Научная статья на тему 'Информационная поддержка принятия управленческих решений в условиях этнополитической конфликтности в Крыму'

Информационная поддержка принятия управленческих решений в условиях этнополитической конфликтности в Крыму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ETHNO-POLITICAL CONFLICT / MANAGEMENT DECISIONS / ETHNOLOGICAL MONITORING / PROGNOSIS / MATHEMATIC MODELING / EARLY WARNING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Cенюшкина Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных ситуациях с учетом специфики Крымского федерального округа. Анализируется роль этнологического мониторинга, прогнозирования и моделирования этноконфликтных ситуаций, рассматриваются наиболее актуальные проблемы, методы и перспективы информационно-аналитической деятельности в сфере управления этнополитическими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Support of Administrative Decision in the Conditions of Ethno-Political Conflicts in Crimea

The problem of information and analytical support of the management decision-making in the situations of ethnic conflicts in the contexts of specific to the Crimean Federal District is analyzed in the article. The role of ethnological monitoring, prognosis and modeling of the ethnic conflicts situations are considered also as most actual problems, methods and perspectives of the information-analytical activities in the management of ethno-political processes.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка принятия управленческих решений в условиях этнополитической конфликтности в Крыму»

УДК 351:323.1

Т. А. Сенюшкина

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ В КРЫМУ

В статье рассматривается проблема информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных ситуациях с учетом специфики Крымского федерального округа. Анализируется роль этнологического мониторинга, прогнозирования и моделирования этноконфликтных ситуаций, рассматриваются наиболее актуальные проблемы, методы и перспективы информационно-аналитической деятельности в сфере управления этнополитическими процессами.

Ключевые слова: этнополитический конфликт, управленческие решения, этнологический мониторинг, прогнозирование, математическое моделирование, раннее предупреждение.

Этнополитические процессы в Крыму, которые приобрели новые очертания после воссоединения Крыма с Россией, требуют объективного и непредвзятого исследования в связи с наличием в крымском сообществе внутреннего этнокон-фликтного потенциала, обусловленного сосуществованием и взаимодействием трех доминирующих в местном сообществе этнических групп — русских, украинцев и крымских татар. Так как каждая из доминирующих этнических групп обладает своей версией коллективной памяти и исторической правды, противоречия, имеющие в качестве основных экономические и политические причины, в прошлом часто приводили к росту межэтнической напряженности и острым проявлениям этнополитической конфликтности.

Среди наиболее сложных можно назвать проблему гражданства, успешно решенную к концу 1990-х гг., а также борьбу за доступ к земельным ресурсам, которая на данный момент не находится в острой фазе, но вместе с тем не может считаться окончательно завершенной. Не столь остра, но важна с точки зрения ее последствий проблема, сложившаяся в сфере межконфессиональных отношений и связанная с наличием радикальных исламских течений на полуострове, таких как «Братья мусульмане», салафиты (ваххабиты), «Хизб ут-Тахрир». Несмотря на то что последнее из названных религиозно-политических течений запрещено законодательством РФ, сторонники «Хизб ут-Тахрир» в Крыму существуют и имеют влияние, преимущественно на молодежный и сельский сегмент местного сообщества.

В связи с вхождением Крыма в состав РФ на основании волеизъявления большинства населения, подтвержденного результатами референдума 16 марта 2014 г., внутри крымского сообщества произошло разделение на сторонников и противников нового вектора политического развития Крыма. Большинство крымчан поддержали воссоединение Крыма с Россией и приступили к процес-

© Т. А. Сенюшкина, 2014

су реинтеграции в российское политическое, правовое, культурное и экономическое пространство. Об этом свидетельствует крайне высокая явка на референдум, продемонстрировавший невиданную ранее активность избирателей (83,1 %), а также низкий процент людей, отказавшихся от российского гражданства.

Для сравнения можно привести данные о политической активности крымского населения в связи с последними парламентскими выборами, которые состоялись 28 октября 2012 г, когда явка избирателей в Крыму оказалась рекордно низкой, составив 49,46 %, что подтверждает углубление пространства отчужденности жителей Крыма от общеукраинских политических процессов. Одновременно с этим незначительная часть населения заняла диаметрально противоположную позицию.

Рассматривая воссоединение с Россией как акт восстановления исторической справедливости, большая часть населения Республики Крым высказалась за ее вхождение в состав Российской Федерации (96,7 % от числа принявших участие в референдуме). Наряду с этим в среде крымских татар обострился внутренний конфликт, связанный с конкуренцией политических идей о будущем крымско-татарской государственности, которая никогда не снималась с повестки дня и представлялась крымско-татарскими идеологами в виде трех возможных вариантов: 1) крымско-татарская автономия в составе Украины; 2) крымско-татарская автономия в составе Турции; 3) независимое крымско-татарское государство.

