Научная статья на тему 'ТЕМБР КАК ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕМБР КАК ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ТЕМБР / ЗВУК / МУЗЫКА / ПСИХОГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хоу И

В статье рассматриваются особенности процесса развития способности восприятия звуковых тембров. Указываются личностные сферы, на которые большое воздействие оказывает богатство звуков и их тембров. Перечисляются факторы расширения тембрового звукомира личности. Подчеркнута необходимость выстраивания процесса развития тембрового восприятия в соответствии с современными подходами в образовании и современной звуковой парадигмой. Указывается роль тембра в разных звуковых парадигмах. Затронут вопрос о новой звуковой парадигме, рассматриваемой в работах выдающихся современных российских философов, искусствоведов и музыковедов. Обоснована необходимость выстраивания стратегии музыкального образования в соответствии с новой звуковой парадигмой, новой концепцией звука и стилем нового музыкального мышления. Обозначен круг наук, составляющих современную методологию процесса развития тембрового восприятия. Приводятся два подхода в определения музыкального тембра. Предлагаются рекомендации по обновлению репертуара для развития тембрового восприятия в музыкальном образовании в соответствии с новым уровнем музыкального мышления и современными композиторскими техниками. На основе идей психогностики раскрыта роль тембра в создании и восприятии «персонажной интонации» (В.В. Медушевский). В работах выдающихся российских ученых прослежена роль тембровой интонации в создании «энциклопедии мирочувствования» (В.В. Медушевский). Этот тезис подкреплен теорией о взаимосвязи физических, с одной стороны, и психологических, с другой стороны, признаков звука, к последним из них как раз относится тембр (Ф.К. Штумпф). Кратко обозначен аспект тембрового восприятия в произведениях разных видов искусства. Обозначены перспективные направления исследований для изучения роли тембра в традициях национальных культурах, процессах национальной и социокультурной идентификации, социальной коммуникации людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMBRE AS A SOUND PHENOMENON IN MUSIC EDUCATION

The article discusses the features of the process of developing the ability to perceive sound timbres. Personal spheres are indicated, which are greatly influenced by the richness of sounds and their timbres. The factors of expansion of the timbre sound world of the personality are listed. The necessity of building the process of development of timbre perception in accordance with modern approaches in education and the modern sound paradigm is emphasized. The role of the timbre in different sound paradigms is indicated. The question of a new sound paradigm, considered in the works of outstanding modern Russian philosophers, art critics and musicologists, is touched upon. The necessity of building a strategy for music education in accordance with the new sound paradigm, the new concept of sound and the style of new musical thinking is substantiated. The range of sciences that make up the modern methodology for the development of timbre perception is outlined. Two approaches to the definition of musical timbre are given. Recommendations are proposed for updating the repertoire for the development of timbre perception in music education in accordance with the new level of musical thinking and modern composing techniques. Based on the ideas of psychognostics, the role of timbre in the creation and perception of "character intonation" (V.V. Medushevsky) is revealed. In the works of prominent Russian scientists, the role of timbre intonation in the creation of an “encyclopedia of worldview” (V.V. Medushevsky) is traced. This thesis is supported by the theory of the relationship between physical, on the one hand, and psychological, on the other hand, signs of sound, the latter of which just includes timbre (F.K. Stumpf). The aspect of timbre perception in works of different types of art is briefly outlined. Promising areas of research are outlined for studying the role of timbre in the traditions of national cultures, the processes of national and socio-cultural identification, and social communication of people.

Текст научной работы на тему «ТЕМБР КАК ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Безусловно, процесс формирования информационной культуры не заканчивается после получения диплома о профессиональном образовании. Взрослея, молодые специалисты начинают испытывать недостаток необходимой информации в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Обладая знаниями и навыками поиска информации, ее отбора, переработки и культуре поведения в информационном пространстве, они без труда будут находить нужное и чувствовать себя безопасно в информационной среде.

Литература:

1. Беляев, Р.В. формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.05 / Беляев Роман Владимирович. - Москва, 2017. - С. 21-22

2. Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности / О.С. Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. под ред. Газмана О.С. - Москва: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 5.

3. Нестерова, Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Нестерова Любовь Васильевна. - Брянск, 2002. - С. 9.

4. Ходякова, Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ходякова Наталия Владимировна. - Волгоград, 1996. - 182 с.

5. Шулика, Н.А. Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия / Н.А. Шулика // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - Томск, 2016. - 1 (166). - С. 102.

