Научная статья на тему 'Совершенствование информационно-образовательной среды Адыгейского государственного университета'

Совершенствование информационно-образовательной среды Адыгейского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССЫ СМК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PROCESSES OF SMK / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REMOTE TECHNOLOGIES / QUALITY OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Елена Ивановна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией информационно-образовательной среды вуза как необходимого условия соответствия требованиям образовательных стандартов, удовлетворения потребностям обучающихся, соответствия современному этапу развития технологий, а также соответствия философии системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF THE ADYGHE STATE UNIVERSITY

The paper deals with the questions related to the organization of the information and education environment of higher education institution as a necessary condition of compliance with requirements of educational standards, satisfaction with the requirements of trainees, and compliance with the present stage of development of technologies, as well as with philosophy of quality management system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационно-образовательной среды Адыгейского государственного университета»

УДК 378.147:004(470.620)

ББК 74.580(2Рос.Ады)

Ш 26

Е.И. Шарова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: e.sharova01@gmail.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией информационно-образовательной среды вуза как необходимого условия соответствия требованиям образовательных стандартов, удовлетворения потребностям обучающихся, соответствия современному этапу развития технологий, а также соответствия философии системы менеджмента качества.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, система менеджмента качества, процессы СМК, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии, качество информационно-образовательной среды.

E.I. Sharova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Pedagogics

Department, Adyghe State University; E-mail: e.sharova01@gmail.com

IMPROVEMENT OF THE INFORMATION

AND EDUCATION ENVIRONMENT OF THE ADYGHE STATE UNIVERSITY

Abstract. The paper deals with the questions related to the organization of the information and education environment of higher education institution as a necessary condition of compliance with requirements of educational standards, satisfaction with the requirements of trainees, and compliance with the present stage of development of technologies, as well as with philosophy of quality management system.

Keywords: information and education environment, quality management system, processes of SMK, information and communication technologies, remote technologies, quality of the information and education environment.

Современный этап развития образования характеризуется переходом всех составляющих системы менеджмента качества (СМК) вузов на уровень совершенствования, а также поиском новых средств, позволяющих достичь повышения качества процессов, протекающих в вузе (основного, управляющих, поддерживающих). Обеспечение эффективности главного или основного процесса, в рамках которого

осуществляется весь образовательный цикл - анализ потребителей образовательных услуг, прием на обучение и выпуск, анализ удовлетворенности образовательной потребности и других, - зависит от условий, в которых происходит взаимодействие участников этих процессов.

Одной из основных задач при внедрении системы менеджмента качества в Адыгейском государствен-

ном университете являлось создание информационно-образовательной среды. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что происходит активное развитие, насыщение и совершенствование этой среды. Нет сомнений в том, что этот процесс связан не только с необходимостью соблюдать требования новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). «Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации» [1].

Это вызвано и возросшими потребностями участников

информационно-образовательной среды с теми умениями, которыми они владеют и которые хотят реализовать в среде, имеющей определенные характеристики (интерактивные, социально и личностно значимые, соответствующие их особым образовательным потребностям).

В нашей статье под информационно-образовательной средой вуза будем понимать «педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [2].

Информационно-образовательная среда АГУ многофункциональна:

- она обеспечивает полноценную автоматизацию деловых процессов деятельности вуза, т.е. делопроизводство, документооборот, использование и архивное хранение документов, автоматическую рассылку поручений и контроль их исполнения, учет материальных ценностей, администрирование, кадровые задачи и т.д.;

- все подразделения вуза оснащены компьютерным оборудованием и современной мультимедийной техникой;

- создана локальная (корпоративная) вузовская сеть;

- обеспечено высокоскоростное соединение с Интернет;

- постоянно обновляются и пополняются составляющие информационно-образовательной среды - электронные образовательные ресурсы, в т.ч. созданные преподавателями вуза;

- осуществляется подготовка профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала в области информаци-

онно-коммуникационных технологий (обучение навыкам владения средствами информационных и телекоммуникационных технологий; снятие психологических барьеров в использовании компьютерной техники и информационных ресурсов; постоянное повышение квалификации), что способствует формированию так называемой информационной культуры и информационно-технологической компетентности;

- работает ЭБС АГУ;

- осуществляется доступ к ряду электронно-библиотечных систем на основе заключения договоров с правообладателями;

- имеется квалифицированный учебно-вспомогательный персонал по облуживанию информационно-образовательной среды;

- внедрена и работоспособна система электронного документооборо -та, рассматривается возможность внедрения системы 1С-Университет;

- активно внедряются в учебный процесс технологии дистанционного обучения;

- внедрена система автоматизированного учета и начисления заработной платы 1С-Бухгалтерия.