Анализ развития этнополитической ситуации в Крыму в период после воссоединения с Россией подтверждает наличие этноконфликтного потенциала в местном сообществе. Учитывая высокий ресурсный потенциал полуострова и прилегающей к нему акватории Черного моря, а также геополитическую конкуренцию в Черноморско-Каспийском регионе, можно предположить, что этнический и религиозный факторы будут использоваться основными геополитическими игроками в их борьбе за влияние на дальнейшее развитие Крыма. В связи с этим нельзя исключить обострения этнополитической и межконфессиональной обстановки, для которой характерен уже накопленный за последние годы конфликтный потенциал.

Кроме того, крымские события оказали неожиданное рефлексивное воздействие на этнополитическую и межконфессиональную ситуацию на Северном Кавказе. В частности, как утверждают авторы доклада «Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе (по состоянию на первое полугодие 2014 г.)», сегодня в экспертных кругах обсуждается проблема возможного влияния «крымского прецедента» на этнопо-литическое самоопределение республик Северного Кавказа (Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО, http://pravorf.org).

Учитывая синергетические эффекты такого неординарного для политической практики события, как воссоединение Крыма с Россией, целесообразно рассмотреть этот исторический факт в качестве своеобразной точки бифуркации. Применяя положения лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, можно рассматривать «постукраинский» Крым в качестве системы, утратившей равно-

весное состояние и вышедшей на уровень самоорганизации. Так как в точке бифуркации существует пространство множественности для выбора дальнейшего вектора развития системы, Крым сегодня потенциально содержит в себе несколько вариантов будущего в диапазоне от снижения уровня развития и полного разрушения системы до более высокого уровня роста и инновационного скачка в развитии. В связи с этим ключевую роль будут играть управленческие решения, которые принимаются сегодня субъектами государственного управления. С одной стороны, ошибки и просчеты управленческой элиты могут привести к необратимым процессам, с другой — смелые и выверенные решения способны кардинально изменить ситуацию. Решающее значение в этом процессе имеет качество управленческой элиты, а также то, чьи интересы будут для нее приоритетными в принятии решений: свои личные, групповые (клановые) или интересы населения, которое составляет народ Крыма и является источником власти (согласно новой Конституции Республики Крым).

Вместе с тем можно утверждать, что, одномоментно переместившись из украинского в российское политическое пространство, Крым станет тем местом, где российская правящая элита, выступающая сегодня источником для формирования центра принятия решений в системе управления Крымом, будет вынуждена пройти проверку на прочность. Учитывая факт внутренней противоречивости крымского сообщества, а также накопленный конфликтный потенциал, до сегодняшнего дня находившийся в латентной стадии, допущенные на этом этапе ошибки могут привести к непредсказуемым последствиям, которые следует оценивать с точки зрения не только региональных, но и глобальных рисков и вызовов.

Все сказанное нацеливает на своевременную, а в ряде случаев и опережающую реакцию органов государственной власти на проявления межэтнической напряженности в сложных с точки зрения наличия этноконфликтного потенциала регионах России. В свою очередь, данная задача требует эффективного и качественного информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этнополитической сфере как на местном (региональном), так и на федеральном уровне. В связи с этим в данной статье будут рассмотрены наиболее актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в условиях этнополитической конфликтности с учетом специфики ситуации, сложившейся в Крыму.

В условиях наличия этноконфликтного потенциала результативность этнопо-литического менеджмента требует от субъектов принятия решений оперативного реагирования, основанного на деятельности аналитического аппарата и политического консультирования. Информационные технологии являются одним из ведущих направлений совершенствования системы государственной национальной политики в сложных с точки зрения межэтнических взаимодействий социальных системах. При этом информационное обеспечение признается одним из важнейших рычагов влияния на мирное развитие многоэтничных сообществ, гарантией принятия и выполнения оптимальных решений, направленных на снижение межэтнической напряженности и управление этническими конфликтами с целью их предупреждения и урегулирования.

Аналитическая деятельность, которая осуществляется с целью информационного обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных регионах, требует максимальной концентрации внимания на конкретном задании, совершенного знания предмета, оперативного изучения этнополитической ситуации, использования разнообразных теоретических и прикладных методов и приемов анализа. Для современной концепции анализа проблем государственного уровня характерен многоэтапный комплексный подход, основанный на сочетании системного и ситуационного методов, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективное решение проблем, так как при этом методы выбираются в зависимости от конкретных ситуаций (Бакуменко, 2000, с. 273).

