Научная статья на тему 'Сетевые войны и геополитика на юге России'

Сетевые войны и геополитика на юге России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / INFORMATION WAR / СЕТЕВАЯ ВОЙНА / NETWORK WARFARE / ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / COLOR REVOLUTIONS / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НПО) / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (NGOS) / "МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круглова Анна Юрьевна

В статье исследуется одно их новейших направлений в геополитике геополитика сетевых процессов. Автор подчеркивает, что частным случаем сетевых войн являются цветные революции, которые представляют угрозу для Российской Федерации. «Внешний игрок» в лице стран Запада, а также многоуровневая сеть западных неправительственных организаций являются главными акторами цветных революций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK WARS AND GEOPOLITICS IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article investigates one of the newest trends in geopolitics geopolitics of network processes. The author stresses that special case of network wars are the «color revolutions». They are a threat to the Russian Federation. «External player» in the face of Western countries and the United States, as well as a multi-level network of Western non-governmental organizations (NGOs) are the main actors of «color revolutions».

Текст научной работы на тему «Сетевые войны и геополитика на юге России»

нения миграционных потоков; ужесточение законодательства в отношении проповедников радикального ислама, идей исламизации общества, построения халифата; поддержка русского языка как средства межнационального общения и развития межкультурного диалога; проведение мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма с привлечением и государственной поддержкой представителей традиционных конфессий; реиндустриализация экономики [5, с. 8].

Литература

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 года). Ш.ЫМ1р://соши11ап1;.га

2. Четверикова О. Демографическая революция в Европе: миграция как орудие глобализации. URL//http://oko-planet.su/politik/politikmir/ 155448-olga-chetverikova-demograficheskaya-re volyutiya-v-evrope-migraciya-kak-oradie-globa-lizacii.html

3. Адливанкин И. Свои среди чужих // Русская народная линия. URL//h1;tp://ruskline.ru/anal-^^2013/09/05/svoi_sredi_chuzhih/

4. Старцев Г. В. Влияние незаконной миграции на террористическую активность в СевероКавказском федеральном округе // Миграционное право. 2011. № 4.

5. Сухаренко А. Миграция и преступность // ЭЖ-Юрист. 2013. № 16.

6. Двойнова Т. Преступность с акцентом // Независимая газета. 2014. 1 апреля.

7. Стенографический отчет о совещании по таможенной и миграционной проблематике в приграничных регионах. URL// Ь1р://прези-дент.рф

8. Никитенко И. В. Современные тенденции влияния миграционных процессов на криминогенный фон в Российской Федерации // Российский следователь. 2013. № 1.

9. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М., 2005.

10. Собольников В. В. Криминальные сети как системообразующий элемент глобализации миграционной преступности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2011. № 7.

11. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.

12. Арабские революции негативно влияют на исламскую общину России. URL// http://inter-fax-religion.ru/islam/?act=interview&div=371 &do-main=3

13. Фирсов И. В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2012. № 1.

14. Выступление В. В. Путина на заседании Генерального совета ФНПР 18 сентября 2010 года. URL //http://premier.gov.ru/ points/ 105/

15. Кривов Ю. В. Миграционные процессы как фактор национальной безопасности и объект управления // Миграционное право. 2011. № 2.

16. Магомедов А. А., Чирков Д. К. Незаконная миграция граждан Китайской Народной Республики на территорию Российской Федерации как угроза экономической безопасности // Миграционное право. 2011. № 4.

А. Ю. Круглова СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ И ГЕОПОЛИТИКА НА ЮГЕ РОССИИ

В статье исследуется одно их новейших направлений в геополитике - геополитика сетевых процессов. Автор подчеркивает, что частным случаем сетевых войн являются цветные революции, которые представляют угрозу для Российской Федерации. «Внешний игрок» в лице стран Запада, а также многоуровневая сеть западных неправительственных организаций являются главными акторами цветных революций.

Ключевые слова: геополитика, информационная война, сетевая война, цветные революции, неправительственные организации (НПО), «мягкая сила».

В 1648 году, после завершения 30-летней войны в Европе, были заключены Вестфальские соглашения, согласно которым главным актором международных отношений становятся суверен-

ные государства. Такая модель в различных модификациях успешно функционировала вплоть до ХХ века (в настоящее время в мире насчитывается более 200 государств, причем далеко не

все из них обладают подлинным суверенитетом).

После Первой и особенно после Второй мировых войн активно стали создаваться межгосударственные организации (Лига Наций, ООН, НАТО и другие). В настоящее время их число достигает нескольких тысяч.

