чит, что мусульманская община на Урале в скором времени обязательно возродится в своем прежнем виде.
«Ислам в Свердловской области», М., 2007 г., с. 3-135. Павел Зарифуллин, политолог
СЕТЕВАЯ ВОЙНА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Новая концепция ведения войн (emerging theory of war) разработана Офисом реформирования ВС секретаря обороны (Office of Force Transformation) под управлением вице-адмирала Артура К. Сибровски. Она активно внедряется сегодня в практику ведения боевых действий США в Ираке и Афганистане, тестируется на учениях и стимуляторах. Разработчики этой теории убеждены, что в ближайшем будущем эта теория «если не заменит собой традиционную теорию войны, то существенно и необратимо качественно изменит ее». Обращение к этой концепции стало общим местом в докладах министра обороны США Д. Рамсфельда, заместителя министра обороны США П. Вулфовица и других высших военных чиновников США.
Ключевым понятием для всей этой теории является термин «сеть». В современном американском языке помимо существительного «the network» - «сеть» появился неологизм - глагол «to network», что приблизительно переводится как «осетевить», «охватить сетью», «внедрить сеть в», «подключить к сети». Смысл «сети», «сетевого принципа» состоит в том, что главным элементом всей модели является «обмен информацией» - максимальное расширение форм производства этой информации, доступа к ней, ее распределения, обратной связи. «Сеть» представляет собой новое пространство - информационное, в котором и развертываются основные стратегические операции - как разведывательного, так и военного характера, а также их медийное, дипломатическое, экономическое и техническое обеспечение. «Сеть» в таком широком понимании включает в себя одновременно различные составляющие, которые ранее рассматривались строго раздельно.
В последние годы сетевые войны стали все более очевидными. В жесткой форме они ведутся США в Ираке и Афганистане, готовятся в Иране и Сирии. В мягкой форме они апробируются в Грузии, на Украине, в Молдавии. На постсоветском пространстве они однозначно направлены против России и ее интересов. «Оранжевая» революция на Украине - типичный пример именно таких
58
технологий. Задача отрыва Украины от России решается энергично, упорно, с использованием множества факторов, причем без применения классических силовых методов. Сети США на Северном Кавказе
Концепция сетевых войн активно и не без успеха применяется США против России. «Цветные» революции, попытка создания санитарного кордона из подконтрольных США государств вокруг России являются примерами реализации этой концепции. Сети США в Южном федеральном округе России включают в себя:
- националистическое и ваххабитское подполье;
- коррупционные схемы работы с российскими чиновниками, военными, работниками спецслужб;
- русские националистические организации, активно участвующие в раздувании межэтнических конфликтов;
- систему западных фондов, работающих на Северном Кавказе, а также систему грантов, через которые США получают необходимую мониторинговую информацию.
В настоящее время существует множество неправительственных организаций (НПО) и других структур, осуществляющих этнополитический мониторинг в геополитически чувствительных регионах мира. В число таких «конфликтогенных» регионов - наряду с Ближним Востоком, Африкой, Южной Азией - входит и Юг России. По данным правоохранительных органов, на территории Южного федерального округа Российской Федерации действуют более 100 западных НПО, фондов и мониторинговых сетей.
Среди наиболее активных на Юге России западных фондов -американские фонды Сороса, Карнеги, МакАртуров; немецкие фонды Ф. Эберта (СДПГ), К. Аденауэра (ХДС), В. Белля («Зеленые») и др. Среди НПО наиболее известны Организация непризнанных народов и наций, Международный институт стратегических исследований (Лондон), Кавказская сеть НКО по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев «CRINGO», международная сеть «Молодежное правозащитное движение» и др. Из западных и прозападных мониторинговых сетей, развернутых на Юге России, в первую очередь надо назвать Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), которая является одним из учредителей международного Форума раннего предупреждения и раннего реагирования (FEWER). В свою очередь в 2002 г. FEWER поддержал проект по раннему преду-
59
преждению конфликтов FAST (от нем. Früh-Analyse von Spannungen und Tatsachenermittlung), инициированный в 1993 г. Швейцарским Фондом Мира (Swiss Peace Foundation - SPF). Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) была создана в 1993 г. по инициативе директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова на финансовые средства, предоставленные корпорацией Карнеги (США). Позднее к финансированию проекта присоединился американский фонд Дж. Д. и К.Т. МакАртуров. С 1992 г. EAWARN было проведено более десяти тренинг-семинаров и конференций по вопросам урегулирования конфликтов для местных и международных неправительственных организаций и активистов-миротворцев. Начиная с 1994 г. проводятся ежегодные семинары Сети.
