Научная статья на тему 'Информационная культура преподавателя вуза в условиях модернизации образования'

Информационная культура преподавателя вуза в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / INFORMATION CULTURE / UNIVERSITY LECTURER / INFORMATION CULTURE COMPONENTS / QUALIFICATION RISE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Людмила Алексеевна

В статье раскрываются причины формирования информационной культуры преподавателя вуза, раскрывается ее полифункциональная структура, объединяющая аксиологическую, коммуникативно-этическую, интеллектуально-познавательную, прикладную, прогностическую, эргономическую, правовую компоненты. Обобщен опыт ее формирования на базе курсов повышения квалификации «Информационная культура преподавателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF UNIVERSITY LECTURER IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

The article reveals the reasons of formation of information culture of university lecturer, its poly-functional structure uniting the axiological, communication ethical, intellectual and cognition, applied, prognostic, ergo-economical, law components. The experience of its formation on the base of Information culture of lecturer qualification rise courses is united.

Текст научной работы на тему «Информационная культура преподавателя вуза в условиях модернизации образования»

УДК 378.12

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© Людмила Алексеевна ПРОНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: Lucy253@yandex.ru

В статье раскрываются причины формирования информационной культуры преподавателя вуза, раскрывается ее полифункциональная структура, объединяющая аксиологическую, коммуникативноэтическую, интеллектуально-познавательную, прикладную, прогностическую, эргономическую, правовую компоненты. Обобщен опыт ее формирования на базе курсов повышения квалификации «Информационная культура преподавателя».

Ключевые слова: информационная культура; преподаватель вуза; компоненты информационной культуры; программа повышения квалификации.

В современных условиях образовательные концепции имеют ярко выраженную информационную основу. Анализ основных идей и направлений модернизации системы образования позволяет сделать следующий вывод: во всех звеньях образовательных систем повышенное внимание уделяется проблемам создания и использования информации, информационных и информациологиче-ских ресурсов, которые выступают как стратегический ресурс развития образования и компонентов образовательной среды [1].

В системе профессионального образования мы сталкиваемся с ситуацией, когда преподаватель сам является специалистом определенной сферы деятельности, и одновременно его профессиональная деятельность связана с подготовкой специалистов. Поэтому, на наш взгляд, главная цель, которая стоит перед высшей школой в условиях модернизации, - это формирование и развитие информационной культуры преподавателя. Данная проблема актуализировалась в связи с переходом на подготовку в рамках бакалавриата и магистратуры, где самостоятельная деятельность студентов стала приоритетной. Среди причин, стимулирующих формирование информационной культуры преподавателя, можно выделить следующие. Во-первых, в связи с расширением спектра образовательных услуг остро стоит проблема обновления профессиональных знаний, устранения разрыва между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями, определяемыми развитием социально-экономической сферы, науки и культуры.

Устаревание знаний специалиста характеризуют как период полураспада компетентности. Данный термин означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. Постоянное овладение новыми знаниями становится для специалиста необходимым условием сохранения его квалификации. Преподаватели вуза вынуждены постоянно следить за развитием науки и практики.

Во-вторых, в настоящее время создается новая высококачественная информационная среда обучения, которая стимулирует процесс информационного развития. Информационная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Данные тенденции привели к росту требований к информационной компетентности личности. Человеку все больше требуются знания, сформированные умения и навыки эффективного взаимодействия с быстро меняющейся информационной средой, умения использовать предоставляемые ею возможности. Образовательные учреждения пытаются сформировать такую среду обучения, где субъекты образовательного процесса имеют возможность получить необходимую информацию. Она доступна, отличается полнотой, оперативностью, адекватностью решаемым задачам. В вузах создается универсальная интеллектуальная ин-

формационная среда, формируется собственная информационная политика.

В-третьих, в последние годы активно развиваются информационные технологии, которые оказывают значительное влияние на все сферы жизни. Преподаватель вуза должен знать о возможностях использования в своей профессиональной деятельности новых информационных технологий, знать особенности информационных потоков в своей области деятельности.

В этих условиях формирование и развитие информационной культуры преподавателя превращается в фактор его профессиональной компетентности. Теоретический анализ информационной культуры позволил нам создать синергетическую модель ее развития [2]. Кроме того, повышение уровня информационной культуры студентов возможно лишь при условии, что преподаватель сам обладает достаточно высоким уровнем информационной культуры.

