Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1288
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна, Гуськова Светлана Константиновна

Цель статьи - психолого-педагогический анализ развития представлений об информационной культуре. Информационная культура трактуется по-разному, имеет ряд особенностей и характеристик. На основе сравнительного анализа литературных источников и различных точек зрения на сущность понятия «информационная культура», авторами статьи сформулирован ряд выводов, который позволяет по-новому взглянуть на формирование и развитие информационной культуры личности, в том числе информационной культуры студента вуза. Поскольку в новом современном информационном обществе степень владения необходимыми компетенциями для взаимодействия с информационными потоками велика. Эффективное выполнение функций будет зависеть от функциональной грамотности. Формирование информационной культуры обеспечит овладение способами и технологиями работы, что поможет человеку войти в новую культуру, при этом реализовав свой потенциал и возможности. Пристальное внимание уделяется формированию информационной культуры студентов вузов, т.к. они войдут в информационную элиту общества. То есть, в нынешних реалиях выпускник вуза должен быть не только компетентным специалистом и всесторонне развитой личностью, но и обладать информационной культурой на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна, Гуськова Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE: CONCEPT, ESSENCE AND METHODOLOGY OF ANALYSIS

The purpose of the article is a psychological and pedagogical analysis of the development of ideas about information culture. Information culture is interpreted in different ways, has a number of features and characteristics. Based on a comparative analysis of literary sources and various points of view on the essence of the concept of “information culture”, the authors of the article formulated a number of conclusions that allows a new look at the formation and development of the information culture of the individual, including the information culture of a university student. Because in the new modern information society, the degree of possession of the necessary competencies for interaction with information flows is great. Effective performance of functions will depend on functional literacy. The formation of an information culture will ensure the mastery of methods and technologies of work, which will help a person to enter a new culture, while realizing their potential and capabilities. Close attention is paid to the formation of the information culture of university students, because they will enter the information elite of society. That is, in the current realities, a university graduate should not only be a competent specialist and a comprehensively developed personality, but also have a high-level information culture.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА»

Информационная культура: понятие, сущность и методология анализа

Козилова Лидия Васильевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики МУ им. С.Ю. Витте, Москва; профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой института социально-гуманитарного образования «Московский педагогический государственный университет» E-mail: lidiya-mggu@mail.ru

Гуськова Светлана Константиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Московского университета им. С.Ю. Витте», доцент Московского городского педагогического университета E-mail: sguskova@mail.ru

Цель статьи - психолого-педагогический анализ развития представлений об информационной культуре. Информационная культура трактуется по-разному, имеет ряд особенностей и характеристик. На основе сравнительного анализа литературных источников и различных точек зрения на сущность понятия «информационная культура», авторами статьи сформулирован ряд выводов, который позволяет по-новому взглянуть на формирование и развитие информационной культуры личности, в том числе информационной культуры студента вуза. Поскольку в новом современном информационном обществе степень владения необходимыми компетенциями для взаимодействия с информационными потоками велика. Эффективное выполнение функций будет зависеть от функциональной грамотности. Формирование информационной культуры обеспечит овладение способами и технологиями работы, что поможет человеку войти в новую культуру, при этом реализовав свой потенциал и возможности. Пристальное внимание уделяется формированию информационной культуры студентов вузов, т.к. они войдут в информационную элиту общества. То есть, в нынешних реалиях выпускник вуза должен быть не только компетентным специалистом и всесторонне развитой личностью, но и обладать информационной культурой на высоком уровне.

Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, информационное общество, информация.

Введение

В век информационных технологий овладение информационной культурой является одной из приоритетных задач современного человека. В связи с этим важным является изучение понятия «информационная культура», определение и совершенствование организации информационной культуры, модернизация процесса овладения ей.

В современных динамично развивающихся условиях жизни от человека требуется знание законов распространения, усвоения, работы с информацией, ее интерпретации и т.д. Личности сложно ориентироваться в огромном потоке поступающей информации, в знании информационной среды, умении ориентироваться и адаптироваться в информационных потоках, в связи с этим актуальность темы информационной культуры выступает на первый план.

Понятие информационной культуры многогранно, масштабно, разветвленно. Вокруг каждого человека информационные потоки настолько велики, что ему свойственно захлебнуться в них.

