Дисс...канд. психол. наук. / Т.А. Верняева. - СПб.: СПбГУ, 1997.- 345с.
4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 2001.- 320с.
5. Колкунова, М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М.В. Колкунова. - М.: Экономическая литература, 2002.-288с.
6. Пахальян, В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? / В.Э. Пахальян // Вопросы психологии, 2002. - №6. - С.103 - 112.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В МЕТОДИКЕ НАЧАЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ УШУИСТОВ 7-9 ЛЕТ
М.Ю. Гололобов, Б.И. Тараканов, В.А. Воробьев
Одной из приоритетных задач подготовки начинающих юных спортсменов является обеспечение всесторонней физической подготовки занимающихся и овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений. Эффективность решения этой задачи во многом зависит от оптимального выбора средств и методов тренировки, а также от целесообразного соотношения объемов общей и специальной подготовки с учетом особенностей вида спорта (Филин В.П., 1987; Волков Л.В., 2002; Воробьев В.А., Тараканов Б.И., 2004).
В спортивном ушу усилиями ведущих отечественных специалистов (Музруков Г.Н., 2001; Чувалов Е.В., 2003) определен широкий комплекс общих и специализированных упражнений, реализуемых в процессе подготовки ушуистов различной квалификации. Однако до настоящего времени в литературе отсутствуют точные рекомендации по соотношению объема этих упражнений на предварительном и начальном этапах тренировки юных ушуистов, что является следствием наличия многих нерешенных вопросов организационно-методологического характера в теории и практике их подготовки.
Учитывая указанные обстоятельства, нами был проведен репрезентативный анкетный опрос 27 специалистов-тренеров, имеющих опыт работы с юными ушуистами. О достаточно высоком профессионализме и уровне компетентности респондентов свидетельствует тот факт, что среди них было 10 тренеров высшей категории, 4 мастера спорта международного класса, 8 мастеров спорта. Респонденты имели большой стаж занятий ушу (в среднем - 14 лет) и значительный стаж тренерской работы (в среднем - 7 лет). Опрошенные тренеры являлись представителями 12 городов из трех стран: России, Казахстана и Украины.
Респондентам было предложено ответить на 12 вопросов, касающихся различных аспектов начальной подготовки юных ушуистов, причем первый блок вопросов был направлен на установление приоритета в значимости физических качеств занимающихся, а также на выявление уровня важности частных характеристик этих качеств. Результаты ответов на указанный блок вопросов определялись путем выведения средней оценки каждого физического качества (или частной характеристики) на основе простого ранжирования их респондентами по шкале: 3 - очень важно; 2 - важно; 1 - не важно; 0 - не имеет значения.
Результаты такого ранжирования основных физических качеств юных
ушуистов представлены на рис. 1.
Рис. 1. Значимость физических качеств юных ушуистов
Как свидетельствует анализ данных, приведенных на рис. 1, наиболее важным качеством тренеры считают гибкость, средняя оценка которой близка к максимальной и составила 2,74 балла. Дальнейший анализ позволил определить средние оценки других физических качеств и расставить их в порядке значимости: ловкость - 2,30 балла; быстрота - 2,00 балла; сила - 1,89 балла; выносливость - 1,81 балла; морфофункциональные особенности - 1,59 балла. Сравнивая полученные данные с известными представлениями о структуре физической подготовленности представителей других видов единоборств, обратим внимание на существенное повышение значения гибкости и снижение значения выносливости юных ушуистов по отношению к другим качествам.
Более точные и подробные данные получены при анализе ответов специалистов на другие вопросы, в которых предлагалось оценить не физические качества в целом, а их частные характеристики. Таких характеристик на основе теоретических положений Л.П. Матвеева (1977, 1991), В.Н. Планотова (1987), Ю.Ф. Курамшина (2003) было выбрано 32. Полученные средние оценки частных характеристик физических качеств юных ушуистов представлены в порядке значимости в таблице 1.
Подробный анализ данных таблицы 1 свидетельствует, что в группу показателей с оценкой от 2,20 до 2,81 балла вошли 10 частных характеристик физических качеств юных ушуистов, в том числе: четыре показателя ловкости (координация движений - 2,81 балла, статическое равновесие - 2,44 балла, динамическое равновесие - 2,22 балла, ориентирование в пространстве -2,22 балла); две характеристики гибкости (активная гибкость - 2,78 балла, пассивная гибкость - 2,22 балла); два показателя скоростных качеств (быстрота начала движения - 2,30 балла, быстрота выполнения действия в целом - 2,20 балла); одна характеристика выносливости (общая выносливость - 2,37 балла);
один из показателей силовых качеств (взрывная сила - 2,20 балла). Учитывая столь высокие оценки названных характеристик, их можно отнести к наиболее важным для юных ушуистов.
