Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERN SOCIETY / NATURAL RESOURCES / INFORMATION / INFORMATION CULTURE / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бакастова Ю. В.

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры. Это явление рассматривается как социальное и экономическое понятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2013. №1(16).

УДК 008

Ю.В. Бакастова

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры. Это явление рассматривается как социальное и экономическое понятие.

Ключевые слова: Modern society, Natural resources, information, information culture, a socio-economic system.

Современное общество представляет собой социально-экономическую систему, опирающуюся на разнообразные ресурсы естественного и искусственного происхождения. Естественные ресурсы - земля, капитал, труд позволили обществу достичь того уровня развития, в рамках которого стало возможным появление такого специфического ресурса как информация [1, с. 214-220]. Информация как искусственный ресурс сформировала особое социально-экономическое пространство информационной культуры.

Информационная культура определяется как:

- взаимосвязь знаний и представлений, накопленных в процессе развития общества;

- разнообразие видов работ с информацией (получение, накопление, переработка, созидание и ее практическое использование);

- поведение в социуме;

- методика применения накопленной социальной информации.

В настоящее время наиболее актуальным является разделения понятий «информация» и «культура». Информация - это совокупность накопленных знаний, умений и навыков. А культура, облагораживая содержание этого понятия, является феноменом, определяющим общение и отношение человека к обществу.

Человек - это своеобразный показатель уровня зрелости культуры, ее достоинств и недостатков, характера и содержания. Любое изменение культурных слоев в обществе, где находится человек, влияет на его изменение как индивида. В современном мире общение с обществом осуществляется специфическими методами, которые не были известны человечеству до развития информационных технологий (ТВ, радио, интернет и т.д.). Исходя из этого, адаптация и ориентация личности происходит во много раз быстрее, чем это было в прошлом. Возросший объем информации, действующей на личность, слишком велик для человека, не имеющего внутреннего стержня личной воли и традиций, к адаптации измененных условий среды, если он не обладает культурным потенциалом.

Всеобщая информатизация все более влияет на культуру. Показателем этого внедрения является информационная культура. К.Э. Разлогов утверждал, что «20 век не столько породил конфликт между техникой и культурой, сколько углубил взаимодействие между ними. Так как современные формы культуры (кино, радио, звукозапись, ТВ, видео, интернет в сфере досуга и творчества) связаны с техникой и вырастают из техники» [2, с. 2]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что информационная культура является длительным процессом и ее становление и развитие обосновано развитием человечества в целом.

Человек - творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой связи с деятельностью человека и заключено своеобразие информационной культуры. Именно поэтому об информационной культуре человека судят не потому, что он думает о себе сам или каким он кажется окружающим, а по реальным результатам его самостоятельной деятельности, поведению и образу жизни.

Поскольку формирование и развитие информационной культуры переходит на уровень личности, возрастает значение системы образования в ее решении. Культура личности проявляется в его поведении, отражающем информационное мировоззрение субъекта. Поведение человека характеризуется умениями и навыками осуществления операций с информацией, способность к самоанализу и саморегуляции [3, с. 3] .

© Бакастова Ю.В., 2013.

Вестник магистратуры. 2013. № 1(16).

ISSN 2223-4047

Информационная культура является частью совместной деятельности сообщества людей, а также самоорганизующейся системой, связанной с постоянно действующими потоками информации. Являясь частью культуры, она способна к стабилизации и закреплению форм культурной собственности сообщества людей и находится в постоянном обмене информацией.

Человечество не раз потрясали информационные кризисы, дающие развитие (по спирали) на более высокую ступень. Компьютерные технологии вызвали очередной информационный кризис. Так как автоматизировали некоторые информационные процессы. Современная информационная культура впитала в себя все свои предыдущие формы и соединила их в единое целое, что не всегда может быть понято малообразованными или недостаточно культурными личностями.

На каждом качественно новом этапе формы культуры обогащаются новыми возможностями, и в данном контексте информационную культуру следует рассматривать не как абстрактное понятие, а априори свойство личности, позволяющее адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях своего развития и влияния формирования культуры (информационной) и как основы развивающегося социума.

Исходя из вышесказанного, уровень информационной культуры напрямую зависит от взаимодействия личности с окружающим миром, личного интеллекта и его обменом информацией. Достойный уровень культуры индивида должен включать все компоненты и взаимосвязи, которые позволяют ему свободно общаться и развиваться в обществе людей. Но есть и моменты, на которые нужно обратить внимание:

1. Информационную культуру личности нельзя рассматривать отдельно от других типов культур (культура труда, культура общения, политическая культура).

2. Для полноценного понимания культуры личности необходимо создание реальной исторической модели общества, в которой оно развивалось, уважение традиций, преданий и накопленного опыта предыдущих поколений.

3. Информационная культура личности предполагает толерантность, терпимость к мнению любой личности, поведению, мировоззрению и отношению к ней как к социальному феномену (индивидуальности).

Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. Это социальная защита индивида, способная к постоянному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности в соответствии с возникающей социальной ситуацией, регулированию собственного поведения на основе адекватного анализа ситуации.

Информационная культура личности - условие устойчивого и безопасного развития в принципиально новом, современном культурно-образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Разлогов К.Э. Культура - глобальная и/или массовая // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 143-156.

2. Скворцов Л.В. Информационная культура и проблема метаобразования // Культурология: дайджест / ИНИОН. 1999. № 3.

3. Слива С.В. Экономическая система как объект исследования современной экономической теории // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 214-220.

БАКАСТОВА Юлия Владимировна - магистрант факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.