Научная статья на тему 'Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита'

Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / INFORMATION OPENNESS / СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / SOCIAL AUDIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Новгородцева Ольга Владимировна

Цели статьи проанализировать информационную открытость муниципальной системы образования, выявить проблемы в этой области и разработать практические рекомендации по их решению. Методика и методы. Исследование проведено на основе методики социального аудита, которая включает анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет, диагностику информированности родителей школьников о деятельности школ, экспертную оценку состояния информационной открытости учебных заведений и разработку практических рекомендаций по совершенствованию их информационной открытости. Методы исследования описание, анализ документов, анкетный опрос, экспертное интервью, анализ статистических данных. Результаты. В статье приводятся результаты социального аудита информационной открытости муниципальной системы общего образования городского округа Первоуральск. На первом этапе аудита был проведен анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет. Он показал, что полностью соответствует требованиям сайт только одной школы. Лучше всего развит такой параметр сайтов, как технологичность, слабее всего коммуникативность и мультимедийность. На втором этапе диагностировалась информированность родителей о деятельности школ. Опрос продемонстрировал, что наибольшей популярностью пользуются традиционные способы получения информации: родительские собрания и общение с ребенком. Менее половины родителей получают информацию на сайтах школ. На третьем этапе производилась экспертная оценка состояния информационной открытости школ. В заключение аудита были разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационной открытости учебных заведений. Научная новизна. На основании выполненных исследований была выдвинута идея о социальном аудите информационной открытости муниципальной системы образования, обогащающая общую научную концепцию социального аудита; авторами предложена новая диагностическая методика определения состояния информационной открытости образования; доказана перспективность использования данной методики в общеобразовательных школах. Практическая значимость. Определены перспективы практического использования теории социального аудита. Результаты исследования могут быть применены в деятельности Управления образования городского округа Первоуральск и других муниципальных образований; они могут быть также полезны руководителям образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Новгородцева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Openness of the Municipal System of Education: The Expereience of Social Audit

The aim of the investigation is to analyze information openness municipal education system, identify problems and develop practical recommendations in dealing with them. Methods. The conducted study is based on the methodology of the social audit, which includes the content analysis of the official websites of educational institutions in the network «Internet», the diagnosis of awareness among parents about the schools activities, expert assessment of informational openness of schools and the development of practical recommendations for improving information schools transparency. Research methods involve: description, analysis of documents, questionnaires, expert interviews, analysis of statistical data. Results. The article presents the results of a social audit of information openness of the municipal General educational system of Pervouralsk city district. The analysis of the content of the official websites of educational organizations in the network «Internet» was conducted at the first stage of social audit. It showed that only one school website fully complies with the proposed requirements. The best developed parameter of website is technological effectiveness; less developed the communicativeness and multimedia. Diagnostics of awareness among parents of the pupils of the schools activities was conducted at the second stage of the social audit. A survey of parents has shown that the most popular are the traditional ways of obtaining information: teacher-parent meetings and communication with child. Less than half of parents receive information via the websites of the schools. Expert assessment of the information openness of schools was realized at the third stage. Practical recommendations on improvement of information openness of schools have been developed at the fourth stage. Scientific novelty. A new scientific idea of social audit of information openness municipal education system was set on the basis of the authors’ research that enriches the scientific concept of social audit. Authors have developed a new diagnostic technique that will reveal the state of information openness of municipal education system; proved promising use of social auditing techniques in the practice of evaluation of information openness of the municipal education system. Practical significance. The implications of the research findings prove that the authors of the given paper have developed and tested the diagnostic methods of the social audit of information openness of the municipal education system. The research results demonstrate the prospects of the practical use of the theory of social audit in practice; and the practical recommendations for further improvement of information openness of the municipal education system. The results of the study can be used in the activities of the Department of education Pervouralsk city district and other municipalities, as well as heads of educational organizations can use the investigation data to improve information openness of the municipal education system.

Текст научной работы на тему «Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.014.77+316.354 Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург (РФ). E-mail: Tatiana_Z@uapa. ru

Новгородцева Ольга Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2, Первоуральск (РФ). E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

Аннотация. Цели статьи - проанализировать информационную открытость муниципальной системы образования, выявить проблемы в этой области и разработать практические рекомендации по их решению.

