Научная статья на тему 'Информационная компетентность как инновационно значимый элемент системы образовательного пространства старшеклассников'

Информационная компетентность как инновационно значимый элемент системы образовательного пространства старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Виктория Борисовна

Рассматривается информационная компетентность, определение понятия о внутренних и внешних исследователях, дается независимый аспект понятия в структуре феноменологического, генетического, социального, культурного, функционального, активно-деятельностного, синергетического, систематического и информативного подходов. Автор предлагает стратегию развития информационной компетентности, указывая на возможные способы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность как инновационно значимый элемент системы образовательного пространства старшеклассников»

Бондарева виктория Борисовна

Заместитель начальника

МУ «отдел образования Ленинского района города ростова-на-дону»

344083, РФ, г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 35 Контактный телефон: (63) 282-02-98 е-таН: victoria.bondbor@mail.ru

Информационная компетентность как инновационно значимый элемент системы образовательного пространства старшеклассников

Аннотация. Рассматривается информационная компетентность, определение понятия о внутренних и внешних исследователях, дается независимый аспект понятия в структуре феноменологического, генетического, социального, культурного, функционального, активно-деятельностного, синергетического, систематического и информативного подходов. Автор предлагает стратегию развития информационной компетентности, указывая на возможные способы ее развития.

Современная ситуация развития гражданского общества характеризуется модернизацией российского образования, ужесточением требований и стандартов с целью улучшения его качества. Образовательный процесс XXI века ориентирован на преобразования в рамках компетентностно-го подхода, где ключевым понятием выступает компетентность как преподавательского состава, так и обучающихся.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. среди тенденций мирового развития отмечает «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности». Полагаем, это связано с тем, что современная информационная среда насыщена множеством

источников информации. Содержание информации, наполняющей эти источники, претерпевает непрерывные и постоянные изменения.

Таким образом, актуальность исследования информационной компетентности определяется:

• постоянными изменениями, происходящими в обществе, появлением и развитием цифровых ресурсов, а также новых средств обработки информации;

• важностью формирования умений оперативно ориентироваться в информационной среде, отбирать и использовать оптимальный комплекс источников информации, эффективно применять новые технологии поиска и обработки информации.

В научных исследованиях и публикациях, посвященных модернизации образования, понятия компетентности и компетенции являются основными. Однако на сегодняшний день они не име-

ют однозначного определения и трактуются в зависимости от позиции авторов.

Под компетенцией понимаем заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.

От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.

Перечень ключевых компетенций, предложенный в документах модернизации российского образования, сводится к следующему:

• овладение общеучебными умениями и навыками;

• воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке своей деятельности.

• формирование умений учебного сотрудничества, формирование элементов коммуникативной речевой и языковой компетентности.

Изучение феномена информационной компетентности показывает, что, несмотря на интенсивное развитие науки об информационной компетентности, определенной его трактовки не существует. Это объясняется, по мнению Н. Б. Зиновьевой, «многомерностью и сложно-

I-

стью самого феномена, многоаспектностью его рассмотрения и ограниченным временным отрезком его исследования» [1. С. 72].

Ряд авторов информационную компетентность понимают как способность личности ориентироваться в потоке информации, как умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, как умение на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему. Информаци онная компетентность рассматривается и как осново полагающий компонент информационной культуры, которая, в свою очередь, является частью общей культуры личности [2-6].

И.А. Зимняя относит информационную компетентность к профессиональной деятельности человека и выделяет в ее составе несколько взаимосвязанных частей [7].

С.В. Тришина определяет информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [8].

При этом информационной компетентности присущи следующие свойства:

• дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

• относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определенном пространственно-временном отрезке;

• структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

• селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

• аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - ак-

кумуляции, становятся шире, глубже, объемнее;

• самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

• «полифункциональность» -наличие разнообразных предметно-специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункци-ональной).

С.В. Тришина выделяет также следующие функции информационной компетентности:

• познавательную, направленную на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

• коммуникативную, носителями которой являются семантическая компонента, носители информации;

• адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

• нормативную, проявляющуюся прежде всего как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

• оценочную, предполагающую умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;

• интерактиавную, направленную на активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации [8].