Совершенствование информационно-образовательной среды является предметом обсуждения на научно-методических советах вуза и научно-методических комиссиях факультетов и институтов, заседаниях кафедр и круглых столах. В рамках состоявшегося круглого стола «Организация персонального информационного образовательного пространства: проблемы и перспективы решения» рассматривались актуальные вопросы формирования нормативно-правовой базы при создании персональной информационно-образовательной среды педагога и повышения его информационно-технологической компетентности, технологии и приемы, используемые участниками в инновационном информационно-образовательном пространстве вуза

и др. Предложения, выработанные в ходе обсуждений и дискуссий, определили вектор развития персональной среды педагога вуза - совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с современными задачами информатизации образования, создание электронных образовательных ресурсов на основе разработанных курсов, формирование медиатек, пополнение электронной библиотечной системы АГУ, а также активное внедрение современных электронных обучающих средств.

Надо отметить, что информационно-образовательная среда уни-верситетаактивнонаполняетсянорма-тивными документами (локальными актами), учебно-методическими материалами, разработанными преподавателями и переведенными в электронный формат. Все преподаватели и студенты вуза зарегистрированы в системе дистанционного обучения АГУ. Таким образом, информационно-образовательная среда одновременно становится и электронной средой, что создает предпосылки и основу для организации дистанционных форм обучения.

Новые подходы к использованию информационно-образовательной среды как средства инновационного обучения связаны с развитием и внедрением информационных технологий в образовательный процесс. Говоря об этой среде как об инновационной, мы подразумеваем, что она является таковой не только потому, что в нее внедрены информационно-коммуникационные технологии. Она привнесла новое в характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и, что немаловажно в условиях повышения роли самостоятельной работы студентов, позволила осуществлять коммуникацию и контроль этой работы в любое время, а не только в дни консультаций или аттестационных мероприятий.

Размещение образовательного контента, доступного из любого места и в любое время из корпоративной сети или из глобальной сети Интернет, меняет подходы к организации образовательного процесса, что, в свою очередь, требует взаимодействия участников - преподавателей и студентов - на качественно другом уровне и, что немаловажно, эффективного управления работой обучающихся в инновационном образовательном пространстве. Преподаватель должен овладеть функциями разработчика курса, лектора, консультанта, модератора, тьютора и др. Так как это трудно совместить, то целесообразно создавать творческие коллективы преподавателей или временные трудовые коллективы, как это делается в других вузах, которые и будут решать эти задачи, осуществлять совместные разработки. Четкая ориентация на работу в командах является неотъемлемой частью философии стратегического управления качеством.

Сегодня до конца не изучены последствия такого активного «информационно-электронного вмешательства» в процесс мышления, восприятия, но уже стало очевидным - влияние взаимно, оно изменяет характер и течение процессов взаимодействия. Человек дал толчок развитию технологий, они, в свою очередь, меняют не только деятельность человека, но и его самого. И, к сожалению, иногда мы (обучающие) можем получить доступ к «головам» учеников через технологии.

Возникает ряд вопросов. Как повысить эффективность взаимодействия участников данной среды? Ведь речь идет не только о субъектах основного процесса: педагог - обучающийся. Участниками информационно-образовательной среды вуза также являются сотрудники управляющих и поддерживающих (обеспечивающих) процессов СМК. К управляющим

процессам, например, относятся стратегическое планирование, внутренние аудиты, управление документацией, мониторинг образовательных услуг, анализ системы менеджмента качества со стороны руководства; к поддерживающим процессам относятся управление персоналом, информационное обеспечение, финансово-экономическое обеспечение, библиотечное обслуживание, методическая поддержка и обучение ППС, редакционно-издательская деятельность.

