Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность педагога: ценностные основания, роль и значимость слова'

Профессиональная деятельность педагога: ценностные основания, роль и значимость слова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА СЛОВА / РЕЧЬ / TEACHER / PROFESSIONAL WORK / PERSONALITY / WORD CULTURE / SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева С. В.

В статье рассматриваются ценностные (аксиологические) основания деятельности педагога, особенности его профессионального становления. Подчеркиваются влияние личности педагога на студента, роль и значимость духовных аспектов слова в общении педагога и студента, акцентируется важность позитивной, философско-этической энергетики слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER PROFESSIONAL WORK: VALUE BASES, WORD ROLE AND IMPORTANCE

Value (axiological) bases of a teacher work, peculiarities of his (her) professional making are considered in the article. Teacher personality influence on a student, role and importance of the word spiritual aspects for the dialogue between teacher and student, importance of positive, philosophic and ethic word power is emphasized.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность педагога: ценностные основания, роль и значимость слова»

УДК 371.1 С.В. Тимофеева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ, РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ СЛОВА

В статье рассматриваются ценностные (аксиологические) основания деятельности педагога, особенности его профессионального становления. Подчеркиваются влияние личности педагога на студента, роль и значимость духовных аспектов слова в общении педагога и студента, акцентируется важность позитивной, философско-этической энергетики слова.

Ключевые слова: педагог, профессиональная деятельность, личность, культура слова, речь.

S.V. Timofeeva TEACHER PROFESSIONAL WORK: VALUE BASES, WORD ROLE AND IMPORTANCE

Value (axiological) bases of a teacher work, peculiarities of his (her) professional making are considered in the article. Teacher personality influence on a student, role and importance of the word spiritual aspects for the dialogue between teacher and student, importance of positive, philosophic and ethic word power is emphasized.

Key words: teacher, professional work, personality, word culture, speech.

Каждая профессия предполагает наличие соответствующих способностей, овладение комплексом знаний, навыков, умений, профессионально важными (ПВК) и профессионально значимыми качествами (ПЗК) [6]. По мнению А.К. Марковой, профессия - это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [15]. Профессия педагога сложна и многогранна: она требует длительной образовательной подготовки, предполагает развитый уровень как личностных, так и профессиональных качеств, многогранная личностная компонента педагога оказывает влияние на уровень профессиональной компетентности и признание студенческого сообщества.

Содержание профессиональной подготовки педагога определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [5]. Требования к педагогу весьма высоки. Рассмотрим более подробно, каковы же особенности данной профессии, в чем заключается специфика профессионального становления специалиста-педагога.

В качестве основополагающей задачи подготовки педагога выделена такая задача, как «сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности» [5].

Многообразная профессиональная деятельность будущего педагога, его становление реализуются в социокультурном пространстве вуза. Философско-психолого-педагогическое понимание деятельности - это проявление активности личности, выражающееся в творческом преобразовании окружающего мира и самого себя, установление реальной связи человека с миром; это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. А.Н. Леонтьев считает, что для подготовки личности к самостоятельной жизни необходимо вовлекать ее в различные виды деятельности и, согласно его деятельностному подходу, человек развивается в той мере, в которой он проявляет деятельность по освоению достижений человеческой культуры и накопленного опыта.

Рассматривая становление профессионала как субъекта профессиональной деятельности, А.А. Деркач выделяет следующие признаки субъектности: активная ориентировка в новой ситуации, рефлексия, самостоятельное целеполагание и планирование, саморегуляция деятельности, включенность в действие,

готовность к саморазвитию, стремление к самореализации [6]. Утверждения ученых - основополагающие, так как в них акцентируются основные характеристики студента - будущего педагога - как субъекта собственной жизнедеятельности и самостановления. Специалист-педагог в процессе рефлексии обдумывает культурный образ-идеал, культурный образец, которому хочет соответствовать, и который будет способствовать позитивному общению со студентами. По определению Владимира Даля, идеал является началооб-разом, первообразом. Идеал близок той личности, у которой развита эмоционально-чувственная сфера, привито чувство вкуса к добродетелям, воспитана сердечность, утонченность. Идеал учит подражать избравшим добро, лежит в основе формирования мировоззрения. Педагог в процессе общения и создания различных педагогических условий способствует аксиологическому просвещению студента, формированию его ценностных ориентиров, обогащению внутреннего мира, в конечном же итоге - формированию широкообразованной, культурной личности, которая востребована сегодня развивающимся обществом и обозначена в Государственном образовательном стандарте.