Методика и методы. Исследование проведено на основе методики социального аудита, которая включает анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет, диагностику информированности родителей школьников о деятельности школ, экспертную оценку состояния информационной открытости учебных заведений и разработку практических рекомендаций по совершенствованию их информационной открытости. Методы исследования - описание, анализ документов, анкетный опрос, экспертное интервью, анализ статистических данных.

Результаты. В статье приводятся результаты социального аудита информационной открытости муниципальной системы общего образования городского округа Первоуральск. На первом этапе аудита был проведен анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет. Он показал, что полностью соответствует требованиям сайт только одной школы. Лучше всего развит такой параметр сайтов, как технологичность, слабее всего - коммуникативность и мультимедийность. На втором этапе диагностировалась информированность родителей о деятельности школ. Опрос продемонстрировал, что наибольшей популярностью пользуются традиционные способы получения информации: родительские собрания и обще-

ние с ребенком. Менее половины родителей получают информацию на сайтах школ. На третьем этапе производилась экспертная оценка состояния информационной открытости школ. В заключение аудита были разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационной открытости учебных заведений.

Научная новизна. На основании выполненных исследований была выдвинута идея о социальном аудите информационной открытости муниципальной системы образования, обогащающая общую научную концепцию социального аудита; авторами предложена новая диагностическая методика определения состояния информационной открытости образования; доказана перспективность использования данной методики в общеобразовательных школах.

Практическая значимость. Определены перспективы практического использования теории социального аудита. Результаты исследования могут быть применены в деятельности Управления образования городского округа Первоуральск и других муниципальных образований; они могут быть также полезны руководителям образовательных организаций.

Ключевые слова: муниципальная система образования, информационная открытость, социальный аудит.

Zerchaninova Tatiana E.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Regional and Municipal Management, Urals Institute of Management - Affiliate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Yekaterinburg (RF). E-mail: [email protected]

Novgorodtseva Olga V.

Primary school teacher, School № 2, Pervouralsk (RF). E-mail: [email protected]

INFORMATION OPENNESS OF THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION: THE EXPERIENCE OF SOCIAL AUDIT

Abstract. The aim of the investigation is to analyze information openness municipal education system, identify problems and develop practical recommendations in dealing with them.

Methods. The conducted study is based on the methodology of the social audit, which includes the content analysis of the official websites of educational institutions in the network «Internet», the diagnosis of awareness among parents about the schools activities, expert assessment of informational openness of schools and the development of practical recommendations for improving information schools transparency. Research methods involve: description, analysis of documents, questionnaires, expert interviews, analysis of statistical data.

Results. The article presents the results of a social audit of information openness of the municipal General educational system of Pervouralsk city district. The analysis of the content of the official websites of educational organizations in the network «Internet» was conducted at the first stage of social audit. It showed

that only one school website fully complies with the proposed requirements. The best developed parameter of website is technological effectiveness; less developed - the communicativeness and multimedia. Diagnostics of awareness among parents of the pupils of the schools activities was conducted at the second stage of the social audit. A survey of parents has shown that the most popular are the traditional ways of obtaining information: teacher-parent meetings and communication with child. Less than half of parents receive information via the websites of the schools. Expert assessment of the information openness of schools was realized at the third stage. Practical recommendations on improvement of information openness of schools have been developed at the fourth stage.

Scientific novelty. A new scientific idea of social audit of information openness municipal education system was set on the basis of the authors' research that enriches the scientific concept of social audit. Authors have developed a new diagnostic technique that will reveal the state of information openness of municipal education system; proved promising use of social auditing techniques in the practice of evaluation of information openness of the municipal education system.

Practical significance. The implications of the research findings prove that the authors of the given paper have developed and tested the diagnostic methods of the social audit of information openness of the municipal education system. The research results demonstrate the prospects of the practical use of the theory of social audit in practice; and the practical recommendations for further improvement of information openness of the municipal education system. The results of the study can be used in the activities of the Department of education Pervouralsk city district and other municipalities, as well as heads of educational organizations can use the investigation data to improve information openness of the municipal education system.