В работе Н. Насыровой исходными положениями процесса развития информационной компетентности считаются:

• мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

• совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему совре-

менного информационного общества;

• знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

• опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

• опыт отношений «человек -компьютер» [9].

В психолого-педагогической науке содержательный аспект понятия «компетентность» преобразовывался и определялся в рамках следующих подходов:

• феноменологического -компетентность понималась как следствие особого типа организации предметно-специфических знаний, как первая ступень к индивидуальной одаренности;

• генетического - как результат адаптации человека при взаимодействии с окружающим миром;

• социокультурного - для представителей данного направления компетентность является результатом социализации и воздействия культуры;

• процессуально-деятельностного - компетентность как результат деятельности;

• функционально-уровневого - компетентность как совокупность распределенно-уровневых познавательных процессов;

• синергетического - как условие самоорганизации психической деятельности;

• системного - компетентность как совокупность интегральных характеристик личности. Данный подход дает возможность выявить интегральные свойства компетентности, ее признаки, являющиеся отличительными особенностями объекта;

• информационного - компетентность как отражение процессов переработки информации. Таким образом, информационная компетентность понимается как новая грамотность, куда включены умения активной и самостоя-

тельной обработки информации, принятия неординарных решений в нестандартных условиях с использованием информационных технологий, а также навыки уверенного пользователя персональным компьютером, владение ораторским искусством и всем тем, что связано с публичными выступлениями.

В качестве понятия, смежного с информационной компетентностью, следует рассматривать информационную культуру, которая гораздо шире информационной компетентности. Под информационной культурой чаще всего понимается «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [10].

Информационная культура соотносится не столько с личностью, сколько с обществом. Культурное разнообразие современного мира во многом связано с возможностями доступа к информации, с доступностью современных информационных технологий.

Два социальных института, которые решают проблему информационной «безграмотно-

сти», - образование и культура, т.е. учреждения образования и библиотеки.

Учреждения образования распространяют свою деятельность на детей и молодежь, т.е. население, включенное в систему формального образования, а библиотеки организуют информальную систему (самообразование). Благодаря библиотекам взрослое население получает сравнительно доступный вход в компьютерные (в том числе сетевые) технологии через систему библиотечного обслуживания, удовлетворяющую

самообразовательные потребности личности (информальное образование).

Использование социального института культурологического направления (библиотеки) в решении ликвидации технологического отставания позволит избежать технократического перекоса, характерного для современной России. С одной стороны, молодое поколение переоценивает возможности информационных технологий в системе социальных коммуникаций и порой подменяет реальное общение виртуальным. С другой стороны, использование компьютерных технологий старшим поколением недооценивается. Очень часто старшее поколение не видит огромной коммуникативной роли, которую играет компьютер, возможностей приобщения к культурным ценностям, предоставляемых Интернетом. Сознательное игнорирование этого явления (глобальной сети, компьютерных технологий, виртуальной реальности и т.п.), характерное для людей старшего поколения, является следствием «цифровой некомпетентности».

Полагаем, что развитие социальных институтов (образование и культура) поможет преодолеть информационный кризис современного общества, заключающийся в огромном потоке информации и невозможности ее усвоения отдельным человеком. В данных условиях актуальным становится повышение результативности и управления развитием ключевых компетентностей личности, в том числе информационной компетентности, через систему образования и культуры.

Информационная компетентность является одной из инновационных составляющих, позволяет на качественно новом уровне осваивать новые знания; корректировать и формировать эффективные стратегии развития способностей и умений в определенных видах деятельности; восстанавливать утерянные знания, умения и навыки; контролировать, развивать и оценивать наличный уровень знаний и умений; вырабатывать умения и навыки решения практических задач в избранной предметной области; анализировать и принимать решения в нестандартных проблемных ситуациях. Необходимость реализации данных умений обусловлена потребностью современного школьного образования в новых формах и методах обучения, расширением информационного поля, информационной технологизаци-ей учебного процесса.

Проанализировав и обобщив подходы к определению компетентности, полагаем, что компетентность имеет личностную составляющую, которая связана с социально-культурным развитием личности и общества в целом.

Разработка концептуальных оснований, уточнение существенных характеристик и педагогических условий формирования, структуры и содержания технологии развития информационной компетентности являются

одним из перспективных направлений совершенствования системы педагогического пространства.