«Профессиональное становление» рассматривается, например, Э.Ф. Зеером как «формообразование» личности, как обретение личностью устойчивой формы формирования образа личности, соответствующей избранной деятельности. «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности» [8]. Профессиональное становление - это качественное развитие личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого уровня выполняемой профессиональной работы. Содержит устойчивую мотивацию профессиональной самореализации, характеризуется наличием профессионально важных и значимых качеств личности, готовностью к постоянному профессиональному росту. Так, Л.А. Григорович выделяет «сознательное профессиональное творчество», отмечая при этом, что именно «личностная зрелость является необходимым компонентом профессиональной идентичности педагога» [6]. А.К. Маркова на основе слияния профессионального и личностного в специалисте выделяет «творческий стиль профессиональной деятельности педагога», когда специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег [15].

Профессиональное становление личности исследуется учеными Г.С. Абрамовой, А.Г. Александровым, С.Г. Вершловским, Э.Ф. Зеером, А.Б. Кагановым, Т.К. Клименко, Е.А. Климовым, В.Г. Леонтьевым, А.К. Марковой, Ю.В. Сенько, А.М. Столяренко, А.И. Щербаковым и другими. Исследователи характеризуют «профессиональное становление личности» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленный на самосовершенствование и самоактуализацию. А.Б. Каганов считает, что процесс профессионального становления личности имеет свои этапы (переходный, накопительный, определяющий). На этих этапах происходит актуализация образований личности - личностных, социально-профессиональных качеств и свойств. Е.А. Климов, К.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин выделяют семь стадий профессионального становления личности: оптация, фаза адепта, адаптация, фаза интернала, мастерства, авторитета, наставничества [11]. Е.А. Климов считает, что студент находится на стадии профессиональной адаптации и подготовки. На данной стадии происходит формирование учебно-профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения профессиональных задач, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности [11]. Мы считаем, что сформированность «профессионально значимых качеств» личности влияет на профессиональную успешность педагога. Э.Ф. Зеер в качестве основных психологических новообразований личности студента выделяет самостоятельность, социальную зрелость, обобщенные способы познавательно-профессиональной деятельности, социально-профессиональную компетентность и активность [8].

Профессиональное становление личности в процессе обучения в высшем учебном заведении, овладение профессией представляет особый интерес, позволяя выделить профессионально-личностный контекст. Данный контекст отражает «развитие и формирование личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализм» [7]. Д.И. Фельдштейн подчеркивает также и важность стратегии будущего для профессионального становления личности, понимания себя как субъекта будущего, потребность в углублении знаний, умение быть мобильным, динамичным, творчески решать профессиональные задачи [25]. Речь идет о развитии профессионально-личностной компоненты. Ученые замечают, что «вуз рефлексирует над одним из вечных вопросов высшего образования - чему учить студента - будущего молодого специалиста? Ведь кроме обучения надо воспитывать и базовые черты характера и личности - трудолюбие, готовность к сопереживанию, добру и помощи» (Емелин В.И., Половинкина О.А.). Учеными также отмечается, что в период юности и ранней взрослости молодые люди имеют высокий потенциал

индивидуального развития, их устремленность в будущее становится определяющей направленностью личности. Это связано с выбором профессионального жизненного пути: «... это период активного развития самосознания - осознание себя не только в сфере физического бытия, но и духовной, душевной, ментальной жизни. Для молодых людей становится принципиально важным знание своей истинной духовно-творческой природы. От этих знаний зависят иерархия ценностей, профессиональные приоритеты, цели молодых людей», - пишет В.В. Игнатова [9]. Осознание и принятие человеком ценностей происходит одновременно на двух уровнях: теоретическом (что я знаю о себе, мире, каков «Я») и практическом (как я проявляю себя по отношению к миру вещей и людей), - отмечает С.Л. Рубинштейн [22].