Keywords: municipal education system, information openness, social audit.

Информационная открытость образовательных организаций и их публичная отчетность о своей деятельности относится к основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [12]. «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет» [12].

Муниципальная система образования должна быть ориентирована на потребности социума и обеспечивать участие общественности в деятельности общеобразовательных учреждений, для чего должны быть изменены организация и характер информационных процессов: «Открытость школы социуму требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг» [1, с. 3-4].

Открытой системе образования свойственна способность адекватно и вовремя реагировать на постоянно меняющиеся запросы и требования социума, поэтому на уровне муниципальной системы образования следует

регулярно отслеживать информационные потребности субъектов педагогического процесса, выстраивать в зависимости от них конструктивный диалог, использовать разнообразные формы информационного обмена, отыскивать информационные ресурсы и управлять ими.

Однако в настоящее время различные аспекты информационного взаимодействия между школой и социальными партнерами, общественностью разработаны еще слабо. Недостаточно знаний по организации и управлению информационной открытостью и на уровне муниципальной системы образования.

Вопросы информационной открытости как неотъемлемой характеристики современного образования раскрываются в исследованиях И. А. Вальд-мана [1], Т. М. Ковалевой [3], С. Г. Косарецкого [4], Т. А. Мерцаловой [9], Н. А. Пономаревой [7] и др.

В 1980-е гг. во Франции стали активно развиваться теория и практика социального аудита. В 1982 г. в Париже Раймонд Ватьер создал Международный институт такого аудита и стал его первым президентом. В 1984 г. Ж. М. Перетти и Ж. Л. Вашетт опубликовали работу «Социальный аудит», в следующем году вышла книга П. Кандо под аналогичным названием. Основоположник социального аудита Р. Ватьер издал в 1988 г. монографию «Аудит социального управления» [15]. Методология и методика процедур независимых социальных оценок изложены в трудах французских исследователей П. Кандо [13], Ж. Игаленс [14] и др.

В. Г. Попов, А. И. Кузьмин, Р. З. Халиуллин и один из авторов данной статьи предприняли попытку применить французский опыт для изучения муниципального управления социологическими методами [10]. Изучение аспектов социального аудита было продолжено Д. В. Резниченко [8], Е. В. Поздняковой [6] и специалистами Академии труда и социальных отношений (Москва) в сотрудничестве с Международным институтом социального аудита (Париж) [11].

Несмотря на разработанность методики этого вида аудита, она пока не применялась для оценки информационной открытости общей школы. Наше исследование посвящено разработке и апробации указанной методики в муниципальной системе среднего образования.

Концептуальная модель социального аудита и его процедура были изложены в одной из наших предыдущих публикаций [2]. В марте 2013 г. мы провели независимую социальную оценку информационной открытости школ городского округа Первоуральск (Свердловская область). На первом этапе было проанализировано содержание официальных сайтов общеобразовательных учреждений в сети Интернет и установлен их рейтинг [5].

В соответствии с пользовательским запросом были выделены основные параметры и критерии анализа школьных сайтов (табл. 1).

Таблица 1

Основные параметры и критерии анализа школьных сайтов

№ Параметр исследования Критерий Характеристика

1 2 3 4

1 Технологич- Доступ- Доступность сайта для использования

ность - дос- ность пользователями различных браузеров

тупность и удобство Удобство поиска Наличие карты сайта или сервиса «Поиск по сайту»;

пользования Глубина страницы - размещение мате-

ресурсом риалов не глубже третьего уровня сайта

Информа- Обновляемость материалов сайта

ционная

оператив-

ность

Персональное инфор- Электронный дневник/журнал

мирование

Удобство Датирование всех размещенных доку-

работы ментов и материалов;

с матери- Возможность скачивания документов

алами большого объема в архивированном виде

2 Информа- Тематичес- Возможность родителей получить отве-

тивность - кие разде- ты на следующие вопросы:

наличие на лы, доку- - имеется ли на сайте общая информа-

сайте наибо- менты ция о школе?

