Научная статья на тему 'Эффективность бюджетных расходов в области государственных закупок'

Эффективность бюджетных расходов в области государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ТЕНДЕРЫ / ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / STATE PURCHASES / EFFICIENCY OF THE BUDGETARY EXPENSES / TENDERS / TRANSPARENCY OF THE STATE PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирных Т. А., Полунина Ж. А., Индутенко А. Н.

В статье проанализирована эффективность государственных закупок России, разработаны обоснованные предложения по развитию системы управления закупками для государственных и муниципальных нужд в России в условиях ее реформирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE BUDGETARY EXPENSES IN THE FIELD OF THE STATE PURCHASES

In article efficiency of the state purchases of Russia is analysed, reasonable offers on development of a control system by purchases are developed for the state and municipal needs in Russia in the conditions of its reforming.

Текст научной работы на тему «Эффективность бюджетных расходов в области государственных закупок»

УДК 336.132

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Т.А. Смирных, Ж.А. Полунина, А.Н. Индутенко

В статье проанализирована эффективность государственных закупок России, разработаны обоснованные предложения по развитию системы управления закупками для государственных и муниципальных нужд в России в условиях ее реформирования.

Ключевые слова: государственные закупки, эффективность бюджетных расходов, тендеры, прозрачность государственных закупок.

Эффективно построенная система должна выражаться в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Применительно к системе размещения заказов мы можем говорить о том, что эффективность расходования бюджетных средств должна достигаться минимальным количеством затрат на процесс исполнения нормативных и процедурных обязательств заказчиками.

То есть эффект от применения закона 94-ФЗ не должен перекрываться расходами на транзакционные издержки для создания общероссийской системы его исполнения, контроля, поддержки и прочего.

Таким образом, встает вопрос, насколько существующая на сегодняшний момент система способна обеспечивать максимальный эффект.

В целях исследования, проанализированы показатели оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2010 год. [1] Существуют следующие показатели:

1. Показатель 295.1 - доля стоимости государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в общей стоимости заключенных государственных (муниципальных) контрактов.

2. Показатель 295.2 - доля государственных (муниципальных) контрактов, заключенных путем запроса котировок, либо по результатам несостоявшихся торгов, либо запросов котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), либо закупок малого объема, в общем количестве заключенных государственных (муниципальных) контрактов за исключением государственных (муниципальных) контрактов, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов.

3. Показатель 295.4 - доля стоимости государственных (муниципальных) контрактов, осуществленных посредством электронных аукционов, в общей стоимости государственных (муниципальных) контрактов.

В целях исследования проанализированы показатели 295.1 и 295.4 по нескольким регионам России Центрального Федерального округа в 2010 году.

Белгородская область Тамбовская область Липецкая область Владимирская область Воронежская область Брянская область Орловская область

10

20 30 40 50 60 70

0

Рис. 1 Доля стоимости государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика

(исполнителя, подрядчика), в общей стоимости заключенных государственных (муниципальных) контрактов по некоторым регионам Центрального Федерального округа

России, %

Как следует из рисунка 1 лидирующую позицию по данному показателю занимает Белгородская область. Высокий уровень показателя свидетельствует о низкой эффективности проведенных торгов в регионе. Следует отметить, что самым простым способом объявить победителем торгов заранее спланированное лицо, является создание ситуации, в результате которой, торги признаются несостоявшимися. Именно так, часто и происходит. Торги признаются несостоявшимися в 2-х случаях:

1. когда была подана 1 заявка на участие в торгах;

2. когда было подано несколько заявок на участие в торгах, но все они были отклонены, по тем или иным причинам, кроме той, которая и признается победителем. Размещение заказов у «единственного источника» и методом запроса котировок, т.е. без проведения торгов, применяется очень широко. Таким образом, такие контракты скорее носят взаимовыгодный характер между заказчиком и исполнителем.

Доля стоимости государственных (муниципальных) контрактов, осуществленных посредством электронных аукционов, в общей стоимости государственных (муниципальных) контрактов представлена на рисунке 2.

Рис. 2 Доля стоимости государственных (муниципальных) контрактов, осуществленных посредством электронных аукционов, в общей стоимости государственных (муниципальных) контрактов по некоторым регионам Центрального Федерального округа России, %

На рисунке 2 наглядно видно, что наибольший % электронных аукционов приходиться на Владимирскую, Белгородскую и Липецкую области. Это следует рассматривать как положительную тенденцию. Открытый аукцион в электронной форме, на сегодняшний день является самым «прозрачным» способом размещения заказа. Самый наименьший показатель, зафиксированный в Воронежской области (0,26%), абсолютно противоречит прозрачности государственных и муниципальных закупок.

Электронные торги в государственных закупках уже успели доказать свою эффективность. Потенциальный подрядчик или поставщик может, не выходя из своего офиса размещать на электронной площадке свои лоты, следить за ценовой ситуацией и в нужный момент делать предложения. Такая система размещения государственных заказов делает торги и аукционы прозрачными, доступными и удобными для всех участников. Кроме этого, сокращаются сроки обработки счетов, снижаются расходы бюджетных средств. Но, несмотря на положительную тенденцию, следует отметить, что доля электронных аукционов, представленных на рисунке 2 ничтожно мала в общем количестве контрактов, что свидетельствует или о некомпетентности поставщиков и подрядчиков в участии электронных тендеров, или о том, что данная система электронных торгов не совсем еще прижилась на российском рынке тендеров и вызывает ряд вопросов как со стороны заказчиков так и со стороны поставщиков.

