Научная статья на тему 'Стандарты информационной грамотности'

Стандарты информационной грамотности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
850
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты информационной грамотности»

110

Высшее образование в России • № 9, 2007

танционной формы обучения данной дисциплине, способный производить отбор, давать экспертную оценку и осуществлять разработ-кусоответствующих электронных учебных материалов и обладающий готовностью к организации учебного процесса по практическому овладению языком на расстоянии с привлечением комплекса средств ИКТ.

Литература

1. Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетен-

ция преподавателя иностранного языка.

- Новосибирск, 2005.

2. Российский портал открытого образова-

ния: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - М., 2003.

3. Теория и практика дистанционного обуче-

ния / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2004.

4. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанци-

онное обучение русскому языку как иностранному: обзор отечественных и зарубежных технологий и методик. - М., 2004; Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Рус ский язык за рубежом. -2006. - №178.

Н. ДНЕПРОВСКАЯ, доцент Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Интенсивное развитие компьютерных и коммуникационных технологий во второй половине XX в. позволило человечеству накапливать и распространять практически весь объем документированной информации в электронном виде. По оценкам экспертов в области информатики, в настоящее время удвоение общей суммы знаний происходит каждые 2-3 года [1]- Это можно было бы рассматривать как безусловно позитивную тенденцию, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что стремительное ускорение темпов роста информации приводит человечество к информационному кризису [2], который заключается в том, что объемы информации, хранимой в мировых информационных ресурсах и ресурсах знаний, все расширяются, а степень удовлетворенности информационных потребностей пользователя полнотой и адекватностью выдаваемой информации все ухудшается.

Основным требованием информационного общества к подготовке специалиста становится знание и умение работать с информацией в условиях единого информационного пространства. Современный специалист должен владеть информационны-

Стандарты

информационной

грамотности

ми компетенциями, которые позволят ему получать пользу от доступа к ресурсам знаний и включать опыт других в свое образование [3].

Не прошедшие соответствующее обучение не могут эффективно использовать возможности доступа к информационным ресурсам. Это подтверждено рядом исследований в данной области. В результате были выявлены основные трудности, с которыми пользователи сталкиваются при работе с информационными ресурсами:

■ неправильное формулирование информационной потребности, в результате чего пользователь не может определить наиболее предпочтительные информационные ресурсы для решения поставленной задачи;

■ применение ограниченного набора информационных ресурсов (как правило, пользователи используют только хорошо им знакомые);

■ неэффективное построение поискового запроса при полнотекстовом поиске (не используются возможности поисковых программ, такие как индексация текстов и язык запросов);

■ неадекватная оценка достоверности информации.

ONLINE EDUCA

111

Приоритетной задачей высшего образования становится обучение студентов работе с информационным ресурсами, в которых содержатся новые знания.

Требования информационного общества в области обучения работе с информацией выражены в соответствующих стандартах. Стандарты информационной грамотности для высшего образования существуют в США, Великобритании, Австралии - странах, являющихся лидерами на международном образовательном рынке, чьи университеты занимают верхние позиции в мировом рейтинге образовательных учреждений.

Под информационной грамотностью в США подразумевается набор знаний и умений, необходимых человеку для того, чтобы выявить информационные потребности, определить местонахождение необходимой информации, оценить найденную информацию и эффективно ее использовать [4].

Система стандартов информационной грамотности была разработана Ассоциацией образовательных и научных библиотек (Association of Colleges and Research Libraries), поддержана Американской ассоциацией высшего образования (American Association for Higher Education) и Советом независимых колледжей (Council of Independent Colleges) [5]. Данная система состоит из пяти стандартов.

Первый стандарт. Знания и умения, позволяющие сформулировать информационные потребности для решения конкретной задачи или проблемы:

1) составить общую формулировку информационных потребностей для решения данной задачи;

2) выявить ключевые определения и термины;

3) на основе анализа обобщенной информации по данной проблематике, изучения тезаурусов, отраслевых терминологических словарей, зарубежных и отечественных классификаторов уточнить формулировки информационных потребностей;

4) определить источники первичной,

исходной информации, необходимой для информационного обеспечения решения поставленной задачи;

5) определить источники вторичной информации (результаты аналитических исследований), необходимой для информационного обеспечения решения поставленной задачи;

6) уточнить формулировки информационных потребностей.

Второй стандарт. Компетенции, позволяющие работать на рынке информации с учетом законодательных и этических норм:

1) знание авторских прав на интеллектуальную собственность;

2) знание законных способов использования авторских материалов;

3) знание законодательства в области прав собственности на информацию;

4) знание законодательства в части права на доступ к информационным ресурсам;

5) знание законодательства в части защиты информационных ресурсов, отнесенных к государственной тайне и конфиденциальной информации;

6) знание законодательства в части сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения.

Третий стандарт. Оценка полученной информации:

1) знание структуры и общих характеристик мировых информационных ресурсов;

2) знание источников метаинформации; умение находить информационные агентства, которые могут предоставить необходимые данные;

3) умение разработать план поиска необходимой информации и провести оценку стоимости ее получения;

4) навыки поиска информации в профессиональных базах;

5) навыки поиска деловой информации в Интернете; освоение языков запросов ведущих поисковых систем Интернета;

6) оценка результатов поиска по полноте, точности и достоверности;

7) пересмотр стратегии поиска в случае необходимости.

