Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Рябова Ирина Анатольевна

Широкое распространение информационных и телекоммуникационных технологий привело к глобальной информатизации общества, что стало одним из приоритетных направлений развития нашей страны. Деятельность человека в условиях быстро меняющегося современного общества все в большей степени зависит от информированности и способности эффективно и грамотно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы. В последнее время в качестве одного из важнейших условий, обеспечивающих человеку развитие и необходимый комфорт, признана информационная грамотность, а культура личности пополнилась информационной культурой. Это привело к тому, что особое внимание стало уделяться информатизации образования как условию, необходимому для привития и совершенствования информационной культуры человека. Большие объемы создаваемой и обрабатываемой человеком информации, развитие информационной техносферы становятся социально значимыми только тогда, когда они тесно связаны с культурной средой общества, вливаясь в его общую культуру. В процессе подготовки специалиста в современных условиях главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и информационной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Перед высшим профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, информационной и коммуникативной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. В связи с этим требования, предъявляемые к студенту вуза со стороны информационного общества, сводятся к следующим: развитие информационного мировоззрения, понимание информационной картины мира, знание разнообразных источников создания и передачи информации и способов работы с ними, умение грамотно обращаться с ней, используя при необходимости мультимедийные технологии. Авторами определены стратегические ориентиры и педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной культуры в образовательном процессе вуза. Также сделан акцент на культуре поиска информации и культуре безопасности личности в информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING: PROBLEMS AND PROSPECTS

The wide spread of information and telecommunication technologies has led to the global informatization of society, which has become one of the priority directions of our country's development. Human activity in a rapidly changing modern society increasingly depends on awareness and the ability to effectively and competently use the information resources at his disposal. Recently, information literacy has been recognized as one of the most important conditions providing a person with development and the necessary comfort, and the culture of the individual has been replenished with information culture. This has led to the fact that special attention has been paid to the informatization of education as a condition necessary for the inculcation and improvement of human information culture. Large volumes of information created and processed by a person, the development of the information technosphere become socially significant only when they are closely connected with the cultural environment of society, merging into its general culture. In the process of training a specialist in modern conditions, orientation to the development of his personality and information culture acquires a dominant role, which makes it possible to significantly facilitate the process of adaptation in a professional environment. The higher professional education is faced with fundamentally new tasks for the formation of students' system thinking, information and communication culture, creative activity, and the ability to analyze the results of their activities. In this regard, the requirements imposed on a university student by the information society are as follows: the development of an information worldview, an understanding of the information picture of the world, knowledge of various sources of creating and transmitting information and ways of working with them, the ability to handle it competently, using multimedia technologies if necessary. The authors have identified strategic guidelines and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the formation of information culture in the educational process of the university. The emphasis is also placed on the culture of information retrieval and the culture of personal security in the information environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Рябова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Широкое распространение информационных и телекоммуникационных технологий привело к глобальной информатизации общества, что стало одним из приоритетных направлений развития нашей страны. Деятельность человека в условиях быстро меняющегося современного общества все в большей степени зависит от информированности и способности эффективно и грамотно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы. В последнее время в качестве одного из важнейших условий, обеспечивающих человеку развитие и необходимый комфорт, признана информационная грамотность, а культура личности пополнилась информационной культурой. Это привело к тому, что особое внимание стало уделяться информатизации образования как условию, необходимому для привития и совершенствования информационной культуры человека. Большие объемы создаваемой и обрабатываемой человеком информации, развитие информационной техносферы становятся социально значимыми только тогда, когда они тесно связаны с культурной средой общества, вливаясь в его общую культуру. В процессе подготовки специалиста в современных условиях главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и информационной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Перед высшим профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, информационной и коммуникативной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. В связи с этим требования, предъявляемые к студенту вуза со стороны информационного общества, сводятся к следующим: развитие информационного мировоззрения, понимание информационной картины мира, знание разнообразных источников создания и передачи информации и способов работы с ними, умение грамотно обращаться с ней, используя при необходимости мультимедийные технологии. Авторами определены стратегические ориентиры и педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной культуры в образовательном процессе вуза. Также сделан акцент на культуре поиска информации и культуре безопасности личности в информационной среде.