лее важной и матери- - куда можно обратиться при возникно-

для пользова- алы вении вопросов или проблем?

телей инфор- - как регламентируется деятельность

мации участников образовательного процесса? - чему учат в школе? - кто учит детей? - какие условия в школе? - какие платные услуги и на каких условиях предоставляет школа? - какие условия для пребывания детей в школе после уроков? - как поступить в школу? - каковы ближайшие планы и перспективы развития школы? - в каком режиме работает школа? - что происходит в школе? - как реализуется финансово-хозяйственная деятельность школы? - каковы результаты деятельности школы?

1 2 3 4

3 Коммуникативность -наличие сер- Конфиденциальный диалог Электронная почта

висов, обес- Публичный Консультационные разделы (вопрос -

печивающих диалог ответ)

возможность обратной Публичное общение Форум

связи пользо- многих

вателей с ад- субъектов

министра- (полилог)

цией и педа- Обратная Оснащенность разделов системой об-

гогами связь ратной связи (возможность оставить комментарии или оценить материалы); интерактивные опросы (анкеты)

4 Мультиме- Доступ- Мобильная версия сайта или приложе-

дийность- ность ние для мобильных устройств

сочетание Информа- Агрегация новостей (формат RSS)

различных ционная

типов информации оперативность

(текст, изоб- Учет пот- Реагирование экранных кнопок на на-

ражение, ребностей жатие клавиши «Ввод» (Enter) на клави-

анимация, людей, ис- атуре;

графика, пытыва- Единство визуального оформления всех

звук), что да- ющих ог- страниц;

ет возмож- раничения логичность компоновки контента (ло-

ность воздей- жизнеде- гичность переходов)

ствия на раз- ятельности

личные кана- (инвали-

лы воспри- дов)

ятия пользо- Социаль- Блог директора (завучей, педагогов) ОУ

вателя, поз- ная откры- (ссылка);

воляет ему работать тость активное присутствие в социальных сетях

в интерак- Электрон- Запись в школу, в группы дополнитель-

тивном ре- ные услуги ного образования и т. п.

жиме с раз- Визуализа- Видеоматериалы (ролики) о школе (ви-

нородными ция деорепортажи, видеовизитки, ин-

данными (графикой, тервью, другие виды видеоматериалов)

текстом, зву-

ком, видео)

В результате обследования сайтов школ городского округа Первоуральск были получены промежуточные рейтинги по четырем основным направлениям.

1. Технологичность. 21% сайтов на 100% соответствует требованиям, предъявляемым к данному направлению информационной открытости. 33% школьных сайтов присвоен высокий, а 0,8% - низкий рейтинг по технологическим показателям.

2. Информативность. Все критерии этого направления представлены на сайте только одной образовательной организации - МБОУ «Лицей № 21». Высокий уровень информативности продемонстрировали 22% сайтов, низкий - 43%. Практически отсутствует важная для пользователей информация на сайтах двух общеобразовательных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коммуникативность. Лишь у двух школ - МКОУ СОШ № 12 и МБОУ «Лицей № 21» - сайты соответствуют всем критериям направления. Высокой степенью коммуникативности обладают сайты 17% школ.

4. Мультимедийность. Эта группа критериев значительно снижает рейтинг открытости сайтов практически всех школ. Максимальный балл получило только МБОУ «Лицей № 21». Не являются мультимедийными сайты 17% учебных заведений.

На основе промежуточных рейтингов был рассчитан сводный индекс информационной открытости школьных сайтов (табл. 2). Максимальное возможное значение сводного рейтинга равно «1». Высоким считается значение выше среднего - больше 0,5, низким - меньше 0,5.

