Научная статья на тему 'Информационная культура педагога'

Информационная культура педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура педагога»

Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012

ства, что накладывает отпечаток на его содержание, художественные приемы и средства выразительности.

В настоящее время сформировались жанры сетевого искусства: художественные сайты, почтовые проекты (в рамках которых участники вносят изменения в содержание произведения и отправляют его дальше по электронной почте), художественный интернет-софт, художественные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т. д. В рамках указанных жанров существует большое количество конкретных форм, таких, например, как браузер-арт, спам-арт, форм-арт и т. д.

Библиографический список

1. Ализар А. Феномены интернета: сетевое искусство // Вебпланета. 2004. — http://webplanet.ru/ news/focus/2004/6/16/net_art.html

2. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М., 2008.

3. Rudolf Frieling, Dieter Daniels. Media Art Net, Survey of Media Art. 2004.

4. Umberto Eco, Opera Aperta (1962), engl. As The Open Work, Cambridge, MA, 1989.

Т. П. Зайченко

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Информационная культура — одна из граней общей культуры современного человека [1. С. 32].

Информационная культура личности — совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационное мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизацию, информационные системы, информационное общество и место человека в нем, которые проявляются в смыслах и ценностях, мотивах деятельности с информацией. Именно информационное мировоззрение выступает главным смыслообразующим фактором понятия «информационная культура» [2. С. 34].

Исходя из определения информационная культура включает в себя две базовые составляющие: информационно-мировоззренческую и информационно-деятельностную.

Информационно-мировоззренческая составляющая информационной культуры предполагает социокультурный (знание и проявление норм и правил работы с информацией общего пользования) и информационно-нравственный компоненты.

Информационно-деятельностный компонент информационной культуры подразумевает культуру работы с информацией и владение для этого соответствующими технологиями.

В настоящее время выделяют следующие уровни сформированности информационной культуры личности [3, 5]: 1) информационные навыки, включающие способность пользоваться информационными технологиями и обращаться с информацией; 2) информационная грамотность — способность осознавать необходимость в той или иной информации и получать различного рода информацию как в печатной, так и в электронной форме; умение отбирать ресурсы, наилучшим образом соответствующие и удовлетворяющие решению

Наш словарь

поставленной задачи, и понимание условий, влияющих на доступность информационных источников; способность общаться посредством ИК-технологий и др.; 3) информационная культура как упорядоченная система знаний, умений, навыков использования информационных и коммуникационных технологий, моральных и нравственно-этических норм, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация [3].

Информационная культура — важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура педагога как категория развивающегося информационного общества [4] — это компонент общей педагогической культуры, важнейший показатель профессионального мастерства педагога.

Информационная культура педагога отражает особенности его профессиональной деятельности: формирование информационной культуры обучающегося; пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора, межличностного и группового компьютерно-сетевого взаимодействия и др.

Уровень информационной культуры педагога характеризуют специфические профессионально важные характеристики: интерес к применению информационных технологий и совершенствованию образовательного процесса на их основе, а также потребность в постоянном обновлении своих знаний в данной области; бережное и гуманистическое отношение к информации и информационным объектам, критико-аналитический подход к информационному потреблению в условиях быстроменяющейся информационной среды Интернет; ориентация на высокую нравственность и толерантность в компьютерно-сетевой коммуникации, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов; демократический и высокий морально-этический стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми в виртуальной среде; профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе и др.

Формирование информационной культуры педагога имеет свои особенности, однако основной его направленностью должно быть воспитание высококультурного члена социально-виртуального сообщества и пользователя, потребителя информации, исходя из информационных задач, которые он решает в ходе своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. ГендинаН. И., КолковаН. И., СкипорИ. Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Школьная библиотека, 2003.

2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. М., 2002. — http://www.rnb.ru

3. Зайченко Т. П. Культура информационной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во АСТЕ-РИОН, 2010.

4. Извозчиков В. А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации «Интеллект—XXI». М.: Просвещение, 2002. (Библиотека директора школы).

5. SCONUL. (1999). Information skills in higher education: A SCONUL position paper. Prepared by the Task Force on Information Skills. SCONUL. — http://www.sconul.ac.uk/groups/information_literacy/papers/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.