Педагогика

УДК 371 аспирант Хоу И

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ТЕМБР КАК ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса развития способности восприятия звуковых тембров. Указываются личностные сферы, на которые большое воздействие оказывает богатство звуков и их тембров. Перечисляются факторы расширения тембрового звукомира личности. Подчеркнута необходимость выстраивания процесса развития тембрового восприятия в соответствии с современными подходами в образовании и современной звуковой парадигмой. Указывается роль тембра в разных звуковых парадигмах. Затронут вопрос о новой звуковой парадигме, рассматриваемой в работах выдающихся современных российских философов, искусствоведов и музыковедов. Обоснована необходимость выстраивания стратегии музыкального образования в соответствии с новой звуковой парадигмой, новой концепцией звука и стилем нового музыкального мышления. Обозначен круг наук, составляющих современную методологию процесса развития тембрового восприятия. Приводятся два подхода в определения музыкального тембра. Предлагаются рекомендации по обновлению репертуара для развития тембрового восприятия в музыкальном образовании в соответствии с новым уровнем музыкального мышления и современными композиторскими техниками. На основе идей психогностики раскрыта роль тембра в создании и восприятии «персонажной интонации» (В.В. Медушевский). В работах выдающихся российских ученых прослежена роль тембровой интонации в создании «энциклопедии мирочувствования» (В.В. Медушевский). Этот тезис подкреплен теорией о взаимосвязи физических, с одной стороны, и психологических, с другой стороны, признаков звука, к последним из них как раз относится тембр (Ф.К. Штумпф). Кратко обозначен аспект тембрового восприятия в произведениях разных видов искусства. Обозначены перспективные направления исследований для изучения роли тембра в традициях национальных культурах, процессах национальной и социокультурной идентификации, социальной коммуникации людей.

Ключевые слова: парадигма, тембр, звук, музыка, психогностика.

Annotation. The article discusses the features of the process of developing the ability to perceive sound timbres. Personal spheres are indicated, which are greatly influenced by the richness of sounds and their timbres. The factors of expansion of the timbre sound world of the personality are listed. The necessity of building the process of development of timbre perception in accordance with modern approaches in education and the modern sound paradigm is emphasized. The role of the timbre in different sound paradigms is indicated. The question of a new sound paradigm, considered in the works of outstanding modern Russian philosophers, art critics and musicologists, is touched upon. The necessity of building a strategy for music education in accordance with the new sound paradigm, the new concept of sound and the style of new musical thinking is substantiated. The range of sciences that make up the modern methodology for the development of timbre perception is outlined. Two approaches to the definition of musical timbre are given. Recommendations are proposed for updating the repertoire for the development of timbre perception in music education in accordance with the new level of musical thinking and modern composing techniques. Based on the ideas of psychognostics, the role of timbre in the creation and perception of "character intonation" (V.V. Medushevsky) is revealed. In the works of prominent Russian scientists, the role of timbre intonation in the creation of an "encyclopedia of worldview" (V.V. Medushevsky) is traced. This thesis is supported by the theory of the relationship between physical, on the one hand, and psychological, on the other hand, signs of sound, the latter of which just includes timbre (F.K. Stumpf). The aspect of timbre perception in works of different types of art is briefly outlined. Promising areas of research are outlined for studying the role of timbre in the traditions of national cultures, the processes of national and socio-cultural identification, and social communication of people.

Key words: paradigm, timbre, sound, music, psychognostics.

Введение. Формирование и развитие способности к восприятию тембров звуков окружающей действительности, тембров вокальных голосов и музыкальных инструментов является неотъемлемой частью процесса музыкального образования личности. Тембр составляет одну из четырех важнейших характеристик музыкального звука, наравне с высотой, длительностью и динамикой. Его качество определяет, вместе с другими тремя характеристиками, неповторимую «звуковую локальность», а его изменение влечет за собой изменение характеристики всей «звуковой локальности». Тембр -это обертоновая и красочная «аура» звука, способ его выразительно-смыслового наполнения.

Мир беззвучный, мир не звучащий, мир с однообразием повторяющихся тембровых звучаний противоестественен для человека и даже вреден для его психического и физического здоровья. Богатство звуков и их тембров оказывает воздействие на человека - на его интеллектуальную, эмоционально-волевую, психосоматическую и физиологическую сферы. Поэтому тембровый колорит, начиная с древних трактатов и до современных практик по музыкотерапии, признается мощным психотерапевтическим средством воздействия на организм и духовный мир человека.