Таблица 2

Сводный индекс информационной открытости школьных сайтов

№ ОУ МБОУ СОШ № 1 МБОУ СОШ № 2 МБОУ СОШ № 3 МБОУ СОШ № 4 МБОУ СОШ № 5 МКОУ СОШ № 6 МКОУ СОШ № 7 МКОУ СОШ № 9

Рейтинг 0,47 0,45 0,41 0,60 0,32 0,62 0,39 0,31

№ ОУ МКОУ СОШ № 10 МКОУ СОШ № 11 МКОУ СОШ № 12 МКОУ СОШ № 15 МБОУ СОШ № 16 МБОУ СОШ № 19 МБОУ СОШ № 20 МБОУ СОШ № 21

Рейтинг 0,54 0,32 0,79 0,61 0,35 0,49 0,63 1,0

№ ОУ МБОУ СОШ № 22 МКОУ СОШ № 26 МКОУ СОШ № 28 МКОУ СОШ № 29 МКОУ СОШ № 32 МКОУ СОШ № 36 МКОУ СОШ № 40 -

Рейтинг 0,32 0,57 0,23 0,13 0,40 0,26 0,28 -

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1) полностью соответствует действующему законодательству сайт лицея № 21; достаточно полно сформированы, регулярно обновляются, удобны в использовании сайты школ № № 4, 6, 12; стремятся сделать

сайт эффективным источником информирования общественности о своей деятельности школы № 2, 3, 10, 15, 20 и 26; сайты остальных учреждений не соответствуют предъявляемым к ним требованиям;

2) 42% общеобразовательных заведений Первоуральска осознают важность полноценного функционирования школьного сайта как наиболее эффективного в современных условиях источника предъявления информации широким слоям общественности;

3) наиболее развит на всех сайтах такой блок, как «технологичность», однако практически всем администраторам этого средства связи с общественностью и субъектами учебного процесса следует обратить внимание на параметр «датирование размещаемых документов и материалов»;

4) менее всего разработаны такие сайтовые блоки, как «коммуникативность» - обеспечение поддержки обратной связи, а значит, и быстрого реагирования на запросы извне; и «мультимедийность», т. е. социальная открытость и доступность, в том числе людям, имеющим ограничения жизнедеятельности.

На втором этапе аудита диагностировалась информированность родителей школьников о деятельности учреждений, где учатся их дети. Было опрошено 390 матерей и отцов учащихся 4-х, 7-х, 9-х и 10-х классов из восьми школ.

Сначала мы определи, насколько регулярно родители интересуются работой школы, которую посещает их ребенок. Большинство респондентов (56%) регулярно справляются о деятельности образовательного учреждения, 40% родителей делают это время от времени и практически не интересуется школой 4% участников опроса.

Далее были определены основные способы получения информации родительской общественностью. Наибольшей популярностью пользуются традиционные каналы: 94% опрошенных родителей получают информацию на родительских собраниях; 84% - в процессе общения со своим ребенком; 55% - поддерживая отношения с другими родителями; 55% -встречаясь с учителем; 52% - на общешкольных собраниях. Достаточно высоко число пользователей электронных ресурсов: 31% для получения информации использует авторизированную информационную систему «Сетевой город». 48% родителей выходят на сайты школ, однако только 4% делают это ежедневно, 17% - раз в неделю, 19% - 1-2 раза в месяц и 8% - несколько раз в год.

Наиболее полезной родители считают информацию следующего содержания: успеваемость своего ребенка, документы и материалы по подготовке к экзаменам, школьные новости, анонс мероприятий, фото- и видеоотчеты по ним, достижения учащихся, родительский лекторий, советы психолога, расписание уроков, домашнее задание.

На сегодняшний день во всех общеобразовательных учреждениях Первоуральска созданы и действуют органы самоуправления. Они должны выполнять в том числе и информационную функцию родительской общественности. Однако, как показало исследование, только четверть оп-

рошенных родителей (25%) полностью осведомлены о составе, деятельности и решениях Совета школы. Треть имеет неполную информацию (33%), не информированы 42% респондентов.

На третьем этапе социального аудита проводилась экспертная оценка состояния информационной открытости школ. В число экспертов вошли сотрудники Управления образования городского округа Первоуральск.

Мнение экспертов оказалось единым - полностью отвечает требованиям к организации и функционированию школьных сайтов только одно учреждение. Один из экспертов подчеркнул: «Наиболее грамотно выстроена работа сайта лицея № 21. Освещаются все вопросы, предоставляется вся информация, сайт удобен в использовании». Другой эксперт добавил: «Состояние сайтов связано с администраторами сайтов, поэтому все ситуативно. Высокой оценки заслуживает сайт лицея № 21. Многие школы обновили свои сайты, например школы № 10, 12».