За последние десятилетия создано несколько десятков тысяч неправительственных организаций, являющихся субъектами международных отношений, мировой и региональной политики и геополитики (далее - НПО) (национальные, региональные и международные).

Однако государства до сих пор считаются суверенными акторами международных отношений, а межгосударственные и неправительственные организации - акторами вне суверенитета.

Исторически в рамках международных (межгосударственных) отношений сложилось несколько конкурирующих исследовательских школ, основными из которых являются реализм (главным и единственным актором международных отношений признается государство) и либерализм (государство считается ведущим актором международных отношений, но признается и возрастающая роль межгосударственных и неправительственных организаций, которые также являются акторами международных отношений).

Если реалисты ставку делают на военную силу и мощь государства, то либералы все чаще предпочитают говорить о «мягкой силе» (soft power). Этот термин был введен в научный оборот в 70-е годы ХХ века американским политологом Джозефом Наем-старшим. Под «мягкой силой» он понимает инструментарий, который позволяет достигать поставленных политических целей без использования или с минимальным использованием силовой составляющей [ 1, с. 86]. Преимущества данного подхода очевидны: во-первых, это экономически выгодно, во-вторых, эффективно. Например, главный конкурент США в мире - Советский Союз ушел в небытие в результате активно используемой Западом «мягкой мощи» без ведения реальных военных действий.

Основой школы реалистов в международных отношениях выступает реальная политика, в рамках которой на рубеже XIX-XX веков возникает и развивается традиционная геополитика. Геостратегической базой последней выступают суверенные государства и их союзы, обладающие реальной военной силой. Способом решения споров, конфликтов нередко для них является война

в обычном ее понимании. Именно в этот период происходят Первая и Вторая мировые войны, которые привели к огромным человеческим жертвам и материальным издержками.

Постепенно уже в начале второй половины ХХ века на смену традиционной приходит новая геополитика (геоэкономика), в основе которой лежит уже не столько военная, сколько экономическая мощь государств и их союзов. Как следствие, на международной арене разворачиваются так называемые «экономические войны» [2, с. 33-34].

Однако в результате распада Советского Союза и разрушения биполярной системы мира, основанной на ракетно-ядерном паритете главных геополитических конкурентов, возникает уже новейшая геополитика - геополитика постмодерна, или геополитика информационной эпохи. В этот период ставка на военную и экономическую мощь остается актуальной, но одновременно в теоретический и практический обиход входит термин «информационная война». Под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, процессам, основанным на информации, и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, процессов, основанных на информации, и информационных систем [3, с. 9].

Современный мир стремительно глобализируется, повсеместно складывается постиндустриальное общество, основанное на информации, эрозии подвергаются многие государственные институты, а в области безопасности появляются «новые» нетрадиционные и асимметричные угрозы (террористические сети, цветные революции, манипуляции общественным мнением). Ведущие западные страны во главе с США, первыми переступив порог информационной эпохи, осуществляют структурную перестройку всех сегментов своего общества, начиная с бизнеса и науки и заканчивая вооруженными силами и системой обеспечения национальной безопасности, чему строго соответствует появление новых технологий социально-политического менеджмента.

В оборот входят близкое по смыслу к информационной войне понятие «сетевая война», а также термин «цветные революции». Цветная революция - это прозападный (как правило, проамериканский) переворот, производимый в той или иной стране в интересах Запада (США) с исполь-

зованием инструментария информационных (сетевых) войн.

Главным субъектом цветных революций, а лучше сказать «цветных путчей», выступает «внешний игрок», опирающийся на уже созданные внутри той или иной страны западные и прозападные НПО. Конечно, можно говорить и о неправительственных религиозно-политических организациях, созданных на постсоветском пространстве так называемым «исламским миром», но зачастую эти геополитические мегапроекты Востока режиссируются Западом. Поэтому в дальнейшем мы все же будем вести речь о западных и прозападных НПО, действующих на территории России, Южного федерального округа (далее - ЮФО) в частности.

«Внешний игрок» во всех известных цветных революциях даже в роли наблюдателя оказывал воздействие на происходящие преобразования и организовывал широкую общественную и дипломатическую поддержку путчистам. Он непосредственно или косвенно участвовал как в нейтрализации власти (принуждая отказываться от активного противодействия), так и в стимуляции и организации действий оппозиции. Одним словом, в значительной мере определял и методы, и направление преобразований. Если последовательно рассмотреть такие «революционные» изменения на постсоветском пространстве, как поочередную смену правящих группировок, то становится очевидно, что каждая последующая из них становилась, как правило, все более зависимой от Запада - США или ЕС [4, с. 94].

