Научная статья на тему 'Электронная информационно-образовательная среда регионального вуза как фактор повышения качества обучения'

Электронная информационно-образовательная среда регионального вуза как фактор повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ЭИОС) / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE (ICT) / KEY COMPETENCIES / INFORMATION TECHNOLOGY / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT (EIOS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Римма Алексеевна, Коврова Сардана Егоровна

Рассматривается необходимость содержательного и технологического развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) регионального вуза. Анализируются трудности при создании информационного пространства в приобретении профессиональной компетентности студентов технического профиля в региональном вузе. Характеризуются направления развития электронной информационно-образовательной среды вуза согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Приводятся примеры использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.The need for a meaningful and technological development of the electronic information and educational environment (EIOS) of a regional university is considered. The difficulties in creating the information space in acquiring the professional competence of technical students in a regional university are analyzed. Characterized by the direction of the development of electronic information and educational environment of the university in accordance with the requirements of the federal state educational standard. Examples of the use of information and communication technologies in the educational process are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Римма Алексеевна, Коврова Сардана Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная информационно-образовательная среда регионального вуза как фактор повышения качества обучения»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.12.P.25 УДК 378.147.227

Р. А. Соловьева, С. Е. Коврова,

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

Электронная информационно-образовательная среда регионального вуза как фактор повышения качества обучения

Перспективы развития человечества во многом определяются теми сферами профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны со знаниями, а значит, и с образованием. Уже давно стал общим местом вывод о том, что информатизация образовательного процесса является важнейшим фактором становления общества и экономики знаний и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все области жизни.

Тем не менее и в настоящее время сохраняются нерешенные проблемы, сдерживающие информатизацию всех ступеней школы, включая высшую. В их числе выделим отсутствие эффективных моделей развития профессиональной компетентности работников образования; адекватных средств формирования, оценки и развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателей и студентов; инновационных образовательных программ развития человеческих ресурсов в вузе на основе компетентностных моделей и широкого применения информационных технологий в учебном процессе.

Существенным условием и действенным инструментом решения этих проблем служит активное использование в высших учебных заведениях электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).

Создание в вузах ЭИОС обусловлено перспективными тенденция© Соловьева Р. А., Коврова С. Е., 2018

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

ми экономической и социальной жизни общества, стремительным развитием информационных технологий, трансформацией рынка труда. Эти и другие новые явления в жизни нашего общества нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 3++, которые определяют основные элементы электронной информационно-образовательной среды, ее задачи и критерии оценки эффективности функционирования.

Электронная информационно-образовательная среда вуза рассматривается как целостная инфраструктура электронных средств хранения, об-

работки и передачи разного рода ин-формации.Проблемы ее создания и функционирования широко обсуждаются в отечественной научной литературе.

Так, теоретические аспекты использования информационных технологий в вузе представлены в работах Ю. С. Брановского, Т. Г. Ве-зирова, И. Г. Захаровой, Н. В. Макарова и др. [2, 3, 5].

В работах А. А. Андреева, Ю. С. Брановского, С. Г. Григорьева, О. А. Ильченко, С. Л. Лобачева, С. А. Назарова, В. Б. Моисеева, Е. С. Полат, В. И. Сол-даткина определены основные понятия рассматриваемой нами предметной области [1, 2, 11].

Проблемы создания информационно-образовательной сре-

РИММА

АЛЕКСЕЕВНА

СОЛОВЬЕВА

старший преподаватель кафедры землеустройства и ландшафтной архитектуры факультета лесного комплекса и землеустройства Якутской государственной сельскохозяйственной академии. Сфера научных интересов: формирование ИКТ-компетентности будущих инженеров в региональном вузе. Автор более 10 опубликованных научных работ

ды стали объектом исследований М. И. Башмакова, С. Г. Григорьева, А. А Кузнецова, С. А. Назарова, С. В. Па-нюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберта, А. П. Тряпицына и др. [6, 7, 12, 13, 14].

Как показано в этих и других работах, ЭИОС в последние годы становится необходимым компонентом обеспечения образовательного процесса, представляющим собой комплекс электронных образовательных и информационных ресурсов, телекоммуникационных средств и программного обеспечения. В современном вузе информационно-образовательная среда должна исполнять роль ИТ-тьютора, учитывать особенности каждого пользователя, задавать индивидуальный темп и траектории обучения.

