УДК 378:37.018.46 ББК 74.58 Ш 26
Е.И. Шарова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается опыт организации курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в вузе». Целью курсов является обучение преподавателей размещению контента дисциплин как поддержки очного и заочного обучения, а также организации взаимодействия с обучающимися в дистанционной среде вуза. Особенностью курсов является его форма: сочетание лекционно-практического блока занятий и тьюториала, результатом - интерактивный курс, размещенный на платформе MOODLE в информационно-образовательной среде вуза.
Ключевые слова: повышение квалификации, дистанционные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, профессиональный стандарт, электронная информационно-образовательная среда, MOODLE, тьюториал.
E.I. Sharova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of General Pedagogics Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS TO QUALITY OF TEACHING STAFF AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The paper discusses the experience in the organization of advanced training courses of the faculty of higher education institution on the program "Application of Remote Educational Technologies in Higher Education Institution". The purpose of these courses is to train teachers to placement of content of disciplines as support of resident and correspondence education, and the organization of interaction with trainees in the remote environment of higher education institution. The courses are distinguished by their form: a combination of the lecture, practical occupations and a tutorial, the result is the interactive course placed on the MOODLE platform in the information and education environment of higher education institution.
Keywords: professional development, remote technologies, information and communication competence, the professional standard, the electronic information and education environment, MOODLE, tutorial.
Продолжается процесс реформирования высшего российского образования, который является следствием вступления в силу федеральных государственных образовательных, а также профессиональных стандартов.
Внедрение инновационных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, изменяет не только образовательное поле, но поведение и облик его субъектов.
Повышаются требования к условиям реализации программ (так называемые общесистемные требования), касающиеся, например, необходимости создания электронной
информационно-образовательной среды вуза, обладающей определенными характеристиками и качествами, изменяется взаимодействие между участниками информационно-образовательной среды, организуемое посредством сети «Интернет». Данная среда должна быть обеспечена «соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих» [1].
Изменились и требования, предъявляемые к работникам высшего образования. Они направлены на «повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности» [2].
В должностные обязанности педагогического состава входит не только знание методов и способов использования образовательных технологий, в том числе дистанционных, но и умение работать на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации.
Предъявляют требования к квалификации и компетентностям и вступившие в силу профессиональные стандарты - паспорта профессий. Например, профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя) является и измерителем его квалификации, и инструментом повышения качества образования, и средством отбора педагогических кадров. Среди компетенций, которыми должен владеть педагог, безусловно, и информационно-коммуникационная, которая подразумевает «применение современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов», «владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [3]. Сформировать такую компетенцию у будущих учителей может педагог, только сам владеющий ею. Можно сказать, что профессиональный стандарт в определенной мере определяет качественные характеристики выпускников вуза, востребованные рынком труда.
Нельзя не сказать и о том, что повышаются требования к качеству образовательной услуги, в том числе и качеству преподавания, и со стороны ее потребителей: обучающихся, родителей и общества в целом.
Как реагируют вузы на предъявленные требования к качеству преподавательского состава? Во-первых, организованной традиционной системой повышения квалификации и переподготовки кадров. Надо отметить, что в педагогической среде усилились процессы соревновательности (участие в грантах и конкурсах, рост научных публикаций и учебно-методических разработок и др.) и конкуренции, что, в свою очередь, мотивирует преподавателей к профессиональному самосовершенствованию и развитию. Этому способствует и требование к размещению в электронной информационно-образовательной среде вуза данных о достижениях, квалификации и компетентности преподавателей в определенной научно-образовательной сфере, что, несомненно, привлекает потребителей образовательных услуг вуза.
Организация востребованного временем курса повышения квалификации - один из немногих, но эффективных шагов вуза к достижению качества предоставляемых образовательных услуг, демонстрации своих достижений и возможностей.
