Научная статья на тему 'Информационная поддержка мониторинга государственных закупок'

Информационная поддержка мониторинга государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ РАДИОНУКЛИДНОГО СОСТАВА / CONTROL OF RADIONUCLIDE COMPOSITION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ЛОКАЛЬНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / LOCAL AREA NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнюшко В.Ф., Кулыгина М.М., Норица В.М., Храпов И.В.

Статья посвящена проблеме автоматизации процессов управления закупками и снабжением в бюджетных организациях, консолидации заявок на закупки, а также учета заключенных контрактов и осуществляемых по ним закупок. Информационная поддержка системы мониторинга позволяет формировать, размещать и контролировать исполнение заказов отделом закупок учреждения в соответствии с установленными правами доступа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of radiation control system at a high flow of samples

The article deals with current tasks of increasing the laboratory of radiation control automation level in the Lead Research Institute of Chemical Technology. The information system developed by the authors can significantly reduce the time needed to process the laboratory output data as well as the number of human errors.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка мониторинга государственных закупок»

№ 2 (38) 2012

В. Ф. Корнюшко, докт. техн. наук, профессор Московского государственного

университета тонких химических технологий

М. М. Кулыгина, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета тонких химических технологий

В. М. Норица, аспирант Московского государственного университета тонких химических технологий

И. В. Храпов, канд. техн. наук, директор Аналитического центра экономического развития

Тамбовского государственного технического университета

Информационная поддержка мониторинга государственных закупок

Статья посвящена проблеме автоматизации процессов управления закупками и снабжением в бюджетных организациях, консолидации заявок на закупки, а также учета заключенных контрактов и осуществляемых по ним закупок. Информационная поддержка системы мониторинга позволяет формировать, размещать и контролировать исполнение заказов отделом закупок учреждения в соответствии с установленными правами доступа.

Введение

Проблема создания автоматизированной системы мониторинга государственных закупок возникла в результате вступления в силу 1 января 2006 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд» [1].

Согласно ч. 3 ст. 16 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, осуществляет создание и ведение официального сайта, в том числе регистрацию, обслуживание пользователей сайта и его развитие в части формирования функциональных требований (в том числе в виде образца сайта). Причем проблема информационного обеспечения размещения заказов стояла как перед органами исполнительной власти государственного/регионального/муниципального уровня, так и каждого бюджетного/казенного учреждения.

На уровнях исполнительной власти необходимо было решить следующие функциональные задачи:

• создание информационной поддержки для официальной публикации извещений о госзаказах и регистрация госзаказов;

• отслеживание госзаказов (мониторинг) на разных этапах процедуры госзакупки;

• создание системы электронных торгов (открытых аукционов в электронной форме — ОКЭФ) для отбора поставщика на конкурсной основе для случаев, когда применим единственный критерий отбора — предложенная цена;

• организация мониторинга электронных торгов.

На уровне учреждения:

• организация процедуры закупок без проведения через тендер одноименных групп товаров/работ/услуг в сумме, не превышающей 100 тыс. руб. в квартал;

• организация процедуры закупок через запрос котировок (без торгов) одноименных групп товаров/работ/услуг в сумме, не превышающей 500 тыс. руб. в квартал;

№ 2 (38) 2012

• организация процедуры закупок через ОКЭФ;

• организация процедуры закупок через открытый конкурс (ОК);

• мониторинг госзакупок организации, в том числе формирование обязательной отчетности.

Из приведенного перечня видно, что на уровнях и исполнительной власти, и учреждения информационные системы госзакупок сочетают в себе функции оперативных (транзактных) систем и систем управленческого учета и анализа [3].

Описание информационной системы

Первоначально перед авторами статьи стояла задача разработки автоматизированной информационной системы госзакупок на уровне учреждения. С учетом того, что она должна иметь информационный обмен с системами высших уровней (реестр госзаказов, электронные торги) без потери целостности и проблем стыковки, концептуальная модель данных строилась авторским коллективом «сверху-вниз» — от системы в целом к отдельным функциональным задачам. С другой стороны, поскольку существующие системы высшего уровня рассматривались как данность, был проведен их анализ, выявлены недостатки и нестыковки и на основе ранее разработанных информационных моделей сформулированы рекомендации по реорганизации системы госзакупок на уровне органов государственной власти.

