6. Иванов С. Б. Обеспечение национальной безопасности как необходимое условие развития России. М., 2006.
7. Арбатов Л. Г. Национальная идея и национальная безопасность // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999. Т. 1.
8. Черноус В. В. Исторические формы правящих элит в России // Избранные статьи / отв. ред. И. П. Добаев. М.-Ростов н/Д, 2013. Вып. 75.
9. Ачлей А. Российская элита: психологический портрет. М., 2010.
10. Интеллектуальная элита в контексте русской истории Х1Х-ХХ веков / под ред. Т. А. Пархоменко. М., 2012.
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1964.
12. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст. URL // www.regnum.ru/news/1744420 .html
13. Франк С. Предмет знания. Душа человека. М.-Минск, 2000.
14. Современный словарь по общественный наукам / под общей ред. А. К. Нильяна, Н. И. Панова. М., 2005.
15. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. СПб., 2004.
16. Лихачев Дм. Книга беспокойств. М., 1991.
17. Таранцов В. П. Культура вуза как фактор формирования элитарного самосознания у студентов // Философия права. 2009. № 1.
18. Marion Edman. A self-image of primary scool. Detroit, 1968.
А. И. Овчинников
«УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС» КАК ОСНОВНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Статья посвящена анализу основных угроз национальной безопасности России со стороны западных стран. Автор описывает технологический аспект сетевой войны против России, рассматривает ее инструментарий, цели и формы. Автор считает, что разработка инструментария противодействия «цветным» революциям предполагает переосмысление многих устоявшихся концепций и теорий взаимоотношения государства и общества.
Ключевые слова: национальная безопасность, информационная война, манипулирование сознанием, сетевое общество, сетевые войны, духовно-нравственные ценности, российская государственность, правовые и нравственные ценности, международная политика.
Попытки, сопровождающиеся неимоверными усилиями, со стороны зарубежных стран завоевать и разрушить Россию предпринимаются на протяжении всей ее истории. Однако в открытом военном противостоянии они показали свою бесплодность в силу героизма и особой менталь-ности русского народа, закаленного бесконечной агрессией соседей, ближних и дальних, тяжелыми условиями быта, экономическими и политическими реформами последних трех столетий.
Благодаря техническому прогрессу произошел поворот в стратегии противников России в сторону преобладания идеологических, информационных, социально-психологических методов борьбы, получивших название «мягкая сила» у лидеров социальной инженерии - США. Обществом можно управлять и задавать ему любой вектор развития благодаря технологиям социального конструктивизма - эта мысль была освоена и апробирована американскими учеными рань-
ше всех остальных, видимо, в силу свойственного им, практически врожденного, прагматизма и утилитаризма. Наработки социологов и психологов были освоены ими с целью построения самой мощной экономики в мире, а также мировой гегемонии во всех сферах - политической, военной, культурной и даже моральной. США удается, используя власть доллара, печатный станок и СМИ, информационные технологии, черное представить белым, любую ложь превратить в правду. Удается им и разрушение тех государств, элиты которых отказываются выполнять вассальные требования мирового жандарма. Любое государство, осуществляющее политику, не соответствующую интересам транснациональных компаний и финансово-экономической элиты США и Великобритании, попадает в зону риска: «цветные» и «бархатные» революции сеют хаос и анархию, разделяют народы и разрушают цивилизации, уничтожают этносы и нации. Поэтому
главная опасность для национальной безопасности России - технологии революций, госпереворотов и массовых протестов.
В условиях кризиса капиталистической модели глобальной экономики западные страны ищут новые рынки сбыта и дешевой рабочей силы, ресурсы. То, что происходит в Ираке, Афганистане, Сирии, Украине, - результат жесточайшей рыночной борьбы, которые ведут западные ТНК. При этом конечной целью смены разных политических режимов является захват России и Китая, которые проводят независимую внешнюю и внутреннюю политику.
При этом Запад всегда вел борьбу за российские земли, ресурсы. И Первая, и Вторая мировые войны возникли не без участия мировых капиталистических кругов. И сейчас политэкономисты все чаще говорят: «Что нам сейчас нужно, так это финансовый эквивалент войны». Любой повод используется для наращивания военной мощи США, без которой никак не обойтись спекулятивной экономике.
Россия уже потеряла восточноевропейский рубеж защиты от военных баз НАТО, теперь теряет и рубеж из постсоветских государств. Многие народы - наши братья по СССР стали членами НАТО, окружившей нас по периметру. События на Украине в феврале 2014 года должны стать опорной точкой для разворота во внутренней и внешней политике: период доверия и наивного соглашательства окончен. России отступать некуда, так как она следующая на очереди для революционного уничтожения суверенитета. Поэтому требуется новая мобилизационная модель, преодолевающая нашу зависимость от Запада в технологическом и промышленном смысле, а также либеральная «мягкотелость» в противодействии «пятой колонне», используемой в качестве «троянского коня» для захвата России.