В Адыгейском государственном университете не реализуются основные образовательные программы, обучение по которым ведется исключительно с помощью дистанционных технологий, но они активно применяются в качестве поддержки дисциплин на очной и заочной формах обучения.
В соответствии с п. 1.9. Порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [4] и Положения о дополнительной профессиональной программе [5] на факультете повышения квалификации Адыгейского государственного университета с 2015 г. реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации преподавателей «Применение дистанционных образовательных технологий в вузе» (72 ч.). Интерес к
программе вызван не только желанием преподавателей овладеть технологией работы в дистанционной среде АГУ и получить удостоверение о повышении квалификации, но и возможностью разместить свою дисциплину в ходе обучения на платформе MOODLE, изучить инструменты взаимодействия с обучающимися на высокотехнологичной основе, а также методы оценивания результатов их обучения.
Форма организации и результат обучения на курсах повышения квалификации преподавателей тоже нетрадиционны: лекционно-практические занятия ведущего лектора сочетаются с тьюториалом преподавателя-практика, а результатом (продуктом) деятельности слушателей является электронный ресурс - дисциплина (учебный контент, тематика, фонды оценочных средств, методические материалы и др. компоненты рабочей программы), размещенная в виртуальной обучающей среде АГУ (системе дистанционного обучения).
Рассмотрим, как организован процесс обучения по программе. Все записанные на курс слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения АГУ, организованной на платформе MOODLE. В ходе лекционно-практических занятий, проводимых преподавателем-лектором, слушатели знакомятся с теорией, особенностями использования тех или иных структурных компонентов, по отношению к которым обучающийся выступает в пассивной (ресурсов) или активной роли (элементов), рассматривают примеры, а затем в созданных «временных» курсах получают первый опыт применения нового знания, например, создают какой-либо ресурс (пояснение, страницу, файл, папку, гиперссылку) или элемент (лекция, семинар, задание, тест и др.) электронного курса.
Следующий этап работы - тьюториал, цель которого - осмысление и закрепление знаний, обсуждение значимых вопросов, связанных с изучением тем, получение промежуточного «продукта», т.е. определенной части контента конкретной дисциплины, размещенной в дистанционной среде. Как правило, основной формой тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Кем является тьютор для слушателей? Тьютор - главный помощник в течение всего периода обучения. Он проводит очные встречи (тьюториалы) со слушателями, отвечает на вопросы, комментирует выполненную работу, оказывает индивидуальные консультации по всем проблемам, возникающим в ходе освоения программы курсов, т.е. осуществляет постановку образовательных задач и помогает в выборе методов их решения. Слушатель может получить консультацию и в дистантной форме, используя возможности виртуальной среды (сообщения, чат, форум), а также посредством электронной почты. Тьютор временно получает права администратора, который имеет доступ к создаваемым преподавателями курсам и тем самым сопровождает процесс наполнения контентом электронной среды.
Таким образом, под тьюториалом мы понимаем и занятие-консультацию, и очные встречи с тьютором, и практические занятия, проходящие после изучения отдельной темы на лекции, во время которых отрабатывается использование изученного материала и слушатели обмениваются опытом.
Несмотря на сложность проведения занятий в форме тьюториала, эффективность высока, т.к. индивидуализация процесса обучения и консультирования активизирует деятельность слушателей, а успешность выполнения тех или иных действий воодушевляет и создает атмосферу заинтересованности.
Необычным для категории взрослых обучающихся, но очень полезным с точки зрения разработчиков программы является и система домашних заданий (необязательных), дающая возможность приобрести навык работы в дистанционной среде, выявить пробел в знании, подготовить вопрос преподавателям. Домашнее задание выполняется на примере своей дисциплины, сопровождается разработанными подробными инструкциями, являющимися практическим руководством по размещению материалов в дистанционной среде АГУ. Инструкции подробно описывают все шаги по созданию ресурсов или элементов электронного курса (пошаговый алгоритм), а также демонстрируют (в виде рисунков) результаты выполнения всех действий. Инструкции используются и во время очных тьюториалов. По мнению слушателей, это не только удобно, но и позволяет выполнить
какие-либо действия самостоятельно, в случае, например, пропуска занятия.