В информационно-аналитическом продукте целесообразно концентрировать информацию как аналитического, так и управленческого характера. Характер функционального взаимодействия в системе «информационная аналитика — государственное управление» определяется спецификой аналитики. Аналитика обеспечивает получение нового знания не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации имеющихся теорий, статистических данных, средствами моделирования действительности.

В связи с этим заслуживает внимания концептуальный подход к построению информационно-аналитической системы органов государственного управления на основе многоуровневой структуры, которая позволяет генерировать и обрабатывать различные потоки информации, накапливать и использовать информацию на разных уровнях системы: федеральном (информационно-аналитические службы высших органов государственной власти), краевом (краевые информационно-аналитические службы), областном (информационно-аналитические отделы) и районном (районные и межрайонные информационно-аналитические службы). Применительно к государственному управлению в этнополитической сфере распределение функций в рассматриваемой структуре может иметь следующий вид:

— этнологический мониторинг (общегосударственный, областной, районный);

— формирование баз данных, накопление информационных ресурсов;

— прогнозирование основных показателей этноконфликтной ситуации;

— научно-исследовательская деятельность по проблемам государственного управления в этнополитической сфере;

— распространение информации о решениях, принимаемых органами государственной власти, и их критический анализ с точки зрения эффективности (неэффективности);

— комплексное информационное обслуживание структурных подразделений органов государственной власти;

— материально-техническое и кадровое обеспечение.

Не случайно первую позицию в описанной выше структуре занимает этнологический мониторинг, который является первоосновой исследования этно-политических процессов. В России, как и в других постсоветских государствах, накоплен достаточно разнообразный опыт анализа этноконфликтного потенциала регионов при помощи этнологического мониторинга. В качестве примера

можно указать на опыт мониторинга, который осуществляется в Институте эт-нологиии и антропологии РАН. С 1990 г. результаты мониторинга публикуются в серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» (издано более 200 выпусков). Тематика выпусков серии охватывает следующие основные разделы: этнодемография, этноэкономика, этнополитология, юридическая антропология, межнациональные и межэтнические отношения, этноконфликтология, этноконфессиональные, этносоциальные и этнокультурные проблемы различных народов России и зарубежных стран. В публикациях находят отражение особенности этнического состава, демографические характеристики, миграционные процессы, культурная инфраструктура населения, положение этнических меньшинств, деятельность общественных и политических организаций, социальный и национальный состав политических движений, их влияние на массовое сознание, традиционализм и модернизация и др. Особое внимание уделяется этнополитической ситуации в различных регионах России. В географическом отношении публикации охватывают всю Россию и часть постсоветских государств. Особенно широко в них представлены Северный Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, все автономные республики России, особенно Урало-Поволжского региона, Крайний Север и Сибирь; из постсоветских государств — Литва, Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, из зарубежных стран — США, Индия, Китай, Мексика, Испания, Югославия (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, http://iea-ras.ru).

Этнологический мониторинг чаще всего рассматривается как система сбора и анализа информации, касающейся потенциального развития конфликто-генности в многоэтническом обществе. Эффективный этнологический мониторинг в системе государственного управления этнополитическими процессами повышает надежность системы информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти на всех уровнях управленческой иерархии. Своевременная и достоверная информация о текущих изменениях в этнопо-литической ситуации позволяет принимать своевременные и оптимальные управленческие решения. В результате мониторинга статистическая и аналитическая информация объективно превращается в инновационный продукт, что, в свою очередь, существенно влияет на эффективность государственного управления.

Регулярное осуществление этнологического мониторинга позволяет качественно дифференцировать и обобщать информацию, вырабатывать критерии ее отбора, определять индикаторы, по которым осуществляется мониторинг, выявлять тенденции, имеющие значение для принятия государственно-управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.

Эффективность этнологического мониторинга во многом определяется оптимальным подбором индикаторов. Существует несколько стандартных индикаторов, по которым осуществляется измерение напряженности в межэтнических отношениях. Среди них отметим следующие: мнения, представленные в СМИ, уровень социальной идентичности, экономическое и социальное равенство и неравенство, этническая и религиозная нетерпимость, этническая дистанция,

восприятие некоторых этнических групп другим населением, доверие (или недоверие) к институтам власти и др. (Сенюшюна, 2003, с. 44).

Не менее важными индикаторами для этнологического мониторинга можно считать численность и динамику численности этнической общности, характеристики расселения и миграции этнических сообществ, уровень урбанизации, распределение в отраслевой и социально-профессиональной структуре населения, динамику демографических характеристик, речевые характеристики, степень этнокультурной и этнополитической мобилизованности сообществ, нравственное здоровье общества и т. д.

