Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры участников образовательного процесса'

Формирование информационной культуры участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1299
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATION LEVEL / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Е. Э., Шевко Н. Р.

В современных условиях формирование информационной культуры будущих специалистов является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки. Понятие информационной культуры на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В данной статье делаются различные акценты в расшифровке этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION LEVEL OF THE EDUCATION PROCESS PARTICIPANTS

At present the formation of information level of future specialists is one of the basic components of their professional training.The definition of the information culture is not common and fixed.This paper studies various accents in interpretations of the notion.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса»

включенных в отношения выполняются и реализуются. Главное в экологии то, что должны соблюдаться истинные ценности, а не те, что люди изображают и демонстрируют на поверхности. Не многие люди смогут признаться, что ничего не хотят в жизни, а хотят просто лежать на диване.

Экология современных отношений находится еще в пеленках -поскольку у нас в руках есть лишь гипотезы о том, что же такое современные отношения. Российская иерархическая модель нам уже явно тесна, а европейская, где самостоятельность и равенство победили, по сути, семью и довели человека до одиночества, не выглядит такой уж привлекательной. В предложенной статье была сделана попытка описать принципы решения важной задачи: построение постоянных,

удовлетворяющих отношений во всех областях жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Моисеев Н.Н. Концепция экологической этики. Вопросы философии 1999.№4. 2. Борейко В.Е. Экологическая этика. М.: Изд. МНЭПУ,2000,110с. 3. Иванов А. Экология отношений: в упряжке смысла и власти.:NTRS, 2002. 4. Что такое экология отношений. nwbmf@jandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Селезнева Н.А.

Резюме

В статье выявлены основные принципы построения постоянных, удовлетворяющих, экологических отношений между людьми.

TO A QUESTION OF ECOLOGY OF HUMAN RELATIONSHIP

Selezneva N. A.

Summary

In article the basic principles of creation of the constants satisfying, ecological human relations are revealed.

УДК 373.5 (47)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Турутина Е.Э. - к.пед.н., ст. преподаватель; Шевко Н.Р. - к.э.н., ст. преподаватель ФГКБОУ ВПО «Казанский юридический институт МВД России»

Ключевые слова: информация, знания, информационная культура, информационные технологии.

Key words: information, knowledge, information level, information technologies.

Содержание понятия "информационная культура" гораздо шире, чем компьютерная грамотность, и точнее отражает взаимодействие отдельного индивида с окружающими информационными средами и информационным пространством. Человеку недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания, т.е. человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств; в способности использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии, в умении применять их как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода; в умении извлекать информацию из различных источников; представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области

деятельности.

Информационная культура определена более широко и представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культурой мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов:

• аксиологического, подразумевающего принятие на личностном

уровне гуманистической ценности информационной деятельности

человека;

• коммуникативно-этического, характеризуемого культурой общения и сотрудничества и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений;

• познавательно-интеллектуального, включающего в себя компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;

• прогностического, подразумевающего предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессиональносоциальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях;

• прикладного, характеризуемого использованием информационнотехнологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач, освобождения специалиста от выполнения рутинных операций;

• правового, включающего знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью компьютера;

• эргономического подразумевающего реализацию в информационнопрофессиональной деятельности принципов безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности, научной организации труда.

Информационная культура специалиста - это целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности, находящее отражение в интеллектуальной, мотивационной и предметной и практической сферах личности.

Современный этап перехода человечества от "индустриального общества" к "информационному" выдвигает ряд требований к деятельности субъекта. Человеку информационного общества необходимы такие знания и навыки, которые, с одной стороны, энергично и эффективно можно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а, с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Не определилось окончательно понятие информационной культуры не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков. Несмотря на разнообразие взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры специалиста, по крайней мере, три позиции просматриваются в большинстве точек зрения. В качестве предмета при ее анализе исследуют знания, которыми должен владеть специалист, причем рассматриваются как количественные, так и качественные характеристики знаний. Это -первое, что объединяет их при обсуждении данной проблемы. Второе связано с тем, что информационная культура обозначается как качественная характеристика личности. Третье - она отражает уровень информатизации общества.