Несмотря на то, что понятие информационной культуры впервые появилось в 70-х годах прошлого столетия, интерес к усвоению, интерпретации, анализу информации постоянно возрастает. Потому что в связи с огромным объемом и потоком информации, которая настигает человека ежедневно, интерес к понятию «информационная культура» значительно расширяется по разным направлениям жизнедеятельности и влияет не только на общую культуру общества, но и на профессионально-личностную. Существует большое количество определений понятия информационной культуры.

В широком понимании «информационная культура» определена рядом исследователей как грамотное владение технологиями, включающими инструменты, средства, методы, механизмы взаимодействия с информацией и её переработки. Данная компетентность является ресурсом для овладения информационной культурой. А если сузить, то информационная культура связана с качественным обменом информацией в процессе человеческого общения и показывает достигнутый уровень информационной сферы в социуме.

Интериоризация информационной культуры обеспечивается приобретением практического опыта и овладение рядом умений по переработке и использованию информации для дальнейшего ее использования и передачи с помощью определенных технологий. Человек проходит путь понимания самого себя, определения своей ниши, роли и места в мире, в связи с этим большая роль от-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

водится информационной культуре, которая предстает траекторией развития необходимых универсальных личностных качеств [12].

В результате проведенного анализа определений понятия «информационная культура» мы пришли к выводу, что понятие «информационная культура» трактуется по-разному.

Методы и принципы исследования

Изучив трактовку понятия «информационная культура», представляющее собой умение целенаправленно работать с информацией нами сформулированы следующие положения:

- Информационная культура представляет собой синтез информации и культуры, которые можно представить в виде пересекающихся окружностей, в точке пересечения которых возникает пространство, обозначаемое как информационная культура.

- Информационная культура является частью общей культуры личности, она соединяется с ее социальной природой. В результате эволюции информационная культура сформировалась благодаря развитию различных способностей к творческой деятельности, освоению новых знаний и способов деятельности человека.

- Информационная культура предполагает усвоение наук, дающих возможность развивать и адаптировать имеющуюся информацию к соответствующему виду деятельности.

- Компонентами информационной культуры становятся нормы, правила, установки и требования, ориентированные на законодательство, положения принятой морали, технические предписания, которые распространяются на всех участников деятельности с использованием кибернетических орудий производства.

- Информационная культура - это создание нового представления о мире с помощью интеграции информации, принципов, форм, механизмов и способов межличностного взаимодействия и диалога без личного присутствия человека.

Ряд исследователей (Анисимов С.Ф., Бочи-нин В.А., Ефимов Ю.И., Симоненко Б.Д., Урсул А.Д. и др.) рассматривают феномен информационной культуры как процесс формирования профессионала, который должен овладеть рядом норм, ценностей, правил и руководствоваться ими в информационном обществе.

Некоторые авторы при определении информационной культуры опираются на внутренний мир личности. Среди них В.В. Бурматов, Н.Б. Зиновьева, И.Г. Хангельдиева, П.Н., Гончукова, Т.Н. Со-снина. Они рассматривают информационную культуру с точки зрения согласия внутреннего мира человека с внешним, опираясь на каждую личность 5 в отдельности [3].

= Ряд таких авторов как, Т.К. Голушко, А. П. Ер-со шов, В.А. Минкина, Е.П. Смирнов и др., не рас-еЗ сматривают информационную культуру без при-]| менения технических средств, а именно, умения

человека работать за компьютером с текстом, информацией из различных источников. Среди зарубежных ученых также можно выделить некоторых специалистов, которые изучали проблемы информационной культуры. Среди них С. Коп, А. Уайт, Д. Будни, Р. Липтон, которые под информационной культурой понимают совокупность ненаследственной информации и методов ее сохранения и организации [6, 11].

Информационную культуру как компонент базовой культуры личности рассматривает С.Д. Каракозов. Учёный считает, что овладение ею является системной характеристикой человека, дающей возможность ему уверенно и результативно работать с разной информацией и любым ее объемом, взаимодействовать с ней, передавать, транслировать, кодировать и изменять. По его мнению, информационная культура включает в себя такие компоненты, как информационная рефлексия; информационная ценностно-смысловая сфера личности, ориентированная на гуманизм (мировоззрение, цели, потребности, мотивы, стремления); понимание природы информационных процессов; анализ личностью своей деятельности по интери-оризации информационной культуры и обнаружение внутренней трансформации, которая в ней происходит; креативный подход при информационной деятельности [9].

