Научная статья на тему 'Информационная культура психолога основа информационной готовности к профессиональной самореализации'

Информационная культура психолога основа информационной готовности к профессиональной самореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волкова Г. Н., Солодков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура психолога основа информационной готовности к профессиональной самореализации»

АВО. Высокая и быстрая тренируемость боксеров коррелирует с признаком наличия 1(0) группы крови (v = 0,92-0,95).

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартиросов, Э. Г. Некоторые перспективные направления генетических исследований в спорте. / Э. Г. Мартиросов, А. Ф. Маленко // Генетические маркеры в антропогенетике и медицине. / Тез. 4-го Всесоюзн. Симпоз. -Хмельницкий, 1988. - С. 120-121.

2. Печерский, В. И. Медико-социальный паспорт (МСП) как информационная программа для оптимизации занятий физической культурой и спортом. / В. И. Печерский // Комплексная диагностика и оценка функциональных возможностей организма и механизмы адаптации к напряженной мышечной деятельности высококвалифицированных спортсменов. - М.: ВНИИФК, ЦНИИС, 1990. - С. 193.

3. Силла, Р. В. Группы крови и физические способности у школьников. / Р. В. Силла, М. Э. Теосте // Спорт, психофизическое развитие и генетика. / Матер. Симпоз., Винница-Одесса. - М., 1976. - С. 155-156.

4. Сологуб, Е. Б. Спортивная генетика: Учебное пособие. / Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов. - М.: Терра - спорт, 2000. - 127 с

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПСИХОЛОГА - ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Г.Н. Волкова, А.С. Солодков

Проблема подготовки практического психолога приобретает в настоящее время в России особую актуальность. Стремительная трансформация общества создает целые области деятельности, требующие психологического обеспечения, расширяет круг психологических проблем, решение которых невозможно на основе прошлого опыта. Профессиональная деятельность практического психолога, педагога, врача относится к особому виду помогающей деятельности, направленной на поддержку и сопровождение личности в кризисные периоды ее развития, профессионального становления и самореализации. Вовремя оказанная психологическая помощь людям, находящимся в кризисных ситуациях (больных, инвалидов, мигрантов, наркозависимых и т.д.), способствует минимизации душевных травм и более быстрому их восстановлению. При этом немаловажна и психологическая, личностная готовность самого психолога к самореализации в этих условиях [6]. Готовность к такому виду профессиональной деятельности должна быть сформирована в процессе обучения в вузе. При профессиональной подготовке специалиста - психолога выделяются несколько планов (составляющих).

Один из них предполагает развитие профессиональной компетентности, т.е. осведомленности в области содержания, теории, методов и средств профессиональной деятельности; освоение базового комплекса дисциплин и дисциплин практической специализации, предусмотренного государственным стандартом. Современный практический психолог, кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, должен обладать специальными знаниями: психодиагностики, психоконсультирова-

ния, психокоррекции, знаниями, требующими от психолога наличия и профессионально-специфических качеств личности. Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

По данным Н.А. Аминова и М.В. Молокановой, для психолога с практической ориентацией оказались характерными: выраженная готовность и умение поддерживать контакты, общая интеллектуальность, эмпатия; опора на себя в принятии решений [2]. Т.А. Верняева выделяет в структуре профессиональных качеств личности психолога интеллигентность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексию, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения [3]. По мнению В.Н. Дружинина, большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности, так называемый «талант общения»: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них; психологическая интуиция, основанная на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности; способность к саморазвитию, интерес к собственной личности и личности других людей. «Нет успешного психолога без высокого интеллекта», - заключает В.Н. Дружинин [4]. Особое место в коммуникативной профессиограмме психолога исследователи отводят лингвистической компетентности, или речевой культуре. Показателем лингвистической компетентности любого специалиста, и психолога в частности, можно считать его умение «переводить» информацию с одного типа речи на другой (с языка справочных жанров на язык устной спонтанной речи), свертывать и развертывать ее, т.е. выполнять операции номинации, вербализации, тезирования, перефразирования, резюмирования. Умение говорить и быть правильно понятым, слышать и понимать самому, ненавязчиво убеждать, создавать доверительные отношения, не заигрывая с клиентом - это часть профессиональных навыков, без которых не может быть психолога - профессионала

[5].