Частные проявления физических качеств, получивших, с точки зрения специалистов-практиков, средние оценки (от 1,82 до 2,15 балла), следует считать относительно важными для юных спортсменов, занимающимися ушу. В эту группу способностей вошли 12 отдельных характеристик: три показателя ловкости (адаптационная ловкость - 2,15 балла, мышечная чувствительность -1,89 балла, дифференцирование усилий - 1,82 балла); три характеристики скоростных качеств (простая реакция - 2,15 балла, быстрота одиночного движения - 2,11 балла, частота движений - 1,96 балла); три разновидности выносливости (силовая динамическая выносливость - 2,04 балла, скоростная выносливость - 2,00 балла, силовая статистическая выносливость - 1,93 балла); два проявления силовых качеств (динамическая сила - 2,15 балла, статическая сила - 2,04 балла); одна характеристика морфофункциональных особенностей (пропорции тела - 1,89 балла). Остальные 10 частных показателей физической подготовленности юных ушуистов получили самые низкие оценки у опрошенных тренеров (от 1,11 до 1,74 балла) и поэтому определены нами как малозначимые в структуре подготовленности указанного контингента спортсменов.
Таблица 1
Значимость частных характеристик физических качеств юных ушуистов
Характеристики физических качеств Оценка (баллы)
Наиболее важные
Координация движений 2,81
Активная гибкость 2,78
Статическое равновесие 2,44
Общая выносливость 2,37
Быстрота начала движения 2,30
Динамическое равновесие 2,22
Ориентирование в пространстве 2,22
Пассивная гибкость 2,22
Взрывная сила 2,20
Быстрота действия в целом 2,20
Относительно важные
Динамическая сила 2,15
Простая реакция 2,15
Адаптационная ловкость 2,15
Быстрота одиночного движения 2,11
Статическая сила 2,04
Силовая динамическая выносливость 2,04
Скоростная выносливость 2,00
Частота движений 1,96
Силовая статическая выносливость 1,93
Пропорции тела 1,89
Мышечная чувствительность 1,89
Дифференцирование усилий 1,82
Малозначимые
Реакция на движущийся объект 1,74
Рациональность расслабления 1,74
Специальная выносливость 1,67
Относительная сила 1,63
Реакция выбора 1,63
Абсолютная сила 1,56
ЖЭЛ 1,56
Масса тела 1,48
МПК 1,48
Длина тела 1,11
Продолжая анализ ответов респондентов на вопросы, касающиеся организационно-методических аспектов начальной физической подготовки юных ушуистов, можно отметить, что большинство тренеров (59,3 %) предпочитают набирать новичков в секции ушу с 6-7-летнего возраста. Другая значительная часть специалистов-практиков (25,9%) считает, что приступать к занятиям ушу следует в более раннем возрасте (с 4-5 лет). Некоторые тренеры (7,4%) принимают новичков только с 8-9-летнего возраста, и такая же незначительная часть респондентов (7,4%) не считает этот вопрос принципиальным. По всей вероятности, оптимальным для набора в секции ушу является возраст 6-7 или 8-9 лет, что позволяет начать развитие ведущих физических качеств (ловкости и гибкости) именно в сенситивные периоды их развития и тем самым создать предпосылки для оптимального формирования целесообразной структуры физической подготовленности юных ушуистов.
Принципиальным также является вопрос о рациональном соотношении средств общей и специальной подготовки на начальном этапе тренировочного процесса в ушу. Анализ ответов на этот вопрос свидетельствует о том, что большинство тренеров понимают необходимость создания на этом этапе широкого спектра двигательных умений и поэтому отдают предпочтение средством ОФП по отношению к специализированным упражнениям. При этом 29,0% респондентов считают оптимальным соотношение 80 к 20 в пользу средств ОФП, и еще 38,7% тренеров указали на соотношение 70 к 30. Однако другая часть респондентов высказали сомнительную точку зрения, определив указанное соотношение 60 к 40 (16,1% опрошенных) или 50 к 50 (9,7% тренеров). Еще более странным, хотя и редким, выглядит мнение 6,5% респондентов, предпочитающих сразу же применять повышенный объем специализированных упражнений, превышающий объем средств ОФП. Обобщая анализ ответов на этот вопрос, можно отметить, что большинство тренеров (67,7%) преимущественно используют средства ОФП на начальном этапе подготовки ушуистов, но другая часть респондентов (32,3%) форсирует эту подготовку и применяет слишком большой объем средств специальной подготовки.
Одним из основных путей для создания широкого спектра двигательных умений юных ушуистов на этапе начальной подготовки является широкое использование в тренировочном процессе других видов спорта. Учитывая это обстоятельство, весьма важно было выявить приоритет в применении тренерами по ушу средств из других видов спорта в целях решения задач ОФП. Как показал анализ ответов, большинство тренеров по ушу используют в учебнотренировочном процессе весьма широкий спектр других видов спорта, отдавая предпочтение, в первую очередь, гимнастике (88,9% респондентов), акробатике (81,4%), легкой атлетике (77,8%) и спортивным играм (77,8%). Кроме того, многие опрошенные тренеры применяют плавание (36,4% респондентов), борьбу (22,2%) и бокс (18,5%). Лишь некоторые тренеры по ушу используют в
учебно-тренировочном процессе лыжный спорт (7,4%), аэробику (7,4%), тяжелую атлетику (3,7%) и некоторые другие виды двигательной деятельности.
