УДК 351:323.1
Т. А. Сенюшкина
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ В КРЫМУ
В статье рассматривается проблема информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных ситуациях с учетом специфики Крымского федерального округа. Анализируется роль этнологического мониторинга, прогнозирования и моделирования этноконфликтных ситуаций, рассматриваются наиболее актуальные проблемы, методы и перспективы информационно-аналитической деятельности в сфере управления этнополитическими процессами.
Ключевые слова: этнополитический конфликт, управленческие решения, этнологический мониторинг, прогнозирование, математическое моделирование, раннее предупреждение.
Этнополитические процессы в Крыму, которые приобрели новые очертания после воссоединения Крыма с Россией, требуют объективного и непредвзятого исследования в связи с наличием в крымском сообществе внутреннего этнокон-фликтного потенциала, обусловленного сосуществованием и взаимодействием трех доминирующих в местном сообществе этнических групп — русских, украинцев и крымских татар. Так как каждая из доминирующих этнических групп обладает своей версией коллективной памяти и исторической правды, противоречия, имеющие в качестве основных экономические и политические причины, в прошлом часто приводили к росту межэтнической напряженности и острым проявлениям этнополитической конфликтности.
Среди наиболее сложных можно назвать проблему гражданства, успешно решенную к концу 1990-х гг., а также борьбу за доступ к земельным ресурсам, которая на данный момент не находится в острой фазе, но вместе с тем не может считаться окончательно завершенной. Не столь остра, но важна с точки зрения ее последствий проблема, сложившаяся в сфере межконфессиональных отношений и связанная с наличием радикальных исламских течений на полуострове, таких как «Братья мусульмане», салафиты (ваххабиты), «Хизб ут-Тахрир». Несмотря на то что последнее из названных религиозно-политических течений запрещено законодательством РФ, сторонники «Хизб ут-Тахрир» в Крыму существуют и имеют влияние, преимущественно на молодежный и сельский сегмент местного сообщества.
В связи с вхождением Крыма в состав РФ на основании волеизъявления большинства населения, подтвержденного результатами референдума 16 марта 2014 г., внутри крымского сообщества произошло разделение на сторонников и противников нового вектора политического развития Крыма. Большинство крымчан поддержали воссоединение Крыма с Россией и приступили к процес-
© Т. А. Сенюшкина, 2014
су реинтеграции в российское политическое, правовое, культурное и экономическое пространство. Об этом свидетельствует крайне высокая явка на референдум, продемонстрировавший невиданную ранее активность избирателей (83,1 %), а также низкий процент людей, отказавшихся от российского гражданства.
Для сравнения можно привести данные о политической активности крымского населения в связи с последними парламентскими выборами, которые состоялись 28 октября 2012 г, когда явка избирателей в Крыму оказалась рекордно низкой, составив 49,46 %, что подтверждает углубление пространства отчужденности жителей Крыма от общеукраинских политических процессов. Одновременно с этим незначительная часть населения заняла диаметрально противоположную позицию.
Рассматривая воссоединение с Россией как акт восстановления исторической справедливости, большая часть населения Республики Крым высказалась за ее вхождение в состав Российской Федерации (96,7 % от числа принявших участие в референдуме). Наряду с этим в среде крымских татар обострился внутренний конфликт, связанный с конкуренцией политических идей о будущем крымско-татарской государственности, которая никогда не снималась с повестки дня и представлялась крымско-татарскими идеологами в виде трех возможных вариантов: 1) крымско-татарская автономия в составе Украины; 2) крымско-татарская автономия в составе Турции; 3) независимое крымско-татарское государство.
Анализ развития этнополитической ситуации в Крыму в период после воссоединения с Россией подтверждает наличие этноконфликтного потенциала в местном сообществе. Учитывая высокий ресурсный потенциал полуострова и прилегающей к нему акватории Черного моря, а также геополитическую конкуренцию в Черноморско-Каспийском регионе, можно предположить, что этнический и религиозный факторы будут использоваться основными геополитическими игроками в их борьбе за влияние на дальнейшее развитие Крыма. В связи с этим нельзя исключить обострения этнополитической и межконфессиональной обстановки, для которой характерен уже накопленный за последние годы конфликтный потенциал.
Кроме того, крымские события оказали неожиданное рефлексивное воздействие на этнополитическую и межконфессиональную ситуацию на Северном Кавказе. В частности, как утверждают авторы доклада «Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе (по состоянию на первое полугодие 2014 г.)», сегодня в экспертных кругах обсуждается проблема возможного влияния «крымского прецедента» на этнопо-литическое самоопределение республик Северного Кавказа (Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО, http://pravorf.org).