Учеными отмечается, что «узкая специализация предельно сужает культурное пространство современного человека», важна «духовная оснащенность личности» (Видгоф В.М.), «невозможно сообщение знаний без соответствующей моральной доминанты» [4]. Предполагается не столько обучение «специалиста» (по меткому выражению Солженицина А.И. - «образованца»), сколько формирование «культурного специалиста», обладающего личностным уровнем диалога с Миром и обществом. В период переоценки ценностей в кризисной среде, когда нет ясно видимых перспектив развития общества, позитивно оптимистичной и человекосущностной становится идея высокого профессионализма - утверждает В.М. Видгоф [4]. Таким образом, мы видим необходимость формирования широкоэрудированной личности педагога - его успешное личностное становление обуславливает и успешность его профессионального становления. Закономерно в период профессионального становления ориентировать будущего педагога на ценности высокого порядка, на те культурные образцы, которые заложат стратегическую основу его будущей профессиональной успешности и результативности, будут способствовать «расширению объема его души» (Петракова Т.И.).

Безусловно, что самое большое количество психологических требований к личности специалиста-педагога предъявляется к группе профессий в отношениях «человек-человек». Именно такой профессией и является педагог. По мнению Л.А. Григорович, это связано с тем, что «основными средствами в данной профессии являются функциональные, то есть сам человек, его психологические возможности (ресурсы) выступают в качестве инструмента профессиональной деятельности».

По мнению ученых [2; 6; 8], профессиограмма педагога (система социально-психологических требований, предъявляемых к специалисту) отражает профессионально важные качества личности. К.А. Рамуль утверждает, что для педагога необходимы и достаточны следующие качества: «энтузиазм по отношению к работе, прилежание, усидчивость, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми». Н.А. Аминов и М.В. Молоканов выделяют «готовность к контактам, умение поддерживать их, интеллектуальность, сохранение эмоционального самообладания, аттракция (привлекательность), эмоциональная заразительность, эмпатия». В.Н. Дружинин считает, что педагогу необходимы терпимость, снисходительность к людям, высокий интеллект [7]. Н.Ф. Бачманова и Н.А. Стафурина отмечают комплекс коммуникативных качеств, называя его «талантом общения», который включает пять блоков качеств, таких, как способность к правильной перцепции, проникновение в духовный мир, психологическая интуиция, гуманистическая направленность, сопереживание, готовность помочь, самоанализ, интерес к собственной личности и личности других, умение слушать, тактичность, управление собой, доверие и чувство юмора. В.Н. Карандашев отмечает наличие профессиональной эрудиции, творческий характер деятельности, уточняя, что педагог - «это разносторонне подготовленный специалист». Профессиограмма педагога конкретизируется, дополняется более содержательными и утонченными качествами. Особый интерес представляет исследование Т.А. Верняевой, где профессиограмма педагога отражает более полно следующие духовные, нравственные и творческие качества личности: доброжелательность, ответственность, оптимизм, любознательность, терпеливость, наблюдательность, внимательность, общительность, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, интеллигентность, гибкость поведения, рефлексия, сензитивность, умение слушать, креативность, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, эмоциональная стабильность. Наличие в профессиограмме педагога именно таких многогранных качеств обусловлено особенностями и спецификой его профессиональной деятельности (профессия предполагает высокоразвитый уровень личностных качеств).