Наше исследование, посвященное готовности будущих инженеров к формированию ИКТ-компетентности в электронной информационно-образователь-

САРДАНА

ЕГОРОВНА

Я КОВРОВА

^^ кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника отдела по об-I гцественным коммуникациям Якутской государственной сельскохозяйственной академии. Сфера научных интересов: методика преподавания информатики, ИТ-технологии, электронное обучение, интегрированные ИТ-проекты, цифровые технологии, непрерывное аграрное образование. Автор более 20 опубликованных научных работ

ной среде вуза, проводилось на базе Якутской государственной сельскохозяйственной академии по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» по профилю «Управление земельными ресурсами».

Уместно подчеркнуть, что особенности образовательного процесса в каждом высшем учебном заведении во многом определяются особенностями региона, где оно располагается. И важнейшей задачей региональной системы высшего образования является реализация социального заказа на подготовку востребованных кадров, способных обеспечить социально-экономическое, научно-техническое, культурное и духовное развитие своего региона.

Якутская сельскохозяйственная академия - ведущий аграрный вуз Республики Саха (Якутия), который обеспечивает специалистами агропромышленный комплекс северо-

востока России. Это единственный учебный и научно-исследовательский центр по подготовке и переподготовке кадров высшей профессиональной квалификации в области сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, земельного и лесного дела в экстремальных природно-климатических условиях.

С учетом актуализации земельного законодательства и в связи с принятием закона «о дальневосточном гектаре» возникла необходимость улучшения качества подготовки инженеров земельного и лесного дела. В рамках требований образовательных стандартов предусмотрено дальнейшее укрепление материально-технической базы академии, развитие электронной информационно-образовательной среды, повышение компетенций научно-педагогических работников, улучшение материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательных программ.

Электронная информационно-образовательная среда нашей академии, как и любого иного современного вуза России, в свете требований образовательных стандартов должна обеспечивать:

• доступ ко всем необходимым учебным ресурсам: учебным планам, рабочим программам дисциплин и практик, контенту электронных библиотечных систем, подписным электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин, и фондам оценочных средств (серверы, медиатека, хранилище данных, стационарные компьютеры, мультимедийное оборудование, периферийные устройства, компьютерные сети, сетевые облачные технологии, сайт вуза, сайт кафедры, облачные базы данных, сеть Wi-Fi, интранет-сайт);

• мониторинг образовательного процесса, результатов промежуточной и итоговой аттестации студентов;

Рассматривается необходимость содержательного и технологического развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) регионального вуза. Анализируются трудности при создании информационного пространства в приобретении профессиональной компетентности студентов технического профиля в региональном вузе. Характеризуются направления развития электронной информационно-образовательной среды вуза согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Приводятся примеры использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, ключевые компетенции, информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС).

The need for a meaningful and technological development of the electronic information and educational environment (EIOS) of a regional university is considered. The difficulties in creating the information space in acquiring the professional competence of technical students in a regional university are analyzed. Characterized by the direction of the development of electronic information and educational environment of the university in accordance with the requirements of the federal state educational standard. Examples of the use of information and communication technologies in the educational process are given.

Key words: information and communication competence (ICT), key competencies, information technology, digital educational resources, electronic information and educational environment (EIOS).

Электронная информационно-образовательная среда

• проведение учебных занятий, мероприятий по контролю и оценке результатов обучения, в ходе которых предусмотрено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включая как аудиторные занятия (лекции, лабораторные и практические занятия, семинары), так и внеаудиторные виды учебной работы (самостоятельные занятия студентов, дистанционное обучение по очной и заочной формам обучения);

• организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса (преподаватель - студент -группа - деканат); проведение консультаций и методической помощи через электронную почту, форумы, блоги, социальные сети, вебинары, облака сервисов;

• формирование электронного портфолио студентов; сохранение работ студентов, рецензий и оценок всего образовательного процесса (система порт-фолио);

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством приложений через Интернет;

• доступ к текстам квалификационных работ, включая курсовые и выпускные работы и проекты;

• функционирование системы дистанционного обучения.

ЭИОС нашей академии функционирует на основе комплекса внутри-вузовских нормативных документов. В числе наиболее важных из них:

1. Положение об организации учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для студентов очной формы обучения в Якутской государственной сельскохозяйственной академии от 1 декабря 2017 года.

2. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности обучающихся по ин-

дивидуальным учебным планам, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемых образовательных программ в Якутской государственной сельскохозяйственной академии от 7 сентября 2017 года.

3. Положение о портфолио обучающихся в Якутской государственной сельскохозяйственной академии от 22 февраля 2017 года.

4. Положение о об электронной информационно-образовательной среде Якутской государственной сельскохозяйственной академии от 30 июня 2017 года.

Электронные версии всех учебно-методических комплексов кафедр нашей академии, обязательная учебно-методическая литература размещаются в открытом доступе в электронной библиотечной системе (www/ysaa.ru) и в закрытом доступе с входом только для студентов, преподавателей и администрации вуза.

Для промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы используется популярная, свободно распространяемая программа Moodle с открытым кодом.

Сайт академии (http://stud.ysaa.ru/) представляет собой веб-расширение информационной системы для студентов, родителей и сотрудников вуза.

Дистанционные образовательные технологии используются в академии с 2014 года. На их основе реализуются программы дистанционной профессиональной переподготовки и обучение в форме экстерната по программам высшего образования, ведется подготовка к олимпиадам, повышение квалификации преподавательского состава академии и обучение студентов очной и заочной формы, обучение рабочим профессиям и комплект других программ.

Такова в общих чертах электронная информационная среда Якутской государственной сельскохозяйственной академии. И наши студенты, прежде всего будущие инженеры, обладают необходимой для использования ЭИОС информационной культурой, владеют базовыми навыками работы с офисными программами, однако многие не умеют использовать знания, умения, способы ИКТ-деятельности в своей самостоятельной учебной работе. Поэтому в течение всего периода обучения с учетом особенностей конкретного этапа профессиональной подготовки решаются задачи формирования, а затем и развития ИКТ-компетенций обучающихся. Мы исходим из того, что выпускникам академии предстоит трудиться и жить в условиях цифровой экономики.

Якутск с высоты

Эффективное и активное применение цифровых электронных технологий в учебном процессе предъявляет новые требования к преподавателям. Независимо от преподаваемой дисциплины, каждому из них необходимо обладать высоким уровнем знаний и навыков работы с ИКТ. С учетом этого в академии организовано целенаправленное и непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, направленное на педагогическое сопровождение информатизации образования и улучшение качества подготовки кадров в вузе.

В результате многолетней работы коллектива академии по освоению федеральных государственных стандартов высшего образования учебный процесс по всем направлениям перестроен на основе компетентностного подхода, одним из ключевых компонентов которого стало использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время при подготовке инженеров эти технологии особенно активно применяются в рамках методов проектов и информационного ресурса, а также при проведении дидактических игр.

Метод проектов позволяет вовлечь каждого студента в активную учебно-познавательную деятельность. Как правило, в нашей академии проектное обучение практикуется в группах и оказывается намного эффективнее, чем традиционные объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Выполнение проектного задания с применением ИКТ позволяет усилить мотивацию студентов к обучению; повысить их творческий потенциал; стимулирует развитие личности студента, особенно его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умения планировать, принимать решения, оценивать результаты. Проектное обучение позволяет создать условия, когда студент ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения учебных задач, обосновывает свои действия [12].

В академии метод проектов применяется в учебном процессе с первого курса. В частности, первокурсникам, получающим образование по направлениям «Землеустройство и кадастры» и «Лесное дело», предлагается подготовить

свой первый мини-проект о значении ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности. Каждый студент может выбрать одну из следующих тем: «Какими должны быть ИКТ в вузе?», «Значение ИКТ для моей будущей профессии», «ИКТ как средство моего интеллектуального развития» и др. Учебные задания студентов-первокурсников предварительно обсуждаются на занятиях, а содержание проектов детально прорабатывается с преподавателем.

Одним из важнейших видов учебной работы является изучение студентами справочной, научно-популярной, учебной и методической литературы. В настоящее время эти источники дополняют и в растущей мере заменяют электронные издания и ресурсы. Учебная литература и мультимедиасред-ства реализуют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекцион-ную. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на занятии под руководством преподавателя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний [4].