Учитывая синергетические эффекты такого неординарного для политической практики события, как воссоединение Крыма с Россией, целесообразно рассмотреть этот исторический факт в качестве своеобразной точки бифуркации. Применяя положения лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, можно рассматривать «постукраинский» Крым в качестве системы, утратившей равно-
весное состояние и вышедшей на уровень самоорганизации. Так как в точке бифуркации существует пространство множественности для выбора дальнейшего вектора развития системы, Крым сегодня потенциально содержит в себе несколько вариантов будущего в диапазоне от снижения уровня развития и полного разрушения системы до более высокого уровня роста и инновационного скачка в развитии. В связи с этим ключевую роль будут играть управленческие решения, которые принимаются сегодня субъектами государственного управления. С одной стороны, ошибки и просчеты управленческой элиты могут привести к необратимым процессам, с другой — смелые и выверенные решения способны кардинально изменить ситуацию. Решающее значение в этом процессе имеет качество управленческой элиты, а также то, чьи интересы будут для нее приоритетными в принятии решений: свои личные, групповые (клановые) или интересы населения, которое составляет народ Крыма и является источником власти (согласно новой Конституции Республики Крым).
Вместе с тем можно утверждать, что, одномоментно переместившись из украинского в российское политическое пространство, Крым станет тем местом, где российская правящая элита, выступающая сегодня источником для формирования центра принятия решений в системе управления Крымом, будет вынуждена пройти проверку на прочность. Учитывая факт внутренней противоречивости крымского сообщества, а также накопленный конфликтный потенциал, до сегодняшнего дня находившийся в латентной стадии, допущенные на этом этапе ошибки могут привести к непредсказуемым последствиям, которые следует оценивать с точки зрения не только региональных, но и глобальных рисков и вызовов.
Все сказанное нацеливает на своевременную, а в ряде случаев и опережающую реакцию органов государственной власти на проявления межэтнической напряженности в сложных с точки зрения наличия этноконфликтного потенциала регионах России. В свою очередь, данная задача требует эффективного и качественного информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этнополитической сфере как на местном (региональном), так и на федеральном уровне. В связи с этим в данной статье будут рассмотрены наиболее актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в условиях этнополитической конфликтности с учетом специфики ситуации, сложившейся в Крыму.
В условиях наличия этноконфликтного потенциала результативность этнопо-литического менеджмента требует от субъектов принятия решений оперативного реагирования, основанного на деятельности аналитического аппарата и политического консультирования. Информационные технологии являются одним из ведущих направлений совершенствования системы государственной национальной политики в сложных с точки зрения межэтнических взаимодействий социальных системах. При этом информационное обеспечение признается одним из важнейших рычагов влияния на мирное развитие многоэтничных сообществ, гарантией принятия и выполнения оптимальных решений, направленных на снижение межэтнической напряженности и управление этническими конфликтами с целью их предупреждения и урегулирования.
Аналитическая деятельность, которая осуществляется с целью информационного обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных регионах, требует максимальной концентрации внимания на конкретном задании, совершенного знания предмета, оперативного изучения этнополитической ситуации, использования разнообразных теоретических и прикладных методов и приемов анализа. Для современной концепции анализа проблем государственного уровня характерен многоэтапный комплексный подход, основанный на сочетании системного и ситуационного методов, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективное решение проблем, так как при этом методы выбираются в зависимости от конкретных ситуаций (Бакуменко, 2000, с. 273).
В информационно-аналитическом продукте целесообразно концентрировать информацию как аналитического, так и управленческого характера. Характер функционального взаимодействия в системе «информационная аналитика — государственное управление» определяется спецификой аналитики. Аналитика обеспечивает получение нового знания не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации имеющихся теорий, статистических данных, средствами моделирования действительности.
В связи с этим заслуживает внимания концептуальный подход к построению информационно-аналитической системы органов государственного управления на основе многоуровневой структуры, которая позволяет генерировать и обрабатывать различные потоки информации, накапливать и использовать информацию на разных уровнях системы: федеральном (информационно-аналитические службы высших органов государственной власти), краевом (краевые информационно-аналитические службы), областном (информационно-аналитические отделы) и районном (районные и межрайонные информационно-аналитические службы). Применительно к государственному управлению в этнополитической сфере распределение функций в рассматриваемой структуре может иметь следующий вид:
— этнологический мониторинг (общегосударственный, областной, районный);
— формирование баз данных, накопление информационных ресурсов;
— прогнозирование основных показателей этноконфликтной ситуации;
— научно-исследовательская деятельность по проблемам государственного управления в этнополитической сфере;
— распространение информации о решениях, принимаемых органами государственной власти, и их критический анализ с точки зрения эффективности (неэффективности);
— комплексное информационное обслуживание структурных подразделений органов государственной власти;
— материально-техническое и кадровое обеспечение.