Ключевые слова: информационная культура, информационное мировоззрение, культура личности, педагогические условия, образовательный процесс, профессиональная подготовка.

Annotation. The wide spread of information and telecommunication technologies has led to the global informatization of society, which has become one of the priority directions of our country's development. Human activity in a rapidly changing modern society increasingly depends on awareness and the ability to effectively and competently use the information resources at his disposal. Recently, information literacy has been recognized as one of the most important conditions providing a person with development and the necessary comfort, and the culture of the individual has been replenished with information culture. This has led to the fact that special attention has been paid to the informatization of education as a condition necessary for the inculcation and improvement of human information culture. Large volumes of information created and processed by a person, the development of the information technosphere become socially significant only when they are closely connected with the cultural environment of society, merging into its general culture. In the process of training a specialist in modern conditions, orientation to the development of his personality and information culture acquires a dominant role, which makes it possible to significantly facilitate the process of adaptation in a professional environment. The higher professional education is faced with fundamentally new tasks for the formation of students' system thinking, information and communication culture, creative activity, and the ability to analyze the results of their activities. In this regard, the requirements imposed on a university student by the information society are as follows: the development of an information worldview, an understanding of the information picture of the world, knowledge of various sources of creating and transmitting information and ways of working with them, the ability to handle it competently, using multimedia technologies if necessary. The authors have identified strategic guidelines and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the formation of information culture in the educational process of the university. The emphasis is also placed on the culture of information retrieval and the culture of personal security in the information environment.

Key words: information culture, information worldview, personality culture, pedagogical conditions, educational process, professional training.

Введение. Информационная культура, как единство научного мировоззрения и компетенций личности становится базовой характеристикой современного человека, поскольку дает ему возможность гармоничного сосуществования в обществе, удовлетворение духовных потребностей и интересов.

Информационными потоками наполнены все отрасли социокультурного пространства. Их основу составляют программные продукты, к которым, в частности, относятся мультимедийные технологии, требующие от пользователей умений находить, перерабатывать и использовать полученную информацию для разных сфер деятельности, как социальной и культурной, так и научной и образовательной [1].

Процесс формирования информационной культуры взаимообусловлен с таким понятием, как «культура личности». Известно, что культура личности - это совокупность определенных качеств человека, которые включают в себя сформированные знания и компетенции, необходимые для жизнедеятельности.

Также - это умение ставить цели и достигать желаемого, обладать способностями, преобразуя окружающую действительность, совершенствовать себя, становится частью культуры.

Культура личности имеет двусторонний характер - внешний и внутренний. Внешняя культура личности направлена на создание материальных предметов повседневности, а для становления личности важной становится внутренняя сторона культуры, поскольку в нее входят такие жизненно важные ценности, как мораль, нравственность, обычаи, мировоззрение и пр. Пути развития внутренней культуры человека достаточно сложные и требуют максимального участия всех, кто

причастен к его обучению и воспитанию. Думать, размышлять, спорить, идти к истине - все эти качества развиваются в условиях образования, самопознания, самообразования и, конечно, невозможны без формирования информационной культуры [2].

Изложение основного материала статьи. Чрезвычайно важным периодом для формирования информационной культуры личности становится период юношеского взросления. В этом возрасте молодые люди ищут себя, пытаются определить жизненные интересы, у них активно формируются личностные особенности. Разумеется, формирование личности начинается гораздо раньше, но ее становление приходится на юношеский возраст. В эти годы формируется целостная личность, ее характер, ценностные ориентации, происходит интеграция во взрослое общество.

