научных организаций, годовых отчетов общеобразовательных организаций (2003-2017 гг.) [1, с. 33] показал, что альтернативные школы смогли решить две из поставленных в XX в. проблем образования, обеспечивая равенство образовательных возможностей для детей разного социального статуса, расы и национальности. Было обнаружено, что чартерные, ваучерные и магнитные школы, создавая конкуренцию для традиционных школ, заставляли их вносить изменения в образовательный процесс. При этом эффективность альтернативных школ, в традиционном понимании, не всегда в достаточной мере подтверждалась в научных исследованиях, однако их популярность зависит не столько от их эффективности, сколько от обеспечения количества и качества возможностей для развития личности учащегося, которые предоставляют учителя и администрация альтернативных школ.
список литературы
1. Бокова Т.Н. Влияние идей постмодернизма на становление альтернативных школ в США: авто-реф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 2017.
2. Ballou D., Goldring E., Liu K. Magnet schools and student achievement / National Center for the Study of Privatization in Education. N.Y.: Teachers College, Columbia University, 2006.
3. Belfield C.R. The evidence on education vouchers: An application to the Cleveland Scholarship and Tutoring Program. Report of the National Center for the Study of Privatization in Education. N.Y.: Teachers College, 2006 [Electronic resource]. URL: http://www.ncspe.org/publications_files/OP112.pdf (дата обращения: 12.09.2018).
4. Booker K., Sass T.R., Gill B., Zimmer R. Going beyond test scores: Evaluating charter school impact on educational attainment in Chicago and Florida // Occasional Paper. N.Y.: National Center for the Study of Privatization in Education. 2008. No. 169.
5. English F.W. The postmodern challenge to the theory and practice of educational administration. Springfield, 2003. IL: Charles C. Thomas Publisher, Ltd. Maharishi University, 2006.
6. Johnson С. National Strategies For Educational Leaders to Implement Postmodern Thinking in Public Education in The United States of America // National Forum of Educational Administration and Supervision Journal. 2006. Vol. 23. № 4.
7. Lange C. Characteristics of alternative schools and programs serving at-risk students // The High
School Journal. 1998. No. 81(4). Р. 183-197. * * *
1. Bokova T.N. Vlijanie idej postmodernizma na stanovlenie al'ternativnyh shkol v SShA: avtoref. ... dis. d-ra ped. nauk. M.,
О Рулиене Л.Н., Сэкулич Н.Б., 2018
Specific features of teacher training in alternative schools in the United States
The article is concerned with the peculiarities of teacher training in alternative schools in the United States. The author gives the concept of an alternative school in the USA and proposes a classification system of alternative schools. The main characteristics of charter, voucher and magnet schools are considered, the characteristics of the training of teachers of alternative schools in the USA are analyzed.
Key words: secondary education in the USA, alternative school, charter school, magnet school, voucher school, teacher training in the USA.
(Статья поступила в редакцию 19.10.2018)
л.н. рулиене, н.б. сэкулич (улан-удэ)
интерактивные формы повышения квалификации педагогов*
Обобщается опыт организации интерактивных очно-дистанционных курсов повышения квалификации педагогов. Представлена модель дистанционного сопровождения КПК в электронной информационно-образовательной среде, состоящая из пяти блоков (ресурсы, форум знакомств, способы организации и проведения контроля, инструменты коммуникации, методики интерактивного взаимодействия). Апробированы и описаны интерактивные формы КПК - тьюториалы, мастер-классы и консультации.
Ключевые слова: курсы повышения квалификации, интерактивные, тьюториалы, мастер-классы, консультации, электронная информационно-образовательная среда.