Не случайно первую позицию в описанной выше структуре занимает этнологический мониторинг, который является первоосновой исследования этно-политических процессов. В России, как и в других постсоветских государствах, накоплен достаточно разнообразный опыт анализа этноконфликтного потенциала регионов при помощи этнологического мониторинга. В качестве примера
можно указать на опыт мониторинга, который осуществляется в Институте эт-нологиии и антропологии РАН. С 1990 г. результаты мониторинга публикуются в серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» (издано более 200 выпусков). Тематика выпусков серии охватывает следующие основные разделы: этнодемография, этноэкономика, этнополитология, юридическая антропология, межнациональные и межэтнические отношения, этноконфликтология, этноконфессиональные, этносоциальные и этнокультурные проблемы различных народов России и зарубежных стран. В публикациях находят отражение особенности этнического состава, демографические характеристики, миграционные процессы, культурная инфраструктура населения, положение этнических меньшинств, деятельность общественных и политических организаций, социальный и национальный состав политических движений, их влияние на массовое сознание, традиционализм и модернизация и др. Особое внимание уделяется этнополитической ситуации в различных регионах России. В географическом отношении публикации охватывают всю Россию и часть постсоветских государств. Особенно широко в них представлены Северный Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, все автономные республики России, особенно Урало-Поволжского региона, Крайний Север и Сибирь; из постсоветских государств — Литва, Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, из зарубежных стран — США, Индия, Китай, Мексика, Испания, Югославия (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, http://iea-ras.ru).
Этнологический мониторинг чаще всего рассматривается как система сбора и анализа информации, касающейся потенциального развития конфликто-генности в многоэтническом обществе. Эффективный этнологический мониторинг в системе государственного управления этнополитическими процессами повышает надежность системы информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти на всех уровнях управленческой иерархии. Своевременная и достоверная информация о текущих изменениях в этнопо-литической ситуации позволяет принимать своевременные и оптимальные управленческие решения. В результате мониторинга статистическая и аналитическая информация объективно превращается в инновационный продукт, что, в свою очередь, существенно влияет на эффективность государственного управления.
Регулярное осуществление этнологического мониторинга позволяет качественно дифференцировать и обобщать информацию, вырабатывать критерии ее отбора, определять индикаторы, по которым осуществляется мониторинг, выявлять тенденции, имеющие значение для принятия государственно-управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.
Эффективность этнологического мониторинга во многом определяется оптимальным подбором индикаторов. Существует несколько стандартных индикаторов, по которым осуществляется измерение напряженности в межэтнических отношениях. Среди них отметим следующие: мнения, представленные в СМИ, уровень социальной идентичности, экономическое и социальное равенство и неравенство, этническая и религиозная нетерпимость, этническая дистанция,
восприятие некоторых этнических групп другим населением, доверие (или недоверие) к институтам власти и др. (Сенюшюна, 2003, с. 44).
Не менее важными индикаторами для этнологического мониторинга можно считать численность и динамику численности этнической общности, характеристики расселения и миграции этнических сообществ, уровень урбанизации, распределение в отраслевой и социально-профессиональной структуре населения, динамику демографических характеристик, речевые характеристики, степень этнокультурной и этнополитической мобилизованности сообществ, нравственное здоровье общества и т. д.
При компетентности и квалифицированности специалистов, осуществляющих этнологический мониторинг, возможно получение максимально объективной информации, на основе которой осуществляются анализ ситуации и прогноз развития событий. При этом определяющую роль в эффективности этнологического мониторинга играет система организации информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления.
Для более плодотворного исследования проблемы организации системы этнологического мониторинга в Крыму целесообразно проанализировать аналогичный опыт в постсоветских государствах. В целом в странах, входивших в состав бывшего СССР, состояние научной экспертизы и рекомендаций для предупреждения этнических конфликтов в начале 1990-х гг. было неудовлетворительным. В течение первой половины десятилетия проводилось мало сравнительных исследований проблемы этнических конфликтов, не существовало системы подготовки специалистов-этноконфликтологов и согласованной государственной и общественной деятельности по урегулированию кризисных ситуаций.