Наряду с изучением предусмотренных рабочими учебными программами источников будущие инженеры должны овладевать навыками самостоятельного поиска информации. Одной из форм развития информационной культуры обучающихся стало проведение тематических конкурсов, предусматривающих подготовку презентаций и других электронных продуктов. В частности, хорошо себя показали конкурс «Я - будущий землеустроитель», организованный среди второкурсников, и круглый стол для студентов выпускного курса «Проблема предоставления земельных участков дальневосточного гектара».

Самостоятельное создание презентаций, поиск материалов в Интернете по заданной теме обога-

щают процесс обучения и способствуют лучшему усвоению учебного материала. Последующее коллективное обсуждение конкурсных работ помогает в осмыслении предназначения избранной профессии, более глубоком понимании того, что от точности расчетов, правильного использования необходимой учебной и научной информации, прогнозов и проектирования землеустроителя зависит не только дальнейшая эксплуатация важных объектов, но и жизнь и здоровье людей, которые имеют к ним отношение.

Разнообразные учебные задачи решают дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ. Они помогают формировать и отрабатывать навыки обучающихся в деле контроля и самоконтроля, осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с разным уровнем знаний.

Игра с применением ИКТ позволяет студентам проверить свои силы и оценить готовность к реальной профессиональной деятельности. Широкие возможности для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приоб-

щает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий [13].

Для развития ИКТ-компетент-ности будущих инженеров была организована и проведена интеллектуальная игра «Дебаты», где происходил обмен мыслями между двумя сторонами контрольных и экспериментальных групп двух направлений по актуальным темам. Студенты самостоятельно выбрали такие актуальные темы, как «Проблема предоставления земельных участков в Республике Саха (Якутия)», «Проблема трудоустройства», «Современные вопросы землеустройства, оценки и мониторинга земель», «Рациональное землепользование» и др. Заметим, что эта дискуссия была направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга.

Студенты третьего курса провели деловую игру «Я - землеустроитель», в рамках которой участники республиканской олимпиады среди студентов технических направлений высших и средних специальных учебных заведений показали мастер-класс «Проведение геодезических работ».

Не вдаваясь далее в рассмотрение примеров из опыта Якутской государственной сельскохозяйственной академии, в заключение подчеркнем, что создание и развитие электронной информационно-образовательной среды оказывает глубокое влияние на все стороны жизни высших учебных заведений. Вузы совершают шаг вперед по пути внедрения в информационное общество и цифровую экономику. Существенно повышается их учебно-педагогический потенциал. Обогащаются и трансформируются формы, методы и содержание обучения, а сам учебный процесс далеко выходит за привычные границы пространства и времени. И несущей конструкцией этого нового здания высшего образования выступают информационно-коммуникационные технологии и компетенции преподавателей и студентов в сфере их применения. Не будет преувеличением сказать, что вся деятельность высших учебных заведений, прежде всего подготовка специалистов, процесс их обучения, приобретает новое качество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 106-111.

2. Брановский Ю. С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику» в структуре многоуровневого педагогического образования // Педагогическая информатика. 1995. № 2. С. 18-29.

3. Везиров Т. Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2013. № 5 (май). С. 21-25. URL: http://e-koncept. ru/2013/13093.htm (дата обращения: 25.11.2018).

4. Гриншкун В. В., Григорьев С. Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. Курск: КГУ; М.: МГПУ, 2006. 98 с.

5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

6. IMS ePortfoLio Information ModeL. Version 1.0 Final Spécification // IMS Global Learning Consortium. URL: http:// www.imsglobal.org/ep/epv1p0/imsep_infov1p0.html (дата обращения: 25.11.2018).

7. Коврова С. Е. Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе: учеб. пособие / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ГОУ ДПО РС (Я) «Ин-т развития образования и повышения квалификации». Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. 60 с.

8. Коврова С. Е. Образовательная инициатива издательства Бином «Непрерывное информационное образование» // Этнос. Образование. Личность: сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании: YakutskEducationOn-Line 2010». Вып. XIV. С. 214.

9. Коврова С. Е. Системное решение «1С: Университет ПРОФ» как ключевой элемент единого информационного пространства ЯГСХА: сборник НПК ИТНОЭ. [Б. м.], 2014.

10. Коврова С. Е. Цифровые образовательные ресурсы в модернизации образовательных систем: учеб. пособие / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ГОУ ДПО «Ин-т развития образования и повышения квалифи-

кации». Якутск: Изд-во ИРО и ПК PC (Я), 2011. 112 с.

11. Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 425-427.

12. Полат Е. С. Метод проектов // Лаборатория дистанционного обучения. URL: http://distant.ioso.ru/project/ meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 25.11.2018).

13. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

15. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 400 с. (Информатизация образования.)

16. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

LITERATURA

1. AndreevA. A. StanovLenie i razvitie distancionnogo obucheniya v Rossii // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 10. S. 106-111.

2. Branovskij Yu. S. Novaya disciplina "Vvedenie v pedagogicheskuyu informatiku" v strukture mnogourovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 1995. № 2. S. 18-29.

3. Vezirov T. G. Podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v usLoviyax novoj informacionno-obrazo-vateL'noj sredy' // Koncept: nauch.-metod. e'Lektron. zhurn. 2013. № 5 (maj). S. 21-25. URL: http://e-koncept. ru/2013/13093.htmL (data obrashheniya: 25.11.2018).

4. Grinshkun V. V, Grigor'evS. G. ObrazovateL'ny'e e'Lektronny'e izdaniya i resursy'. Kursk: KGU; M.: MGPU, 2006. 98 s.

5. Zaxarova I. G. Informacionny'e texnoLogii v obrazovanii: ucheb. posobie dLya stud. ped. ucheb. zavedenij. M.: Iz-dateL'skij centr «Akademiya», 2003. 192 s.

6. IMS ePortfoLio Information ModeL. Version 1.0 FinaL Specification // IMS GLobaL Learning Consortium. URL: http:// www.imsgLobaL.org/ep/epv1p0/imsep_infov1p0.htmL (data obrashheniya: 25.11.2018).

7. Kovrova S. E. Metodika ispoL'zovaniya interaktivnoj doski v obrazovateL'nom processe: ucheb. posobie / M-vo obrazovaniyaResp. Saxa (Yakutiya), GOU DPO RS (Ya) «In-t razvitiya obrazovaniya i povy'sheniya kvaLifikacii». Yakutsk: Izd-vo IRO i PK, 2011. 60 s.

8. Kovrova S. E. ObrazovateL'naya iniciativa izdateL'stva Binom "Neprery'vnoe informacionnoe obrazovanie" // E't-nos. Obrazovanie. Lichnost': sb. materiaLjv Mezhregion. nauch.-prakt. konf. "Informacionny'e texnoLogii v obrazovanii: YakutskEducationOn-Line 2010". Vy'p. XIV. S. 214.

9. Kovrova S. E. Sistemnoe reshenie «1S: Universitet PROF» kak kLyuchevoj e'Lement edinogo informacionnogo prostranstva YaGSXA: sb. nauch.-prakt. konf. ITNOE'. [B. m.], 2014.

10. Kovrova S. E. Cifrovy'e obrazovateL'ny'e resursy' v modernizacii obrazovateL'ny'x sistem: ucheb. posobie / M-vo obrazovaniya Resp. Saha (YAkutiya), GOU DPO RS (YA) «In-t razvitiya obrazovaniya i povysheniya kvaLifikacii». Yakutsk: Izd-vo IRO i PK PC (Ya), 2011. 112 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lebedkova N. V., Shushakova A. N. Formirovanie kLyuchevy'x kompetencij u studentov cherez IKT // MoLodoj ucheny'j. 2012. № 4. S. 425-427.

12. Polat E. S. Metod proektov // Laboratoriya distancionnogo obucheniya. URL: http://distant.ioso.ru/project/ meth%20project/metod%20pro.htm (data obrashheniya: 25.11.2018).

13. Polat E. S., Buxarkina M. Yu. Novy'e pedagogicheskie i informacionny'e texnoLogii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie. M.: IzdateL'skij cent «Akademiya», 2001.

14. Robert I. V. Sovremenny'e informacionny'e texnoLogii v obrazovanii: didakticheskie probLemy', perspektivy' ispoL'zovaniya. M.: ShkoLa-Press, 1994. 205 s.

15. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psixoLogo-pedagogicheskij i texnoLogicheskij as-pekty'). M.: BINOM. Laboratoriya znanij., 2014. 400 s.

16. Sovremenny'e informacionny'e texnoLogii v obrazovanii: didakticheskie probLemy', perspektivy' ispoL'zovaniya. M.: ShkoLa-Press, 1994. 205 s.

з0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.