Окружающий и воспринимаемый человеком звуковой мир постоянно расширяется. Это объясняется разными факторами, среди которых следующие: во-первых, по мере взросления ребенок начинает воспринимать и различать новые звуки и их тембры; во-вторых, появляются новые тембры, связанные с синтезированием звуков, то есть имеющие в своей основе искусственную природу создания (электронная музыка, новые электронные музыкальные инструменты; звуковое программирование и звуковая режиссура и т.д.); в-третьих, информационно-коммуникационные технологии делают доступными для аудиовизуального восприятия огромное число музыкальных инструментов в разных странах и на разных континентах мира.

В русской, советской и российской педагогике музыкального образования (массового и профессионального) накоплен большой методический опыт развития музыкального слуха, и тембрового слуха как его разновидности. Эти методики совершенствуются по мере внедрения новых образовательных подходов (например, компетентностного, развивающего, контекстного и др.). И поэтому отвечают требованиям новой парадигмы образования. Вместе с тем, методики музыкального образования, помимо учета новых парадигм образования, должны соответствовать новой «парадигме звука», потому что роль звука в мироздании человечества и жизни каждого отдельного человека также меняет свои «парадигмальные» координаты. И в этой смене звуковых парадигм наука, с одной стороны, и искусство, музыка, с другой стороны, взаимосвязаны, потому что звук, во всем богатстве его характеристик, - это объект и предмет научных и социокультурных процессов.

Однако далеко не всегда смена музыкально-образовательных парадигм отражает новое качество новых звуковых парадигм, новых концепций звука, осмысленных учеными и представленных в исследованиях по истории искусства, искусствознанию, музыкознанию. А, тем не менее, тембр звука очень важен для понимания новой звуковой парадигмы, нового концептуального взгляда на роль звука в организации мироустройства и понимании человеком процессов, происходящих в этом мироустройстве и осознании своего места в нем.

Поэтому цель данной статьи - рассмотреть тембровый слух как самодостаточный образ, качество смысла (модус) звуковых парадигм, сменяющихся в музыкальном искусстве на протяжении тысячелетий и столетий, чтобы акцентировать роль тембра во взаимосвязанных между собой современной звуковой картине мира, современном музыкальном мышлении и современном музыкальном образовании.

Задачи данной статьи: 1) характеристика тембра в разных звуковых парадигмах; 2) анализ современных исследований в области философии и музыкознания о роли важнейших характеристик звука (и тембра, в том числе) в организации структур Вселенной и мировоззренческого смысла человека; 3) обозначение тембровых характеристик музыкальных интонаций как способа формирования единого - художественного, культурного и жизненного - опыта личности.

Изложение основного материала статьи. В советской и российской теории и практике музыкального образования посвящено много научных и методических работ проблеме развития тембрового слуха у обучающихся в условиях общеобразовательной школы и профессионального образования по музыке. К фундаментальным научным трудам по проблеме развития слухового восприятия музыки, имеющим методологическое значение для разработки проблемы тембрового слухового восприятия, относятся работы таких ученых, как: Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов, Г.М. Цыпин и др. [1, 17, 18, 19]. Среди педагогов-музыкантов, обращавшихся к этой проблеме и разработавших методики, методы и приемы развития тембрового слуха как необходимого компонента интегративного целого - музыкального слуха, -С.М. Майкапар, Н.Л. Гродзенская, Г.С. Ригина, Э. Бальчитис и др. [2, 6, 8, 16].

Вторая половина ХХ века - начало XXI века характеризуются активной разработкой и обогащением методологической базы в исследовании звука. Гипотезы и концепции исследователей в области музыкальной педагогики, искусствознания, теории и истории искусства, музыкознания выстраиваются на интеграции философии и религии, физики и акустики, медицины и физиологии, герменевтики и семиотики, социологии и искусствознания, фонетики и лингвистики, педагогики и психологии.

В музыке и искусстве, так же как и в науке, происходят смены парадигм, то есть процессы кардинального пересмотра системы ставших привычными взглядов на мир, моделей постановки и способов решения проблем. Появление новой парадигмы - это следствие назревшей необходимости поиска новых способов для решения накопившихся и не решаемых противоречий, и через это - путь к новому осмыслению и освоению окружающего мира, к новому мировоззрению, мировосприятию и миропониманию.