Другой план - личностное становление, формирование внутренней (желания, мотивация, направленность) готовности к освоению данной профессии и реализации себя в ней. Становление специалиста в области психологической помощи неразрывно связано с процессом его личностного роста и самореализации. Стремление к росту, гибкое, творческое отношение к жизни, понимание и принятие своей личности, осознанность и ответственность являются факторами, способствующими нахождению той позиции, с которой может быть оказана помощь одной личностью другой. Г.С. Абрамова считает, что квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами. Профессиональное развитие - это личное дело психолога, его профессиональная судьба [1].

Обеспечить оба плана профессиональной подготовки практического психолога сегодня, в условиях экономических и социальных преобразований, когда к личности человека предъявляются самые высокие требования, можно только при условии формирования у студентов культуры нового типа - информационной.

Информационная культура - сложное системное качество личности,

обеспечивающее оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности в целях профессионального самосовершенствования и личной самореализации, являющееся основой профессиональной культуры и главным условием конкурентоспособности специалиста в информационном обществе.

В исследовании, которое проводилось в институте психологии и педагогики ГОУ ВПО «ЛГУ им. А.С.Пушкина», выявлялись особенности формирования информационной культуры студентов - психологов 1-5 курсов в процессе личностного саморазвития и профессиональной подготовки. Проведенный сравнительный анализ результатов исследования уровня информационной культуры и результатов исследования психологических характеристик, полученных с помощью различных методик (Опросника самоотношения В. Столи-на, С. Пантелеева, Методики диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана, Методики «Ценностных ориентаций» М. Рокича, Методики измерения уровня самоактуализации личности Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза), позволили выявить следующее:

1. Студенты, имеющие значимо высокие показатели уровня сформиро-ванности информационной культуры, обладают и более высокими показателями уровня самореализации, следовательно, чаще выбирают ценности, которые характеризуют самореализующегося человека:

- их отличает способность более целостно воспринимать мир и людей;

- большая компетентность в восприятии времени и большая независимость в области ценностей и поведения от воздействия из вне;

- они лучше понимают и в большей степени отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах и могут спонтанно выражать их;

- для них характерна большая гибкость в реализации своих способностей, они способны ценить свои достоинства и уважать себя за это;

- способны быстро устанавливать глубокие контакты с людьми;

- у них выше степень выраженности стремления к приобретению знаний и выше степень выраженности творческой направленности личности; выше степень аутосимпатии, самопринятия, и несколько ниже уровень самодостаточности личности и самообвинения;

- они понимают свою причастность к событиям собственной жизни, считают, что большинство из них были результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют свою ответственность за то, как складывается их жизнь в целом, что и объясняет хорошо развитое самоуважение.

2. Поэтому, для студентов, обучающихся в вузе и еще формирующих собственное мировоззрение, в основу формирования информационной культуры должен быть положен принцип самореализации, являющийся теоретической базой для разработки учебной программы и методических блоков для тестирования.

3. Профессиональное обучение студентов - психологов предполагает освоение многих специализированных массивов информационных ресурсов с учетом предусмотренной Государственным стандартом специализации: школьный психолог, социальный педагог - психолог, клинический психолог, следовательно, и учебные программы также должны предусматривать специальные блоки для освоения этих методических ресурсов.

4. Активизация принципа самореализации личности для формирования навыков информационного самообеспечения предусматривает создание и ведение собственных баз данных по психологическим методикам и социальнопсихологическим тренингам в технологической системе обучения специалиста.

5. Одним из важных качеств будущего психолога является способность к адекватному восприятию и передаче (трансляции) информации с минимальными искажениями, поэтому данное качество должно закрепляться на всех этапах формирования информационной культуры, в том числе на уровне корректного научного цитирования, заимствования и использования методик и т.д.

6. Формирование такого компонента информационной культуры, как лингвистическая компетентность также должно предусматриваться разработанным курсом «Основы информационной культуры специалиста».