Одна из причин описанного выше явления — недостаток эффективной системы сотрудничества академических исследователей и аналитиков с органами власти. Как следствие, не было возможности выработать действенные подходы к предупреждению этнических конфликтов и их урегулированию. Фактически не было опыта постконфликтного сотрудничества и организации целенаправленных действий со стороны государства в укреплении межэтнического взаимодействия.
Впоследствии эффективными институтами предупреждения этнических конфликтов наряду с государственными структурами стали неправительственные организации, а в сфере аналитической деятельности и раннего предупреждения кризисных ситуаций эффективными оказались независимые ассоциации исследователей. Наиболее известная среди них — Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (www.eawarn.ras.ru.). С 1994 г. это научное сообщество осуществляет систематические исследования проблем этнич-ности и кризисов управления в условиях трансформации стран бывшего СССР. Первая в своем роде сеть такого мониторинга объединила десятки экспертов из регионов России и ряда постсоветских государств. В рамках Сети определились методы анализа, появился опыт взаимных консультаций участников по вопросам раннего распознавания кризисов в сфере межэтнических отношений (Степанов, Тишков, 2003, а 6).
Сеть этнологического мониторинга организована по горизонтальному принципу — она не имеет иерархии и структур, которые специализировались бы на сборе или обработке и анализе накопленных материалов. Все участники имеют равный статус экспертов и сами определяют приоритеты своих исследований. Этнологический мониторинг функционирует как постоянный диалог специалистов из разных регионов бывшего СССР. Средством общения служит электронная телекоммуникация, в фокусе обсуждения — этнополитические проблемы. В этой организации Институт этнологии и антропологии РАН выполняет роль координатора и издателя части публикаций. В обобщенной форме этнологический мониторинг включает в себя:
— научно-прикладной анализ местных ситуаций и сетевую коммуникацию экспертов;
— выпуск периодического бюллетеня, публикацию ежегодного доклада и другую координационно-издательскую деятельность центров;
— публикацию материалов мониторинга;
— накопление сводного электронного архива и поддержку банка данных Сети;
— разработку моделей этнических конфликтов;
— деятельность экспертов в сфере предупреждения этнических конфликтов и их урегулирования;
— консультирование работников государственного аппарата;
— участие экспертов в разработке законодательных проектов общегосударственного и регионального уровней.
Процедура мониторинга представляет собой обмен между участниками Сети информацией по этнополитическим вопросам, накопление текущих данных, публикацию аналитических материалов. В рамках Сети было налажено несколько систем накопления информации, создан электронный архив корреспондентских сообщений, а также банк данных, объединяющий текстовые, статистические, картографические базы данных.
С 1994 г. в работе Сети приняли участие более 150 экспертов, ежегодно присылавших совокупно 500-600 аналитических сообщений объемом более 4000 страниц. Все указанные материалы содержатся в специализированном банке данных Сети мониторинга NetBase, которому в соответствии с российским законодательством предоставлен государственный регистрационный номер. Кроме того, создан специализированный информационный ресурс — база данных Бюллетеня сети этнологического мониторинга, доступная в сети ИнтерНакопление сравнительной информации позволило выстраивать модели эт-ноконфликтных ситуаций. В результате экспертами была произведена оценка потенциала этнической конфликтности во многих регионах бывшего СССР, составлены карты так называемых этнопроблемных территорий. В качестве методики исследования и оценки этнополитической конфликтности в рамках Сети используется система монографического описания этнополитической и этнокультурной ситуации в регионах, где работают эксперты сети этнологического мониторинга, и раннего предупреждения конфликтов. При этом важнейшим
инструментом служит набор специальных индикаторов конфликтности (Тишков, 2004, с. 10).
Как отмечает В. Тишков, сначала работа Сети ограничивалась преимущественно экспертной оценкой ситуации в сфере межэтнических отношений в различных регионах бывшего Советского Союза. Результатом анализа была нарративная информация, которая представляет собой существенный вклад в изучение этой стороны общественной жизни. Указанное направление сохранило значимость, но стало очевидно, что для фундаментальных обобщений и прогнозов нужны систематические наблюдения по сопоставимым критериям. Необходимыми стали не только достоверность, глубина и объективность информации, но и тематическое расширение мониторинга (Там же).