При компетентности и квалифицированности специалистов, осуществляющих этнологический мониторинг, возможно получение максимально объективной информации, на основе которой осуществляются анализ ситуации и прогноз развития событий. При этом определяющую роль в эффективности этнологического мониторинга играет система организации информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления.

Для более плодотворного исследования проблемы организации системы этнологического мониторинга в Крыму целесообразно проанализировать аналогичный опыт в постсоветских государствах. В целом в странах, входивших в состав бывшего СССР, состояние научной экспертизы и рекомендаций для предупреждения этнических конфликтов в начале 1990-х гг. было неудовлетворительным. В течение первой половины десятилетия проводилось мало сравнительных исследований проблемы этнических конфликтов, не существовало системы подготовки специалистов-этноконфликтологов и согласованной государственной и общественной деятельности по урегулированию кризисных ситуаций.

Одна из причин описанного выше явления — недостаток эффективной системы сотрудничества академических исследователей и аналитиков с органами власти. Как следствие, не было возможности выработать действенные подходы к предупреждению этнических конфликтов и их урегулированию. Фактически не было опыта постконфликтного сотрудничества и организации целенаправленных действий со стороны государства в укреплении межэтнического взаимодействия.

Впоследствии эффективными институтами предупреждения этнических конфликтов наряду с государственными структурами стали неправительственные организации, а в сфере аналитической деятельности и раннего предупреждения кризисных ситуаций эффективными оказались независимые ассоциации исследователей. Наиболее известная среди них — Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (www.eawarn.ras.ru.). С 1994 г. это научное сообщество осуществляет систематические исследования проблем этнич-ности и кризисов управления в условиях трансформации стран бывшего СССР. Первая в своем роде сеть такого мониторинга объединила десятки экспертов из регионов России и ряда постсоветских государств. В рамках Сети определились методы анализа, появился опыт взаимных консультаций участников по вопросам раннего распознавания кризисов в сфере межэтнических отношений (Степанов, Тишков, 2003, а 6).

Сеть этнологического мониторинга организована по горизонтальному принципу — она не имеет иерархии и структур, которые специализировались бы на сборе или обработке и анализе накопленных материалов. Все участники имеют равный статус экспертов и сами определяют приоритеты своих исследований. Этнологический мониторинг функционирует как постоянный диалог специалистов из разных регионов бывшего СССР. Средством общения служит электронная телекоммуникация, в фокусе обсуждения — этнополитические проблемы. В этой организации Институт этнологии и антропологии РАН выполняет роль координатора и издателя части публикаций. В обобщенной форме этнологический мониторинг включает в себя:

— научно-прикладной анализ местных ситуаций и сетевую коммуникацию экспертов;

— выпуск периодического бюллетеня, публикацию ежегодного доклада и другую координационно-издательскую деятельность центров;

— публикацию материалов мониторинга;

— накопление сводного электронного архива и поддержку банка данных Сети;

— разработку моделей этнических конфликтов;

— деятельность экспертов в сфере предупреждения этнических конфликтов и их урегулирования;

— консультирование работников государственного аппарата;

— участие экспертов в разработке законодательных проектов общегосударственного и регионального уровней.

Процедура мониторинга представляет собой обмен между участниками Сети информацией по этнополитическим вопросам, накопление текущих данных, публикацию аналитических материалов. В рамках Сети было налажено несколько систем накопления информации, создан электронный архив корреспондентских сообщений, а также банк данных, объединяющий текстовые, статистические, картографические базы данных.

С 1994 г. в работе Сети приняли участие более 150 экспертов, ежегодно присылавших совокупно 500-600 аналитических сообщений объемом более 4000 страниц. Все указанные материалы содержатся в специализированном банке данных Сети мониторинга NetBase, которому в соответствии с российским законодательством предоставлен государственный регистрационный номер. Кроме того, создан специализированный информационный ресурс — база данных Бюллетеня сети этнологического мониторинга, доступная в сети ИнтерНакопление сравнительной информации позволило выстраивать модели эт-ноконфликтных ситуаций. В результате экспертами была произведена оценка потенциала этнической конфликтности во многих регионах бывшего СССР, составлены карты так называемых этнопроблемных территорий. В качестве методики исследования и оценки этнополитической конфликтности в рамках Сети используется система монографического описания этнополитической и этнокультурной ситуации в регионах, где работают эксперты сети этнологического мониторинга, и раннего предупреждения конфликтов. При этом важнейшим

инструментом служит набор специальных индикаторов конфликтности (Тишков, 2004, с. 10).