К общей компьютерной культуре целесообразно отнести навыки использования вычислительной техники и эрудицию в области созданных для этого профессиональных прикладных программ. К специальной

компьютерной культуре - знания, обеспечивающие возможность специалисту работать на стыке своей профессии с информатикой и вычислительной техникой. Она развивается на понимании основных идей информатики и представлении о роли информационных технологий в жизни общества и в профессиональной деятельности специалиста, а также в умении обращаться с компьютеризированными информационными технологиями.

Совершенствование информационной культуры - настоятельное веление времени, непременное требование к современному специалисту.

Для решения этой проблемы в учебных заведениях необходимо формировать новое мышление, опирающееся на осознание безусловной необходимости использования и применения в любом виде профессиональной деятельности специалиста современной компьютерной техники, новейших информационных технологий, овладение которыми возможно лишь на базе компьютерной грамотности.

Наиболее часто под информационной культурой понимают характеристику знаний специалиста, причем рассматриваются как количественные, так и качественные характеристики знаний. Заметим, что данным понятием обозначают не только широту информации, но и степень ее усвоения специалистом или эффективность ее использования на практике и прочее. Рассматриваются различные аспекты содержания знаний: объем, профессиональная направленность, полнота отражения информации, ее уровни трансляция в учебном процессе и т.д. Вводится понятие «информационного критерия развития данной науки», с помощью которого можно определить уровень развития отраслей в соотнесении с ростом количества информации, и который может стать основой наполнения содержательной структуры знаний специалиста.

Анализируя понятие информационной культуры, можно рассматривать культуру как накопленный в обществе интегрированный опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. Наряду с продуктами компьютерной эпохи в информационную культуру входят преемственно связанные элементы знаний и умений, большая часть которых возникла в сфере общего образования очень давно, что позволило выделить перечень следующих компонентов информационной культуры - общеучебную культуру, культуру диалога, компьютерную культуру.

Важнейшей составляющей информационной культуры в современных условиях является компьютерная культура участников образовательного процесса. Она развивается на понимании основных идей информатики и представлении о роли информационных технологий в жизни общества и в профессиональной деятельности специалиста, а также общих навыках использования вычислительной техники, умении обращаться с компьютеризированными информационными технологиями;

умения выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач, строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, анализировать информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем и интерпретировать полученные результаты; предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы; использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, знаний, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии. При этом важны умения упорядочения, систематизации, структурирования данных и знаний, понимание сущности информационного моделирования, способов представления данных и знаний.

Для участников образовательного процесса компьютерная культура предполагает наличие знаний, обеспечивающих возможность преподавателю, студенту пользоваться при обучении основными понятиями информатики, вычислительной техники, а также владение навыками решения задач профессиональной деятельности с использованием вычислительной техники, эрудицию в области созданных для этого специальных прикладных программ.

Человеку информационного общества необходимы такие знания и навыки, которые, с одной стороны, энергично и эффективно можно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а, с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Совершенствование компьютерной культуры - настоятельное веление времени, непременное требование к современному специалисту.

Высокий уровень информационной культуры и компьютерной грамотности участников образовательного процесса являются одним из основных условий реализации преимуществ новых информационных технологий в обучении. Информационная культура способствует совершенствованию общественных и профессиональных качеств человека, развитию понимания самого себя, своего места и роли в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Дзугоева М.Г. Проблемы качества образования.-М.:Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Турутина Е.Э., Шевко Н.Р.

Резюме

В современных условиях формирование информационной культуры будущих специалистов является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки. Понятие информационной культуры на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В данной статье делаются различные акценты в расшифровке этого понятия.

FORMATION OF INFORMATION LEVEL OF THE EDUCATION PROCESS

PARTICIPANTS

Turutina Ye.E., Shevko N.R.

Summary

At present the formation of information level of future specialists is one of the basic components of their professional training.The definition of the information culture is not common and fixed.This paper studies various accents in interpretations of the notion.

УДК1: 001

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТУИТИВНОГО ЗНАНИЯ

Хачатрян А.А. - д.ф.н., профессор, зав кафедрой ФГБОУ ВПО КГАВМ, тел. (843) 2739775

Ключевые слова: интуиция, наглядный образ, абстрактное понятие, право-левая асимметрия мозга, типичные свойства интуиции, основные этапы формирования интуиции, общие условия проявления интуиции, вдохновение.

Key words: intuition, evident image, abstract concept, right-left asymmetry of the brain, typical properties of intuition, main stages of formation of intuition, general conditions of manifestation of intuition, inspiration.

Процесс рационального познания реализуется в соответствии с законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), правилами вывода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.