В связи с этим существенно изменилась роль преподавателя: он должен обеспечить производство, передачу, распространение знаний. Преподаватель высшей школы должен формировать и реализовывать новые образовательные программы, учитывающие последние достижения в сфере науки и практики. Он должен стимулировать и консультировать работу студента с информацией, помогать ему адаптироваться в быстро меняющейся информационной среде, осуществлять информационную деятельность более эффективно и рационально. Именно от преподавателя зависит формирование и развитие информационной культуры студентов. В психологии используют такое понятие, как «феномен профессиональной ориентации»: субъект, вступая в официальные контакты с другими субъектами, строит свое поведение с учетом нормативов, принятых в данном социуме. Преподавателю заранее приписывается свойство кредитности, т. е. надежности, компетентности, профессиональной авторитетности. Это важно для выполнения требований и заданий, исходящих от него. Знания и умения, передаваемые преподавателем, который сам является читателем и распространителем нового знания, всегда конкретны и приближены к условиям будущей научно-производственной деятельности студентов. Они излагаются с позиций и на

языке пользователя, а не производителя информационных услуг [3, с. 33]. Преподаватель играет важную роль в обучении приемам познавательной деятельности, развитии культуры интеллектуальной деятельности специалиста. В условиях современной системы образования можно выделить три основные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметную, психоло-го-педагогическую и культурно-просветительскую. Данная деятельность будет осуществляться более эффективно, если преподаватель обладает достаточно высоким уровнем информационной культуры.

Роль и место информационной культуры в структуре профессиональной культуры можно оценить, опираясь на личностноориентированную концепцию. Она в качестве приоритета в информационной культуре рассматривает компонент «культура». Тогда можно соотнести информационную культуру с общей и профессиональной культурами следующим образом: общая и профессиональная культура предоставляются родовыми понятиями по отношению к информационной культуре. Являясь их подсистемой, в то же время информационная культура будет сохранять свою целостность и относительную автономность. «Выходы» в систему более общего порядка являются не только последовательными (информационная культура -профессиональная культура), выражающимися в эргономической и правовой культуре, профессиональной этике и др., но и непосредственными: информационная культура -общая культура. В последнем случае взаимосвязь реализуется в культуре мышления, поведения, общения, мировоззренческой, эстетической культуре и т. д. Таким образом, мы трактуем информационную культуру преподавателя как полифукциональную структуру, объединяющую в себе несколько взаимосвязанных составляющих: аксиологическую,

коммуникативно-этическую, интеллектуально-познавательную, прикладную, прогностическую, эргономическую, правовую. Охарактеризуем каждый компонент, ориентируясь на педагогическую деятельность.

Аксиологический компонент информационной культуры преподавателя предполагает рефлексию субъектом своей иерархии ценностей в среде информационных отношений и деятельности. Используя достижения

информатики, результаты информатизации, информационных технологий, преподаватель вуза обращается к логическим ценностям. Например, анализирует законы взаимодействия человека и компьютера. Информационная культура предполагает принятие этикогуманистических ценностей, утверждение нравственных принципов в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей и т. д. Эстетической составляющей аксиологического компонента информационной культуры преподавателя можно считать культуру труда и освоение общекультурных ценностей мировой культуры и искусства. Относительно области информационных технологий можно выделить понятие о компьютерной этике, знание истории развития вычислительной техники и последствий информатизации, критическую оценку информационных явлений и процессов, понимание целей, способов и результатов собственной информационной деятельности.

Коммуникативно-этический компонент включает нравственное самосознание преподавателя во всех его профессионально-информационных контактах с окружающим миром. К содержанию данного компонента можно отнести знание этических норм и речевых правил делового общения и творческого сотрудничества, свободное владение информационными и профессиональными терминами и понятиями и т. д. В содержании данного блока выделяют также элементы компьютерной грамотности, представления о гуманитарных проблемах информатизации, умение проводить сравнительный анализ и синтез и т. д.

Прикладной аспект информационной культуры преподавателя заключается в его ответственности за применение приобретенных знаний и умений, в готовности использовать информационный подход и анализировать информационную обстановку в сфере своей профессиональной деятельности.

Прогностический компонент обеспечивает осознание перспектив дальнейшего развития информационных технологий и систем и их социальных последствий для образования, способность свободно ориентироваться в постоянно обновляющихся информационных условиях и профессионально адаптироваться к ним.