«Сетью этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» также осуществляется сотрудничество с аналогичным проектом по этническим отношениям (Принстон, США), действующим в странах Восточной Европы. В 1995-1996 гг. EAWARN работал над совместным с Бергхофским центром по конструктивному урегулированию конфликтов (Берлин, Германия) проектом «Тренинг и поддержка в этнополитическом посредничестве». В рамках программы ЮНЕСКО «Управление социальными трансформациями» осуществляются международные научные проекты, результатом которых становится широкое и долговременное межрегиональное и межгосударственное использование межэтнических отношений и конфликтов в постсоветских государствах, основанное на модели этнологического мониторинга. На протяжении всего периода деятельности проекта к результатам исследований проявляется повышенный интерес со стороны исследовательских центров США, ряда стран Западной Европы, в том числе Скандинавии.
EAWARN построен по сетевому принципу: эксперты (сеть объединяет 35 экспертов в области межэтнических отношений), находящиеся в различных государствах бывшего СССР, оснащены персональными компьютерами, располагают возможностями электронной почты, что позволяет производить обмен информацией между собой, с московским офисом и партнерами за рубежом. Материалы, подготавливаемые экспертами, содержат анализ ситуаций в различных частях постсоветского пространства, практические рекомендации для политиков, возможные сценарии развития имеющихся или потенциальных конфликтов. Информация
60
обрабатывается в московском офисе, после чего поступает в адрес доноров - правительственных и неправительственных организаций ряда стран.
Подавляющее большинство других западных и прозападно ориентированных НПО также стремится осуществлять мониторинговые исследования. Например, организовать мониторинговую сеть на Юге России планирует Всемирный банк. С февраля 2005 г. ВБ на Юге России реализуется проект «Переходный период от образования к трудоустройству и вовлечение молодежи в общественную жизнь на Юге России». Проект, как это прописано в его программе, нацелен на изучение процессов в молодежной среде в ряде субъектов ЮФО, в частности в Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае.
С 2003 г. по всему миру развернулась деятельность целого ряда НПО в рамках «Глобального партнерства по предотвращению вооруженных конфликтов» («Global Partnership for the prevention of Armed Conflict» - GPPAC). Это - международная инициатива, кульминацией которой должна стать международная Конференция, посвященная роли гражданского общества в предотвращении вооруженных конфликтов и его взаимодействия с ООН в данном вопросе.
Эти же НПО «являются активными членами различных сетей неправительственных организаций, среди которых:
- рабочая группа по предупреждению и урегулированию конфликтов Конференции по странам СНГ;
- кавказская сеть НКО по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев "CRINGO";
- "Женщины за жизнь без войны и насилия";
- "Кавказский Форум НПО";
- международная сеть "Молодежное правозащитное движение ;
- "Северо-Кавказский Форум по миграции" и др.».
Чрезвычайно важным разработчики данной программы считают привлечение к миротворческой деятельности правового, политического, административного и управленческого ресурсов, которыми обладают органы государственной власти и управления.
