланса спроса и предложения на региональном рынке труда, в том числе между использованием региональных трудовых ресурсов и привлекаемых иностранных работников;

в) для осуществления в установленном порядке мер активной политики занятости, включая мероприятия по содействию трудоустройству и профессиональной ориентации населения;

г) при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области, включая создание условий для внутрирегионального перемещения трудовых ресурсов;

д) при подготовке предложений по совершенствованию социально-трудовых аспектов государственной миграционной политики, включая вопросы привлечения и использования иностранных работников;

е) при подготовке предложений по определению квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществлять трудовую деятельность и разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

ж) для формирования государственного заказа на предоставление начального профессионального и среднего профессионального образования;

з) для информирования населения и работодателей о ситуации на региональном рынке труда;

и) для исполнения мероприятий по реализации Комплексного плана мероприятий по обеспечению роста производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 г. № 2512-рп [3].

Проведение мониторинга регионального рынка труда возложено на Департамент труда и занятости населения Тюменской области. При проведении мониторинга используются информационные ресурсы следующих департаментов Правительства Тюменской области: труда и занятости населения; социального развития; экономики; образования и науки; здравоохранения; инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства; по спорту и молодежной политике, - а также Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Управления Федеральной миграционной службы по Тюменской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тюменской области, объединений работодателей.

В число показателей мониторинга рынка труда Тюменской области в разрезе муниципальных образований региона входят:

а) анализ состояния и прогнозные оценки численности экономически активного населения;

б) анализ состояния и прогнозные оценки численности занятого населения Тюменской

области по возрастному составу, по основным видам экономической деятельности;

в) анализ состояния и прогнозные оценки численности незанятого населения по методологии Международной организации труда по возрастному и половому составу населения Тюменской области в разрезе профессий;

г) анализ состояния и прогнозные оценки численности незанятых и безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по профессиям (специальностям);

д) анализ состояния и прогнозные оценки спроса и предложения на рабочую силу:

- по основным видам экономической деятельности;

- по профессиям (специальностям);

е) анализ состояния и прогнозные оценки доли региональных трудовых ресурсов и привлекаемых иностранных работников на региональном рынке труда;

ж) анализ состояния и прогнозные оценки ситуации на региональном рынке труда на кратко- и долгосрочную перспективу;

з) рекомендации по достижению баланса на региональном рынке труда.

В результате обследования предприятий и организаций Департамент труда и занятости населения региона формирует баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Тюменской области в разрезе муниципальных образований региона.

Долгосрочное прогнозирование баланса трудовых ресурсов на региональном уровне является инструментом обеспечения конкурентоспособности экономики региона и страны в целом и повышения уровня жизни ее граждан. При этом неоспоримым является необходимость построения комплекса моделей, включающих в себя прогнозирование рынка труда и самой экономики региона. Комплекс решает широкий спектр задач:

- прогнозирование потребности в трудовых ресурсах на региональном уровне согласно моделируемым прогнозам экономического развития;

- формирование предложения по оптимизации структуры подготовки в учреждениях профессионального образования и переквалификации имеющихся трудовых ресурсов для достижения минимальных дисбалансов на рынке труда;

- формирование предложений по достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда субъекта РФ за счет изменения инвестиционных потоков;

- оценка экономического развития и изменений кадровых потребностей экономики

при реализации группы инвестиционных проектов.

Объектами изучения в данном комплексе являются трудовые ресурсы, т. е. часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

Прогноз баланса трудовых ресурсов Тюменской области разрабатывается в целях:

а) оценки сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу;

б) определения структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда;

в) выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и видов экономической деятельности Тюменской области;

г) повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятия управленческих решений.

Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в разрезе видов экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД). Основой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов на прогнозируемый период являются:

а) данные отчетного баланса трудовых ресурсов Тюменской области, разрабатываемого Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;

б) данные балансов трудовых ресурсов муниципальных районов и городских округов Тюменской области;

в) данные о прогнозной численности населения Тюменской области;

г) данные прогноза социально-экономического развития Тюменской области на очередной год и прогнозный период;

д) данные органов исполнительной власти Тюменской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тюменской области;

е) первичные данные мониторинга рынка труда Тюменской области, собранные методом анкетирования организаций;

ж) экспертные оценки о потребности и возможном перераспределении рабочей силы между видами экономической деятельности вследствие происходящих структурных изменений в экономике Тюменской области.

Прогноз баланса трудовых ресурсов содержит следующие основные показатели в среднегодовом исчислении:

а) численность трудовых ресурсов;

б) численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

в) численность иностранных трудовых мигрантов;

г) численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста;

д) численность занятых в экономике;

е) численность занятых в экономике по разделам ОКВЭД;

ж) численность населения, не занятого в экономике;

з) численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства;

и) численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения;

к) численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности и территориям, по демографическим, образовательным, профессионально-квалификационным признакам. Показатели мониторинга регионального рынка труда в Тюменской области охватывают все перечисленные характеристики рынка труда. Таким образом, перечень показателей мониторинга регионального рынка труда, по мнению автора данной работы, является оптимальным для выявления и последующего системного анализа происходящих изменений и прогнозирования ситуации на рынке труда Тюменской области, а также для дальнейшего использования в практике подготовки управленческих решений на уровне региональной власти.

Организация мониторингового исследования регионального рынка труда Тюменской области. Первоначально мониторинг рынка труда проводился силами специалистов Департамента труда и занятости населения Тюменской области и региональных и муниципальных служб занятости. Однако поставленные задачи требовали детализации получаемой информации и, следовательно, увеличения количества исследуемых единиц, в связи с чем

мониторинг рынка труда был передан для исполнения сторонним организациям-подрядчикам. Организации-подрядчики ежегодно определялись по результатам открытых конкурсов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а с 1 января 2014 г. - Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По итогам открытых конкурсов в 2011 и 2013 гг. мониторинг регионального рынка труда осуществлял Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (ГЭПИЦентр-2, г. Омск) [4-6].

В рамках проведения мониторинга рынка труда Тюменской области ставятся следующие задачи:

1. Осуществить сбор сведений с организаций и учреждений, расположенных на территории Тюменской области, по утвержденным Департаментом труда и занятости населения формам:

- о составе и перспективной потребности в кадрах, высвобождении работников организаций (на 5-летний период) по утвержденной форме;

- о выпуске специалистов учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (на 5-летнюю перспективу) по утвержденной форме;

- о создании высокопроизводительных рабочих мест по утвержденной форме (к высокопроизводительным рабочим местам относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на которых среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение));

- о потребности в работниках в области информационной безопасности по утвержденной форме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Внести полученные сведения в специально разработанный модуль автоматизированной системы «Мониторинг рынка труда».

Модуль - система для автоматизации процесса загрузки, обработки и корректировки первичных форм в АС «Мониторинг рынка труда», позволяющая проводить анализ собранных данных по средствам построения отчетов, сгруппированной по разрезам и показателям.

Данный модуль разрабатывается и совершенствуется ежегодно с учетом вносимых в формы отчетности изменений и дополнений. Это обеспечивает возможность автоматической загрузки и проверки данных.

Одной из составляющих мониторинга регионального рынка труда является проведение социологических исследований, направленных на изучение трудового потенциала, структуры трудовых ресурсов по различным признакам (по полу и возрасту; уровню образования и квалификации; территориальному распределению и т. д.). Сбор первичных данных для анализа рынка труда осуществляется непосредственно у самих организаций региона методом очного и заочного анкетирования респондентов - уполномоченных представителей организаций. Анкетирование проводится в форме заполнения специальных бланков с целью получения сведений о составе, перспективной потребности в кадрах и высвобождении работников организации на пятилетнюю перспективу; сведений о создании высокопроизодительных рабочих мест; сведений о потребности в работниках в области информационной безопасности; сведений о выпуске специалистов учреждениями профессионального образования. Таким образом, обследованию подлежат, в том числе, учреждения профессионального образования, поскольку рынок труда и рынок образовательных услуг как системы упорядоченных взаимоотношений между агентами спроса и предложения являются неотъемлемой частью всего экономического пространства и естественным образом зависят от динамики его развития и изменений в его структуре.