Какой же должна быть информационно-образовательная среда, чтобы она одновременно решала ряд задач: соответствовала философии СМК, соответствовала требованиям образовательных стандартов, удовлетворяла потребностям обучающихся, соответствовала современному этапу развития технологий, а также давала преимущества всем участникам? Ответ очевиден: она должна быть высокоразвита, а значит, технологична и многообразна, должна быть средой обучения, воспитания и развития, средой коммуникаций и возможностей. Можно ли при этом говорить о качестве информационно-образовательной среды? На наш взгляд, это свойство можно приписать среде, которая обеспечивает качество процессов, протекающих в ней, а также качество результата - востребованных обществом специалистов, готовых к самообразованию и изменениям. Очевидно, что невозможно совершить качественный скачок мгновенно и достичь высоких образовательных результатов и достижений даже в высокоразвитой информационно-образовательной среде. Необходим обдуманный переход на основе оценки происходящих изменений, тщательный анализ способов использования современных информационных технологий, объемов их и времени, сохранения опробованных эффективных образовательных технологий с возможностью внедрения в них элементов новых информаци-

онных технологий (как модернизация и приращение нового). Например, использование дистанционных технологий в качестве поддержки и сопровождения занятий обучающихся очной и заочной форм; внедрение интерактивных технологий и элементов дистанционных форм в процесс заочного обучения; разработка курсов в дистанционной среде с возможностью построения индивидуальных образовательных маршрутов, что особенно актуально для обучающихся по индивидуальным планам, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Практика показывает, что активизировать обучающихся помогает интерактивная информационно-образовательная среда. Организовывая контролируемую самостоятельную работу в такой среде (например, в МООБЬЕ), преподаватель создает условия для вовлечения обучающихся в учебно-познавательную деятельность и индивидуализирует процесс взаимодействия и воздействия. Обучающиеся при этом не только получают неограниченный по времени доступ к качественным образовательным ресурсам, но и возможность интерактивного взаимодействия с преподавателями и другими обучающимися. Такую же возможность имеют и преподаватели. Кроме этого, они могут контролировать и координировать деятельность обучающихся.

В Адыгейском государственном университете проведен опрос студентов удовлетворенностью организацией электронной образовательной среды на платформе МООБЬЕ. В опросе приняли участие студенты исторического и филологического факультетов, факультетов иностранных языков и педагогики и психологии, а также Института искусств и Института физической культуры и дзюдо. 91% студентов считают, что в вузе предпринимаются конкретные действия по активизации самостоятельной работы студентов, организованной с под-

держкой в виртуальной среде (достаточное количество методических материалов). 89 % студентов отмечают, что осуществляемый через систему дистанционного обучения контроль - эффективен, мотивирует и дисциплинирует. 78% студентов отмечают, что дисциплины, размещенные на платформе дистанционного обучения АГУ, содержат слайд-презентации, творческие задания, что делает курс интересным и наглядным. Стоит отметить, что в большинстве своем материал таких курсов не повторяет текст учебника (51%), содержит четкие и ясные инструкции (91%), а представленные задания нестандартны (72%) и дифференцированы по уровню сложности (65%). Анализ работы студентов в дистанционной системе обучения университета показал, что рост активности связан не только с привлекательностью новой информационно-электронной среды и характером представленных там заданий, но и с требовательностью преподавательского состава (67%).

Размещенные учебно-методические материалы в информационно-образовательной среде АГУ, а также характер заданий оставляют студентам свободу выбора форм представления отчетных материалов (ответов), что соответствует требованиям к организации информационно-образовательной среды вуза, обеспечивающей возможность обучающимся самим планировать и осуществлять свою траекторию обучения.

Таким образом, развитая информационно-образовательная среда позволяет руководству вуза эффективно управлять процессами СМК, планировать деятельность, осуществлять своевременный контроль, вести учет по различным направлениям, организовывать, привлекая ресурсы этой среды, учебно-научную и воспитательную работу, а также предоставляет возможность использовать среду для различных групп населения с целью удовлетворения их образовательных потребностей.

Примечания:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/060301_Biologia.pdf (15.04.2015).

2. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. URL: http://www.dslib.net/ prof-obrazovanie/pedagogicheskie-osnovy-proektirovanija-lichnostno-razvivajuwej-informacionno.html

3. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С. 56-66.

References:

1. The federal state educational standard of the higher education in teaching 06.03.01 Biology (bachelor's degree level). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/060301_Biologia.pdf (15.04.2015).

2. Nazarov S.A. Pedagogical conditions of projecting of the personal developing information and education environment of a technical college: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2006. URL: http://www.dslib.net/ prof-obrazovanie/pedagogicheskie-osnovy-proektirovanija-lichnostno-razvivajuwej-informacionno.html

3. Demkina E.V. Pedagogical potential of teaching and educational process of a higher school // Social sciences. 2012. No. 5. P. 56-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.