Эргономический компонент предполагает научную организацию труда преподавателя с использованием компьютерной техники. Данный компонент в современных требованиях к педагогической деятельности играет важную роль.

Правовая составляющая информационной культуры педагога заключается в осознании правовой ответственности за свои действия, в соблюдении авторского права и др.

Компоненты профессиональной подготовки и профессиональной культуры специалиста образуют единую систему. Их можно обозначить как аксиологический, когнитивный, этико-эстетический и операциональный компоненты. Первые составляют теоретикометодологическую базу профессиональной подготовки и культуры преподавателя. Операциональный компонент выступает как основа практических знаний и умений. Он состоит из информационной, инструментальной и предметной составляющих. Тогда сквозной структурой для всех этих компонентов является система метазнаний, т. е. информационная культура. Наполнение каждого компонента зависит от социальной практики, но информационная составляющая присутствовала и присутствует всегда. В настоящее время происходит возрастание его объема.

И, наконец, несколько слов о технологии. Методы социальной технологизации в решении проблемы формирования информационной культуры одна из первых применила Т.А. Полякова. Она пришла к выводу, что изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности (компьютеризация и виртуализация профессий) привели к включению информационной культуры как базового компонента профессиональной подготовки специалиста в связи с ориентацией профессиональной сферы на оперирование информационными ресурсами. Исходя из социального статуса проблемы информационной культуры специалиста, процесс ее формирования можно считать социальной технологией. В системе высшей школы она реализуется как социально-педагогическая технология, которая осуществляется на двух уровнях: стратегическом, т. е. на уровне государственной политики, и тактическом - на уровне конкретного учебного процесса [4].

В настоящее время во многих образовательных учреждениях пришли к пониманию необходимости информационной подготовки субъектов образовательного процесса. Но, к сожалению, чаще всего она ориентирована на конкретную предметную сферу. Обучение студентов происходит на начальных курсах, поэтому они напрямую не связывают полученные знания и умения с выполнением профессиональных задач, в т. ч. при работе над курсовыми и дипломными работами. Кроме того, курсы по разным аспектам информационной культуры не входят в государственные образовательные стандарты, их цель - обучение методике эффективного использования библиотечно-информационных ресурсов. В современных условиях ситуация изменяется: в стандартах третьего поколения можно видеть специальные курсы. Например, «Основы информационной культуры и информатика» по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» или «Информационная эвристика» в магистратуре по направлению «Документоведение и архивоведение». В этих условиях роль преподавателей в развитии информационной культуры студентов и магистрантов резко возрастает. Обучение информационной культуре должно осуществляться повседневно, всеми преподавателями, в ходе изучения каждой дисциплины. Для продвижения в ходе преподавания своего предмета блока знаний, умений и навыков в области информационной культуры преподаватель должен постоянно пополнять свой личный запас. Он должен быть способен компенсировать свои профессиональные недостатки, формировать новые умения и навыки, совершенствовать свою квалификацию. Это задача является и технологической, и экономической, и культурной. Ее можно сформулировать как типичную проблему современного общества -проблему переквалификации или повышения квалификации. В настоящее время многие преподаватели не изучали специализированные курсы, знания и умения информационного самообеспечения приобретались в условиях самообразования, в аспирантуре или через систему повышения квалификации. Но в последнем случае такие курсы, как правило, ориентированы только на изучение возможностей новых информационных технологий. Существующие образовательные про-

граммы не в полной мере готовят будущего преподавателя к работе в условиях неограниченного доступа к информации.

В современной профессиональной деятельности преподавателю уже недостаточно узкоспециальных знаний и навыков. Ему необходимо приобретение метаквалификации для успешной деятельности в своей сфере и для приобретения новых знаний. Как уже говорилось выше, основу таких знаний и умений составляют методы оперирования информацией. Значит, метаквалификация зависит от уровня информационной культуры, включающего знания и навыки компьютерного оперирования информацией.

Если рассматривать информационную культуру как инструмент адаптации к условиям быстро меняющейся информационной среды, то в ее содержательном наполнении выделим следующие уровни:

- мировоззренческий,

- морально-этический,

- психологический,

- социальный,

- технологический.

Каждому уровню соответствуют определенные знания, умения, навыки и компетенции.

