Научная статья на тему 'Информационная образовательная среда вуза'

Информационная образовательная среда вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATIZATION / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEARNING ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна, Кириллова Оксана Александровна

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является электронная информационная образовательная среда. В данной статье авторами приведено понятие электронной информационной образовательной среды, рассмотрена ее роль и некоторые основные элементы процесса обучения в вузе.The most important condition and at the same time a means of forming a new education system is the electronic information educational environment. In this article, the authors describe the concept of electronic information educational environment, its role and some basic elements of the learning process in high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна, Кириллова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная образовательная среда вуза»

УДК 004.912

В. Е. Евдокимова, О. А. Кириллова Шадринский государственный педагогический университет,

Шадринск

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА ВУЗА

Аннотация. Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является электронная информационная образовательная среда. В данной статье авторами приведено понятие электронной информационной образовательной среды, рассмотрена ее роль и некоторые основные элементы процесса обучения в вузе.

Ключевые слова: информатизация, электронная информационная образовательная среда, элементы обучения.

В настоящее время информатизация охватила все сферы общества, в том числе и образование, что повлекло за собой глобальные изменения, позволяющие решить главную задачу -повышение качества образования на основе использования современных информационных коммуникационных технологий. Формирование в образовательном процессе умений работы с электронными средствами обработки и передачи информации способствует удовлетворению информационной потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах человеческой деятельности [1; 2].

Главной задачей информатизации образования является создание единой электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), под которой понимается организованная совокупность информационных технологий, соответствующих технологических средств, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, электронных образовательных ресурсов, необходимых и достаточных для организации опосредованного взаимодействия обучающихся с педагогами, а также между собой. Кроме того ЭиОС должна включать в себя комплекс информационных и цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических сред; информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде. Изменяются роли субъектов, в центре обучения оказывается сам обучающийся, его мотивы и цели. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т. д.) преломляются через призму личности обучаемого - его потребностей, способностей, активности, интеллекта и др.

Основной функцией ЭИОС является создание и ведение курсов дисциплин для студентов разных форм обучения, учет их успеваемости, что

позволяет эффективно управлять образовательным процессом [3].

Функционирование информационной образовательной среды образовательного учреждения обеспечивается средствами информационных коммуникационных технологий и квалификацией педагогов, использующих данную среду [4].

В информационной образовательной системе преподаватель может создавать учебно-методические курсы, наполнять их содержимым в виде текстов, презентаций, опросников и т. п. По результатам выполнения заданий педагог выставляет оценки и имеет возможность оставлять свои комментарии для студентов по выполненным работам [5].

Внедрение инновационных технологий электронного обучения позволяет повысить качество обучения. Учебные курсы, созданные с помощью данной среды, могут содержать следующие элементы: лекция, семинар, задание, тесты и др.

Рассмотрим значение некоторых элементов, задействованных в процессе обучения.

Лекция - содержит учебные теоретические материалы. Данный элемент добавляется в систему постранично, при этом у студентов появляется возможность интерактивного получения материала. Студенты могут прочитать лекцию линейно, постепенно переходя с одной страницы на другую, дозированно получая теоретический материал, а могут перемещаться по тексту, выполняя определенные задания и отвечая на вопросы. Кроме того, в зависимости от сложности материала, данные приемы позволяют заинтересовать и удержать внимание студентов при изучении материала лекции. Интересно то, что педагог может менять настройки по своему усмотрению и в зависимости от поставленной перед ним задачей, сложности материала, а также корректировать теоретический материал, вносить изменения.

Задание - позволяет педагогам не только добавлять свои задания в курс, но и собрать выполненные студенческие работы, оценивать их. Именно в данном элементе среды у студентов по-

является возможность отправить выполненные задания педагогу в различных форматах (текстовые документы, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы, а также в виде архива).

При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом студента или аудиоотзыв. Ответы могут быть оценены баллами. Следует отметить, что преподаватель может в любой момент изменить как проходной, так и итоговый балл. Итоговая оценка автоматически заносится в журнал оценок (рисунок 1).

Рисунок 1 - Журнал оценок в ИОС

Семинар - позволяет представить цель предстоящей работы и всю необходимую информацию, которую хочет донести до студентов преподаватель, также это может быть план семинарского занятия, задания к нему, список рекомендованной литературы и др.

Данный раздел имеет свои параметры.

- совокупное оценивание: каждый критерий оценки имеет свою собственную числовую оценку наряду с необязательным взвешиванием и дополнительными комментариями; итоговая оценка рассчитывается на основе отдельных оценок и их соответствующих весов;

- комментарии: обратная связь со студентами в качестве текстовой информации;

- количество ошибок: определяет преподаватель и назначает допустимое их количество;

- оценка за работу: выставляется оценка/балл за выполненную работу, которая масштабируется от 0 до 100 и определяется преподавателем;

- проходной балл за отправленный ответ: определяет минимальную оценку, необходимую для сдачи выполненного задания;

- оценка за оценивание: устанавливает максимальную оценку, которую студент может получить за оценивание выполненных работ других студентов;

- проходной балл за оценивание: определяет минимальную оценку, которую студент может получить за готовое задание;

- работы, отправленные с опозданием : при

активной позиции данного параметра студент, предоставивший работу с опозданием, будет лишен возможности ее исправить.