Таким образом, информационная культура является, с одной стороны, основной профессиональной составляющей, обеспечивающей качество профессиональной деятельности и самореализацию личности; с другой - является для студента личностно значимой интеллектуальной ценностью, имеющей огромное мотивационное стимулирующее значение.

Формирование информационной культуры студента в вузе будет более эффективно, если этот процесс вычленить в качестве специальной цели обучения и разработать специальные педагогические условия: создать информационно-насыщенную образовательную среду, активизирующую учебноинформационную деятельность преподавателей и студентов; определить место курса «Информационная культура» в структуре смежных дисциплин; разработать систему учебных занятий междисциплинарного характера, стимулирующих информационную активность студентов, развивающую их информационное мировоззрение, информационную мотивацию и включенность в коммуникативный процесс.

Задача формирования информационной культуры личности может быть успешно осуществлена лишь при условии соблюдения принципа преемственности (привлечения к ее решению всех звеньев непрерывного образования): семья, школа, колледж, вуз - последипломное образование.

Предлагаемая система индивидуализированного обучения в сфере психологического образования позволит проводить подготовку профессионалов, отвечающих практически всем требованиям государственного образовательного стандарта. В то же время появится возможность формирования у студентов следующих качеств личности: самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, осознания индивидуального пути развития, способности выбора, самодисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академия,1995.-224с.

2. Аминов, Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н.А.Аминов, М.О. Молоканова // Психологический журнал.-1992.-Т.13, №5. -С.104-110.

3. Верняева, Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога:

Дисс...канд. психол. наук. / Т.А. Верняева. - СПб.: СПбГУ, 1997.- 345с.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 2001.- 320с.

5. Колкунова, М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М.В. Колкунова. - М.: Экономическая литература, 2002.-288с.

6. Пахальян, В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? / В.Э. Пахальян // Вопросы психологии, 2002.

- №6. - С.103 - 112.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В МЕТОДИКЕ НАЧАЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ УШУИСТОВ 7-9 ЛЕТ

М.Ю. Гололобов, Б.И. Тараканов, В.А. Воробьев

Одной из приоритетных задач подготовки начинающих юных спортсменов является обеспечение всесторонней физической подготовки занимающихся и овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений. Эффективность решения этой задачи во многом зависит от оптимального выбора средств и методов тренировки, а также от целесообразного соотношения объемов общей и специальной подготовки с учетом особенностей вида спорта (Филин В.П., 1987; Волков Л.В., 2002; Воробьев В.А., Тараканов Б.И., 2004).

В спортивном ушу усилиями ведущих отечественных специалистов (Музруков Г.Н., 2001; Чувалов Е.В., 2003) определен широкий комплекс общих и специализированных упражнений, реализуемых в процессе подготовки ушуистов различной квалификации. Однако до настоящего времени в литературе отсутствуют точные рекомендации по соотношению объема этих упражнений на предварительном и начальном этапах тренировки юных ушуистов, что является следствием наличия многих нерешенных вопросов организационно-методологического характера в теории и практике их подготовки.

Учитывая указанные обстоятельства, нами был проведен репрезентативный анкетный опрос 27 специалистов-тренеров, имеющих опыт работы с юными ушуистами. О достаточно высоком профессионализме и уровне компетентности респондентов свидетельствует тот факт, что среди них было 10 тренеров высшей категории, 4 мастера спорта международного класса, 8 мастеров спорта. Респонденты имели большой стаж занятий ушу (в среднем - 14 лет) и значительный стаж тренерской работы (в среднем - 7 лет). Опрошенные тренеры являлись представителями 12 городов из трех стран: России, Казахстана и Украины.

Респондентам было предложено ответить на 12 вопросов, касающихся различных аспектов начальной подготовки юных ушуистов, причем первый блок вопросов был направлен на установление приоритета в значимости физических качеств занимающихся, а также на выявление уровня важности частных характеристик этих качеств. Результаты ответов на указанный блок вопросов определялись путем выведения средней оценки каждого физического качества (или частной характеристики) на основе простого ранжирования их респондентами по шкале: 3 - очень важно; 2 - важно; 1 - не важно; 0 - не имеет значения.

Результаты такого ранжирования основных физических качеств юных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.