Совершеннолетие - это время демонстрации зрелости личности, ее ориентиров, истинных ценностей жизни и культуры, процесс самоопределения в различных сферах жизни (духовной, личностной, социальной), в том числе в выборе будущей профессиональной деятельности. Проектируя свое будущее, молодежь ищет ответы на вопрос: как не ошибиться и сделать правильный выбор? Это касается не только области поиска интересной профессии, но и принятия решений в условиях нравственного выбора, предпочтение или отрицание тех, или иных жизненных ценностей. Ведущим видом деятельности в стенах университета становится учебная деятельность, которая в итоге переходит в личностно-значимую, поскольку речь идет о будущем студента, о его профессиональной деятельности.

Любой вид деятельности предполагает поиск и получение необходимой информации и ее эффективную обработку. Отсутствие нужной информации часто затрудняет принятие действенного решения в каждом конкретном случае.

Студенты должны это осознавать и испытывать ежедневную потребность в получении новой информации. Образовательный процесс в вузе должен строиться с учетом этой потребности, поскольку нуждаемость в информации в дальнейшем станет центральной частью информационной культуры выпускника.

Основная задача высшей школы состоит еще и в том, чтобы научить студента получать, обрабатывать, передавать, творчески использовать информацию с целью выработки оптимальных, с точки зрения производства, экономики и т.п. решений. Решая эту задачу важно понимать, чтобы обучающиеся овладели информационной культурой, т.е. грамотно подходили к выбору нужной информации, были способны к ее анализу, переработке и использованию в обычной жизни и в профессиональной деятельности, необходимо пересмотреть подходы к учебно-воспитательному процессу [5].

Среди них можно выделить следующие:

1. Личностно-ориентированный подход - способствует созданию таких условий для развития и проявления личности обучающегося, которые позволяют реализовать его возможности и раскрыть интеллектуальный потенциал. В процессе развития личности студента формируется его деятельность.

2. Компетентностный подход направлен на формирование компетенций (деятельностных умений), т. е. в процессе формирования деятельности - развивается личность.

3. Исследовательский подход - одной из главных задач становится организация аудиторной, внеаудиторной и поисково-творческой деятельности обучающихся.

Анализируя любой из подходов к организации образовательного процесса в вузе, можно сделать вывод, что эффективность его будет зависеть от того, какое место будет отведено информационной культуре.

Исследуя информационную культуру в связи с профессиональной деятельностью, нужно заметить, что попытки выделить профессиональную часть в ней уже осуществлялись. Так, Л.В. Нестерова считает информационную культуру как «систему профессионально-важных качеств, характеризующуюся знаниями и умениями специалиста эффективно осуществлять все виды работ с информацией, и высокой степенью сформированности ценностных ориентаций и идеалов, регулирующих информационные отношения в процессе восприятия, обработки, передачи и использования информации в профессиональной деятельности» [3].

Рассмотрение информационной культуры в контексте главной части профессиональной подготовки студента базируется на общих взглядах на профессиональную культуру, в которой оценивается по-разному ее место в системе профессиональной подготовки студента вуза.

Так, Н.В. Ходякова придерживается личностно-ориентированной концепции, отражающей точку зрения приоритета компонента «культуры» в информационной культуре [4]. Согласно этой концепции, соотнесение понятия информационной культуры с общей и профессиональной культурой выглядит следующим образом - общая и профессиональная культура представляются родовыми понятиями по отношению к информационной культуре, являясь ее подсистемой, информационная же культура сохраняет свою целостность и относительную автономность.

«Выходы» в систему более общего порядка являются не только последовательными (информационная культура, профессиональная культура), выражающимися в эргономической и правовой культуре, профессиональной этике и др., но и непосредственными (информационная культура - общая культура), реализующимися в культуре мышления, поведения, общения, мировоззренческой, эстетической культуре и т.д. Следовательно, компонент базовой культуры личности в своей основе определяется профессиональной направленностью обучающегося.

При этом, несмотря на разную терминологию, современные исследователи едины в содержательной части информационной культуры студента - это его мировоззрение, наполненное знаниями об окружающей среде, ее роли в жизни человека и общества; компетенциями, необходимыми для реализации в профессиональной деятельности, коммуникационными способностями, ценностными ориентациями и т.д.