Также была предложена обобщенная модель системы мониторинга государственных закупок (СМ), имеющая следующий вид:

СМ = (КОЗ, СЭД, СОУ, НЦ, УУ, ФУ, ПУР, НФЗ, ВУУ, ВУД, НБ, КСК, ПНД, Пр),

где КОЗ — краткое описание задачи; СЭД — сфера и вид экономической деятельности; СОУ — структура объекта управления; НЦ — назначение и цели для каждого структурного уровня; УУ — уровни управле-

ния; ФУ — функции управления; ПУР — пе- | речень управленческих решений; НФЗ — набор функциональных задач; ВУУ — вид управленческого учета; ВУД — вид используемых учетных данных; НБ — нормативная || база; КСК — используемые классификато- ас ры; справочники, кодификаторы; ПНД — по- ^ казатели и нормативные данные, используемые для управленческого учета; Пр — про- | чие индивидуальные показатели системы ¡| управленческого учета. ^

В свою очередь, каждый из элементов

модели представляет собой модель следую- |

£

щего уровня иерархии, например:

КСК = (ОК, Спр, Код), ^

где ОК — ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93); Спр — общероссийский Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р); Код — общероссийский справочник (номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков — приказ Минэкономразвития от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков»).

Одной из существенных особенностей внутренней структуры рассматриваемой системы мониторинга является ярко выраженное пространственное распределение, связанное с размещением учреждений, осуществляющих государственные закупки в соответствии с законодательством о закупках. Собирать информацию, извлекаемую из первичных источников данных (систем мониторинга госзакупок учреждений), непосредственно в одно хранилище данных — дорого и неэффективно. Решение проблемы — многоуровневая иерархическая структура системы мониторинга, позволяющая резко сократить число внутрен-

№ 2 (38) 2012

них системообразующих связей между отдельными элементами.

Информационно-аналитическую базу системы на высших уровнях предложено реализовать через региональные и федеральное хранилища данных [4].

База данных для системы мониторинга разрабатывалась как реляционная, ориентированная на многомерный анализ (ROLAP, Relational Online Analytical Processing — реляционная аналитическая обработка в реальном времени) с использованием технологии хранилищ данных и семантического моделирования. На разных этапах моделирования были созданы концептуальная, логическая и физическая модели данных, объединенные общими принципами методологии «сущность-связь», при этом каждая модель последующего уровня уточняет модель предыдущего уровня. Далее приведены ER-диаграммы моделей в нотации IDEF1X для различных уровней и на разных шагах их проектирования.

На рисунке 1 представлена общая концептуальная модель для среднего уровня иерархии. Для ее нормализации (замены связей «многие-ко-многим») были введены сущности «Заявка на участие в конкурсе» и «Регион поставщика», «Регион заказчика».

Дублирование справочника регионов, в качестве которого использовался фрагмент Классификатора адресов (КлАдр), содержащий перечень регионов Российской Федерации, никак не скажется на производительности системы, так как содержит порядка 100 записей. Для сущности «Госзаказ» введена дополнительная связь «дискриминатор» для разделения госзаказов по типам тендеров.

На рисунке 2 показана размерностная модель в виде схемы «звезда», представляющая собой модель данных в виде гиперкуба для многомерного анализа. Она получена преобразованием логической модели для верхнего уровня иерархии путем агрега-

! s

to

ig £ iS

I

t =§

I

i I

с

¡5

I

0

n

1 t

РЕГИОН_ ЗАКАЗЧИКА

id_reg2

расположен

ЗАКАЗЧИК

организует

id_zak id_reg2 (FK)

ГОСЗАКАЗ

РЕГИОН_ ПОСТАВЩИКА

id reg

расположен

ПОСТАВЩИК

id_post id_reg (FK)