В целом структура информационной культуры личности, на наш взгляд, состоит из двух элементов: теоретико-мировоззренческий блок; практические умения и навыки. В первый блок отнесем комплекс теоретических знаний и представлений об информации, информационной сфере, осознание объективных факторов внешнего мира, убеждения, принципы, установки личности и т. п. Практические умения и навыки будут включать адекватную реакцию на информационные явления и процессы, операции по выявлению и обработке информации и т. д. И теоретическая, и практическая составляющие информационной культуры включают широкий перечень и формируются в течение всей жизни.

В настоящее время значение информационной культуры не отрицается. Но как показывают социологические исследования, уровень информационной культуры по-прежнему остается средним и низким. Нами также проводятся пилотажные исследования на определение уровня информационной культуры (информационной грамотности, в т. ч.

компьютерной). В качестве базы исследований выступают вузы Тамбовской области, Липецкой области1. Как показывают пилотажные исследования, преподаватели гуманитарных дисциплин имеют сравнительно низкий уровень компьютерной грамотности, точных, естественных и технических - практически не знакомы с приемами аналитикосинтетической переработки информации. Многие преподаватели недостаточно ориентируются в современных информационных ресурсах, особенно в электронных.

Исходя из целей и задач современной системы образования, нами в рамках повышения квалификации разработан и предложен специальный курс «Информационная культура преподавателя». Программа разработана в рамках проекта, поддержанного Министерством образования, «Разработка

системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава колледжей, вузов, учреждений дополнительного педагогического образования в условиях модернизации общего образования» (2003). В результате изучения предлагаемого курса преподаватель должен знать современные понятия, характеризующие развитие информационного общества, информационных ресурсов, структуру государственной системы научно-технической информации, зависимость между основными видами профессиональной деятельности и типами информационных запросов, назначение аналитико-син-тетической переработки информации и т. д. В ходе изучения курса должны формироваться умения классифицировать документы, осуществлять информационный поиск с использованием различных источников, осуществлять разработку различных научных и учебных изданий и т. д. В качестве принципов, на которых должна строиться подготовка, мы выделили вариативность (формирование групп с учетом уровня информационной культуры), адекватность (информационным потребностям педагога, запросам практики), непрерывность (необходимо преобразовать информационную культуру преподавателя из статической формы в динамическую).

1 Исследования проводятся Центром исследования информационной культуры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (ранее -Лаборатория информационной культуры).

В 2010 г. в связи с модернизацией системы образования, внедрением стандартов нового поколения, усилением информационной составляющей программа была переработана и реализована в 2011 г. при поддержке Министерства образования и науки на курсах повышения квалификации на базе университета. Программа включает следующие модули.

I. Модуль «Современное образование и государственная политика в образовании» (темы: Образование в условиях информационного общества. Информатизация общества и информационная культура. Информационная культура и новые информационные технологии).

II. Модуль «Мировые и отечественные информационные ресурсы» (темы: Информационные ресурсы России. Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики. Автоматизированные информационные ресурсы в образовательной сфере. Государственная система научно-технической информации и отраслевая система научнопедагогической информации).

III. Модуль «Информационное поведение преподавателя вуза» (темы: Характеристика продукции крупнейших информационнодокументационных центров страны. Справочно-поисковый аппарат информационных учреждений. Информационная эвристика. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения).

IV. Модуль «Рационализация научнообразовательной деятельности преподавателя вуза» (темы: Читательская культура и читательская компетентность. Аналитикосинтетическая переработка информации в профессиональной деятельности педагога. Текст как объект аналитико-синтетической переработки. Приемы интеллектуальной работы с текстами документов. Принципы и приемы конструирования учебных изданий. Правила оформления результатов учебнометодической и научно-исследовательской деятельности педагога).

V. Модуль «Этика научно-образовательной деятельности» (темы: Этика научнообразовательной деятельности. Нормативноправовое обеспечение научно-образовательной деятельности преподавателя вуз).

Группа состояла из 35 человек, которые прошли тестирование на «входе» и «выхо-

де». На первом занятии слушатели имели возможность также оценить свой уровень информационной культуры. Сравнение с результатами предыдущих исследований показало, что кардинальных изменений не произошло, возрос уровень компьютерной культуры, но прослеживается явно недостаточное знание ресурсной базы образования, плохое владение различными способами аналитикосинтетической переработки информации, недостаточная ориентация в типологии научных и учебных изданий. Впервые мы включили занятия по правовому обеспечению деятельности преподавателя с использованием правовых информационных ресурсов. На последнем занятии, кроме тестирования по определению уровня информационной культуры, слушатели заполнили анкету по оценке программы курсов и уровня преподавания. Практически все темы оценены как необходимые, но высказаны предложения по увеличению практических занятий. В нашем курсе из 72 часов только 16 были практическими, в т. ч. 10 по использованию сетевых информационных ресурсов и созданию собственного путеводителя по интернет-ресурсам.