Разжигатели межэтнической розни
61
Движение против нелегальной иммиграции (далее - ДПНИ) возникло фактически из ниоткуда в 2002 г., известно стало после печальных событий в г. Кондопоге в 2006 г. ив Ставрополе в 2007 г. ДПНИ активно разыгрывает карту борьбы с «приезжими», оперативно принимает участие во всех возможных этнических конфликтах на территории России. ДПНИ отработан метод распространения недостоверной информации с использованием Всемирной сети. Возможность разжигания межнациональных конфликтов доказана на примере Ставрополя и Кондопоги, где члены ДПНИ активно участвовали и тиражировали недостоверные слухи. В частности, во время конфликта в Ставрополе постоянно утверждалось, что «кавказцы отрезают в Ставрополе славянам головы». На военном сленге такая политика называется «серой пропагандой», а на языке политтехнологов - «черным пиаром». ДПНИ представляет собой сетевую организацию, по типу тех, что устраивали «оранжевую» революцию на Украине. Кстати, филиал ДПНИ на Украине имеет явную националистическую позицию, активно участвует в уличных столкновениях с представителями пророссийских сил. Также известно о контактах и даже финансировании ДПНИ со стороны Каспарова и Невзлина, а также о тесных контактах лидера ДПНИ Александра Белова (Поткина) с официальным представителем Березовского в России Станиславом Белковским. Сайт WWW.DPNI.ORG зарегистрирован на имя некоего Владимира Морозова, имеющего в качестве контактного американский адрес: Administrative Contact: DPNI Vladimir Morozov с/о IPS - 666 Fifth Avenue, Suite 572, New York. Сервер же, на котором расположен сайт движения, также находится в Соединенных Штатах, в Атланте.
ДПНИ - активный участник и организатор межэтнических конфликтов в России. Через мониторинговые сети ДПНИ получает оперативную информацию о назревающем конфликте и немедленно начинает через СМИ и Интернет раздувать и «пиарить» его. Также эмиссары ДПНИ немедленно выезжают на место конфликта для снятия политических дивидендов на «русской тематике». Александр Поткин задерживался органами внутренних дел на подъезде к Ставрополю (совсем недавно в Карелии), куда спешил на очередной межэтнический конфликт. В случае с ДПНИ и подобными ему националистическими организациями мы сталкиваемся с новейшим явлением «сетевой войны» - «войной блогов». Популярность сетевых дневников в сети Интернет (число российских пользователей живого журнала, например, превысило 1 млн.)
62
активно используется спецслужбами для информационной войны новейшего типа и манипуляции общественным мнением. В России сетевые дневники, как правило, ведет интеллигенция, а также молодежь, соответственно правильная работа с блогами приводит к необходимой манипуляции согласно операции базовых эффектов сетевой войны.
С наиболее популярными блоггерами ведется активная работа на самом высоком уровне - совсем недавно в их честь британский посол в России устроил официальный прием.
При западных институтах, так или иначе ангажированных спецслужбами, появились целые направления, занимающиеся блогами, формирующими информационную среду. Они отвечают за тэги, необходимые для пропаганды и раскрутки необходимых новостей, тем, правильно поданной информации. Например, во время событий в Ставрополе такими популярными «тэгами» были: «Отрезанные головы», «Отделяйтесь!», «Русских убивают», «Русское восстание», «конфедерация» и т.д. В свое время российские диссиденты и либералы смеялись над утверждениями, что-де в Вашингтоне сидят американские офицеры и придумывают способы деса-крализации знаковых персонажей советской идеологической системы. Сегодня поседевшие асы информационной «холодной войны» сами это признают - они занимались идеологической пропагандой в стане противника. Ситуация повторяется, но в более изощренной форме с использованием виртуального пространства Интернета. Подготовленные американские и британские эксперты, прекрасно владеющие русским языком и освоившие субкультуру российского живого журнала, как через своих агентов в России, так и напрямую ведут сетевую войну против нашей страны, пропагандируя через русскую сеть определенные настроения, в том числе: межэтническую и межконфессиональную рознь. Причем современные технологии, а также мониторинговые данные, имеющиеся у них, позволяют оперативно организовывать конфликты и их информационное РЯ-сопровождение через Интернет.