Педагог - это особая профессия, обращенная к людям, она является одним из видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценностях предельно конкретизируются, персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека: педагог постепенно создает обобщенный персонифицированный образ Другого. По большому счету, педагог - врачеватель человеческих душ, «ваятель души человеческой» (Парошина Р.А.), духовный наставник для молодых. Он обладает развитым рефлексивным сознанием, которое (по мнению Абульхановой-Славской К.А. и Сластенина В.А.) «есть способность понимать се-

бя, сосредоточиваться на себе, «овладеть собой», видеть себя в прошлом, настоящем и будущем» [2]. Также Р.А. Парошина отмечает: «Педагог по своему назначению - сеятель «разумного, вечного, доброго». Он -ваятель души человеческой.. он тот, кто должен, по словам И.А. Ильина, «зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте».... сделать это способен только тот учитель, кто сам находится в активном процессе своего собственного духовно-нравственного становления и развития» [19].

Педагог обязан владеть «искусством творить взаимоотношения между людьми», он помогает понять и решить проблемы внутреннего мира личности, улучшить, гармонизировать его, установить позитивные отношения с окружающими, прогнозирует и планирует перспективу в соответствии с позитивными ценностями, смыслами, оказывает помощь в выборе позитивных стратегий поведения, организует условия для самоактуализации, личностного роста, содействует активизации потенциала студента. Именно педагог оживляет, одухотворяет образовательное пространство вуза, создает атмосферу доверия, понимания и помощи в студенческом коллективе; способствует формированию ценностных ориентаций студента [7; 23; 27]. Педагог способен позитивно влиять на ценностный духовный мир студента. Таким образом, мы видим как важна личностная культура педагога: его доброжелательность, терпение, широта взглядов, умение создать «ситуацию успеха» для каждого, внести элементы Красоты и Радости в атмосферу занятий, дать импульс студенту к дальнейшему духовному и творческому росту, совершенствованию. Педагог выступает как «посредник, духовный наставник» для студента [19]. Важны также и нравственные принципы педагога [22]. Выполняя в обществе социально-гуманистическую функцию, он помогает развивающемуся студенту понять и решить задачи его внутреннего духовного мира, способствует установлению позитивных отношений студента с окружающими людьми, наставляет на путь истинный, что очень непросто.

Пространство профессиональной деятельности педагога - это ценностное пространство, пространство ценностных отношений со студентом, соприкосновение с внутренним духовным миром человеческой личности. Выраженное внимание и принятие ценностей студента в профессиональной деятельности педагога предполагает и адекватное восприятие им своих личностных ценностей и собственных возможностей как корректной меры влияния на Другого, переживание чувства профессионального долга, ответственности за свои профессионально-педагогические действия.

Для педагога освоение мира ценностей, работа со своими ценностями, с ценностями Другого - основа профессии. В диалоге с Другим идет процесс саморазвития личности, процесс самовоспитания. Э.Ф. Зеер вычленяет в образовательном пространстве вуза социально-профессиональное воспитание, считая его одним из основных направлений профессионального воспитания специалиста [8]. Целями такого воспитания являются развитие профессионально-нравственного сознания, поведения, формирование социальнопрофессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих самоактуализацию личности студента, полноценное участие его в профессиональной жизни. М.С. Каган в воспитании видит «восхождение к субъектности», Г.С. Батищев - непрерывное становление человеческой целостности, И.А. Колесникова - глубинное межчеловеческое взаимодействие и сотрудничество. Таким образом, социальное становится личностным, субъектным.

Аксиологические основы профессии педагога, ценности самого педагога являются основополагающими, выступают в качестве его нравственного стержня, императива, «оси сознания». Потому следует говорить и об опасности утилитарного, прагматичного отношения педагога к своей профессии. Моральная, гуманистическая позиция педагога в отношениях обязательна. В сложных неоднозначных ситуациях типа «игры правды - игры власти» (Хайдеггер М.) умение педагога занять верную нравственно-ориентированную позицию очень важно. Ученые отмечают, что профессиональная деятельность педагога - один из способов современной культуры в сохранении психической реальности как особой характеристики жизни.

Р.А. Парошина обозначает ведущие направления «.в организации педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя: подвигать, вдохновлять будущего педагога нести в себе и в мир - Чистоту, Добро, Красоту. В каждом взгляде, в каждой мысли, в каждом слове, в каждом своем деянии» [19].