Как отмечает В. Тишков, сначала работа Сети ограничивалась преимущественно экспертной оценкой ситуации в сфере межэтнических отношений в различных регионах бывшего Советского Союза. Результатом анализа была нарративная информация, которая представляет собой существенный вклад в изучение этой стороны общественной жизни. Указанное направление сохранило значимость, но стало очевидно, что для фундаментальных обобщений и прогнозов нужны систематические наблюдения по сопоставимым критериям. Необходимыми стали не только достоверность, глубина и объективность информации, но и тематическое расширение мониторинга (Там же).

Впоследствии была выработана методика, с помощью которой осуществляется регулярная оценка общественно-политической конфликтности регионов постсоветских государств на основе расчетов балльных оценок экспертов. Важнейшим источником данных для расчета показателей конфликтности является пополняемый банк результатов мониторинга, осуществляемого в бывших советских государствах. Особое значение придается анализу этнокультурных явлений как факторов конфликтности и одновременно эффективных инструментов ослабления межэтнических противоречий. По методике, разработанной в Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, работают и крымские эксперты, с 1998 г. анализирующие этнополитическую ситуацию в регионе по системе индикаторов, разработанной В. Тишковым и В. Степановым.

Фактически данный мониторинг рассматривается как элемент раннего предупреждения этнических конфликтов, так как он расширяет представление о конфликтной ситуации и дает возможность не только делать экспертные оценки, но и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

Таким образом, этнологический мониторинг можно рассматривать как базовое условие, необходимое для прогнозного обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных ситуациях. При этом следует согласиться с мнением Р. В. Ленькова: прогноз не ориентирован на безусловное утверждение о будущем; на основе выявленных закономерностей он определяет вероятностные параметры развития изучаемого объекта, раскрывает различные варианты развития ситуации либо дает информацию для обоснования решения и выбора возможных путей его развития в будущем (Леньков, www.socioprognoz.ru).

Разработка методики прогнозирования этнических конфликтов — одно из наиболее востребованных сегодня направлений информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этнополитической сфере. В целом технологию разработки прогноза конфликта условно можно разделить на два основных этапа, которые определяют последовательность действий специалистов, составляющих прогнозы. Первый этап базируется на оценке состояния параметров, причин конфликта и условий его существования. На основе этих данных строится аналитическая часть прогноза. К ней относят составление списка релевантных факторов, т. е. факторов, определяющих конкретное состояние конфликта и тенденций его развития, а также факторов,

способных сказаться на результатах и последствиях анализируемого процесса (Перепелиця, 2003, с. 77).

Дальнейшая последовательность действий в составлении прогноза определяется порядком оперирования списком факторов. Для этого необходимо выделить важнейшие из них и исключить из списка несущественные. Например, при прогнозировании развития этноконфликтной ситуации в Крыму наиболее важными факторами можно считать борьбу за доступ к земельным ресурсам и состояние межконфессиональных отношений. После того как выделены ключевые факторы конфликта, нужно упорядочить список ограничений по нормам, интересам, целям, ресурсам, характеру действий участников конфликта и типов этноконфликтных ситуаций, определить предельный диапазон возможностей в развитии конфликта, т. е. то, чего не может быть в данном процессе. Во время проведения указанных процедур применяются метод экспертных оценок, исто-рико-логический метод и метод сравнительного анализа. Результатом прогнозирования является построение прогностической модели конфликта, которая создается путем структуризации факторов.

Первая группа факторов — это совокупность необходимых условий существования и развития конфликта. Вторая группа факторов характеризует сам прогнозируемый процесс. Функционирование элементов и связей этнического конфликта в данном случае уже может рассматриваться как система факторов. Третья группа — это совокупность тех факторов, которые возникают в ходе развития этнического конфликта и могут иметь обратное влияние на него.

Далее осуществляется структурирование факторов в каждой из трех указанных групп и определяются уровни их иерархии. В каждой группе факторы ранжируются в зависимости от продолжительности конфликтных действий. Такой процедурой построения прогностической модели является определение природы каждого фактора, выделение ключевых факторов, ранжирование их по силе и направленности детерминации. Завершающим этапом построения прогностической модели этнического конфликта являются ранжирование списка, расположение факторов по важности и приоритетности для данной ситуации, определение их весомости с помощью методов экспертных оценок и математических вычислений, составление порядковой шкалы, а также количественная оценка факторов, построение интервальной шкалы.

Построение прогностической модели позволяет перейти ко второму, заключительному, собственно прогнозному этапу. Основная прогностическая задача этого этапа заключается в составлении списка вероятных сценариев развития этнического конфликта. Она решается с помощью морфологического анализа, методов дерева целей и построения сценариев.