Все это позволяет сделать вывод о том, что информационная культура личности - сложная интегративная организация, представленная совокупностью взаимосвязанных информационных частей: мировоззренческой, этической, технологической, правовой, коммуникативной, познавательной, библиографической. Именно эти компоненты дают возможность человеку комфортно жить в информационном социуме.

Нам представляется существенным рассмотреть группу структурных элементов информационной культуры студента высшей школы. Исходя из определенного нами понятия для данного феномена, можно выделить такие компоненты, как, информационно-мировоззренческий, ценностно-нормативный и информационно-деятельностный.

Основу информационно-мировоззренческого компонента составляет знание материи, энергии, информации, понимание роли человека в обществе и своего положения в нем и др. Все это дает возможность для появления новых идеалов, смыслов и ценностей, ориентируясь на которые у человека появляются новые приоритеты в жизни, вырабатывается определенная жизненная позиция. Внутренняя устойчивая убежденность, отсутствие конформизма по отношению к ряду жизненно важных ориентиров: знания, стремления, нормы, ценности, идеалы, мораль, нравственность и т.д., закладывает прочный фундамент мировоззрения, имеющее в первую очередь личностно-ориентированную направленность.

Ценностно-нормативный компонент строится с учетом того факта, что мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей идеалов личности, социальной группы и общества. В нем можно выделить следующие основные составляющие:

1. Мироощущение, как эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.

2. Мировосприятие - образ мира в наглядных представлениях.

3. Миропонимание в форме познавательно-интеллектуальной стороны мировоззрения.

И если первый и второй компоненты мировоззрения можно рассматривать, как образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия, то третий компонент - представление о мире на основе его рационального объяснения.

Безусловно, освоение наук, формирование у студентов компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, невозможно без выделения еще одного - информационно-деятельностного (практического) компонента в мировоззрении. Без практического освоения действительности мировоззрение будет носить теоретическую, абстрагированную природу. Даже если человеком осваивается тот компонент мировоззрения, который не требует от него конкретного участия, а носит лишь созерцательный характер, тем не менее, именно в этот момент происходит формирование устойчивой реакции, образа мыслей и формы поведения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мировоззрение - система взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего назначения в нем, позволяющая осознанно выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения. Формирование мировоззрения возможно только в условиях практического освоения действительности.

Информационное мировоззрение студента вуза как компонента информационной культуры, является его важнейшей составляющей, без которой невозможно освоение не только профессиональных компетенций, но и пребывание в обществе, в качестве полноценного участника событий, происходящих в нем.

Современное общество предъявляет к молодому специалисту такие требования, когда владение знаниями только в области профессиональной деятельности недостаточно. Выпускники должны быть готовы реализовывать себя в социуме, уметь выстраивать коммуникативные отношения, оперативно решать различного рода задачи, нести ответственность за свои поступки, иметь широкое информационное мировоззрение.

Эта готовность зависит не только от знаний и умений, приобретенных в процессе обучения в вузе, но и от уровня информационной культуры, влияющей на формирование учебных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Показателем качественной подготовки молодых специалистов будет их способность применять полученные знания на практике.

Следовательно, стратегическими ориентирами образовательного процесса в высшей школе становится направленность на формирование информационной культуры как базовой основы профессионального становления личности обучающегося.

В образовательном процессе Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского к таким ориентирам можно отнести:

1. Повышение профессиональных компетенций - совокупность знаний, умений и навыков в определенной профессиональной сфере, показатель готовности выпускника к выполнению конкретной профессиональной деятельности. Решение этой задачи лежит в процессе формирования компетенций, определенных учебным планом определенного уровня обучения и направления подготовки обучающихся.

2. Умение работать в информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда - совокупность системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, технического, учебно-методического обеспечения реализации основной образовательной программы. Студенты университета имеют доступ к информационным образовательным ресурсам не только на площадках учебного заведения (например, библиотека вуза), но и внешним ресурсам, таким как, электронно-библиотечная система «IPRbooks», «Юрайт» и др.