Необходимо иметь в виду, что Запад будет пытаться довести до конца начатый более двадцати лет назад, с момента разрушения СССР, процесс формирования нового мирового порядка. И путь у него единственный - добиваться смены власти в России с целью ее последующего расчленения и десуверенизации. «Разделяй и властвуй» - сущность технологии построения империй с Древнего мира. Разделить общество по межэтническому, межконфессиональному или социально-экономическому признакам не составит большого труда в условиях современных технологий и при наличии готовых на любые провокации боевиков. В полиэтнической и поликон-
фессиональной России с ее беспредельным социальным классовым неравенством сделать это нетрудно. Конечная цель агрессивных кругов Запада выражена в словах Г. Киссинджера, бывшего госсекретаря США. На вопрос журналиста о том, что думает Президент России о событиях на Украине, он ответил: «Думаю, он видит в этом генеральную репетицию того, что мы хотели бы сделать в Москве. Смены режима. И оттого, что все это происходило так близко к сочинским Играм, его подозрения лишь усугубляются» [1]. Однако госсекретарь не называет конечную цель западной элиты, которая заключается не в смене режима, а разграблении России.
В современном межгосударственном противостоянии используются различные комбинации несиловых технологий управления и воздействия. Их основой является массированная атака на общественное сознание и психологию. К технологиям воздействия относятся: навязывание обществу апатии и социального безразличия; контроль над образованием и потоками информации; разрушение независимости церкви и ее постоянная критика; табуирование вопросов духовно-нравственного просвещения в образовании, а также его примитивизация; пропаганда секса, насилия, войн, агрессии в СМИ; искажение истории; поддержка правозащитных движений и фондов, защищающих либеральные ценности; культ развлечений; создание условий для управления кризисами, межэтническими, межконфессиональными конфликтами; поддержка идей, движений, научных исследований, обосновывающих автономизацию этносов, национальных меньшинств, религиозных общин, особенно сепаратизма; развитие различных структур гражданского общества с акцентом на противостояние его с государством.
Огромную роль современные политтехнологи отводят формированию нового типа личности -потребителя. Общество потребления является не просто результатом развития капитализма, а сознательно формируемой парадигмой общественного развития в XXI веке. Всестороннее умственное, нравственное и духовное развитие человека в условиях общества потребления не актуально, моральные ценности которого сугубо материальны. Академик В. Арнольд в своей статье точно указывает круги, заинтересованные в коммерциализации, а значит, и деградации образования: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное дос-
тижение ради экономических целей. Дело в том, что образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, предпочитая им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления, прежде всего доходы хозяев жизни. Поэтому они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, кроме того, мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)» [2].
Моральные ценности общества потребления являются лишь средством для манипулирования людьми. Их пропаганда лишает людей способности мыслить, ведет к деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Это значительно упрощает и удешевляет манипулирование сознанием, так как предсказуемых, озабоченных вещизмом людей очень легко обмануть. Для того чтобы общество было легко манипулируемым, все силы масс-культуры направлены на формирование нового человека, отличительными чертами которого является эгоцентризм, безответственность и моральная распущенность.
Одним из первых феномен манипуляции сознанием отразил в своих исследованиях социолог Г. Франке в книге «Манипулируемый человек» (1964). Под манипулированием он понимал психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером может служить реклама. В России технологиям манипулирования сознанием посвятил свой труд «Манипуляция сознанием» С. Г. Кара-Мурза [3]. Он в качестве главных называет следующие признаки манипулирования сознанием. Во-первых, это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Поэтому для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Другими словами, для манипуляции необходима фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний специальных технологий. В-четвертых, манипулирование сознанием осуществляется с
целью обретения власти над людьми, которые рассматриваются как вещь.
Для того чтобы противостоять манипуляции, необходимо помнить очень важное обстоятельство: манипуляция не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать. Иными словами, объектом и жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает ее соавтором, соучастником. Только когда человек под воздействием полученных сигналов меняет свои воззрения, мнения, настроения, цели, то есть начинает действовать по новой программе, манипуляция может считаться состоявшейся. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Один из надежных признаков того, что в какой-то момент осуществляется большая программа манипуляции сознанием, состоит в том, что люди вдруг перестают внимать разумным доводам, они как будто желают быть одураченными. Это особенно наглядно проявляется в условиях «цветных» революций, которые, как правило, выступают итоговой фазой манипуляции.