Отбор организаций - участников мониторинга осуществляется выборочным методом. Численность выборочной совокупности определяется Департаментом труда и занятости Тюменской области. Выборочная совокупность организаций региона строится по принципу районированной пропорциональной выборки с использованием процедуры квотирования по следующим критериям:

1) для учреждений профессионального образования - в соответствии с уровнем профессионального образования (высшего, среднего, начального);

2) для прочих организаций - в соответствии:

- с местом их дислокации (в разрезе муниципальных образований Тюменской области);

- с формой собственности (государственных / муниципальных учреждений и «негосударственных» организаций); для «негосудар-

ственных» организаций - смешанной российской, совместной российской и иностранной форм собственности;

- с видами основной экономической деятельности (коды ОКВЭД);

- с принадлежностью к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Применение пропорционального отбора, когда объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности, исключает необходимость процедуры взвешивания исходных данных в соответствии со структурой численности населения в разрезе муниципальных образований. Взвешивание исходных данных - математический способ имитации наблюдений (повышения или понижения значения ответов респондентов конкретной группы). Взвешивание означает присваивание каждому наблюдению определенного веса - коэффициента, на который умножаются ответы одного / группы респондентов для восстановления репрезентативности. Данный подход обеспечивает строгую рендомиза-цию (создание условий равновероятностного отбора) для формирования выборки единиц генеральной совокупности.

В рамках мониторинга осуществляется сбор первичной информации о половозрастных характеристиках работников организаций и высвобождающейся рабочей силы; о готовности работодателей к приему выпускников профессиональных учебных заведений; о динамике рабочей силы по основным профессиям (специальностям) регионального рынка труда в разрезе муниципальных образований региона. Все перечисленные сведения вносятся в единую базу данных в автоматизированной системе «Мониторинг рынка труда» на протяжении всего действия мониторинга, начиная с наблюдений 2009 г.

Данная информация является уникальной по своему содержанию; ее анализ дает возможность эффективно и своевременно реагировать на изменения в соотношении спроса и предложения в сфере занятости; формировать прогноз численности занятого населения в разрезе муниципальных образований Тюменской области и основных видов экономической деятельности, профессий (специальностей), по половозрастному составу; фиксировать заявленную потребность в работниках в разрезе муниципальных образований, основных видов экономической деятельности, профессий (специальностей) с учетом выпуска специалистов различных обучающих программ и планируемого высвобождения работников и т. д. Данная ин-

формация является необходимой для формирования баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Тюменской области в разрезе муниципальных образований региона.

Для сбора первичной информации применяется метод анкетирования, предполагающий самозаполнение респондентом (уполномоченным представителем организации) бланков для регистрации сведений о составе, перспективной потребности в кадрах и высвобождении работников организации, сведений о создании высокопроизодительных рабочих мест, сведений о потребности в работниках в области информационной безопасности и бланка сведений о выпуске специалистов учреждениями профессионального образования.