С целью реализации поставленных задач необходимо правильно и четко определить критерии информационной компетентности и спроектировать педагогические условия образовательного пространства для их достижения:

• умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ);

• моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности;

• моделирование и проектирование работы коллектива;

• умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационнокоммуникационных технологий;

• использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий.

Образовательная ситуация демонстрирует потребность и необходимость развития информационной компетентности у школьников. Особенно это является актуальным для учащихся старших классов, для которых проблемы профессионального самоопределения и профессионального роста являются наиболее значимыми на данном этапе. Информационные технологии оказываются мощным оптимизирующим средством, помогающим старшекласснику определить содержательный профиль дальнейшего профессионального обучения, выстроить индивидуальную образовательную траекторию самореализации и самоорганизации. Высокий уровень развития информационной компетентности у учащихся старших классов способствует плавному вхождению в новую образовательную среду, ориентации личности на получение значимого образовательного продукта, актуализации субъектной позиции, нахож-

дению оптимальных для конкретной личности методов и средств профессионального и личностного преобразования (очное, заочное, дистанционное обучение, использование интернет-ресурсов).

Для решения поставленной задачи необходимо:

1 Разработать диагностические методики для определения уровня развития информационной компетентности.

Полагаем, что данные методики должны быть направлены на диагностику информационных, аналитических, прогностических, проективных, организационных, коммуникативных и ориентационных умений. Считаем целесообразным также использование проективного метода и метода портфолио.

2 Создать и апробировать программу развития информационной компетентности.

Основные пути развития информационной компетентности у старшеклассников предполагаем через выполнение следующих задач:

• повышение уровня мотивации учащихся на получение лич-ностно значимого образовательного продукта;

• актуализация субъектной позиции личности;

• развитие комплекса умений, характеризующихся стремлением личности к самообразованию, самообучению, самоорганизации, саморазвитию;

• расширение и углубление собственного опыта, круга интересов, формирование поля творческой самореализации с использованием информационных технологий;

• использование комплекса методов и приемов, стимулирующих развитие когнитивного, рефлексивного, коммуникативного, ценностно-мотивационного компонентов личности;

• моделирование условий, обеспечивающих реализацию техно-

логии развития информационной компетентности.

Методами решения поставленных задач считаем:

• использование творческих заданий;

• вовлечение учащихся в беседу;

• постановку и решение проблемных ситуаций;

• выполнение индивидуальных практических работ;

• уровневые самостоятельные и контрольные работы;

• проектную и экспериментальную деятельность.

В качестве инновационного метода полагаем использование мультимедийных технологий. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что «детская природа требует наглядности». Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока, в которой:

• образовательный аспект сводится к восприятию учащимися учебного материала, осмысливанию связей и отношений в объектах изучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развивающий аспект подразумевает развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности учащихся;

• воспитательный аспект сводится к формированию научного мировоззрения, умению четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.

3 Сформировать индивидуальный маршрут обучения.

Таким образом, проблема исследования информационной компетентности заключается в необходимости научной проработки содержания, условий формирования и методов развития. На данном этапе развития образовательного пространства становятся востребованными инновационные технологии развития информационной компетентности, выступающие инструментом самоорганизации, самообучения, саморазвития профессионального и личностного жизненного пространства.

ИСТОЧНИКИ

1. Зиновьева Н.Б. Информационная культура: современные подходы к рассмотрению объема понятия. М., 1999.

2. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: сб. метод. материалов. Кемерово, 1999.

3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика,технология формирования: учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999.

4. Голунова Л.В. Научно-теоретическое обоснование понятия «информационная грамотность» // Материалы Всерос. науч. конф. «Наука и образование» (г. Белово, 12-13 апреля 2002 г.). Режим доступа: http://belovo.kemsu.ru/conferens/ conferens1/tezis/Sek5_1/26.html#a1.

5. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.

6. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицина А.П. Направления модернизации педагогического образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. Ч. 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

8. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm.

9. Насырова Н. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов // Материалы конф. «Информационные технологии в гуманитарных науках». Режим доступа: http://www.kcn/ru/tat_-ru/universitet/ gum_konf/ot1.htm (май 2000)

10. Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития // Десятая Междунар. конф. «Крым 2003». «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества». Режим доступа: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/. Ц

- ¿.у

■V,

'y-J :

\Ÿ4p-m Wffi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.