Согласно Бронниковой Л.М., информационная культура заключается в умении целенаправленно работать с любой информацией с помощью различных технических средств, совершая такие процессы с ней как обработка, передача ее по каналам, потребление и использование с целью создания новой информации посредством современных средств и методов [2, с. 141].

Определенный уровень готовности и умения информационно общаться, так определила информационную культуру Н.В. Огурцова [13].

Основные результаты

Рассматривая информационную культуру как часть общей культуры человека, то отмечаем, что она связана с социальной природой человека. Поскольку информационная культура становится результатом (продуктом) творческих способностей человека в том случае, если умело и грамотно извлекается из различных проверенных научных источников, электронных коммуникаций, периодической печати и т.д.

Информационная культура встраивается в контекст общей культурной среды общества, органически входит в жизнь каждого человека, общества, государства, мира, поскольку влияние информации велико и приводит к изменению многих социально-экономических, образовательных, духовных представлений, освоение которых приводит к новым детерминантам. Качество жизни зависит от информационной культуры.

Выделяют следующие виды информационной культуры:

Функциональная культура представляет собой совокупность информационных механизмов, технологий, ресурсов, под влиянием которых осуществляется воздействие одних людей на других с целью управления деятельностью людей. Так, например, с помощью информации менеджеры компании влияют на сотрудников, клиентов. В организациях, в которых информация является средством менеджмента реализуется такая культура.

Культура взаимодействия позволяет выстраивать информационное поле на основе доверительных отношений, взаимоуважения. В процессе такой культуры осуществляется обмен информационными данными для оптимизации и улучшения качества самого процесса и результата. Так, например, обмен информацией между сотрудниками происходит оперативно с целью совершенствования процесса и результата, несмотря на возможные ошибки, трудности, проблемы.

Культура исследования заключается в использовании информации для предвидения, проектирования и в большей степени характерна для тех сфер жизнедеятельности, в которых актуальны вопросы приспособления к новым условиям существования и прогнозирование возможных изменений. Иными словами, сотрудники организации должны развивать в себе компетенции в грамотном использовании информационных ресурсов, стремлении к осознанию возникновения новых тенденций, предвосхищению возможных угроз, определению наилучших способов их отражения, приспособлению к будущим трендам с учетом современного рынка, конкуренции и т.д.

Культура открытости включает современные направления деятельности, творческие идеи, позволяющие преобразовать действительность. Культура открытости занимается сбором необходимой информации, разработкой новых проектов, продуктов, развитием социальных партнерских отношений, представлением результатов деятельности на рынке образовательных услуг, труда и т.д. В рамках такой культуры осуществляется связь с новыми партнерами, повышается уровень взаимодействия, возникают новые возможности развития компании, перехода на другой уровень эффективного взаимодействия, стратегии.

К компонентам информационной культуры можно отнести моральные, психологические, эстетические, архитектурные, технические, экономические, юридические и санитарно-гигиенические требования.

Что касается морального компонента, то он определяется моральными требованиями и правилами. Психологические требования информационной культуры напрямую зависят не только от индивидуально-личностных особенностей сотрудников, которые необходимо брать в расчет пользователям, которые общаются посредством социальных сетей, но также учитывать особенности взаимодействия между ними. Эстетический компонент информационной культуры выражается в оформлении и удобстве расположения рабочего

стола с компьютером, то есть распространяются на материальный «мир вещей». Построение более удобных, конструктивных, функциональных помещений, где находятся оснащенные компьютерной техникой рабочие места сотрудников выражены в архитектурном компоненте. Технический проявляется в нормах к технической стороне, экономический - в показателях рентабельности и эффективности труда, его производительности и затраченных ресурсах, что совершенствует и упрощает выполнение управленческих функций. Естественно, юридический компонент основывается на правовом аспекте, а вот санитарно-гигиенические требования обращают нас к эргономике, которая включает: правильное освещение и вентиляцию в помещении, комфортную температуру и влажность воздуха, среды в служебных помещениях, оптимальная мебель для работы, что создаёт благоприятную обстановку, влияющую на самочувствие сотрудников (физическое, психическое, эмоциональное), улучшает результаты труда и производительность, а также, конечно, формирует информационную культуру.