Обратимся теперь к более подробному рассмотрению вопроса о роли и влиянии слова педагога на внутренний мир студента, особенностей философского контекста слова. В процессе акта общения происходит взаимное обогащение субъектов взаимодействия и современному педагогу очень важно владеть грамотной информацией о значении сказанного слова, его энергетике. Повсеместное обесценивание слова вредит процессу внутреннего роста человеческой личности, ее совершенствованию, замедляет личностный рост. Праздное слово ведет к праздности мысли, снижает уровень и качество мышления, нивелирует твор-

ческий мыслительный поиск человека. Л.Н. Толстой не случайно выразил мудрую мысль о том, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». У каждого педагога его единственным подчас средством выступает слово и насколько важным представляется для педагога знание глубинных аспектов слова.

Общеизвестно, что слово является лексической единицей языка. С помощью слова можно оказывать целенаправленное психотерапевтическое воздействие на психику человека, восстанавливать и усиливать функции его внутренних органов. Речь (вторая сигнальная система) и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь связана с процессом мышления, с внутренней мотивацией личности, осуществляется по правилам языка, выступая в качестве основного механизма мышления человека. Речь также связана и с подсознанием, которое управляет физиологическими процессами в организме человека. Слово выступает носителем духовного начала человека, а Слово педагога особенно способно воздействовать на души молодых. Потому знания философско-педагогических, психологических аспектов Слова необходимы для результативной работы и общения в сфере педагогической деятельности. Обращение к источникам междисциплинарным - философским, эзотерическим, педагогическим, психологическим - объясняет сложный процесс рождения слова. Важно и осмысление Слова как носителя духовности нации, значимости культурного слова для полноценного духовного, нравственного, творческого развития молодой личности.

Рассмотрим духовную сущность феномена слова. На сегодня имеется достаточно серьезный объем источников и научных исследований по данному непростому вопросу и просвещенность в нем представляется профессионально необходимой для всех, работающих с молодыми.

Понимание человеком слова лишь как «орудия общения» прагматично и утилитарно, неполно, так как «снимает» лишь тонкий верхний слой феномена, следовательно, еще и ненаучно, поскольку исключает глубинную духовную ипостась слова. Китайское изречение мудро гласит: «Слово - ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово - лишнее». Академик А.Е. Акимов утверждает, что « .любая буква, запятая по-своему нарушают пространство Физического Вакуума, на что оно немедленно реагирует торсионным полем. Из этого следует, что любая книга, статья - это миллионы радуг (физики говорят «спектров») причудливых торсионных полей. Они, несомненно, взаимодействуют с нашим полем [ 20, 318]. Так что прочтение книг, статей, стихов, докладов, каждое публичное выступление - это не такой простой процесс, как кажется. Потому необходимо всем, работающим в образовательной сфере с молодыми, обратить особое внимание на этот сложный теоретический аспект вопроса.

Подробное рассмотрение феномена слова говорит о том, что наше слово одновременно принадлежит не нам: слово создавалось с Высшей помощью в горниле труднейшего житейского опыта многих поколений людей через их внутреннее созерцание («делание», медитация) живых духовных истин. Слово - духовный плод вещественной деятельности человека, оно носит сакральный (сокровенный) характер и дает человеку понимание Мира и сути явлений в нем. Через словесное именование вещи или действия осуществляется духовно-материальная целостность мира и обретается «очеловеченная» форма обратной связи мира с Творцом - размышляет В.Е. Обухов [17]. Дать вещи какое-то название, слово, имя - значит «соотнести» ее со всем окружающим, в свете чего мы хотим ее понять, и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь - утверждает известнейший философ-мыслитель Алексей Лосев [13]. Об этом же глубинном контексте слова рассуждает и ученый-лингвист А.М. Камчатнов: «Недозревшая до имени вещь собственно и не есть вещь, она подобна недостроенному зданию, о котором нельзя сказать ничего определенного...или же она подобна человеку, которого в просторечии называют недоделанный» [10].