Безусловно, информационная культура выступает как средство образовательной деятельности и служит целям достижения наибольшей эффективности учебного процесса. В этом случае она выступает характеристикой:

- отдельного преподавателя;

- методики преподавания;

- организации учебного процесса;

- студентов, магистров, аспирантов.

Информационная культура будет проявляться преподавателями в учебных ситуациях, соответствующих репродуктивному и продуктивному обучению. Если от обучаемого требуется только репродуктивное усвоение знаний, учебное заведение должно предоставить ему исчерпывающую исходную информацию, источники по соответствующей теме. Следует также отметить, что в системе документных коммуникаций (системе документ - потребитель информации) действуют различные информационные барьеры, затрудняющие использование определенных документов, информации. Поэтому нельзя искусственно создавать информационные барьеры, рекомендуя труднодоступный источник. Когда от студента ожидают творческого усвоения знаний, самостоя-

тельного информационного поиска и отбора информации, некорректно требовать от него заранее предопределенного результата. Не случайно одной из составляющих информационной культуры является информационная этика, уважение человеческого достоинства в информационном взаимодействии.

Процесс обучения - это творческий процесс, в ходе которого необходимо уметь соотносить новое с традиционным. Преподаватель должен уметь анализировать исходную информацию, оценивать ее, определять, что новое необходимо использовать в работе. Итак, преподаватель вуза должен осознать, что информационная культура не только часть его собственного профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета, причем любого предмета. В связи с этим должна быть сформирована система познавательных и профессиональных мотивов, которые побуждают использовать эти знания и самостоятельно расширять их. Необходимо выделить тезис о необходимости формирования устойчивых мотивов, направленных на постоянное повышение своего образовательного и профессионального уровня. Кроме того, должен существовать постоянно высокий уровень информационной потребности, осуществляться информационная психогигиена (саморегуляция информационных процессов в соотнесении их с актуальным состоянием организма). Наконец, следует выделить и такой аспект, как информационная нравственность, регулирующая вопросы доступа к чужой информации и т. д.

Можно сделать следующий вывод, что информационная культура проявляется на трех уровнях:

1) когнитивный - знания и умения;

2) эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;

3) поведенческий - реальное и потенциальное поведение.

Информационная культура преподавателя будет проявляться в его ценностном отношении к информации, в его интересе к информационной деятельности. Уровень его информационной культуры проявится и в свободной ориентации в информационных потоках и массивах, знании и активном использовании технологии информационного поиска в своей профессиональной деятель-

ности. Но особенно важно формирование информационного мировоззрения у преподавателя. Оно определяется выработкой у него собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в них, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, и также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников.

Таким образом, формирование и развитие информационной культуры преподавателя - это не только цель образования в условиях модернизации, но и средство, позволяющее наиболее эффективно осуществлять образовательные процессы. В настоящее время остро ощущается потребность в постоянном, оперативном обновлении профессиональных знаний. Поэтому информационная культура - это показатель уровня профессиональной компетентности современного

преподавателя и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.

1. Пронина Л.А. Современное образование: некоторые размышления о состоянии и тенденциях развития // Социально-экономические процессы и явления. 2011. № 3-4. С. 451-458.

2. Пронина Л.А. Информационная культура как механизм саморегуляции общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Табов, 2012. Вып. 3 (107).

3. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 27-36.

4. Полякова Т.А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

Поступила в редакцию 20.012.2012 г.

UDC 378.12

INFORMATION CULTURE OF UNIVERSITY LECTURER IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

Lyudmila Alekseyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Professor, Doctor of Philosophy, Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: Lucy253@yandex. ru

The article reveals the reasons of formation of information culture of university lecturer, its poly-functional structure uniting the axiological, communication ethical, intellectual and cognition, applied, prognostic, ergo-economical, law components. The experience of its formation on the base of “Information culture of lecturer” qualification rise courses is united.

Key words: information culture; university lecturer; information culture components; qualification rise program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.