112

Высшее образование в России • № 9, 2007

Четвертый стандарт. Знания и умения оценки полученной информации:

1) знание принципов и критериев оценки информации по полноте, точности;

2) знание принципов оценки достоверности полученной от источника информации;

3) сопоставление информации, полученной из различных источников; умение выделить информацию, основанную на пристрастиях;

4) умение сравнивать новые знания с имеющимися;

5) умение определить соответствие полученной информации поставленным целям;

6) умение определить выгоды от полученной информации;

7) умение при необходимости определить потребности в дополнительной информации.

Пятый стандарт. Использование найденной информации для решения конкретной задачи или проблемы:

1) умение разработать структуру отчета, аналитической справки в соответствии с поставленной целью;

2) умение корректно использовать полученную из мировых ресурсов информацию для обоснования выводов и предложений;

3) умение применять современные информационные технологии для подготовки отчета;

4) знание правил оформления текста, таблиц, рисунков в отчетах и аналитических справках;

5) умение в соответствии с существующими стандартами и правилами оформлять список литературы и источники деловых ресурсов Интернета и устанавливать ссылки на эти источники в тексте.

В Австралии стандартам информационной грамотности уделяется большое внимание, в том числе на правительственном уровне. В результате были выработаны стандарты информационной грамотности для высшего образования, которые выражаются в следующих шести требованиях к уровню компетенций [6].

1. Осознание информационной потреб-

ности и понимание структуры информационного пространства.

2. Навык эффективного и рационального поиска необходимой информации.

3. Умение критически оценить ценность, стоимость информации и самого процесса ее поиска.

4. Управление сбором информации или ее созданием.

5. Применение имеющейся и новой информации для выработки новой концепции или понимания.

6. Использование информации с пониманием и признанием культурных, этических, экономических, правовых и социальных аспектов.

Великобритания. Модель обучения информационной грамотности, предложенная SCONUL (The Society of College, National and University Libraries), основывается на семи компетенциях [7].

1. Выявление информационной потребности.

2. Определение информационных ресурсов, к которым относится искомая информация:

a) рассмотрение информационных ресурсов, которые могут содержать необходимую информацию, включая печатные и электронные источники;

b) выбор тех информационных ресурсов, которые больше всего отвечают информационной задаче и являются доступными;

c) понимание факторов, влияющих на доступность информационных ресурсов.

3. Построение стратегии поиска информации:

a) формулирование информационной потребности в соответствии со структурой используемых информационных ресурсов;

b) развитие системного метода поиска в соответствии с искомой информацией;

c) понимание принципов построения и представления информации в базах данных.

4. Осуществление доступа к информации:

a) выбор оптимального метода поиска, построение поискового запроса;

b) использование коммуникационных и информационных технологий, включая

ONLINE EDUCA

113

возможности академических международных сетей;

с) использование соответствующих услуг индексирования и аннотирования информации, индексов цитирования и баз данных.

5. Оценка информации и ее сопоставление с информацией из других источников:

a) выявление ценностной нагруженно-сти (пристрастности) информации;

b) понимание процессов рецензирования академических и научных изданий;

c) извлечение недостающей информации.

6. Применение информации, ее интеграция и передача:

a) создание ссылки на информацию в отчете или диссертации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b) построение собственной библиографической системы;

c) применение информационных ресурсов в решении поставленной задач;

с1) передача информации эффективным способом;

е) понимание авторских прав и ответственности за плагиат.

7. Синтез информации и имеющихся сведений, способствующий выработке нового знания.

Практически во всех университетах Великобритании решается задача формирования информационных компетенций. Некоторые вузы берут за основу вышерассмотренную модель, другие разрабатывают свои собственные стандарты для всех уровней обучения.

Программы формирования информационных компетенций охватывают, как правило, не только студентов, но и сотрудников университетов, в первую очередь преподавателей.

Анализ опыта зарубежных вузов по выработке у студентов информационных компетенций позволяет выделить три направления реализации этих программ:

1) подготовка на базе библиотек;

2) обучение на базе специализированных центров;

3) интеграция дисциплин по формированию информационных компетенций в

учебные планы подготовки бакалавров и магистров.

В МЭСИ вопросам обучения студентов информационной грамотности традиционно уделяется большое внимание. С начала 1990-х гг. преподавателями университета проводятся научные исследования в области информационных ресурсов.

Более 10 лет ведется подготовка в области информационных компетенций на основе системы информационной подготовки студентов, в которую входят следующие дисциплины:

• Мировые информационные ресурсы (МИР);

• Международный информационный бизнес;

• Деловые ресурсы Интернета;

• Мировые информационные ресурсы. LexisNexis;

• Отраслевой и региональный анализ на базе МИР.

Эти курсы представляют собой блок взаимосвязанных дисциплин, отвечающих требованиям в области информационных компетенций.

Литература

1. Гендина Н.И., КолковаН.И., Скипор И.Л.,

Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. -М., 2003. - С.11.

2. Селетков С.Н. Мировые информационные

ресурсы и проблемы поиска информации // Системы и средства информатики. -М., 2006.

3. Лау Х. Руководство по информационной

грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М., 2007. - С. 7.

4. Presidential Committee on Informational Literacy.

Final Report. - Chicago: American Library Association, 1989. - http://www.ala.org/ala/ acrl/acrlpubs/ whitepapers/ presidential.htm

5. The Information Literacy Competency Standards for Higher Educational. - http:// www.ala.org/acrl/ilcomstan

6. http:// www.anriil.org/ index.htm

7. Learning Outcomes and Information Literacy.

- UK: SCONUL, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.