Итак, подытоживая вышесказанное, отметим, что все компоненты информационной культуры влияют на качество управления организацией, улучшают условия труда людей, обеспечивает слаженную работу, дисциплинируют, а также обеспечивают осознанное отношение к работе.

По мнению И.А. Петровой, исследовавшей психологические условия развития информационной культуры будущего специалиста в процессе обучения в вузе, информационная культура представляет собой «...специфический способ развития себя как субъекта информационной деятельности.». Также автор отмечает, что как компонент профессиональной культуры информационная влияет на благополучное разрешение учебных и профессиональных задач [14].

В условиях современного технологично-информационного общества образование играет огромную роль в формировании информационной культуры будущего специалиста. Среда, пространство образовательной организации должны формировать нового специалиста информационного сообщества, который наряду с профессионально-личностными качествами, профессиональными компетенциями должен уметь владеть практическими навыками и умениями, позволяющими отыскивать, анализировать, дифференцировать, систематизировать, интерпретировать, представлять информацию, при этом выделяя главную, акцентируя внимание на важной значимой информации. Важным умением является выработка критериев оценки информации по соответствующим уровням. Н.И. Гендина в концепции формирования культуры личности отмечает, что успешная организация информационного образования возможна исключительно при реализации принципов культуроцентричности, технологичности, интегра-тивности, системности, непрерывности, на основе деятельного подхода [5]. Ссылаясь на точку зре-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ния Л.В. Скворцова, который отмечает, что главенствующая роль в формировании информационной культуры личности принадлежит культурологическому подходу и поясняет: дело в том, что информация и культура тесно связаны и неразделимы, они являются составляющей общей культуры человека. Культурологический подход видит информационную культуру способом жизнедеятельности человека в информационном обществе, а также как составляющую процесса формирования культуры человечества [15].

Принцип технологичности позволяет представить формирование информационной культуры человека как педагогическую технологию, включающую соответствующие инструменты, методы, средства обучения для обеспечения определенных задач образования и профессиональной подготовки. Целостность стратегии при формировании информационной культуры личности обеспечивает принцип интегративности, который также ориентирует на взаимодействие тех учебных дисциплин, которые должны вносить свой вклад в формирование профессионального кругозора и компетенций специалиста. Возможности реализовать целостное представление об информационной культуре дают принципы системности и непрерывности. А вот принцип деятельностно-го подхода опирается на необходимость решать определенные информационные задачи в целях формирования информационной культуры личности, информационная культура связана с активной деятельностью человека по поиску и использованию информации.

хина); четвёртые - с накоплением библиотечно-библиографических знаний (Н.А. Сляднева, С.Г. Антонова, В.А. Минкина, Б.А. Семеновкер, В.А. Фокеев, Н.А. Коряковцева).

Во-вторых, активизация педагогических условий формирования информационной культуры рассматривается в работах таких исследователей как (С.Г. Антонова, А.В. Боева, В.Т. Гальченко, Т.К. Голушко, М.И. Дири, О.Б. Зайцева, JI.B. Кози-ловой, Л.В. Нестерова, М.В. Селина, Л.С. Черка-шина). Педагогические условия рассматриваются в контексте информационной культуры (Л.В. Нестерова, В.Т. Гальченко, М.В. Селина, Ходякова Н.В.), информационной компетентности (Л.С. Черка-шина, О.Б. Зайцева), компьютерной грамотности (А.В. Боева), компьютерной культуры (Т.К. Голуш-ко). Формирование информационной культуры на основе средств массовой информации (Бур-матов В.В. и др.) [1, 4, 7, 8, 16]. Эти направления не вызывает сомнений, хотя эффективность педагогических условий формирования информационной культуры зачастую связаны с внутренними психологическими условиями развития информационной культуры. Работы же, направленные на разработку психологических условий формирования информационной культуры студентов, практически отсутствуют, не говоря уже о том, что формирование информационной культуры молодежи зачастую происходит хаотично, и пробелы в информационных компетенциях могут выявляться уже в университете. Однако студенты являются субъектами образовательного пространства вуза, и, конечно, их активность может стать ресурсом их развития.