Впоследствии была выработана методика, с помощью которой осуществляется регулярная оценка общественно-политической конфликтности регионов постсоветских государств на основе расчетов балльных оценок экспертов. Важнейшим источником данных для расчета показателей конфликтности является пополняемый банк результатов мониторинга, осуществляемого в бывших советских государствах. Особое значение придается анализу этнокультурных явлений как факторов конфликтности и одновременно эффективных инструментов ослабления межэтнических противоречий. По методике, разработанной в Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, работают и крымские эксперты, с 1998 г. анализирующие этнополитическую ситуацию в регионе по системе индикаторов, разработанной В. Тишковым и В. Степановым.
Фактически данный мониторинг рассматривается как элемент раннего предупреждения этнических конфликтов, так как он расширяет представление о конфликтной ситуации и дает возможность не только делать экспертные оценки, но и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Таким образом, этнологический мониторинг можно рассматривать как базовое условие, необходимое для прогнозного обеспечения принятия управленческих решений в этноконфликтных ситуациях. При этом следует согласиться с мнением Р. В. Ленькова: прогноз не ориентирован на безусловное утверждение о будущем; на основе выявленных закономерностей он определяет вероятностные параметры развития изучаемого объекта, раскрывает различные варианты развития ситуации либо дает информацию для обоснования решения и выбора возможных путей его развития в будущем (Леньков, www.socioprognoz.ru).
Разработка методики прогнозирования этнических конфликтов — одно из наиболее востребованных сегодня направлений информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в этнополитической сфере. В целом технологию разработки прогноза конфликта условно можно разделить на два основных этапа, которые определяют последовательность действий специалистов, составляющих прогнозы. Первый этап базируется на оценке состояния параметров, причин конфликта и условий его существования. На основе этих данных строится аналитическая часть прогноза. К ней относят составление списка релевантных факторов, т. е. факторов, определяющих конкретное состояние конфликта и тенденций его развития, а также факторов,
способных сказаться на результатах и последствиях анализируемого процесса (Перепелиця, 2003, с. 77).
Дальнейшая последовательность действий в составлении прогноза определяется порядком оперирования списком факторов. Для этого необходимо выделить важнейшие из них и исключить из списка несущественные. Например, при прогнозировании развития этноконфликтной ситуации в Крыму наиболее важными факторами можно считать борьбу за доступ к земельным ресурсам и состояние межконфессиональных отношений. После того как выделены ключевые факторы конфликта, нужно упорядочить список ограничений по нормам, интересам, целям, ресурсам, характеру действий участников конфликта и типов этноконфликтных ситуаций, определить предельный диапазон возможностей в развитии конфликта, т. е. то, чего не может быть в данном процессе. Во время проведения указанных процедур применяются метод экспертных оценок, исто-рико-логический метод и метод сравнительного анализа. Результатом прогнозирования является построение прогностической модели конфликта, которая создается путем структуризации факторов.
Первая группа факторов — это совокупность необходимых условий существования и развития конфликта. Вторая группа факторов характеризует сам прогнозируемый процесс. Функционирование элементов и связей этнического конфликта в данном случае уже может рассматриваться как система факторов. Третья группа — это совокупность тех факторов, которые возникают в ходе развития этнического конфликта и могут иметь обратное влияние на него.
Далее осуществляется структурирование факторов в каждой из трех указанных групп и определяются уровни их иерархии. В каждой группе факторы ранжируются в зависимости от продолжительности конфликтных действий. Такой процедурой построения прогностической модели является определение природы каждого фактора, выделение ключевых факторов, ранжирование их по силе и направленности детерминации. Завершающим этапом построения прогностической модели этнического конфликта являются ранжирование списка, расположение факторов по важности и приоритетности для данной ситуации, определение их весомости с помощью методов экспертных оценок и математических вычислений, составление порядковой шкалы, а также количественная оценка факторов, построение интервальной шкалы.
Построение прогностической модели позволяет перейти ко второму, заключительному, собственно прогнозному этапу. Основная прогностическая задача этого этапа заключается в составлении списка вероятных сценариев развития этнического конфликта. Она решается с помощью морфологического анализа, методов дерева целей и построения сценариев.
«Написание сценариев» — это метод, который позволяет установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, могут развиваться события. Принципы метода построения сценария могут быть основаны на системно-си-нергетическом подходе. Сценарий не предполагает того, что должно обязательно произойти. Основное требование к его построению заключается в описании возможных вариантов развития событий. Структура сценария состоит из от_ 193
дельных сценариев, раскрывающих развитие этноконфликтной ситуации с учетом процессов самоорганизации этнических сообществ, которые выступают участниками конфликта.