Отдельно надо отметить полезность создания слушателями такого ресурса, как «Гиперссылка». Размещая гиперссылки на страницах своих курсов, преподаватель предоставляет возможность своим обучающимся получить доступ к электронным библиотечным системам через научную библиотеку АГУ, а также доступ к рекомендуемым источникам из сети «Интернет», при этом не нарушая авторских прав.
Сроки выполнения заданий устанавливаются преподавателем-тьютором с целью получения возможности их проверки и осуществления обратной связи, отправки комментариев и рекомендаций, что, в свою очередь, является примером демонстрации взаимодействия преподавателя и обучающихся. Преподаватель-тьютор принимает решение о сформированности знаний и умений в отношении выполняемых заданий. Количество зачетных заданий определяет ведущий лектор.
На заключительном этапе в ходе итоговых аттестационных испытаний слушатели представляют свой «продукт», т.е. результат обучения: демонстрируют страницы электронного курса (скриншоты страниц размещают в отчетной папке), рассказывают, какие использованы инструменты, что они позволяют сделать, как организовано взаимодействие с обучающимися и т.д. Представленные электронные курсы показывают: преподаватели по-разному подходят к оформлению и размещению материалов дисциплин, ставят разные цели, что отражает их индивидуальность.
Аттестационная комиссия проводит комплексную оценку уровня знаний и умений, компетенций слушателей с учетом целей и требований к результатам обучения [6].
Таким образом, обучение на курсах повышения квалификации по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в вузе» позволяет преподавателям повысить свою информационно-коммуникационную компетентность, создать электронный образовательный ресурс, а размещая свои дисциплины в электронной информационно-образовательной среде вуза, способствовать ее насыщению, развитию и совершенствованию в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Примечания:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/46_03_01_Istoria.pdf
2.Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profst/tkx.pdf
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3YQGc70r7
4. Порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (СМК.ОП-2/РК-7.3.3). URL: http://www.adygnet.ru/node/5444
5. Положение о дополнительной профессиональной программе СМК.ОП-2/РК-7.3.3. URL: http://www.adygnet.ru/node/5444
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3: [ред. от 21.07.2014]. Ч. 14, ст. 76 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл с экрана.
7. Дёмкина Е.В., Шарова Е.И. Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в виртуальной обучающей среде // Вестник Адыгейского государственного
университета. Сер. 3. Педагогика и психология. Майкоп, 2014. Вып. 4 (146). С. 117-127.
References:
1. The Federal state educational standard of higher education in the field of training 46.03.01 History (Bachelor's degree). Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/46_03_01_Istoria.pdf
2. On the approval of the Uniform qualifying directory of positions for heads, specialists and employees, section "Qualifying characteristics of positions for heads and specialists of higher vocational and additional vocational education": the order of the RF Ministry of Public Health and Social Development 11.01.2011 No. 1N. Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profst/tkx.pdf
3. On the approval of the professional standard "Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general and secondary general education) (kindergarten teacher, teacher)": the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n. Access mode: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3YQGc70r7
4. The order of application of e-learning and distance learning technologies in educational programs (SMK.OP-2 / RK-7.3.3). Access mode: http://www.adygnet.ru/node/5444
5. The regulation of the additional professional program SMK.OP-2 / RK-7.3.3. Access mode: http:// www.adygnet.ru/node/5444
6. On education in the Russian Federation: the Federal Law of 29.12.2012. No. 273-FZ [ed. of 07.21.2014]. Part 14, Art. 76 // SPS ConsultantPlus. M., 2014. The screen title.
7. Demkina E.V., Sharova E.I. Approaches to the organization of independent work of students in a virtual learning environment // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. Maikop; ASU publishing house, 2014. Issue 4 (146). P. 117-127.