При анализе ответов респондентов на вопрос о рекомендации юных ушуистов к участию в официальных соревнованиях удалось определить, что более половины опрошенных тренеров считают оптимальным возраст 8-9 лет (39,3%) или 10-11 лет (14,3%). Другая значительная часть респондентов (35,7%) полагает, что участвовать в официальных соревнованиях можно с 6-7 лет, и еще 10,7% тренеров считают решающим критерием для этого не возраст, а уровень готовности занимающихся. Не вступая в спор со второй частью опрошенных тренеров, отметим все же, что выступление в официальных соревнованиях является сильным стрессом для детей любого возраста, а в возрасте 6-7 лет такие соревнования могут вызвать негативные явления в функционировании нервной и других систем организма.
Более единодушное мнение высказали респонденты при ответах на вопрос о рекомендуемом ежегодном количестве соревнований для начинающих юных ушуистов. Явное большинство опрошенных (70,4%) рекомендуют юным спортсменам 2-3 соревнования в год, 18,5% респондентов полагают, что нужно участвовать ежегодно в 4-5 соревнованиях, 7,4% специалистов считают достаточным участие юных ушуистов в соревнованиях 1-2 раза в год, и лишь 3,7% опрошенных (1 респондент) высказывает явно ошибочное мнение о том, что соревнований должно быть «чем больше, тем лучше». Результаты анализа ответов на этот вопрос свидетельствуют о понимании специалистами-практиками основных задач начальной подготовки с исключением многочисленных соревнований в младшем школьном возрасте, которые ведут к переутомлению детей и подростков, а в дальнейшей перспективе - к преждевременному прекращению регулярных занятий и уходу из спорта.
Таким образом, обобщая изложенные выше данные по анализу проблемных вопросов организационно-методологического характера в практике начальной подготовки юных ушуистов, можно констатировать что системное изучение существа этих вопросов позволяет эффективно решать их, создавая теоретическую и методическую базы ушу в аспекте возможного его приближения к основным постулатам отечественной теории физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: Учебник для вузов физ. культуры и фак-тов восп. вузов /Л.В. Волков.- Киев: Олимпийская литература, 2002.
2. Воробьев, В.А. Основные причины низкой эффективности подготовки юных борцов /В.А. Воробьев, Б.И. Тараканов //Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях: Материалы всерос. науч. конф.- М.: РГУФКС и Т, 2002.- С. 74-79.
3. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 271 с.
4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 542 с.
5. Музруков, Г.Н. Основы ушу. Учебник для спортивных школ /Г.Н. Музруков. - М.: Изд-во «Пик», 2001.- 624 с.
6. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. В.Н. Платонова.- Киев: Вища школа, 1987.- 424 с.
7. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.
8. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие /В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1987.
9. Чувалов, Е.В. Физическая подготовка спортсменов, занимающихся ушу-таолу и пути ее совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.В. Чувалов; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2003.- 24 с.
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. А. Горелов, А. И. Крылов, В. П. Сущенко
Идея создания комплекса руководящих документов, которые, с одной стороны, определяли бы общие подходы к организации и проведению физической подготовки в Вооруженных Силах, а, с другой - детализировали ее специфические особенности, возникла еще при разработке НФП-87. Была предпринята попытка [1] определения перечня документов, регламентирующих функционирование системы физической подготовки, вообще, и ее отдельных звеньев, в частности. При этом предполагалось, что НФП будет занимать центральное место и декларировать целевую установку, раскрывать структуру и определять функции физической подготовки в системе профессиональной деятельности личного состава ВС. Оно должно выполнять роль уставного документа и включать в себя только те указания, которые относятся ко всем военнослужащим, а также являются строго обязательными и не подлежащими изменениям, а также различной трактовке при их практической реализации. Остальные документы должны были или уточнять положения НФП с учетом специфики учебно-боевой деятельности в различных видах ВС (Указания Главкомов видов ВС по боевой подготовке, Программы видов ВС по физической подготовке и др.), или раскрывать его отдельные компоненты (Типовые программы по физической подготовке, Положение о военно-спортивном комплексе в ВС, Военно-спортивная классификация и др.). В этот же период в понятийный аппарат теории физической подготовки войск был введен термин «система руководящих документов по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» с определением ее структуры, компонентного состава и взаимосвязи элементов.
К сожалению, реализовать на практике идею создания системы руководящих документов по физической подготовке в то время не удалось. Вышедшее в 2001 г. НФП вновь стало единственным руководящим документом, в котором раскрывались положения как общего, так и частного характера. Разработчики НФП-2001 сделали попытку создать универсальный документ, в котором военный специалист (от солдата до генерала), независимо от уровня военно-физкультурного образования, смог бы найти ответ на любой вопрос,