Не менее важная задача построения сценария — оценка вероятности его реализации и разработка альтернативных вариантов развития ситуации. После оценки вероятности в численном выражении осуществляется выбор наиболее вероятных сценариев, на основе которых формируется обобщенный сценарий. Далее осуществляется привязка событий, описанных в полученном сценарии, к временной сетке. Последовательность действий в этом случае такова: определение временного интервала, формулировка события, словесное толкование значения событий, количественная оценка по эскалационной шкале. В результате можно получить график реального протекания этнического конфликта, где на оси абсцисс задаются временные интервалы, а на оси ординат — шкала событий, количественно оцененных.
Таким образом, построение прогностической модели и составления наиболее вероятных сценариев развития событий представляет собой единую технологию прогноза этнического конфликта. Однако выбор правильной технологии прогноза, которая соответствует природе того или иного конфликта, — только часть проблемы. Второй важнейшей частью является содержательная сторона прогноза.
В структурном плане содержание прогноза можно свести к четырем основным направлениям:
1) прогнозирование возможности возникновения этнического конфликта;
2) предвидение возможных вариантов поведения каждой из конфликтующих сторон в ходе развития этнического конфликта;
3) определение наиболее вероятного хода развития этнического конфликта;
4) прогнозирование результатов и последствий этнического конфликта.
В рамках этих направлений формулируются конкретные задачи прогнозирования: определение масштабности и формы противостояния основных участников конфликта, характера его развития во времени и т. д.
Проблема прогнозирования этнических конфликтов тесно связана с возможностями моделирования этноконфликтных ситуаций. Известно, что первые попытки моделирования политических процессов были осуществлены в США в начале 1950-х гг, когда несколько американских университетов и знаменитая компания Rand Corporation приступили к выполнению заказов Пентагона и Государственного Департамента США. Вскоре этот опыт стал применяться европейскими и японскими специалистами. Вслед за первыми попытками практического применения компьютерных моделей в сфере политического анализа началось серьезное теоретическое и методологическое осмысление моделирования в гуманитарной области. Особо следует отметить работы американских ученых Т. Саати (Саати, 1977) и Дж. Проктора (Proctor, 1992), исследовавших проблемы формирования принципов и подходов к изучению социальных систем методом анализа иерархических структур и средствами организационной психологии. Эти авторы предложили и обосновали методы решения системных задач, в том числе и политических, которые базируются на обработке экспертной информации.
Определенные достижения в рассматриваемой сфере существуют также в исследованиях, которые осуществляются в постсоветских странах. В частности, следует отметить наработки известного российского конфликтолога А. Анцупова, который на основе использования математического аппарата и сопоставления различных объектов моделирования рассмотрел наиболее типичные математические модели в изучении конфликтов (Анцупов, 2013, с. 73-75). Особого внимания заслуживает подход украинского исследователя В. Гондюла, разработавшего модель оценки состояния государства на основе синергетиче-ской методологии с использованием теории циклов. За основу характеристики состояния общества в этой модели выбрано 16 основных векторов, отражающих различные сферы развития и объединенных в две группы: духовный и материальный мир общества. Основные показатели отражают состояние образования и культуры, права, идеологии, политической сферы, религии, межэтнических отношений, демографии, экономики, экологии, информационной сферы, научно-технического развития и др. Предложенная модель позволила автору рассчитать конфликтный потенциал украинского государства, включая анализ этнического и религиозного факторов (Гондюл, 2002, с. 74).
При всей важности и актуальности исследований в области разработки и применения математических моделей при принятии управленческих решений следует отметить, что моделирование этноконфликтных ситуаций в известной степени является ограниченным, поскольку в каждом конкретном этническом конфликте формируются свойства и тенденции, не типичные для других случаев. Каждый этнос отличается от других целым набором параметров, среди которых следует выделить особенности восприятия, специфику коллективных реакций, стиль политического поведения. Наиболее явно это наблюдалось в конфликтах в Закавказье. Этнополитические процессы в Крыму также отличаются спецификой, что затрудняет применение имеющихся моделей к анализу развития ситуации. В связи с этим перед субъектами принятия управленческих решений возникает целый ряд задач, требующих оперативного и взвешенного принятия решений в этноконфликтных ситуациях, с учетом специфики каждой конкретной конфликтной ситуации, а также последствий принятых решений и их воздействия на этнополитические процессы.