К каждой форме прилагаются методические указания - инструкция по заполнению, а также наименования и ссылки на используемые кодификаторы и классификаторы. Сведения о составе кадров организации (количество, принадлежность к половозрастным группам работников, числящихся в штатном расписании и фактически работающих) вносились в форму по состоянию на дату заполнения бланка в соответствии с наименованиями должностей служащих и профессий рабочих согласно кодам ОКПДТР. Потребность и высвобождение работников фиксировались исходя из планов развития организации, экспертного мнения руководителя либо специалиста отдела кадров и с учетом выхода в анализируемый период работников на пенсию. Сведения о создании вы-сокопроизодительных рабочих мест и сведения о потребности в работниках в области информационной безопасности вносились в соответствующие формы при наличии в штатном расписании организации указанных должностей; в ином случае формы содержали нулевые значения. Сведения о выпуске специалистов (численность обучающихся очной формы по состоянию на дату заполнения бланка, фактический выпуск специалистов очной формы обучения на отчетный год, планируемый выпуск специалистов очной формы обучения по годам пятилетнего периода) вносились в форму в соответствии с наименованием профессий (специальностей), квалификаций согласно кодам ОКСО и ОКНПО.

На протяжении 2009-2014 гг. организация мониторинга рынка труда Тюменской области претерпевала следующие изменения:

1. Численность выборочной совокупности организаций. В 2009 г. мониторингом было охвачено 1 500 организаций, действующих в Тюменской области, собрана информация о

130 тыс. работниках, что составило 30 % от среднесписочной численности работников предприятий и организаций Тюменской области.

В 2010 г. было охвачено 4 000 организаций, действующих в Тюменской области, собрана информация о 148 тыс. работниках, что составило 34 % от среднесписочной численности работников предприятий и организаций Тюменской области.

В 2011-2013 гг. ежегодно было обследовано 4 000 предприятий и организаций, действующих на территории Тюменской области, получена информация о 193,5 тыс. работниках, что составило 39,8 % от среднесписочной численности работников организаций региона. Также опрошены 45 учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.

Численность единиц наблюдения эмпирического исследования 2014 г. была определена Департаментом труда и занятости населения Тюменской области в количестве не менее чем в 4 000 организаций и 43 учреждения профессионального образования; по факту составила 4 193 организаций, 45 учреждений высшего и среднего профессионального образования и 1 учреждение дополнительного профессионального образования.

2. Инструментарий исследования. В период с 2009 по 2014 г. менялся комплект бланков, заполняемых организациями - участниками мониторинга.

В 2009-2010 гг. в мониторинге принимали участие организации государственной, муниципальной, частной, смешанной российской, совместной российской и иностранной форм собственности, заполнялась одна форма «Сведения о составе и перспективной потребности в кадрах».

Начиная с 2011 г. в мониторинг были включены также учреждения профессионального образования, расположенные на территории юга Тюменской области, которые подавали данные по основной форме «Сведения о составе и перспективной потребности в кадрах», а также по дополнительной форме «О выпуске специалистов учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (на 5-летнюю перспективу)».

С 2014 г. организации, принимающие участие в мониторинге, дополнительно стали заполнять формы «О создании высокопроизводительных рабочих мест» и «О потребности в работниках в области информационной безопасности». Основанием для новаций стал Указ

Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».

В рамках мониторинга регионального рынка труда сбор сведений с организаций осуществлялся следующими способами:

- размещение информации о проводимом мониторинге на официальном сайте Департамента труда и занятости населения Тюменской области;

- информирование организаций-работодателей специалистами центров занятости населения;

- централизованная рассылка форм и рекомендаций по их заполнению региональными органами исполнительной власти подведомственным учреждениям государственной и муниципальной форм собственности;

- адресная почтовая рассылка форм организациям, зарегистрированным на территории юга Тюменской области, подходящим под заданные критерии;

- рассылка информации о проводимом мониторинге организациям с использованием электронной почты и других интернет-ресурсов;

- заполнение форм методом анкетирования face-to-face для организаций микро- и малого предпринимательства.

Полученные сведения вносились операторами в специальные разделы модуля для по-

следующей обработки, анализа, оценки и написания рекомендаций по достижению баланса на региональном рынке труда.