Звук, а вместе с ним и тембр, как его важнейшая характеристика, также рассматривается с позиций разных парадигм. Е.В. Назайкинский указывает на современный трехмерный подход к характеристике музыкального звука. Соответственно этой концепции звук рассматривается трехмерно - в пространстве, движении и времени. Пространственная характеристика звука обозначает в данной концепции звуковую вертикаль и горизонталь; движение информирует о высоте, громкости и тембре (что является собственно музыкальными характеристиками звука), а время, как третий параметр, характеризует длительность звучания [11, 12, 13].

В связи с этим Е.Ю. Глазырина отмечает: «Что дает новая концепция звука? Прежде всего - увеличение стереоскопичности, объемности звукового пространства. Это наглядно прослеживается в укрупненности, интегративной комплексности параметров в новой концепции музыкального звука. Например, в параметре «движение» объединены, по-существу, три из важнейших характеристик звука - высота, громкость, тембр. Чем вызвана смена звуковых парадигм? На наш взгляд, более глубоким и пристальным интересом к изучению природы и структуры звука. Причем, звука, мыслимого не просто как неделимый сплав средств музыкальной выразительности (высота, ритм, регистр, динамика и др.), но звука как носителя и выразителя новой философской идеи осмысления мира с позиций принципа дополнительности Н. Бора; бессознательного начала в учении З. Фрейда; теории архетипов К.-Г. Юнга, поисках и обретении духовного начала в музыке у В.В. Медушевского» [5, С. 138].

Во всех учениях, во всех парадигмах тембр неотделим от звука, поэтому в размышлениях о звуке всегда подразумевается тембр. В определениях и характеристике тембра принят, как отмечает Марк Райс, два подхода. Первый -образно-слуховой, когда тембр характеризуется через окраску звука, колористику и даже через тоновое качество звука; при этом характеристика тембра основывается на впечатлениях слушателей при сравнении звучания разных музыкальных инструментов или голосов вокалистов. Второй подход основывается на объяснении обертонов, резонансных областей, особенностей фонетики, материала и молекулярной массы звучащего музыкального инструмента, формы колебания звука, числа и интенсивности гармоник (частичные тона), форманты звука, способов звукоизвлечения и среды распространения звука [15].

Внимание к физической характеристике звука усилилось в XX - начале XXI вв. В настоящее время, отмечает Л.Г. Бергер, ученые доказали, что важную роль в формировании структур Вселенной выполняли гармонические звуковые волны (В.Н. Лукаш, Д.А. Компанеец, И.Д. Новиков, Я.Б. Зельдович), то есть имеющие постоянную частоту колебаний (воспринимаемые нами в диапазоне слуха как звуки определенной, постоянной высоты, которые и служат основным материалом искусства музыки). Именно они были причиной образования неравномерностей (уплотнений и разряжений) в

первоначальной однородной сверхплотной космической плазме, что и послужило стимулом и началом ее преобразования в структуры небесных тел. < ... >. Таким образом, музыка, по существу, является основанием и следствием космических пространственно-временных законов Вселенной [3].

Погружение в законы астрофизики, как это может по-началу показаться, не отодвигает на второй план и не приглушает эмоционально-образные характеристики и духовные смыслы тембра. Наоборот, погружение в закономерности тембра (и его связи с другими характеристиками) созвучно новой парадигме музыкального мышления. Этот вывод подтверждается гениальным высказыванием российского музыковеда В.В. Медушевского: «В музыке звук и смысл прорастают друг в друга бесконечным образом: вселенная мировоззренческого смысла непостижимым способом сочетается со вселенной звуковой организации» [9, С. 9]. Такой вывод должен найти свое воплощение в практике музыкального образования для осмысления обучающимися новой тембровой и смысловой палитры произведений современных композиторов, таких как, например: А. Шнитке «Поток», О. Мессиан «От каньонов к звездам», Дж. Крамм «Макрокосмос», музыка Э. Артемьева к кинофильму «Солярис» и др. Музыкальный репертуар должен обновляться в соответствии с новым уровнем музыкального мышления, новыми композиторскими техниками, одним словом, новыми «звуковыми вселенными» профессиональных творцов музыки и почитателей музыки.

Тембр является прекрасным «штрихом» к портретной зарисовке образа - его характера, темперамента и внешним проявлениям в мимике, движениях, походке, пластике и др. В этом смысле тембр выступает в качестве одного из способов воплощения в музыке идей психогностики - науке, которая с исторической точки зрения рассматривается как «форма донаучного познания психики людей, выявляющая и устанавливающая отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и особенностями характера человека, а с позиций прикладной психологии изучает индивидуальные свойства человека (интеллект и способности, характер и темперамент, типы памяти, внимание, мышление и т.п.)» [14]. В.В. Медушевский отмечает, что «в психологии эта линия ведет к Лафатеру, а в музыке - к Гайдну, который признавался в письме к Лафатеру, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерность типов человека» [9, С. 52].