Тест используется, чаще всего, на этапе закрепления теоретического и практического материала. Педагог при создании теста имеет возможность установить даты начала и окончания тестирования, позволяет ограничить доступ к прохождению теста.

При прохождении теста студенту необходимо набрать определенное количество баллов. Количество попыток позволяет ограничить количество прохождений теста.

Высшая оценка: в качестве итоговой оценки берется максимальный балл.

Средняя оценка: в качестве итоговой оценки берется вычисляемое значение средней оценки.

Первая попытка: в качестве итоговой оценки берется оценка первой попытки, все прочие не учитываются в итоговой оценке, но сохраняются в системе. Последняя попытка: аналогично первой, только в качестве итоговой берется последняя попытка.

Правильный ответ: выводит помимо прочего ожидаемый ответ, с которым сверялся ответ студента.

Элемент «тест» в электронной образовательной среде существенно облегчает процесс оценивания как теоретических, так и практических умений студентов, стоит только знать некоторые моменты, позволяющие использовать неПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

большие временные затраты на создание теста. Существует несколько вариантов наполнения теста.

Напрямую вводится в тест необходимое количество вопросов.

Можно использовать банк вопросов, созданный как некая база теоретического материала, из которой и происходит добавление необходимых вопросов в тест. Формулировки вопросов могут заноситься в банк вопросов постепенно, в течение некоторого времени, а уж затем из данной базы вопросы добавляется в тест некоторое количество случайных вопросов, отобранных педагогом.

Данный элемент ЭИОС педагоги могут настраивать под свои требования и задачи, например, определить количество попыток прохождения теста.

Балл за тест определяется в совокупности с количеством попыток прохождения теста, определяет, какую оценку считать итоговой после прохождения нескольких попыток. Возможные варианты:

- высшая оценка: в качестве итоговой оценки берется максимальный балл;

- средняя оценка: в качестве итоговой оценки берется вычисляемое значение средней оценки;

- первая попытка: в качестве итоговой оценки берется оценка первой попытки, все прочие не учитываются в итоговой оценке, но сохраняются в системе;

- последняя попытка: аналогично первой, только в качестве итоговой берется последняя попытка.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основные элементы учебного курса, созданного в информационной образовательной среде, используемые преподавателями, определили их основное назначение, выявили, что использование иОС в области деятельности образовательных учреждений повышает качество образования, а также способствует повышению профессионального уровня педагога.

В России большинство учебных образовательных заведений достаточно давно активно используют электронное образование. Как правило, учебный процесс строится с помощью автоматизированных систем дистанционного обучения (например, «Электронный университет», Moodle и др.), позволяющих каждому обучающемуся получать учебно-методическую информацию.

Библиографический список

1 Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». - Текст : электронный // РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА : [сайт]. - URL: http://www. rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html

2 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : [официальный сайт]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4 Андреева А. А. Информационно-образовательная среда университета / А. А. Андреева // Международный научно-ис-

следовательский журнал. - 2019. - № 11 (77). - Ч. 1. -С. 34-37.

4 Гущина О. М. Выбор и оценка эффективности средств разработки электронных образовательных ресурсов /

О. М. Гущина, О. А. Крайнова // Информатика и образование. -2013. - № 1. - С. 7-12.

5 Шапран Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 881-885.

V. E. Evdokimova, O. A. Kirillova Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Abstract. The most important condition and at the same time a means of forming a new education system is the electronic information educational environment. In this article, the authors describe the concept of electronic information educational environment, its role and some basic elements of the learning process in high school.

Keywords: informatization, electronic information educational environment, learning elements.

References

1 Federal'nyj zakon ot 28.02.2012 No. 11-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» v chasti primeneniya elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij». URL: http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html.

2 Federal'nyj zakon RF «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» No. 273-FZ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

3 Andreeva A. A. Informacionno-obrazovatel'naya sreda universiteta [Information educational environment of the university]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2019. No. 11 (77). Ch. 1, pp. 34-37.

4 Gushchina O. M., Krajnova O. A. Vybor i ocenka effektivnosti sredstv razrabotki elektronnyh obrazovatel'nyh resursov [The choice and assessment of the efficiency of the means of development of electronic educational resources]. Informatika i obrazovanie. 2013. No. 1, pp. 7-12.

5 Shapran Yu. P., SHapran O. I. Obrazovatel'naya sreda vuza: tipologiya, funkcii, struktura. [Educational environment of the university: typology, functions, structure]. Molodoj uchenyj. 2015. No.7, pp. 881-885.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.