Ключевыми движущими силами развития образовательного процесса современного университета в условиях четвертой промышленной революции [2] являются массовые онлайн-курсы, облачные технологии, большие данные, дополненная реальность и др., которые взаимодействуют друг с другом в режи-
* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ме реального времени и самонастраиваются под потребности пользователей. В высшем образовании получили распространение интеллектуальные системы и технологии управления знаниями, системы электронного обучения стали неотъемлемой частью научно-образовательного процесса, активно внедряются дистанционные образовательные технологии. Во ФГОС 3+ в качестве ключевого элемента обеспечения учебного процесса рассматривается электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Важным условием эффективного функционирования ЭИОС является ИКТ-компетентность профессорско-преподавательского состава. В ходе проведения бесед, собраний, личных обращений преподавателей к сотрудникам отдела дистанционных технологий в образовании были выявлены основные проблемы, связанные с применением ИКТ в образовательном процессе и работой в ЭИОС, определены потребности.
Были проведены курсы повышения квалификации (КПК) для преподавателей Бурятского государственного университета (БГУ) и других вузов г. Улан-Удэ, а также для школьных учителей Республики Бурятия и Иркутской области. В 2013-2014 гг. была апробирована очно-дистанционная форма проведения КПК: занятия проводились в формате аудиторных лекций-презентаций и практических занятий в компьютерном классе, была организована самостоятельная внеаудиторная работа в ЭИОС. Были проведены обучающие семинары в рамках КПК «Бурятский язык и ки-берпространство», КПК для преподавателей Боханского филиала БГУ, и учителей Усть-Ор-динского автономного округа «Эффективное использование современных ИКТ в педагогической деятельности». В 2016-2017 гг. организованы дистанционные КПК «ИКТ-инстру-менты эффективного обучения», «Модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ФГОС СПО и работа в ЭИОС», «Электронная информационно-образовательная среда при реализации образовательных программ ФГОС ВО».
На основе анализа опыта проведения организационно-педагогических мероприятий нами была разработана модель дистанционного сопровождения КПК средствами интерактивной ЭИОС. Модель включает в себя 5 основных блоков. В первом блоке представлены ресурсы, помогающие пользователям включиться в работу с ЭИОС: инструкции в текстовом и видеоформате, наглядная демонстрация преподавателем технологии регистрации и работы в курсе. Второй блок направлен на знакомство
участников с программой курса, преподавателем и с другими участниками, сюда включены форум знакомств, расписание и формат проведения занятий, информация об условиях получения документа о завершении курса и т. д. Третий блок включает в себя способы организации и проведения контроля. В качестве текущего контроля могут быть использованы тесты и задания для выполнения в ЭУК, а также онлайн-семинары и консультации с преподавателем по технологии ВКС. Четвертый блок описывает инструменты для осуществления коммуникации с участниками курса - чаты, форумы, бло-ги, комментарии и ВКС. В пятый блок включены методики налаживания взаимодействия. Автор во время очного этапа КПК должен определить, какие инструменты коммуникации будут эффективны для налаживания контакта со слушателями в дистанционной форме, познакомить слушателей с этими технологиями. Во время дистанционного обучения преподаватель контролирует активность слушателей, помогает включиться в процесс коммуникации, осуществляет мониторинг курса, помогает адаптироваться к новому типу взаимодействия посредством ЭИОС. Очно-дистанционные КПК позволяют слушателям обучаться по гибкому графику (без длительного отрыва от работы), дистанционное сопровождение ЭУК позволило обеспечить высокую интерактивность (в том числе постоянную связь с преподавателем в ЭИОС). Для организации таких курсов требуются доступ слушателей к скоростному интернет-каналу, высокая мотивация и готовность к обучению в ЭИОС в непривычной для многих форме, когда вместо взаимодействия «человек - человек» необходимо включаться в среду «человек - машина (ЭИОС) - человек», преодолевать технические и технологические затруднения (при отсутствии необходимых навыков).