Инструментарием «цветных» революций выступают: международные, наднациональные бюрократические институты типа ОБСЕ, ВТО, МВФ и так далее; финансируемые государственным департаментом США неправительственные правозащитные организации; различные фонды, представляющие гранты для антиправительственных, оппозиционных, либерально ориентированных СМИ, сайтов, объединений, отдельных журналистов и т. п.; институт наблюдателей за демократическими выборами; посольства США в разных странах; вовлечение представителей власти того или иного государства в покупку недвижимости за рубежом или инвестирование в бизнес за границей; финансирование научных проектов, конференций, исследований, направленных на формирование гражданского общества, открытого общества, либерального государства.
События на Украине в феврале 2014 года позволяют сделать вывод о том, что оппозиция может стать опасной только тогда, когда органы власти боятся отдать приказ о силовой операции по причине финансовой и иной зависимости. Поэтому недопустимы для госчиновников ни покупка недвижимости за границей, ни инвестирование в зарубежный бизнес, ни обучение детей за рубежом.
Практически все «цветные» революции, произошедшие за последние двадцать лет, включая события на Украине, имеют сходные черты управляемости, общую инженерию протеста. Во всех случаях это были сознательные изменения ситуаций благодаря активным действия оппозиции. Этим активным действиям везде, начиная с революций 1989 года в Восточной Европе, сопутствовало бездействие властей, наличие специальной символики, признание выборов не демократичными и проч. Подробно эти технологии описаны во многих работах разных авторов, наиболее популярным из которых является Дж. Шарп. Его книги «От диктатуры к демократии» и «198 методов ненасильственных действий» стали инструкцией по свержению власти в ряде стран представителям разведподразделений и революционных диверсантов [4]. С использованием его технологий осуществлялись революция в Бирме в начале 1990-х годов, распад СССР, акции протеста в Таиланде, Тибете, Сербии, на Ближнем Востоке, череда «цветных» революций на постсоветском пространстве, наконец, события, произошедшие на Украине в 2014 году.
Основой его методов всегда выступает манипулирование сознанием. Дело в том, что у власти есть правоохранительные органы, внутренние войска и прочий арсенал силового подавления. Следовательно, революционерам не стоит выбирать вооруженный мятеж или партизанское движение, так как в этом случае протестующие обречены на жестокое поражение, а диктатура укрепится еще больше. Ахиллесова пята власти, по Шарпу, заключается в том, что любой политический режим основывается на безупречной работе целой группы политических и социальных институтов и структур, где трудятся обычные люди. И стоит убедить этих людей отказаться выполнять или непродуктивно выполнять свои служебные обязанности, режим не сможет функционировать и рухнет. Для этого и необходимо мощное социально-психологического воздействие - манипулирование их сознанием.
На примере Евромайдана видно, что помимо контроля над СМИ, наличия своей «независимой» журналистики и блогосферы, для успеха акций протеста необходим их подчеркнуто мирный характер (до поры до времени, разумеется). В книге Шарпа «198 способов ненасильственного протеста» содержится широкий набор методик, включая «публичное обнажение», «самосожжение» протестующих, белые ленточки, мирные акции и мероприятия. То, что многие наблюдатели или даже соучастники акций протестов принимают сегодня за спонтанное выражение чувств праведного гнева народа, оказывается тщательно выписанной в методичке Шарпа технологией. «Живые цепи» от города к городу, блокирование админзданий, символическое зажигание свечей, бойкот производителей товаров, насмешки над официальными лицами - все это Дж. Шарп описал, а его последователи реализовали в различных «цветных» революциях.
Для того чтобы противостоять технологиям «цветных» революций, необходимо произвести переворот в отечественной модели управления государством. Дело в том, что традиционные понятия свободы слова, гражданского общества, оппозиция и прочие используются для смены власти извне. Иными словами, технологии воздействия опираются на легальные формы выражения протеста, поэтому разработка инструментария противодействия «цветным» революциям предполагает пересмотр многих устоявшихся концепций и теорий взаимоотношения государства и общества.
Литература
1. URL // http://russian.rt.com/inotv/2014-02-03/ Kissindzher-Russkie-ne-mogut-bezrazlichno
2. Арнольд В. Новый обскурантизм и Российское просвещение. URL // //http://scepsis.net/li-brary/id_650 .html
3. URL // http://www.lib.ru/POLITOLOG/ karamurza.txt
4. URL // http://www.aeinstein.org/wp-content/ uploads/2013/10/FDTD_Russian.pdf