8,3 трлн. рублей было потрачено чиновниками в рамках госзаказа на различные товары и услуги в 2011 году. За год стоимость заказов, которые достались одному участнику без конкурентной борьбы за бюджетные деньги, выросла в 10 раз. По данным Росстата, за 2011 год федеральными

ведомствами и регионами было проведено 11,3 млн. тендеров на сумму 7,218 трлн. рублей [2].

Муниципальные чиновники заключили 14,1 млн. различных контрактов на сумму 1,091 трлн. рублей. Однако следует отметить, что, по подсчетам Минэкономразвития, контракты на федеральном и региональном уровне почти на 3,6 трлн. рублей (а это половина общей суммы) заключены с единственным поставщиком без проведения торгов и запросов котировок.

Если сравнивать с теми же показателями в 2010 году, то можно сделать вывод, что стоимость заказов, размещенных у единственного поставщика без проведения торгов на федеральном уровне, выросла почти в 10 раз — с 336,05 млрд (13,54% от общей суммы) до 3,444 трлн. рублей [3].

Такой резкий рост объема неконкурентных торгов связан с гособоронзаказом. После того, как был проведен переход на новую систему заказов, к концу года Минобороны резко увеличило количество размещаемых заказов, а эти заказы заключаются именно без проведения торгов (более 90%). Общая сумма этих контрактов выросла за год с 50,2 млрд рублей до 3,067 трлн. рублей.

В качестве вывода можно отметить следующее. Система размещения заказов в Российской Федерации работает недостаточно эффективно. Это связано с тем, что она построена по децентрализованному принципу. При этом функционирует множество различных подсистем замкнутого типа, эффективность которых внутри достаточно высока. Попыток объединения таких систем немного, хотя они все же есть (создание единого официального сайта). К сожалению, этого недостаточно для повышения эффективности, следует большее внимание уделить опыту отдельных регионов, зарубежных стран и подвергнуть общероссийскую систему размещения заказов более серьезным преобразованиям. Механизм госзакупок в России несовершенен, малоэффективен и практически не поддается совершенствованию. За последние пять лет в этой сфере резко снизился показатель конкуренции, а эффективность расходования бюджетных средств не превышает 40%. К таким неутешительным выводам пришли аудиторы Счетной палаты, проверившие систему закупок для государственных и муниципальных нужд. Впрочем, независимые эксперты уверены, что в реальности дела обстоят еще хуже. [3]

Таким образом, для повышения эффективности функционирования федеральной системы государственных закупок целесообразно следующее:

1. Необходимо создание системы рыночного мониторинга, основной целью которой было бы всестороннее наблюдение за ценовыми, качественными и количественными изменениями, происходящими на рынке государственных закупок (данный орган целесообразно создать в каждом регионе России);

2. К сожалению, в России до сих пор не создана единая методика оценки экономической эффективности государственных закупок. Необходимо разработать данную методику, которая будет давать представление о результатах деятельности государственной закупочной системы. По результатам деятельности необходимо ежегодно (на официальном сайте zakupki.gov.ru) выстраивать рейтинг регионов по уровню эффективности госзакупок. Необходимо, чтобы экономический эффект от вложений бюджетных средств в госзакупки измеряли независимые от федеральной и региональной власти аналитические и исследовательские центры.

3. Необходимо дать возможность каждому заказчику на официальном сайте государственных закупок размещать информацию о самых надежных и квалифицированных поставщиках. Это будет стимулировать потенциальных поставщиков и подрядчиков добросовестно выполнять условия государственных (муниципальных) контрактов.

In article efficiency of the state purchases of Russia is analysed, reasonable offers on development of a control system by purchases are developed for the state and municipal needs in Russia in the conditions of its reforming.

The key words: state purchases, efficiency of the budgetary expenses, tenders, transparency of the state purchases.

Список литературы:

1. Показатели оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2010 год.// Министерство экономического развития и торговли.- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru., свободный.

2. 3,6 трлн. потрачено без конкурса// Финансовая газета, апрель 2012. - Режим доступа:

http://www.fingazeta.ru., свободный.

3. Электронная форма госзакупок - эффективное расходование средств: [Электронный ресурс]: - журнал «Бюджет» - Режим доступа: http://www.bujet.ru., свободный.

Об авторах

Смирных Татьяна Александровна - старший преподаватель, кандидат экономических наук кафедры финансов и кредита Национального Исследовательского Университета Белгородского государственного университета (НИУ «БелГУ).

Домашний адрес: 308027, г. Белгород, ул. 5 Августа, д.33, кв.44 Электронная почта: [email protected] Телефон: +7 903-884-58-37

Efficiency of the budgetary expenses in the field of the state purchases T. A. Smirnykh

Полунина Ж.А. - кандидат экономических наук, доцент Белгородского

государственного национального исследовательского университета НИУ «БелГУ»,

polunina_zh@bsu .edu.ru

Индутенко А.Н. - кандидат экономических наук, доцент Белгородского

государственного национального исследовательского университета НИУ «БелГУ»,

indutenko@bsu .edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.