В музыкальных произведениях эта характеристика апробована на все сто процентов. Этот прием используется не только в главных и побочных темах произведений сольной инструментальной, вокальной и симфонической музыки, в балетной и оперной драматургии и т.д. На этом приеме созданы «тематические» симфонические произведения, например, С. Прокофьев - симфоническая сказка «Петя и волк» (1936 г.); Б. Бриттен - «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» (1945 г.).

Но развитие тембрового слуха обучающихся не должно останавливаться на их способности к распознаванию тембров. Стратегия тембрового развития должна ставить более высокую цель: формирование единого - художественного, культурного и жизненного опыта личности. Эта цель отражена в гениальном обобщении музыкальной интонации в единстве всех ее составляющих (и тембра в том числе), выполненном российским музыковедом В.В. Медушевским, который пишет об интонации как «энциклопедии мирочувствования», в которой «собраны рассеянные во множестве произведений вкрадчивые, решительные, затаенно-нежные, робко упрашивающие и прочие интонации; пластические знаки, воплощающие усталый, плетущийся шаг, веселые прыжки, организованные движения марша и танца» [9, С. 49].

Действительно, в каждой из перечисленных выше интонаций мирочувствования и выражения мироотношения внутренний слух подскажет музыкально восприимчивому человеку соответствующий ей тембр, с одной стороны дополняющий эту интонацию, а с другой стороны - усиливающий ее. А если тембр изменится, то вместе с ним изменится и сама интонация и создаваемый ею музыкальный образ. В этом случае художественно-образное и научное тесно связаны между собой, потому что, согласно сформулированной немецким психологом и музыкальным теоретиком Фридрихом Карлом Штумпфом теории, при изменении одного физического признака звука (например, частоты его колебаний) изменяются два психологических признака звука - тембр и высота [4, С. 20-21].

Еще один аспект в развитии восприятия тембра связан с видами искусства. Приоритет, безусловно, здесь принадлежит музыкальному искусству. На втором месте чаще всего упоминается изобразительное искусство. Многие обучающие и развивающие методики построены на сопоставлении произведений этих двух видов искусства по принципам тождества и контраста, сходства и различия. В обоих случаях тембр характеризует звуковой и живописный колорит через настроение, эмоции, переживания и т.д. Но изобразительное искусство дало жизнь другим видам искусства, например, киноискусству во всех его разновидностях - от художественного до мультипликационного фильма и высоко художественных клипов. Можно вспомнить, в связи с этим, истоки зарождения немого кино с последующим его озвучивании музыкой. А сколько примеров и прекрасных художественных аналогий с музыкальными тембрами содержат в себе образы стихотворений великих поэтов, например, К. Бальмонта, С. Есенина, Н. Заболоцкого и др.

Выводы. Воспитание культуры тембрового восприятия является важнейшей задачей музыкального образования. Не существует мира незвучащего, точно так же, как не существует мира безтембрового. Тембр входит в разные звуковые парадигмы и отражает смену парадигм образования и музыкального мышления. Ученые указывают на роль важнейших характеристик звука (и тембра, в том числе) в организации структур Вселенной и мировоззренческого смысла человека. И этот посыл должен реализоваться в практике музыкального образования при выборе репертуара для восприятия и осмысления обучающимися новой тембровой и смысловой палитры произведений современных композиторов, нового стиля музыкального мышления.

Знакомство человека с тембровым разнообразием постоянно обогащается по мере его способности к дифференцированному восприятию, обобщению, систематизации и типологизации тембров звуков музыкальных и немузыкальных, естественного происхождения и синтезированных с помощью информационно-коммуникационных технологий и специальных компьютерных программ. Расширяется круг наук, образующих методологическую базу для формирования и развития способности обучающихся к восприятию тембра. Стратегия этого процесса видится не просто в обучении к различению тембров, а в формировании на этой основе единого - художественного, культурного и жизненного опыта личности.

За рамками данной статьи остались не раскрытыми вопросы о роли тембра в традициях национальных культур и процессах национальной и социокультурной идентификации, социальной коммуникации людей и некоторые другие, которым будут посвящены следующие статьи.