«Написание сценариев» — это метод, который позволяет установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, могут развиваться события. Принципы метода построения сценария могут быть основаны на системно-си-нергетическом подходе. Сценарий не предполагает того, что должно обязательно произойти. Основное требование к его построению заключается в описании возможных вариантов развития событий. Структура сценария состоит из от_ 193

дельных сценариев, раскрывающих развитие этноконфликтной ситуации с учетом процессов самоорганизации этнических сообществ, которые выступают участниками конфликта.

Не менее важная задача построения сценария — оценка вероятности его реализации и разработка альтернативных вариантов развития ситуации. После оценки вероятности в численном выражении осуществляется выбор наиболее вероятных сценариев, на основе которых формируется обобщенный сценарий. Далее осуществляется привязка событий, описанных в полученном сценарии, к временной сетке. Последовательность действий в этом случае такова: определение временного интервала, формулировка события, словесное толкование значения событий, количественная оценка по эскалационной шкале. В результате можно получить график реального протекания этнического конфликта, где на оси абсцисс задаются временные интервалы, а на оси ординат — шкала событий, количественно оцененных.

Таким образом, построение прогностической модели и составления наиболее вероятных сценариев развития событий представляет собой единую технологию прогноза этнического конфликта. Однако выбор правильной технологии прогноза, которая соответствует природе того или иного конфликта, — только часть проблемы. Второй важнейшей частью является содержательная сторона прогноза.

В структурном плане содержание прогноза можно свести к четырем основным направлениям:

1) прогнозирование возможности возникновения этнического конфликта;

2) предвидение возможных вариантов поведения каждой из конфликтующих сторон в ходе развития этнического конфликта;

3) определение наиболее вероятного хода развития этнического конфликта;

4) прогнозирование результатов и последствий этнического конфликта.

В рамках этих направлений формулируются конкретные задачи прогнозирования: определение масштабности и формы противостояния основных участников конфликта, характера его развития во времени и т. д.

Проблема прогнозирования этнических конфликтов тесно связана с возможностями моделирования этноконфликтных ситуаций. Известно, что первые попытки моделирования политических процессов были осуществлены в США в начале 1950-х гг, когда несколько американских университетов и знаменитая компания Rand Corporation приступили к выполнению заказов Пентагона и Государственного Департамента США. Вскоре этот опыт стал применяться европейскими и японскими специалистами. Вслед за первыми попытками практического применения компьютерных моделей в сфере политического анализа началось серьезное теоретическое и методологическое осмысление моделирования в гуманитарной области. Особо следует отметить работы американских ученых Т. Саати (Саати, 1977) и Дж. Проктора (Proctor, 1992), исследовавших проблемы формирования принципов и подходов к изучению социальных систем методом анализа иерархических структур и средствами организационной психологии. Эти авторы предложили и обосновали методы решения системных задач, в том числе и политических, которые базируются на обработке экспертной информации.

Определенные достижения в рассматриваемой сфере существуют также в исследованиях, которые осуществляются в постсоветских странах. В частности, следует отметить наработки известного российского конфликтолога А. Анцупова, который на основе использования математического аппарата и сопоставления различных объектов моделирования рассмотрел наиболее типичные математические модели в изучении конфликтов (Анцупов, 2013, с. 73-75). Особого внимания заслуживает подход украинского исследователя В. Гондюла, разработавшего модель оценки состояния государства на основе синергетиче-ской методологии с использованием теории циклов. За основу характеристики состояния общества в этой модели выбрано 16 основных векторов, отражающих различные сферы развития и объединенных в две группы: духовный и материальный мир общества. Основные показатели отражают состояние образования и культуры, права, идеологии, политической сферы, религии, межэтнических отношений, демографии, экономики, экологии, информационной сферы, научно-технического развития и др. Предложенная модель позволила автору рассчитать конфликтный потенциал украинского государства, включая анализ этнического и религиозного факторов (Гондюл, 2002, с. 74).

При всей важности и актуальности исследований в области разработки и применения математических моделей при принятии управленческих решений следует отметить, что моделирование этноконфликтных ситуаций в известной степени является ограниченным, поскольку в каждом конкретном этническом конфликте формируются свойства и тенденции, не типичные для других случаев. Каждый этнос отличается от других целым набором параметров, среди которых следует выделить особенности восприятия, специфику коллективных реакций, стиль политического поведения. Наиболее явно это наблюдалось в конфликтах в Закавказье. Этнополитические процессы в Крыму также отличаются спецификой, что затрудняет применение имеющихся моделей к анализу развития ситуации. В связи с этим перед субъектами принятия управленческих решений возникает целый ряд задач, требующих оперативного и взвешенного принятия решений в этноконфликтных ситуациях, с учетом специфики каждой конкретной конфликтной ситуации, а также последствий принятых решений и их воздействия на этнополитические процессы.