Все вышесказанное имеет особое значение для управления этнополитиче-ской ситуацией, сложившейся в Крыму. В Крымском федеральном округе система информационно-аналитической и прогнозной поддержки принятия этнопо-литических решений находится на стадии формирования. Этот процесс должен сопровождаться формированием системы профессиональных кадров специалистов-аналитиков и созданием эффективной системы коммуникаций между ними с целью быстрого реагирования и предупреждения этнических конфликтов. При этом крайне важно обеспечение обмена информацией аналитического характера между специалистами, работающими в разных ведомственных структурах государственного управления. Не менее важная задача — разработка основных квалификационных требований к профессии аналитика, работающего с этнополитической информацией, а также определение критериев, при помощи которых можно оценить качество и достоверность аналитического продукта.
В современных условиях формирование системы информационно-аналитической и прогнозной поддержки принятия этнополитических решений в Крыму происходит при фактическом отсутствии координации действий, системы подготовки квалифицированных аналитиков и прогнозистов. Не менее актуальная проблема связана с необходимостью разработки методологических, методических, технологических и организационных принципов построения системы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку принятия этнопо-литических решений. Кроме того, специалистов, разрабатывающих информационные технологии для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в сферу компетенции которых входит управление процессами в этнополитической сфере, ожидает невероятное количество проблем. Это подтверждается опытом работы информационно-аналитических структур, имеющих различное ведомственное подчинение, в которых накопилось огромное количество как позитивного, так и негативного эмпирического материала (Рогожин, 2002, с. 38).
Так, в структуре Государственного Совета Республики Крым функционирует Комитет по межнациональным отношениям, который осуществляет анализ оперативной информации о состоянии и динамике этнополитических и миграционных процессов в Республике, социально-экономических, демографических и других тенденций, влияющих на развитие межнациональных процессов. При этом фактически отсутствует координация указанной деятельности с информационно-аналитическими службами Совета министров Крыма, в структуре которого функционирует Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. Согласно Положению о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым в функции Госкомитета также входят: проведение постоянного мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым, сбор оперативной информации о состоянии и динамике развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым, взаимодействие в пределах компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, Республики Крым по вопросам развития межнациональных и межконфессиональных отношений (Положение о Государственном комитете, www.gkmn.rk.gov.ru).
Подводя итог, отметим, что на уровне принятия политических решений в отношении дальнейшего развития Крыма нельзя не учитывать этноконфликтный потенциал местного сообщества, который на данный момент «загнан внутрь» и может быть использован внешними силами в любой момент для расшатывания ситуации на полуострове. Данная угроза представляется сегодня нам наиболее опасной и требует разработки механизмов снижения напряженности, связанной с тем, что часть местного сообщества по разным причинам не поддержала воссоединение Крыма с Россией. Особый ряд проблем в связи с этим характерен для крымско-татарской части населения полуострова.
Наличие в Крыму явных проблем этнополитического характера требует комплексного подхода к организации системы информационно-аналитического обеспечения управленческих решений в кризисных ситуациях. Деятельность
субъектов, наделенных государственной властью, должна быть подкреплена качественной научной экспертизой, которая может полноценно осуществляться при объединении усилий представителей государственных информационно-аналитических структур и экспертного сообщества. Наряду с этим целесообразно проанализировать состояние и качество этноконфликтологической экспертизы, осуществляющейся в Крыму, а также разработать критерии оценки профессионализма кадров, работающих в системе информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти.
Вполне очевидна потребность в создании на региональном уровне единой информационно-аналитической системы, которая обеспечила бы координацию всех структурных элементов государственного управления, имеющих отношение к информационной поддержке принятия управленческих решений в этно-политической сфере. Целесообразно выделить три наиболее важных и принципиальных аспекта такой системы: построение модели сбора и обработки информации; организация информационных потоков; обеспечение информационного взаимодействия между всеми элементами системы.
Литература
АнцуповА. Я. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Издательский дом «Питер», 2013. 306 с. (Antsupov A. Ya. Conflict in Schemes and Comments. Saint Petersburg: Publishing House «Piter», 2013. 306 p.).
БакуменкоВ. Д. Формування державно-управлшських ршень: проблеми теорп, методологи, практики: монографiя. Кшв: Вид-во УАДУ, 2000. 328 с. (Bakumenko V. D. A Formation of Solutions in Public Administration: Theory, Methodology, Practice. Kiev: UAPA, 2000. 328 p.).