Литература:

1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

2. Бальчитис, Э.И. О восприятии инструментальных музыкальных произведений в младших классах средней школы / Э.И. Бальчитис // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музгиз, 1966. - Вып. 5. - С. 11-17

3. Бергер, Н.А. Звук и музыка в контексте современной науки и древних комических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля / Н.А. Бергер. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1989. - 216 с.

4. Бондарь, К.В. Восприятие музыки как проблема психологической науки: ретроспективный анализ транспозиции психологии музыкального восприятия / К.В. Бондарь // Северо-Кавказский психологический вестник. - № 7/3. - 2009. -С. 17-24

5. Глазырина, Е.Ю. Музыка в четвертом измерении / Е.Ю. Глазырина // Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. - М.: Искусство в школе, 2001. - 372 с.

6. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. - М.: Просвещение, 1969. - 80 с.

7. Мазур, А.К. Формирование тембро-динамического компонента музыкального слуха в профессиональной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 1982. - 19 с.

8. Майкапар, С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития / С.М. Майкапар. - М.: ЛКИ, 2013. - 256 с.

9. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование / В.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.

10. Назайкинский, Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе ХХ века / Е.В. Назайкинский // Преподаватель, 1999. - № 4. - С. 15-20

11. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

12. Назайкинский, Е.В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии / Е.В. Назайкинский // Статьи и воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1979. - С. 132-162

13. Назайкинский, Е.В. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука / Е.В. Назайкинский // Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М.: Музыка, 1964. - С. 79-100

14. Психогностика // URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/% (дата обращения 04.07.2022).

15. Райс, М. К определению понятия «тембр» / М. Райс // PHILARMONIKA. International Muzic Journal. - 2018. - № 1. - С. 10-19

16. Ригина, Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки / Г.С. Ригина // Музыкальное воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1975. - С. 89-123.

17. Тарасов, Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие / Г.С. Тарасов // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украина, 1986. - С. 56-69

18. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Избранные труды: в 2-х томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с.

19. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин - М.: Интерпракс, 1994. - 355 с.

Педагогика

УДК 377.6

кандидат педагогических наук Худяков Евгений Евгеньевич

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ) (г. Москва)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Одно из направлений качественного обновления профессионального образования - подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции - новой дидактической концепции целостного образовательного процесса среднего профессионального образования. интеграция призвана обеспечить единый подход преподавателей различных учебных дисциплин СПО к решению общих образовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний.

Ключевые слова: интеграция, компетенции, среднее профессиональное образование, образование, мотивация, учебная (аудиторная) и внеучебная (внеаудиторная) деятельность.

Annotation. One of the directions of qualitative renewal of professional education is the training of specialists who are able to consciously use the potential of fundamental disciplines for the systematic solution of professional tasks. Achieving this is possible on the basis of integration - a new didactic concept of the holistic educational process of secondary vocational education. The integration is designed to provide a unified approach of teachers of various educational disciplines of secondary vocational education to solving common educational tasks based on ideological generalization of knowledge.

Key words: integration, competencies, secondary vocational education, education, motivation, educational (classroom) and extracurricular (extracurricular) activities.

Введение. Наиболее острым вопросом среднего профессионального образования сегодня являются вопрос мотивации студентов к обучению. Известно, что успешность образовательной деятельности любой образовательной организации зависит от познавательной активности обучающихся и задача преподавателей - построить образовательный процесс, ориентированный на развитие познавательной активности, в данном случае, студентов колледжа. Формирование самостоятельности и потребности студентов в продолжении образования, самообразовании позитивно отразятся на успешности в профессиональной деятельности на профессиональном росте.

Мотивация обучающихся системы СПО обусловлена не столько внешними стимулами, сколько внутренней потребностью, которая может быть оценена через познавательную активность. Одним из путей формирования познавательной активности представляется интеграция учебной и внеучебной деятельности обучающихся, при которой они могут наглядно рассмотреть возможность использования приобретаемых компетенций на практике - в рамках заданий в системе внеучебной деятельности.

Актуальным вопросом среднего профессионального образования сегодня является вопрос мотивации к нему студентов - как потенциальных, так и уже поступивших в колледж, а также формирование их самостоятельности в учебной деятельности и последующей работе по специальности.

Обучение студентов в системе СПО, на основании соответствующих требований ФГОС и особенностей данной ступени образования, базируется на компетентностном подходе [9].

Изложение основного материала статьи. Интеграция форм организации образовательной деятельности и дисциплин при их изучении в вузах, старшей школе и колледжах рассматривается как фактор повышения качества образования. После

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.