3. Овладение навыками применения полученной информации в практической деятельности и повседневной жизни. Студенты учатся:

- извлекать из большого потока информации только главное;

- пишут доклады и рефераты для выступлений на учебных занятиях и вне их - на конференциях, семинарах, круглых столах и пр.;

- готовят презентации к докладам - выбирают для этого необходимый, проработанный текст;

- осуществляют поиск информации для проектной деятельности и др.

4. Готовность к самообразованию, развитию информационного мировоззрения на протяжении всей жизни. Информационное мировоззрение способствует развитию критического мышления, как способности к анализу, синтезу, сопоставлению полученной информации с позиции причинно-следственных связей, умению делать собственные выводы. При этом студент получает возможность выявить пробелы в своих знаниях и готов к осуществлению поиска нужной информации. Самостоятельно осваивает знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

В контексте исследуемой темы нельзя не отметить того факта, что доступность информации на любых носителях, ее быстрый поиск и большой объем - все это привело к появлению ряда других проблем, решение которых не может быть отсрочено во времени и должно осуществлять во взаимосвязи с формированием информационной культуры - культура поиска информации и культура безопасности личности в информационной среде.

Обучение культуре поиска информации заложено в рабочей программе учебной дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» и с успехом доводится до студентов на лекционных и практических занятиях преподавателями информатики и информационных технологий.

Вопрос безопасности личности в информационной среде требует более глубокого осмысления и находится в области компетенций педагогов-психологов. Включение в учебный план подготовки бакалавров дисциплины «Профилактика деформации личности в информационной среде» позволит педагогам рассмотреть со студентами не только теоретические подходы к проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности, но и научить методам распознавания информационных угроз, приёмам профилактической и информационно-разъяснительной работы по вопросам безопасности в информационной среде.

Выводы. Информационное мировоззрение, которое находит свое отражение в информационной культуре, способствует гармоничному развитию личности. Формирование информационной культуры лежит в плоскости образования, как общего, так и профессионального. Эффективность этого процесса зависит от создания определённых педагогических условий:

1. Организационно-педагогических - учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса, материально-технические условия, кадровое обеспечение и др.

2. Психолого-педагогических - личностно-ориентированное взаимодействие с обучающимися, создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию личности, создание ситуации успеха и др.

3. Дидактических - отбор содержания учебного материала, доступность, систематичность, последовательность его изложения. Использование дополнительных источников информации, сочетание контроля с самоконтролем обучающихся и др.

Безусловно, процесс формирования информационной культуры не заканчивается после получения диплома о профессиональном образовании. Взрослея, молодые специалисты начинают испытывать недостаток необходимой информации в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Обладая знаниями и навыками поиска информации, ее отбора, переработки и культуре поведения в информационном пространстве, они без труда будут находить нужное и чувствовать себя безопасно в информационной среде.

Литература:

1. Беляев, Р.В. формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.05 / Беляев Роман Владимирович. - Москва, 2017. - С. 21-22

2. Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности / О.С. Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. под ред. Газмана О.С. - Москва: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 5.

3. Нестерова, Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Нестерова Любовь Васильевна. - Брянск, 2002. - С. 9.

4. Ходякова, Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ходякова Наталия Владимировна. - Волгоград, 1996. - 182 с.

5. Шулика, Н.А. Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия / Н.А. Шулика // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - Томск, 2016. - 1 (166). - С. 102.