ЗАЯВКА

id_zak (FK) id req2(FK) принадлежит -• id_zak (FK) id reg2(FK)

i 1 ]) ¡d_gz [Г id post (FK) id_reg (FK)

подает

ЗК

ОАЭФ

id_zak (FK) id_reg2(FK)

id_zak (FK) id_reg2(FK)

OK

id_zak (FK) id_reg2(FK)

Рис. 1. ER-диаграмма концептуальной модели в нотации IDEF1X

34

№ 2 (38) 2012

ЗАКАЗЧИК

¡(^заказчика

3_регион

3_наименование

3_тип_предпр

3_ИНН

3_КПП

ГОСЗАКАЗ

ЦЕНОВОИ_ИНТЕРВАЛ ¡(^группы

описание_интервала

нижняя_граница

верхняя_граница

КОРИДОР_ОТКЛОНЕНИЙ_ЦЕН

¡(^процент

дата_госзаказа номер_госзаказа id_гpyппы (РК) id_пocтaвщикa (РК) id_тeндepa (РК) id_yчacтник (РК) id_вpeмeни (РК) id_зaкaзчикa (РК) id_пpoцeнт (РК) код_ОКПД (РК)

наименование_отк

процент_верх

процент_нижн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предмет_контракта общее_кол_заявок допущено_заявок начальная_цена цена_контракта дата_регистрации V

л_

окпд

код_ОКПД

наименование ном_гр_ЗК ном_гр_ОК ном_гр_МП

ПОСТАВЩИК

.поставщика

П .регион

И .наименование

п тип предпр

п ИНН

п КПП

ВИД ТЕНДЕРА

id_тeндepa

описание_вида

ЧИСЛО_ИСТОЧНИКОВ

■ id_yчacтник

наимен_группы

мин_кол-во

макс_кол-во

ВРЕМЯ

«

0 с

л

аа

5:

1

I 4

§ I

ВС)

id_вpeмeни

день

месяц

год

Рис. 2. Размерностная модель в виде схемы «звезда»

ции данных заявок поставщиков, поданных на выполнение одного госзаказа.

Также была разработана модель информационной системы нижнего уровня (учреждения). При ее разработке использован структурный подход, заключающийся в декомпозиции концептуальной модели на подсистемы, выполняющие отдельные функции. Построены модели трех подсистем: заявки на закупку (ER-диаграмма модели приведена на рис. 3); госзаказ (от регистрации до заключения контракта); поставка.

На рисунке 4 приведены результаты анализа этапов развития информационных систем государственных закупок, действующих в Российской Федерации.

Опыт эксплуатации описываемой автоматизированной информационной системы госзакупок на уровне учреждения позволил выделить основные моменты, значительно снижавшие эффективность работы систе-

мы госзакупки за счет существующей реализации информационного обмена с системами высших уровней:

а) неправильный выбор архитектуры системы (неверная оценка объемов ресурсов, неустойчивость, легкая атакуемость (уязвимость) со стороны злоумышленников);

б) неправильная оценка уровня и места системы в масштабе страны:

• недостаточно мощные интернет-линии в регионах;

• отсутствие двухстороннего обмена данными в электронном виде между нижним (учреждение) и высшим уровнем (сайт электронной площадки);

• реализация системы верхнего уровня (общероссийский сайт) как транзактной;

в) отсутствие дружественного интерфейса у систем высших уровней, в том числе защиты от ввода ошибочных данных.