Резюме
Вопрос взаимодействия западных спецслужб с националистическим и ваххабитским подпольем в Южном федеральном округе широко не освещался до самого последнего времени. Лишь совсем недавно глава МВД Кабардино-Балкарии сделал официаль-
63
ное заявление о том, что за нападением на Нальчик стоят западные спецслужбы. Секретом Полишинеля давно являются активные контакты британской разведки МИ-6 через Б. Березовского и напрямую с террористическим подпольем на Северном Кавказе. Западные спецслужбы с начала 90-х осуществляли этнополитический мониторинг на территории России, используя для этого неправительственные организации. Запрет на деятельность этих организаций в России запоздал на десятилетия, и сейчас уже крайне сложно уничтожить сети, осуществляющие социальный шпионаж. Теперь наше государство пожинает плоды их деструктивной деятельности. Согласно нашему анализу, сетевые войны в ЮФО проводятся западными спецслужбами в тестовом («софт») режиме. К чему, например, приведет взрыв стратегического тоннеля в Дагестане? Как отреагируют балкарцы на убийство одного из своих руководителей? Как лучше принять южноосетинскую делегацию на очередном европейском форуме?
Поскольку Северный Кавказ нашпигован американскими сетями, контролируемыми из разных центров: Тбилиси, Анкары, Панкисси, Ростова, Москвы, Брюсселя, - США уже сегодня могли бы попытаться организовать веерную бархатную революцию по всему округу. Пока идет доводка сети, прощупываются узлы и скрепы России на Кавказе, слом одной из которых будет призван разрушить всю конструкцию административно-государственной власти РФ на Кавказе по принципу домино. Институт конфликтологии при НАТО разрабатывает атлас потенциальных конфликтов на Северном Кавказе. В нем есть все: этническая карта, криминальная, клановая, конфессиональная, природные ресурсы, волны миграции, ваххабиты. На нем показаны и точки потенциальных конфликтов. Разумеется, эти данные составляются на основе мониторинговой работы западных НПО в ЮФО, а также «сети Тишкова».
Идет активное изучение конфликтогенных зон, особенно межэтнических. Именно для этих целей США и их военные союзники по НАТО через подставные фонды, институты и программы через систему грантов скупают университетских экспертов из сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), превратившихся за годы российских реформ в легальных поставщиков информации для западных разведок, в сенсорные датчики новейших «сетевых войн». Законодательное запрещение деятельности НПО в России, а также законодательное запрещение передавать российскими институтами на Запад за гран-
64
ты информацию, которая может быть использована против государственного суверенитета нашей страны, безусловно, дадут положительный результат. Однако, как мы видим на примере деятельности ДПНИ и других полувиртуальных националистических организаций, сетевая война приобретает все более изощренные формы - манипуляции общественным мнением через Интернет, осуществляемые как сетевыми агентами западных спецслужб, так и напрямую спецслужбами других государств.
В этих условиях необходимо задуматься о создании параллельных евразийских пророссийских сетевых организаций и НПО и евразийской системы блогов во Всемирной паутине, призванной работать в российских интересах, используя для этого новейшие западные технологии, в поле деятельности и активного интереса западных сетей (Северный Кавказ, национальные республики России, постсоветское пространство).
Первое глобальное сетевое евразийское НПО (неправительственная организация) у нас уже есть и работает в 40 странах мира на российские геополитические интересы. Это Международное евразийское движение А. Дугина, созданное в 2001 г. Безусловно, положительным является опыт работы таких организаций, как «Конгресс народов Кавказа» и Ассамблея народов России. Евразийский союз молодежи прекрасно проявил себя в ведении реальной сетевой войны в Республике Украина против «оранжевых» сетей, созданных в этой стране американцами. Поэтому мы должны, используя новейшие западные сетевые технологии (а также способы законодательного административного и уголовного воздействия), обезвредить деятельность сетевых структур наших геополитических конкурентов.
«Информационные войны», г. Юбилейный МО, 2008 г., № 2, с. 38-41.
В. Панин,
профессор (г. Пятигорск) СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА КАВКАЗЕ
Характерными чертами современности являются: ускорение политических изменений и увеличение степени их непредсказуемости, нарастание тенденций глобализации и международной ин-
65