Обсуждение

Какие же факторы (внешние и внутренние) могут способствовать формированию информационной культуры? Среди них можно отметить следующие: парадигма образования; требования работодателей, социально-экономический заказ общества, ценностно-смысловые установки студента, его особенности и способности. Здесь реализуется принцип синергизма. Также важно иметь в виду, что в стремлении к осмыслению значимости развития, самосовершенствования, реализации своего потенциала проявляется принцип саморазвития.

Анализ материалов, посвящённых формированию информационной культуры будущих специалистов в процессе обучения в вузе, позволил сделать следующие выводы. Во-первых, исследователи по-разному видят сущность развития информационной культуры: одни сочетают повышение информационной культуры с развитием у студентов культуры чтения, с освоением правил конструктивной работы с источником информации (Е.В. Заика, Л.А. Анисимова); дру-— гие - с постижением основ компьютерной грамотен ности (Л.Н. Зеленова, Л.У. Глухова, В.В. Тарасен-со ко Е.А. Ракитина); третьи - с изучением информа-еЗ тики и научно-технической информации (А.П. Су-Ц ханов, М.Н. А.М. Цыганенко-Капранова, В.Ф. Су-

Результаты

Таким образом, анализ проблемы развития и формирования информационной культуры будущего специалиста позволяет сделать вывод, что в новом информационном обществе будет цениться степень владения необходимыми компетенциями для взаимодействия с информационными потоками. Эффективное выполнение своих функций будет зависеть от функциональной грамотности. Формирование информационной культуры обеспечит овладение способами и технологиями работы, что поможет человеку войти в новую культуру, при этом реализовав свой потенциал и возможности. Пристальное внимание важно уделить формированию информационной культуры студентов вузов, т.к. они войдут в информационную элиту общества. То есть, в нынешних реалиях выпускник вуза должен быть не только компетентным специалистом и всесторонне развитой личностью, но и обладать информационной культурой на высоком уровне.

Литература

1. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. - 1994. -№ 1.- С. 82-87.

2. Бронникова Л.М. Система формирования информационной культуры студента^современ-ные наукоемкие технологии № 6, 2019. с. 141145. с. 141.

3. Бурматов В.В. Формирование информационной культуры студентов в деятельности вузовских средств массовой коммуникации на основе культурологического подхода. Дисс на со-иск уч степени канд пед наук, 2006. -174 с.

4. Гальченко В.Т. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов технического вуза. Дисс на соиск уч степени канд пед наук, 2003. - 209 с.

5. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера, 2005. -№ 1. - С. 55-62.

6. Голушко Т.К. Технология формирования компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. № 2 (8). 2005. С. 35-45

7. Дири М.И. Описание модели организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов // Вестник ТГПУ. 2018. 5 (194). С. 218-225

8. Ильясова Р.А. О формировании информационной культуры будущего специалиста в информационном обществе // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 6. - С. 88-89. URL: https://expeduca-tion.ru/ru/article/view?id=7675 (дата обращения: 12.11.2022).

9. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-55.

10. Корнилова М.В. Исследования феномена «информационная культура личности» [Текст] / М.В. Корнилова, Е.А. Малкина // Ползунов-ский вестник № 3. - Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2006. - С. 130-132.

11. Минкина В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетради. - Вып. 3. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - С. 121-136.

12. Нестерова Л.В. О необходимости формирования информационной культуры специалиста в информационном обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3-4 (3-4) 2014. С. 117-124.

13. Огурцова Н.В. Информационная культура специалиста: изучение и оценка [Текст] / Н.В. Огурцова. - М., 1990. - 17 с.

14. Петрова И.А. Психологические условия развития информационной культуры будущего специалиста в процессе обучения в вузе дисс кан псих наук, 2009.

15. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание: избранные труды. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - С. 99-107. - С. 9.

16. Соловкина И.В., Темербекова А.А. Информационная культура студента вуза как средство успешной профессиональной деятельности в будущем // Мир науки, культуры, образования. № 3 (88)2021. С. 110-111.

17. Ходякова Н.В. Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.В. Ходякова. - Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 2007. - 278 с.

