Научная статья на тему 'Сетевое искусство'

Сетевое искусство Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

534
69
Поделиться
Ключевые слова
ИСКУССТВО / СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Проект Юлия Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сетевое искусство»

Наш словарь

Библиографический список

1. Гурулев И. В. Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994— 2004: Автореф. дис. ... канд. иск. М., 2005.

2. Долгополое А. Художественная литература в Рунете. Формы хранения и способы функционирования. — http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/03463333.html

3. Караковский А. История и практика сетевой литературы (2004). — http://www.net-slova.ru/karakovski/rulinet.html

4. Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо (1999). — http:// www.netslova.ru/teoriya/kuznet.html

5. Adrian, Robert Net. art on nettime (Posting vom 11. Mai 1997). — ljudmila.org/nettime/ zkp4/37.htm

Ю. Л. Проект

СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО

СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО (NET ART) — новый способ создания и функционирования произведений искусства, в основе которого лежит использование сетевых технологий. Подобные произведения характеризуются двумя специфическими характеристиками: интерактивное взаимодействие с аудиторией и невозможность их существования вне сети. Произведения сетевого искусства характеризуются высокой динамичностью и пластичностью. Процесс их функционирования может приводить к существенному изменению содержания самого произведения. Это вызвано быстрым ростом технологических и медиальных возможностей их создания и влиянием аудитории сетевого искусства, практически моментально откликающейся на его содержание.

Существование сетевого искусства порождает проблемы критериев искусства, когда традиционные эстетические критерии отходят на второй план. Сетевое сообщество стихийно определяет собственные ценностные критерии его содержания, среди которых ведущей ценностью становится потенциальная возможность произведения вызывать эмоциональный отклик у виртуальной группы и способствовать развитию виртуальной коммуникации, связанной с общим обсуждением актуальных жизненных проблем. Важным свойством сетевого искусства является возможность творческого проявления любого пользователя сети, который может выступить как соавтор и соучастник творческого процесса, который, в свою очередь, также открыт для наблюдений, обсуждений и совместных действий в сетевом сообществе. Сетевое искусство становится авангардом развития новой, открытой и демократичной сетевой культуры. В то же время указанные обстоятельства определяют большую зависимость форм, способов и содержания сетевого искусства от социально-психологических особенностей сетевого сообщества, выраженную конформизмом и стремлением завоевать аудиторию за счет шокирующих и сенсационных элементов форм и содержания выставляемых в сети арт-продуктов.

Немаловажным обстоятельством трансформации критериев сетевого искусства становится динамичное развитие компьютерных технологий, используемых в ходе создания интернет-произведений. Необходимость постоянного освоения более совершенных технологических форм и адаптация к быстро изменяющимся условиям среды Интернет все больше препятствует сосредоточению на художественных целях и средствах создания произведений искусства. В этом плане сетевое искусство рассматривают как частную форму электронного искусства, а в более широком контексте — технологического искус-

Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012

ства, что накладывает отпечаток на его содержание, художественные приемы и средства выразительности.

В настоящее время сформировались жанры сетевого искусства: художественные сайты, почтовые проекты (в рамках которых участники вносят изменения в содержание произведения и отправляют его дальше по электронной почте), художественный интернет-софт, художественные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т. д. В рамках указанных жанров существует большое количество конкретных форм, таких, например, как браузер-арт, спам-арт, форм-арт и т. д.

Библиографический список

1. Ализар А. Феномены интернета: сетевое искусство // Вебпланета. 2004. — http://webplanet.ru/ news/focus/2004/6/16/net_art.html

2. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М., 2008.

3. Rudolf Frieling, Dieter Daniels. Media Art Net, Survey of Media Art. 2004.

4. Umberto Eco, Opera Aperta (1962), engl. As The Open Work, Cambridge, MA, 1989.

Т. П. Зайченко

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Информационная культура — одна из граней общей культуры современного человека [1. С. 32].

Информационная культура личности — совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационное мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизацию, информационные системы, информационное общество и место человека в нем, которые проявляются в смыслах и ценностях, мотивах деятельности с информацией. Именно информационное мировоззрение выступает главным смыслообразующим фактором понятия «информационная культура» [2. С. 34].

Исходя из определения информационная культура включает в себя две базовые составляющие: информационно-мировоззренческую и информационно-деятельностную.

Информационно-мировоззренческая составляющая информационной культуры предполагает социокультурный (знание и проявление норм и правил работы с информацией общего пользования) и информационно-нравственный компоненты.

Информационно-деятельностный компонент информационной культуры подразумевает культуру работы с информацией и владение для этого соответствующими технологиями.

В настоящее время выделяют следующие уровни сформированности информационной культуры личности [3, 5]: 1) информационные навыки, включающие способность пользоваться информационными технологиями и обращаться с информацией; 2) информационная грамотность — способность осознавать необходимость в той или иной информации и получать различного рода информацию как в печатной, так и в электронной форме; умение отбирать ресурсы, наилучшим образом соответствующие и удовлетворяющие решению