Все вышесказанное имеет особое значение для управления этнополитиче-ской ситуацией, сложившейся в Крыму. В Крымском федеральном округе система информационно-аналитической и прогнозной поддержки принятия этнопо-литических решений находится на стадии формирования. Этот процесс должен сопровождаться формированием системы профессиональных кадров специалистов-аналитиков и созданием эффективной системы коммуникаций между ними с целью быстрого реагирования и предупреждения этнических конфликтов. При этом крайне важно обеспечение обмена информацией аналитического характера между специалистами, работающими в разных ведомственных структурах государственного управления. Не менее важная задача — разработка основных квалификационных требований к профессии аналитика, работающего с этнополитической информацией, а также определение критериев, при помощи которых можно оценить качество и достоверность аналитического продукта.

В современных условиях формирование системы информационно-аналитической и прогнозной поддержки принятия этнополитических решений в Крыму происходит при фактическом отсутствии координации действий, системы подготовки квалифицированных аналитиков и прогнозистов. Не менее актуальная проблема связана с необходимостью разработки методологических, методических, технологических и организационных принципов построения системы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку принятия этнопо-литических решений. Кроме того, специалистов, разрабатывающих информационные технологии для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в сферу компетенции которых входит управление процессами в этнополитической сфере, ожидает невероятное количество проблем. Это подтверждается опытом работы информационно-аналитических структур, имеющих различное ведомственное подчинение, в которых накопилось огромное количество как позитивного, так и негативного эмпирического материала (Рогожин, 2002, с. 38).

Так, в структуре Государственного Совета Республики Крым функционирует Комитет по межнациональным отношениям, который осуществляет анализ оперативной информации о состоянии и динамике этнополитических и миграционных процессов в Республике, социально-экономических, демографических и других тенденций, влияющих на развитие межнациональных процессов. При этом фактически отсутствует координация указанной деятельности с информационно-аналитическими службами Совета министров Крыма, в структуре которого функционирует Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. Согласно Положению о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым в функции Госкомитета также входят: проведение постоянного мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым, сбор оперативной информации о состоянии и динамике развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым, взаимодействие в пределах компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, Республики Крым по вопросам развития межнациональных и межконфессиональных отношений (Положение о Государственном комитете, www.gkmn.rk.gov.ru).

Подводя итог, отметим, что на уровне принятия политических решений в отношении дальнейшего развития Крыма нельзя не учитывать этноконфликтный потенциал местного сообщества, который на данный момент «загнан внутрь» и может быть использован внешними силами в любой момент для расшатывания ситуации на полуострове. Данная угроза представляется сегодня нам наиболее опасной и требует разработки механизмов снижения напряженности, связанной с тем, что часть местного сообщества по разным причинам не поддержала воссоединение Крыма с Россией. Особый ряд проблем в связи с этим характерен для крымско-татарской части населения полуострова.

Наличие в Крыму явных проблем этнополитического характера требует комплексного подхода к организации системы информационно-аналитического обеспечения управленческих решений в кризисных ситуациях. Деятельность

субъектов, наделенных государственной властью, должна быть подкреплена качественной научной экспертизой, которая может полноценно осуществляться при объединении усилий представителей государственных информационно-аналитических структур и экспертного сообщества. Наряду с этим целесообразно проанализировать состояние и качество этноконфликтологической экспертизы, осуществляющейся в Крыму, а также разработать критерии оценки профессионализма кадров, работающих в системе информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти.

Вполне очевидна потребность в создании на региональном уровне единой информационно-аналитической системы, которая обеспечила бы координацию всех структурных элементов государственного управления, имеющих отношение к информационной поддержке принятия управленческих решений в этно-политической сфере. Целесообразно выделить три наиболее важных и принципиальных аспекта такой системы: построение модели сбора и обработки информации; организация информационных потоков; обеспечение информационного взаимодействия между всеми элементами системы.

Литература

АнцуповА. Я. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Издательский дом «Питер», 2013. 306 с. (Antsupov A. Ya. Conflict in Schemes and Comments. Saint Petersburg: Publishing House «Piter», 2013. 306 p.).

БакуменкоВ. Д. Формування державно-управлшських ршень: проблеми теорп, методологи, практики: монографiя. Кшв: Вид-во УАДУ, 2000. 328 с. (Bakumenko V. D. A Formation of Solutions in Public Administration: Theory, Methodology, Practice. Kiev: UAPA, 2000. 328 p.).