18. Чвякин В.А., Козилова Л.В. Влияние образовательной среды педагогического университета на профессиогенез педагога // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 96114. DOI: 10.32744/pse.2022.4.6

INFORMATION CULTURE: CONCEPT, ESSENCE AND METHODOLOGY OF ANALYSIS

Kozilova L.V., Guskova S.K.

S.Y. Witte Moscow State University, Moscow Pedagogical State University

The purpose of the article is a psychological and pedagogical analysis of the development of ideas about information culture. Information culture is interpreted in different ways, has a number of features and characteristics. Based on a comparative analysis of literary sources and various points of view on the essence of the concept of "information culture", the authors of the article formulated a number of conclusions that allows a new look at the formation and development of the information culture of the individual, including the information culture of a university student. Because in the new modern information society, the degree of possession of the necessary competencies for interaction with information flows is great. Effective performance of functions will depend on functional literacy. The formation of an information culture will ensure the mastery of methods and technologies of work, which will help a person to enter a new culture, while realizing their potential and capabilities. Close attention is paid to the formation of the information culture of university students, because they will enter the information elite of society. That is, in the current realities, a university graduate should not only be a competent specialist and a comprehensively developed personality, but also have a high-level information culture.

Keywords: information culture, information technologies, information society, information.

References

1. Antonova S.G. Information culture of personality. Questions of formation / S.G. Antonova // Higher education in Russia. -1994. - No. 1. - pp. 82-87.

2. Bronnikova L.M. The system of formation of the student's information culture//modern high-tech technologies No. 6, 2019. pp.141-145. pp.141.

3. Burmatov V.V. Formation of students' information culture in the activities of university mass communication media based on a culturological approach. Diss for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 2006. -174 p.

4. Galchenko V.T. Pedagogical conditions for the formation of information culture of technical university students. Diss for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 2003. - 209 p.

5. Gendina N.I. The concept of formation of information culture of personality: experience of development and implementation // Bibliosphere, 2005. - No. 1. - pp.55-62.

6. Golushko T.K. Technology of formation of computer culture of students of humanities // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. No. 2 (8). 2005. pp. 35-45

7. Diri M.I. Description of the model of organizational and methodological support of the process of formation of information culture of teachers // Bulletin of TSPU. 2018. 5 (194). pp.218-225

8. Ilyasova R.A. On the formation of the information culture of the future specialist in the information society // International Journal of Experimental Education. - 2015. - No. 6. - PP. 88-89. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7675 (date of application: 12.11.2022).

C3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

9. Karakozov S.D. Information culture in the context of the general theory of personality culture // Pedagogical informatics. 2000. No. 2. pp. 41-55.

10. Kornilova M.V. Studies of the phenomenon of "information culture of personality" [Text] / M.V. Kornilova, E.A. Malkina // Polzu-novsky Bulletin No. 3. - Barnaul: Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, 2006. - pp. 130-132.

11. Minkina V.A. Information culture of a specialist and its problems formations // Modern library and information education: studies. notebooks. - Issue 3. - St. Petersburg: SPbGUKI, 1999. -pp.121-136.

12. Nesterova L.V. On the need to form an information culture of a specialist in the information society // Economic and socio-humanitarian studies No. 3-4 (3-4) 2014. pp.117-124.

13. Ogurtsova N.V. Information culture of a specialist: study and evaluation [Text] / N.V. Ogurtsova. - M., 1990. - 17 p.

14. Petrova I.A. Psychological conditions for the development of information culture of a future specialist in the process of studying at a university diss kan psych sciences, 2009.

15. Skvortsov L.V. Information culture and integral knowledge: selected works. - M.: INION RAS, 2002. - p.99-107. - P. 9.

16. Solovkina I.V., Temerbekova A.A. Information culture of a university student as a means of successful professional activity in the future // The world of science, culture, education. No. 3 (88) 2021. pp.110-111.

17. Khodyakova N.V. Information culture of a specialist: textbook. -method. manual [Text] / N.V. Khodyakova. - Volgograd: Volgo-gr. yurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. -278 s

18. Chvyakin V.A., Kozilova L.V. The influence of the educational environment of the pedagogical university on the profession-ogenesis of a teacher // Prospects of science and education. 2022. No. 4 (58). pp. 96-114. DOI: 10.32744/pse.2022.4.6

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.