Педагогика

УДК 371 аспирант Хоу И

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ТЕМБР КАК ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса развития способности восприятия звуковых тембров. Указываются личностные сферы, на которые большое воздействие оказывает богатство звуков и их тембров. Перечисляются факторы расширения тембрового звукомира личности. Подчеркнута необходимость выстраивания процесса развития тембрового восприятия в соответствии с современными подходами в образовании и современной звуковой парадигмой. Указывается роль тембра в разных звуковых парадигмах. Затронут вопрос о новой звуковой парадигме, рассматриваемой в работах выдающихся современных российских философов, искусствоведов и музыковедов. Обоснована необходимость выстраивания стратегии музыкального образования в соответствии с новой звуковой парадигмой, новой концепцией звука и стилем нового музыкального мышления. Обозначен круг наук, составляющих современную методологию процесса развития тембрового восприятия. Приводятся два подхода в определения музыкального тембра. Предлагаются рекомендации по обновлению репертуара для развития тембрового восприятия в музыкальном образовании в соответствии с новым уровнем музыкального мышления и современными композиторскими техниками. На основе идей психогностики раскрыта роль тембра в создании и восприятии «персонажной интонации» (В.В. Медушевский). В работах выдающихся российских ученых прослежена роль тембровой интонации в создании «энциклопедии мирочувствования» (В.В. Медушевский). Этот тезис подкреплен теорией о взаимосвязи физических, с одной стороны, и психологических, с другой стороны, признаков звука, к последним из них как раз относится тембр (Ф.К. Штумпф). Кратко обозначен аспект тембрового восприятия в произведениях разных видов искусства. Обозначены перспективные направления исследований для изучения роли тембра в традициях национальных культурах, процессах национальной и социокультурной идентификации, социальной коммуникации людей.

Ключевые слова: парадигма, тембр, звук, музыка, психогностика.

Annotation. The article discusses the features of the process of developing the ability to perceive sound timbres. Personal spheres are indicated, which are greatly influenced by the richness of sounds and their timbres. The factors of expansion of the timbre sound world of the personality are listed. The necessity of building the process of development of timbre perception in accordance with modern approaches in education and the modern sound paradigm is emphasized. The role of the timbre in different sound paradigms is indicated. The question of a new sound paradigm, considered in the works of outstanding modern Russian philosophers, art critics and musicologists, is touched upon. The necessity of building a strategy for music education in accordance with the new sound paradigm, the new concept of sound and the style of new musical thinking is substantiated. The range of sciences that make up the modern methodology for the development of timbre perception is outlined. Two approaches to the definition of musical timbre are given. Recommendations are proposed for updating the repertoire for the development of timbre perception in music education in accordance with the new level of musical thinking and modern composing techniques. Based on the ideas of psychognostics, the role of timbre in the creation and perception of "character intonation" (V.V. Medushevsky) is revealed. In the works of prominent Russian scientists, the role of timbre intonation in the creation of an "encyclopedia of worldview" (V.V. Medushevsky) is traced. This thesis is supported by the theory of the relationship between physical, on the one hand, and psychological, on the other hand, signs of sound, the latter of which just includes timbre (F.K. Stumpf). The aspect of timbre perception in works of different types of art is briefly outlined. Promising areas of research are outlined for studying the role of timbre in the traditions of national cultures, the processes of national and socio-cultural identification, and social communication of people.

Key words: paradigm, timbre, sound, music, psychognostics.

Введение. Формирование и развитие способности к восприятию тембров звуков окружающей действительности, тембров вокальных голосов и музыкальных инструментов является неотъемлемой частью процесса музыкального образования личности. Тембр составляет одну из четырех важнейших характеристик музыкального звука, наравне с высотой, длительностью и динамикой. Его качество определяет, вместе с другими тремя характеристиками, неповторимую «звуковую локальность», а его изменение влечет за собой изменение характеристики всей «звуковой локальности». Тембр -это обертоновая и красочная «аура» звука, способ его выразительно-смыслового наполнения.

Мир беззвучный, мир не звучащий, мир с однообразием повторяющихся тембровых звучаний противоестественен для человека и даже вреден для его психического и физического здоровья. Богатство звуков и их тембров оказывает воздействие на человека - на его интеллектуальную, эмоционально-волевую, психосоматическую и физиологическую сферы. Поэтому тембровый колорит, начиная с древних трактатов и до современных практик по музыкотерапии, признается мощным психотерапевтическим средством воздействия на организм и духовный мир человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.