Гондюл В. П. Моделирование и прогнозирование конфликтных и кризисных явлений развития государства // Информация, анализ, прогноз —стратегические рычаги эффективного государственного управления: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Киев: УкрИНТЭИ, 2002. С. 72-74 (Gondyul V. P. Modeling and Forecasting of Conflicts and Crises of State // Information, Analysis, Forecast — Strategic Levers of Good Governance: Proceedings of the III Intern. Scientific and Practical. Conf. Kiev: UkrISTEI, 2002. Р.72-74).
Исследования по прикладной и неотложной этнологии // http://iea-ras.ru/index.php7go =Pages&in=cat&id=13 (Research in Applied and Emergency Ethnology // http://iea-ras.ru/index. php?go=Pages&in=cat&id=13).
Леньков Р. В. Социальное предвидение в управлении. Феномены, формы, проблемы // www.socioprognoz.ru/publ2011.html?rub2=15 (LenkovR. V. Social Foresight in Management. Phenomena, Forms, and Problems // www.socioprognoz.ru/publ2011.html?rub2=15).
Перепелиця Г. М. Конфлкти у посткомунютичнш Свропг монографiя. Кшв: Н1СД, 2003. 432 с. (Perepelytsya G. N. Conflicts in Post-Communist Europe. Kiev: NISI, 2003. 432 p.).
Положение о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым // www.gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm (Regulations of the State Committee for Interethnic Relations and Deported Citizens of the Republic of Crimea // www. gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm).
Рогожин М. В. Информационные технологии в системе политического управления // Информация, анализ, прогноз — стратегические рычаги эффективного государственного управления: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Киев: УкрИНТЭИ, 2002. С. 37-41 (Rogozhin M. V. Information Technology in the System of Political Management // Information, Analysis, Forecast — Strategic Levers of Effective Governance: Materials of the III Intern. Scientific and Practical Conf. Kiev: UkrISTEI, 2002. Р. 37-41).
Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций / пер. с англ. В. Н. Веселова, Г. Б. Рубальского; под ред. И. А. Ушакова. М.: Совет. радио, 1977. 306 с. (Saaty T. L. Mathematical
Models of Conflict / trans. from Engl. by V. N. Veselov, G. B. Rubalsky; ed. by I. A. Ushakov. Moscow: Soviet radio, 1977. 306 p.).
Сенюшюна Т. О. lнформацiйно-аналiтичне забезпечення прийняття управлшських ршень в етноконфлктних ситуа^ях // Статистика УкраУни. 2003. № 2 (21). С. 43-45 (Senyushkina T. A. Information and Analytical Support of the Decision-Making in Management of the Ethnic Conflicts Situations // Statistics of Ukraine. 2003. N 2 (21). P. 43-45).
Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) // www.eawarn.ras.ru (Network for Ethnic Monitoring and Early Warning (EAWARN) // www.eawarn. ras.ru).
Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на первое полугодие 2014 г): экспертный доклад / под общ. ред. В. А. Тишкова. М.; Ставрополь; Пятигорск, 2014 (http://pravorf.org/index.php/news/1377-o-doklade-lsostoyanie-mezhnaczionalnyx-otnoshenij-i-religioznaya-situacziya-v-skfor-po-sostoyaniyu-na-pervoe-polugodie-2014-g) (The State of Interethnic Relations and Religious Situation in the North Caucasus Federal District (of the First Half of 2014): Expert Report / ed. by V. A. Tishkov. Moscow; Stavropol; Pyatigorsk, 2014 (http:// pravorf.org/index.php/news/1377-o-doklade-lsostoyanie-mezhnaczionalnyx-otnoshenij-i-religioznaya-situacziya-v-skfor-po-sostoyaniyu-na-pervoe-polugodie-2014-g)).
Степанов В. В., Тишков В. А. Этничность, конфликт и согласие. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН; Сеть этнол. мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2003. 64 с. (Stepanov V. V., Tishkov V. A. Ethnicity, Conflict and Agreement. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology; Network for Ethnic Monitoring and Early Warning, 2003. 64 p.).
Тишков В. А. Опыт этнологического мониторинга. М.: Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), 2004. 188 с. (Tishkov V. A. Experience of the Ethnic Monitoring. Moscow: Network for Ethnic monitoring and Early Warning (EAWARN), 2004. 188 p).
Proctor J. H. A Theoretical Basis for Intentional Organizational Change with Comments from a Thirty Year Perspective // Journal of the Washington Academy of Sciences. 1992. Vol. 82, N 1. March. P. 1-18 (https://archive.org/stream/journalofwashin821992wash#page/18/mode/2up).