Относительно участия общественности в управлении школой эксперты отметили: «Общественный характер управления очень скромно реализуется в школах Первоуральска. В основном родительская общественность привлекается для финансирования каких-либо проектов либо в качестве жюри на общешкольных конкурсах. Школы сами мало представляют цели и результаты взаимодействия, как и другая сторона». Не развито и государственно-частное партнерство в сфере общего образования городского округа Первоуральск. Мнение экспертов: «О государственно-частном партнерстве в Первоуральске говорить рано. Оно включает шефство, партнерство, спонсорство».

В целом специалисты обозначили уровень информационной открытости школ города Первоуральска как средний: «Это связано с тем, что недостаточно уделяется внимания значимости работы по информированию общественности. В основном работа идет в рамках, обозначенных в документах, но отсутствие людей, времени снижает эффективность данной работы».

Таким образом, можно выделить ключевые проблемы, которые затрудняют развитие информационной открытости муниципальной системы общего образования округа:

• информированность общественности о реальных результатах деятельности образовательных учреждений находится на удовлетворительном уровне, отсутствуют каналы обратной связи;

• сложилась практика имитации участия общественности в управлении школой.

По результатам социального аудита для различных субъектов были сформулированы практические рекомендации по повышению информационной открытости муниципальной системы общего образования Первоуральска:

Управлению образования городского округа:

• разработать комплексный план мероприятий по повышению информационной открытости муниципальной системы общего образования;

• организовать курсы повышения квалификации, семинары для администраторов школьных сайтов с целью обмена опытом и методической поддержки;

• проводить ежегодный мониторинг сайтов образовательных учреждений и публиковать их рейтинги;

• распространять лучшие практики предоставления информации о деятельности учебного заведения широкой общественности;

• провести конкурс публичных докладов образовательных учреждений;

• организовать обучение школьных управляющих, методическую поддержку организации деятельности советов школ;

• организовать конкурс «Лучший совет школы».

Руководителям образовательных учреждений:

• совершенствовать формы и способы предоставления информации о деятельности своего общеобразовательного учреждения широкой общественности;

• повысить качество, полноту, красочность, новизну информации;

• организовать постоянную обратную связь с общественностью;

• способствовать активной деятельности органов государственно-общественного управления, формировать положительную мотивацию к участию в ГОУ;

• повышать компетентность участников ГОУ.

Городскому родительскому комитету

• предоставлять полную информацию обо всех информационных ресурсах: вкладке в газету, печатных материалах в газете «Вечерний Первоуральск», сайте Администрации городского округа Первоуральск, сайте Управления образования, сайтах образовательных учреждений.

Учителям, родителям, детям

• активнее пользоваться школьными сайтами, осуществлять обратную связь.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. А. Г. Мокроносовъм

Литература

1. Вальдман И. А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010. 27 с.

2. Зерчанинова Т. Е., Зубарева Т. В. Социальный аудит развития муниципальной системы общего образования // Образование и наука. 2013. № 7. С. 49-65.

3. Ковалева Т. М. Открытость как качественная характеристика образования // Департамент профессионального образования. 2009. № 1. С. 33.

4. Косарецкий С. Г. Информационное взаимодействие школы с общественностью [Электрон. ресурс]: понятийный аппарат и семантико-смысловое пространство (тезаурус). URL: http://www.isiksp.ru/library/kosarecky_sg/kosa-recky-000003.html. (дата обращения 20.01.2015).

5. Методика построения рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ) [Электрон. ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2013/04/18/1297812643/site_school_meto-dik.pdf. (дата обращения 14.07.2014).

6. Позднякова Е. В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2011. 226 с.

7. Пономарева Н. А. Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004. 17 с.

8. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.

9. Рекомендации, направленные на повышение качества публичных докладов / И. А. Вальдман, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 43-51.

10. Социальный аудит в управлении малым северным городом / под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург: Академкнига, 2002. 236 с.