Гондюл В. П. Моделирование и прогнозирование конфликтных и кризисных явлений развития государства // Информация, анализ, прогноз —стратегические рычаги эффективного государственного управления: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Киев: УкрИНТЭИ, 2002. С. 72-74 (Gondyul V. P. Modeling and Forecasting of Conflicts and Crises of State // Information, Analysis, Forecast — Strategic Levers of Good Governance: Proceedings of the III Intern. Scientific and Practical. Conf. Kiev: UkrISTEI, 2002. Р.72-74).

Исследования по прикладной и неотложной этнологии // http://iea-ras.ru/index.php7go =Pages&in=cat&id=13 (Research in Applied and Emergency Ethnology // http://iea-ras.ru/index. php?go=Pages&in=cat&id=13).

Леньков Р. В. Социальное предвидение в управлении. Феномены, формы, проблемы // www.socioprognoz.ru/publ2011.html?rub2=15 (LenkovR. V. Social Foresight in Management. Phenomena, Forms, and Problems // www.socioprognoz.ru/publ2011.html?rub2=15).

Перепелиця Г. М. Конфлкти у посткомунютичнш Свропг монографiя. Кшв: Н1СД, 2003. 432 с. (Perepelytsya G. N. Conflicts in Post-Communist Europe. Kiev: NISI, 2003. 432 p.).

Положение о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым // www.gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm (Regulations of the State Committee for Interethnic Relations and Deported Citizens of the Republic of Crimea // www. gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm).

Рогожин М. В. Информационные технологии в системе политического управления // Информация, анализ, прогноз — стратегические рычаги эффективного государственного управления: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Киев: УкрИНТЭИ, 2002. С. 37-41 (Rogozhin M. V. Information Technology in the System of Political Management // Information, Analysis, Forecast — Strategic Levers of Effective Governance: Materials of the III Intern. Scientific and Practical Conf. Kiev: UkrISTEI, 2002. Р. 37-41).

Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций / пер. с англ. В. Н. Веселова, Г. Б. Рубальского; под ред. И. А. Ушакова. М.: Совет. радио, 1977. 306 с. (Saaty T. L. Mathematical

Models of Conflict / trans. from Engl. by V. N. Veselov, G. B. Rubalsky; ed. by I. A. Ushakov. Moscow: Soviet radio, 1977. 306 p.).

Сенюшюна Т. О. lнформацiйно-аналiтичне забезпечення прийняття управлшських ршень в етноконфлктних ситуа^ях // Статистика УкраУни. 2003. № 2 (21). С. 43-45 (Senyushkina T. A. Information and Analytical Support of the Decision-Making in Management of the Ethnic Conflicts Situations // Statistics of Ukraine. 2003. N 2 (21). P. 43-45).

Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) // www.eawarn.ras.ru (Network for Ethnic Monitoring and Early Warning (EAWARN) // www.eawarn. ras.ru).

Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на первое полугодие 2014 г): экспертный доклад / под общ. ред. В. А. Тишкова. М.; Ставрополь; Пятигорск, 2014 (http://pravorf.org/index.php/news/1377-o-doklade-lsostoyanie-mezhnaczionalnyx-otnoshenij-i-religioznaya-situacziya-v-skfor-po-sostoyaniyu-na-pervoe-polugodie-2014-g) (The State of Interethnic Relations and Religious Situation in the North Caucasus Federal District (of the First Half of 2014): Expert Report / ed. by V. A. Tishkov. Moscow; Stavropol; Pyatigorsk, 2014 (http:// pravorf.org/index.php/news/1377-o-doklade-lsostoyanie-mezhnaczionalnyx-otnoshenij-i-religioznaya-situacziya-v-skfor-po-sostoyaniyu-na-pervoe-polugodie-2014-g)).

Степанов В. В., Тишков В. А. Этничность, конфликт и согласие. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН; Сеть этнол. мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2003. 64 с. (Stepanov V. V., Tishkov V. A. Ethnicity, Conflict and Agreement. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology; Network for Ethnic Monitoring and Early Warning, 2003. 64 p.).

Тишков В. А. Опыт этнологического мониторинга. М.: Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), 2004. 188 с. (Tishkov V. A. Experience of the Ethnic Monitoring. Moscow: Network for Ethnic monitoring and Early Warning (EAWARN), 2004. 188 p).

Proctor J. H. A Theoretical Basis for Intentional Organizational Change with Comments from a Thirty Year Perspective // Journal of the Washington Academy of Sciences. 1992. Vol. 82, N 1. March. P. 1-18 (https://archive.org/stream/journalofwashin821992wash#page/18/mode/2up).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.