Смысловой спектр значений того, что называют словом, подтверждает присущее (изначальное) ему духовное начало. Слово - признак человека как духовной сущности: бездуховные животные бессловесны. Слово означает и учение, и знание, то есть способ передачи духовно-практического опыта жизни человека, Божественной истины, информации, развернутой во времени от каждого мгновения до Вечности. Послушаем еще мудрых: «Слово в одно и то же время - и посев и откровение. Всякий посев есть дело таинственное: попадет ли семя на земную почву или в души человеческие. Сеятель, кидающий семена (плодотворное слово) в душу ребенка, совершает священное дело» (Амиель). «Знать слово» - означает по-русски знать суть, иметь власть Свыше. «Доискаться слова» - означает обнаружить суть. «Слово в слово» - значит полно, полноценно. Таким образом, мы видим, что истинное слово восходит к слову Истины; всякое истинное слово несет отблеск Божества, чистой космической энергии, оно духовно. Всякое произносимое слово не только связано с определенным временем и с определенными обстоятельствами, но и «за кадром» общения непроизвольно и неосознанно подключено к контексту всевремени и к контексту живой Вселенной. Это отмечают все духовно-нравственные, эзотерические Учения человечества. Онтология Духа человеческого, его языковая культура зафиксирована в человеческом языке. Так, например, многослойное содержание и чистая

энергетика текстов философско-этического Учения Живая Этика [3] способствует (по мнению многих лингвистов) «расширению» сознание человека, очищает его биопсихическое поле, поскольку функции текстов Учения (носящих «неклассический» характер) неотделимы от специфики языка, которым они написаны. Включенность содержания Учения в традицию «культуротворческих» текстов ХХ века (Ницше Ф., Шпенглер А.) раскрывает стремление выявить символические формы передачи богатейших культурных значений. «В текстах Живой Этики одинаково важны как вибрационный, ритмический компонент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует формированию особых измененных состояний сознания, подобных тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийских коанов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт чтения Живой Этики по сути выступает актом сопричастности Высшему. Само «слово» в Учении рассматривается как важнейшее средство «одуховления» и «просветления» человеческой жизни» [3; 28], здесь слово наделяется не только эстетическим, но и нравственно-этическим измерением. По мере углубления знакомства с Учением над каждым словом как бы появляется «аура» - веер коннотаций - дополнительные и вторичные смыслы, надстраивающиеся над обычным смыслом слов. Так каждое слово Учения приобретает по сути полифоническое звучание [1; 3; 11]. Отсюда возникает необходимость воспитания в молодом человеке умения «чувствовать» слово, понимать свою ответственность за слово, требовательность к сказанным словам, постепенно развивает эмоционально-чувственную сферу личности; через слово происходит приобщение человека к иной культуре.

Посмотрим и далее. Знаковая система - язык выступает ключом к духовному и практическому опыту человека и народа, формой и способом их телесно-духовной жизни. Полнота, цельность каждого слова осознается посредством освоения основных признаков языка. В своих высших проявлениях язык следует рассматривать как духовное достояние и святыню народа. В то же время язык выступает способом человеческого освоения мира материального: как физической, так и духовной действительности. Существует язык мирской (бытовой) и язык обработанный, окультуренный, духовный. Особенно ярко духовный язык запечатлен, например, в Священных писаниях. А.И. Клизовский пишет следующее: «Особенностью языка священных писаний нужно считать то, что истина сообщается людям не в чистом виде, но прикрытая символом, что дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно своему развитию. Символический язык священных писаний раскрывает тайну, прикрытую символом, постепенно, оставляя уму всю его свободу, и может достичь всякой человеческой души, во всякое время, при всяком ее развитии» [11]. Обратим еще раз свое внимание на «включение» души в процесс чтения, когда человек один на один остается с книгой. Многие исследователи отмечают, что данный процесс сложен, но весьма значим для внутреннего роста личности. Мудрец Саади, например, размышлял о том, что «.каждый лист дерева становится страницей священного писания, если однажды душа научилась читать».

Язык выступает для человека и школой мысли и единственным средством получения образования. Можно сказать, что «язык - это форма духовной энергии, проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и оказывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные говорящим влияния на окружающий мир, Универсум» (Троицкий В.). Отметим в связи с этим ответственность каждого из нас за произнесенное слово [18].