Тьюториалы представляют собой регулярные (1-2 раза в семестр) встречи с преподавателями (40-60 минут), работающими в интерактивной ЭИОС университета, разрабатывающими ЭУК в MOODLE. Тьюториалы решали следующие задачи: знакомить преподавателей с новыми функциями, внедряемыми в ЭИОС БГУ (интеграция личного кабинета, загрузчик тестов и др.), обсуждать стратегию развития, поддерживать обратную связь, выявлять проблемы и искать оптимальные решения.
Мастер-классы были направлены на обобщение и распространение опыта работы в ЭУК и использования ИКТ в образовательном процессе, представление авторской методики организации интерактивного взаимодействия
и др. В период с сентября 2012 г. по октябрь 2017 г. были проведены мастер-классы по следующим темам: «Использование интерактивной доски на занятиях», «Технология записи видеолекций», «Развитие образовательного процесса», «Разработка сетевого курса в системе MOODLE», «Инструменты статистического отчета и анализа тестовых вопросов в MOODLE», «Привлекаем студентов к совместной работе над курсом». Интерактивные формы КПК позволяют не только передавать опыт использования ИКТ в обучении, демонстрировать оригинальные методы и приемы, но и обсуждать проблемы, возникающие в условиях ЭОИС.
Индивидуальные и групповые консультации были направлены на решение конкретных вопросов организации работы в ЭИОС. Консультации проводились и в очной, и в дистанционной форме. Для онлайн-поддержки был создан специальный форум на Портале электронного обучения (e.bsu.ru/mod/forum/dis cuss.php?d=228), использовались личные сообщения на e.bsu.ru и в личном кабинете (my. bsu.ru), Jabber, Skype и электронная почта. Таким образом, нами была реализована модель очно-дистанционной программы повышения ИКТ-компетентности ППС, позволяющая:
- формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции, включая ИКТ-компетенции;
- повышать ИКТ-компетентность профессорско-преподавательского состава;
- развивать интерактивную ЭИОС университета;
- проводить объективную комплексную оценку уровня сформированное™ компетенций.
список литературы
1. Сэкулич Н.Б. Реализация принципа интерактивности в электронной информационно-образовательной среде // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Образование. Личность. Общество. 2017. № 1. С. 54-59.
2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016.
* * *
1. Sjekulich N.B. Realizacija principa interaktiv-nosti v jelektronnoj informacionno-obrazovaternoj sre-de // Vestn. Burjat. gos. un-ta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshhestvo. 2017. № 1. S. 54-59.
2. Shvab K. Chetvertaja promyshlennaja revo-ljucija. M.: Jeksmo, 2016.
О Корнеенко Т.Н., 2018
Interactive forms of teacher development
The article summarizes the experience of organizing interactive face-to-face and distance learning courses for teachers. The authors present a model of remote support of advanced teacher training courses in an electronic information and educational environment consisting of five blocks (resources, a dating forum, ways of organizing and conducting monitoring, communication tools, interactive interaction techniques). The interactive forms of the teacher development, such as tutorials, master classes and consultations, are described.
Key words: teacher development, advanced training courses, interactive, tutorials, master classes, consultations, electronic information and education environment.
(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)
т.н. корнеенко
(хабаровск)
практика как ресурс развития высшего образования
В современном образовании приоритет должен быть отдан личной инициативе студента, его познавательной самодеятельности, умению воплощать знание в учебно-научном процессе, командным видам работы, творчеству. Такое расширение позиции деятеля в образовательном процессе высшей школы предполагает соответствующие методы, которые должны способствовать расширению образовательного процесса до антропопракти-ки - практики по развитию человеческого в человеке. Рассматриваются теоретические основания воплощения практик в образовательной среде высшей школы.
Ключевые слова: практика, антропопракти-ка, образовательный процесс, субъектность, практики мышления.
Одним из важных вопросов развития отечественного образования в современных условиях выступает взращивание человека, способного меняться, согласно условиям общественного развития, не изменяя самому себе. Это обусловлено многоаспектным характером педагогической реальности, которая одновременно существует в трех пространствах: со-