Итак, «цветные путчи» невозможны без «внешнего игрока», а также широко эшелонированной системы западных или прозападных НПО, действующих на территории той или иной страны либо ее региона, например, ЮФО России.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЮФО, зарегистрировано около 14 500 некоммерческих организаций, из которых только немногим более 100 западных и прозападно ориентированных неправительственных организаций, фондов и мониторинговых сетей [5, с. 142].

Среди западных структур можно назвать Датский совет по беженцам, Международный медицинский корпус, Исламик релиф, Международный комитет спасения, Ворлд вижн, Каритас Интернац (Чехия), Международное ненасилие, УКГВ ООН по беженцам, Национальный фонд демократии (США), Международный фонд гра-

жданских свобод, Агентство США по международному развитию, Freedom House, Международная амнистия, Human Rights Watch, Фонд Сороса, Правовая инициатива по России (Нидерланды), партийные немецкие фонды Ф. Эберта, Р. Люксембург и другие.

На территории ЮФО действуют также различные политические и «научные» организации, мониторинговые сети, содействующие западным «партнерам» России, например, Объединенный гражданский фронт, Российский народно-демократический союз, комитет «Гражданское содействие», общероссийское движение «За права человека», правозащитное общество «Мемориал» и другие. Такие объединения, как правило, создаются при поддержке зарубежных неправительственных организаций и финансируются ими. Об этом свидетельствует, в частности, разгоревшийся в январе 2006 года шпионский скандал, связанный с подрывной деятельностью английских спецслужб, тайно финансировавших ряд российских правозащитных организаций.

Многие из подобных организаций имеют откровенно оппозиционную направленность, насаждают проатлантические, оппозиционные идеалы и стандарты, обнаруживают стремление к максимально возможному вовлечению в свою орбиту молодежи, представителей других социально активных слоев общества.

В ходе реализации этими организациями социальных, образовательных и молодежных программ были созданы устойчивые коммуникационные структуры (клубы, подконтрольные общественные объединения и т. п.), в которые входят представители коммерческих предприятий, журналистских кругов. Истинными мотивами проведения подобных мероприятий являются создание условий для сбора с легальных позиций информации о социально-политической обстановке в регионе, формирования организационной прослойки из числа социально активной общественности, в первую очередь молодежи, для участия в массовых протестных акциях. Среди них можно назвать молодежные движения «Пора», «Идущие без Путина», «Оборона», «Мы» и другие.

В субъектах Южного федерального округа в преддверии парламентских и президентских выборов в России 2007-2008 годов наблюдалась активизация сетевых сегментов праволиберально-го «Комитета-2008». Его лидерами применялись формы и методы, испытанные в ходе так называемых цветных революций на Украине, в Гру-

зии и Киргизии, по вовлечению молодежи в массовые акции протеста.

Следует подчеркнуть, что на Западе и в научном, и в прагматическом ключе хорошо разработаны технологии осуществления цветных переворотов. В первую очередь здесь следует назвать основательный труд американского автора Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения» (1993 г.). Однако эта работа была подготовлена еще в 1988 году, в преддверии первого и неудачного для американцев цветного переворота, который они планировали осуществить в Бирме (Мьянме). Тем не менее в дальнейшем они достигли успеха в Югославии, Грузии, Украине. Не все, что было запланировано, удалось осуществить в Киргизии, Азербайджане, Армении, Узбекистане. Срывы цветных революций характерны для стран, где менее всего введены в практику демократические нормы, а правящий режим жестко пресекает выступления оппозиции.

В настоящее время в регионах России не существует эффективного механизма противодействия деструктивной деятельности НПО западного и прозападного толка. В первую очередь, необходимо осуществлять купирование деятельности главного «внешнего игрока» мировой геополитики - США, прогнозировать его очередные

ходы, разрабатывать новые правовые нормы, пресекающие возникновение нелегальных западных организаций, внедрять систему превентивных мер по недопущению развертывания межэтнических и межконфессиональных конфликтов, особенно характерных для регионов ЮФО, а главное - создать ответную симметричную сетевую стратегию, которая бы смогла противодействовать натиску США.

Литература

1. Дж. Най-мл. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В. И. Супруна. М., 2006.

2. Дугин А. Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. СПб., 2007.

3. Бедрицкий А. В. Информационная война: концепции и реализация в США / под ред. Е. М. Кожокина. М., 2008.

4. Добаев И. П. Украинский кризис: предварительные заметки // Южнороссийское обозрение. 2014. № 83.

5. Добаев И. П. Деятельность западных сетевых структур в ЮФО в контексте национальной безопасности России // Конфликтология. 2006. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.