Экология слова и речи является важным фактором позитивного общения, а педагога и студента особенно. В лаборатории академика П.П. Гаряева - создателя теории волновой генетики (Академия РАМТН) опытным путем доказано, что слово воздействует на вещественный мир, восстанавливая его. Недаром все религии свидетельствуют, что светлые и добрые мысли лечат, а темные и злые - калечат. Л.Толстой отмечал: «Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить, что попало, а внимательно следить за своими словами». Академик Ф.Я. Шипунов пишет: «Слово ли произнесенное или событие запечатлевается в любой точке Вселенной и навсегда» [18]. Звучащее слово передается через поле (волновое, электромагнитное, акустическое и т.д.). Мистицизм звука-слова-речи очень подробно и скрупулезно изучал суфийский музыкант-мыслитель Хазрат Инайят Хан, придавая поистине космическое значение мистической науке вибраций, подчеркивая возможность гармонизации различных сословий и религий посредством звука-слова [26].

Исследователями отмечается, что слово есть соответствующая мысли энергия, скрытая в каждом смыслоразличителе. Она возникает при переходе от слова «внутреннего» к слову воплощенному и тем более - к слову вдохновенному. Ведь чтобы человеку найти слово для точного выражения, нужно приложить определенные усилия; чтобы соединить одно слово с другим в осмысленной речи, человеку также необходимо затратить душевно-духовные усилия. И эта энергия словесного «поиска» человеком непроизвольно вызывает в живом Универсуме энергии, которые также созвучны по характеру и следствиям искомому слову.

По сути организуется целая энергетическая симфония - «музыка сфер» вокруг звучащего слова, вокруг пульсирующей мысли [11; 26]. Как часто студенты высказывают желание слушать в аудитории не скучную, а вдохновенную речь педагога!

Отметим также еще одну энергетическую ипостась слова - его информационный вес: важна эмоциональность, духовная наполненность-насыщенность слова, даже духовная направленность слова. Известно, как негативная энергетика «черных слов» непредсказуемо отражается на нашем здоровье-состоянии психическом и физиологическом и состоянии окружающих людей. В семье, например, в коллективе среди молодых данное знание особенно важно, поскольку способствует аккуратности обращения с высказыванием своих слов. Необходимо каждому уметь отличать слово, употребляемое во благо, - светлое, созидающее, от слова, употребляемого во зло, - темное, разрушающее. Также необходимо научиться духовно противостоять слову лживому, агрессивному, несущему зло и разрушение не только говорящему, но и всему слушающему живому Универсуму. И об этом следует знать каждому думающему молодому человеку, каждому педагогу, специалистам, работающим с молодыми [23]. Просвещенческий ликбез здесь также необходим.

Посредство вербального позитивного общения студент и педагог (на занятиях ли, за пределами ли учебной аудитории) получают дополнительные психологические ресурсы-возможности для взаимного ценностного обогащения, оптимизации своего духовного мира, с помощью педагога идет постепенный процесс формирования в студенте духовных, нравственных, творческих качеств. Педагог корректно помогает понять и осмыслить молодым, что следует учиться уважать слово, приобщаться к культуре слова. «Примитивность языкового мышления создает благоприятную почву для примитивизации логического мышления, некоей формы языкового зомбирования», - пишут филологи М.Л. Ремнева и Н.Г. Комлев [18].

Педагогу следует помогать молодым в их культурном самоопределении, просвещать в отношении важности понимания глубинных духовных аспектов Слова, как национального культурного наследия. Приобщение к пониманию культурного владения словом, акцентирование ценности слова становится импульсом к личностному духовному росту. Классик был прав: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...», но о бережном и осторожном обращении со словом мы уже знаем [11; 13-14], и благодатный посев делать конечно же необходимо. Приобщение к культуре слова предполагает сделать другого человека не посторонним равнодушным слушателем, а задумавшимся участником, например, диспута, процесса высказывания контраргументов. Привлечение молодого человека к процессу мысли, формирование позитивного отношения к высказываемой информации о Слове, сопряжение «Я и Ты» дает ненавязчивую подсказку о способах «погружения» в мысль, осторожное включение участников общения в совместную живую деятельность по осмыслению высказанных философских истин. Содержательная (ценностно-смысловая) сторона нам представляется главной в различных формах и видах социокультурной работы педагога, подчеркнем и позицию «доминанты на лицо другого» (Ухтомский А.А.) [24].