В результате проведенного анализа авторами были сделаны выводы о некоррект-

-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 2 (38) 2012 ' -

ЗАЯВКА

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

id_podr

без проведения через тендер

id_podr (FK) cod_okpd (FK) nom_gru (FK) z_nom (FK) v_nom (FK)

ПЛАТ_ДОКУМЕНТ

ДОЛЕВАЯ_ОПЛАТА

id_sred (FK) id_podr (FK) cod_okpd (FK) nom_gru (FK) z_nom (FK) v_nom (FK)

СПРАВОЧНИК_СРЕДСТВ

id_sred

СПРАВОЧНИК_ОКПД

НОМЕНКЛ_ГРУППА

id_podr (FK) cod_okpd (FK) nom_gru (FK) z_nom (FK) v_nom (FK)

с проведением через тендер

бухгалтерский контур

Гcod_okpd (FK) ^ nom_gru (FK) » nom_gru

Ш- name

СВОДНАЯ_ЗАЯВКА

способ закупки2

зк

ОАЭФ

ОК

v_nom (FK)

v_nom (FK)

v_nom (FK)

Рис. 3. ER-диаграмма фрагмента «заявки на закупку»

* ности существующей схемы построения

Ц системы государственных закупок и сфор-

<? мулирован ряд предложений, вошедших

| в рецензию электронной площадки ММВБ

| (www.etp-micex.ru) на материалы Федерального казначейства по построению системы

|| закупок с учетом новых требований к сис-

|э теме государственных закупок, расши-

¡2 ренных Федеральным законом от 18 ию-

Ц ля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров,

^ работ, услуг отдельными видами юридиче-

§ ских лиц».

I

! Заключение

¡5

В настоящее время одной из официаль-| ных электронных площадок в качестве экс-Ц перимента по отладке и внедрению новых Л подходов и нормативных документов Феде-§ ральной контрактной системы разрабатывала ется техническое задание на проектирова-

ние современной многоуровневой иерархической системы, предложенной авторским коллективом (на основе соглашения о сотрудничестве и использовании результатов интеллектуальной деятельности). Информационно-аналитическую базу системы составляют региональные и федеральное хранилища данных. Единая информационная система, разработанная на основе технологии хранилищ данных для федерального и региональных центров мониторинга, обеспечит информационную поддержку принятия управленческих решений по развитию и оптимизации системы государственных закупок (в том числе через электронные аукционы). Данная технология позволит работать с любыми оперативными базами данных автоматизированных систем первичного управленческого и бухгалтерского учета, установленными в учреждениях и имеющими общую информационную основу для заку-

36

№ 2 (38) 2012

Разрозненные системы в каждом регионе (и при желании у каждого заказчика) без единого информационного хранилища

2011

2012

2013

Площадки

Общероссийские электронные площадки (ОАО «ЕЭТП», ЗАО «ММВБ-ИТ», ООО «ИА РТС», ЗАО «СБЕРБАНК_АСТ», ГУП ЭТП АГЗРТ)

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 с

л

аа

S;

1

i 4

Заказчики

Федеральные, региональные: 50 000 учреждений

Муниципальные: 450 000 учреждений

Автономные, МИПы, гос. унитарные предприятия

Si

I

са

Публикация сведений

Регионы и муниципалы на своих сайтах, федералы -

общероссийский сайт, электронные аукционы -на электронных площадках

Общероссийский официальный сайт для всех заказчиков и всех видов закупок (ручной вводданных всеми заказчиками на одном интернет-портале)

Рис. 4. Этапы развития информационных систем государственных закупок

пок на основе предлагаемого формата обмена данными в системе электронного документооборота Федерального казначейства — «СЭД» [5, 6].

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ / под ред. А. А. Храмкина. М.: Юриспруденция, 2010. — 568 с.

4. Мищенко С. В., Букреев Д. В., Колодин А. Е, Храпов И. В. Информационно-аналитическая система подготовки к проведению торгов при закупке учебно-лабораторного оборудования // Организация системы мониторинга материально-технического оснащения учреждений профессионального образования: сб. тр. научно-практической конференции / Федеральное агентство по образованию; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПБ: изд-во МИТХТ им. М. В. Ломоносова, 2006.

5. Норенков И. П. Основы автоматизированного проектирования: учеб. для вузов. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — 432 с.

6. Joseph M. Firestone. DkMS Brief No Six: Data Warehouses, Data Marts and Data Warehouses: New Definitions and New Conceptions. Wilmington, DE: Executive Information Systems. Inc., 1998. URL: http://www.dkms.com/white_papers.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.