11. Социальный аудит: учеб. пособие / под ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. Москва: АТИСО, 2008. 620 с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: // минобрнауки.рф.

13. Candau P. Audit social. Vuibert, 1985. 282 p.

14. Couret A., Igalens J. L'audit social. Paris, 1988. 128 p.

15. L'évolution du concept d'audit [Электрон. ресурс]. URL: http:// www.auditsocial.net/? page_id=53. (дата обращения 20.01.2015).

References

1. Waldman I. A. Informacionnaya otkrytost' obshcheobrazovatel'nogo uch-rezhdeniya kak uslovie ego vzaimodejstviya s sociumom. [Information openness of educational institution as a condition of its interaction with society]. Abstract of doct. diss. Moscow, 2010. 27 p. (In Russian)

2. Zerchaninova T. E., Zubareva T. V. Social'nyj audit razvitija munici-pal'noj sistemy obshhego obrazovanija. [Social audit of the development of municipal general education system]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO [Education and science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2013. № 7. P. 49-65. (In Russian)

3. Kovaleva T. M. Otkrytost' kak kachestvennaja harakteristika obrazovani-ja. [Openness as a qualitative characteristic of education]. Departament professi-onal'nogo obrazovanija. [Department of Vocational Education]. 2009. № 1. P. 33. (In Russian)

4. Kosaretsky S. G. Informacionnoe vzaimodejstvie shkoly s obshhestven-nost'ju: ponjatijnyj apparat i semantiko-smyslovoe prostranstvo (tezaurus). [Information interaction with the public schools: the conception unit and semantic-con-ceptional space (thesaurus)]. Available at: http://www.isiksp.ru/library/kosa-recky_sg/kosarecky-000003.html. (In Russian)

5. Metodika postroenija rejtinga informacionnoj otkrytosti oficial'nyh sajtov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij (shkol). [A methodology of constructing the rating of information openness of official websites of educational institutions (schools)]. Available at: http://www.hse.ru/data/2013/04/18/1297812643/si-te_school_metodik.pdf. (In Russian)

6. Pozdnyakova E. V. Social'nyj audit regional'nyh programm v sfere gosu-darstvennoj molodezhnoj politiki. [Social audit of regional programs in the field of state youth policy]. Abstarct of doct. diss. Yekaterinburg. 2011. 226 p. (In Russian)

7. Ponomareva N. A. Otkrytost' kak antropokul'turnoe osnovanie bytiya i ee proyavlenie v obrazovanii. [Openness as anthropo-cultural ground of being and its manifestation in education]. Abstract of doct. diss. Omsk, 2004. 17 p. (In Russian)

8. Reznichenko D. V. Social'nyj audit deyatel'nosti mestnyh administracij. [Social audit of local administrations]. Abstract of doct. diss. Yekaterinburg. 2004. 22 p. (In Russian)

9. Rekomendacii, napravlennye na povyshenie kachestva publichnyh dokla-dov. [Recommendations aimed at improving the quality of public reports]. Ed. by Waldman I. A., Kosaretsky S. G., Mertsalova T. A. Municipal'noe obrazovanie: inno-vacii i ehksperiment. [Municipalities: innovation and experiment]. 2009. № 5. P. 4351. (In Russian)

10. Social'nyj audit v upravlenii malym severnym gorodom. [Social audit in the management of a small northern town]. Ed. by V. G. Popov. Yekaterinburg, 2002. 236 p. (In Russian)

11. Social'nyj audit [Social audit]. Ed. by A. A. Shulus, Y. N. Popov. Moscow, 2008. 620 p. (In Russian)

12. Federal'nyj zakon ot 29.12.12 № 273-FZ. «Ob obrazovanii v RF» [The Federal Law of the Russian Federation d.d. 29.12.12 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation»]. Available at: http: minobrnauki.rf. (In Russian)

13. Candau P. Audit social. Vuibert, 1985. 282 p. (Translated from English)

14. Couret A., Igalens J. L'audit social. Paris, 1988. 128 p. (Translated from French)

15. L'évolution du concept d'audit. Available at: http://www.auditsoci-al.net/? page_id=53. (Translated from French)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.