Заключение. Основываясь на имеющемся опыте участия в мониторинге рынка труда Тюменской области, можно сделать вывод, что он стал действенным инструментом, обеспечивающим мобильность руководства региона в принятии управленческих решений в социально-экономической сфере, а также повышение эффективности этих решений. В частности, благодаря регулярному сбору оперативной информации о текущем состоянии рынка труда службами занятости населения Тюменской области проводится целенаправленная работа по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан с учетом наибольшей востребованности профессий строительного профиля, таких как каменщик, штукатур, машинист автомобильного, башенного и мостового кранов, стропальщик, электрогазосварщик. В целях гарантированного трудоустройства граждан, обучающихся по направлению органов службы занятости населения Тюменской области, профили и объемы профессионального обучения безработных граждан согласовываются с главами муниципальных образований, практикуется заключение трехсторонних договоров с работодателями.

Таким образом, положительный опыт Тюменской области в реализации ежегодного мониторинга рынка труда и применении полученных результатов исследования на практике может стать примером для других регионов Российской Федерации при планировании мероприятий в сфере занятости населения.

Литература

1. Соловейкина И. Б. Состояние и перспективы развития рынка труда Тюменской области // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2015. - № 2. - С. 155-163.

2. Об утверждении Положения об организации мониторинга регионального рынка труда в Тюменской области : Постановление Правительства Тюменской области от 6 марта 2006 г. № 46-п. - URL : http://lawsrf.ru/region/documents/545069/.

3. Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению роста производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест : Распоряжение Правительства Тюменской области от 27 дек. 2013 г. № 2512-рп . - URL : http://admtyumen.ru/files/ upload/OIV/D_Economy/Документы/Распоряжение ПТО от 27.12.2013 № 2515-рп^£

4. Архив ГЭПИЦентра-2. Ф. 03. Сектор 64. Отд. 76. Д. 098.

5. Архив ГЭПИЦентра-2. Ф. 03. Сектор 69. Отд. 01. Д. 098.

6. Архив ГЭПИЦентра-2. Ф. 03. Сектор 70. Отд. 57. Д. 098.

References

1. Soloveykina I.B. The state and prospects of development of the labour market of the Tyumen region. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2015, no. 2, pp. 155-163.

2. About approval of the Regulations on the organization of monitoring of the regional labor market in the Tyumen region, Resolution of the Government of the Tyumen region from March 6, 2006 No. 46-p, available at: http://lawsrf.ru/region/documents/545069/. (in Russian).

3. About approval of the Comprehensive plan of actions for providing a gain in productivity of work, creation and upgrade of high-productive workplaces, Order of the Government of the Tyumen region from December 27, 2013 No. 2512-rp, available at: http://admtyumen.ru/files/upload/OrV/D_Econo-my/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D0%A 0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1 %80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D0%B5%20%D0%9F%D0%A2%D0%9E%20%D0%BE%D1%82%2027.12.2013%20%E2%84%96%2 02515-%D1%80%D0%BF.pdf. (in Russian).

4. Archive of Center of humanitarian, socio-economic and political research - 2, Fund 03, Sector 64, Department 76, Archiving 098. (in Russian).

5. Archive of Center of humanitarian, socio-economic and political research - 2, Fund 03, Sector

69, Department 01, Archiving 098. (in Russian).

6. Archive of Center of humanitarian, socio-economic and political research - 2, Fund 03, Sector

70, Department 57, Archiving 098. (in Russian).

Сведения об авторе

Соловейкина Ирина Борисовна - ведущий специалист - эксперт

Адрес для корреспонденции: 644043, Россия, Омск, ул. Ленина, 8а E-mail: solovib@inbox.ru

About the author

Soloveikina Irina Borisovna - leading expert Postal address: 8a Lenina st., Omsk, 644043, Russia E-mail: solovib@inbox.ru

Для цитирования

Соловейкина И.Б. Мониторинг регионального рынка труда (на примере Тюменской области) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 3. С. 216-224.

For citations

Soloveikina I.B. Monitoring of the regional labour market (based on the example of Tyumen region). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 3, pp. 216-224. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.