И как некоторый вывод: в процессе индивидуального приобщения молодых к пониманию духовнокультурных, философских аспектов Слова важна искренняя заинтересованность педагога в корректном и ненавязчивом просвещении молодых. Вспомним и мудрый совет: «Помогая другим - помогаешь себе». Понимание каждым педагогом своей ответственности за сказанное слово будет самым лучшим примером молодым, сделает процесс общения интересным, а образ эмоционально говорящего педагога запоминающимся для студентов (возможно и на долгие годы).

Литература

1. Абрамов, Б.Н. Грани Агни-Йоги / Б.Н. Абрамов. - Новосибирск, 1994-1998.

2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и ис-

следования реальной личности) / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во Москов. психологосоциального ин-та, 1999. - С. 32-40.

3. Агни-Йога. Зов. Озарение. Община. - М., 2000.

4. Видгоф, В.М. Образование в системе культуры: проблемы, образовательные парадигмы и гуманисти-

ческая педагогика // Современное образование в контексте целостного подхода / под ред. В.М. Вид-гофа. - Томск: Изд-во тГу, 2005. - 252 с.

5. Государственный образовательный стандарт Российской Федерации: требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклу: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. - М., 1993.

6. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2001. -

320 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / Э.Ф. Зеер.

- М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 480 с.

9. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: моногр. / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-

во СибГТУ, 2007. - 272 с.

10. Камчатнов, А.М. Лингвистическая герменевтика / А.М. Камчатнов. - М., 1995. - С. 43.

11. Клизовский, А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи: в 3-х т. / А.И. Клизовский. - Рига, 1992.

12. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. - М.: Москов. психолого-социальный ин-тут: Флинта, 2003. - 320 с.

13. Лосев, А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. - М., 1993. - С. 823-824.

14. Мамардашвили, М. Символ и сознание (метафизические рассуждения о сознании, символике и языке)

/ М. Мамардашвили, А. Пятигорский. - Иерусалим, 1982. - С. 20.

15. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.

17. Обухов, В.Е. Законы Евангелия и законы кибернетики / В.Е. Обухов. - М., 1994. - С. 295.

18. Парошина, Р.А. О мысли творящей и слове живом: Книга для учителя и учащихся старших классов /

Р.А. Парошина. - Красноярск: рИо КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 376 с.

19. Парошина, Р.А. К вопросу о духовно-нравственном становлении будущего учителя / Р.А. Парошина // Управление образовательным процессом в современном вузе: мат-лы I Всерос. науч.-метод. конф. -Красноярск, 2007. - С.177-181.

20. Парошина, Р.А. Духовно-нравственное становление молодого человека как социально-педагогическая проблема / Р.А. Парошина // Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 312-330.

21. Парошина, Р.А. К проблеме организации воспитательной работы в образовательном пространстве современного вуза / Р.А. Парошина // Управление образовательным процессом в современном вузе: сб. мат-лов VII регион. науч.-метод. конф. - Красноярск, 2006. - С. 261-265.

22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 1998. - 705 с.

23. Тимофеева, С.В. Педагогика духовно-творческого развития: учеб. пособие / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 150 с.

24. Ухтомский, А.А Дневники / А.А. Ухтомский. - М., 2004.

25. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 1999. - 672 с.

26. Хазрат ИнайятХан. Мистицизм звука / Хазрат ИнайятХан. - М.: Сфера, 1997. - 336 с.

27. Чижакова, Г.И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Чижакова. - М., 1999. - 34 с.

28. Яблоков, И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков. - М., 1994. - С.242.

'--------♦-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.